Научная статья на тему 'Тихий свет Василия Семенихина'

Тихий свет Василия Семенихина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИКИ / АМУРСКИЕ ХУДОЖНИКИ / БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКОВ / КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ / ПЕЙЗАЖИ / БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ / СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПОЛОТНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малахова Юлия Владимировна

Краткая биография и анализ творческой деятельности художника Василия Семенихина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тихий свет Василия Семенихина»

Дизайн. Живопись

УДК 75 (живопись)

Ю.В. Малахова

ТИХИЙ СВЕТ ВАСИЛИЯ СЕМЕНИХИНА

Краткая биография и анализ творческой деятельности художника Василия Семенихина.

The brief biography and analysis of the creative activity of the Amur artist Vasily Semenikhin. Author of the article examines the artist’s work, makes their analysis.

Есть таланты, проявлению которых во многом способствовали годы, проведенные в специальных учебных заведениях - институтах, университетах, академиях. Это, так сказать, классический путь. Но есть и такие, учителем и поводырем которых к вершине творческого взлета становится сама жизнь. К числу их с полным правом можно отнести Заслуженного художника России, члена Союза художников России, лауреата премии «Молодость Кузбасса» Василия Николаевича Семенихина. Будущий художник родился в г. Кемерово в 1932 г., азам живописи обучался в Нижнетагильском промышленно-художественном училище [1]. Но его академией стала жизнь: не закончив по разным обстоятельствам художественное училище, он тем не менее вошел в мир искусства и достиг замечательных творческих успехов. Талант, трудолюбие и безграничная любовь к своему делу помогли ему стать профессионалом высокого класса. Уже в начале 60-х гг. определилась главная тема его творчества - промышленный пейзаж: Кемерово и города Кемеровской области, Амурская область, о-в Сахалин, острова Курильской гряды, Узбекистан, Казахстан, Белоруссия, Украина, север и средняя полоса России. Здесь он встречал будущих героев своих картин, портретов и пейзажей. До последних дней жизни художник был полон энергии, творческих замыслов и продолжал работать в своей мастерской в Благовещенске, ставшим для него вторым домом. В город на Амуре он приехал по приглашению местного Союза художников в творческую командировку, да так и остался здесь навсегда [4].

Картины В. Семенихина - пейзажи, бытовая и станковая живопись, индустриальные полотна, отражающие природу Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, бурную жизнь городов, новостроек, - выставлялись на многочисленных художественных выставках в родной Сибири и Благовещенске, почти в 80 крупнейших городах СССР, России, в Москве.

Сам кузбассовец, он отдал творческую дань своему краю: «Кедровский разрез», «Углеград», «Окраина Запсиба», «Плавка» и другие его работы экспонировались на центральных выставках в Москве [8]. В своем творчестве он стремился к большому обобщению, искал свое выражение окружающего мира. Работы Семенихина волнуют неповторимостью. В них воспеваются величие человеческих тел, неповторимость разных уголков земли. Его пейзаж «На полях Кузбасса» - это хлебный каравай, земля, покрытая золотым полем зреющей пшеницы; как ожерелье окружают его голубые дали реки Томи, берега которой окаймлены темным сосновым бором. От холста веет теплом земли, кажется, будто слышишь золотой звон. Написан пейзаж на первый взгляд легко, но всмотревшись внимательно, убедишься в обратном - сколько трудов и мыслей вложено в эту картину!..

Индустриальные пейзажи художник пишет с таким накалом, что ощущаешь их горячее дыхание и трудовой пульс. Острота композиции, ритмика, цветовой образ - все работает слаженно, дополняя друг друга. Художник избегает многословия, концентрируясь на внутренней тематической завязке. Его картины отличаются неповторимостью мотивов, композиций. Легко и свободно оперируя цветом, тоном, обладая завидной работоспособностью, он всегда был в хорошей творческой форме. Работы, посвященные деятельности человека, имеют у него жизнеутверждающий характер.

Тонкого лиризма и искренности исполнены полотна, воспевающие неброскую красоту и очарование русского пейзажа. Своеобразное композиционное и цветовое решение, глубина и содержательность образов завораживают зрителя, волшебная кисть художника словно уводит его из мира повседневности, пробуждая возвышенные чувства и стремления. Василий Николаевич обладал редким даром видеть в обыденном необычное и по-детски искренне радоваться этому. В его картинах почти нет ярких красок, тона в основном приглушенные, спокойные. Природа -основной источник его творчества, вдохновения и сил, а любимое время года - осень. От картин Василия Семенихина в душе надолго остается тихий свет. Не покидает ощущение, что ты когда-то наяву видел эту сельскую церквушку на пригорке и деревенский старенький домик тоже...

Василий Николаевич развивал замечательные реалистические традиции русской пейзажной живописи. Его пейзажи глубоко продуманны, хорошо скомпонованы и выполнены на высоком профессиональном уровне. В них ясно выражены глубина чувств художника, его искренняя увлеченность неповторимой красотой окружающего мира.

Пейзаж «Окраина Запсиба» привлекает своеобразной композицией [8]. Гигантские «грибы» кислородных емкостей вошли в быт и вписались в современный пейзаж так же неожиданно, как и коровы, мирно пасущиеся вблизи завода, и только знойное небо покрыто красноватой заводской пылью. Все так необычно и в то же время настолько убедительно и тепло, а главное - здесь нет ни малейшей фальши.

К пейзажу «Рабочие будни» художник подошел с присущим ему динамизмом [8]. Автор с большой ответственностью отнесся к решению важнейшей темы современности, отыскивая новую содержательную красоту в современном индустриальном пейзаже. Картина подкупает образной декоративной щедростью и наличием природного колористического чутья. Белые дымы, как белые лебеди, парят над темным силуэтом завода. Мощная густая живопись как бы плавится под действием температуры домен, светлые фигурки придают всему монументальность и величие. Это подлинный гимн труду.

Большой, написанный в светлых радужных тонах пейзаж «Дыхание весны» построен на тончайших нюансировках цвета, главным образом, сближенных тонов. Написан он прозрачно и легко, как бы на едином дыхании и создает у зрителей соответствующий настрой - ощущение легкости, простора, света. Большие размеры не смущают В. Семенихина. Обладая завидной практической сноровкой, он умеет энергично и стройно организовать холст.

Художник отлично чувствует пластическую красоту окружающего мира, поэтому уделяет большое внимание линии, ритмическому построению произведения. Его работа «Земля», написанная сочно, мощно, воспевает момент, когда земля готовится цвести и плодоносить. Стремление к образной насыщенности отличает многие пейзажные произведения Семенихина. Его работы свидетельствуют о глубоком, внимательном отношении к природе и в то же время о большой любви художника к своему делу [8].

Глядя на его картины, переносишься в изображенный на полотне уголок природы, ощущаешь ее так, словно сам стоишь в затихшем, заснеженном лесу или на солнцепеке в

пробуждающейся весенней роще. Сколько души и откровения вложено художником в каждую работу!

К Дальнему Востоку, к Приамурью Василий Николаевич прикипел душой. Картина «Утро на станции Сковородино» (была написана в 1977 г.) [S]. Это утренняя рань, первые неопределенные всполохи на небе, темная сырая земля, расплывчатые силуэты поездов, сверлящие будто горящими глазами утреннюю темноту низкого горизонта. Фиолетово-серая площадка перрона пуста, только рабочие-осмотрщики, похожие в оранжевых куртках на светляков, проверяют тормозную систему вагонов. В утреннем пейзаже что-то таинственное, ожидающее... Автор оставляет зрителю место для раздумий.

Еще один амурский пейзаж - «Поселок Уэлген» [S]. Мастер кисти выбрал точку птичьего полета, придал широту прекрасному и сказочному миру. Морозный вечер. Поселок окружен безмолвными перевалами пластичных сопок, замыкающимися у горизонта величественной белой вершиной горы Изоп, местами их рассекают прожилки облаков. У подножия сопок приютился эвенкийский поселок. Запоздалые геодезисты, идущие в поселок, оленевод на нартах остановился у освещенного окна. Ритмично и мягко вливаются одна в другую горы. Это создает движение всего пейзажа. Тонкий цветовой колорит делает поселок неповторимым. Сколько раздумий, неповторимой щемящей тоски и радости.

Художник любил ездить по Приамурью, Сахалину, Курилам, Камчатке, Приморскому краю, Уралу, Сибири, Он бывал в Индии, Непале, Монголии, Германии, Китае. И везде его спутниками были этюдник и альбом. После каждой поездки масса этюдов, рисунков, а главное -выставки новых работ. Неутомимый путешественник, объехавший полмира с этюдником за плечами, в каждом своем холсте признается в любви к родной земле и живущим на ней людям. И неважно, что становится предметом изображения: кемеровский завод-гигант, амурская

деревенька, оленевод из Якутии - все на полотнах художника живет, дышит и вызывает особый эмоциональный отклик у зрителя. Живописец не копирует действительность, а пропускает ее через душу и сердце, наполняя полотна собственными переживаниями. Поэтическое мировосприятие, способность увидеть и передать пленительную красоту окружающего мира помогали художнику создавать на своих полотнах нужное настроение.

Но не только пейзажем удивлял Семенихин. Великая Отечественная война глубоко волновала живописца. На эту тему им создана серия работ. Характерна картина «Следы фашизма», отражающая страдания и боль человеческой трагедии. Работа написана с глубоким драматизмом, в густых мрачных тонах, скорбящие люди, прощание...

А картина «Вернулись» - это раннее холодное утро на окраине сожженного села [S]. В скорбном молчании у разрушенного дома стоят два изможденных пожилых человека, кругом следы разрухи. Прижавшийся к груди матери мальчик смотрит воспаленными и испуганными глазами на зрителя, просит помощи и сострадания.

Работы Семенихина напоминают, что есть вечные ценности, одна из которых - поиск пути к Богу. Об этом повествует его картина «День Святой Троицы» [S]. Православный храм в центре композиции настолько органично вписан художником в окружающую его панораму, что становится понятным логика произведения. Крестьянская усадьба - свидетельство постоянных трудов человека во имя хлеба насущного. Озеро на заднем плане и лиственный лес умиротворяют душу приглушенным свечением свежей зелени и спокойно омывающей низкий берег водной синевой. В трудах физических и духовных течет жизнь человека. И хотя на картине мы не видим ни одной человеческой фигуры, но присутствие человека несомненно.

Огромный интерес к познанию мира делает Семенихина интересным художником. Наблюдательность, острое восприятие окружающего отличают его творчество. Его выставки и

творческие отчеты - всегда живые, импульсивные, вызывающие большой интерес у художников и зрителей.

Живописные работы В.Н. Семенихина легко узнаваемы. В них органично сочетаются лучшие традиции русской академической художественной школы и своеобразная творческая манера письма, которой свойственны глубокая экспрессия, выразительность мазка, неповторимость колорита. В работах художника есть приглашение поразмышлять вместе с ним о жизни, полюбоваться родной природой. А через все это обратиться к себе: «Что я могу сделать для того, чтобы каждый миг своего бытия наполнить смыслом?».

Василий Николаевич считал себя счастливым человеком - хотя бы уже потому, что ему повезло с семьей. Он был всю жизнь благодарен Зинаиде Кирьяновне: далеко не каждая женщина будет терпеть вечное отсутствие мужа. А больше месяца находиться в домашних стенах Семенихин не мог - хотелось ехать на натуру. Глядя на картины и этюды В.Н. Семенихина, понимаешь, что обыденное, привычное непостижимым образом возведено им в высший ранг поэтического. Каждый мотив у него интересен своими индивидуальными сторонами. Насколько удачно увиден и передан мотив на полотне, определяется, конечно, мерой таланта художника, его вкусом и восприятием окружающего мира. Работы Семенихина внутренне содержательны и поэтически одухотворены.

Творения художника находятся ныне в музеях художественных фондов России. Москвы, Благовещенска, Кемерова, Новокузнецка. Омска, Томска, Читы, Ташкента, Самарканда, Фрунзе, Алма-Аты, Барнаула, Хабаровска и других городов, а в также частных коллекциях России, Германии, Венгрии, Японии, Китая, США, Кореи, Монголии [1].

Беспокоящая правда полотен В.Н. Семенихина именно в том, что они глубоко реалистичны, поистине прекрасны независимо от жанра. По свойствам своего таланта, по творческим и гражданским убеждениям Василий Николаевич - художник национальный, русский, влюбленный в родную землю, в ее людей. Смотришь на его картины и думаешь: как прекрасна земля вообще, а наша русская - в особенности. Если такое чувство испытывает зритель, то это самая большая награда художнику.

1. Амурские художники. Библиографический указатель / под ред. В.Г. Лецика. - Благовещенск, 2003.

2. Беглов А. И легкая грусть холста... // Амурский комсомолец. - 1978. - 26 июля.

3. Бобошко А. Этот вечный разговор с холстом // Амурская правда. - 2002. - 23 мая.

4. Бобошко А. Последняя выставка // Амурская правда. - 2007. - 25 мая.

5. Дмитриева Ю. Открытие мира // Амурский комсомолец. - 1983. - 13 февраля.

6. Климычева Ю. Умная кисть живописца // Амурская правда. - 2000. - 14 апреля.

7. Суркова Н. Этому художнику веришь // Амурский маяк. - 2002. - 13 сентября.

8. Семенихин В.Н., Семенихин Е.В. Альбом. - Харбин, 2001.

9. Фотьев Н. Постичь и выразить // Амурская правда. - 1983. - 25 февраля.

Амурские просторы. 2004 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дождливый дннь. 199S г.

Зейская ГЭС. 1 9S! г .

Королевски О квартал. 1 9S 3 г.

Старая Ладога. 1975 г.

Следы фашизма. 1979 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.