Научная статья на тему 'Пейзажная живопись на Ставрополье середины ХХ века'

Пейзажная живопись на Ставрополье середины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
682
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ЖАНР / ЖИВОПИСЬ / ОБРАЗ «МАЛОЙ РОДИНЫ» / СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / THE IMAGE OF THE “SMALL MOTHERLAND” / LANDSCAPE / GENRE / PAINTINGS / STAVROPOL REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылова Инна Николаевна

В статье раскрываются особенности развития пейзажной живописи на Ставрополье середины ХХ века. Краткий художественно-искусствоведческий анализ проводится на примере творческого наследия известных художников края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE PAINTING IN THE STAVROPOL REGION MID-20TH CENTURY

The article reveals the features of the development of landscape painting in the Stavropol region mid-20th century. Short fiction-art historical analysis is conducted on a sample of the creative heritage of the famous artists of the province.

Текст научной работы на тему «Пейзажная живопись на Ставрополье середины ХХ века»

ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ НА СТАВРОПОЛЬЕ СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА

Крылова Инна Николаевна

доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета,

РФ, г. Ставрополь E-mail: krylova.inna68@yandex

LANDSCAPE PAINTING IN THE STAVROPOL REGION MID-20TH

CENTURY

Krylova Inna

associate Professor, candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer of chair

design

humanitarian Institute of the North Caucasus Federal University,

Russia, Stavropol

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности развития пейзажной живописи на Ставрополье середины ХХ века. Краткий художественно-искусствоведческий анализ проводится на примере творческого наследия известных художников края.

ABSTRACT

The article reveals the features of the development of landscape painting in the Stavropol region mid-20th century. Short fiction-art historical analysis is conducted on a sample of the creative heritage of the famous artists of the province.

Ключевые слова: пейзаж; жанр; живопись; образ «малой родины»; Ставропольский край.

Keywords: landscape; genre; paintings; the image of the "small motherland"; Stavropol region.

На Ставрополье рано сформировался, и долгое время преобладал жанр пейзажа, возникший на основе этюдов с натуры. Этот жанр традиционно один из самых популярных в искусстве Северного Кавказа. Эта сказочной красоты земля как будто самой природой предназначена быть источником вдохновения для художников. В середине XX века с ней связана творческая судьба таких

известных художников региона, как В.Г. Кленов, П.М. Гречишкин,

A.Б. Авакимян, А.В. и Б.В. Болдыревы и др. Но этим списком не ограничивается перечень мастеров, чей интерес к природе проявился в создании отдельных произведений или серий работ, посвященных природе. Это такие художники, как К.Г. Казанчан, Г.А. Киракозов, Е.Ф. Биценко, В.М. Чемсо, А.Е. Соколенко, Е.С. Плетнев, В.В. Семенов, В.Д. Андросов, А. Соловцев, Н. Чубенко и др. [1, с. 35].

Огромную роль в становлении пейзажной живописи на Ставрополье сыграли многочисленные поездки художников на творческие дачи Центральной России, экспедиции не только по Северному Кавказу, но и по Уралу, Сибири. Большое влияние на формирование ставропольской пейзажной школы оказало творческое сотрудничество местных пейзажистов с известными художниками страны: В.Н. Бакшеевым, А.М. Грицаем, Л.И. Бродской и др.

Пейзаж нередко брал на себя задачи тематической картины. Произведения этого жанра не только раскрывают красоту природного окружения, в них художник, прежде всего, выражает свое личностное отношение к миру. И как бесконечна природа, так же разнообразны и ее воплощения в многочисленных произведениях ставропольских художников. В лучших произведениях ставропольских пейзажистов, сквозь черты конкретной местности проступает синтетический образ Родины. Неслучайно искусствоведы основную линию развития пейзажной живописи края определяют, как лирико-патриотическую. Диапазон подходов к созданию образа широк — от интимности до грандиозности. Первое направление наиболее выражено в творчестве

B.Г. Кленова, — первого профессионального художника Ставрополья [1, с. 58].

Творчество Кленова полно лиризма. Настроения умиротворенности, тихой

радости, просветленной грусти в ставропольской природе были ему особенно близки. Кленов был мастером пейзажа «малой формы», камерного по размеру и внутреннему замыслу. Его зрение и чувства самой природой были настроены на передачу полутонов и нюансов, требующих сокровенности выражения.

В начале творчества художник ищет средства реалистического пейзажа. Сороковые годы открывают период наиболее плодотворной работы пейзажиста, создавшего целый ряд произведений, исполненных истинно поэтического видения мира. В них природа выступает выразительницей высокого духовного начала. Особенно чувствуется это в его пейзажах, посвященных Сенгилеевскому озеру, горячо любимому художником. Это его «малая родина». В этот же период Кленов начинает писать снег, ставший одним из любимых мотивов художника: в передаче его на полотне он достигает вершин мастерства. В таких работах появляется родственная импрессионизму пленэрность, особая достоверность света и воздуха, чистая красочная гамма с прозрачными цветными тенями. Кленов создал свой образ ставропольской степи — в мягкой золотистой дымке ее бескрайних просторов. Он первым из профессиональных художников Ставрополья проникновенно выразил ее неброскую красоту — неповторимость напевного ритма, словно перетекающих друг в друга холмов, светоносный охристый колорит, зыбь знойного марева на горизонте, стога свежесмётанного сена. Особенно удачны такие работы, как «Ставропольская степь» (1946 г.), «Кошара в степи» (1948 г.), «Скошен хлеб» (1944 г.), «Вечер в степи» (1946 г.).

Необыкновенно уютны сельские пейзажи Кленова, в которых почти незримо присутствует человек. Белые домики-мазанки, хатки под соломенными крышами, сараюшки, колодцы — в этом обыденном виде уходящей России есть что-то бесконечно трогательное. Вообще в пейзажах Кленова выражено непреходяще ценное: природа — всегда носитель человеческой жизни, неотделимая от нее. Красота сельского Ставрополья прекрасно передана в работах: «Домик» (1921 г.), «Крестьянский дворик» (1923 г.), «Село Бешпагир», «На хуторе», «Село Московское» (1946 г.) [1, с. 15].

Кленов глубоко почитал традиции русского реалистического пейзажа. Бесспорно, ближе всего была ему левитановская традиция пейзажа-настроения. Хотя во многих своих работах он явно отталкивался от задач «Союза русских художников». Мастер исходил и изъездил с этюдником практически весь край, и пути степного Ставрополья сделали для него очень близким мотив дороги. В

кленовских «дорогах» чувствуется трогательная грусть, магия неведомого и таинственного, тревога, которую испытывает человеческая душа в пути.

Дань искреннего чувства была отдана и родному городу. Своеобразие «его» Ставрополя в том, что художник как бы стремился «сблизить» природу и город. Его интересовали окраинные улочки, заросшие травой, тонущие в зелени деревьев переулки, пропахшие мятой дворики. Кленовский Ставрополь патриархален и уютен. Нужно отметить, что Кленов никогда не отгораживался от жизни, от ее больших событий. До войны и после нее он, единственный из художников Ставрополья, обращался к теме строительства Невинномысского канала. Выезжал он и на строительство Свистухинской ГЭС, Новотроицкого водохранилища. Для его работ характерно не простое воспроизведение действительности, а стремление передать саму природу, неизъяснимое очарование настроения. Художник избегал выражения слишком откровенных эмоций, у него все построено на полутонах, на нюансах, поэтому так глубоко, тонко и задушевно Кленову удалось выразить переходные состояния природы. Тишина полей, лесов, степных дорог, спокойствие теплого золотистого сияния осеннего пространства и задумчивость, грусть души, когда она соприкасается с прощальными мгновениями красоты — вот эмоциональный тон осенних пейзажей художника.

Большую живописную смелость проявил художник в передаче одного из своих любимых мотивов — мотива освещения. Особенно это чувствуется в пейзажах, посвященных Сенгилеевскому озеру, которое стало для художника своеобразной творческой мастерской под открытым небом: «Вечер на Сенгилеевском озере», «Сенгилеевское озеро» (1941 г.), «Лошади на водопое» (1951 г.).

Особое значение в ставропольском искусстве получил принцип пейзажа-картины, «чистого пейзажа». Он основывается на тщательном переосмыслении этюдного материала, кропотливого изучения природы в процессе пленэрного рисования. Такой тип пейзажа широко представлен в творчестве самого популярного художника Северного Кавказа П.М. Гречишкина.

Это художник с обостренным чувством к красоте природы. Он обладал жаждой исследователя, трудолюбием, неутомимостью. Для него также было органичным обращение к реалистической традиции русского пейзажа. В этой традиции он чувствует себя естественно, раскованно, разнообразен и современен его почерк. П.М. Гречишкин регулярно выезжал в творческие командировки по стране и за рубеж. На территории России его творческий маршрут пролегал по Кавказу, Подмосковью, Поволжью, Уралу, русскому Северу, Сибири. П.М. Гречишкин — первый на Ставрополье Народный художник России. Его огромный опыт работы с натуры подсказывает изобразительный язык, непосредственность переживаний становится принципом поэтики художника. Отсюда та лирика неподдельного живого чувства, и пространственно-воздушная манера письма, и тонко нюансированный колорит, что всегда покоряет зрителей.

Пейзажи П.М. Гречишкина обладают редким качеством — захватывают неотразимой притягательностью. В картинах живописца подкупает непосредственность его впечатлений, острая наблюдательность, умение сосредоточиться на самом главном, самом существенном, характерном. Многокрасочная палитра художника удивительно тонко передает самые разнообразные состояния природы [5, с. 145]. В пейзажах П.М. Гречишкина привлекает удачно взятый цвет, мелодичное, поразительно чистое звучание тонов и полутонов, тонкие, нежные цветовые отношения, смелые, решительные цветовые и световые контрасты. И это относится ко всем его работам в целом, независимо от избранных им ландшафтных мотивов. Его произведениям свойственен возвышенно мажорный, торжественно приподнятый радостно -ликующий тон, и он захватывает зрителя чарующей природной гармонией. Неиссякаемый жизненный оптимизм, чистая, как родник, искренность, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.

Одной из особенностей творческой манеры П.М. Гречишкина является работа на холстах больших размеров и тонирование грунтов темным охристым оттенком. Часто в своих работах художник оставляет так называемые

«непрописанные места», т. е. на живописном полотне остаются участки грунтованного холста, непокрытые красочным слоем.

Еще одной отличительной особенностью творчества Гречишкина как пейзажиста является то, что он не боится употреблять в своих работах яркие, насыщенные краски. Часто художник пишет открытым цветом. В его палитре преобладают тона ясного неба и чистой воды, сине-голубые и бирюзовые. Композиционное решение многих работ характеризуется оригинальностью и индивидуальным видением автора. В работах «Степь ковыльная», «Простор» композиция выстроена так, что небо занимает в первом случае 3/4, а во втором — 7/8 всей площади картины. Он любит занижать линию горизонта, оставляя большое пространство неба, передавая тем самым ощущение простора, воздуха. В картине «Утро на озере» можно увидеть классическое, редко встречающееся в современном пейзаже, композиционное построение: линия горизонта делит пейзаж на две, почти равные части — небо и воду. Необычность этой работы подчеркивается оригинальным цветовым решением.

По утверждению специалистов-искусствоведов Гречишкин «сумел понять и показать душу гор». С этим утверждением легко согласиться, если увидеть такие полотна, как: «Утро в горах» (1968), «Буковый лес» (1973), «Осенний Архыз». Его горные пейзажи полны монументального величия. Он создает целостные образы природы, раскрывает типически-выразительные черты национального ландшафта. Он создает жизнеутверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям творчества передвижников.

Но любовь П.М. Гречишкина к природе родного края не ограничивается интересом только к Кавказу. Художнику прекрасно удаются и российские просторы. Интересны и самобытны пейзажи, созданные художником в результате поездок по Центральной России, Уралу, Сибири, это работы «На Волге», «Русская деревня», «Уральская Вищера» и т. д. В последние годы Гречишкина манила красота Байкала. Его он писал много и вдохновенно. Иногда один и тот же уголок озера рисовал несколько раз, в частности: «Голубой

полдень», «Закат», «Байкальские туманы», стремясь передать нюансы настроения и состояния природы.

Образное, неповторимое видение присуще мастеру и в цикле его зарубежных произведений. И здесь глаз Гречишкина зорок и точен. Художником движет одновременно юношеский азарт узнавания нового и мудрость умеющего сравнивать, сопоставлять факты и события, поэтически их осмысливать.

В ряду признанных мастеров пейзажа, чье творчество пронизано любовью к родной природе, стоят такие ставропольские художники старшего поколения, как К.Г. Казанчан, А.Б. Авакимян, В.В. Семенов, Е.С. Плетнев и др. [4, с. 7].

Авакимян А.Б. живописец темпераментный, уже ранние работы дают почувствовать его неординарность. Тематический круг его весьма широк — это взаимодействие личности с урбанистическим бытием. Сюда входит городской и индустриальный пейзаж. У Авакимяна сложился свой мотив, свое видение Кисловодска, в котором он жил, который любил и знал. В индустриальных пейзажах это касается больше Невинномысска, он стоял у истоков его зарождения и явился родоначальником огромной темы, связанной с художественным воплощением поднимающегося химического гиганта.

Его любовью также были и остались горы. Так писать горы, как он, мало кому удается. Они загадочно красивы, дают человеку ощущение быстро текущей жизни и одновременно вечности.

Светлое отношение к миру, образно переданное в лучших картинах природы отличает творчество еще одного художника-пейзажиста Евгения Семеновича Плетнева [6, с. 13]. Его работы лиричны и музыкальны, тонко передают оттенки природы. «Когда я работаю, то все вижу через какую-то задушевную песню, через музыку, через нежность. Природа захватывает меня целиком...» — говорит художник. Передать эту нежность и утонченность помогает бархатистая пастель, любимая техника мастера. Мягкие тональные переходы, зернистость, зыбкость фактуры художественного произведения, сочность цветовых сочетаний создают настоящий гимн природе. Но Евгений Семенович осознанно уходит от внешней красивости, он понимает, что сам по

себе успешно запечатленный момент жизни природы — это еще не искусство. Смысл произведения, как средства общения, он видит в передаче определенного восприятия жизни, когда сам художник, его размышления, его позиция становятся связующим звеном между чувством и мыслью зрителя. Свои творческие усилия Евгений Плетнев направляет на раскрытие важнейших движений человеческой души. Отсюда его склонность осмысливать природу во взаимосвязях с человеком. Лучшие произведения художника связаны с изображением «чистой» природы. Философский подход помогает ему уйти от однообразия и выйти за пределы повторения натуры. Главным остается любование природой, глубина переживаний. Художник делает свой уникальный «перевод» языка природы, создает свои авторские импровизации. Его небольшие по размерам произведения окрашены камерностью, стиль пейзажей сродни стилю русского романса, стилю поэмы.

В жанре пейзажа проявилось лирическое дарование и другого мастера пейзажной живописи — Корюна Геворковича Казанчана [2, с. 15]. Он также выбирает для своих работ простые и скромные мотивы — это еще одно проявление традиций. Но в этих незатейливых зарисовках можно наблюдать все богатство палитры, яркость, свежесть красок, почти осязаемые натурные ощущения - ослепительно сверкающий холодный снег в зимних пейзажах или опаленные зноем южные степи. Художник часто бывал в Калининской области, на творческой даче, ее природа особенно ему полюбилась. Ее образы глубоко продуманы и в то же время непосредственны и свежи, по своему качеству близки к натурному этюду («У реки», 1968 г.). Мир на его картинах приобретает неизгладимый отпечаток личности самого художника, его особого душевного склада. Корюн Геворкович не был русским по национальности, но как сказал один из известных современных художников: «Русский — это тот, кто любит Россию». Казанчан К.Г. был подлинно русским национальным художником и все его творчество свидетельствует об этом. Он душой любил Россию, чувствовал ее национальный колорит. В его творчестве часто встречается образ русской деревни, где русский дух сумел сохраниться, несмотря ни на что. Художник знал

ее жизнь не понаслышке, а со всеми ее темными убогими сторонами. Это знание хорошо заметно в работе «Тишина». Перед нами — занесенная снегом деревенская улица, лошадка, жующая сено, поленница дров. Сразу вспоминаются работы В.А. Серова. Он действительно был одним из любимых художников Казанчана. Можно смело утверждать, что традиции этого замечательного русского художника не остались в забвении в современном искусстве.

Удивительно интенсивно и раскрепощено работает художник Василий Васильевич Семенов [3, с. 8]. На его полотнах все краски жизни. Пронизаны солнцем волны прибоя у берегов Крыма, осенний лес, прикрытый первой порошей, сосны Домбая, ореховая роща Архыза, цветущие картины весны. Вообще, художнику ближе воспевание весны, поры цветения природы.

Семенов В.В. владеет всеми жанрами от натюрморта до портрета, но наиболее дорог ему пейзаж. Здесь и северная Россия — «Вологодский Кремль», «Река Сухона», «Северный мотив», «У причала»; и теплый юг — «Черное море», «Вечер на море», «Ущелье Аманауз», «Осень в горах», «Река Ганачхар»; и просторы Ставрополья — «Пахота в степи», «Пахота», «Сенгилеевское озеро», «Ночь на Сенгилее».

Особенно привлекают сказочные мотивы многих произведений художника. Идет эта сказочность от народной мудрости живописца, большого жизненного опыта, наблюдательности человека и творца. Взлетают с черной глади тихой заводи белые «Лебеди», освещенные алым светом вечерней зари.... Или где-то далеко, в самом сердце России плывет вечерний звон «Деревенской часовни» ... Расцветает таинственный Иван-чай на берегу озера; на горизонте, как призрак, колоколенка «К вечеру». Рыбаки разжигают костер на берегу, а дремучий лес вокруг полон легенд и сказаний. Сколько тайн скрыто под тонкой ряской «Заросшего пруда», самой, пожалуй, поэтичной картины.

Завершая краткий обзор развития пейзажной живописи на Ставрополье середины ХХ века, хочется еще раз вспомнить о том, что этот жанр и сегодня продолжает занимать одну из главенствующих позиций в региональном

изобразительном искусстве [7, с. 4]. Произведения лучших ставропольских мастеров пейзажной живописи середины ХХ века являются достоянием не только региональной культуры, обладают общероссийским значением, но и достойно представляют искусство края на международном уровне, являясь по сути его визитной карточкой.

Список литературы:

1. Бендик Б.А. Художники Ставрополья / Б.А. Бендик. Ленинград: Искусство, 1982. — 128 с.

2. Казанчан Корюн Геворкович. Выставка живописи: каталог выставки. М.: Сов. Художник, 1983.

3. Каталог к персональной выставке члена союза художников СССР Семёнова Василия Васильевича: Живопись. Ставрополь: [б. и.], 1988. — 32 с.

4. Киракозова Н.С. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств / Н.С. Киракозова. Минеральные Воды: Кавказ. здравница, 1990.

5. Павел Гречишкин: Живопись: альбом / Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.В. Праве. Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина. Ставрополь: Вестник Кавказа, 2005. — 296 с.

6. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства : сб. ст. / авт. -сост. З.А. Белая. Ставрополь : СКМИИ, 2004. — 104 с.

7. Художники Ставрополья / под ред. СОСХ СССР. Ставрополь: Ставр. кн. изд., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.