Режим доступа : http://www.ap22.ru/paper/Kak-v-Barnaule-otkrylas-vystavka-izdeliy-narodnyh-masterov-Altayskogo-kraya.html (дата обращения: 21. 02.1018).
3. Солнце в твоих руках... : [береста, бисероплетение, витражи и фьюзинг, вышивка, кружевное плетение, ткачество, гончарство, кузнечное дело, лоскутное шитье, плетение из соломы и рогоза, резьба по дереву, роспись по дереву, художественная обработка металла] / Алт. краев. творч. обществ. орг. нар. ремесленников «Город мастеров» ; [текст: О. Матюхина]. - Барнаул : [б. и.], 2012. - 183 с. : цв. ил.
4. Степанова, Н. На золотом крыльце сидели // Культура Барнаула. - 2017. - № 4. - С. 22-25.
Natalia S. Tsaryova, Ph. D. in Art History, Vice-Chief for Scientific Work
State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia)
TRADITIONS AND INNOVATING IN THE TODAY'S PEOPLE'S CREATIVE ACTIVITIES IN ALTAI KRAI
Abstract. The paper briefly describes the key tendencies of development of people's arts and crafts in the today's Altai Krai (Russia); outlines a set of the main measures for targeted state support of the local prominent artists' creative initiatives in various genres of folk art. The author reviews the largest artistic achievements of artisans who were awarded the honorary degree "People's Craftsman of Altai Krai" at various times. The degree was established by Legislative Assembly of Altai Krai for preserving and developing traditional types of arts and crafts, for support artisans' creative individuality and artistic originality, for keeping the local creative community, for drawing public attention of Altai Krai population to various genres of the today's folk art.
keywords: "People's Craftsman of Altai Krai", honorary degree; "Altaian Artisan", exhibition; ceramics, patchwork, wood engraving, painting on wood, needlework, hand-waving, lace-making, handicraft, people's art, an artist.
УДК 7.071.1Тихомиров:725.917:069.02:7(571.150-25)
Е. В. Школина, старший научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)
ДОРОГА НА АЛТАЙ. АЛЕКСАНДР ТИХОМИРОВ
Аннотация. Представлен обзор некоторых биографических фактов о российском художнике Александре Евгеньевиче Тихомирове(1956-2017 гг.), связанных с творческими визитами живописца на Алтай. А. Е. Тихомиров - член-корреспондент Российской академии художеств (г. Москва, Россия), член Союза Художников России, народный художник России, почётный гражданин г. Благовещенска (Россия), изобретатель оригинальной художественной техники -т. н. «оконописи» (темпера на старом дереве оконных ставен); работы художника посвящены каноническим новозаветным образам и христианским святым.
Автор статьи освещает опыт организации персональных выставок художника разных лет в столице Алтайского края (Россия), приводит фрагменты перспективного тематико-экспозиционного плана Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул, Россия), включающего выставочные проекты с участием работ А. Е. Тихомирова.
Ключевые слова: художник, оконопись, символ, иконография, пейзаж, Государственный художественный музей Алтайского края, выставка.
Летом 2017 года ГХМАК принял решение провести в своих залах внеплановую выставку члена-корреспондента РАХ, народного художника РФ Александра Тихомирова. Посетив в мае этого года открытие выставки мастера в галерее «Нагорная», прикоснувшись к его творчеству и сочувствуя скоропостижному уходу из жизни художника, сотрудники музея решили познакомить жителей края и города с необыкновенной личностью и его работами. Таково было желание самого Александра, который мечтал не только приехать на открытие своей выставки, познакомиться и лично пообщаться с художниками, специалистами и ценителями искусства, простыми зрителями.
Он задумывал вновь проехать по Алтайской земле, набраться новых впечатлений и вдохновения, которые в прошлый приезд оставили в душе художника глубокий след.
Тихомиров Александр Евгеньевич родился 11 марта 1956 года в городе Электросталь Московской области в семье художника. Захотев продолжить творческую династию, он в 1973 году поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года на живописно-педагогический факультет. А затем с 1979 года продолжил образование в МВХПУ на факультете «Монументально-декоративного и прикладного искусства», в мастерской Гелия Михайловича Коржева. После окончания учебы в 1984 году, Тихомиров уехал на Дальний Восток работать художником-монументалистом. Прибыв в город Благовещенск, он сразу влился в художественную жизнь города: выполнил ряд крупных объектов в городе в технике рельефа и мозаики, принимал участие в групповых, персональных, молодёжных, областных, зональных выставках. Там же он создал собственную концепцию нового художественного направления, которую в 1995 году запатентовал под названием «Оконопись» [1]. Её квинтэссенция - живопись темперой религиозных сюжетов на старых деревянных ставнях.
Годы неустанного труда и подвижническая деятельность художника способствовали развитию и признанию нового слова современной религиозной живописи. Оконопись прославила не только амурскую землю, стала известной по всей России, но и нашла почитателей среди иностранных жителей. В настоящее время его произведения находятся в музеях и частных коллекциях России, Финляндии, Австрии, Чехии, Франции, США, Канады, Китая, и других стран. В православной церкви его самобытное искусство получило название «оконописная икона», подтвердив свой статус многочисленными чудесами, в том числе чудом мироточения и обновления в местных храмах.
Первый раз на Алтай Тихомиров попал в октябре 1986 года, когда ехал к своей невесте Елене Владимировне в Барнаул, где она работала по распределению. Красота осенних красок и состояние местной природы, увиденная в дороге, покорила художника. Впечатленный красотой, духом, мощью алтайской земли, он даже пытался уговорить свою будущую супругу остаться здесь навсегда [2].
Второй раз на Алтай Тихомиров прибыл через 30 лет уже знаменитым мастером. Осенью 2016 года он приехал на юбилей к своему другу, алтайскому художнику П. Д. Широву, который открывал персональную выставку в картинной галерее «Нагорная».
Их первую встречу в 2007 году можно было бы назвать случайной, но не веривший в случай Тихомиров такие жизненные совпадения называл знаковыми. Пиргельди по приглашению своего однокурсника по Дальневосточному государственному институту искусств Леонида Кильчанско-го, заместителя председателя Амурской региональной общественной организации «Творческий союз художников России» приехал в Благовещенск. Широв решил попробовать поработать в Китае, международное сотрудничество с которым у АРОО ТСХ было развито на высоком уровне. Не застав друга в мастерской, Широв встретил Александра Тихомирова - соседа Кильчанского по творческой мастерской, и как оказалось, председателя творческого союза и главного творческого вдохновителя российско-китайского сотрудничества. Он не только познакомил Пиргельди с Лю Минсю, китайским меценатом и пропагандистом русского искусства в Китае, создателем русской картинной галереи и Русского музея, но и через некоторое время приехал в Харбин к новому товарищу. Так началось творческое сотрудничество, духовное единение и дружба двух мастеров. Широв принял участие в нескольких совместных выставках, которые организовывала амурская организация, получил звание почетного члена АРОО ТСХ. В 2015 году на открытии выставки в Благовещенске, когда Тихомиров в личной беседе с художником выразил желание еще раз увидеть Алтай, Пиргельди нашел повод пригласить друга в Барнаул.
На свой 50-летний юбилей он организовал персональную выставку в галерее и позвал Александра и своих китайских друзей, в том числе Лю Минсю. Пробыв два дня и посетив выставочные залы и художественные мастерские города, китайцы вернулись домой. А Широв, снабдив друга этюдником, холстами и красками, повез Тихомирова на пленэр в Горный Алтай. Они посетили знаковые места для путешественников по Алтаю: Сростки, Аскат, Анос, Элекмонар, Чемал и скалистый островок Патмос с церковью Иоанна Богослова, расположенной на нем. Сначала Александр немного расстроился, что опоздал, и не застал ту золотую осень, которая 30 лет назад врезалась в память художника. В этот его приезд в конце октября на Алтай пришла ранняя зима, в горах выпал снег. Природа открыла художнику другую - суровую красоту монументальних
пейзажей: прозрачность и чистоту морозного воздуха, окутывающего светлые заснеженные дали и прибрежные склоны, изумрудные воды горной Катуни у подножия массивных скал.
Как вспоминает Широв, по просьбе Тихомирова, «они в своей поездке передвигались быстро, задерживаясь на час-полтора в интересных местах. Там останавливались, снимали природу на фотоаппарат, писали этюды». Александр сразу работал на больших холстах, размером 60х80см, которые взял с собой. Смело и быстро делал подмалевок куском ткани, создавая композицию из цветовых пятен, затем дорабатывал произведение тонкой кистью. Писал акрилом, который также требовал скорой работы художника. За неделю Тихомиров написал 10 картин, которые позже увез домой на доработку. На Алтае он оставил две свои оконописные работы. Одна из них «Ангел хранитель», подаренная другу Пиргельды, до сих пор находится в галерее «Нагорная». Вторую -«Богоматерь Албазинскую», святыню амурской земли, Александр выслал из Благовещенска гостеприимной хозяйке В. А. Фукс, принимавшей художников в Чемале [3].
Вернувшись домой, в мастерской Александр начал дорабатывать свои этюды, вспоминая необыкновенную энергетику и неповторимую красоту алтайской природы. Неоднократно озвучивал в разговоре с близкими мысли о возможности их переезда на эту землю в будущем. Он строил планы по организации своей выставки в Барнауле и продолжению путешествия на Алтай, чтобы побывать на Телецком озере, подняться в горы, увидеть и запечатлеть в живописи алтайскую природу весной. В этот раз он собирался привезти свою жену Елену, чтобы показать ей величественную красоту удивительного края.
В мае, накануне открытия выставки Тихомирова в галерее «Нагорная», пришло известие о скоропостижной смерти художника. Семья Шировых приняла решение не отменять мероприятие и продолжить работу выставки. Но каникулярное время и расположение галереи, далекое от центра, не обеспечивало большую посещаемость выставки выдающегося мастера. Помощь и сотрудничество предложили владельцам галереи сотрудники музея, побывавшие на выставке. Заручившись согласием семьи Тихомировых, было принято решение продолжить работу выставки в залах ГХМАК. На волне огромного интереса в обществе к русской истории, культуре, православию музей посчитал необходимым познакомить посетителей с творчеством народного художника А. Тихомирова и новым живописным направлением, и привлечь широкое внимание прессы.
Структура выставки в музее представляла экспозицию оконописных работ художника, которые дополнили альбомы и каталоги в зале, а в выставочном пространстве первого этажа были размещены фотобаннеры с личными фотографиями семьи художника и пейзажи с видами Горного Алтая, выполненные Тихомировым в поездке 2016 года. В раздел оконописи вошло 24 произведения, разные по сюжетам и технике исполнения. Канонические образы Богоматери были представлены работами «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь Албазинская». «Владимирская» была исполнена приглушенным голубовато-серым цветом на старой блеклой краске старой ставни, которым художник подчеркивал чистоту и красоту Богоматери. Сюжет «Албазинской Богоматери» художник написал почти монохромно, сочетая светлые охристые цвета с темно-коричневым цветом воска, добавляя красным цветом лишь надписи имянаречения Спасителя и Богоматери, плат Святой под мафорием, отводки нимбов и крыльев серафимов.
Образы Спасителя были показаны в сюжетах: «Спас Нерукотворный», «Христос в терновом венце», «Евангелие Христово». В изображении «Спаса Нерукотворного» автор, отталкиваясь от канонической иконографии, поместил лик Христа на светло-охристый квадратный фон филенки, символизирующий плат. А в работе «Христос в терновом венце» он использовал редкую иконографию образа Спасителя, претерпевающего муки. В ней, усиливая напряженность происходящего момента, Тихомиров расставил главные акценты красным цветом (венец, багряница, крест). Свой сюжет «Евангелие Христово», с одной стороны, художник трактовал как главный деисус-ный образ и решил единой композицией с дополняющими его изображениями предстоящих архангелов Михаила и Гавриила. Центральный образ представлял авторское решение образа: на красном фоне выступающего прямоугольника в изображение желтого креста, был вписан небольшой образ Спаса Нерукотворного, где главным символом представала идея распространения благой вести на все стороны света. С другой стороны, названием работы автор показал главную идею замысла: Христос есть воплотившийся Бог Слово (предвечный «Логос»), принесший людям Благую весть (Евангелие). А также давал отсылку к аналогиям Евангелия, выражающим Первообраз: иконам с проповедническими тенденциями и разными манерами письма, четырем книгам
Благой Вести с иконописными символами Христа, подтверждая своим творчеством меру и высоту проникновения в духовное, которое всегда символично и многозначно.
В экспозицию вошли произведения оконописи с образами святых и народных заступников: «Николая Чудотворца», «Георгия Победоносца», «Ильи Пророка», «Святого Пантелеймона», «Архангел Михаил» и праздничные сюжеты («Покров Богородицы», «Благовещение» и «Сошествие во ад»). Решение этих образов исходило из канонических иконографий и строилось по принципам авторской творческой концепции. На выступающих филенках в обрамлении темных полей, на светлом охристом фоне читались узнаваемые лики с их традиционными иконографическими признаками и символами изображения. Светоносные образы, выполненные автором буквально тремя основными цветами палитры, были наполнены глубоким содержанием, выразительны и духовны.
В некоторых оконописных работах Тихомирова были вставки из драгоценных металлов и камней (обводки нимбов святых, буквы небесного имени Христа, звезды на мафории Богоматери, лжица у Пантелеймона). Они представляли новый прием художника в оконописи, появившийся у Александра в 2015 году, в сотрудничестве с ювелирами В. Верхотуровым и Е. Свидрицким. Тихомиров видел в нем «новую форму оклада, который привносит элемент драгоценности в суть божественного, не мешая восприятию духовной сущности работы» [4].
Иконописному сюжету «Воскресение Христово или Сошествие во ад» Тихомиров дал второе название «Свет Миру». Он исполнил его, практически не используя цвет, словно работая «светом». Вертикальный световой луч, как символ божественной благодати, освещая ростовую фигуру Христа, создавал эффект божественного Светлого появления Спасителя во тьме.
Большим циклом в экспозицию оконописных работ вошли произведения, изображающие русских святых: князей Владимира, Бориса и Глеба, Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, княгиню Ольгу. Эту новую серию художник сделал к выставке в Париже «Русь», которая прошла в ноябре 2016 года. Это был совместный проект Тихомирова с супругой Еленой, включающий произведения оконописи художника и фотографии его жены, объединенные общей идеей показать европейскому зрителю современное видение Руси, основанное на любви к Отечеству, крепких традициях, духовности и православной вере.
Работы Александра этой серии соответствовали канонической иконописной традиции изображения святых. Их объединяла вертикальная композиция, поясное изображение святых, характерные одежды, атрибуты их духовного подвига. Создавая образы Глеба и Бориса, как символов жертвенного единения Руси, художник сделал парной композицию святых. Следуя традиционным изображениям на иконах вытянутости князей-мучеников, автор, чтобы подчеркнуть их внешнюю хрупкость, вытягивает в форму овала их нимбы. Тот же художественный прием он использует для изображения княгини Ольги. Князя Александра Невского художник показал в воинском облачении, написав металлическую кольчугу на груди святого в виде круглого щита, который становится символом его как защитника Русской земли и православной веры. Равноапостольного князя Владимира Тихомиров изображает в развороте вправо, в царской одежде и венце, держащего в руках крест - символ христианской проповеди, создавая торжественный облик святого, стараниями которого на Руси распространилась христианская вера, которую он видел нравственной основой государства, вверенного ему.
Также на выставке были представлены религиозные произведения «Видевший меня, видел и Бога», «Тесны врата и узок путь», «Ноев ковчег», в которых художник отошел от принятых иконографических сюжетов, выступив серьезным мыслителем и философом. Своими концептуальными работами он раскрывал не только главные истины для каждого человека, но и рассказывал о своих жизненных принципах и ценностях. Работа «Ноев ковчег» выступала постулатом вечного завета между Богом и человеком. Для Александра этим Божественным откровением стала его оконопись, благодаря которой художник стал прославлять Всевышнего и Отечество.
Композицию «Тесны врата и узок путь» художник построил на контрасте Света и тьмы, выразив евангельскую идею о трудности пути к Божественной правде и блаженству, необходимости большого разума, мудрости, терпения и веры, чтобы человек уверенно и не колеблясь, достиг его. Вместе с тем, в ней он анализировал свой сложный и нелегкий путь самопознания, - как дорогу к высокому религиозному чувству и возвышенному искусству, дорогу к Богу. А сюжетом «Видевший меня, видел и Бога» автор выразил не только основную идею догмата иконопочитания -
воплощение Бога в образе, но и другой не менее важный аспект - почитание Его. Художник, создавая свои работы, старался поделиться своим откровением со зрителем, настроив на благоговейное прочтение их сущности и предначертанности. И его оконопись вызывала духовные переживания зрителей, заставляла задуматься о вечных ценностях, приобщала к духовным и культурным русским традициям.
Музейная выставка показала зрителю Тихомирова как мощного художника-живописца. Пейзажи алтайской природы не просто передавали достоверность увиденной натуры и были наполнены лирическим звучанием, в них нашли отражение чувства любви и восхищения самого мастера к этому краю, который он успел искренне полюбить и воспеть в своих полотнах. Семья художника, несмотря на сильную боль утраты, очень помогала в работе выставки. На открытии выставки художник Широв от имени вдовы и дочерей преподнес в дар музею один из пейзажей Тихомирова «Алтай. Осень». Накануне открытия выставки вдова художника Елена Тихомирова отправила в музей письмо со словами: «Выставка на Алтае оказалась последней, которую Александр при жизни успел спланировать. Он мечтал поехать на Алтай за новым вдохновением. Алтай дал ему необходимую энергию для творчества, что нашло свое отражение в пейзажах. Для Александра было важно быть здесь. Мы считаем своим долгом сделать так, чтобы память о нем жила в этом редкой красоты регионе, в стенах Государственного художественного музея Алтайского края. Хочу поблагодарить руководство музея за возможность познакомить зрителей с уникальным в своем роде и проникновенным искусством Александра Тихомирова» [5].
Выставка мастера в Художественном музее прошла с огромным успехом, многочисленными экскурсиями жителей края, студентов, школьников, жителей соседних регионов, широко освещалась в средствах массовой информации. С рассказом куратора Царевой Н. С. о творчестве Тихомирова вышла в эфир местная телевизионная передача «История одного шедевра». А журналисты алтайского информационного канала «Катунь 24» не только сняли передачу «Интервью дня» накануне открытия, но и откликнулись на просьбу жительницы города Бийска Галины Сыщук подарить в коллекцию музея оконописную работу Александра. Прожившая много лет в Благовещенске и знавшая художника, она хранила дома работу «Ангел хранитель», которую Тихомиров подарил ей на юбилей. Услышав в интервью музейного сотрудника о желании музея иметь в собрании работу в технике оконопись, Галина сразу же обратилась к журналистам, которые привезли её с подарком в Барнаул, в музей, к торжественному началу открытия экспозиции. Еще одну работу, «Благовещение», в свою коллекцию в этой технике музей приобрел у семьи художника по окончании работы выставки. Этот символический сюжет, часто повторяемый автором, оказался последней работой Александра, ушедшей из семьи, бережно оберегающей наследие художника для создания музея. Этот образ остался на Алтае памятным символом родного города мастера с одноименным названием; знаком Доброй вести и Блага, которые своим творчеством и жизненными поступками дарил художник своим зрителям, вдохновляя всех на добрые свершения; энергией Любви человека к Всевышнему, родной земле, творчеству, искусству и всему миру.
Список литературы
1. Автобиография [российского художника А. В. Тихомирова (1956-2017 гг.)] [Электронный ресурс] / Персональный сайт Александра Тихомирова. - Электрон. дан. - Благовещенск, 2018. - Режим доступа : http://www.okonopis.ru/ru/biografiya/ (дата обращения: 15.02.2018).
2. Научный архив Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК). Электронное письмо Е. В. Тихомировой Е. В. Школиной от 6 февр. 2018 г.
3. Научный архив ГХМАК. Запись беседы Е. В. Школиной с художником, членом Союза художников, преподавателем Новоалтайского художественного училища (г. Новоалтайск Алтайского края, Россия) П. Д. Шировым от 21 февр. 2018 г.
4. Оконопись Александра Тихомиров [Электронный ресурс] / «Русская вера», старообрядческий сайт. - [Б. м.], 2013-2018. - Режим доступа : http://ruvera.ru/news/aleksandr_ihomirov_okonopis (дата обращения: 18.02.2018).
5. Школина, Е. В. Аннотация выставки «Оконопись Александра Тихомирова» (Барнаул, 25 июля -10 сент. 2017 г. [Электронный ресурс] // Государственный художественный музей Алтайского края. -Электрон. дан. - Барнаул, - Режим доступа : http://ghmak.ru/index.php/events/item/1275-annotatsiya-vistavki-okonopis-altksandra-tihomirova-25-iulya-10-sentyabrya-2017-goda (дата обращения: 21.02.2018).
Evgenia V. Shkolina, Senior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia)
ROAD TO ALTAI. ALEXANDER TIKHOMIROV
Abstract. The paper is devoted to Russian painter Alexander E. Tikhomirov's biography facts related with visiting Altai. Alexander Tikhomirov (1956-2017) is member of Russian Academy of Arts (Moscow, Russia), member of the Union of Russian Artists, People's Painter of Russia, Honored Citizen of Blagoveshchensk (Russia) who is famous for his invention of a painting technique so called 'okonopis' (in Russian) which means "window-painting" (drawing on old wooden window shutters with tempera); the painter's works dedicated to canonic canon images from the New Testament and Christian saints. The author of the article highlights her own experiences in organizing the painter's personal exhibitions of various years in Barnaul, Altai Krai; briefly outlines thematic plan of expositions of the Altai art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia) that include exhibition projects with Alexander Tikhomirov's artworksKeywords: painter, 'okonopis' (window-paintings), a symbol, iconography, landscape, State Art Museum of Altai Krai, exhibition.
УДК (571.151):069.02:7(571.150)
Я. С. Щетинина, научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В С. МУЛЬТА УСТЬ-КОКСИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИИ СЕКТОРА
«ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОТДЕЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Аннотация. На основе подлинных документальных свидетельств по истории пимокатного дела, собранных в ходе этнографической экспедиции 2012 г. сотрудников сектора «Традиционная русская культура» научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул, Россия) в с. Мульта Усть-Коксинского района Республики Алтай (Россия), воссоздана поэтапная технология пимокатного промысла старожилов Алтая.
Ключевые слова: крестьянские ремёсла, промартель, мастера, промысловые занятия, пи-мокатный промысел, обутки, валенки, чёсанки, музей.
Изучение объектов культурного наследия, в частности, памятников, ансамблей, достопримечательных мест, традиций, обычаев, языковых особенностей и культурных ландшафтов представляется интересным, поскольку учитывает одновременно и общекультурные, и национальные особенности. Хранилищем всех вышеперечисленных артефактов и предметов природы, получивших знаковую ценность в культуре, следует считать музей как институт сохранения памятников культуры, интерпретации и популяризации их смысла и ценностей, которые они выражают. Музей выступает и как основное средство культурного наследия. Современный музей развивается по мере расширения процесса собирания, сохранения и изучения компонентов культурного наследия, которые, следует отметить, достаточно сильно различаются по степени сохранности и изученности, поскольку характеризуются разнообразными содержанием, формами и происхождением [2].
Музеи, являясь особыми социокультурными учреждениями, занимаются не только сохранением, но и трансляцией как материальной, так и нематериальной культуры. Музей несет аутентичную культуру в массы через предметы, традиции, технологии.
В конце XIX - начале XX вв. промыслы являлись неотъемлемой частью жизни сельского населения Алтая. Слабое развитие в регионе обрабатывающей промышленности, отдалённость