2. Nikitin 'E.M. Razvitie federal'no-regional'noj sistemy povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2009; № 1 (1): 83 - 85.
3. Masanova M.D. Podgotovka narodnyh uchitelej v Rossii vo vtoroj polovine XIX v. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2013; T. 4, № 1: 174 - 180.
4. Ruban A.V., Hazova S.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya aksiologicheskoj kompetentnosti kursantov. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2016; № 3 (183): 74 - 80.
5. Adischev V.I. Muzyka v shkole: uchebno-metodicheskoe obespechenie (iz praktiki pervyh posleoktyabr'skih let). Istoriko-pedagogicheskijzhurnal. 2019; № 4: 127 - 138.
6. Arakelova A.O. Professional'noe muzykal'noe obrazovanie v period stanovleniya (1918 - 1930-e gody). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; № 2 (33): 312 - 315.
7. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
8. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.
9. Gorbunova I.B. Novye informacionnye tehnologii v distancionnom obuchenii fizike. Novoe v metodike prepodavaniya fiziki. Sankt-Peterburg, 1995: 14 - 16.
10. Noskova T.N., Shilova O.N., Gorbunova I.B., Pavlova T.B. i dr. 'Eksperimental'nye metodiki obrazovatel'nyh vzaimodejstvij v virtual'noj srede Gercenovskij universitet -vysokotehnologichnaya informacionnaya obrazovatel'naya sreda. Sankt-Peterburg, 2014; Vypusk 2.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 19: 162 - 168.
12. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 8: 211 - 219.
13. Arakelova A.O. Detskie shkoly iskusstv Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2017; № 41-1: 196 - 210.
Статья поступила в редакцию 02.08.21
УДК 378
Guseva A.V., MA student, Hertsen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF SOUND INTERACTIVE TRAINING APPLICATIONS IN THE PROCESS OF DEVELOPING A SOUND ENGINEER'S PROFESSIONAL TECHNICAL HEARING. The article deals with development of professional hearing of a sound engineer through the use of interactive audio training applications. The author of the article analyzes the concept "technical hearing of a sound engineer", considers its basic characteristics. Considerable attention is paid to the review of existing training programs, as well as the classification of sound simulators, ranked by their properties and purpose, is given. The author of the article considers problems associated with the definition of technical requirements for creating necessary conditions for training the hearing of a professional sound engineer, justifies meaningful components and identifies necessary parameters that a future specialist should be able to hear, recognize and interpret in the process of sound recording. The article notes that the possession of modern music computer technologies is one of the key components of the artistic, creative and musical-educational sphere of activity in the process of training, advanced training and professional retraining of specialists engaged in the development of sound material and accompaniment of concert events of various levels.
Key words: music computer technologies, technical hearing of sound engineer, sound interactive training applications, sound simulators.
А.В. Гусева, магистрант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СЛУХА ЗВУКОРЕЖИССЕРА
В статье рассмотрен вопрос развития профессионального слуха звукорежиссера путем применения звуковых интерактивных обучающих приложений. Автором статьи анализируется понятие «технический слух звукорежиссера», рассматриваются его основные характеристики. Значительное внимание уделено обзору существующих тренажёрных программ, а также приводится классификация звуковых тренажёров, ранжированных по их свойствам и предназначению. Автор статьи рассматривает проблемы, связанные с определением технических требований к созданию необходимых условий для тренировки слуха профессионального звукорежиссёра, обосновывает содержательные компоненты и выделяет необходимые параметры, которые будущий специалист должен уметь слышать, распознавать и интерпретировать в процессе звукозаписи. В статье отмечается, что владение современными музыкально-компьютерными технологиями является одним из ключевых компонентов художественно-творческой и музыкально-образовательной сферы деятельности в процессе подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, занимающихся разработкой звукового материала и сопровождением концертных мероприятий различного уровня
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, технический слух звукорежиссера, звуковые интерактивные обучающие приложе-
ния, звуковые тренажеры.
Музыкально-компьютерные технологии (МКТ - см., например, работу [1]) являются одним из ключевых содержательных компонентов художественно-творческой и музыкально-образовательной сферы деятельности специалистов, занимающихся разработкой звукового материала или сопровождением концертных мероприятий различного уровня, для обеспечения которых требуется качественная, наполненная творческим содержанием работа со звуковым материалом. Сегодня уже невозможно представить проведение практически любого музыкального или культурно-массового мероприятия без использования звукоусилительной техники, не говоря уже о студиях звукозаписи, где проводится запись и последующая обработка музыкального материала. Радиовещание, телевидение, интернет-каналы применяют МКТ также и в производстве трансляции аудио- и видеоконтента. Важную роль в обеспечении качественного звукового оформления в сфере МКТ играют звукорежиссеры, звукоинженеры и саунд-дизайнеры.
В связи с тем, что для нашей страны профессия звукорежиссера по сравнению с другими профессиональными областями является достаточно молодой, и всего лишь несколько вузов и колледжей творческой направленности предлагают получить диплом по направлению «Звукорежиссура» («Музыкальная зву-корежиссура», «Звукорежиссура организации массовых мероприятий» и др.), специалисты, владеющие профессиональными навыками в данной области, оказываются чрезвычайно востребованными в самых разных учреждениях, на концертных площадках, в студиях. Частично данная проблема, связанная с отсутствием необходимого количества и уровня подготовки специалистов, решает-
ся за счёт обучения людей, имеющих среднее и высшее, полное и неоконченное высшее музыкальное либо музыкально-педагогическое образование в процессе их подготовки на курсах повышения квалификации или по программам профессиональной переподготовки. Так, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» реализуется ряд программ такого направления. Это и программы профессиональной переподготовки - «Информационные технологии в музыке и в музыкальном образовании» и «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации», и программы повышения квалификации, среди которых «Музыкальная звукорежиссура», «Технологии создания аудиовизуальных проектов», «Цифровые технологии в современной концертной практике».
Однако одной из основных проблем остаётся проблема подготовки профессиональных звукорежиссёров в системе полного профессионального высшего образования, одной из самых важных задач в период обучения студентов является не только процесс получения ими теоретических знаний и применение этих знаний на практике, но и формирование профессионального технического слуха. Для осуществления этой задачи в перечень дисциплин, активно участвующих в формировании профессиональных навыков звукорежиссёра, которые должны освоить будущие специалисты, входят «Слуховой анализ» и «Развитие технического слуха» [2]. Несмотря на это, как показывает практика, для формирования тонкого звукорежиссерского слуха часов по данным дисциплинам не всегда достаточно. Тогда возникает вопрос, где и каким образом тренировать студентам свой слух, если совмещать учебный процесс с работой на студии звукозаписи
практически невозможно? Для решения этой проблемы могут выступать звуковые интерактивные обучающие приложения - звуковые тренажёры.
Чтобы понять, как звуковые тренажеры могут помочь в тренировке слуха, в первую очередь следует разобраться в восприятии человеком звука, а также рассмотреть профессиональный слух звукорежиссера и обозначить те параметры аудиозаписей, которые должен уметь слышать звукорежиссер при их прослушивании.
Звуковой сигнал (музыка, речь, шум и др.), поступающий на вход слуховой системы человека, обладает определенным набором физических характеристик: интенсивностью, периодичностью (частотой), длительностью, спектром, расположением в пространстве и др. Этот же сигнал вызывает определенные ощущения, которые могут характеризоваться субъективными параметрами: высота, громкость, тембр, маскировка, локализация и т.д. Зоны Брока и зоны Верника, расположенные в левом полушарии мозга, отвечают за понимание и воспроизведение речи, а также за анализ ритма. Правое полушарие определяет высоту и тональность в музыке. При этом мозг интегрирует информацию от обоих полушарий и строит единую звуковую картину [3].
Таким образом, природа слухового восприятия человека такова, что он способен анализировать акустическую картину окружающего мира. Однако не всем удается выразить свои слуховые ощущения объективно, и на это есть несколько причин: отсутствуют врожденные природные данные, имеются нарушения слуха, не приложены усилия в области тренировки слуха. При этом человеку с лучшими природными данными тренировка слуха поддается намного легче, чем человеку c худшими данными или даже не имеющего их.
Человеку с неразвитым музыкальным слухом трудно адекватно оценивать музыкальный материал. Обычно он не знает, на чем акцентировать свое внимание и способен лишь сформулировать свои ощущения, как «мне кажется, что что-то не так, но я не понимаю, что именно» или «звучит красиво, но как этого достигли, я не могу предположить».
Поэтому при поступлении в учебные заведения существует минимальный порог входа в профессию, который предполагает наличие у будущих специалистов творческих и музыкальных способностей, природных данных и умения слышать и выражать свои слуховые ощущения. В этом случае у студентов будет больше шансов научиться управлять своим «акустическим зрением» [4].
В звукорежиссерской среде под термином «профессиональный технический слух» подразумевают способность полноценно воспринимать фонограмму (или концертное звучание) и адекватно оценивать достоинства и недостатки прослушиваемого материала. Иными словами - слышать помимо мелодических линий то пространство, в котором они расположены, и уметь охарактеризовать звучание в технических терминах [5; 6].
Для понимания ключевых параметров звукозаписи, которые должен слышать и адекватно оценивать звукорежиссер, рассмотрим протокол OIRT.
Впервые в нашей стране вопрос исследования слуха звукорежиссера и оценки звукозаписи датируется 1960 годом, когда у главного технолога государственного дома радиовещания и звукозаписи Б. Меерзона появилась инициатива по формированию экспертной группы для исследования слуха разных людей на одинаковое восприятие различных звуковых явлений. В результате исследования для оценки звукозаписей был разработан протокол OIRT (Ассоциация вещательных организаций стран СЭВ), который применяется звукорежиссерами в нашей стране по настоящее время.
Протокол OIRT включает в себя десять параметров: пространственное восприятие, прозрачность, музыкальный баланс, окраска звука, помехи, художественная форма, аранжировка, техника звука, стереовпечатление и общее впечатление. То есть звукорежиссер должен уметь различать и охарактеризовывать как художественные, так и технические параметры звукозаписи [7].
Теперь, обобщая все вышеприведенное, можно сделать вывод, что слух звукорежиссера включает в себя звуковысотное, тембровое, динамическое, пространственное восприятие, а также распознавание на слух различных полос амплитудно-частотной характеристики сигнала, определение акустических задержек и характера влияния подобных преобразований на основные тембровые качества звука. Все эти параметры слуха требуют регулярной тренировки.
Универсальным подходом для тренировки слуха могут выступать звуковые интерактивные обучающие приложения. Условно поделим звуковые тренажеры на технические и музыкальные. Технические звуковые тренажеры включают в себя упражнения, которые основываются на амплитудных, спектральных (частотных), фазовых, временных, формантных преобразованиях и фильтрации звука. Музыкальные звуковые тренажеры содержат в себе элементы сольфеджио и музыкальной грамоты: тренировка памяти на угадывание проигрываемых нот, интервалов, аккордов, запоминание мелодических линий и их воспроизведение, работа с ритмическими рисунками.
Одним из самых известных технических звуковых тренажёров является Golden Ears от компании Phillips, который на сегодняшний день недоступен.
Существуют также и функционирующие приложения, например, Sound Gym. Приложение предназначено для тренировки слуха и позиционируется как центр обучения продюсеров и звукорежиссеров. У Sound Gym имеется существенный недостаток: чтобы получить доступ к полному формату, нужно заплатить немалую сумму, которую вряд ли может позволить себе студент.
Очень полезный игровой курс для музыкальных продюсеров и звукорежис-
серов для совершенствования навыков критического слушания принадлежит компании iZotope. Приложение действует на базе плагинов iZotope Ozon, которые активно применяются при сведении и мастеринге аудиозаписей. На официальном сайте открыта функция бесплатного пробного периода. Приложение существенно дешевле Sound Gym, однако оно также платное и разработано на английском языке.
Некоторые тренажёры можно скачать с их официального сайта, однако последние обновления таких приложений датируются прошлым десятилетием. В то время, когда технологии не стоят на месте, приложениям также требуются постоянные обновления и добавления новых возможностей.
Также в таких тренажёрах обычно недоступна функция переключения языка интерфейса. Но если такая функция и присутствует, то русский язык не включен в перечень языков переключения. Это добавляет еще одну трудность: чтобы успешно пользоваться приложением, недостаточно знать иностранный язык на уровне разговорного, так как тренажёры наполнены профессиональной лексикой в области звукорежиссуры.
К сожалению, аналогов таких технических звуковых тренажеров в России до сих пор еще не выпускалось. В связи с этим появляется необходимость в разработке отечественного приложения подобного образца, которое будет полезным не только для будущих и действующих звукорежиссеров, а но и для композиторов, музыкальных исполнителей, саунд-дизайнеров и музыкальных продюсеров. Также отсутствуют звуковые приложения, которые объединяют в себе как музыкальные, так и технические упражнения.
В отличие от технических звуковых тренажеров, музыкальные звуковые приложения наиболее доступны и распространены. Из них можно выделить следующие программы: BetterEars, Functional Ear Trainer, EarToner, Tete, GNU Solfege и др. Такие тренажеры нацелены на обучение пользователя распознавать интервалы, аккорды, лады, мелодии и ритмы. Музыкальные звуковые тренажеры обладают примерно одним и тем же функциональными возможностями и отличаются друг от друга лишь интерфейсом и наличием или отсутствием определенных функций, например, функцией зацикливания или режима проигрывания в рандомной тональности.
Также необходимо уделять внимание вопросам создания акустических условий и подбору техники, через которую будет обеспечиваться развитие и тренировка профессионального слуха. Если музыкальные упражнения не требуют строгих акустических и технических условий, то для технических звуковых тренажеров это условие обязательно к выполнению. При применении часто используемой акустической техники (недорогие наушники, колонки от музыкального центра и т.п.) производитель обычно приукрашивает звук. Например, на домашнем кинотеатре приподняты высокие частоты, чтобы звук взрывов, например, казался более реалистичным. Поэтому если использовать такие громкоговорители или головные телефоны для обработки музыкального материала, то созданная музыкальная картина будет звучать красиво и хорошо только на этой технике, и при прослушивании музыкального материала на технике с другими техническими параметрами полученный результат может сильно отличаться в худшую сторону. Для обработки музыкального материала и звука, не говоря уже о тренировке слуха, необходима техника, которая будет выдавать «честный» звук без улучшений. Если добиться результата, при котором звук на такой технике будет качественный, то он будет хороший и при использовании любой другой акустической системы.
Тренировку слуха можно обеспечить двумя способами:
1) через головные телефоны (наушники открытого типа), которые позволяют игнорировать внешние акустические условия;
2) громкоговорители (студийные мониторы), для которых необходимы хорошие акустические условия, предполагающие наличие звукоизоляции или даже акустического ремонта. При этом размеры громкоговорителей должны соответствовать размеру помещения.
Все эти и многие другие затронутые в данной статье проблемы напрямую связаны с моделированием процесса музыкального творчества [8 - 10], который, в свою очередь, основан на использовании математических методов исследования в музыкознании [11 - 13], а также с получившими широкое развитие вопросами включения звукового материала в единое синестетическое, в частности аудиовизуальное, пространство, что может играть существенную роль при подготовке современного музыканта и звукорежиссёра [14 - 15].
Таким образом, для получения объективного результата слух профессионального звукорежиссёра (а также любого специалиста, профессиональная деятельность которого связана с вопросами художественной оценки звукового пространства, или «звуковой картины» - термин звукорежиссёра В.П Динова) необходимо тренироваться на качественной технике и при необходимости - в идеальных акустических условиях или хотя бы приближенных к ним. Отметим при этом, что вариант с головными телефонами - наиболее доступный в работе со звуком, чем использование громкоговорителей для этих целей.
Понимая, что в данной работе предпринята лишь попытка проведения анализа ситуации, связанной с расширением возможностей для реализации системы профессиональной подготовки звукорежиссёров в нашей стране, мы отметим, что рассмотренный в статье вопрос развития профессионального слуха звукорежиссера путем применения звуковых интерактивных обучающих приложений является актуальным на сегодняшний день.
Рассматривая проблемы, связанные с определением технических алист должен уметь слышать, распознавать и интерпретировать в процессе требований к созданию необходимых условий для тренировки слуха про- звукозаписи.
фессионального звукорежиссёра и обосновывая основные содержатель- Отметим, что на данном этапе развития системы подготовки специалистов
ные компоненты понятия «технический слух звукорежиссера», рассматри- в данном направлении значительную образовательную функцию могут выпол-
вая его основные характеристики, мы выделяем необходимые параметры нять звуковых интерактивные обучающие приложения или специализированные «звуковой картины», или звукового пространства, которые будущий специ- тренажёрные программы, с помощью взвешенного и технически грамотного методического и методологического подхода можно успешно тренировать «технический слух звукорежиссера».
Библиографический список
1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpeciaEdition24: 360 - 375.
2. Кучекеева Л.А. Значение дисциплин «Развитие технического слуха» и «Слуховой анализ» в формировании профессиональных навыков звукорежиссёра. Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в поликультурном образовательном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 т. Казань: Издательство «Данис», 2015; Т. I: 269 - 274.
3. Алдошина И.А., Приттс Р Музыкальная акустика: учебник. Санкт-Петербург: Композитор, 2011.
4. Динов В.Г Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2020.
5. Рахманова Н.Н. Развитие технического слуха: цели, особенности, методики. Available at: http://www.showmaster.ru/categories/razvitie_tekhnicheskogo_slukha_tseli_ osobennosti_metodiki.html
6. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.
7. Вейценфельд А.В. Профессиональная оценка качества звукозаписей. Available at: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/professionalnaya-otsenka-kachestva-zvukozapisey
8. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ - 2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.
9. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; № 5 (67): 104 - 111.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vоl. 35, Special Issue 22: 392 - 409.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.
12. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926- 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.
13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.
14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; № 19: 162 - 168.
15. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.
References
1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpeciaEdition24: 360 - 375.
2. Kuchekeeva L.A. Znachenie disciplin "Razvitie tehnicheskogo sluha" i "Sluhovoj analiz" v formirovanii professional'nyh navykov zvukorezhissera. Social'noorientirovannoe proektirovanie sistemy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti uchaschejsya molodezhi v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Kazan': Izdatel'stvo "Danis", 2015; T. I: 269 - 274.
3. Aldoshina I.A., Pritts R. Muzykal'naya akustika: uchebnik. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2011.
4. Dinov V.G. Zvukovaya kartina. Zapiski o zvukorezhissure: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', Planeta muzyki, 2020.
5. Rahmanova N.N. Razvitie tehnicheskogo sluha: celi, osobennosti, metodiki. Available at: http://www.showmaster.ru/categories/razvitie_tekhnicheskogo_slukha_tseli_ osobennosti_metodiki.html
6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.
7. Veicenfel'd A.V. Professional'naya ocenka kachestva zvukozapisel. Available at: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/professionalnaya-otsenka-kachestva-zvukozapisey
8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI- 2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.
9. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; № 5 (67): 104 - 111.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, Special Issue 22: 392 - 409.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.
12. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 19: 162 - 168.
15. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.
Статья поступила в редакцию 02.08.21
УДК 378
Rubtsov A.A., teacher (music computer technologies), Academic Gymnasium No. 56 (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOLS. The article highlights the main elements of an educational program "Music Computer Technologies", which is taught at the Academic Gymnasium No. 56 in St. Petersburg for a long period (more than 10 years) and the results of training, which show a high degree of its effectiveness. In accordance with the modern approach to music lessons in Russian education, the goal of the program is integral formation of foundations of the musical culture of primary school students. The key principle of the program is its focus on the personal development of the student, the development of spiritual and moral qualities, familiarity with the phenomena and the main laws of musical culture, and the researcher emphasizes the development of practical forms of music making. The main and especially relevant feature of the program implemented in the gymnasium is its practical orientation: the focus on development of practical forms of music-making by students, underlying practical knowledge, skills and abilities. Making music is playing musical instruments, which makes it possible to create music that both students and students like, and it is a very important component of music lessons, but still poorly developed in the national tradition of teaching music in a secondary school. Music-making skills help a child to master musical creativity with the help of a computer, making it more effective and conscious, based on an understanding of the laws of musical art, and on a lively mood of creative self-expression in musical activity inherent in a musician. To solve the pedagogical problem of the holistic study of musical culture, the program provides for the work of students in several directions, and each of the directions is assigned a separate section of the program.
Key words: music and computer technologies, music education, general education school.