Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
283
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-компьютерные технологии / обучение музыке / общеобразовательная школа / music and computer technologies / music education / general education school

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.А. Рубцов

В статье освещены основные элементы образовательной программы «Музыкально-компьютерные технологии», которая преподаётся в Академической гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга на протяжении длительного периода (более 10 лет), и результаты обучения по которой показывают высокую степень её эффективности. В соответствии с современным подходом в отечественном образовании к урокам музыки определяется цель программы – целостное формирование основ музыкальной культуры учащихся начальной школы. Ключевым принципом программы является ее нацеленность на личностное развитие ученика, развитие духовно-нравственных качеств, знакомство с явлениями и главными закономерностями музыкальной культуры, и подчеркнем особо, на освоение практических форм музицирования. Главной и актуальной особенностью программы, реализуемой в гимназии, является ее практическая направленность: нацеленность на освоение учащимися практических форм музицирования, лежащих в его основе практических знаний, навыков и умений. Музицирование – игра на музыкальных инструментах, дающая возможность создавать музыку, которая нравится как учащемуся, так и ученикам, – очень важный компонент уроков музыки, по нашему мнению, и, к сожалению, до сих пор слабо разработанный в отечественной традиции обучения музыке в общеобразовательной школе. Навыки музицирования помогают ребенку осваивать и музыкальное творчество с помощью компьютера, делая его более эффективным и осознанным, основанным на понимании законов музыкального искусства и на живом настрое творческого самовыражения в музыкальной деятельности, присущей музыканту. Для решения педагогической задачи по целостному изучению музыкальной культуры в программе предусмотрена работа учащихся по нескольким направлениям, и каждому из направлений отводится отдельный раздел программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOLS

The article highlights the main elements of an educational program “Music Computer Technologies”, which is taught at the Academic Gymnasium No. 56 in St. Petersburg for a long period (more than 10 years) and the results of training, which show a high degree of its effectiveness. In accordance with the modern approach to music lessons in Russian education, the goal of the program is integral formation of foundations of the musical culture of primary school students. The key principle of the program is its focus on the personal development of the student, the development of spiritual and moral qualities, familiarity with the phenomena and the main laws of musical culture, and the researcher emphasizes the development of practical forms of music making. The main and especially relevant feature of the program implemented in the gymnasium is its practical orientation: the focus on development of practical forms of music-making by students, underlying practical knowledge, skills and abilities. Making music is playing musical instruments, which makes it possible to create music that both students and students like, and it is a very important component of music lessons, but still poorly developed in the national tradition of teaching music in a secondary school. Music-making skills help a child to master musical creativity with the help of a computer, making it more effective and conscious, based on an understanding of the laws of musical art, and on a lively mood of creative self-expression in musical activity inherent in a musician. To solve the pedagogical problem of the holistic study of musical culture, the program provides for the work of students in several directions, and each of the directions is assigned a separate section of the program.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Рассматривая проблемы, связанные с определением технических алист должен уметь слышать, распознавать и интерпретировать в процессе требований к созданию необходимых условий для тренировки слуха про- звукозаписи.

фессионального звукорежиссёра и обосновывая основные содержатель- Отметим, что на данном этапе развития системы подготовки специалистов

ные компоненты понятия «технический слух звукорежиссера», рассматри- в данном направлении значительную образовательную функцию могут выпол-

вая его основные характеристики, мы выделяем необходимые параметры нять звуковых интерактивные обучающие приложения или специализированные «звуковой картины», или звукового пространства, которые будущий специ- тренажёрные программы, с помощью взвешенного и технически грамотного методического и методологического подхода можно успешно тренировать «технический слух звукорежиссера».

Библиографический список

1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

2. Кучекеева ЛА Значение дисциплин «Развитие технического слуха» и «Слуховой анализ» в формировании профессиональных навыков звукорежиссёра. Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в поликультурном образовательном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 т. Казань: Издательство «Данис», 2015; Т. I: 269 - 274.

3. Aлдошина ИА, Приттс Р Музыкальная акустика: учебник. Санкт-Петербург: Композитор, 2G11.

4. Динов В.Г Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2G2G.

5. Рахманова H.H. Развитие технического слуха: цели, особенности, методики. Available at: http://www.showmaster.ru/categories/razvitie_tekhnicheskogo_slukha_tseli_ osobennosti_metodiki.html

6. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 1GG.

7. Вейценфельд A.B. Профессиональная оценка качества звукозаписей. Available at: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/professionalnaya-otsenka-kachestva-zvukozapisey

8. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ - 2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

9. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2G1G; № 5 (67): 104 - 111.

10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vd. 35, Special Issue 22: 392 - 4G9.

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

12. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926- 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции. 2014: 81 - 83.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; № 19: 162 - 168.

15. Горбунова И.Б., Панкова A.A., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. к.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2.

References

1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpeciaEdition24: 360 - 375.

2. Kuchekeeva L.A. Znachenie disciplin "Razvitie tehnicheskogo sluha" i "Sluhovoj analiz" v formirovanii professional'nyh navykov zvukorezhissera. Social'no-orientirovannoe proektirovanie sistemy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti uchaschejsya molodezhi v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Kazan': Izdatel'stvo "Danis", 2015; T. I: 269 - 274.

3. Aldoshina I.A., Pritts R. Muzykal'naya akustika: uchebnik. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2011.

4. Dinov V.G. Zvukovaya kartina. Zapiski o zvukorezhissure: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', Planeta muzyki, 2020.

5. Rahmanova N.N. Razvitie tehnicheskogo sluha: celi, osobennosti, metodiki. Available at: http://www.showmaster.ru/categories/razvitie_tekhnicheskogo_slukha_tseli_ osobennosti_metodiki.html

6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

7. Veicenfel'd A.V. Professional'naya ocenka kachestva zvukozapisei. Available at: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/professionalnaya-otsenka-kachestva-zvukozapisey

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI- 2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

9. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; № 5 (67): 104 - 111.

10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format. Opcion. 2019; Vol. 35, Special Issue 22: 392 - 409.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'nojnauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

12. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 19: 162 - 168.

15. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

Статья поступила в редакцию 02.08.21

УДК 378

Rubtsov A.A., teacher (music computer technologies), Academic Gymnasium No. 56 (St. Petersburg, Russia), E-mail: petershelter@mail.ru

MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOLS. The article highlights the main elements of an educational program "Music Computer Technologies", which is taught at the Academic Gymnasium No. 56 in St. Petersburg for a long period (more than 10 years) and the results of training, which show a high degree of its effectiveness. In accordance with the modern approach to music lessons in Russian education, the goal of the program is integral formation of foundations of the musical culture of primary school students. The key principle of the program is its focus on the personal development of the student, the development of spiritual and moral qualities, familiarity with the phenomena and the main laws of musical culture, and the researcher emphasizes the development of practical forms of music making. The main and especially relevant feature of the program implemented in the gymnasium is its practical orientation: the focus on development of practical forms of music-making by students, underlying practical knowledge, skills and abilities. Making music is playing musical instruments, which makes it possible to create music that both students and students like, and it is a very important component of music lessons, but still poorly developed in the national tradition of teaching music in a secondary school. Music-making skills help a child to master musical creativity with the help of a computer, making it more effective and conscious, based on an understanding of the laws of musical art, and on a lively mood of creative self-expression in musical activity inherent in a musician. To solve the pedagogical problem of the holistic study of musical culture, the program provides for the work of students in several directions, and each of the directions is assigned a separate section of the program.

Key words: music and computer technologies, music education, general education school.

А.А. Рубцов, прел, Академическая гимназия № 56, г. Санкт-Петербург, Е-mail: petershelter@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье освещены основные элементы образовательной программы «Музыкально-компьютерные технологии», которая преподаётся в Академической гимназии № 56 г Санкт-Петербурга на протяжении длительного периода (более 10 лет), и результаты обучения по которой показывают высокую степень её эффективности. В соответствии с современным подходом в отечественном образовании к урокам музыки определяется цель программы - целостное формирование основ музыкальной культуры учащихся начальной школы. Ключевым принципом программы является ее нацеленность на личностное развитие ученика, развитие духовно-нравственных качеств, знакомство с явлениями и главными закономерностями музыкальной культуры, и подчеркнем особо, на освоение практических форм музицирования. Главной и актуальной особенностью программы, реализуемой в гимназии, является ее практическая направленность: нацеленность на освоение учащимися практических форм музицирования, лежащих в его основе практических знаний, навыков и умений. Музицирование - игра на музыкальных инструментах, дающая возможность создавать музыку, которая нравится как учащемуся, так и ученикам, - очень важный компонент уроков музыки, по нашему мнению, и, к сожалению, до сих пор слабо разработанный в отечественной традиции обучения музыке в общеобразовательной школе. Навыки музицирования помогают ребенку осваивать и музыкальное творчество с помощью компьютера, делая его более эффективным и осознанным, основанным на понимании законов музыкального искусства и на живом настрое творческого самовыражения в музыкальной деятельности, присущей музыканту. Для решения педагогической задачи по целостному изучению музыкальной культуры в программе предусмотрена работа учащихся по нескольким направлениям, и каждому из направлений отводится отдельный раздел программы.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, обучение музыке, общеобразовательная школа.

Музыкально-компьютерные технологии как предмет в начальной общеобразовательной школе преподается в Академической гимназии № 56 г Санкт-Петербурга по специально составленной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкально-компьютерные технологии». Программа формирует подходы к музыкальному образованию, разрабатываемые учебно-методической лабораторией (УМЛ) «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (см. работы [1; 2]). Главным направлением лаборатории является апробирование и внедрение в систему образования музыкально-компьютерных технологий, моделирование процесса музыкального творчества [3; 4; 5], разработка цифровых образовательных программ и учебных пособий [6; 7; 8], а также методик применения музыкального компьютера и музыкально-компьютерных программ при изучении музыки. Участие в этом процессе учёных, музыковедов, композиторов и педагогов-практиков обеспечивает высокий уровень проводимых в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» исследований (см., например, работы [9 - 12]. Программа «Музыкально-компьютерные технологии» имеет рецензию РГПУ им. А.И. Герцена, в которой отмечается ее большой воспитательный потенциал, а также эффективность в развитии музыкальной культуры учеников начальной школы и совершенствовании их музыкальных способностей.

В соответствии с современным подходом в отечественном образовании к урокам музыки определяется цель программы - целостное формирование основ музыкальной культуры учащихся начальной школы. Ключевым принципом программы является ее нацеленность на личностное развитие ученика, развитие духовно-нравственных качеств, знакомство с явлениями и главными закономерностями музыкальной культуры и, подчеркнем особо, на освоение практических форм музицирования.

Главной и актуальной особенностью программы, реализуемой в гимназии, является ее практическая направленность: нацеленность на освоение учащимися практических форм музицирования, лежащих в его основе практических знаний, навыков и умений. Музицирование - игра на музыкальных инструментах, дающая возможность создавать музыку, которая нравится, как учащемуся, так и ученикам, - очень важный компонент уроков музыки, по нашему мнению, и, к сожалению, до сих пор слабо разработанный в отечественной традиции обучения музыке в общеобразовательной школе. Навыки музицирования помогают ребенку осваивать и музыкальное творчество с помощью компьютера, делая его более эффективным и осознанным, основанным на понимании законов музыкального искусства и на живом настрое творческого самовыражения в музыкальной деятельности, присущем музыканту.

Для решения педагогической задачи по целостному изучению музыкальной культуры в программе предусмотрена работа учащихся по нескольким направлениям, и каждому из направлений отводится отдельный раздел программы. Ученики в процессе обучения следуют от одного раздела к другому, в рамках которого меняется основная форма музыкальной деятельности ученика, изученные понятия и представления получают новое освещение и практическое наполнение.

Так, центральной темой раздела «Музыкальная литература в проектной деятельности» является природа. В этом разделе учащиеся вторых классов (первый год обучения по программе) обращаются к наблюдению явлений природы и образов природы в изобразительном искусстве, в музыке и поэзии. Учатся словами описывать явления природы, настроение музыки и в задушевных пейзажах русских художников, описывать характер переживаний и чувства, вызываемые искусством. Обращение к миру природы соответствует возрастным особенностям младших школьников, способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, развитию нравственных и эстетических чувств и одновременно делает изучение ребенком средств музыкальной выразительности более конкретным и наглядным. Ученикам предлагается подготовить презентации, самим придумать названия, которые

можно объединить единой темой: «Поэзия родной земли в картинах русских художников». Работа над презентацией, в которой объединяются образные языки искусств - живописи, поэзии и музыки - завершается индивидуальными выступлениями учеников в классе, с показом подготовленной презентации и демонстрацией самых простых навыков публичного выступления на тему искусства. Как правило, для детей это становится первым опытом выступления в классе с использованием информационно-компьютерных технологий. Так ученики получают первый опыт выступления перед слушателями, развивают культуру восприятия и совместного обсуждения эстетического явления. В процессе выбора музыкального сопровождения к презентации ученики знакомятся с произведениями П.И. Чайковского - «Времена года», А. Вивальди - «Времена года», Г Свиридова - «Осень», «Весна», «Вальс» (из кинофильма «Метель»). В третий год обучения - с балетом А.К. Глазунова «Времена года» и другими.

Данный раздел позволяет обратиться и к другим важным темам на уроках музыки: музыкальные инструменты симфонического оркестра, виды искусств и средства художественной выразительности, художественный образ, опера, балет, театр.

Со второго года обучения ученикам в рамках подготовки презентации предлагается интересное задание на написание небольших стихов (четверостиший, трехстиший - хокку) в качестве поэтического комментария к музыке или картинам. Задания выполняются учениками с большим интересом, как правило, многие приобретают первый опыт стихосложения. И, что очень важно, к каждому ученику приходит осознание своей одаренности, способности слагать стихи, выражая через них свой взгляд на мир, интересный сверстникам и взрослым. Эта работа особенно важна с учётом заниженной самооценки многих детей, падения у современных школьников потребности в словесном творчестве и интереса к поэзии.

Следует отметить, что работа над презентацией формирует проектное мышление ученика и важные композиционные представления, которые лежат также в основе создания музыки: вступление, основная тема, заключение, фон, центр, симметрия, главное и второстепенное, выделение, контраст и др.

Следующий важный раздел программы, по которому проходит работа учеников, - «Игра на миди-клавиатуре». Здесь получают практическое приложение и осмысление уже полученные музыкальные представления о средствах музыкальной выразительности, значении мелодии и ее образности. В рамках раздела учащиеся знакомятся с клавишным инструментом (фортепиано, синтезатор, миди-клавиатура). Простые задания помогут учащимся закрепить правильную постановку рук при игре на клавишном инструменте, отработать технику игры правой и левой руками, запомнить расположение нот на клавиатуре, развить музыкальный слух, чувство мелодии и ритма. Упражнения на миди-клавиатуре делают наглядным и практически значимым знакомство учащихся с основными музыкальными понятиями: звукоряд, гамма, трезвучие, аккорд, мелодия и аккомпанемент, интервал, октава, регистр, музыкальная фактура, бас, тоника, субдоминанта, доминанта и др. Занятия становятся эффективным фактором активного развития мелкой моторики младших школьников. Но самое главное - почти с первых шагов практические упражнения направлены на то, чтобы заинтересовать и научить музыкальной импровизации на клавишном инструменте учеников, сделать возможным создание каждым учеником многоэлементной музыкальной фактуры (включающей бас, гармоническую последовательность и мелодию). Во второй и третий годы обучения в этом разделе получают дальнейшее практическое осмысление музыкальные понятия, такие как динамические оттенки музыки (форте, пиано), исполнительские особенности (стаккато и легато), консонанс и диссонанс, музыкальная фраза, интервалы. Изучаются правила построения мажорных и минорных аккордов, аккордовые последовательности. Получает дальнейшее развитие навыки музыкальной импровизации при игре двумя руками и построении мелодии в импровизационной игре.

Раздел «Игра на музыкальных инструментах» также нацелен на развитие музыкальных способностей учеников и практическое освоение важных му-

зыкальных представлений: игра а ансамбле, ритмическаяпартия,ритмическое остинато и паттерн, аккомпанемент. Ученики знакомятся с музыкальным счетом, основным и длительностями, ураасч титась ритричесчиадирунри п е ночадр|мир-мической партитуре. И, что очень важно, - знакомятся с принципами игры на пер-куссионнырыукчрныкрнстчументач, ччагстыгравь ритииммроздаватьыитмичр-ский аккомпанемент в совместном музицировании. Главная практическая задача этого раеечлв-наутиньср держатп риим и попаратк в тж, Учищтеся паснедова-тельно изучают простые приемыигрынаинструмениах: заделка гйе^аракаиы, тамбурин, тон-блок, джембе, бонги, ковбелл. На второй год обучения в данном раздслепмдусмахррваеися знакомстхо с приемамиигры в^^х^н^е, ь^а:^лек-тронной ударной установке. При совместном музицировании с использованием

ние теоретического материала и практического его применения в музицировании и игре на музыкальных инструментах, создает прочное основание для музыкального творчества на компьютере. Делает процесс создания музыки в таких программах, как MuseScore и секвенсор (например, FL Studio), основательным, продуктивным и интересным, раскрывающим широкие просторы для творческой самоактуализации в музыке.

Приведем примеры возможного использования простых навыков музицирования наинструментахвмузыкальном творчестве накомпьютере.

1. Пример выполненного учеником задания по импровизации на клавишном синтезаторе. В ее основе: аккордовая последовательность I - IV (С-F), исполняемая левой рукой и правой рукой (на счет 1, 2, 3, 4) - мелодия, сочиненная из

iJJ j —J—д—j— -я-0- т—Г—г—г—

и - ^-

С

с

сеикрсриокных инстррменыов очеиьэффестпыммпффвптрвным станохттияди-бавление ударных инструментов, позволяющих играть и сочинять мелодии - ксилофона, металлофона, глюкофона. Эти инструменты способствуют действенному развитию импроиизтционсых способностей и мееодимеского слуха.

Раздел «Основы музыкальной грамоты» предусматривает изучение нот-соИграмоиы, принтепмриоыфоеаия миогоэаеминтсоИиузыкельсоб фактрры, простой компьютерной аранжировки и сочинения музыки в нотном редакторе ЫррЗгхге, Ичеиихи полмчамтсридставлннииимпреоИах нмбыра нытрогомыте-риала и создания партитуры, о нотном стане, ключевых знаках, нотной записи рккомив, гамм, тыезпфчрй и акиеджих. Пмиргицкпфыт проитггик слижносм пна-комятся на первоначальном этапе с народной музыкой (например, с русскими народными «Тень-тень», «Ходила младёшенька по борочку»), далее - с несложными про изведениями классической музыки (например, «Юмореска» Л. Моцар-

трехнот(До,Ре,Ми).

Задания на сочинение музыкальных фраз из двух или трех нот помогают ученикам лучше прочувствовать выразительные средства музыки и сущность импровизационной игры. Задания по клавишной импровизации могут усложняться, следуя логике постепенного раскрытия лада: развертывания звукоряда от трихорда, тетрахорда, пентахорда к гексахорду и семиступенной гамме. Сложность их зависит от индивидуальных особенностей учеников и класса в целом. Ученики, уверенно ориентирующиеся в нотах на клавиатуре, с удовольствием используют пентатонику.

2. Приведенный выше музыкальный образ может получить дальнейшее развитие в нотном редакторе с добавлением разных инструментов в создаваемой учениками партитуре музыкального проекта. Для примера: добавим фагот с басовой партией в тонике аккорда и флейту, которая повторяет главную мелодию

та, «Ме нует» И.С. Сперонтеса).

Такое целостное постижение музыкальной культуры, соединяющее изуче-

в такте 2 и 4:

3. Пример той же музыкальной идеи

секвенсоре. Секвенсоры (например,

FL Studio) эффективны тем, что вызывают живой интерес у школьников, делают процесс написания музыки более наглядным и простым, позволяют c легкостью обращаться к библиотекам с неограниченным количеством тембров и инструментов. Для примера: добавим украшение в такт 3 - короткое соло на ксилофоне:

Так практический опыт простого исполнения аккордов, мелодии, ритмического аккомпанемента в соединении с опытом осмысления образного языка музыки становится конкретной опорой в музыкальном творчестве на компьютере, который выступает полноценным инструментом музыкального самовыражения ученика - юного музыканта.

В заключение отметим важное - арт-терапевтическое значение уроков музыки, в частности МКТ, в образовательной среде. Оно обусловлено ориентацией предмета на живую личность во всей ее рационально-эмоциональной и эмоционально-двигательной полноте. Благодаря музыке и другим предметам художественно-эстетического направления обеспечивается и поддерживается хового опыта.

Библиографический список

гуманистический («человечный») вектор современного образования, с особым вниманием к внутреннему миру конкретного человека, качеству его внутренних переживаний. Универсальный «язык» музыки», коренящийся в до-рациональных глубинах психического и задействующий механизмы эмоционального восприятия, становится фактором, улучшающим психическое и физическое состояние учеников в школе, эффективным средством расслабления, нормализации их активности и эмоционального состояния. Поэтому хоровое пение (исполнение песен, распевок, вокальных упражнений и сольфеджио) на занятиях по музыке (МКТ) является небольшим по продолжительности, но очень важным элементом каждого урока, элементом, способствующим образованию творческого коллектива, оказывающим благотворное воздействие на социокультурное развитие школьников, формирование позитивного взгляда на мир и школу Это наиболее активный вид музыкальной деятельности школьника, очень эффективная и доступная форма практического познания музыки, накопления интонационно-слу-

1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

2. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в Школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

3. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ - 2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

4. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

6. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

7. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2:

8. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; № 8: 211 - 219.

9. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

10. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

11. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; № 19: 162 - 168.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

References

1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpeciaEdition24: 360 - 375.

2. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

3. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI- 2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

4. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

6. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

7. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2:

8. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 8: 211 - 219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2015; № 6: 135 - 139.

11. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 19: 162 - 168.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

Статья поступила в редакцию 02.08.21

УДК 378

Yakimchuk O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen Russian State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: micho03@rambler.ru

THE USE OF GAMIFICATION ELEMENTS IN THE PROCESS OF ADDITIONAL DISTANCE LEARNING FOR ADULTS (BASED ON THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE). Recently, in the context of rapid development of information technologies and forced transition of many universities and adult education centers to a distance learning format, attempts are being made to actively introduce gamification into the teaching process. Nevertheless, despite the widespread use of this technology in the implementation of the educational process in various subject areas, the issue of the specifics of the use of gamification elements and game technologies in adult distance learning within the framework of additional educational programs is not sufficiently studied. The article considers criteria for selecting effective game elements, as well as analyzes some game technologies and gamification elements according to these criteria; highlights results of pedagogical experience of the author of the article, who implements the process of teaching students of advanced training programs at the Herzen State Pedagogical University of Russia. The results of the work indicate a high potential for using gamification elements to improve the effectiveness of adult education in an online format.

Key words: gamification, game elements, adult education, distance learning, additional educational programs.

О.С. Якимчук, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.