Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ МУЗЫКИ СТУДЕНТАМ КОМПОЗИТОРСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КОНСЕРВАТОРИЙ И АКАДЕМИЙ МУЗЫКИ'

О ПРЕПОДАВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ МУЗЫКИ СТУДЕНТАМ КОМПОЗИТОРСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КОНСЕРВАТОРИЙ И АКАДЕМИЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / композиция / музыкальный компьютер / музыкально-компьютерные технологии / секвенсор / синтезатор / электронный музыкальный инструмент / musical education / composition / musical computer / music computer technologies / sequencer / synthesizer / electronic musical instrument

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.В. Мицкевич

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью досконального изучения обширных возможностей музыкально-компьютерных технологий. В статье обозначены направления подготовки композиторов в области электронной музыкальной композиции в процессе их обучения в консерваториях и академиях музыки. Рассмотрены проблемы в овладении студентами-музыкантами современными цифровыми музыкальными инструментами, музыкальным компьютером, а также навыками практического владения компьютерными ресурсами, звуковыми станциями, основами музыкальной звукорежиссуры. Автором статьи предлагается к обсуждению курс «Композиция на компьютере» как один из элементов подготовки будущих композиторов в творческих вузах, направленный на качественное овладение современными музыкально-компьютерными средствами для их использования в профессионально-творческой и педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TEACHING COMPUTER MUSIC TO STUDENTS OF COMPOSITION FACULTIES OF CONSERVATORIES AND MUSIC ACADEMIES

The relevance of the chosen topic is due to the need for a thorough study of vast possibilities of music and computer technologies. The article outlines areas of training of composers in the field of electronic musical composition in the process of their training in conservatories and academies of music. The problems in mastering modern digital musical instruments, a musical computer, as well as the skills of practical possession of computer resources, sound stations, the basics of musical sound engineering are considered. The author of the article proposes to discuss the course “Composition on a computer” as one of the elements of training future composers in creative universities, aimed at high-quality mastery of modern musical and computer tools for their use in professional creative and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ МУЗЫКИ СТУДЕНТАМ КОМПОЗИТОРСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КОНСЕРВАТОРИЙ И АКАДЕМИЙ МУЗЫКИ»

8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

9. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013; Т. 1.

10. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; № 22: 2ЭЭ - 239.

11. Чернобай Е.В. Особенности профессиональной деятельности учителя в современной информационной образовательной среде. Available at: www.sevcbs.ru/joomla/ index.php?option=com_content&view

12. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

13. Давлетова К.Б. Цифровой клавишный синтезатор в системе обучения педагогов-музыкантов УДОД. Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 356 - 261.

14. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты 8.09.2015 г. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/

15. Давлетова К.Б. Информационно-образовательная среда как ресурс подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 5 (60): 231 - 35.

16. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016; Т. 2.

17. Давлетова К.Б., Новикова Л.П. Подготовка к профессиональной деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования в информационной образовательной среде. Поколение нового тысячелетия: стратегии воспитания детей и молодежи в системе ДОД Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2019.

18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: монография. Москва: Академия, 2007.

19. Радионова Н.Ф. Непрерывное образование как условие и средство личностно-профессионального развития педагогических кадров системы дополнительного образования детей. Университетское образование современного педагога: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.

20. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Непрерывное профессиональное образование педагогов: возможности педагогического университета. Преемственность в сфере профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации в условиях опережающего требования Республики Казахстан и РФ: материалы МНПГ Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по СКО», 2016.

21. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and ResearcheS. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

22. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. 2014: 293 - 294.

23. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013; Т. 1.

24. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'iura iiskussivo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya". 2013: 7 - 12.

2. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye iehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

3. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchiiel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

4. Dedyuhina O.V. Individual'naya obrazovaiel'naya deyaiel'nosi'pedagoga-muzykania. Available at: https://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij-opyt/1860-individualnaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-pedagoga-muzykanta

5. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. Teoriya obucheniya v informacionnom obschesive. Moskva: Prosveschenie, 2011.

6. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.

7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Information Educational Environment as a Resource for Advancing a Teacher-Musicians Skills in the Additional Children Education System. Revisia Conrado. 2020; Vol. 16; № 74: 38 - 44.

8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noeprogrammirovanie:uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

9. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuiernoe muzykal'noe ivorchesivo. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2013; T. 1.

10. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya iprakiika obschesivennogorazviiiya. 2015; № 22: 233 - 239.

11. Chernobaj E.V. Osobennosii professional'noj deyaiel'nosii uchiielya v sovremennoj informacionnoj obrazovaiel'noj srede. Available at: www.sevcbs.ru/joomla/index. php?option=com_content&view

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschesivo: filosofiya, isioriya, kul'iura. 2015; № 6: 135 - 139.

13. Davletova K.B. Cifrovoj klavishnyj sintezator v sisteme obucheniya pedagogov-muzykantov UDOD. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2016: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 356 - 261.

14. Professional'nyj siandari «Pedagog dopolniiel'nogo obrazovaniya deiej i vzroslyh». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity 8.09.2015 g. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71932204/

15. Davletova K.B. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak resurs podgotovki k professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2016; № 5 (60): 231 - 35.

16. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboraioriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2016; T. 2.

17. Davletova K.B., Novikova L.P. Podgotovka k professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya v informacionnoj obrazovatel'noj srede. Pokolenie novogo iysyacheleiiya: siraiegii vospiianiya deiej i molodezhi v sisieme DOD Sanki-Peierburga. Sankt-Peterburg, 2019.

18. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogorazviiiya: monografiya. Moskva: Akademiya, 2007.

19. Radionova N.F. Nepreryvnoe obrazovanie kak uslovie i sredstvo lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Universiieiskoe obrazovanie sovremennogo pedagoga: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2016.

20. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie pedagogov: vozmozhnosti pedagogicheskogo universiteta. Preemsivennosi' v sfere professional'noj podgoiovkipedagogov ipovysheniya kvalifikacii v usloviyah operezhayuschego irebovaniya RespublikiKazahsian i RF: materialy MNPG. Petropavlovsk: filial AO «NCPK «Orleu» IPK PR po SKO», 2016.

21. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and ResearcheS. Opcion. 2019; Vol. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

22. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informaiika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

23. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuiernoe muzykal'noe ivorchesivo. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2013; T. 1.

24. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 147 - 151.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Mitskevich M.V., teacher of additional education, Center for Extracurricular Work"Academic" of Kalininsky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia), E-mail: marcmitskevich@gmail.com

ABOUT TEACHING COMPUTER MUSIC TO STUDENTS OF COMPOSITION FACULTIES OF CONSERVATORIES AND MUSIC ACADEMIES. The relevance of the chosen topic is due to the need for a thorough study of vast possibilities of music and computer technologies. The article outlines areas of training of composers in the field of electronic musical composition in the process of their training in conservatories and academies of music. The problems in mastering

modern digital musical instruments, a musical computer, as well as the skills of practical possession of computer resources, sound stations, the basics of musical sound engineering are considered. The author of the article proposes to discuss the course "Composition on a computer" as one of the elements of training future composers in creative universities, aimed at high-quality mastery of modern musical and computer tools for their use in professional creative and pedagogical activities.

Key words: musical education, composition, musical computer, music computer technologies, sequencer, synthesizer, electronic musical instrument.

М.В. Мицкевич, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы «Академический» Калининского района Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: marcmitskevich@gmail.com

О ПРЕПОДАВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ МУЗЫКИ

СТУДЕНТАМ КОМПОЗИТОРСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КОНСЕРВАТОРИЙ

И АКАДЕМИЙ МУЗЫКИ

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью досконального изучения обширных возможностей музыкально-компьютерных технологий. В статье обозначены направления подготовки композиторов в области электронной музыкальной композиции в процессе их обучения в консерваториях и академиях музыки. Рассмотрены проблемы в овладении студентами-музыкантами современными цифровыми музыкальными инструментами, музыкальным компьютером, а также навыками практического владения компьютерными ресурсами, звуковыми станциями, основами музыкальной звукорежиссуры. Автором статьи предлагается к обсуждению курс «Композиция на компьютере» как один из элементов подготовки будущих композиторов в творческих вузах, направленный на качественное овладение современными музыкально-компьютерными средствами для их использования в профессионально-творческой и педагогической деятельности.

Ключевые слова: музыкальное образование, композиция, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии, секвенсор, синтезатор, электронный музыкальный инструмент.

Мощное развитие музыкально-компьютерных технологий [1 - 3], электронных музыкальных инструментов [4], имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что музыкальная композиция на компьютере, на удивление быстро проложившая себе путь в мир музыкального искусства, стала не только популярна, но и незаменима во многих сферах музыкальной индустрии.

По сути, компьютерная композиция - это целый спектр синтеза звука на персональном компьютере (ПК) [5; 6]. Её многогранность, безграничность в совершенствовании, глобальная применимость стали поводом к созданию и внедрению совершенно нового курса «Композиция на компьютере» (или «Композиция на ПК»). Это, по сравнению с другими музыкальными направлениями, самое молодое направление и в то же время самое многофункциональное, многоплановое, универсальное.

Главная цель курса «Композиция на компьютере» - восполнить пробел в существующем музыкальном образовании в области компьютерной музыкальной композиции.

Задача курса - на основе современных программ-секвенсоров Sibelius, Cubase, FL-Studio научить студентов работать со звуком, тембром. Помогать созданию индивидуальной тембровой драматургии в сочинении музыки. Изучать особенности влияния тех или иных звуковых связей и их частот в акустическом пространстве, а также в работе с тембровыми архивами и VST-инструментами. Научить разбираться в различных течениях современной танцевальной, например, «beat-music» (и не только танцевальной) музыки.

Актуальность курса «Композиция на компьютере» состоит в том, чтобы внедрить в широкую музыкально-педагогическую практику преподавание музыкальной композиции на ПК как относительно новое направление для российской системы музыкального образования. И сделать это в свете того, что именно компьютерная музыка на сегодняшний момент занимает огромное пространство в российской музыкальной индустрии [7; 8]. Различные виды музыкально-компьютерной композиции мы можем услышать в фонограммах популярных исполнителей, в различных жанрах танцевальной музыки, академической современной композиции, в которой используются все возможности сочетания тембров, становится возможным работа над детальной проработкой звука, как и с тембром, и даже современные течения в джазовой музыке не обходятся без применения музыкально-компьютерных технологий.

То есть можно констатировать тот факт, что именно компьютерная музыка в реалиях российской массовой культуры претендует сейчас стать наиболее популярным направлением в музыкальной индустрии.

В настоящее время, к сожалению, наблюдается насаждение массовой музыкальной культуры через средства массовой информации (СМИ), в которой незатейливые ритмические конструкции обрамлены мелодией, построенной на ограниченном наборе музыкальных средств. Поэтому одной из основных целей обучения по курсу «Композиция на ПК» является его направленность на то, чтобы расширить границы восприятия и понимания студентом музыкальной культуры.

В рамках курса не ставится цель противопоставлять друг другу популярную культуру и шедевры мировой классики. Для гармоничного развития обучаемого, считаю, должен быть выбран другой путь. Со студентами нужно выбрать, прежде всего, курс оригинальной аранжировки, изучать попутно классический курс музыкальных форм, который в дальнейшем призван помочь привить хороший музыкальный вкус, научиться разбираться в классических формах, и сочинять свою

оригинальную музыку в таких музыкальных формах, используя неограниченные возможности компьютерных средств. Овладение инструментарием классической музыкальной композиции также является полезным в развитии полифонического и ансамблевого мышления, которое так необходимо при сочинении музыки на компьютере.

Нужно отметить, что сейчас в значительной степени утеряна традиция восприятия музыки по горизонтали, способность одновременно слышать многоголосие. Все это приводит к снижению общей музыкальной культуры и трудностям в восприятии достижений музыкальной классики. Многослышание, ансамблевые, импровизационные навыки, подбор по слуху просто необходимы для сочинения музыки на компьютере. С одной стороны, в изучении классических понятий традиционной композиции, таких как музыкальная форма, законы классической гармонии и полифонии свободного стиля. С другой стороны, в освоении современных направлений электронной музыки, таких как «эмбиент», «транс», «хаус», «драм энд басс», «бар икс сайд», «хип-хоп», «чиллаут» и т.д. и законов их композиции, которые помогут студентам сочинять собственную оригинальную музыку. Таким образом, обучаемые получают разностороннее музыкальное и композиционное образование, возможность разбираться в любой музыке, любых направлений, стилей и веков и при этом использовать неограниченные возможности компьютерной композиции. Представляется, что классическая композиция для акустических инструментов уступает место новым, более оригинальным формам. Тем более что для исполнения собственных сочинений, выполненных средствами компьютерной композиции, не надо созывать огромное количество музыкантов. Часто может быть достаточным использование мощного музыкального компьютера композитором, личный талант которого и творческие способности позволяют ему создавать оригинальные музыкальные произведения, наполненные особенным смыслом и имеющие оригинальную художественную идею и её воплощение. Чем оригинальнее композиция, чем интереснее инструментовка, тем больше слушателей привлечет такая музыка.

В классе компьютерной композиции сейчас весьма популярно делать обработки классических произведений - аранжировки на музыкальном компьютере. Ярким примером является обработка современными средствами компьютерной композиции такой прекрасной и совершенной музыки, как произведения И.С. Баха или отдельных тем из произведений композитора, вариации на которые, написанные в современных музыкальных стилях, звучат настолько актуально и современно, что трудно поверить, что этой музыке уже несколько веков. Но упускается огромный пласт иных возможностей работы со звуком как с самостоятельным явлением, когда сам тембр приобретает независимую форму (см., например, в работах [9 - 11]), возможности звукотембрального программирования позволяют моделировать процесс музыкального творчества [12; 13]. В дальнейшей работе со звуком мы можем выстраивать свои концепции линеарности и даже синестетический концепт (см. работы [14 - 16]). Становится возможным с помощью музыкального компьютера обозначить совершенно четкую связь во времени тех или иных музыкальных объектов и даже запрограммировать им такую возможность, в которой модуль может начать свободно импровизировать данным материалом во время исполнения, а порой даже и включать в этот процесс совершенно новые звучания.

Объектом изучения курса «Музыкально-компьютерная композиция» является виртуальные музыкальные программы Cubase, Sibelius. С помощью этих

программ можно реализовать все основные операции, необходимые для создания музыкальной композиции:

• записать аккомпанемент, используя встроенные или подключаемые синтезаторы (VST-инструменты);

• выполнить запись с микрофона и отредактировать ее;

• преобразовать спектр и динамический диапазон аудиосигнала;

• обработать его эффектами, применяя встроенные и подключаемые DX-и VST-плагины;

• свести композицию в стереофоническом формате.

Cubase - это целая «музыкальная фабрика», скрытая в корпусе компьютера. Такая фабрика, где имеется все необходимое для производства собственной оригинальной музыки. Здесь можно обучаемым вдоволь поруководить цехом заготовок-паттернов, сборочным конвейером, позволяющим из разнокалиберных деталей собрать скелет будущей композиции, участком наладки, где с помощью точных инструментов (обработок и эффектов) выявляются, измеряются и шлифуются все шероховатости. Можно даже организовать взаимодействие со смежными программами, экспортируя проект в другие музыкальные редакторы и выполняя там отдельные этапы работы.

Идеология программы Cubase предполагает, что пользователь программы не обременен знаниями в области теории музыки. Удивительно, но разработчики этой музыкальной студии ухитрились обойтись вообще без нот как таковых. О музыкальной сущности Cubase напоминают в явной форме лишь виртуаль-

Библиографический список

ные клавиатуры, спрятанные в пошаговом секвенсоре, и редактор отпечатков клавиш.

Достоинством программы Cubase является и тот факт, что в нее входит много различных плагинов.

Музыкальную информацию в Cubase можно представлять в формах, традиционных для профессиональных виртуальных студий (например, в виде отпечатков клавиш и графиков-огибающих). Программа Cubase богата самыми разными, в том числе уникальными, встроенными синтезаторами, в которых реализованы непростые для понимания неподготовленного музыканта методы синтеза, такие как FM-синтез (синтез на основе частотной модуляции), RM-синтез (синтез на основе кольцевой балансной модуляции), гранулярный синтез (синтез на основе комбинирования коротких фрагментов сэмплов). Программа Cubase позволяет в полной мере использовать DX- и VST-плагины (эффекты и обработки), DX- и VST-инструменты (виртуальные синтезаторы, сэмплеры).

Все вышеизложенные обстоятельства привели к тому, что применять Cubase на уровне интуитивного восприятия элементов интерфейса трудно, и поэтому появилась необходимость в создании курса, разъясняющего студентам суть работы с этой интересной программой. Этот курс поможет также и заинтересованным детям узнать о существовании удивительного мира программ и не только обучиться работе с ними на начальном уровне, но и постигнуть секреты музыкального мастерства.

1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Т. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». 2013: 7 - 12.

3. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

4. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; № 22: 233 - 239.

5. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4.

6. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2016; Т. 2.

7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Санкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

8. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

9. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

10. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.

11. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

12. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. 2014: 293 - 294.

13. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; № 8: 238 - 249.

15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

16. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

References

1. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; T. 35, № SpecialEdition24: 360 - 375.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kultura iiskusstvo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya". 2013: 7 - 12.

3. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

4. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya ipraktika obschestvennogorazvitiya. 2015; № 22: 233 - 239.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.

6. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. 2016; T. 2.

7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

8. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

10. Gorbunova I.B. Arhitekionika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

11. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

13. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

16. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.