Научная статья на тему 'The typology of architectural forms: psychological approach'

The typology of architectural forms: psychological approach Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА И ПСИХОЛОГИЯ / ТИПОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ / ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОРМА ЗДАНИЙ / ARCHITECTURE AND PSYCHOLOGY / TYPOLOGY OF ARCHITECTURAL OBJECTS / GEOMETRICAL FORMS OF BUILDINGS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Vinogradova Eugenia Igorevna, Barabanov Aleksander Alekseyevich

The actual problems of modern architecture are considered in the article. The authors suggest a new typology of architectural objects connected with their geometrical forms on the one hand and psychological features of their founders on the other hand. The new approaches to the development of creative potential of architects are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The typology of architectural forms: psychological approach»

УДК 72.01

ВИНОГРАДОВА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА , магистр психологии,

специалист архитектуры,

evgenia.vip@list.ru

БАРАБАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, канд. архит., профессор, abarabanov@usaaa.ru

Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620175, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23

ТИПОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы современной архитектуры. Выдвигается новая типология архитектурных объектов, связанная с их геометрической формой, с одной стороны, и психологическими особенностями их создателей, с другой стороны. В статье предлагаются новые подходы к развитию творческого потенциала архитекторов.

Ключевые слова: архитектура и психология, типология архитектурных объектов, геометрическая форма зданий.

VINOGRADOVA, EUGENIA IGOREVNA, Master of psychology, evgenia.vip@list.ru

BARABANOV, ALEKSANDER ALEKSEYEVICH, Cand. of arch. sc., prof.,

rabarabanov@usaaa.ru

Ural State Academy of Architecture and Arts,

23 K. Libknekhta st., Yekaterinburg, 620075, Russia

THE TYPOLOGY OF ARCHITECTURAL FORMS: PSYCHOLOGICAL APPROACH

The actual problems of modern architecture are considered in the article. The authors suggest a new typology of architectural objects connected with their geometrical forms on the one hand and psychological features of their founders on the other hand. The new approaches to the development of creative potential of architects are offered.

Keywords: architecture and psychology, typology of architectural objects, geometrical forms of buildings.

XX век навсегда войдет в историю как этап молниеносного прорыва, когда человечество сделало не просто шаг, а огромный прыжок в своем развитии. Изменение в социальной, политической и экономической обстановке общества не могло не отразиться на остальных областях жизни социума, перевернув полностью существовавший до этого уклад. Развитие различных областей науки и техники подарило человечеству новые инструменты, материалы, технологии для повышения уровня комфорта жизни. Очевидно, что научно-технический прогресс увеличил темп жизни и изменил среду обитания человека.

© Е.И. Виноградова, А. А. Барабанов, 2010

Мировая архитектура стала зеркалом, отражающим изменения в различных областях жизни и науки. Жилье стало комфортнее, обеспечив человека теплом, водой и светом непосредственно в его личной жилой ячейке. Общественные здания стали отвечать все более и более завышенным требованиям современного человека.

Архитектура вышла из узких рамок традиционных форм, продиктованных спецификой материалов и конструктивных возможностей.

Архитекторы стали иметь гораздо большую свободу в выборе стиля для своего произведения, чем в предыдущие столетия. Относительный стилистический монизм сменился параллельным сосуществованием различных направлений, школ и индивидуальных творческих манер, искусствоведческое обозначение которых весьма условно [7].

XX век породил архитектуру нового поколения, непохожую на все то, что было создано до этого. Безусловно, в век прогресса были созданы свои мировые шедевры, однако при этом развилось и так называемое массовое строительство. Конечно, полученная свобода архитекторов от догм определенных стилей в проектировании, сокращение выделяемого на строительство времени, применение экономически выгодных материалов, с одной стороны, стало мощным положительным толчком к развитию архитектуры, а с другой стороны, имело негативные последствия в виде монотонности, однообразия, невыразительности архитектурной среды.

По словам Ч.А. Дженкса, современные здания отвратительны, грубы и чересчур огромны, потому что создаются исключительно ради выгоды анонимными разработчиками для анонимных заказчиков и анонимных потребителей, действительные вкусы и предпочтения которых неизвестны и поэтому принимаются за усредненные (стандартные, клишированные) [2].

В архитектурной среде появились проблемы, связанные с незнанием «творцов» специфики восприятия архитектуры человеком и влиянием ее на зрителя. По словам В.А. Филина, особенностью архитектуры современных городов является гомогенность (однородность) визуальной среды, которая может приводить к «синдрому мегаполиса», включающему в себя целый букет заболеваний: депрессия, астения, неврозы, нистагм [8].

Роль заказчика, его психологический комфорт в создаваемой среде не всегда учитываются даже при индивидуальном строительстве. А ведь одной из главных особенностей архитектурной среды является то, что она в большинстве случаев является как бы фоном для жизнедеятельности человека и всегда воздействует на него, даже вне зависимости от его желания.

Именно вопросы о специфичности восприятия архитектурных объектов и воздействия их на человека должны быть, с одной стороны, разумными ограничителями фантазии архитекторов, а с другой - должны быть маяками в нахождении пути для дальнейшего развития архитектуры.

В результате необузданного развития архитектуры в XX веке перед настоящим поколением появился ряд вопросов и задач, которые необходимо решить. Во-первых, безусловно, остается стремление выявить определенные тенденции и закономерности в современной архитектуре [7]. Потому необходимо разработать новую типологию архитектурных объектов, которая позво-

лила бы систематизировать все имеющиеся на сегодняшний день произведения архитекторов. Во-вторых, дальнейшее совершенствование архитектуры невозможно представить без разработки нового пути развития творческого потенциала обучения будущих архитекторов. В-третьих, представляется важным выявить факторы создания психологически комфортной среды для того, чтобы не повторять ошибок XX века.

В целом же необходимо попытаться ответить на вопрос: в какую сторону дальше развиваться архитектуре, чтобы быть психологически комфортной?

Именно данные задачи стояли перед нами в проводимом нами исследовании.

За основу в своем исследовании мы взяли несколько положений.

Во-первых, мы посчитали, что необходимо обратиться к истокам архитектуры - процессу ее создания. Очевидно, что любой архитектурный объект - это продукт фантазии конкретного человека или группы людей. В связи с тем, что за каждым произведением архитектуры стоит, прежде всего, его автор - личность с определенным набором психических свойств, можно предположить, что некоторые черты личности могут «накладывать отпечаток» на реализуемые этим человеком объекты. Ведь первичной материальной формой будущего архитектурного объекта, по крайне мере до последних нескольких лет, когда стала популярна компьютерная 3Б-графика, являлся рисунок на листе бумаги. То есть определенные черты автора находят свое отражение вначале в архитектурных набросках, сделанных данной личностью, а затем и в создаваемых по данным рисункам объектах.

То, что по рисункам можно «считывать» личностные особенности их автора, доказано уже давно, и именно потому на сегодня широко распространено применение рисуночных тестов. Анализ и интерпретация проводятся исходя из гипотезы о том, что большинство рисунков строится на принципе проекции, то есть на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Вряд ли человек забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым, а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Рисунок, как считают многие авторы, например А.Л. Венгер, - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах [1].

На сегодня использование батареи рисуночных тестов позволяет выявить многочисленные психологические особенности, в том числе и те, которые определяют тип личности по К.Г. Юнгу [9].

В основу своей типологии К.Г. Юнг положил понятия, введенные им еще в начале ХХ века: установки - экстраверсия, интроверсия и функции -ощущения, интуиция, мышление и чувство. Комбинируясь в своем разнообразии, данные понятия образуют систему из восьми психологических типов, четыре из которых являются экстравертными, а остальные четыре интровертными. Со времени разработки данной типологии было показано, что каждый человек имеет врожденную склонность к развитию определенных функций, но культура, семья и в целом окружающая среда в раннем возрасте играют значительную роль в формировании и развитии или, наоборот, в подавлении и угнетении каждой функции. При этом каждому человеку в целом присущи

оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип [4-6].

Выявление типа личности, по К. Юнгу, по рисункам стало возможным вследствие проделанной Г. Ридом огромной работы по анализу различных изображений и выявлению им в 1951 г. восьми типов рисунков на свободную тему, характерных для каждого типа личности [3-6].

Во-вторых, мы ставили цель выявить наиболее смелые устремления архитекторов, показывающие направление развития дальнейшей мысли создателей архитектурной среды будущего, а потому в нашем исследовании создавали условия максимальной свободы для архитекторов. Очевидно, что любое строго сформулированное задание ограничивает возможность и фантазию творца. Нам же необходимо было, чтобы наши испытуемые рисовали не типичные, экономически выгодные панельные дома, а то, что им представляется действительно симпатичным и психологически комфортным. Поэтому мы предлагали нарисовать рисунок на тему «дом, здание, строение», поясняя, «таким, каким вы захотите, чтобы он был».

В-третьих, мы выдвинули гипотезу о том, что архитектурные рисунки зданий, когда не предъявляются строгие технические требования к нарисованным строениям, можно разделить на восемь типов, соответствующих восьми типам личности, по К. Юнгу, и соответствующих восьми типам свободных рисунков, выявленных Г. Ридом.

Исходя из вышеназванных положений, мы проводили исследование, состоящее из нескольких этапов. На первом этапе часть испытуемых (45 %) мы просили создать рисунок на свободную тему. На данный рисунок отводилось 20 мин. Сразу после этого давалось 20-30 мин на рисунок на тему «дом, здание, строение». На втором этапе, который проводился с интервалом от 4 недель до 3 месяцев после первого, задание повторялось полностью, но разрешалось использовать уже цветные карандаши или краски по желанию. Другие группы испытуемых (65 %) делали все те же задания с теми же условиями, за исключением того, что рисунок на тему «дом, здание, строение» делался не сразу после рисунка на свободную тему, а через временной интервал от 3 до 7 дней.

В данном исследовании приняли участие в основном (96 % от всего числа респондентов) студенты 1-3 курсов Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Такой выбор испытуемых объясняется тем, что данные студенты умеют достаточно хорошо выражать свои мысли графическим языком, но не обременены многочисленными знаниями реального строительства, а потому более свободны в своих фантазиях. Всего на данной стадии исследования было опрошено 147 респондентов в возрасте от 18 до 47 лет. Более 80 % опрошенных - в возрасте от 20 до 27 лет. 24 % выборки составили мужчины, 76 % - женщины.

Собранный в ходе исследования графический материал подвергался анализу. Необходимо отметить, что анализ свободных рисунков проводился по описанным ранее в литературе схемам и критериям [1, 4-6]. Анализ же рисунков «дома» был проведен не «классический» психологический, направленный на выявление психологических черт испытуемого, а фокусирующийся на свойствах самих архитектурных объектов [4]. Нами были выделены три

характеристики рисунка «дом, здание, строение», по которым проводился анализ: содержательные, дополнительные и графические. Прежде всего нас интересовали содержательные характеристики, показывающие специфику архитектуры самого здания. К дополнительным характеристикам мы относили особенности окружающей среды, изображенной в рисунке, и точку обзора зрителя. Графические включали в себя особенности выполнения рисунка в целом, штриховки и линии. Основной характеристикой для выделения типа здания служила геометрия формы изображенного строения, входящая в содержательные характеристики.

В результате проделанной работы мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что архитектурные рисунки «дом, здание, строение», созданные в условиях относительной свободы, когда их создатели не скованы узкими рамками технических заданий, можно разделить на восемь типов. При этом наблюдается прямая связь между типом рисунка на тему «дом, здание, строение» и типом, по Г. Риду, рисунка на свободную тему, а потому и с психологическим типом их создателей, по К.Г. Юнгу. Наименование типу рисунков «дом, здание, строение» мы давали соответствующее типу рисунка на свободную тему, который характерен для их авторов.

Остановимся на каждом из выделенных типов рисунков зданий более подробно.

Ритмический тип рисунков зданий, характерный, как показало наше исследование, для интуитивных экстравертов, включает в себя два подтипа по содержательным характеристикам (рис. 1). Однако в каждом из них присутствуют основные черты данного типа - повторяющиеся, создающие ритм элементы и четкие, ясные, прямые линии контура здания. Легко считываются основной вектор - вертикальная прямая и вытянутость по вертикали прямоугольных форм. Также стоит добавить, что здания ритмического типа выглядят как вполне реалистичные.

Рис. 1. Примеры рисунков зданий ритмического типа

Первый подтип представляет собой высокие, многоэтажные здания. Основная их форма - параллелепипед. Данные здания имеют крышу плоскую или треугольно заостренную. Вертикальные ряды окон «отбивают» ритм и создают некую динамику. Встречаются также полностью застекленные здания, где переплеты окон создают определенный ритм. В данных зданиях присутствует множество элементов, которые помогают также считывать динамику, устремленность здания вверх: шпили, антенны.

Второй тип - это невысокие, чаще одноэтажные дома традиционной кубической формы с двускатной крышей, порой с немного вогнутыми краями, что придает большее «движение» их архитектуре. Часто в домах этого типа оставляют не закрашенными кладку кирпича или бревна, что, конечно, считывается как некий ритм. Могут также идти элементы на крыше и стенах в виде полос, узоров, создающих ритм. Встречается часто изображение трубы. Окна либо не имеют переплетов, либо делятся ими на четыре, но чаще три части.

Дополнительные характеристики ритмических рисунков «зданий» - это изображение птиц в полете, расходящихся лучей солнца, улицы в перспективе. Встречаются композиции из многоэтажных и одноэтажных зданий. Часто в таких рисунках выявлена линия земли, показана дорога. Рядом с домами имеются деревья и кустарники. Нередко в рисунках маленькие, одноэтажные здания окружены «ритмичным» забором. Стоит так же заметить, что строения данного типа изображаются в перспективных, ракурсных видах, будто бы зритель стоит на земле и смотрит вверх или видит здание издалека с большой высоты.

Графическими особенностями рисунков ритмического типа является то, что рисунки либо хорошо проработаны и имеют множество деталей, либо нарисованы размашистыми, быстрыми линиями штриховки. Линии, особенно очерчивающие контур здания, имеют жесткий нажим.

Яркой, отличительной чертой декоративных рисунков, свойственных эмоциональным экстравертам, является то, что здания имеют необычные, нетрадиционные формы: округлые, шарообразные, цилиндрические (рис. 2). Здания выглядят футуристическими, нереальными, не соблюдающими необходимые пропорции. В контурах преобладают кривая, округлая, волнообразная линии.

Рис. 2. Примеры рисунков зданий декоративного типа

По содержательным характеристикам декоративные здания можно разделить также на два больших подтипа. Первый из них - это дома, имеющие форму сферы или полусферы, а также различные их производные. Во второй подтип включаются здания цилиндрических форм. Стоит отметить, что не так часто, но все же встречались в нашем эксперименте здания традиционной квадратной формы с треугольной крышей и «гибриды» первых двух подтипов. Однако данные здания и первые два подтипа объединяло то, что часто в рисунках присутствуют элементы декора в экстерьере здания: витиеватая

ограда балкончика, бантики, округлая и арочная форма окон и дверей и т. д. Дома обоих подтипов чаще представляли собой невысокие строения, не более трех этажей.

Дополнительными признаками декоративных рисунков домов является то, что в большинстве случаев здания либо не имеют окружения вообще, либо вписаны в хорошо детализированную ситуацию, включающую дорожку к дому, кусты и деревья. При этом здания остаются открытыми для просмотра. Нет элементов, их перекрывающих. Деревья и кустарники находятся рядом с домом и не закрывают его. Дома нарисованы таким образом, как будто зритель смотрит с нормальной высоты человеческого роста или чуть выше.

Среди графических особенностей стоит отметить, что округлые линии имеют довольно четкий контур. Чаще одна линия прочерчена один раз. Нажим на карандаш довольно сильный, порой экспрессивный. Штриховка на рисунках присутствует довольно часто: при этом она может быть как на самом здании, так и в его окружении.

Сенсорные экстраверты создают здания эмфатического типа, отличающиеся доминированием горизонтального направления (рис. 3). Основной формой является «лежащий» параллелепипед. Здания выглядят очень реалистично.

/

Рис. 3. Примеры рисунков зданий эмфатического типа

Описывая содержательные характеристики, стоит отметить тот факт, что, как и в предыдущих двух типах, здания можно разделить на два больших подтипа. Первый из них включает «классические» здания в 2-3 этажа с двускатной крышей, фронтоном, колоннами, выделенной входной группой, ступеньками. Окна этих зданий традиционной прямоугольной формы. Второй подтип зданий, на первый взгляд, абсолютно не похож на первый. Это современные, не очень высокие, прямоугольных форм дома, с плоскими крышами, выступающими балконами и большими окнами. Однако общей чертой этих двух подтипов является то, что в каждом из них преобладающую роль играет горизонталь: пропорции дома и большинства его элементов вытянуты по горизонтали. Здания либо симметричные, либо хорошо уравновешенные.

Среди наиболее значимых дополнительных характеристик стоит отметить то, что в большинстве случаев здания не вписаны в ситуацию, и изображение зданий плоскостное, т. е. зритель видит только одну сторону строения. Вид на здание с роста человека или чуть выше: как бы издалека, но не «птичка».

Графическими характеристиками эмфатического рисунка здания являются линии - четкие, ясные, прямые. Присутствует специфичная штриховка -

небольшие многократные линии. Чаще встречается штриховка на самом здании, а не в окружении.

Здания перечисляющего типа чаще небольшие: 4-5 этажей, довольно реалистичных форм, характерны для мыслительных экстравертов (рис. 4). Своеобразной особенностью этого типа зданий является, во-первых, форма крыши, во-вторых, форма окон, т. к. и в том, и в другом читается дугообразная или прямая под наклоном линия. Часто окна повторяют форму крыши. При этом крыша может быть как скатной, так и практически плоской. Окна остаются либо совсем без переплетов, либо делятся ими на довольно маленькие, многочисленные части. Основной формой дома является параллелепипед, однако встречаются дома формы усеченной перевернутой пирамиды. Дом имеет крупные членения.

Рис. 4. Примеры рисунков зданий перечисляющего типа

В большинстве случаев изображение сделано с ракурса «птички». Дом чаще изображается «посаженным» в некоторую ситуацию, где имеются деревья и кустарники, а вот дорожка к дому нарисована довольно редко. Необходимо отметить, что встречались рисунки, на которых был только дом без какого-либо окружения.

Интересными являются графические особенности рисунков зданий перечисляющего типа. Во-первых, линии очень ясные, четкие, с довольно сильным нажимом. Более интенсивно выделены полукруглые и наклонные линии. Во-вторых, присутствует интересная штриховка - начинается на границе она очень активно, а затем затухает. Данная штриховка используется как в изображении самого дома, так и в передаче окружающей его среды. На рисунках остаются многочисленные вспомогательные линии, разметки, точки схождения. Рисунки создаются размашистыми, быстрыми повторяющимися линиями, что создает ощущение заполнения листа. Однако сами рисунки не детализированы.

Очень интересным представляется тип органического рисунка здания, создаваемый мыслительными интровертами (рис. 5). Отличительной чертой данных зданий является их полусферическая форма и ленточные окна, опоясывающие здание по периметру. Здания изображаются многоэтажными, большими. В отличие от декоративного типа, несмотря на свои округлые формы, здания смотрятся вполне реалистично. Встречаются также здания с доминирующими цилиндрическими формами или в виде скругленного параллелепипеда, но также с ленточными окнами. Крыша здания соответственно либо плоская, либо округлая, как и стены всего здания. Здания имеют широкое, устойчивое основание.

Рис. 5. Примеры рисунков зданий органического типа

Стоит отметить также интересные дополнительные характеристики органических зданий, которые в большинстве случаев, по задумке авторов, стоят не на суше, а на воде или около воды. Соответственно идет прорисовка моря или другого типа водоема, а также изображение неба и солнца. Большинство зданий нарисовано в профиль, виден только один фасад. Аксонометрия встречается редко.

Характерными графическими чертами данного типа является то, что имеется много гнутых линий, нарисованных «нетвердой» рукой, порой едва заметных. Чаще линии лохматые, многократно повторяющиеся. Штриховка практически не встречается.

Здания гаптического типа, присущие сенсорным интровертам, отличаются тем, что основные фигуры, присутствующие в них, - это пирамида и конус (рис. 6). Пирамида и конус в различных вариантах (усеченные, перевернутые) образуют сочетания с параллелепипедом в данном типе зданий. Чаще изображенные строения небольшой высоты: от одного до пяти этажей. Интересно отметить, что большинство этих зданий имеют яркую, разноцветную окраску и рисованные линейные декоры. Часто можно видеть, из какого материала сделан домик (кирпичная кладка, черепица и т. д.). Также присутствуют различные дополнительные элементы, такие как антенны, флаги, шпили. Однако в отличие от ритмического типа, где данные элементы помогают создавать динамику и работают на вертикальный вектор, в гаптическом типе их форма и расположение таковы, что они подчеркивают наклонную линию и не создают особого движения. Окна строений данного типа очень разнообразны по форме. Они могут быть как круглыми, арочными, так и прямоугольными. Но чаще являются более вытянутыми по вертикали. Часть изображенных домов выглядят вполне реалистичными, хотя и очень оригинальными и нетрадиционными, а часть - не пропорциональными человеку, а потому не реалистичными.

Большинство строений имеют рядом с собой какую-то среду. Чаще всего это дорожка к дому с не очень высокими насаждениями в виде деревьев и кустарников. Довольно часто нарисовано небо. Однако есть рисунки, где присутствует только одно здание. Большинство зданий нарисовано либо в профиль, когда виден только один фасад, либо с точки зрения человека.

К графическим характеристикам можно отнести то, что контур здания прорисован одной линией, но внутри контура часто присутствует петлеобраз-

ная штриховка, встречающаяся как на изображении самого дома, так и окружающей среды.

Рис. 6. Примеры рисунков зданий гаптического типа

От всех предыдущих типов здания имажинарного типа, рисуемые эмоциональными интровертами, отличаются двумя главными особенностями (рис. 7). Во-первых, главной формой геометрии данного типа здания является цилиндр. Он может быть прямой или сужающийся к одному из концов, может состоять из нескольких более простых или сложных элементов, но в целом образующих цилиндрическую форму. Благодаря этому здания смотрятся вытянутыми по вертикали. Второй характерной чертой данного типа зданий является форма их крыши в виде конуса с загнутыми краями и вдавленными внутрь стенками. Здание может иметь как ленточное остекление, так быть и полностью застекленным, но все же наиболее часто встречаются окна довольно привычной, прямоугольной формы. Входная группа легко прочитывается, хотя и не выделена как-то специально. Часто встречается арочная форма дверей. Здания в целом смотрятся вполне реалистично, но немного сказочно.

Рис. 7. Примеры рисунков зданий имажинарного типа

Среди дополнительных характеристик можно выделить тот факт, что дорожка к дому рисуется редко, хотя в целом в половине рисунков имеется какое-либо окружение здания в виде деревьев, травы, неба и т. д. Интересно отметить, что примерно в половине случаев не были нарисованы переплеты окон. А в остальных случаях окна делились на четыре равномерные части. Зато там, где были нарисованы двери, были тщательно прорисованы дверные ручки.

Графической особенностью данного типа рисунков является то, что штриховка практически не встречается. Часто, например на рисунках окон,

можно заметить, что линии не доводятся до пересечения друг с другом. При этом можно видеть, что в ряде случаев одна линия проводится один раз, а в других на одном и том же месте находятся несколько линий.

Структурный тип здания, свойственный интуитивным интровертам, характеризуется тем, что здесь можно выделить также два подтипа (рис. 8). Первый подтип включает здания очень реалистичные и напоминающие типичные дома в форме параллелепипеда с двускатной крышей. Они могут быть как одноэтажными, так и многоэтажными. Второй подтип представляет собой здания, образованные пересечением шарообразных элементов, сложно пирамидальных и конусных.

о.

Рис. 8. Примеры рисунков зданий структурного типа

Интересной особенностью данных рисунков является то, что они либо очень детализированы с прорисовкой структуры материалов, либо, как большинство, начерчены только контурно. Во втором случае нет деления на окна и двери, и потому трудно определить даже масштаб зданий.

В рисунках с хорошей детализацией присутствует и окружающая среда, а вот в «контурных» рисунках только само здание. «Контурные» здания показаны только одним фасадом, а в детализированных рисунках видны два фасада с высоты роста человека.

Среди графических особенностей стоит отметить, что линии доведены до пересечения друг с другом и порой даже выходят за точку пересечения. В большинстве рисунков можно видеть, что одна линия проводится многократно.

В результате проведенного исследования было сделано несколько важных выводов.

Во-первых, была разработана новая типология архитектурных объектов. Главным основанием для нее служит выявленная прямая связь между психологическим типом человека, по К.Г. Юнгу, и изображаемой им геометрической формой зданий, а также качеством и расположением различных их элементов (таблица).

Данная типология представляет интерес, отражает психологические особенности создателей творений, а потому помогает создавать психологически комфортную среду. Необходимо отметить, что в исследовании выявлено положительное отношение испытуемых не просто к своим произведениям в целом, а к архитектуре нарисованных зданий. Вследствие этого мы можем говорить, что при относительной свободе творчества архитекторы создают психологически комфортные для себя здания.

Данная типология также имеет важное прикладное значение, облегчая процесс коммуникации между архитектором и заказчиком, способствуя более глубокому понимаю архитектором реальных потребностей заказчика. С ее помощью легко найти грамотный индивидуальный подход к каждому клиенту при частном строительстве для создания психологически комфортной и красивой архитектуры в понимании как самого архитектора, так и заказчика.

Типология архитектурных объектов

Психологический тип человека по К.Г. Юнгу

Наименование типа рисунка архитектурных объектов, изображаемых данным типом человека по К.Г. Юнгу

Описание формы архитектурных объектов в данном типе

Геометрическая форма объектов данного типа

Геометрическая форма в объеме объектов данного типа

Экстраверт

интуитивный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ритмический

Прямоугольные, вытянутые по вертикали формы, имеющие повторяющиеся, создающие ритм элементы

Сп

Экстраверт

эмоциональный

Декоративный

Округлые, шарообразные, цилиндрические формы

Экстраверт

сенсорный

Эмфатический1

Прямоугольные, вытянутые по горизонтали формы

Экстраверт

мыслительный

Перечисляющий

Вытянутые по горизонтали сложные формы, образованные сочетанием прямоугольников с округлыми и наклонными линиями

Окончание таблицы

Психологический тип человека по К.Г. Юнгу

Наименование типа рисунка архитектурных объектов, изображаемых данным типом человека по К.Г. Юнгу

Описание формы архитектурных объектов в данном типе

Геометрическая форма объектов данного типа

Геометрическая форма в объеме объектов данного типа

Интроверт мыслительный

Органический

Полусферическая, цилиндрическая форма зданий

0\

Интроверт

сенсорный

Гаптический2

Пирамидальные, конусные, сложные формы

Интроверт

эмоциональный

Имажинарный3

Цилиндрическая форма, вытяну -тая по вертикали

ЛП

Интроверт

интуитивный

Структурный

Сложные формы, образованные шарообразными, пирамидальными и конусными элементами

1 Эмфатический - от греч. emphatikos - emphasis - выразительность, подчеркнутость.

2 Гаптический - от греч. haptikos - осязательный.

3 Имажинарный - от фр. и англ. image - образ.

Необходимо, конечно, заметить, что данная типология была разработана в условиях относительной творческой свободы, потому она и дала возможность увидеть, какую архитектуру предпочитает каждый психологический тип на стадии архитектурного эскиза. Но, безусловно, архитектурные объекты, воплощенные в реальности, имеют свои особенности, связанные, прежде всего, с их трехмерностью и необходимостью отвечать многочисленным требованиям, начиная от антропометрических и функциональных и заканчивая климатическими и градостроительными. Свой отпечаток оставляет специфика материала, из которого в реальности строятся данные произведения. Потому необходимо продолжить исследование, проследив, как будет меняться архитектура проектируемых зданий при сужении рамок технических заданий.

Во-вторых, была выявлена тенденция, показывающая, что при повторном задании, проводимом через несколько недель и даже месяцев, испытуемые рисовали рисунки, которые относились к тому же типу, что и нарисованные ими в первый раз. Такая тенденция наблюдалась как в рисунке на свободную тему, так и в рисунке на тему «дом, здание, строение». Полученные результаты, говорящие о том, что при относительной свободе архитектор работает в рамках одного типа, заставляют разрабатывать новые пути развития творческого видения. Тот факт, что архитекторы создавали в исследовании непривычного вида дома, говорит о том, что задания на выполнение рисунков зданий в условиях относительной свободы от строгих технических заданий могут развивать воображение архитекторов и должны применяться в обучении. Также стоит развивать творческий потенциал архитекторов не только как умение работать в рамках своего типа, но и творить для других психологических типов.

В-третьих, разницы в результатах в группах, где рисунок на тему «дом, здание, строение» создавался сразу после рисунка на свободную тему, и в группах, где между данными рисунками был временной интервал, выявлено не было. Это говорит о том, что существуют действительно устойчивые тенденции в создании определенных типов рисунков на свободную тему и рисунков на тему «дом, здание, строение» определенными психологическими типами людей.

В-четвертых, важным выводом, сделанным после разработки типологии, является сейчас очевидный факт, что для создания психологически комфортной среды необходимо разрабатывать не один тип зданий, а целую линейку зданий, соответствующих разным психологическим типам людей.

В-пятых, данная типология показывает направление развития творческой мысли архитекторов в ближайшем будущем. Возможно, те архитектурные объекты, которые воспринимаются сейчас как нереалистичные, имеют непривычный вид, с помощью развития разных областей науки, создания новых материалов и конструктивных решений вскоре станут вполне обычными строениями.

Таким образом, новая типология архитектурных объектов представляет интерес не только как возможность систематизировать произведения архитектуры, но и выявить составляющие психологически комфортной среды, а также пути развития творческого потенциала архитекторов.

Библиографический список

1. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

2. Дженкс, Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма / Ч.А. Дженкс. - М. : Стройиздат, 1985. - 136 с.

3. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом / под ред. В. Шестакова. - М. : Искусство, 1969. - 272 с.

4. Потемкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. - СПб. : Речь, 2006. - 524 с.

5. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. -СПб. : Речь, 2001. - 416 с.

6. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С. Романова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с.

7. Соловьев, Н.К. История современного интерьера / Н.К. Соловьев. - М., 2004. - 401 с.

8. Филин, В.А. Видеоэкология / В.А. Филин. - М., 2006. - 512 с.

9. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - СПб. : Азбука, 2001. - 602 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.