История немецкого народа в России - это часть истории государства Российского. Следовательно, необходимо приложить все усилия для поддержания музейных учреждений, для сохранения находящихся здесь фондов.
В Музеях и музейных уголках Немецкого национального района (райцентр с. Гальбштадт) в Алтайском крае также накоплен значительный материал, свидетельствующий о существовании материальной и духовной культуры российских немцев.
На сегодняшнем этапе районный музей только начинает формироваться и проходит стадию оформления документации, однако уже выделено специальное помещение, сделан ремонт и завезена мебель.
К сожалению, приходится констатировать, что сельские и колхозные музеи Немецкого национального района в Алтайском крае еще не были предметом специального изучения исследователей. В то же время, этнографические экспедиции, организованные этнологическим центром при Барнаульском государственном педагогическом университете (теперь Алтайская государственная педагогическая академия АлтГПА), позволили собрать богатый этнографический материал, на основе которого организована выставка, посвященная истории и культуре российских немцев в музее исторического факультета академии .
Третий, нами определенный, музейный комплекс, посвященный истории и культуре российских немцев, составляют частные коллекции, отдельные выставки в государственных музеях, музейные уголки в школах и домах культуры. Их экспозиции содержат ответы на вопросы широкой аудитории: откуда взялись немцы на территории Западной Сибири, что это за народ, в чем своеобразие его истории, культуры.
Ярким примером частного музея является мемориальный музей Николая Антоновича Дюбеля, бывшего главы колхоза им. Чапаева в с. Побочино Одесского района Омской области. Владельцами музея сегодня являются жители с. Побочино Владимир Алексеевич и Валентина Николаевна Кайковы. Музей был образован 6 июня 2004 года (6 июня 2009 года
музею исполнилось 5 лет). Изначально музей, как и во многих других селах, планировали создать в школе. Однако из-за разногласий с руководством школы эти планы реализовать не удалось. В результате, супруги Кайковы организовали музей у себя дома по адресу ул. Чапаева 40.
Сегодня музей содержится исключительно за счет владельцев и помощи односельчан. Экспонаты музея расположены в трех комнатах (залах). Первая комната посвящена жизни и деятельности Н.А. Дюбеля и его семьи. Во второй и третьей комнатах находятся экспонаты, связанные с бытом и культурой российских немцев. По большей части, это книги, национальные костюмы, музыкальные инструменты (баян, аккордеон), вышивки с элементами немецких узоров и т.д.
Таким образом, вопрос сохранения культурного наследия российских немцев, проживающих на территории Западной Сибири, является на сегодняшний день весьма актуальным. Совершенно очевидно, что без сохранения культуры российских немцев, как впрочем, культуры любого этноса, проживающего на территории России, невозможно восстановление цельного полотна культуры нашего многонационального государства. Это тем более важно, что музеи российских немцев в большинстве случаев были созданы самими носителями культуры.
Нам представляется, что необходимо сделать все возможное для поддержания инициативы российских немцев в сохранении своей культуры и истории, в том числе, и посредством музеев, так как они неотделимы от истории и культуры России.
Необходимо исследовать фонды музеев истории российских немцев на территории Западной Сибири для составления сводного каталога и написания истории формирования музейного дела в регионе. Важно осветить опыт создания музеев российских немцев как наглядный пример, поскольку он является уникальным с точки зрения самоорганизации народа по сохранению своей истории и культуры.
Библиографический список
1. Об охране Всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО от 16 ноября 1972 г. // Приданов, С.А. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование / С.А. Приданов, С.П. Щерба. - М., 2002.
2. Основы законодательства РФ о культуре // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.
3. Труевцева О.Н. Локальные музеи и освоение этнокультурного наследия // История и культура немцев Алтая. (по материалам этнографических экспедиций) / под общ. ред. М. А. Демина, В.И. Матиса. - Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 1999. - Выпуск 1.
Статья поступила в редакцию 17.11.09
УДК 72.03:76
Е.Г. Дьячкова, аспирант АГУ, г. Барнаул, E-mail: l_diatshkova@mail.ru АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ В РОССИИ
В статье отражена недостаточная разработанность вопроса изменения характера изображения архитектурных чертежей XVIII - начала XX веков; показаны характерные особенности архитектурных чертежей периода становления и расцвета архитектурной графики в России; проанализированы изменения функций и характера начертания чертежа в рассматриваемый временной период.
Ключевые слова: архитектурная графика, чертеж, эскиз, фасад, план, раскраска, масштаб, антураж.
За весь период существования архитектурной графики накоплен большой литературный материал, содержание которого связано с различными вопросами. Нашли отражение такие вопросы, как задачи, палитра средств изображения и виды архитектурной графики, периодизация этапов ее развития как средства выражения проектных замыслов. По этим направлениям наибольший интерес представляют труды Зайцева К.Г., Кудряшева К.В., Степанова П.Г.
Николаев И. С., используя большой исторический материал, показал характер графических изображений и инструментарий в различные исторические эпохи.
В исследовательских работах Бугаевой Н.И. рассматриваются вопросы происхождения и развития архитектурной графики.
Группой исследователей Седовым В., Дудиной Т., Никитиной Т., Седовой И. представлены и проанализированы неопубликованные ранее образцы архитектурной графики раннего и развитого русского барокко.
При достаточно разностороннем рассмотрении архитектурной графики в литературе, мало разработанным остается вопрос изменения характера изображения архитектурных чертежей XVIII - начала XX веков.
Цель этой статьи - показать качественные изменения архитектурных чертежей с XVIII века до начала XX века в России.
Среди исследователей нет единого мнения в определении понятия «архитектурная графика». К. Г. Зайцев определяет архитектурную графику как приложение средств и приемов графического искусства к изобразительным задачам, возникающим в творческом процессе создания проекта или обмерного уважа [1, с. 6]. По мнению Бугаевой Н.И., архитектурная графика является жанром архитектуры, который выполняет определенную функцию, обусловленную практическим назначением произведения [2].
С нашей точки зрения, архитектурная графика - это направление графического искусства, имеющее свои специфические черты и охватывающее все виды графических средств, с помощью которых изображаются архитектурные объекты. Сюда относится рисунок и акварель, специфические изобразительные средства - отмывка тушью, проекционное черчение и различные способы с помощью начертательной геометрии воссоздавать на плоскости точные пространственные формы [3, с. 153].
Понятие «архитектурная графика» возникло в конце XVIII - начале XIX веков, когда в академических архитектурных школах начали четко проявляться тенденции специального образования студентов-архитекторов, а чертежи, эскизы, рисунки студентов-архитекторов стали обобщенно называться «архитектурной графикой.
К середине XVIII века, когда была признана теория ортогональных проекций, обозначились основные виды архитектурной графики - эскиз, чертеж и архитектурный рисунок.
Архитектурный эскиз - это графический способ поиска и совершенствования творческого замысла архитектора, который в большинстве случаев выполняется от руки.
Архитектурный чертеж - это изображение, которое передает информацию о форме, размере и конструктивных особенностях архитектурного объекта. Изображения выполняются в соответствии с правилами начертательной геометрии с использованием чертежных инструментов.
Архитектурный рисунок - любое рисованное произведение архитектора, сюжет которого может иметь самостоятельное значение, а так же может быть составной частью проекта. Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чертеж, называют антураж и стаффаж.
Антураж - это изображение элементов пейзажа в проектном чертеже.
Стаффаж - это рисунки людей, автомобилей, животных и иных второстепенных деталей, не являющихся основной темой изображения.
В рамках данного исследования будет рассматриваться такой вид архитектурной графики как архитектурный чертеж. В качестве источников исследования приняты ранее опубликованные в различных изданиях архитектурные чертежи указанного временного периода.
Переход к ортогональному масштабному чертежу в России осуществляется постепенно на рубеже XVIII века. Поэтому на чертежах, датируемых концом XVII - началом XVIII веков часто можно встретить совмещение ортогональных и перспективных изображений [4, с. 100, 112].
Потребность в масштабном чертеже существовала уже в конце XVII века, но свое юридическое оформление как основной архитектурно-строительный документ чертеж получает в начале XVIII века. Петровский указ 1704 года предписывал строить в Московском Кремле и Китай-городе каменные дома «по чертежу архитекторов» [5, с. 132-133].
Организация первой архитектурной школы при Канцелярии городовых дел, созданной в 1706 году для руководства строительными работами в Петербурге способствовала совершенствованию и внедрению в практику архитектурностроительных чертежей.
В 1709 году была издана книга «Правило о пяти чинех архитектуры» Джакомо Бароццио да Виньола, что позволило
будущим зодчим копировать классические ордерные формы и осваивать премудрости архитектурного черчения.
Появление первого русского трактата по архитектуре «Архитектура цывилная выбрана из Паладиуша славного ар-хитекта из иных многих архитектов славных от математика и архитекта Кашпора Векио, писана в Венеции лета 1699 году месяца сентября учением и тщанием будучи тамо господина князя Долгорукова, а по русскому календару 7206 году » относится к концу XVII века. Этот трактат кроме всего прочего, был и пособием по черчению, прививая навыки черчения.
К концу первой половины XVIII века выходит в свет «Должность архитектурной экспедиции: трактат-кодекс 1737 -1749 гг.». В главе «О архитектуре и архитекторах то их должность при строениях» говорится об обеспечении архитекторов александрийской бумагой, китайскими чернилами, красками и карандашами [6, с. 30]. Этот трактат в одной из глав предписывал обязательно показывать на чертежах места положения каминов, очагов, печей [6, с. 78]. Печи и камины показывали на чертежах и более ранний период, но их условные обозначения не отличались единообразием.
В 1757 году открывается Русская Петербургская академия трех знатнейших художеств. Именно в стенах академии разрабатывались и затем внедрялись в практику специфичные для архитектурной графики технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и штрихового рисунка пером, свинцовым карандашом.
На развитие и совершенствование графических приемов в архитектурных чертежах большое влияние оказывали архитектурные школы архитекторов.
В XVIII - начале XX веков в России получили развитие такие стилевые направления, как барокко и классицизм, ампир, эклектика, модерн.
В первой четверти XVIII века на русской почве одновременно проявились барокко, рококо, классицизм при преимущественном развитии барокко. Некоторые исследователи этот период называют ранним барокко [7]. В первой трети XVIII века работали такие архитекторы как Д. Трезини, П. М. Еропкин, Т. Усов, И. Ф. Мичурин, И. К. Коробов, М. Г. Земцов, В. С. Обухов.
Чертежи начала XVIII века редки и мало изучены. Особенности графики этого периода показаны на материале корпуса чертежей из Музея архитектуры в исследовательской работе Седова В., Дудиной Т., Никитиной Т., Седовой И. [7]. Во всех чертежах авторы отмечают особый характер подачи материала и предлагают называть его гравюрным. В чертежах главенствуют четкие, уверенные чернильные линии, ясно ограничивающие объекты и вносящие в чертежи определенную каркасность. Очень редко применяется отмывка и раскраска, которая носит подчиненный характер [7]. Представленные чертежи плана парка и плана и фасада палат датированы первой четвертью XVIII века. Они выполнены в ортогональных проекциях. План парка выполнен очень эскизно. Для изображения зеленых насаждений используются условные обозначения, характерные скорее для топографических карт. Чертежи плана и фасадов палат выполнены более тщательно. Под планами, внизу чертежа показана масштабная линейка. Для большей выразительности, как здания, так и чертежа, применяется покраска. Толщина стен здания на планах залита тушью - характерная особенность чертежей XVIII - XIX веков. На плане здания можно видеть условные обозначения окон, дверных проемов, печей, каминов, лестниц, при этом печи выделены цветом. На фасаде можно видеть изображения теней, что придает зданию объем и рельефность. Антураж и стаффаж на чертежах отсутствует, что дополнительно подчеркивает утилитарный подход к архитектурной графике этого периода.
В работе отмечается, что в Петербурге в этот период появлялись образцы более изысканной графической подачи материала с отмывкой, раскраской, тонкими линиями, но большинство сохранившихся листов таких петербургских архитекторов, как М. Г. Земцов, Ф. де Вааль, можно отнести к той же, практической и суровой гравюрной манере [7].
Опубликованные в работе А. Михайлова чертежи ситуационных и генеральных планов В. С. Обухова первой трети XVIII века показывают высокую техническую и графическую подготовку архитекторов этого периода [8, с. 16-17]. Чертежи планов снабжены подробными экспликациями, при этом изображаемые объекты обозначены цифрами. В этих чертежах используется прием покраски.
В указанной выше работе А. Михайлова опубликованы проекты триумфальных ворот Т. Усова [8, с. 13] и П. Еропкина [8, с. 14-15]. Проекты включают в себя чертежи планов и фасадов. На обоих листах присутствуют масштабные линейки, фасады выполнены с изображением теней, с покраской. Элементы фасада обозначены цифрами и подробно описаны в нижней части чертежа.
Условные обозначения самого начала XVIII века имели несколько иной вид. В образцовом проекте брусяного дома С. У. Ремезова начала XVIII века печи имеют иное обозначение, дверные проемы показываются сквозными, а оконные -несквозными и со стороны помещений, отсутствует масштабная линейка, но в пояснениях к проекту указываются почти все размеры вплоть до окон [5, с. 131, рис. 66].
Ранняя стадия русского барокко сменилась стадией развитого барокко (1730 - 1750-е года). Этот переход связан с деятельностью Ф.Б. Растрелли, с его же именем связывают создание новой графической манеры. Архитектурная графика становится более живописная по сравнению с подчеркнуто утилитарными чертежами первой трети XVIII века. Для новой графической манеры характерны живописность, тщательность разработки чертежей, порой переполненных информацией. Линии в чертежах становятся более легкие, тонкие, не столь графичные и уверенные как в предыдущий период.
Линейные чертежи дополняются отмывкой объемов и теней. Поверхности расцвечивают розовыми, желтыми, зелеными, голубыми, охристыми цветами, которые образуют характерные для этой эпохи мягкие сочетания.
Эта графическая манера характерна как для учеников и помощников Растрелли А.В. Квасова, С. И. Чевакинского, так и для московских зодчих - Д.В. Ухтомского и В.С. Обухова.
Петербургские чертежи отличаются более четкими линиями, тщательностью в исполнении деталей и ясной компоновкой [9].
Высокая манера архитектурной графики этого периода особенно хорошо видна в работах архитектора Д. В. Ухтомского [9]. Его чертежи этого периода носят живописный характер. Они исполнены акварелью, дополнены декоративным оформлением листов. Чертежи нанесены на ложные накладки, которые представляют собой полуразвернутые, загнутые, надорванные по краям свитки или листы, наложенные на плоский лист бумаги. При этом чертежи точны и предоставляют необходимую информацию. Очерченные рамкой листы чертежей создают иллюзию рельефности. В работах прослеживаются желание вырваться из двухмерности листа, декоративность и живописность самой техники исполнения, что характеризует Ухтомского как подлинного мастера барокко.
В лучших образцах архитектурной графики развитого барокко прослеживается изощренный графический стиль, направленный как на максимальную информативность чертежа, так и на максимальную зрелищность.
Во второй половины XVIII века в архитектуре России утвердился классицизм. Архитектура русского классицизма прошла три этапа: период раннего классицизма (1760 - первая половина 1780), период зрелого или строго классицизма (вторая половина 1780 - 1800), поздний классицизм (1800 - 1830). Крупнейшими мастерами классицизма были А. Ринальди, А. Кокоринов, В.И. Баженов, Д.В. Ухтомский, М.Ф. Казаков, И. Е. Старов, Д. Кваренги, А. Н. Воронихин, Тома де Томон, А.Д. Захаров, К. Росси, В.П. Стасов, А.Г. Григорьев, О.И. Бове.
Весь графический материал этого времени носит деловой характер, а использование различных графических приемов объясняется стремлением к тому, чтобы за ним чувствовалась
мысль об архитектуре. Каждый мастер классицизма имел свой неповторимо индивидуальный графический почерк.
Сохранившиеся архитектурные проекты мастеров классицизма показывают характерные для архитектурной графики этого периода художественно-технические приемы. Ортогональные проекции, построенные по всем правилам начертательной геометрии и теории теней, отмывались тушью с соблюдением всех закономерностей воздушной перспективы. Сохраняя линейный контур как основу чертежа, для выявления объемно-пространственной структуры архитектуры использовался также и цвет. Цвет использовали двумя способами - подкраска акварелью плоскостей чертежа фасада с целью выявления объема здания и для передачи впечатления реального строительного материала, а так же цвет был направлен на архитектурную организацию объемно-пространственной структуры здания, в которой полихромия являлась не графическим, а композиционным средством [10, с. 11].
Для архитектурной графики периода классицизма характерен точный и тонкий рисунок. Для выявления объема здания и глубинности изображения используются средства светотени и воздушной перспективы, краевой контраст, усиление тона оконных и дверных проемов, совмещение в чертеже ортогональной проекции фасада и перспективного изображения окружающей среды. Чертеж на бумагу наносится тонкой линией, затем отмывается тушью или акварелью охристо-желтого или серовато-голубого цвета. Такая графика присутствует в работах В.И. Баженова [11, с. 114-115], М. Ф. Казакова [10, с. 14-15, рис. 6-8].
Яркой графической манерой обладал Д. Кваренги. Отмывка объектов тушью с сильной коричневатой или синеватой подкраской плоскостей акварелью в теневых и освещенных местах, нанесение акварельных подтеков носили живописный характер, но передавали впечатление реального строительного материала. Плотные тени и черные проемы окон и дверей создавали впечатление освещенности в изображении. Для Д. Кваренги свойственно скрупулезное изображение деталей антуража и стаффажа, которые наполняли реальным содержанием проектный чертеж [12, с. 75, ил. 157].
Интересные графические приемы можно встретить в проектных чертежах А.Г. Григорьева. Блестяще владея техникой акварели, он создавал при отмывке чертежей тончайшие нюансы серых и голубых тонов. Отдаленные части здания изображаются как бы подернутыми легкой дымкой. Григорьев часто прибегает и к линейной, контурной подаче проектов, выполняя их пером и тушью. В этом случае многоплановость чертежа создают линии, выполненные различным нажимом пера [13, с. 25].
Эти отработанные и усовершенствованные приемы изображения применялись А.Д. Захаровым, О. И. Бове и другими архитекторами-классиками.
Характер условных обозначений по сравнению с предыдущим периодом принципиально не изменился. На генеральных планах присутствуют указатели направления севера. К планам часто прилагаются экспликации (так же часто встречаются описания, изъяснения) с буквенными или цифровыми обозначениями. Линии сечений на планах обозначают либо одинаковыми буквами, А-А, либо, что встречается гораздо чаще, разными, например, А-В. Встречаются чертежи, на которых планы и фасады здания вычерчивают в разных масштабах, как правило, фасад имеет больший масштаб. Все изображения носят стройный и реалистичный характер. Шрифты, применяемые на чертежах, отличаются легкой читаемостью и стилевым единством с архитектурным объектом. Кроме изображений планов, фасадов, разрезов, иногда в увеличенном масштабе показываются детали здания.
С 1830-х годов каноны классицизма вытеснялись эклектикой. Резко возрастает количество сооружений, при этом качество архитектурных решений резко снижается. Это находит свое отражение и в архитектурной графике. Архитекторы выполняют лишь отдельные заказы частных лиц, промышленных и коммерческих организаций менее всего заинтересованных в тонких графических подачах объектов.
На ретроспективно-эклектическом фоне возникают новые течения - модерн (1890 - е годы - начало 1900-х). К началу ХХ века только отдельные мастера в проектных и демонстрационных чертежах применяют технику растушевки, отмывки и акварельной покраски. Основными графическими приемами при выполнении чертежа становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой [14, с. 88, 89].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
• Уровень развития архитектурного чертежа находится в прямой зависимости от экономического и политического состояния общества.
• С XVIII века до начала XX века изменялись функции чертежа - в начале указанного периода архитектурный чертеж носит сугубо деловой характер юридического документа, в дальнейшем в период развитого барокко и классицизма к информативности добавляется максимальная зрелищность,
что проявляется в высоко реалистичных изображениях, широком использовании антуража и стаффажа. К началу XX века архитектурный чертеж становится средством решения строительных задач.
• Архитектурный чертеж претерпевает качественные изменения: линия становится более изящная и выразительная; линейно-плоскостные изображения фасадов, разрезов приобретают объемность, цвет; повышается уровень деталировки.
• Осуществляется попытка нормализации чертежа: изображения выполняются в масштабе, присутствует масштабная линейка; для изображения окон, дверных проемов, печей, клозетов используются единые обозначения, которые могут лишь незначительно отличаться; пояснения к планам оформляются в виде экспликаций, изъяснений, описаний с буквенными или цифровыми обозначениями.
Библиографический список
1. Зайцев, К.Г. Современная архитектурная графика. - М.: Стройиздат, 1970.
2. Бугаева, Н.И. Истоки архитектурной графики. Жанровая природа пластических и графических изображений архитектуры Древнего мира и Средневековья // Архитектон: известия вузов №14, 2006. (http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006 02Аешр1а1е агйс1е?аг=!АЛа1)
3. Иконников А.В. Основы архитектурной композиции / А.В. Иконников, Г.П. Степанов. - М.: Искусство, 1971.
4. Кудряшев, К.В. Архитектурная графика: учебн. пособие - М.: Архитектура, 2006.
5. Тиц, А. А. Загадки древнерусского чертежа. - М.: Стройиздат, 1978.
6. Должность архитектурной экспедиции: трактат-кодекс 1737-40 гг. // Архитектурный архив. - М., 1946 - Вып.1.
7. Седов, В., Дудина Т., Никитина Т., Седова И. Архитектурная графика раннего русского барокко. (http:-//www.projectc1assica.ru-
^Аоо1/18 2006^^оо12006 18 02а.Цт, http://www.projectc1assica.ru/schoo1/18 2006^^оо12006 18 02b.htm)
8. Михаилов, А.И. Архитектор Д.В. Ухтомский и его школа. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954.
9. Седов, В., Дудина Т., Никитина Т., Седова И. Чертежи развитого барокко. (http://www.projectc1assica.ru-/schoo1/20 -2006-^^оо1-
2006 20 02а.Цт, http://www.projectc1assica.ru/schoo1/20 2006/schoo12006 20 02b.htm)
10. Зайцев, К.Г. Графика и архитектурное творчество. - М.: Стройиздат, 1979.
11. Михаилов, А.И. Баженов. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951.
12. Талепоровский, В.Н. Кваренги. - Л-М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954.
13. Очерк жизни и творчества А. Г. Григорьева Е.А. Белецкой. - М.: Стройиздат,1976.
14. Кириченко, Е. И. Федор Шехтель. - М.: Стройиздат, 1973.
Статья поступила в редакцию 17.11.09
УДК 7.03(571.12)
Н.И. Сезева, соискатель АГУ, E-mail: E4972008@gmail.com ТЮМЕНСКИЙ КОВРОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ В XVII - XX ВВ.
В статье на основе архивно-документальных и экспедиционных материалов воссозданы история зарождения, становление, периоды развития самобытного тюменского коврового промысла, одного из крупнейших центров не только Сибири, но и всей России в XVII - XX вв.
Ключевые слова: архивно-документальные источники, С.А. Давыдова, Л.К. Зубова, историография, исследователи, ковровый промысел, ковроткацкая артель, ковровая лаборатория, ковровая фабрика, коллекции, И.И. Овешков, Сибирь, статистические сведения, технология изготовления, типы и виды ковров, Тобольская губерния, Тюмень, Тюменский уезд, Тюменская область, центры ковроткачества, ярмарки.
Судьба сибирского коврового промысла - его зарождение, становление, развитие, периоды его наивысшего расцвета и упадка - оказалась удивительным образом связана с самобытной историей края.
С конца XVI в. на прилегающих к Тюмени землях начали обосновываться первопоселенцы - они заводят отъезжие пашни, заимки, ставят деревни. Спустя столетие территория Тюменского уезда была уже плотно заселена «посадскими» и служивыми людьми -- выходцами из крупных торгово-промышленных и ремесленных городов Русского Севера и Поморья (Вологодской, Пермской, Усольской, Вятской, Устюжской, Новгородской губерний), позднее - переселенцами из Поволжья и Центральной России (Вятка, Кострома, Владимир, Москва). В этот период здесь не только сформировался первый очаг старожильческого русского населения, но возник самый крупный в Сибири кустарно-промышленный район. Этому способствовали многие обстоятельства: благоприятные природные условия, позволявшие иметь в достаточном количестве необходимый для развития ремесел материал (дерево, шерсть, лен, красильные травы), выгодное географическое положение, близость водных и сухопутных торговых тракто-
вых путей, широкий спрос на кустарные изделия и большой рынок сбыта на сельских торжках и крупных ярмарках. А главное - наличие опытных кустарей-ремесленников, которые в совершенстве владели традиционными навыками обработки различных материалов.
Промысловая деятельность крестьян Тюменского округа способствовала формированию особого типа человека - активного, неунывающего, делового. Это отметил писатель-краевед И.А. Завалишин: «Заимствуя от предков своих - соль-вычегодцев, устюжан, вологодцев, вятчан и новгородцев -дух похвальной деятельности, коренное племя жителей Тюменского округа - самое бойкое, расторопное, умное, понятливое, оборотливое и промышленное в целой Сибири. Это сибирские владимирцы и ярославцы» [1, с. 210].
На рубеже XVII--XVШ вв. в деревнях и селах, расположенных вверх по реке Туре и ее притокам (на правом берегу), а также вдоль Ирбитского и Сибирского трактов - главных сухопутных дорог в Сибирь -- возникли различные производства, связанные с обслуживанием ямского промысла. Целые деревни специализировались на изготовлении определенных видов изделий. «Многие... возят купеческие товары, делают