Научная статья на тему 'Типология образов архитектурных объектов: психологический подход'

Типология образов архитектурных объектов: психологический подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / THE TYPOLOGY OF IMAGES / PSYCHOLOGY APPROACH / IMAGES OF ARCHITECTURAL OBJECTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградова Евгения Игоревна, Барабанов Александр Алексеевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы необходимости разработки образной составляющей архитектурных объектов в современном проектировании и предлагается новая типология образов. Главным основанием для типологии становится выявленная в ходе исследования связь между психологическим типом студента-архитектора по К.Г. Юнгу, и особенностями образов, которые авторы создают для своих произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF IMAGES OF ACRHITECTURAL OBJECTS: PSYCHOLOGICAL APPROACH

The article deals with the necessity of working out the images of architectural objects. A new typology of images of architectural objects was offered. Relationship revealed during research between psychological type of the student architect on K. G. Jung and features of the images of architectural objects becomes the main basis for typology, which authors create for their works.

Текст научной работы на тему «Типология образов архитектурных объектов: психологический подход»

УДК 72.01

ВИНОГРАДОВА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА, соискатель, evgenia. vip@list. ги

БАРАБАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, канд. архит., профессор, abaгabanov45@yandex. ги

Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620175, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются актуальные вопросы необходимости разработки образной составляющей архитектурных объектов в современном проектировании и предлагается новая типология образов. Главным основанием для типологии становится выявленная в ходе исследования связь между психологическим типом студента-архитектора по К.Г. Юнгу, и особенностями образов, которые авторы создают для своих произведений.

Ключевые слова: типология образов, архитектурный образ, психологический подход.

VINOGRADOVA, EVGENIYA IGOREVNA, P.D.,

BARABANOV, ALEKSANDER ALEKSEYEVICH, СсЫ. of arch. sc, prof.,

abarabanov45@yandex. ru

Ural State Academy of Architecture and Arts,

23 K. Libknekhta st. Yekaterinburg, 620175, Russia

TYPOLOGY OF IMAGES OF ACRHITECTURAL OBJECTS: PSYCHOLOGICAL APPROACH

The article deals with the necessity of working out the images of architectural objects. A new typology of images of architectural objects was offered. Relationship revealed during research between psychological type of the student - architect on K. G. Jung and features of the images of architectural objects becomes the main basis for typology, which authors create for their works.

Keywords: the typology of images, psychology approach, images of architectural objects.

Глобальный подъем науки, быстрое развитие техники, серьезные изменения в социальной и экономической сфере, которые произошли в двадцатом веке, создали мощное основание для порождения архитектуры нового поколения, не похожей на все то, что было построено прежде. Архитекторы в своем творчестве перестали быть скованными узкими рамками традиционных строительных форм, продиктованных спецификой материалов и конструктивных возможностей, и теперь смогли воплощать в реальности практически все свои креативные замыслы [1, с. 248, 268]. В связи с этим многими исследователями, включая А.А. Барабанова, А.В. Иконникова, В.И. Иовлева, А.И. Рудакова, уделяется повышенное внимание вопросам архитектурного формообра-

© Е.И. Виноградова, А.А. Барабанов, 2011

зования и художественного замысла произведения, а особо острый интерес представляет изучение образа архитектурного объекта [2, 3, 4, 5]. Ведь именно он, с одной стороны, связан с художественной идеей проекта, а, с другой стороны, обусловливает его материально-физическую форму и потому, по словам А.В. Иконникова, «служит необходимым инструментом для приведения архитектурного объекта к целостности, к организованной гармоничной форме» [3, с. 55].

Архитектурный образ - сложное явление, а потому сегодня принято выделять: «образ-замысел», зарождающийся в представлениях архитектора о будущем объекте; «образ-процесс», направляющий деятельность мастера; «образ-произведение», возникающий при реализации образа в материальнофизической форме объекта, «образ-восприятие», формирующийся в сознании человека при восприятии архитектурного объекта [3, с. 101].

В дальнейшем в данной статье, говоря об образе, мы будем иметь в виду образ во время создания его архитектором: «образ-замысел» и «образ-процесс».

Первоначальная стадия разработки образа связана с вопросом об его источнике. Образы по их источникам разными авторами делятся на разные категории. А.А. Барабанов выделяет образы-метафоры, образы-прототипы и образы-символы [2, с. 107-139]. А.И. Рудаков считает, что в качестве источников образов выступают: 1) мир окружающей природы; 2) мир человека и его предметной среды; 3) мир техники; 4) мир искусства; 5) мир самой архитектуры [5, с. 33]. Данные классификации указывают на то, что у архитектора при проектировании и задаче нахождения источника образа имеется свобода выбора любого объекта или явления из совершенно различных областей.

Воспоминания архитекторов также свидетельствуют о свободе выбора мастером источника образа, который совсем не обязательно связан с заданием на проектирование или сферой строительства. Например, А. Аалто описывает: «Когда я проектировал городскую библиотеку в Выборге, <...> я довольно долго делал рисунки наподобие детских. Это были изображения горы со склонами разной крутизны и со множеством солнц на небосводе, освещающих склоны ровным светом. Рисунки никак не были связаны с архитектурой, и все же именно из этих, казалось бы, детских рисунков, возникло сочетание планов и разрезов, переплетение чертежей, которое описать очень трудно, -именно в рисунках родилась основная идея библиотеки» [6, с. 86].

Спецификой процессов проектирования и разработки образной составляющей является то, что любой объект, выбранный зодчим в качестве источника образа, даже не имеющий изначально материально-изобразительной формы (музыка, философия), в конечном счете обретает графическое воплощение. Этот факт в сочетании с вышеописанной свободой творца позволяет говорить о схожести процессов поиска источника образа и выполнения проективной методики «Рисунок на свободную тему», инструкция к которой звучит так: «Перед Вами лист бумаги. На нем Вы можете нарисовать любое изображение по Вашему желанию».

Основу данной проективной методики заложил Г. Рид в первой половине ХХ в. Исследовав детские рисунки и проанализировав психологические особенности их авторов, он пришел к выводу, что каждому из восьми психологи-

ческих типов человека, по К.Г. Юнгу, при задании сделать рисунок на свободную тему свойственно создавать изображения, имеющие особые характеристики [7, 8, с. 140-147]. Потому на сегодня данный тест используется для выявления индивидуально-типологических особенностей человека [9, с. 191,192].

На основании вышеизложенного была выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи между психологическим типом архитектора и результатом выбора источника образа, а также особенностями самого образа для проектируемого зодчим объекта.

Для проверки данного предположения в течение трех лет было проведено исследование, в котором приняли участие 207 студентов-архитекторов 1-3 курсов Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Такой выбор испытуемых объясняется тем, что данные респонденты умеют достаточно хорошо выражать свои мысли графическим языком, но не обременены многочисленными знаниями реального строительства, а потому более свободны в своих фантазиях.

В ходе эксперимента выделились три больших блока заданий. В первом блоке респондентам необходимо было создать два рисунка. Первый из них -рисунок на свободную тему. При этом давалась традиционная инструкция о создании любого изображения по собственному желанию студента. Второй рисунок был посвящен разработке первичного эскиза определенного типа здания. Нам необходимо было не допустить, чтобы испытуемые «на автомате» рисовали заученные типовые планы и фасады различных строений, а действительно стремились проявить свою фантазию. Потому респондентам предлагалось нарисовать рисунок на тему «дом, здание, строение» с пояснением «здание может быть таким, каким Вы захотите, чтобы оно было». Во втором блоке заданий испытуемым предлагалось сделать также два рисунка: во-первых, эскиз здания, а во-вторых, зафиксировать в графическом виде те образы, которые использовались респондентом при разработке данного эскиза здания. В третьем блоке заданий студентам необходимо было сделать только эскиз здания или только рисунок на свободную тему. В каждом блоке заданий испытуемым предлагалось сделать эскизы одного из типов зданий: театра, многоэтажного жилого дома, дома своей мечты, дома для друга, а также здания, которое они сами хотят изобразить. Все испытуемые приняли участие в каждом блоке заданий, время между которыми в разных группах респондентов было от нескольких дней до нескольких месяцев. На создание самого рисунка отводилось 20-30 минут, после чего давалось 5-10 минут, чтобы придумать название ему и кратко описать, что на нем изображено.

Всего в ходе исследования испытуемыми было создано более тысячи различных рисунков. После сбора данного графического материала был проведен сравнительный анализ изображений образов зданий и рисунков на свободную тему, созданных каждым испытуемым. Анализ строился на выявлении и сравнении содержательных и графических характеристик каждого рисунка. Графические характеристики включали в себя особенности выполнения рисунка в целом, наличие штриховки и специфичных линий. Однако нас в большей степени интересовали содержательные характеристики, которые раскрывали, что изображено на рисунке вообще, что является доминантным объектом, какие

характеристики он имеет и какие черты и особенности изображения предметов выделяются самим их автором как наиболее значимые. Кроме того, анализировались названия и пояснения, которые авторы делали к своим рисункам.

Прежде всего, стоит оговорить, что в ходе анализа рисунков на свободную тему были выявлены и зафиксированы некоторые их определенные черты, чье описание не встречалось нам ранее в литературе и которые мы склонны связывать со специфичной выборкой респондентов - людей с высоким творческим потенциалом и графическими способностями. Основным же достижением проведенного исследования был выясненный факт, что созданные студентами-архитекторами рисунки на свободную тему схожи с рисунками, выполненными этими же респондентами при задании фиксации в графическом виде образов зданий. Это позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и разделить все рисунки образов также на восемь больших типов, аналогичных типам рисунков на свободную тему, и связанных с психологическим типом их автора. Результатом исследования стало, во-первых, детальное описание каждого типа рисунка, куда вошли и рисунки на свободную тему, и рисунки образов, а, во-вторых, возможная интерпретация взаимосвязи психологических особенностей авторов и графических черт рисунков, создаваемых ими.

Стоит изначально указать, что среди рисунков, сделанных всеми типами людей, встречались, в основном, изображения: природы (пейзажи), отдельных элементов природы (цветы, животные), окружающих человека предметов, изображения людей и сказочных существ, абстрактные изображения, состоящие из различных геометрических фигур и объектов, и реже изображения различных построек. Однако было выявлено два ключевых момента. Во-первых, частота встречаемости среди каждого типа людей определенных изображений была различна. Во-вторых, несмотря на то, что использовались одни и те же или схожие объекты в изображениях, каждый тип людей склонен был выделять и акцентировать лишь определенную часть их черт. Это связано с тем, что любой объект, воспринимаясь как некая целостность, все же обладает множеством различных характеристик, которые можно разделить на три части. Первая часть - это реально-формальные особенности самого объекта, например его форма, присущие ему свойства и способности. Другая часть характеристик приписывается в виде символического значения объекту обществом, которое находится на определенном культурно-историческом этапе развития. И третья часть характеристик является субъективной и зависимой от индивидуального отношения к данному объекту конкретной личности. Безусловно, человек на сознательном и подсознательном уровнях воспринимает объект в совокупности всех его характеристик, но лишь часть из них становятся для него доминантными и определяющими, в том числе в процессе выбора объекта в качестве образной составляющей проекта. Это обусловлено селективностью внимания - перцептивным механизмом, заставляющим индивида проявлять восприимчивость к определенным стимулам. Данный механизм позволяет человеку из окружающего его мира выбрать те объекты, которые конгруэнтны его определенному психическому состоянию, психофизиологическим потребностям, устойчивым психологическим характеристикам и т. д. и тем самым содействуют выживанию и благосостоянию индивида, рассматриваемым в самом широком смысле

[10, с. 30]. Следовательно, когда человек создает рисунок на свободную тему, он изображает именно те объекты, которые в силу совокупности всех трех частей характеристик наиболее полно соответствуют его психологическим особенностям. В то же время тот факт, что объекты реального мира обладают множественными характеристиками, и объясняет то, что, с одной стороны, одни и те же объекты и предметы появляются в рисунках разных типов людей, а, с другой стороны, в них акцентированы различные свойства.

Остановимся далее на каждом типе рисунков и их авторах более подробно.

Экстравертный интуитивный тип человека, по К.Г. Юнгу, имеет тонкое чутье на все, что зарождается и имеет будущее. Его не интересуют общепризнанные ценности. Физическое благополучие не является для данных людей весомым аргументом. Данный тип в постоянном поиске новых объектов и условий, но когда находит и все «устанавливается», бросает найденное ради поисков нового [7]. То, что человек данного типа находится все время в поиске чего-то нового, то есть в движении, как душевном, так и физическом, отражается в создаваемых им рисунках, называемых «ритмичными», чьей основной особенностью является ярко проявляющаяся динамика. Рисунки этого типа наполнены различно расположенными ритмичными элементами, а также теми объектами и существами, которые имеют способность к передвижению, чье символическое значение связано с изменениями и трансформациями. Наиболее часто встречаются изображения пейзажей, отдельных движущихся объектов и абстрактные рисунки. Встречаются два типа пейзажей. Первый тип демонстрирует непогоду: бурю на море, падающие капли дождя, вздымающиеся волны, порывистый ветер, наклоненные деревья. Второй тип пейзажей показывает хороший ясный день, природу, наполненную движением жизни: длинные расходящиеся лучи солнца, рыб, выпрыгивающих из воды, стаи летящих птиц и т. д. На заднем плане обоих типов пейзажей обычно расположены горы или небоскребы, создающие ритмичный фон. Кроме того, данные картины часто включают в себя изображения движущихся кораблей, лодок, различного транспорта, что придает им дополнительную динамику. В некоторых рисунках движущиеся неодушевленные объекты играли главную роль, и потому в одной части рисунков изображены только они, а в другой - они вписаны в природное окружение (рис. 1). Символическое значение наиболее главных объектов (моря, дождя, бури, лучей солнца, корабля, рыб) в данных рисунках говорит о движении, переменчивости и получении высшего знания [11, с. 155; 12, с. 114, 268, 477; 13, 14]. Основной особенностью абстрактных ритмических рисунков является то, что в них трудно выделить отдельные смысловые единицы, объекты или предметы, потому что они представляют собой динамичную совокупность ритмичных линий: прямых, волнистых, концентрических, которые воплощают активное движение, динамику (рис. 2).

Для экстравертного чувствующего типа людей главную роль играют чувства, согласующиеся с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями [7]. Потому для них свойственно создавать «декоративный» тип рисунков, изображающий сами чувства либо объекты и предметы, которые пробуждают или символизируют их: красивые, богато украшенные предметы

и субъекты, вызывающие восхищение, умиление или другие, чаще положительные, эмоции. Чаще всего декоративные рисунки представляют собой сложные абстрактные композиции из округлых, мягких, центрических линий, кругов и традиционных в нашей культуре символов чувств: сердечек, цветов, бабочек, воздушных шариков, улыбок (рис. 3, 4) [12, с. 55].

Рис. 2. Рисунок образа для здания, сделанный респондентом во время исследования. Ритмический тип образа. Фото автора

Рис. 3. Рисунок образа для здания, сделанный рес- Рис. 4. Рисунок образа для здания, сде-пондентом во время исследования. Декора- ланный респондентом во время

тивный тип образа. Фото автора исследования. Декоративный тип

образа. Фото автора

Данный тип изображений также может передавать восхищение и любование человеком как неким совершенным объектом красоты. На изображениях чаще всего представлены женщины с идеализированной прекрасной фигурой, подчеркнутой красивой одеждой, с интересными украшениями, в статичных позах. Декоративные рисунки могут включать изображение животных,

Рис. 1. Рисунок образа для здания, сделанный респондентом во время исследования. Ритмический тип образа. Фото автора

чаще бабочек и кошек. В данном типе изображений могут быть представлены красивые предметы, украшения, а также объекты, вызывающие у автора рисунка определенные сильные чувства, например букет невесты. Среди декоративных рисунков можно увидеть и изображение природы. Однако деревья, солнце, трава в них обычно сильно стилизованы и скорее напоминают некий декор. Общие символические значения тех объектов, которые чаще встречаются в декоративных рисунках, можно свести к понятию души, бесконечности, передаче чувств, женскому началу, т. е. тому, что выделяется К.Г. Юнгом как основные характеристики экстравертного чувствительного типа.

Для экстравертного сенсорного типа, у которого развито объективное чувство факта, важно иметь чувственные впечатления, ощущать объект, по возможности, наслаждаться им. А потому для них характерно изображать или некие ощущения, чей источник находится во внешнем мире, или объекты и явления, вызывающие данные сенсорные впечатления [7]. Для данного типа окружающая их среда представляет большой интерес, потому как она обладает особыми качествами, дающими разнообразные ощущения, яркие впечатления, что видно по их «эмфатическим» рисункам. Наиболее широкий спектр ощущений и богатые впечатления дает созерцание природы, о чем свидетельствует наиболее часто встречающийся тип рисунков - пейзажи. В них природа спокойна и величественна и изображается как вполне реалистичная, но в то же время в те моменты, которые дают наибольшее наслаждение зрителю. Чаще всего можно увидеть красивые морские пейзажи с закатом солнца (рис. 5, 6). В данном типе рисунков встречаются изображения отдельных цветов, которые для сенсорных экстравертов являются в первую очередь объектами, вызывающими сильные абстрактные и конкретные ощущения, а не объектами декора и красоты, как для эмоциональных экстравертов. Ощущающим экстравертам свойственно изображать людей, которые обыкновенно пребывают в некоем ярком чувственном движении. Редко встречающиеся абстрактные рисунки состояли из округлых и прямых линий и были также направлены на то, чтобы выразить ощущения. Большинство природных объектов, изображаемых данным типом людей, несут символические значения стабильности, устойчивости, власти, мужского начала [12, с. 146, 147-150, 374-377; 15, с. 38, 52, 58-60, 106, 107].

Люди, принадлежащие к экстравертному мыслительному типу, руководствуются во всем интеллектуальными выводами, основанными на объективных фактах или общепризнанных идеях, идущих от традиции, образования [7]. Для данного типа людей мышление является ведущей функцией, но при этом оно позволяет им чаще просто обобщать имеющиеся факты, что отражается в их «перечисляющих» рисунках. Основной особенностью данных рисунков является то, что на них изображено множество объектов и предметов, логически не связанных между собой (рис. 7, 8). В большинстве «перечисляющих» рисунков присутствуют объекты, которые можно разделить на три группы. Первая группа объектов, включающая глаза, руки, рот, является символическим выражением разума, сознания, знания и понимания, т. е. мыслительных процессов. Другими словами, данные символы указывают на ведущую психологическую функцию в структуре личности автора. Вторая группа

объектов, куда вошли цветы, смайлы, - это символы, раскрывающие чувства, т. е. ту функцию, которая у данных людей является подавленной и в работе которой возникают компенсаторные механизмы. Однако обе группы содержат объекты, участвующие в человеческой коммуникации. Третья группа состоит из объектов и предметов, которые имеют высокую личностную значимость для каждого автора.

Рис. 5. Рисунок образа для здания, сделанный респондентом во время исследования. Эмфатический тип образа. Фото автора

Рис. 6. Рисунок образа для здания, сделанный респондентом во время исследования. Эмфатический тип образа. Фото автора

Рис. 7. Рисунок образа для здания, сделанный респондентом во время исследования. Перечисляющий тип образа. Фото автора

Рис. 8. Рисунок образа для здания, сделанный респондентом во время исследования. Перечисляющий тип образа. Фото автора

Представители интровертного мыслительного типа также руководствуются во всем интеллектуальными выводами, но основанными не на общепризнанных, традиционных идеях, а на субъективных суждениях, отличающихся часто холодностью и непреклонностью. Мышление данного типа позитивно и синтетично к развитию идей. К объектам данные люди относятся слегка безразлично, пренебрежительно, не придают им ценности, их взгляд как бы скользит поверх объекта, не останавливаясь и не выделяя что-то особое [7]. Потому рисунки данного типа людей, на которых изображен в основном окружающий природный мир, отличаются реалистичностью, созерцательно-

стью, некоторой отстраненностью и называются «органическими». Наиболее часто встречающийся тип рисунков - это пейзажи, представляющие зрителю спокойную атмосферу дня, хорошую погоду. В них чаще всего одно большое дерево расположено на переднем плане на невысоком берегу реки, за которой располагаются леса, поля, холмы. Часто мыслительные интроверты создают рисунки отдельных органических объектов (растений, животных) или объектов, связанных с природой (рис. 9, 10). Среди рисунков данного типа можно увидеть и изображение человека, который чаще всего находится в окружении природы, порой даже «растворяется» в ней. Абстрактные рисунки, состоящие из мягких плавных линий и отдельных природных объектов, также были направлены на передачу органического мира. Символическое значение наиболее часто встречающихся объектов в органическом типе рисунков сводится к мудрости, гармонии, стремлению к истинным, высшим знаниям [16, 17].

Рис. 9. Рисунок образа для здания, сделанный Рис. 10. Рисунок образа для здания, сделан-респондентом во время исследования. ный респондентом во время иссле-

Органический тип образа. Фото автора дования. Органический тип образа.

Фото автора

Главная роль в познании мира у интровертного сенсорного типа людей отдана ощущению, которое сводится до восприятия субъективного фактора, а воздействие объекта опускается до роли простого возбудителя. Преобладание субъективного фактора может доходить до подавления чисто объективного воздействия, а потому кажется, будто бы субъект видит вещи совсем по-другому или иные вещи, чем другие люди [7]. Это наглядно видно в их рисунках, называемых гаптическими, в которых можно выделить два подтипа. Первый подтип направлен на передачу внутренних ощущений, а второй представляет обычные объекты и предметы в непривычном виде. В рисунках первого подтипа передаются внутренние, чаще болезненные, неприятные ощущения обычно в традиционной символичной форме, например, в виде разбитого сердца, глаза со слезами. На некоторых рисунках данного типа был изображен процесс получения определенных впечатлений, ощущений. Для передачи своих чувств авторы делали также абстрактные рисунки, где использовали беспредметные «колючие» формы: сферы, покрытые шипами,

остроугольные линии (рис. 11). Во втором подтипе гаптических рисунков очень часто единичный образ изображаемого объекта строился из пересечения отдельных резких, аркообразных линий, складывающихся в остроугольные композиции (рис. 12). Среди изображений встречались как представители флоры и фауны, так и самые разнообразные неодушевленные объекты.

Рис. 11. Рисунок образа для здания, сделанный Рис. 12. Рисунок образа для здания, сделан-

Внутри внешне приятно спокойных, сдержанных людей интровертного чувствующего типа живет развивающаяся вглубь интенсивная чувствительность. Чувства в основе своей определяются субъективным фактором и постоянно ищут не встречающиеся в действительности образы [7]. Реальные объекты выступают лишь активизирующей силой для появления чувства, о чем свидетельствуют так называемые имажинарные рисунки. Чаще всего фантазия данного типа людей берет объект из реальности и, отталкиваясь от него, создает образ, которого не существует в действительности или которому приписываются нехарактерные для него свойства. На рисунках можно увидеть реальных животных, но изображенных в нереальных условиях или с определенными неправдоподобными характеристиками, или же анимированный в реальности неодушевленный объект (рис. 13). Рисунки данного типа наполнены яркими персонажами с типичными характеристиками и героями, заимствованными из сказок, народных сказаний. Часто изображаются существа, созданные полностью воображением автора рисунка (рис. 14). В рисунках может разыгрываться целый сюжет или рассказ как с вполне реальными персонажами, так и со сказочными героями. Среди имажинарных рисунков редко, но встречались и абстрактные изображения, слагающиеся из различных линий и отдельных объектов, показывающие красивые, чувственно наполненные картины, которые чаще всего сформированы фантазией автора. То, что рисунки интровертного чувствующего типа содержат в себе определенных героев, которым присуща некая яркая, своеобразная характеристика, придает в целом изображениям эмоциональную насыщенность, чувственность, которые важны для данного типа людей.

В жизни интровертного интуитивного типа интуиция, направленная на внутренние объекты - элементы бессознательного, играет ведущую роль. Ин-

респондентом во время исследования. Г аптический тип образа. Фото автора

ный респондентом во время исследования. Гаптический тип образа. Фото автора

дивиды данного типа делают свою жизнь символичной, потому как они удалены от осязаемой действительности и не приспособлены к реальности. Часто этот тип имеет склонность ограничить себя воспринимающим характером интуиции [7]. Тот факт, что данный тип людей, с одной стороны, часто ограничивается созерцанием, а, с другой стороны, порой углубляется в поиск философского значения объектов, виден в двух подтипах рисунков, которые встречаются у одних и тех же авторов. Первый подтип рисунков показывает конкретные объекты и предметы такими, какими они являются в реальности (рис. 15, 16). Часто данные объекты имеют глубокую личную значимость для автора рисунка. Второй подтип рисунков показывает картины, чаще пейзажи, в которые автор закладывает глубокий философский смысл. В данных рисунках можно увидеть сакральные, многозначные символы, такие как, например, уходящая в небо лестница, которые способствуют приданию атмосфере рисунка определенной загадочности, недосказанности. Таким образом, второй тип рисунков уводит в мир архетипических Небесных образов, а первый подтип рисунков указывает на обыденные Земные предметы, окружающие автора. В целом же рисунки раскрывают двойственную натуру данного типа людей. Однако и для того, и для другого подтипа характерна прорисовка деталей предметов или образов, выявление целостной организации, поэтому данный тип рисунков называется структурным.

Рис. 13. Рисунок образа для здания, сделанный Рис. 14. Рисунок образа для здания, сделан-респондентом во время исследования. ный респондентом во время иссле-

Имажинарный тип образа. Фото автора дования. Имажинарный тип образа.

Фото автора

Рис. 15. Рисунок образа для здания, сделанный Рис. 16. Рисунок образа для здания, сделан-респондентом во время исследования. ный респондентом во время иссле-

Структурный тип образа. Фото автора дования. Структурный тип образа.

Фото автора

Итак, проведенное исследование дало возможность получить важные результаты и сделать следующие выводы.

Во-первых, была разработана новая типология рисунков образов для архитектурных объектов. Главным основанием для нее служит выявленная прямая связь между психологическим типом человека, по К.Г. Юнгу, и особенностями образов для архитектурных объектов, которые каждый тип авторов создает для своих произведений. Данные особенности заключаются как в предпочтении определенных объектов и предметов в качестве источников образности, так и выделении в них определенных характеристик. Поскольку данная типология имеет двойственное основание и, с одной стороны, связана с психологическими характеристиками людей, а, с другой стороны, с особенностями образов, которые влияют на форму и специфику архитектурных объектов, она является новым этапом в изучении формообразования среды.

Во-вторых, несмотря на абсолютную свободу творчества, предоставляемую респондентам, была выявлена тенденция у студентов- архитекторов даже через большие временные интервалы создавать рисунки, которые не только относятся к одному определенному типу и имеют постоянные характеристики, свойственные всему типу и конкретному испытуемому, но и порой являются полностью идентичными предыдущим изображениям. С одной стороны, это свидетельствует о том, что в графических работах выражаются действительно устойчивые психологические черты их авторов. С другой стороны, данные результаты говорят о необходимости развивать умение будущих архитекторов рефлексировать особенности своей креативной деятельности и выходить за рамки типичных графических решений, свойственных каждому психологическому типу.

В-третьих, было показано, что рисунки на свободную тему, после которых необходимо было сделать эскиз здания, рисунки на свободную тему, после которых не было заданий разработать какое-либо строение, и рисунки образов к различным типам зданий одного автора являются аналогичными. Кроме того, было выявлено, что, несмотря на то, что на разных стадиях исследования менялся объект, для которого происходил поиск образной составляющей (здание театра, индивидуального жилого дома и т. д.), рисунки образов одного автора относились к одному типу, а порой были полностью идентичными друг другу. Это свидетельствует о том, что студенты-архитекторы ведут поиски образной составляющей в большей степени, не исходя из учета задания на проектирование, типологических, функциональных особенностей строения, для которого ищется образ, а исходя из личных психологических, очевидно, не всегда осознаваемых особенностей и предпочтений. Другими словами, в ходе исследования у студентов-архитекторов была доказана психологическая детерминации процесса выбора образа для архитектурного произведения, основанная на проекционных тенденциях в творческой деятельности.

Таким образом, новая типология образов архитектурных объектов представляет интерес, так как систематизирует образы на основании их особенностей и психологических характеристик их авторов, а потому позволяет выявлять новые подходы к формообразованию и разрабатывать новые пути развития творческого потенциала студентов-архитекторов.

Библиографический список

1. Станькова, Я. Тысячелетнее развитие архитектуры : [пер. с чеш.] / Я. Станькова, И. Пе-хар. - М. : Стройиздат, 1987. - 296 с.

2. Барабанов, А.А. Семиотические основы художественного языка архитектуры / А.А. Барабанов // Человек и город : пространство, формы, смысл : материалы Международного конгресса Международной ассоциации семиотики пространства. - Екатеринбург : Ар-хитектон, 1998. - С. 107-139.

3. Иконников, А.В. Функция, форма, образ в архитектуре / А.В. Иконников. - М. : Стройиз-дат, 1986. - 288 с.

4. Архитектурно-композиционное формообразование : учеб пособие / под. ред. В.И. Иов-лева. - Екатеринбург : Архитектон, 2000. - 366 с.

5. Рудаков, А.И. Истоки архитектурной образности : дис. ... канд. архит. - Екатеринбург, 2003. - 227 с.

6. Аалто, А. Архитектура и гуманизм / А. Аалто. - М. : Прогресс, 1978. - 222 с.

7. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - СПб. : Азбука, 2001. - 602 с.

8. Read, H. Education through art / H. Read. London : Faber and Faber, 1961. - 328 p.

9. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. -СПб. : Речь, 2001. - 416 с.

10. Лоуренс, Абт. Проективная психология / Абт. Лоуренс. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 528 с.

11. Форти, С. Символы. Энциклопедия : [пер. с англ.] / С. Форти. - М. : РОСМЕН-ПРЕСС,

2005. - 256 с.

12. Рошаль, В.М. Полная энциклопедия символов / В.М. Рошаль. - М. : АСТ ; СПб. : Сова,

2006. - 515 с.

13. Символическое значение моря [Электронный ресурс] : [краткая энциклопедия символов]. - Условия доступа : http://wiki.simbolarium.ru/index.php/море (дата обращения:

15.03.2011).

14. Символическое значение бури [Электронный ресурс] : [краткая энциклопедия символов]. - Условия доступа : http://wiki.simbolarium.ru/index.php/буря (дата обращения:

15.03.2011).

15. Символы. Знаки / Т. Каширина, Т. Евсеева [и др.]. - М. : Мир энциклопедий Аванта+,

2007. - 184 с.

16. Символическое значение озера [Электронный ресурс] : [краткая энциклопедия символов]. - Условия доступа : http://wiki.simbolarium.ru/index.php/озеро (дата обращения:

15.03.2011).

17. Символическое значение реки [Электронный ресурс] : [краткая энциклопедия символов]. - Условия доступа : http://wiki.simbolarium.ru/index.php/река (дата обращения:

15.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.