Научная статья на тему 'Методические приемы выполнения архитектурного наброска'

Методические приемы выполнения архитектурного наброска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2053
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ НАБРОСОК / ЭСКИЗ / ЗАРИСОВКА / АРХИТЕКТУРА / ПЕРСПЕКТИВА / ARCHITECTURAL SKETCH / STUDY / OUTLINE / ARCHITECTURE / PROSPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешков Александр Витальевич, Никонова Елена Равильевна

Архитектурный набросок имеет высокую познавательную ценность, а методические приемы его выполнения необходимы будущим архитекторам для того, чтобы научиться выполнять эскизы для заказчиков, изучать особенности архитектуры. Многовариантность выполнения таких набросков поможет будущим специалистам в области архитектуры сформировать свой графический язык и стиль,открыться для диалога,развить вкусовую интуицию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical methods of performance of the architectural sketch

The architectural sketch has high informative value, and methodical methods of its performance are necessary for future architects to learn to carry out sketches for customers,to study features of architecture. Diversity of performance of such sketches will help future experts to create the graphic language and style in the field of architecture, to open for dialogue,to develop flavoring intuition

Текст научной работы на тему «Методические приемы выполнения архитектурного наброска»

УДК 72.021.2

А. В. Алешков Е. Р. Никонова

ЛМетодические приемы выполнения архитектурного наброска

Архитектурный набросок имеет высокую познавательную ценность, а методические приемы его выполнения необходимы будущим архитекторам для того, чтобы научиться выполнять эскизы для заказчиков, изучать особенности архитектуры. АМноговариантность выполнения таких набросков поможет будущим специалистам в области архитектуры сформировать свой графический язык и стиль, открыться для диалога,развить вкусовую интуицию

Ключевые слова: архитектурный набросок,эскиз,зарисовка,архитектура,перспектива

А. V. Aleshkov Е. R. Nikonova

Лdethodica& methods oft peZfroZmance oft the aZchitectuZaQ sketch

Уhe architectural sketch has high informative vaCue, and. methodical methods of its performance are necessary for future architects to СеаГп to carry out sketches for customers,to study features of architecture. 'Diversity of performance of such sketches w-iCC. heCp future experts to create the graphic language and styCe in the fieCd of architecture, to open for diaCogue,to deveCop flavoring intuition

Keywords: architectural sketch, study,outC

режде чем говорить о методических // приемах выполнения архитектурного

(у наброска, необходимо понять, для

чего выполняется такой кратковременный рисунок и чем он, например, отличается от архитектурных зарисовок, эскизов.

Архитектурный набросок — это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, которое художник или архитектор создает в быстрой, беглой манере. Выполняется он для того, чтобы стремительно запечатлеть бумаге, картоне и т.д. какие-либо замыслы с включением интересных архитектурных объектов, деталей, ракурсов. Архитектурный набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или являться плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом, гелиевой ручкой, пером и по своему исполнению приближается к эскизу [1].

Эскиз — предварительный набросок задуманного рисунка или части его[2].

Архитектурная зарисовка — рисунок с архитектурного объекта, более длительный по времени и по детальности проработки, чем набросок.

Архитектурный набросок имеет непосредственное отношение к архитектурному пейзажу,

ine, architecture, prospect

который в России традиционно развивался в следующих направлениях:

- как вид города с включением конкретных архитектурных сооружений;

- как "портрет” архитектурного сооружения;

- как быстрая проработка детали интерьера или экстерьера.

Изучая и делая зарисовки архитектурного сооружения, учащийся познает его композиционно-художественные закономерности, стилевые особенности, конструктивно-художественную логику, построение частей, деталей и целого архитектурного объекта. В процессе рисования происходит накопление художественных и технических способов и приемов изображения, развивается объемно-пространственное мышление будущего архитектора.

В отличие от длительного рисунка, подобного кропотливому исследованию, набросок с натуры запечатлевает на бумаге характерные пропорции, настроение, опуская излишнюю деталировку.

Благодаря своей гибкости, набросок позволяет быстро выполнять различные по тематике рисунки, выявлять простую и сложную формы.

Наброском можно показать уходящий в глубину пейзаж и силуэтный намек на сложное ар-

хитектурное сооружение.

В качестве объектов для набросков можно взять небольшие архитектурные детали, фасадный декор, лепнину, деревянный ажур, частные

дома, замкнутые и открытые дворовые пространства, архитектурные памятники, соборную и церковную архитектуру, современные сооружения и архитектурные пейзажи (см. рис. 1, 2).

Рис. 1, 2. Наброски студентов архитектурного факультета

Начиная набросок, будущий архитектор дол- зрения, с которой изображаемое сооружение вы-

жен, прежде всего, выбрать интересную точку глядит наиболее выразительно (см. рис. 3) [3].

Рис.З Архитектурный набросок Алешкова А.В.

При выборе композиции можно рисовать здание целиком или его фрагмент. Необходимо в то же время соблюдать условие достаточного расстояния от натуры до исполнителя, на таком расстоянии избранный объект будет виден целиком, а угол зрения явится наиболее благоприятным. При компоновке объекта его основа-

ние следует рисовать выше нижнего края листа с тем, чтобы свободное место внизу послужило введением в композицию [4].

На свободном листе перед жилым домом могут быть изображены домашние животные, птицы, легковые автомобили, люди; перед промышленным зданием _ грузовые машины, авто-

Рис.4 Архитектурный набросок Алфеевского В.С.

кары, кран-балки и т.д. Это не только дополняет рисунок необходимыми деталями, усиливает смысловую нагрузку изображаемого объекта, но и придает ему масштабность (см. рис.4).

Без знания перспективы практически невозможно правильно сделать набросок или рисунок. Согласно правилам перспективы определяется взаимосвязь пространственных планов с линией горизонта, точкой схода и положением

всех архитектурных объектов и предметов в пространстве. В этом случае архитектурный набросок имеет не только ширину и высоту, но и необходимую для восприятия глубину пространства (см. рис. 5, 6) [5].

Короткий рисунок следует быстро наметить в контурных линиях, помня о том, что абрис предметов и объектов есть самый постоянный и устойчивый фактор изображаемого. Прораба-

Рис.5. Архитектурный набросок Алфеевского В.С.

Рис.6. Архитектурный набросок Алфеевского В.С.

тывать надо начинать большие планы, подчиняя им и соотнося с ними менее крупные формы, детали. Помнить надо о том, что в архитектурных набросках не стоит делать много пространственных планов, потому что нет времени на их проработку и выявление соподчиненно-сти. Вполне достаточно наметить два-три плана и за короткое время суметь разобраться в них, выделяя передний (главный). После того, как общая композиция намечена, изображаемые архитектурные объекты мысленно и графически сводятся к простым геометрическим формам (призмам, цилиндрам, кубам и т.д.). Потом, выделяя характерные детали, подчиняя их крупным формам, человек, выполняющий набросок, дополняет и обогащает его интересными архитектурными образами и деталями, исходя из поставленных задач.

Каждый архитектор (художник), выполняя архитектурный набросок, должен осознавать, что именно он изображает, какова цель быстрого рисунка, какой объект (ракурс) наиболее примечателен, красив и «просится» на лист бумаги. Безусловно, в набросках много эмоционального. Но владение изобразительными приемами скорее поможет справиться с эмоциями и «выдать» законченный беглый рисунок архитектурного шедевра.

Далее можно слегка проработать набросок тоном. Здесь тоже множество методических приемов. Речь идет о рельефном выявлении объемной формы, ее моделировании с помощью света и тени.

Например, линейное изображение про-штриховывают. Штрих определяет тон предметов и, двигаясь по форме, передает движение объемных масс. Штрих помогает выявить

в архитектурном наброске светотеневые градации, рефлексы, цветовое напряжение, то есть те качества, которые недоступны контурной линии.

Это может быть и живописная грубая штриховка мягким материалом (карандашом, соусом, углем), растушевка и введение нежной прозрачной акварели (буквально несколько цветовых пятен) [6]. Это позволяет выявить в архитектурном наброске отношения _ «большой свет» и «большая тень» или соотношения _ «земля-архитекту-ра-небо» или «вода-архитектура-небо». Сегодня в архитектурной теории и практике особое место занимает так называемый средовой подход. Сре-довое видение должно стать нормой и для профессионального архитектора. В архитектурном наброске изображаются не только и не столько какие-либо строения, но и земля, воздух, вода, растительность, все, что их наполняет и дополняет и составляет единое целое [7].

Контурные прорисовки особенно важны там, где в поле зрения попадают двигающиеся предметы, необходимые для полноты восприятия композиции — человек, машины, животные, деревья и т.д. Набросок можно от начала до конца выполнить контурной линией, но тут уже необходимо определенное мастерство, чтобы получилось убедительное условное обозначение изображаемых архитектурных объектов и их деталей. Контурный набросок сам по себе дает ощущение реальности, потому что линия или контур — самое гибкое средство на первых этапах компоновки и прорисовки с натуры при нахождении пропорций, соотношений, взаимном размещении предметов в пространстве, определении масштаба, глубины изображаемого архитектурного пейзажа и т.п.[8].

Архитектурный набросок может выступать и как самостоятельное произведение и как предварительный этап перед созданием законченного полотна городского пейзажа (живописного или графического) (см. рис. 7) [9].

В набросках при недостатке времени на проработку деталей необходимо выделять самое существенное, подчеркивая тем самым красоту изображаемого архитектурного объекта: монументальность колоннады, грубую фактуру камня, особенную форму куполов, изящество чугунной ограды, необычность композиционного замысла [10].

Архитекторы в работе над такими набросками изучают архитектурное наследие, современ-

ные здания и сооружения, градостроительные приемы, применяемые строительные материалы и конструкции. Они получают дополнительные профессиональные навыки, которые будут реализованы в работе с заказчиками, когда обученный технике наброска архитектор живо, быстро и легко сможет изобразить любой архитектурный объект [11].

Жизнь человека не связана с пребыванием только в одной стране. Путешествуя по миру, можно обогащать свою копилку знаний и впечатлений не только красивыми фотопейзажами, но и архитектурными набросками, в которых, возможно, удастся отобразить все разнообразие и великолепие архитектурных стилей.

Рис.7. Архитектурный набросок Алфеевского B.C.

ЛИТЕРАТУРА

1. Электронный ресурс http://shedevrs.ru/materiali/358nabrosok.html (дата обращения: 15.04.2014).

2. Электронный ресурс http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3817. (дата обращения: 15.04.2014).

3. Алешков, А.В.. Архитектурные наброски. Методические рекомендации к практическим занятиям. Пенза, Пензенский инженерно-строительный институт, 1984.

4. Электронный ресурс. http://abc.wsu.ru/Books/um_rissnat/page0001.asp (дата обращения: 15.04.2014).

5. Барышников, А.П. Перспектива. - М.: Искусство, 1965.

6. Аксенов, Ю.М., Левидова М.В. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып.1. - М.: Советский художник, 1976.

7. Стеклова, И.А. Методические указания к выполнению архитектурного пейзажа в разных художественных материалах. Пенза, Пензенский инженерно-строительный институт, 1992.

8. Дейнека, А.А. Учитесь рисовать. - М.: Искусство, 1971.

9. Ли, Н.Г.Рисунок. Основы учебного академического рисунка. _ М.: Изд-во Эксмо, 2012. - 480с., илл. (Классическая библиотека художника).

10. Унковский, А.А. Рисунки-наброски. - М.: Просвещение, 1982.

11. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза [ Электронный ресурс] //Перспективы науки и образования, 2013. №3. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 15.04.2014).

REFERENCES

12. Electronic resource. Available at: http://shedevrs.ru/materiali/358nabrosok.html (accessed 15 April 2014).

13. Electronic resource. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3817 (accessed 15 April 2014).

14. Aleshkov A.V. Architectural sketches. Methodical recommendations for practical classes. Penza, Penza engineering and construction Institute, 1984.

15. Electronic resource. Available at: http://abc.vvsu.ru/Books/um_rissnat/page0001.asp (accessed 15 April 2014).

16. Baryshnikov A.P. Perspective. Moscow, Art, 1965.

17. Aksenov Y.M., Levitova M.V. Color and the line: a Practical guide to drawing and painting. VIP - M: Soviet artist, 1976.

18. Steklov I.A. Methodical instructions to performance of architectural landscape in different art materials. Penza, Penza engineering

and construction Institute, 1992.

19. Deineka A.A. Learn to draw. Moscow, Art, 1971.

20. Lee N.G. Fundamentals of educational academic drawing. Moscow, Eksmo, 2012. 480p.

21. Unkovsky A.A. Drawings sketches. Moscow, Education, 1982.

22. Krylova M. Motivation of educational activity of University students. Perspectives of science and education, 2013. no.3. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (accessed 15 April 2014).

Информация об авторах Алешков Александр Витальевич

(Россия, Пенза)

Доцент кафедры «Рисунка, живописи и скульптуры». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

E-mail: [email protected]

Information about the authors Aleshkov Aleksandr Vital'evich

(Russia, Penza)

Associate Professor of the Department of «Drawing, painting and sculpture».

Penza State University of Architecture and Construction. E-mail: [email protected]

Никонова Елена Равильевна

(Россия, Пенза)

Старший преподаватель кафедры «Градостроительство». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. E-mail: [email protected]

Nikonova Elena Ravil'evna

(Russia, Penza)

Senior teacher of the Department «City Construction».

Penza State University of Architecture and Construction. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.