СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОЗЫ НА СЦЕНЕ
ТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА
ИМЕНИ Г. КАМАЛА
Ключевые слова: театр, инсценировка, проза, спектакль, режиссер.
Проанализированы важные аспекты постановки национальной прозы на сцене. Рассмотрены отдельные
произведения прозы: «Фатхулла хазрат», «В вороньем гнезде», «Агидель», «Три аршина земли».
THE SCENIC EMBODIMENT OF NATIONAL PROSE ON A STAGE OF THE G. KAMAL TATAR STATE ACADEMIC THEATRE
Key words: theatre, dramatization, prose, performance, producer.
In the article the author analyses the most important aspects of staging of national prose. The author considers
some works of prose such as «Fathulla hazrat, «In the nest of the crow», «Agidel», «Three archins of the land».
Татарский театр, появившийся на свет на гребне волны революции 1905 г., в своем поступательном процессе вперед прошел столетний путь развития. История Татарского государственного академического театра сложна и интересна. Это - история борьбы за развитие, начавшейся задолго до Октябрьской революции. До создания профессионального татарского театра ставились домашние спектакли.
Так как число участников первых домашних спектаклей было невелико, приходилось ставить только маленькие пьесы. Татарских пьес не хватало, поэтому в большей части случаев обращались к переводным произведениям. Домашние спектакли ставились для определенного узкого круга людей.
«Судя по письмам Ф. Амирхана, первые домашние спектакли в Казани на татарском языке состоялись зимой 1903 г. Их инициаторами и участниками стали члены «субботнего литературного кружка», во главе которого стояли одаренные и широкообразные для своего времени люди - Ф. Амирхан. Г. Кулахметов, М. Вахитов. Собираясь на одной из квартир Габидовых, Терегуловых, Ахмеровых, участники кружка занимались повышением своего культурного уровня, расширением своего кругозора. Они читали произведения русских и национальных писателей, обсуждали их, а также ставили спектакли. Сначала спектакли шли на русском языке. Но вскоре стремление глубже и лучше изучить родной язык породило инициативу -сыграть спектакли на татарском языке», - отмечает М. Г. Арсланов [1, с. 12].
Данные спектакли указывали на то, что среди татарской молодежи появляются первые любители театра и подготавливается почва для рождения профессиональной труппы. «В результате эти литературные вечера и встречи привели нас к сцене, к театру», - писал Фатхи Бурнаш [2, с. 27].
22 декабря 1906 г. - дата, которая принята за начало существования профессионального татарского театра.
В первое десятилетие жизни татарского театра были заложены основные принципы, а впоследствии была развита школа национального театрального искусства, организованная на психологической жизненной достоверности, органическом ощущении жизненной правды.
«Первые деятели татарского театра, стоящие у его истоков донесли огонь своих сердец до последующих десятилетий, сделали театр, получивший в 1926 году звание академического, а в 1939 году имя Г. Камала, одним из лучших в стране», - замечает И. И. Илялова [3, с. 15].
История татарского театра неразрывно связана с развитием литературы. Создание произведений прозы реалистической тенденции с их абсолютным проникновением в сложную ткань проблем повлияло на развитие театрального искусства.
«Из истории видно, что все видные писатели не обошли стороной театр. По своим прозаическим произведениям они создавали для театра не только инсценировки, но и пьесы. Они понимали своеобразие театра и переводили свои романы или повести на язык драмы. И подобно драматургам, работали с образами, метафорами. Только автор, которому свойственен талант драматурга, может создать по своему прозаическому произведению сценическое», -писал выдающийся режиссер Марсель Салимжанов [4, с. 27]. Именно такими писателями были Фатих Амирхан, Шариф Камал, Мирсай Амир, Аяз Гилязов.
Самое первое произведение прозы, поставленное на сцене, - это сатири-ческо-фантастическая повесть Ф. Амирхана «Фатхулла хазрат», написанная в 1910 г. Данное произведение было поставлено на сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала в 1922 г.
Остановимся на истории переработки прозаического произведения «Фат-хулла хазрат» в сценическое. Вначале писатель не был уверен, что из этого произведения получится пьеса для сцены, но в 1922 г. по его мотивам Амирхан написал пьесу.
Артист Касим Шамиль, исполнивший роль главного героя Фатхуллы хазрата, вспоминает историю создания этой пьесы: «В 1922 году, закончив зимний сезон в Большом театре Казани, в летние месяцы татарская труппа драмы работала в этом же театре, потому что в Наркомпроссе целый год не было работы. Спектакли ставились один раз в неделю. Было очень мало комедий, и многие из них уже ставились в зимний сезон. В то же время была поставлена задача «приводить в театр как можно больше зрителей» и в связи с этим коллектив вынужден был искать комедии. Кроме того, в кругу коллектива стали справлять праздники, посвященные тому или иному известному артисту. Но тот артист, в честь которого устраивают праздник, должен был выбрать и найти подходящее произведение. Вот дошла очередь и до меня. Так как я исполнял комические роли, я стал искать комедии. Я обратился к известному драматургу Галиасгару Камалу. Он сказал мне: «Нужно инсценировать «Ходжу Насретдина», но у меня самого нет времени, попробуйте обратиться к Фатиху Амирхану». После этого я обратился с данной просьбой к Фатиху Амирхану. Он ответил, что это затянется надолго. Но произведение требовалось срочно. Я рассказал об этом своим друзьям. Они ответили мне: «Почему же ты не попросил об инсценировке «Фатхуллы хазрата», он превратит свою повесть в интересную пьесу и эта комедия понравится зрителям». На следующий же день я отправился к Амирхану и рассказал о том, что посоветовали мои друзья. Фатих ответил, улыбаясь: «Да, действительно, Шамиль, ты здорово придумал, но не знаю, какая пьеса получится из произведения «Фатхулла хазрат»! Но я подумаю, зайдете через два дня». Через два дня Фатих Амирхан рассказал мне план комедии «Фатхулла хазрат» и обещал закончить произведение за десять дней» [7, с. 483-485].
25 августа 1922 г. труппа «Ширкат» поставила комедию Фатиха Амирхана «Фатхулла хазрат», состоящую из пяти действий. Роль Фатхуллы хазрата исполнил Касим Шамиль. В его игре зрители увидели пошлого, двуличного муллу-мракобеса, с устарелыми суждениями, взглядами. Но эти качества Фатхуллы хазрата не от рождения, они у него от правил, сохраненных со средневековья. Фатхулла хазрат - это обобщенный характер, он не предстает перед зрителями как отдельный образ. Каждое его слово, каждая выходка напоминает лагерь ка-димовцев. Фатхулла пытается возродить свою кадимистскую проповедь в духе статей журнала «Вера в жизнь». Поведение Фатхуллы кажется людям диким.
Артист Мухтар Мутин исполнил роль сына Фатхуллы Ахмета, создав образ интеллигента, глубоко заинтересованного в науке. Ахмет воскрешает своего отца, тем самым Ф. Амирхан хотел показать то, что человека со старыми взглядами не изменишь, он останется таким навсегда. Комедией «Фатхулла
хазрат» раскрывалась совсем иная драматургическая линия. Время привело в пьесу Амирхана нового героя.
Доволен ли был сам автор спектаклем? «Об этом мы можем судить, лишь опираясь на записи Касима Шамиля. Есть версия, что после спектакля автор сказал: «Мы с этим поспешили. Сначала я даже не думал, что из этого произведения получится комедия, но в ходе работы я поверил, что выйдет хорошее произведение для сцены». Возможно, что Фатих Амирхан брал основную вину на себя, не заостряя внимания на игре актеров», - пишет И.З. Нуруллин [5, с. 252].
Несмотря на то, что спектакль «Фатхулла хазрат» не имел достаточный успех, он являлся первым произведением прозы, поставленным на сцене. Данный спектакль сыграл решающую роль для дальнейших представлений произведений прозы на сцене. Тема, избранная Фатихом Амирханом, была актуальной, животрепещущей, так как в тот период муллы-мракобесы создавали всевозможные препятствия для создания новой жизни.
В дальнейшем обращение к произведениям прозы усиливается, известный татарский писатель Шариф Камал по мотивам небольшого рассказа создает высокохудожественную пятиактную драму, правдиво показав социальнополитический конфликт между пролетариатом и буржуазией.
В 1929 г. Ш. Камал написал драму «В вороньем гнезде». Для создания историко-революционной драмы он использовал сюжет одноименного рассказа, написанного в 1910 г. Очень интересно сравнивать рассказ «В вороньем гнезде» с драмой, потому что они были написаны в разные периоды. Несмотря на то, что в рассказе и пьесе есть общие моменты, по-разному происходит разрешение проблемы. Несомненно, это говорит нам о творческом развитии писателя. Пьеса «В вороньем гнезде» была поставлена режиссером Сулейманом Валеевым-Сульвой на сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала в 1929 г. «Драма по своей художественной разработке и глубокому содержанию заметно отличается от рассказа, это совсем новое произведение», - писал Х. Хайри [6, с. 71].
На сцене ставилось мало пьес, посвященных жизни рабочих. Пьесу «В вороньем гнезде» можно назвать новаторством. Главный герой пьесы «В вороньем гнезде» - человек идей, борец за свободу. Он не может сидеть, сложа руки, ему хочется вести борьбу, защищать свои права.
Спектакль «В вороньем гнезде» является последним крупным спектаклем татарского театра 1920-х годов, который следует расценивать как пример взятого им твердого курса на постановку произведений советской драматургии.
Достойное место в театре 1970-х годов заняла постановка «Агидель» по одноименной повести Мирсая Амира. Главные герои - юные, бунтующие борцы за новую жизнь привлекают своим эмоциональным порывом. Спектакль посвящен молодости, его положительных героев украшают активность, вера в светлое будущее, преданность делу партии.
В 1973 г. Мирсай Амир по мотивам своей повести «Агидель» написал пьесу в трех действиях, и в этом же году она была поставлена на сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала. Автор полностью сохранил сюжет, основные конфликты произведения. Главной темой и повести, и спектакля является борьба комсомольцев Ильяса, Гаяза, Артыкби-кэ, Кучербая, крестьян Имали, Ибрая за создание сельскохозяйственной артели «Агидель». Эта социальная тема раскрывается через столкновения конкретных характеров. Герои делятся на два лагеря, а разграничивают их жизненные мировоззрения. Режиссер Марсель Салимжанов добился большого успеха, правдиво показав трудные, полные борьбы дни молодости.
Инсценировка прозы является сложным процессом. Режиссеры обращаются к произведениям прозы, так как проза расширяет фантазию, способству-
ет творческому развитию. Когда для репертуара театра не хватает драматургических произведений, режиссеры обращаются к произведениям прозы.
В начале 70-х годов главный режиссер театра М. Салимжанов предложил А. Гилязову написать сценический вариант по мотивам его повести «Три аршина земли», и по своему социально-философскому произведению писатель создал трагедию в двух действиях. В 1972 г. театр приступает к работе над спектаклем, но пьеса была объявлена идейно чуждой обществу и ее постановка приостановлена. Лишь в 1987 г. на сцене Татарского государственного академического театра с успехом была поставлена пьеса А. Гилязова «Три аршина земли».
Повесть Аяза Гилязова стала настоящим событием. Сделанные в ней открытия насытили литературу 1970-х годов.
Говоря о структуре конфликта повести и пьесы «Три аршина земли», можно выделить три его типа: 1) социально-философский; 2) морально-этический (он происходит в душе персонажа); 3) прямой конфликт между разными персонажами.
Повесть и спектакль «Три аршина земли» повествуют о сложной судьбе молодых людей в один из самых трудных периодов истории нашей страны -тридцатые годы. Только через много лет, осознав свои ошибки, главные герои Мирвали и Шамсегаян решают возвратиться в родные края для самоочищения, но не все так просто.
Основной конфликт реализуется в разных тенденциях, связанных с героями повести. Эти тенденции соединены между собой линией жизненного странствования главного героя Мирвали. И в повести, и в пьесе «Три аршина земли» предстает перед глазами духовная жизнь главного героя с непрекращающимися моральными спорами. А. Гилязов одним из первых писателей признает крестьянина как личность и ищет причины трагической судьбы в социалистическом строе.
Спектакль «Три аршина земли» достоин самой высокой оценки, он имеет не только художественно-эстетическое, но и историко-познавательное значение, учит добру, преданности, призывает быть внимательными, чуткими к ближнему.
Конструктивная позиция театра по отношению к прозе обнаруживается на сцене в том, что среди сложной системы выразительных средств на первый план часто выходит метафора, призванная выявит философский смысл изображаемых событий.
Сценические интерпретации произведений прозы сыграли важную роль в развитии Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, обогатили его репертуар. Обратившись к произведениям прозы, театр вывел на сцену новых героев, с новыми взглядами, новыми коллизиями, обогатившими как сознание зрителей, так и идейно-художественный потенциал самого театра.
Опыт театрального воплощения произведений национальной прозы способствует развитию драматургии и постижению театром ее нового содержания, нового звучания.
Литература
1. Арсланов М.Г. Татарское режиссерское искусство (1906-1941) / М.Г. Арсланов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. 336 с.
2. Бурнаш Ф. Эдэбият Ьюм сэнгать турында. Мэкалэлэр Ьюм рецензиялэр / тeзYчелэре А. Эхмэдуллин, Н. Ханзафаров. Казан: Тат. кит нэшр. 1978. 240 б.
3. Илялова И.И. Татарский государственный Академический театр им. Г. Камала / И.И Илялова. Казань, 1996. 191 с.
4. Марсель Сэлим^анов / тeзYче Т.А. Мицнуллин. Казан: Мэгариф, 2004. 375 б.
5. Нуруллин И.З. Ф. Эмирхан: Атаклы кешелэр тормышы / И.З. Нуруллин. Казан: Тат. кит нэшр., 1988. 279 б.
6. Хэйри Х.Ш. Камал драматургиясе / Х Хэйри // Совет эдэбияты. 1940. № 7. 67-76 б.
7. Эмирхан Ф. Сайланма эсэрлэр: 4 томда / Ф. Эмирхан. Казан: Тат. кит нэшр., 1984. Т. 2. 510 б.
ФАРДЕЕВА ДИНАРА РАДИЕВНА - аспирантка отдела театра и музыки, Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (aurora [email protected]).
FARDEEVA DINARA RADIEVNA - post-graduate student, Institute of Language, Literature and Arts named after G. Ibragimov of Academy of Sciences of the Republic Tatarstan.