Научная статья на тему 'The role of students social and creative projects for developing their leadership skills'

The role of students social and creative projects for developing their leadership skills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL PROJECT / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / CREATIVE PROJECT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / LEADERSHIP QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Zemlyanskaya E.N., Botova L.M.

The article is devoted to the role of the project method in the development of students leadership skills. The potential of social and creative projects in the leader education is fulfilled. The examples of projects implemented in additional education institutions are cited.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The role of students social and creative projects for developing their leadership skills»

др.; под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Академия, 2005. 528 с.

9. Бурменская Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 5-14.

10. Балтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъема и спадов на протяжении жизни // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 60-81.

11. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: струк турно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2004. 672 с.

12. Генотип. Среда. Развитие / М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, О. В. Паршикова и др. М., 2004. 576 с.

13. Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 48 с.

14. Азарова Е. А., Коваленко И. В., Мозговая Н. Н.

Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики // Психология обучения. 2012. № 9. С.174-181.

15. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высш. образование в России. 2011. № 4. С. 10-24.

16. Радионова Н. Ф. Становление современных учителей как важнейший ориентир в развитии педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http://kafedra-forum.narod2.ru/pub likatsii/nauchnie_pedagogicheskie_issledovaniya /radionova_nf/ (дата обращения: 11.02.2014).

17. Петрунева Р. М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высш. образование в России. 2011. № 5. С 65-70.

18. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000. 416 с.

УДК 37.03

ББК 71.4К4, 88.336

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗВИТИИ ИХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

THE ROLE OF STUDENTS' SOCIAL AND CREATIVE PROJECTS FOR DEVELOPING THEIR LEADERSHIP SKILLS

Е. Н. Землянская, Л. М. Ботова

Статья посвящена рассмотрению роли метода проектов в развитии лидерских качеств обучающихся. Раскрывается потенциал социальных и творческих проектов в воспитании лидера. Приводятся примеры проектов, реализуемых в организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: метод проектов, дополнительное образование, социальный проект, творческий проект, воспитание, лидерские качества.

E. N. Zemlyanskaya, L. M. Botova

The article is devoted to the role of the project method in the development of students' leadership skills. The potential of social and creative projects in the leader education is fulfilled. The examples of projects implemented in additional education institutions are cited.

Keywords: project method, additional education, social project, creative project, education, leadership qualities.

Дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и тем самым регулируются Типовым положением об ательном учреждении дополнительного образования детей. Содержание современного дополнительного образования детей активно обновляется. Обновленное содержание образования необходимо для подростков и старшеклассников. Это может быть деятельность по развитию ли-

дерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможности для социальных проб и социального закаливания, профессионального и жизненного самоопределения. Молодежь рассматривается как будущее нашей страны. От того, какой она будет, от ее включенности в государственные, общественные преобразования, зависит процветание государства. Заметно стремление молодежи учиться всему, что способно изменить жизнь людей к лучшему.

Создавая условия для того, чтобы подростки приобрели социально значимые знания и навыки, необходимые для эффективного вовлечения в общественную жизнь, педагоги считают важным воспитывать не только компетентных и информированных граждан, не только говорить об общественно значимых идеях и ценностях, но и дать им возможность закрепить полученные знания на практике. Одним из активных методов обучения социальной практике является социальное проектирование.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Развивающий потенциал проектов заключается, прежде всего, в характере взаимодействия субъектов проектной деятельности - педагога и обучающегося. Действия педагога при реализации проектного метода можно характеризовать так:

• помогает обучающемуся определить цель деятельности,

• рекомендует источники получения информации,

• раскрывает возможные формы деятельности,

• содействует прогнозированию результатов выполнения проекта,

• создает условия для активности школьника,

• является партнером,

• помогает обучающемуся оценить полученный результат.

Действия обучающегося, выполняющего проект, можно обозначить так:

• определяет цель своей деятельности,

• открывает новые знания,

• экспериментирует,

• выбирает пути решения возникающих проблем,

• несет ответственность за свою деятельность и т. п.

Таким образом, проект школьника - это особый вид

его деятельности, имеющей начало и конец во времени, направленной на достижение заранее определенного результата, создание продукта.

Можно пойти от обратного и определить признаки того, что работа, выполняемая школьником проектом не является. Они следующие:

• скрытая цель. Цель деятельности для обучающегося изначально не определена или не конкретна. Иногда бывает так, что подростки выполняют серию заданий педагога, не отдавая отчет, для чего они это делают;

• ограничения инициативы. Подростки поставлены в жесткие условия, ограничены во времени, материалах, их инициатива не поощряется и не приветствуется;

• работа по образцу. Педагог демонстрирует обучающимся некий продукт, изготовленный другими подростками, и предлагает его повторить;

• стандартность результата. Результат проектной деятельности всегда должен быть уникальным, предполагать собственное творчество ребенка.

Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, умений и компетенций, лежащих в основе воспитания подростка-лидера. Назовем важнейшие из них.

Качества: самостоятельность, инициативность, це-леполагание, креативность и др.

Умения и компетенции:

• исследовательские: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;

• социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

• оценочные: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;

• информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает;

• презентационные: выступать перед аудиторией; демонстрировать артистические возможности; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности;

• рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

• менеджерские: проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивацион-ную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса УДОД. Дополнительное образование предоставляет широкий простор и для реализации творческих проектов. Применение в деятельности объединения технологии социального и творческого проектирования предоставляет каждому подростку возможность реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора). Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Успех реализации проектов зависит от умения личности активно включаться в систему общественных отношений, взаимодействовать с другими людьми, правильно организовать процесс реализации проекта, предвидеть его результат. Поэтому разработка и реализация социальных и творческих проектов способствует развитию лидерских качеств.

Педагоги и обучающиеся МБОУ ДОД ДДТ № 1 г. Пензы имеют богатый опыт по реализации творческих и социальных проектов.

Проект «От сердца к сердцу!» был разработан ребятами как подготовка творческого концерта для дома ветеранов, председателей домовых комитетов, для Совета бабушек. Обя-

зательно представлялся номер от объединения. Цель проекта - охватить большое количество обучающихся для повышения значимости праздника День пожилого человека. Ребят на концерте принимали хорошо, что способствовало повышению мотивации к занятиям, сплочению коллектива, коррекции взаимоотношений, развитию творчества. Для участия в концерте в объединении выбирался ответственный за свой коллектив, группа его помощников, отвечающих за костюмы, декорации, репетиции, рекламу. Для каждого нового концерта работала новая группа. В каждом коллективе была введена система чередования творческих поручений.

Не менее интересным и популярным стал проект «Здоровым быть модно!». Цель проекта - пропаганда здорового образа жизни, приобщение школьников к регулярным занятиям спортом, возрождение массовых молодежных соревнований, через танцевальный марафон и популяризацию скиппинга. Первоначально в нем принимали участие только обучающиеся в ДДТ № 1, но, рассказывая своим друзьям о проекте, ребята привлекли к нему сначала пять подростковых клубов, а затем 20 школ Октябрьского района г. Пензы. Администрация Октябрьского района г. Пензы включила этот проект в план районных мероприятий. В 2009, 2010 гг. - этот проект осуществлялся в форме танцевального марафона. С 2011 г. - помимо танцевального марафона стали проводиться соревнования по большим скакалкам (до 10 человек) «Кузнечики».

Проект «Доброе сердце» направлен на работу с детьми из центра временного содержания несовершеннолетних, Иссинского интерната, центра социальной помощи детям инвалидам, общества слепых. Автором этого проекта стали ребята театр-студии «Не ждали», вокальной студии «Каникулы», мастерской декоративно-прикладного творчества. Этот проект направлен на воспитание доброты, милосердия, заботы о ближнем. Цель проекта - создание для детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благоприятных условий в сфере социально-культурной реабилитации посредством художественного творчества. С ребятами проводились мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, вокалу, актерскому мастерству. По окончании проекта многих ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации, удалось привлечь к участию в творческом вечере, что говорит о попытке преодолеть этими ребятами себя, своей болезни.

Проект «Телемост с литературными героями» охватил три библиотеки нашего города, где в рамках недели книги объединения «Театр игр и забав» и театр-студия «Не ждали» проводили спектакли, миниатюры для учащихся школ города. Цель проекта - духовно-нравственное развитие детей посредством приобщения их к лучшим образцам детской отечественной литературы.

Еще один проект - «Все вместе» стал реализовывать-ся с апреля 2010 г. Цель проекта - развитие творческого потенциала, демонстрация достижений обучающихся первого года по программам ДДТ № 1 г. Пензы. В каждом объединении есть первогодки, которые не принимают участие в больших отчетных концертах ДДТ № 1. Старшие обучающиеся не могли не заметить зависть в глазах ре-

бят, когда те готовят костюмы, декорации. Поэтому обучающиеся хореографических объединений «Каприз», «Летящий танец», «Ровесницы», имидж-студии «Искра», вокальных объединений «Каникулы», «Серебряные звуки» организовали концерт первогодок. Уровень концертных номеров был не самый высокий, но выступали ребята среди себе подобных, поэтому не успешных не было. Старшие обучающиеся помогали: делали декорации, изготавливали костюмы, проводили концерт.

В рамках областного проекта «Обучение через предпринимательство» воспитанники «Мастерской декоративно-прикладного творчества», изостудии «Колорит», клуба «Экос», объединения «Работа по дереву» организовали работу учебно-производственного кооператива «Маленький подарок» по изготовлению сувенирной продукции с целью ее последующей продажи. Цель проекта - развитие предпринимательских компетенций через организацию производственного кооператива. Деятельность кооператива стала настолько популярной, что уже в 2011 г. к нему присоединились 5 школ. А ДДТ № 1 стал центром развития предпринимательства среди учащихся школ города Пензы.

При подготовке и реализации проектов ребята смогли проявить и развивать такие качества лидера, как:

• умение распределить обязанности согласно роли между всеми участниками совместной деятельности с учетом их интересов и возможностей;

• умение ставить общие цели для совместной деятельности, намечать план выполнения задания, корректировать его осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, распределять роли и определять индивидуальное поведение, проявлять творческую инициативу;

• умение мотивировать, вдохновлять, убеждать, вести переговоры;

• ответственность и за общечеловеческие дела, заботы, и за себя самого как хозяина своей собственной судьбы

• умение уважать достижения сверстника ценить его инициативные предложения, тактично отклоняя те из них, которые не подходят в данной ситуации.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в МБОУ ДОД ДДТ № 1 г. Пензы технология социального проектирования занимает прочное место.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начал. шк. 2005. № 9. С. 55-59.

2. Землянская Е. Н, Дмитриева О. А. Использование технологии тьюторского сопровождения в образовательном пространстве начальной школы полного дня // Вестн. ун-та. ГУУ, 2012. № 18.

3. Лавренюк О. П. Мастерская эффективного лидерства - как одно из средств развития самостоятельности подростков в условиях временного детского коллектива // Бюл. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. 2012. № 3. С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.