Научная статья на тему 'The role of music in the aesthetic education of man'

The role of music in the aesthetic education of man Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
musical activity / musical perception / psychology / aesthetics / education / музыкальная деятельность / музыкальное восприятие / психология / эстетика / воспитания

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Qaxxorova Malika Lutfullo Kizi

the article discusses the role of music in the aesthetic education of man. On the basis of listening to music there is an interest in its composition and performance. Being an area of acquisition and accumulation of musical and auditory impressions necessary for the implementation of these types of practical activities, listening to music provides the possibility of their implementation. In the aspect of our consideration, it is of fundamental importance that in the process of mastering musical knowledge and skills, adjustment, adaptation, sensitization, restructuring and development of personality traits are carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

в статье расматривается роль музыки в эстетическом воспитании человека. На основе слушания музыки возникает интерес к ее сочинению и исполнению. Являясь областью приобретения и накопления музыкально-слуховых впечатлений, необходимых для реализации данных видов практической деятельности, слушание музыки обеспечивает возможность их осуществления. В аспекте нашего рассматривании принципиально важным является то, что в процессе усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, осуществляется настройка, адаптация, сенсибилизация, перестройка и развитие качеств личности.

Текст научной работы на тему «The role of music in the aesthetic education of man»

THE ROLE OF MUSIC IN THE AESTHETIC EDUCATION OF MAN Qaxxorova M.L. (Republic of Uzbekistan) Email: Qaxxorova559@scientifictext.ru

Qaxxorova Malika Lutfullo kizi - student, FACULTY OF MUSIC EDUCATION, NAVOISTATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the role of music in the aesthetic education of man. On the basis of listening to music there is an interest in its composition and performance. Being an area of acquisition and accumulation of musical and auditory impressions necessary for the implementation of these types of practical activities, listening to music provides the possibility of their implementation. In the aspect of our consideration, it is offundamental importance that in the process of mastering musical knowledge and skills, adjustment, adaptation, sensitization, restructuring and development of personality traits are carried out. Keywords: musical activity; musical perception; psychology, aesthetics, education.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА Каххорова М.Л. (Республика Узбекистан)

Каххорова Малика Лутфулло кизи - студент, факультет музыкального образования, Наваийский государственный педагогический институт, г. Наваи, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье расматривается роль музыки в эстетическом воспитании человека. На основе слушания музыки возникает интерес к ее сочинению и исполнению. Являясь областью приобретения и накопления музыкально-слуховых впечатлений, необходимых для реализации данных видов практической деятельности, слушание музыки обеспечивает возможность их осуществления. В аспекте нашего рассматривании принципиально важным является то, что в процессе усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, осуществляется настройка, адаптация, сенсибилизация, перестройка и развитие качеств личности.

Ключевые слова: музыкальная деятельность; музыкальное восприятие; психология, эстетика, воспитания.

Сегодня одним из ведущих жизненных приоритетов молодежи является ориентация на успех, выраженный в материальном благополучии. Распространение массовой культуры усиливает культурный нигилизм значительной части молодежи, подвергающей сомнению или отрицанию ценностей высокого искусства и их эталонную роль в культуре. В этой связи значительно возросла роль эстетического воспитания, значение которого выходит за пределы способности наслаждаться красотой в мир глубоких проблем человеческого бытия, в сферу формирования личностных духовнонравственных представлений и ориентаций.

Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности, основой, средством и решающим условием которого является деятельность. В основе эстетического воспитания лежит художественная деятельность, трактуемая как «разновидность духовной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творца, становясь его внутренним достоянием» [1].

Психологический процесс исполнения музыки, представляющий собой практическое воплощение зафиксированного в нотной записи замысла композитора, носит репродуктивно-творческий характер и основан на взаимодействии объективного и субъективного начал. С одной стороны, результаты деятельности исполнителя объективно должны соответствовать композиторскому замыслу (репродуктивность); с другой стороны, в

исполнительском акте присутствуют творческие находки интерпретатора, проявляющие его индивидуальность и придающие данному виду деятельности субъективный характер (продуктивность). Именно взаимодействие объективного и субъективного факторов в процессе исполнения музыки обеспечивает со творческую связь исполнителя с композиторским произведением [2].

Под «слушанием музыки» следует подразумевать не случайный контакт с музыкальным произведением, а такой характер деятельности, в основе которой лежит отношение к музыкальному искусству как к системе художественных и социально значимых ценностей. Объектом такой деятельности может быть только неприкладная музыка, т. е. музыка, создаваемая специально для слушания, более того, требующая внимательного вслушивания и утвердившая себя как самостоятельная ценность, как эстетический художественный феномен. Слушание такой музыки представляет собой тип восприятия, превращающий данный вид деятельности в самоценный процесс.

В существующих ныне музыкально-психологических и музыкально-педагогических исследованиях прослеживается та же тенденция рассматривать музыкальное восприятие преимущественно в познавательном аспекте.

Творческий характер слушания музыки обусловлен также возможностью вариантности индивидуального восприятия, при котором активизация слушателя происходит не только в момент восприятия музыкального сочинения, но и после. Это выражается в способности слушателя дифференцировать музыкальные образы, сопоставлять и сравнивать их между собой, критически оценивать и анализировать средства художественного воплощения, что также относится к разновидностям творческой деятельности. Понимание «слушания музыки» как социально-организованного человеческого внимания, направленного на музыкально-эстетический объект, как своеобразной культуры внутренней духовной активности личности, способствующей раскрытию ее творческого потенциала, позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного вида музыкальной деятельности.

В «Психологии искусства» Л.С. Выготского восприятие трактуется как «... сложнейшая конструктивная деятельность, осуществляемая слушателем или зрителем и заключающаяся в том, что из предъявляемых внешних впечатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объект» [3].

На основе слушания музыки возникает интерес к ее сочинению и исполнению. Являясь областью приобретения и накопления музыкально-слуховых впечатлений, необходимых для реализации данных видов практической деятельности, слушание музыки обеспечивает возможность их осуществления.

Овладение различными видами музыкальной деятельности требует специфических знаний. Для сочинения музыки нужны знания теоретических основ музыкального искусства: элементов музыкального языка, гармонии, принципов формообразования, техники композиторского письма. Развитие навыков исполнительства требует знания методики теоретического и исполнительского анализа, аналитических методов работы над нотным текстом, значений музыкальных терминов и расшифровки артикуляционных, фразировочных, педальных обозначений, способов, средств и приемов исполнительства.

Для формирования мотивированной оценки музыкальных произведений необходимо знание исторических периодов развития музыкальной культуры, основных этапов эволюции художественных стилей, композиторского творчества в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанров и стилей музыки, музыкально-выразительных средств.

Усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения, составляют сущность и содержание музыкально-образовательной деятельности.

Кроме того, под музыкально-образовательной деятельностью нередко понимают и саму систему организации музыкального обучения. В основе музыкально-образовательной деятельности лежит общее дидактический принцип воспитывающего обучения, что предполагает органическое единство музыкального воспитания и музыкального обучения и находит отражение в его содержании, методах и организационных формах.

91

Основной путь получения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, - подготовка под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении. В аспекте нашего рассматривании принципиально важным является то, что в процессе усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, осуществляется настройка, адаптация, сенсибилизация, перестройка и развитие качеств личности. В этой связи существенное значение имеет ориентация педагогического процесса на способность личностного роста человека, его осознанное саморазвитие, на эмпатическое взаимодействие и высокую социально адресованную личностную продуктивность. Важную роль в этом может играть самообразование, а также усвоение знаний и умений в процессе участия в самодеятельном музицировании. Таким образом, педагог, приобщая индивида к специальным знаниям и умениям, в то же время формирует его личность - мировоззрение, эстетические и этические идеалы, волю и характер.

Список литературы /References

1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

2. КаганМ.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

INTERACTIVE ENGLISH LANGUAGE LEARNING TECHNOLOGIES Tukmurodova M.E. (Republic of Uzbekistan) Email: Tukmurodova559@scientifictext.ru

Tukmurodova Malika Elmurodovna - student, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGE AND LITERATURE, NAVOISTATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses interactive methods of teaching English. The possibility of using some of these methods and techniques in the English class is described. Interactive learning is interactive learning, in the process of which the teacher interacts with the students. The interactive teaching method increases motivation in learning English, the learning process becomes more interesting and entertaining, and students feel freer. In addition, all methods and techniques develop communication skills, teach them to work in a team and listen to each other. Keywords: interactive, method, reception, English, learning.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ

Тукмуродова М.Э. (Республика Узбекистан)

Тукмуродова Малика Элмуродовна - студент, факультет иностранного языка и литературы, Наваийский государственный педагогический институт, г. Наваи, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются интерактивные методы обучения английскому языку. Описано возможность использования некоторых таких методов и приёмов на уроке английского языка. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в процессе чего происходит взаимодействие преподавателя с учениками. Интерактивный метод обучения повышает мотивацию в изучении английского языка, процесс обучения становится более интересным и увлекательным, а студенты чувствуют себя свободнее. Кроме того, все методы и приёмы развивают коммуникативные навыки, приучают работать в команде и прислушиваться друг к другу.

Ключевые слова: интерактив, метод, приём, английский язык, обучения.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.