ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПОЛИСТИЛИСТИКИ В МУЗЫКЕ ХХ ВЕКА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Н. Миронова
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения педагогических условий освоения полистилистики в музыке ХХ века в системе музыкального образования. Раскрываются цель и задачи освоения полистилистики, рассматривается система принципов ее изучения, содержание и методы обучения.
Ключевые слова: музыка, музыка ХХ века, музыкальное образование, полистилистика.
Summary. The article deals with the problem of learning pedagogical conditions of polystil-ism development in XX century music in musical educational system. The author defines the aim and the objectives of learning of polystilism, characterizes principles of learning, describes learning content and teaching methods.
Keywords: music, XX century music, musical education, poyistilism.
Полистилистика - одно из характерных явлений музыкального искусства эпохи постмодернизма. Без понимания сущности данного феномена невозможно освоение творчества таких композиторов, как Д. Д. Шостакович, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин и др. на уровне требований, предъявляемых на современном этапе развития музыкального образования, что, в свою очередь, является необходимым условием для формирования у обучающихся целостного и многопланового представления о современной музыке.
Существуют исследования Л.П. Казанцевой [1], А.Ю. Кудряшова [2], Е.И. Чигаревой [3] и др., посвященные полистилистике в музыкально-историческом и музыкально-теоретическом
аспектах. Тем не менее, единое общепринятое определение полистилистики пока еще не сложилось. Исследователи рассматривают ее либо как явление, либо как стилевое направление, либо как технику эпохи постмодернизма. Педагогические аспекты освоения полистилистики также изучены недостаточно. Со всей очевидностью можно говорить о противоречии между потребностью педагогической практики в теоретико-методических основах освоения полистилистики и недостаточной разработанностью этих вопросов в научной и методической литературе.
Разрешение этого противоречия выводит исследование на проблему изучения педагогических условий освоения полистилистики в системе
151
152
музыкального образования, включая определение цели, задач и принципов изучения полистилистики, содержания и методов обучения.
Целью освоения полистилистики является выход на современный уровень понимания музыкального искусства ХХ в. и формирования у обучающихся целостного и многопланового представления о современной музыке.
Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
• формирование у обучающихся понимания феномена полистилистики в культурно-историческом контексте;
• освоение обучающимися полистилистики, как стилевого направления эпохи постмодернизма и как композиционной техники, «в основе которой лежит соединение в одном произведении двух и более стилевых моделей» [4, с. 439];
• знакомство обучающихся с высокохудожественными образцами музыки ХХ в., в которых представлена полистилистика, формирование у обучающихся готовности к ее восприятию и пониманию;
• развитие у обучающихся музыкально-эстетического чувства в процессе восприятия и понимания музыки, в которой представлена полистили стика;
• формирование умения анализировать музыкальные произведения ХХ в. на основе полученных знаний о полистилистике на уровне, соответствующем этапу обучения.
Для решения перечисленных задач необходимо по-новому взглянуть на существующую систему принципов обучения. В теории и практики преподавания полистилистики ХХ в. предлагается опираться на четыре
группы принципов, сформулированных Э.Б. Абдулиным и Е.Н. Николаевой [5, с. 62-63]:
• принципы, раскрывающие гуманистическую, эстетическую и нравственную направленности музыкального образования;
• принципы, связанные с музыковедческой направленностью;
• принципы, обусловленные музы-каль но-психологической направ лен-ностью;
• общие педагогические принципы.
Применительно к преподаванию полистилистики содержание каждой из этих групп будет наполняться специальным смыслом.
Среди принципов первой группы при освоении полистилистики ХХ в. особую роль играет принцип выявления многообразных связей музыкального искусства с духовной жизнью, поскольку полистилистика является одним из средств выразительности, с помощью которого композиторы показывают многоплановость современного мира.
Из второй группы принципов самым важным в преподавании полистилистики является принцип опоры на интонационный, жанровый и стилевой подходы, так как для того, чтобы обучающиеся могли воспринимать, переживать и понимать произведения, в которых представлена полистилистика, необходимо знать особенности различных средств музыкальной выразительности, жанров и стилей.
Помимо этого из принципов, связанных с музыковедческой направленностью, следует отметить также выделенный исследователем Е.М. Орловой принцип, основанный на формировании у обучающихся понимания про-
цесса развития музыкального искусства «как органической связи преемственности и новаторства» [6, с. 62]. В произведениях, в которых представлена полистилистика, связь преемственности и новаторства проявляется на двух уровнях:
• преемственность и новаторство в области музыкального языка, формы, жанровой основы и содержания произведения в целом;
• преемственность и новаторство относительно использованного композитором «чужого» материала.
Среди принципов, обусловленных музыкально-психологической направленностью, следует отметить принцип опоры на единство развития интуитивного и осознанного начал в музыкальном образовании. Как правило, при восприятии знакомых стилевых пластов у слушателей спонтанно возникает позитивное отношение, а при восприятии незнакомых - негативное. Это препятствует целостному восприятию сочинения, в котором представлена полистилистика, поскольку одни стилевые пласты слушателю могут быть хорошо знакомы, другие - наоборот, в результате чего он принимает не все произведение целиком, а лишь отдельные его части. Необходимо, чтобы обучающиеся понимали, для чего композитор вводит тот или иной стиль. Следовательно, в процессе преподавания полистилистики особую роль будет играть осознанное начало.
Среди общих дидактических принципов особую роль при освоении полистилистики играет принцип связи теории с практикой. Полистилистика изучается при опоре на знание исто-рико-теоретического материала, слушание и анализ произведений.
Также большое значение при освоении полистилистики имеет принцип межпредметных связей, которые проявляются как внутри предметных циклов, так и между ними.
Рассмотренные принципы между собой взаимосвязаны. В центре системы находится принцип опоры на интонационный, жанровый и стилевой подходы. Через этот принцип осуществляется взаимосвязь с синтезированным принципом понимания процесса развития музыкального искусства как органичной связи преемственности и новаторства.
Принцип опоры на интонационный, жанровый и стилевой подходы находится в отношении взаимообусловленности с принципами единства развития интуитивного и осознанного начал и связи теории с практикой: понимание интонационного смысла полистилистической музыки невозможно без совместного участия интуитивного и осознанного начал, единства теоретической и практической деятельности обучающихся.
С другой стороны, условием для реализации принципа опоры на интонационный, жанровый и стилевой подходы является принцип межпредметных связей.
Принцип выявления многообразных связей музыкального искусства с духовной жизнью также предполагает опору на интонационный, жанровый и стилевой подходы.
Одним из важнейших педагогических условий освоения музыкальной полистилистики является переосмысление основных компонентов содержания музыкального образования.
В создаваемой теоретико-методической концепции аспекты содержания, выделенные Э.Б. Абдуллиным и Е.В. Ни-
153
ВЕК
154
колаевой (опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству; знания умения и навыки в области музыкального искусства; опыт музыкально-творческой учебной деятельности [5, с. 68]), модифицированы в соответствии со спецификой предмета изучения:
1) опыт эмоционально-ценностного отношения к высокохудожественным произведениям музыкального искусства ХХ в., в которых представлена полистилистика;
2а) знание полистилистических произведений, специфическим компонентом которого является знание соотношений стилевых моделей;
2б) знание и понимание музыкальной полистилистики ХХ в. в историческом и теоретическом аспектах:
- понимание значения термина «полистилистика»,
- представление об искусстве эпохи постмодернизма,
- понимание исторических предпосылок возникновения полистилистики,
- знание средств полистилистической техники,
- знание видов полистилистики,
- знание типов воздействия полистилистики на формообразование,
- знание функций полистилистики,
- исторические и теоретические знания о прослушанных на занятиях музыкальных произведениях;
3а) умение воспринимать, анализировать и понимать полистилистическую музыку ХХ в.; умение сравнивать авторскую и исходную версии стилей, к которым обращается композитор, как на уровне отдельных средств выразительности, так и на уровне стиля в целом; умение выражать свои суждения о проявлениях полистилистики в музыке;
3б) навыки узнавания стереотипных стилевых формул в произведениях, в которых представлена полистили стика;
4) опыт музыкально-творческой учебной деятельности при изучении полистилистики, формируемый:
а) в интерпретациях содержания прослушиваемых произведений,
б) в исполнительских интерпретациях полистилистической музыки.
Специфика полистилистики как относительно нового явления в музыкальной культуре требует как обновления содержания уже проверенных на практике методов обучения, так и разработки новых методов. В разрабатываемой теоретико-методической концепции общепринятые методы приобретают следующее содержание.
Наглядно-слуховой метод наряду с показом нот, схем, графических моделей предполагает прослушивание как изучаемого произведения, так и фрагментов из других произведений, на стили которых ориентировался композитор изучаемого сочинения (наглядно-слуховой метод), и просмотр произведений изобразительного искусства, в которых представлены те же принципы, что и в полистилистической музыке (коллажи, картины художников гиперманьеризма).
Словесные методы, помимо рассказа, беседы, объяснения, включают в себя метод «вербализации стилевых взаимодействий», предполагающий словесное описание введения композитором того или иного стиля в полистилистическое произведение и знакомство с литературными произведениями, в которых представлены те же принципы, что и в полистилистической музыке.
Практические методы наряду со слушанием музыки, в которой пред-
ставлена полистилистика, с организацией подготовки обучающимися сообщений на темы, связанные с музыкальной полистилистикой ХХ в., с исполнением обучающимися музыкальных произведений, в которых представлена полистилистика, и с организацией полихудожественной музы-каль но-ориентированной деятельности (пластическое интонирование, рисование) предполагают специфический анализ соответствующих музыкальных произведений.
Ряд известных в педагогике специальных методов музыкального образования реализуются в определенном контексте в процессе преподавания полистилистики.
Особенно эффективен при преподавании полистилистики метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д. Б. Кабалевский [7]). Сначала обучающиеся знакомятся с музыкальным произведением, в котором представлена полистилистика, затем изучают сущность данного явления. В дальнейшем на его примере разбираются различные аспекты полистилистики. Например, первоначально преподаватель может дать прослушать обучающимся лишь начало Коллажа на тему ВАСН А. Пярта до знакомства с полистилистикой, впоследствии данное произведение может быть прослушано полностью при изучении текстовых, стилевых и жанровых цитат, после чего может упоминаться в качестве примеров коллаж-ной, избирательной, горизонтальной полистилистик, при изучении функций прояснения авторского замысла, выражения авторской позиции.
Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин [5]) также перспективен при освоении полистилистики. На-
пример, при изучении коллажной полистилистики педагог активизирует музыкальный опыт обучающихся, ставя вопросы относительно понятия «коллаж» в различных сферах (в живописи, в музыке), после чего создает проблемную ситуацию, предлагая после прослушивания нескольких музыкальных примеров коллажной и симбиотической полистилистик выбрать из них только образцы коллажной полистилистики, аргументировав свой выбор, и с помощью педагога построить определение коллажной полистилистики, а в заключение закрепляет полученные знания в процессе прослушивания еще одного музыкального примера.
Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский [7]) может быть воплощен в процессе постановки задачи сформулировать содержание понятия «полистилистика», обсуждения ответов обучающихся, на основе чего выводится окончательная формулировка термина.
При преподавании полистилистики метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова [8]) позволяет педагогу выбирать различные возможности его воплощения. Например, педагог может использовать подборку фрагментов из произведений художественной литературы и репродукций картин, созданных в период работы композитора над изучаемым произведением и представляющих аналогичные техники в этих видах искусств (цитаты, аллюзии, коллаж, монтаж и др.).
Поскольку музыка, в которой представлена полистилистика, как правило, сложна для восприятия, особую роль играют методы, помогающие преодолеть эту трудность. Мы предлагаем использовать метод музыкального кон-
155
ВЕК
156
спекта, который направлен на развитие способности воспринимать изучаемую музыку. Данный метод включает следующий порядок действий:
• слушание и анализ произведения;
• выделение из него наиболее важных фрагментов (от 3 до 10), продолжительностью звучания не более полутора минут;
• прослушивание этих фрагментов в том порядке, в котором они представлены в произведении (1-2 раза), и отдельное прослушивание труднозапоминаемых фрагментов;
• написание тестовой работы по узнаванию этих фрагментов, звучащих в произвольном порядке;
• проверка ответов и повторное прослушивание фрагментов, которые были определены неверно.
Метод музыкального конспекта способствует повышению у обучающихся мотивации к концентрации внимания во время слушания и анализа музыки и ее запоминанию.
Выделение наиболее важных фрагментов музыкального произведения и их повторение помогает формировать представление у обучающихся об образной драматургии сочинения.
Особое значение в музыкальном образовании имеет метод сравнения. Это связано с особенностью восприятия музыкального искусства, с необходимостью различать тождественное и контрастное.
Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева называют метод сравнения «метаме-тодом», поскольку его можно применять в педагогике музыкального образования в самых различных модификациях. В теоретико-методической концепции преподавания полистилистики данный метод должен играть
особую роль, поскольку в музыке такого рода соотношение тех или иных стилевых моделей, используемых композитором, становится смыслообра-зующим фактором.
Метод сравнения является центральным методом, который применяется при использовании любого другого метода.
Педагогические условия обеспечивают эффективное освоение учебного материала в том случае, если они соответствуют природе изучаемого явления. Полистилистика - явление диалектически сложное, многогранное, во многом еще не исследованное, поскольку не может быть до конца изучена музыка, свидетелями создания которой являются сами исследователи. Точно так же и теоретико-методическая концепция освоения полистилистики в системе музыкального образования открыта для дальнейшего развития.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений. - Казань, 1991.
2. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. - СПб., 2006.
3. Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке. - М., 1990.
4. Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Ценова - М., 2007.
5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.Н. Теория музыкального образования. - М., 2004.
6. Орлова Е.М. Методические заметки в музыкально-историческом образовании в консерваториях. - М., 1983.
7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. - М., 1981.
8. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. - 1988. - № 2. - С. 7-17. ■