К динамическим средствам обучения ученые относят:
- механические визуальные средства - диски, эпидиаскоп и др.;
- аудиальные средства - проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;
- аудиовизуальные средства - телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны, компьютеры;
- средства, автоматизирующие процесс обучения, - тренажеры, компьютеры и др. [1; 4].
Перечисленные средства обучения в своей совокупности (статические и динамические) образуют единую целостность - учебно-методический комплекс, успешно работающий в условиях умелого использования новых информационных технологий.
Все компоненты содержания процесса формирования технологической культуры будущих
инженеров на основе компетентностного подхода взаимосвязаны и взаимообусловлены Их внедрение в учебный процесс вуза позволит сформировать у студентов достаточно высокий уровень технологической культуры.
Библиографический список
1. АндреевВ.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Дидактика технологического образования : книга для учителя: в 2 ч. / Под ред. П.Р. Атутова. -Ч. 1. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 230 с.
3. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
4. Плотникова Е.К. Профессионально ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Alma mater. - 2002. - .№7. - С. 55-56.
УДК 37.0
Прокофьев Дмитрий Викторович
Детская школа искусств «Вдохновение» (г. Москва)
РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННО-КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Затронутая в статье проблема отношения к произведениям музыкального искусства, с точки зрения теории ценности и формирования музыкального вкуса, стала в наше время одной из ведущих задач в области музыкальной педагогики, психологии и культурологи. Автор считает, что формирование этих социальнозначимых качеств возможно через использование в обучении музыкально-компьютерным технологиям.
Ключевые слова: музыкально-эстетический вкус, эстетическое воспитание, ценностные ориентации, массовая культура, электронное музыкальное творчество.
Одна из насущных проблем современной педагогики является проблема музыкально-эстетического воспитания и образования. Способность музыкального искусства воздействовать на человека, участвовать в формировании его духовного мира, взглядов, вкусов, установок, постигать сущность таких понятий как красота, благо, добро, - т.е. все то, что было объединено одним понятием «ценность», то воспитание подрастающего поколения средствами музыкального искусства, становится проблемой огромной важности. И она требует постоянного осмысления все новых и новых его граней. Ведь на протяжении всей истории человечества музыкальное искусство, было, есть и будет источником ярких и сильных впечатлений и пе-
реживаний, частью жизни, составляющей бесценную сокровищницу культуры, социальной памяти человечества.
Социализация личности невозможна вне активного процесса приобщения к культурным ценностям, усвоения их, присвоения, т.е. накопления духовного багажа, активного использования его.
Вместе с тем исторический опыт показывает, что далеко не все в музыкальном искусстве сохраняется в веках и имеет непреходящую ценность. Современное состояние и развитие музыкального искусства определяются новыми условиями её бытования. В массах распространяется самое низкопробное искусство, для которого создана мощная «индустрия развлечений», имею-
342
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Прокофьев Д.В., 2010
щая колоссальное влияние на мировоззрение и образ жизни, мыслей подрастающего поколения. (Уже появился музыкальный наркотик, при слушании которого нарушается биоритмическая работа человеческого мозга). Нужен отбор наиболее ценного материала среди бесконечного потока жизненных впечатлений. Формирование социально полезных качеств человека достигается не только количеством информации, но, прежде всего, их действенностью. От того как трактуется эстетическая ценность зависит направленность эстетического отношения в процессе воспитания.
«Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Мецнер). Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразных оценок...» [3, с. 507]
Эстетическое отношение человека к миру является одним из видов ценностного отношения, а ценностное отношение мы воспринимаем, прежде всего, через оценку. Ценностное отношение формируется в процессе эстетического образования и воспитания. Ценности непосредственно осваиваются через оценки. Оценки и ценность по сути своей не однозначное явление. «Если ценность дана объективно, то оценка, тем более в сфере эстетической и художественной, всегда определённо субъективна. Оценка - конкретное выражение нашего отношения к воспринимаемому предмету или явлению» [2, с. 47].
О ценностях мы знаем через оценки. Оценки по значению связаны с такими понятиями как суждение, умозаключение, выражаются в художественны эмоциях, личностных смыслах. «Художественные эмоции - это умные эмоции» (по выражению П.С. Выготского).
Что бы человек ни делал, в каких бы условиях не действовал, он всегда дает оценку, он всегда выражает свое отношение к предмету, к процессу деятельности. Эта оценка противоречива по своему характеру: она и эмоциональна, и интуитивна, и рациональна. Она всегда отражает особенности и уровень развития эстетической культуры личности.
Образование и воспитание эстетически развитой личности предполагает единство двух сто-
рон эстетического восприятия и познания - эмоционального и интеллектуального и соответствующие оценки. Музыкально-эстетическая оценка, связанная с понятием «ценности», может служить компонентом более сложного психологопедагогического образования: ценностные ориентации, которые непосредственно связаны с эстетическим музыкальным вкусом.
Говоря о современном музыкальном мире, перед нами встает новая система ценностных и мировоззренческих ориентаций подрастающего поколения, на базе уже накопленного культурнохудожественного потенциала. Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве и черпает свои эстетические представления именно из медиасреды.
Бурное развитие средств массовой коммуникации, технических средств тиражирования и распространения культуры преобразило и обновило культурную ситуацию в мире. Художественные ценности начали массово тиражироваться и в этом своем качестве стали всеобщим достоянием. Демократические преобразования в механизме распространения культуры способствовали активному развитию таких феноменов, как массовая, повседневная культура, поп-индустрия.
Однако наблюдается диспропорция, разрыв между музыкальными представлениями подрастающего поколения об истинных ценностях прошлого и современного музыкального искусства.
«.Новый тип музыки забрал в свои руки все то, что расположено между самой передовой музыкой и музыкой развлекательной... Вот её характерные черты - драматически ловко выбранные места, доступность, пестрота красок, чувство иронии и разумное воздержание от всего того, что может оказаться слишком сложным в духовном или в чисто музыкальном отношении...» [1, с. 168].
Имеющийся уровень музыкальной культуры, на основе измерения интенсивности, направленности, оценочных представлений, предпочтений музыкальных жанров, направлений мы проводили в анкетировании не только учащихся, но и преподавателей музыкальных дисциплин.
На вопрос анкеты: «Знаете ли Вы социальные функции искусства?» - 92% педагогов ответили -«да», однако, при проведении «круглого стола» по теме «Социальные функции искусства» на этот вопрос смогли ответить только 25% педагогов.
Уверенность в умении дать правильную эстетическую оценку музыкальному произведению,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
343
в которой содержится и эмоциональный и интеллектуальный компоненты смогли 85%. Этот процент подтвердился при проведении бесед по теме «Музыкальная оценка и её компоненты».
Для проверки заданий на выявление направленности музыкального вкуса учащихся, умения ориентироваться в произведениях искусства были следующие результаты: только 11% учащихся проявляет интерес к истинным ценностям музыкальной сокровищнице, но произведения, практически, называют только те, которые изучали на уроках музыкальной литературы, фортепиано, синтезатора. Дать оценку музыкальному произведению на основе приобретенных во время обучения теоретических знаний (мы говорим об учащихся школ искусств, домов детского и юношеского творчества, центров образования, где есть музыкальные классы), учащиеся не могут. Только очень маленький процент смог правильно оценить музыкальное произведение (7%).
Однако в области современной развлекательной музыки у детей поистине широкие знания, они очень легко ориентируются в стиле, направлении, хорошо знают современных исполнителей инструментального и вокального жанров - 75%.
Данные вопросы были направлены не только на выявление знаний в области музыкальной культуры, но и на выявление музыкальных вкусов учащихся. Формирование взглядов, вкусов, творческого воображения и критического суждения на те, или иные процессы, прежде всего, связаны с расширением опыта, кругозора, с определенным объемом знаний, формированием у детей основ музыкального теоретического мышления, которое лежит в основе творческого отношения к произведениям музыкального искусства.
Немаловажную роль в формировании музыкального вкуса учащихся играет их отношение к новым электронным музыкальным инструментам, в данном случае мы говорим о синтезаторе. Музыкальный компьютер - синтезатор это ведь не только проявление поп-культуры, как большинство учащихся представляет, он может и должен использоваться и в русле академического жанра.
Вопрос о месте электронного музыкального инструмента - синтезатора в музыкально-эстетическом воспитании учащихся, в формировании музыкального вкуса, эстетических представлений и умения ориентироваться в произведениях искусства не вызывает сомнений. Он создает возможность овладевать более глубокими навыка-
ми в освоении теоретического материала, изучении звучания различных музыкальных инструментов, развития ассоциативного мышления, чувствительности к интонации, остроте ритма, наконец, заниматься музыкальной композицией.
«Между тем в музыкальном быту все большее распространение приобретает новый класс музыкальных инструментов, куда входят клавишные синтезаторы. Массу чисто технических проблем берет на себя электроника, и, чтобы ярко озвучить музыкальную композицию, здесь совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и массой других узкопрофессиональных навыков...» [4, с. 6-7].
В последние годы в связи с внедрением в учебный процесс электронно-клавишных инструментов появились новые аспекты в изучении формирования музыкально-эстетического вкуса, ценностных ориентаций в произведениях музыкального искусства. Оценка выступает необходимым компонентом обучения. Она выступает и показателем усвоенных знаний, развивает умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать её, выделяя существенное
и, наконец, использовать эти знания для самостоятельного изучения сокровищницы музыкальной культуры.
«.Опираясь на содержание и логику науки о художественной культуре, можно выдвинуть положение о специфической группе функций знаний в содержании общехудожественной подготовки. К этим функциям относятся следующие:...
- оценочная (обусловлена тем, что общехудожественные знания выступают как одна из основ аксиологической деятельности, позволяющей оценивать произведения искусств по их роли и месту в целостном континууме художественной культуры)» [5, с. 15-16].
Немаловажным фактором является возможность формирования у учащихся новой композиторской техники. В этом значительную помощь оказывают методы открытые в электроакустической музыки (изучение метода управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонансов, созданием фактурных пластов, редактированием записанного материала).
«Работа над музыкальным произведением на основе электронных инструментов, как отмечено выше, состоит из аранжировки и исполнения. Среди них наиболее значимой является композиторская деятельность» [4, с. 286].
344
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
При этом принципиальной особенностью, определяющей познавательную, оценочную деятельность, которая является, на наш взгляд, фундаментом развитого музыкального вкуса, является то, что при обучении игре на синтезаторе необходимо управление, осознание сразу множества новых, разнообразных объектов и явлений, связанных между собой в области музыки (элементарная теория, гармония, инструменто-ведение, инструментовке, аккомпанемента, транспозиции и т.д.)
Как мы видим, учащийся получает возможность познакомиться с широким кругом подходов к существующей проблеме, и при внимательном, целенаправленном обучении составить более ясное представление о готовности учащихся к самостоятельной познавательно-аналитической деятельности, к формированию собственного музыкального вкуса.
В заключение хотелось бы отметить важность поднятой проблемы. Её актуальность продиктована значимостью эстетического воспитания, способствующему формированию духовных, гуманистических ценностей учащихся. Человек может оценивать произведения искусства, если у него сложились определённые взгляды и убеждения,
что непосредственно связано с формированием музыкально-эстетического вкуса.
Анализ взаимосвязи особенностей музыкально-теоретического мышления, опора на достижения в области музыкально-компьютерных технологий являются той движущей силой, которая способствует личности не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать произведения музыкального искусства.
Библиографический список
1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М.: РОССПЭН, 2008.
2. Апресян Г. З. Вопросы теории эстетического воспитания. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1970.
3. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутчен-ко В.А. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. - Дубна: Феникс+, 2006.
5. Рапацкая Л.А., ШевчукЛ.Э. Системность общехудожественных знаний как проблема музыкальной педагогики // Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки: Сборник научных трудов. - М.: МГОПИ, 1993.
УДК 74:200.52
Сальникова Елена Витальевна
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского
ИНОЯЗЫЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматриваются возможности использования иноязычного фольклора в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов на основе технологического подхода к взаимодействию участников педагогического процесса вуза.
Ключевые слова: фольклор, технология, профессиональная подготовка.
В современном мире процесс формирования единого межкультурного пространства протекает особенно активно. Как следствие, возникает проблема осуществления диалога культур, продуктивность которого во многом зависит от наличия у его участников умений и навыков межкультурного общения, т.е. от их коммуникативной компетенции, формирование которой является на сегодняшний день актуальной проблемой профессиональной подготовки студентов в вузе.
Термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М.Н. Вятютневым.
Он предложил рассматривать это понятие «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [2].
Под коммуникативной компетенцией понимается «феноменальная категория, отражающая нормативные знания семантики языковых единиц разных уровней, овладение механизмами пост-
© Сальникова Е.В., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010!