Научная статья на тему 'Роль ориентационного компонента в формировании высокохудожественного музыкального вкуса на уроках по классу синтезатора'

Роль ориентационного компонента в формировании высокохудожественного музыкального вкуса на уроках по классу синтезатора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL-AESTHETIC TASTE / ORIENTATION TO MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES / ELECTRONIC MUSICAL CREATION / NEED TO KNOW THINGS / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокофьев Дмитрий Викторович

В статье рассматривается одна из важнейших проблем современной музыкальной педагогики формирование ценностных ориентаций учащихся. Автор выявляет социальную сущность этой проблемы, ибо музыкальному искусству присуще влиять не только на духовный мир отдельного человека, но и отражать общественную жизнь, быть стимулом социального прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of orientation component in the formation of musical taste of high artistic merit during synthesizer lessons

The article touches upon one of the most important problems of modern musical pedagogy the formation of students' system of values. Being a permanent personality's characteristic feature, system of is values is an important component of a personality's world outlook, morality, cognitive interests and high musical taste. The author reveals social essence of this problem, because the art of music influences not only a separate person's spiritual world, but also reflects social life, and is social progress stimulus.

Текст научной работы на тему «Роль ориентационного компонента в формировании высокохудожественного музыкального вкуса на уроках по классу синтезатора»

питания // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2003. - С. 4-7.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студентов. - М.: Институт государственного

администрирования, 1997. - 52 с.

3. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 446 с.

4. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1965. - 132 с.

УДК 37.0

Прокофьев Дмитрий Викторович

Детская школа искусств «Вдохновение», г. Москва

prokta t@yandex. т

РОЛЬ ОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА НА УРОКАХ ПО КЛАССУ СИНТЕЗАТОРА

В статье рассматривается одна из важнейших проблем современной музыкальной педагогики — формирование ценностных ориентаций учащихся. Автор выявляет социальную сущность этой проблемы, ибо музыкальному искусству присуще влиять не только на духовный мир отдельного человека, но и отражать общественную жизнь, быть стимулом социального прогресса.

Ключевые слова: музыкально-эстетический вкус, ценностные ориентации, электронное музыкальное творчество, познавательная потребность, массовая культура.

Важную роль в эстетическом воспитании играет музыкальное искусство. Влияние музыки на развитие личности огромно благодаря её специфическим возможностям воздействовать на сферу чувств, внутренний мир человека. Становление творческой личности человека начинается уже в раннем детстве.

Музыкальное образование доступно каждому члену нашего общества и носит массовый характер. Сложилась определенная методика музыкально-эстетического воспитания, которая в целом оправдывает себя и приносит хорошие результаты. Однако далеко не все проблемы музыкального воспитания решены. Одна из таких проблем непосредственно связана с процессом формирования у подрастающего поколения эстетического вкуса и правильных ценностных ориентаций в музыке. Природа художественного творчества, в частности, музыкального творчества такова, что любой его продукт нуждается в оценке, в установлении к нему оценочного отношения. Оценочная деятельность при восприятии музыкального искусства необходима человеку, поскольку она взаимосвязана с важнейшими компонентами эстетического сознания: мировоззрением, убеждениями, взглядами, музыкальноэстетическими вкусами, эмоциональным восприятием.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

Современная Россия переживает сложные годы в своем развитии. Резкое снижение уровня нравственной культуры среди населения и социальная апатия, проникновение в общественное сознание сомнительных духовных ценностей требуют переосмысления представлений о социальной роли музыкального искусства в общественном прогрессе. «В социальном аспекте формирование высокого вкуса эстетического имеет большое значение для духовного развития личности и совершенствования социально-природной сущности человека» [4, с. 82]. Очень важно, чтобы процесс формирования у молодежи ценностных ориентаций, собственного оценочного отношения к культуре в целом и к отдельным её областям, происходил на основе понимания социальной роли искусства, а не строился лишь на житейских представлениях о ценностях мировой музыкальной сокровищнице. «Поскольку потребность в искусстве дана человеку не биологически, а порождена его общественным развитием, постольку у каждого индивидуума потребность эта не является врожденной, а формируется в ходе его социализации, эстетически целенаправленного воспитания, приобщения к культуре» [2, с. 20]. Может показаться, как это и воспринимается значительной частью молодежи, будто особенности ориентации в сфере искусства, харак-

© Прокофьев Д.В., 2011

тер предпочтений, является сугубо личным вопросом. Однако это не так. Обществу, школе не все равно какое место занимает интерес к музыке в жизненных устремлениях молодежи. Обучение призвано воспитать у них потребность в непрестанном углублении их музыкального образования. Формирование эстетического вкуса и ценностных ориентаций в сфере музыкальной культуры должно быть заключено и в возрождении традиционного, что сложилось исторически, накапливалось веками, и соединялась с новациями современной музыкальной культуры. Ведь полноценная музыкальная культура, образование это - прежде всего, высокий вкус, устойчивые знания, целостное мировоззрение, убеждения

и, наконец, система жизненно важных эстетических ценностей. Многие исследователи отмечают, что уровень эстетического образования определяет степень адекватности восприятия произведения искусства. Для формирования музыкального вкуса и эстетических убеждений мало только научных знаний. Необходимо включение приобретенного эстетического опыта в единую систему вместе с эмоциональным и ценностным компонентами эстетического сознания, их развитие в единстве. Говоря об этом, Б.Т. Лихачев указывает на то, что без формирования убеждений нельзя раскрыть для человека мир прекрасного и сформировать идеалы, ценностные ориентации личности [5, с. 9-10].

Ценностные ориентации и эстетический вкус представляют собой весьма сложное образование, в структуре которого выделяют обычно три следующих компонента: когнитивные - убеждение, взгляды, ценности; эмоциональный компонент - переживание индивидом его заинтересованности в данном объекте; поведенческий -выражает готовность практически действовать в направлении того отношения к объектам, которое связано с когнитивным и эмоциональным компонентами.

Оценка произведения искусства требует осмысления, которое может осуществляться на разных уровнях. Высокий уровень предполагает не только наличие эмоционального восприятия, но и умения рационально-логической аргументации, определение его эстетической ценности с позиций складывающихся взглядов и убеждений.

При изучении музыкально-эстетического вкуса и ценностных ориентаций наших воспитанников выяснилось, что на их предпочтения оказы-

вают влияние не только результаты музыкального обучения, но и воздействие таких факторов, как наличие различных мнений и суждений, распространенных в окружающей среде. «Мнения и вкусы масс формируются пропагандой, рекламой, примером и другими внешними факторами. Они неизбежно заставляют человеческое мышление двигаться по проторенной дорожке. Вкусы и идеалы подавляющего большинства определяются обстоятельствами, подвластными контролю человека» [1, с. 306].

Проблема интересов, запросов, вкуса современной молодежи в области музыкального искусства имеет большое значение для освещения духовного облика подрастающего поколения. Имеется довольно большое количество социологических исследований, которые выявляют какие произведения музыкального искусства вызывают наибольшей интерес у детей подросткового и юношеского возраста. Для выявления указанных характеристик мы провели исследование музыкально-эстетического вкуса и ценностных ориентаций учащихся. В эксперименте принимали учащиеся по классу синтезатора и фортепиано подросткового возраста - 60 человек.

В анкетах мы просили учащихся подчеркнуть те направления в музыкальном искусстве, которые им больше нравятся.

В итоге наибольший процент (86%) получила легкая, развлекательная музыка.

Определяя вкусы по отношению к классической музыке, мы получили данные, что музыкальный вкус строится и формируется в основном на общеизвестных произведениях музыкального искусства, т.е. «музыкальных шлягерах». Например: Бетховен («К Элизе», Соната N° 14, 1часть -«Лунная»), Огинский (Полонез), Чайковский («Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро») и др. К сожалению, их интерес к классической музыке весьма ограничен.

«Процессы совершенствования школьной педагогики искусства и вузовской подготовки учителя к педагогической деятельности в новых условиях общественной и культурной жизни являются взаимосвязанными. От того, каким будет учитель музыки, живописи, литературы, сможет ли он творчески применять полученные знания в школе, способен ли будет ориентироваться во все усложняющимся мире современной художественной культуры, зависит уровень сформиро-ванности нравственных качеств и ценностных

ориентаций школы» [7, с. 4]. Эта реальная картина определяется, по нашему представлению, рядом параметров. Деятельность педагога, его личные потребности, вкусы, интересы, развитость эстетического сознания и ценностные ориентации во многом обусловлены позицией самого педагога по формированию музыкального вкуса и ценностных ориентаций подрастающего поколения. Нами были проведены опросы педагогов: инструменталистов (фортепиано, скрипка, гитара, синтезатора), хора, теоретиков (сольфеджио, музыкальная литература), фольклорного отделения, а также преподавателей ИЗО (всего 120 человек).

Педагогам предлагалось ответить на вопросы, связанные со знанием социальных функций музыкального искусства: менее 30% педагогов смогли ответить на данный вопрос.

Вопросы, связанные с проблемой формирования музыкального вкуса в духовном воспитании подрастающего поколения: 63% опрошенных педагогов подчеркивают важность формирования музыкального вкуса у подрастающего поколения.

Подготовленность педагогов к самостоятельной эстетической оценке музыкальных произведений составляет - 85,75%.

Готовность педагогов к работе по формированию музыкально-эстетического вкуса учащихся: более 60% опрошенных преподавателей подчеркивают важность формирования музыкального вкуса, ценностных ориентаций учащихся.

Почему же формирование высокоразвитого музыкального вкуса мы предполагаем через освоение ценностей? Каждое поколение заново формулирует для себя эти вопросы. Человек всегда выражает свое отношение к предмету или деятельности и такое отношение всегда ценностное. С помощью искусства то, что добыто гениями, становится достоянием всего человечества.

Педагогика XXI века это технология образования с все большей долей участия информационно-вычислительных систем. На молодежь обрушился поток музыкально-технических возможностей. Однако хотелось бы обратить внимание и на отрицательную тенденцию, которая оказывается, как правило, доминирующей, ибо она чаще опирается на ложные ценности, а потому вопросы формирования музыкального вкуса и ценностных ориентаций подрастающего поколения становятся центральной проблемой музыкальной педагогики.

«Но главное упущение современной музыкальной педагогики видится в другом - далеко не в полной мере ею осознано значение двух эпохальных событий в музыкальной культуре XX века, связанных с освоением электроакустического звукового материала и новых методов работы с ним на основе компьютеризированных музыкальных инструментов» [3, с. 15].

Нами был проведён опрос педагогов, связанный с дальнейшими возможностями совершенствования музыкального образования. По этой теме был поставлен ряд вопросов:

1. Отвечают ли сегодняшним запросам традиционные формы занятий в музыкальном образовании?

Самый большой процент, более 49,2% получил ответ, который говорит о том, что многие педагоги осознают, что традиционные формы музыкального образования не вполне отвечают запросам современного общества.

2. Считаете ли Вы, что введение в музыкальное обучение новых, электронно-клавишных инструментов будет способствовать не только развитию творческого потенциала учащихся, но и мотивации к обучению?

Роль электронных инструментов (в данном случае клавишного синтезатора) в современном музыкальном образовании считают положительной - 68,25% педагогов.

3. Считаете ли Вы, что формирование музыкального вкуса и ценностных ориентации в искусстве будет протекать значительно легче при обучении игре на синтезаторе, чем на традиционных инструментах?

Этот вопрос вызвал затруднения более чем у 65% преподавателей. Мы связываем это с тем, что многие из педагогов не знают потенциальных возможностей этого инструмента.

Особого внимания среди музыкальных дисциплин заслуживает использование синтезатора как средства учебной деятельности. Изучив историю возникновения электронно-клавишных инструментов, проанализировав возможности этого инструмента: хорошее качество звука, богатые функциональные возможности, мы пришли к выводу о целесообразности внедрения нового инструмента в музыкальное обучение. Нами был проведен опрос и среди учащихся музыкальных учебных заведений дополнительного образования по выявлению их отношения к введению в образовательный процесс электронно-клавишного

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

инструмента - синтезатора. Известно, с каким любопытством тянутся подростки к техническим новинкам.

1. Считаете ли вы возможным в музыкальном обучении использовать достижения современных средств информационных вычислительных технологий?

Этот вопрос не вызвал у детей никаких не только затруднений, но и сомнений - 100% учащихся сказали «да».

2. Представляет ли, на ваш взгляд, синтезатор ценность для развития творческого мышления, музыкальной фантазии?

Для 100% наших воспитанников увлечение электронно-клавишными инструментами не вызывает никаких сомнений, ибо наша современность связана с техническим прогрессом. Электронно-клавишные инструменты необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании.

Применение музыкального компьютера (синтезатора) в учебном процессе актуализирует задачу формирования музыкально-эстетического вкуса и способствует поиску новых организационных форм обучения и воспитания учащихся. По-видимому, наибольшее значение имеет осознание учащимися, особенно подростками, с одной стороны, широкое применение синтезатора в культурном пространстве (социальный эффект), а с другой - познать самих себя. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что дети довольно быстро осваивают синтезатор. Это связано с накоплением интегрированных знаний, умений, навыков, с приобретением опыта творческой деятельности и с развитием эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Основой и опорой этих качеств будет высокоразвитый музыкально-эстетический вкус и ценностное отношение к мировой музыкальной сокровищнице.

Анализ взаимосвязи особенности музыкально-теоретического мышления, опора на достижения в области музыкально-компьютерных технологий являются движущей силой, способствующей развитию личности способной не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать произведения музыкального искусства.

В заключение статьи хотелось бы отметить актуальность проблемы формирования ценностной ориентировки учащихся в произведениях музыкального искусства. Укоренение массовой развлекательной культуры, преобразило духовную сферу подрастающего поколения и наложило отпечаток на их музыкально-эстетический вкус. В связи с этим значимость эстетического воспитания, способствующего формированию духовных, гуманистических ценностей учащихся весьма актуальна, ибо человек сможет оценивать произведения искусства, если у него сложились определенные взгляды и убеждения, что непосредственно связано с формированием музыкально-эстетического вкуса.

Библиографический список

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М.: Изд-во УРАО, 1998.

2. Каган М.С. Социальные функции искусства. - Л.: Знание, 1978.

3. Красильников И.М. Музыка в школе № 1. -М., 2000.

4. Кузнецова В.Г. Словарь философских терминов. - М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Лихачев Б.Т. Эстетика восприятия. - М., 1972. - С. 9-10.

6. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике. - М.: Просвещение, 1983.

7. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М.: Прометей, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.