№ 3 (41), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^
ритмического движения может быть восьмая или шестнадцатая. «В стадии изучения рекомендуется мысленно опираться на мелкие длительности, во всяком случае, не крупнее шестнадцатых» [12].
Абсолютно ритмичное исполнение мелодии становится искусственным и отстраненным, даже при точности всех динамических оттенков. Л. А. Баренбойм указывал: «Если в ритме отсутствуют метронарушающие тенденции, которые, собственно говоря, и придают смысл и выразительность механической симметрии метра, исполнение становится безжизненным, скучным и немузыкальным» [13].
Общеизвестны рассуждения Ф. Шопена о ритмической игре. В предисловии к изданию сочинений этого композитора К. Микули подчеркивает: рука, сопровождающая мелодию, играла все время строго и ритмично, а рука, исполняющая кантилену, то как бы колеблясь в нерешительности, то «в порыве страстной речи» вступая ранее, чем нужно, с большей быстротой, - «освобождала правдивость музыкальной выразительности от ритмических оков». Интересно мнение Ф. Листа о том, что равномерно покачивающееся движение чуждо музыке, нужно ускорять или замедлять темп в зависимости от содержания, а также заключение Г. Когана: «Сдерживаемый конфликт двух противоборствующих тяготений, непрестанно ощущаемый подводный спор между ними <.. .> придает ритму жизненность, пружинность, силу воздействия; это одна из форм того внутреннего противоречия, без которого нет ни ритма, ни музыки, ни жизни» [14].
Таким образом, ритм не должен быть механическим, соотнесенным с метрономной заданно-
стью. Он есть, с одной стороны, непринужденное дыхание, биение художественного пульса музыкального времени, сложные связи с содержанием музыки, с другой - уважительное отношение к метроритмической сфере.
Литература
1. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л., 1947. С. 23.
2. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. М., 2007. С. 8.
3. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или Я - детский педагог. СПб., 2002. С. 10.
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2003. С. 27.
5. Пиголицина Ф. В. «.И пробуждается поэзия во мне». М., 1988. С. 28.
6. Карась С. С. Метод формирования пианистического мышления. М., 1990. С. 6.
7. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. СПб., 2004. С. 63.
8. Королева Е. А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., 2001. С. 72.
9. Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. СПб., 1999. С. 40.
10. Карась С. С. Образное мышление в фортепианной игре. М., 1990. С. 8.
11. Карась С. С. Метод формирования пианистического мышления. С. 5.
12. Рабей В. О. Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло. М., 2003. С. 99.
13. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. С. 9.
14. Коган Г. Работа пианиста. М., 2004. С. 64.
o. v. botvina. the role of rhythm in the forming of pupil's emotional responsiveness
The article deals with the question about methods of the initial musical rhythm teaching. Key words: musical pedagogy, rhythm, creative development.
С. М. МАКАРОВА
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ цИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В статье рассматриваются проблемы развития музыкального вкуса и слуха у детей младшего школьного возраста и особенности обучения в системе дополнительного образования по классу синтезатора, определяются оптимальные формы и методы творческой работы.
Ключевые слова: музыкальный слух, цифровые инструменты, методы эстетического воспитания.
В связи с внедрением новых технологий в систему музыкального образования стал актуален вопрос о методах и формах творческой работы с цифровыми инструментами, в частности - о музыкально-эстетическом воспитании учащихся в классе синтезатора.
Клавишный синтезатор исторически связан с развитием его предшественников. Основное отличие от обучения игре на традиционных музыкальных инструментах, по нашему мнению, состоит в том, что при работе с электронными
инструментами вопросы звукоизвлечения, туше, динамических, штриховых оттенков отходят на второй план: необходимо решать проблемы творческого характера. В дополнение к методам работы, которые соответствуют общим требованиям к музыкальному обучению, разнообразие художественных возможностей и функций цифровых инструментов требует индивидуального подхода.
Электронное исполнительство можно разделить на три вида:
98 "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (41), 2011
- живое исполнение;
- использование заготовок, воспроизводимых синтезатором;
- суженное исполнение или переход к фонограмме (последнее нельзя считать полезным даже при условии, что используется самостоятельно сочиненная композиция).
Способность обогатить музыкально-образное мышление ученика с любым уровнем подготовки (или без подготовки) делает обучение игре на синтезаторе перспективным в современном музыкальном образовании. Безграничные художественные возможности, многообразие тембров позволяют наглядно и ярко воплощать задуманные образы, сюжеты фантастических и сказочных произведений. Развиваются слуховые способности музыканта. Они универсальны и в тоже время неповторимы: сочетают общие и индивидуальные свойства [1]; у исполнителя или хорошо развитого учащегося воспринимаемое слухом немедленно перерастает в исполнительское действие [2].
Е. А. Мурзин подчеркивал, что «техника электронной музыки порождает специфические проблемы, поскольку только ее средствам доступны нераскрытые резервы музыкального слуха» [3]. Хотя цифровые инструменты открывают новые звуковые резервы, они не созданы для того, чтобы заменить ансамбль, оркестр или соревноваться с ними.
Отметим, что синтезатор также нуждается в самостоятельном репертуаре, в детских музыкальных произведениях, написанных исключительно для него; их отсутствие - серьезная преграда в преподавании.
В любой музыкальной деятельности слух базируется на комплексе мышление - воображение - память, его развитие связано с формированием музыкального мышления.
Педагог должен развивать творческий потенциал ученика, помочь ему раскрыться эмоционально. Для успешного решения этой задачи можно использовать метод содержательного анализа. Он помогает определить сюжетный или эмоциональный ряд произведения, выбрать тембровое решение, тогда даже маленькая и простая пьеса обретает яркое воплощение. Сравнительный метод (сопоставление разных вариантов электронной аранжировки одного произведения) позволяет ученику убедиться в многообразии решений, преодолеть боязнь экспериментов. По мере того, как в практической работе совершенствуются навыки восприятия музыкального образа, приходит понимание выразительных средств, использованных для его создания. В некоторых случаях возвращение к пройденному помогает накапливать слуховой опыт, развивает память. Данные методы позволяют формировать эстетический вкус детей [4].
В классе синтезатора наиболее продуктивны индивидуальные формы работы, особенно на этапе освоения инструмента. Личностно-ориентиро-ванный подход помогает создать благоприятные условия для развития способностей каждого учащегося, определить курс обучения, конкретные задачи и формы работы.
Цифровые инструменты являются связующим звеном между современными произведениями и классическим наследием, на базе обучения электронному исполнительству можно решать общие задачи дисциплин эстетического цикла: вводить детей в мир музыки, раскрывать богатство подлинного искусства.
Педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами музыкально-эстетического воспитание учащихся в классе синтезатора:
- формирование эстетического вкуса в процессе практической работы. Приобретенный учеником опыт повышает требовательность к качеству музыкального произведения, позволяет адекватно определить его художественную ценность;
- приобщение к музыкальной культуре в целом, принцип открытости всех видов искусства. Связи, параллели, сравнения, соотнесение с историческим контекстом помогают лучше понять и ощутить стиль музыкального произведения;
- «воспитание успехом», участие в концертных, праздничных, массовых мероприятиях. Видимый результат придает учащимся уверенность в своих силах, настраивает на позитивный лад, дает толчок к саморазвитию.
Потенциал цифровых инструментов требует новых методов и форм эстетического воспитания, которые базируются на классическом наследии и при этом адаптированы к новым культурно-информационным условиям. Как известно, эстетическое воспитание учащихся не считается самостоятельной формой и реализуется в процессе какой-либо деятельности. Особую роль играют предметы, в основе которых лежит искусство: творческая работа приобщает к художественным и нравственным ценностям, способствует духовному росту личности, влияет на восприятие окружающей действительности.
Литература
1. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. М.,1998. С. 176.
2. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. М., 2008. С. 181.
3. У истоков электронной музыки. Воспоминания о Е. А. Мурзине. М., 2008. С. 227.
4. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и искусство. Л., 1974. С. 327.
S. m. makarova. music and aesthetic education of schoolchildren in the class of digital instruments
The article deals with the problems of teaching children of primary school age music taste and ear for music and with the peculiarities of teaching in the system of additional education on the subject «Synthezator». Optimal forms and methods of creative work are defined.
Key words: ear for music, digital instruments, methods of aesthetic education.