Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик'

Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2978
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ПОДРОСТКИ / CREATIVITY / CREATIVE POTENTIAL / MUSICAL-AESTHETIC PRACTICE / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О. А.

Специфика развития творческого потенциала подростков заключается в умении реализовать свои творческие личностные качества, устойчивым интересом к выбранной музыкально-творческой деятельности, наличием умений и навыков музыкально-художественного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the creative potential of young people the means of musical and aesthetic practices

Specificity of development of the creative potential of young people is the ability to realize their personal creative qualities, stable interest to the chosen musical creativity, availability and skills of musical and arts creativity.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик»

УДК 374.7

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРАКТИК

О.А.Калимуллина

Калимуллина Ольга Анатольевна В 1993 году с отличием окончила Казанскую государственную Консерваторию, в 1995-там же, ассистентуру- стажировку.

С2005 года преподаватель, старший преподаватель кафедры СКД.

В 2009 успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблеме «Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкальноэстетических практик». Данное исследование вызвало большой отклик у ученых вузов культуры и искусства.

Специфика развития творческого потенциала подростков заключается в умении реализовать свои творческие личностные качества, устойчивым интересом к выбранной музыкально-творческой деятельности, наличием умений и навыков музыкально-художественного творчества.

Ключевые слова: Творчество, творческий потенциал, музыкальноэстетические практики, подростки.

Kalimullina O.A. The development of the creative potential of young people the means of musical and aesthetic

practices

Specificity of development of the creative potential of young people is the ability to realize their personal creative qualities, stable interest to the chosen musical creativity, availability and skills of musical and arts creativity.

Keywords: Creativity, creative potential, musical-aesthetic practice, young people.

Проблема развития творческого потенциала личности подростков неизменно считается одной из самых перспективных в педагогической науке. Ее актуальность еще более возрастает в связи с тем, что в новых социальных условиях произошла переоценка представлений о наиболее желательных социально значимых качествах личности в сторону повышения рейтинга творчества, определяющих всеобщее движение к прогрессу в любой области жизни социума.

Сегодня система дополнительного образования представляет собой автономную, и в тоже время специфическую уникальную образовательную сферу, в основе которой заложена философия, направленная на творческое личностное развитие каждого человека, на удовлетворение его эмоциональных, познавательных, социальных, духовных, эстетических потребностей. В этой системе сложилась новая парадигма - субъект-субъектных отношений всех участников социокультурного процесса. Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей и подростков являются поддержка и развитие детского творчества, саморазвитие личности, создание условий для сотворчества.

Однако, одним из главных противоречий, тормозящих развитие творческого потенциала в области дополнительного образования является предоставление в основном унифицированных программ и методик, не способствующих наиболее полному раскрытию творческой самобытной личности подростка.

Анализ программ детских творческих объединений в аспекте творческого развития показал, что налицо очень слабый методический аспект по выявлению уровней творческого потенциала личности, отсутствие четких методических ориентиров на стимулирование творческого самораскрытия потенциала, отсутствие поиска и реализации научно-обоснованных моделей, позволяющих проектировать целенаправленное развитие творческого потенциала личности подростка, слабая диагностическая база результатов деятельности подростка в условиях музыкально-эстетического творчества.

В связи с новой социокультурной ситуацией остро стоит проблема обновления и конкретизации целей воспитания творческого саморазвития личности. Важным фактором здесь выступает отсутствие достаточно разработанных форм и методов работы с подростковым возрастом, слабая подготовка к таким видам деятельности как дифференциация и

индивидуализация, в том числе и с творчески-талантливыми детьми. Неудовлетворительная материальная база, отсутствие должного финансирования выступают в качестве барьеров для руководителей и их воспитанников. Поэтому, актуальна потребность в разработке новых оригинальных авторских программ и интерактивных форм, привлечение в систему дополнительного образования высокопрофессиональных специалистов, внедрение новых технологий развития.

Мы рассматриваем средством развития творческого потенциала подростков музыкальноэстетические практики. Основой музыкально-эстетических практик является ориентация на личность, ее творческое становление, развитие, самоактуализацию и самореализацию. Данный подход в целом опирается на гуманистический принцип в реализации содержания, форм и методов обучения в музыкально-эстетических практиках, обеспечения свободного и всестороннего развития личности, включение участников в жизнь общества, формирования у них отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Музыкально-эстетические практики представляют исключительную ценность, прежде всего для социализации личности, для развития самодеятельного творчества, активного усвоения социальных ролей и отношений, проявления инициативы, сопричастности подростков ко всему, что является предметом их увлечения и интересов. В процессе реализации музыкальноэстетических практик создается особая, неформализованная, индивидуальная атмосфера доброжелательности и открытости в сотворчестве, обеспечения проявления самостоятельности подростков, их коммуникативности, самоутверждения и защищенности. Позиция руководителя в процессе музыкально-эстетических практик опосредована ролью наставника-друга, поддерживающего и направляющего детскую творческую самодеятельность. Практический опыт использования музыкально-эстетических практик позволяет стимулировать воспитание глубинных основ духовно-творческого саморазвития личности на основе идеи личностноориентированного подхода.

Изучение состояния проблемы развития творческого потенциала личности подростков средствами музыкально-эстетических практик позволило нам увидеть следующие противоречия между:

- значительным социально-педагогическим потенциалом детских музыкальноэстетических практик в развитии творческого потенциала подростков и недостаточным использованием его педагогами художественно-эстетического профиля;

- потребностью учреждений досуговой сферы в разработке теоретически-обоснованной, вариативной научной модели развития творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик и недостаточной разработанностью данной проблемы в системе дополнительного образования;

- необходимостью создания педагогических условий для повышения уровня творческого потенциала подростков в деятельности досуговых учреждений и неразработанностью теоретических и практических положений формирования уникальной личности подростка средствами музыкально-эстетических практик;

- тенденцией к понижению уровня развития и гибкости мотивационной сферы музыкального творчества подростков и творческой потребностью самореализации личности.

В ходе проведенной научной и эксперементальной работы мы выявили, что развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик будет эффективно если:

1. Формировать у подростков потребность в творческом саморазвитии с позиции их ориентации на усвоение опыта музыкально-творческой деятельности посредством организации социокультурной среды, которая создает открытое художественно-эстетическое пространство для творческой самореализации личности

2. Его структурирующим основанием выступает модель, базирующаяся на системном и целостном подходах, отражающая динамику развития подростка, установки и проявления его творчества и состоящая из:

- целевого блока, отражающего основные цели и задачи развития творческого потенциала подростков;

- теоретико-концептуального блока, представленного ценностно-целевым, социально-

ориентированным, рекреационным и художественно-эстетическими компонентами; общепедагогическими и социально-культурными принципами;

- организационно-содержательного блока, включающего в себя: практики слушания, практики игры на инструментах, практики импровизации, игровые практики, практики коллективного ансамблевого музицирования и их характеристики;

- диагностико-результативного блока отражающего: когнитивный, эмоционально-

оценочный, социально-деятельностный критерии; уровни: творческо-преобразующий (высокий), потенциально-творческий (средний), ситуативно-неустойчивый (низкий).

3. Музыкально-эстетические практики обладают педагогическим потенциалом для закладывания основ развития творческой траектории личности подростка, обеспечивают включенность личности в конкретную музыкально-творческую деятельность, формируя у подростка комплекс ценностей, качеств, устойчивых новообразований, определяющих дальнейшее развитие его творческого потенциала.

Работая мы изучили большое количество научно-методической литературы по направлениям.

В ходе нашего исследования было выявлено, что развитие творческого потенциала в музыкальнотворческой деятельности воспитанников подросткового возраста на личностном уровне в условиях дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей, что выделяет данный процесс из большой группы разработанных педагогических теорий:

• Особенность развития творческого потенциала подростков в музыкально-творческой деятельности реализует основную тенденцию социального заказа общества - возрождение духовного потенциала подрастающего поколения, его ценностную составляющую.

• Особенность преподавания в музыкально-творческой деятельности предполагает формирование эмоционально-чувственной сферы, непосредственных живых впечатлений, введения в разнообразную творческую деятельность, использование нестандартных методов, приемов и форм воспитания.

• Особенность развивающейся личности подростка связана с возрастающим интересом к собственной индивидуальности и к окружающим. Для эффективного развития творческого потенциала подростка необходимо пробудить у него живейший интерес к музыкальным занятиям и потребность постоянного контакта с музыкой.

• Для успешного развития творческого потенциала необходимо помочь подростку

сформировать устойчивое отношение к музыкально-творческой деятельности и связанные с этим личностные качества: активность, любознательность, волевые качества, творческой

направленности и реализовать имеющиеся творческие умения и навыки: импровизации, музыкального восприятия, активного слушания, сочинения и т.д.

Творческий потенциал рассматривается нами как интегративное свойство личности, отражающее наличие и динамику творческих проявлений личности, определяющееся потребностью в реализации основных творческих качеств личности, а также готовностью и стремлением к творческой самореализации (авторское определение).

Средством развития творческого потенциала в нашем исследовании выступили музыкальноэстетические практики, которые представляют собой комплексные музыкальные занятия, включающие в себя элементы игры на фортепиано, синтезаторе, гитаре, курае, гармонике, вокал. Таким образом, художественно-творческий процесс направлен на развитие потенциала подростков посредством привлечения его к различным видам музыкальной деятельности: игре на разных музыкальных

инструментах, подбор по слуху, читка нот, пение, сочинение, анализ музыкальных моментов, импровизация.

Основное отличие музыкально-эстетических практик состоит в том, что наибольшую роль здесь играет сам творческий процесс, а лишь потом результат. Музыкальная творческая деятельность становится общедоступна, ее успешность зависит от фантазии, оригинальности, уникальности, способности и опыта. Такая деятельность не обязательно приводит к выдающемуся творческому результату. Участие в музыкально-эстетических практиках - это, прежде всего, творчество подростков для себя и «творчество себя», а качественной характеристикой развития творческого потенциала подростков является его творческая активность. Реализуя возможность раскрытия творческого потенциала подростков в области музыкально-художественного творчества, музыкально-эстетические практики помогают обрести свое место среди сверстников, открыть «собственное лицо», наработать позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. Успех, пережитый и ставший результатом напряжения психических, физических, творческих, музыкальных сил личности подростка,

останется с воспитанником как момент счастья. У ребят снимаются «комплексы неполноценности», неуверенность в себе, «зажатость», излишняя эпатажность, появляется возможность увидеть себя в лучшем свете.

Выявлено, что музыкально-эстетические практики обеспечивают свободу выбора, самодеятельную активность, вариативность, демократический стиль взаимоотношений субъектов педагогического процесса, способствуют развитию социальной адаптации подростков к окружающему миру, к миру людей, к жизни ансамбля, к умению общаться со сверстниками.

Музыкально-эстетические практики рассматриваются как взаимодействие руководителя и участников в процессе музыкально-творческой деятельности, направленной на разрешение объективных (социальных, духовных, материальных, культурных и художественных) задач и субъективных (индивидуально-психологических характеристик, личностных творческих знаний, умений, навыков, возможностей, музыкально-художественного уровня участников), результаты которых позволяют обеспечить развитие творческого потенциала, тем самым, способствуя самореализации личности (авторское определение).

Структура работы с подростками в процессе реализации творческого потенциала в музыкальноэстетических практиках основана на следующих компонентах:

1.Составление индивидуального плана работы с каждым подростком по следующим параметрам:

- творческие интересы;

- личностные возможности;

- творческие потребности;

- уровень художественной культуры;

- уровень музыкального кругозора, музыкальные вкусы;

- эстетическая направленность;

- уровень технических музыкальных умений и навыков.

2. Составление учебной программы коллективной музыкально-творческой деятельности, в процессе которой реализуется:

- умение слушать руководителя и товарищей;

- интеграция личностных исполнительских и коллективных навыков;

- поведенческие культурные образцы, проявляющиеся в процессе обмена духовными, музыкальными и творческими ценностями;

- умение общаться;

- развитие способности понимать чужую творческую деятельность через формирование собственного опыта коллективной деятельности.

3. Поиск способов решения педагогических задач, адекватных особенностям состава ансамбля:

а) подбор репертуара в соответствии с:

- возможностями, техническими навыками воспитанников;

- художественной и эстетической значимостью музыкальных произведений;

- доступностью для исполнения ансамблем;

- педагогической целесообразностью.

б) определение перспективных индивидуальных программ, способствующих развитию воспитанников;

в) владение методикой обработки музыкального материала;

г) работа над сценической культурой воспитанников (пластика, вокал, актерское мастерство).

В процессе исследования также были выявлены следующие особенности музыкально-эстетических практик: способствуют формированию интереса и любви к музыке у подростков; развивают способность осмысления музыкальных явлений; обеспечивают знакомство с основными музыкальными жанрами и направлениями; формируют навыки слушания и анализа музыкальных произведений; вырабатывают навык самостоятельной работы с теоретическим материалом; обучают умению активно слушать музыку, начальным навыкам интонированного и структурного анализа музыкальных произведений; расширяют музыкальный кругозор учащихся; воспитывают художественный вкус; развивают эмоциональную отзывчивость; формируют навык интегрирования музыкальных знаний и умений, полученных при изучении различных дисциплин.

Музыкально-эстетические практики являются особой формой, имеющей динамический характер, предполагающий ситуативное изменение подходов музыкального воспитания и своевременную корректировку методов, приемов и средств музыкально-творческой деятельности под влиянием различных социальных и методических обстоятельств, в процессе которой реализуется потребность подростков в общении с музыкой как духовно и эстетически значимым искусством, стремление творчески реализоваться. Взаимодействие в процессе музыкально-эстетических практик имеет свои особенности: зависит от личностного уровня воспитанников, их личностного потенциала, интересов, умений усваивать музыкальных текст, степени разработанных навыков, уровня общения друг с другом и руководителем. Особенное

значение в процессе музыкально-эстетических практик имеет атмосфера, которая создает обстановку спокойствия, уверенности и комфорта, ощущения определенной доли свободы у подростков, позволяющая реализовать ребятам свой творческий потенциал.

Одной из важной особенностью музыкально-эстетических практик является то, что они предоставляет возможность вырваться из-под регламентированного воспитания, которое осуществляется в определенной мере в музыкальных школах, в этом их отличие от классического музыкального образования, подчас подавляющего стремление подростка к саморазвитию. В условиях музыкально-эстетических практик подросток оказывается в ситуации свободного выбора общения, действий и поступков, форм творческой деятельности, способствующих его творческому саморазвитию. Любые проблемы, возникающие в ходе музыкального развития на пути подростка, разрешаются при поддержке руководителя и сверстников, быстрой коррекции в соответствии с ситуацией, создании теплой и дружеской атмосферы. Подросток попадает в новую среду творческой жизнедеятельности, требующей самостоятельности и принятия собственных решений, что положительно влияет на психологическое состояние подростка. Добровольность, отсутствие жесткой заданности и регламентированной деятельности, возможность реализации музыкальных интересов и предпочтений подростков создают условия для развития творческого потенциала личности.

Таким образом, музыкально-эстетические практики, обеспечивая творческо-развивающую среду, представляют собой самостоятельное и содержательное педагогическое явление, основами которого являются свобода, творческий интерес и выбор подростка.

Музыкально-эстетические практики, кроме классических инструментов (фортепьяно, гитара и т.д.), представляют уникальную возможность обучения игре на синтезаторе. В ходе исследования было выявлено, что игра на синтезаторе имеет важные преимущества: она полезна всем обучающимся игре на фортепиано, так как после утомительной игры бесконечных гамм, упражнений и этюдов, необходимо переключаться на новое свежее звучание. Синтезатор в ансамбле просто необходим как дополнительный тембр и как ритмическая поддержка. Подростки, обучаясь на синтезаторе, приобретают чувство ритма, с интересом познают гармонию, читают цифровки. Изучение классической музыки посредством синтезатора оптимизирует творческий потенциал, заставляют подростков оторваться от шаблонов. Анализируя особенности музыкальноэстетических практик, как педагогического явления, были сделаны следующие выводы:

Во-первых, музыкально-эстетические практики, воплощающие музыкально-творческую деятельность и творческий потенциал личности подростка можно рассматривать как два интегративно связанных понятия. Музыкально-эстетические практики есть эффективное условие проявления и развитие творческого потенциала подростка, так как выступают исходящей точкой для формирования музыкальной творческой активности.

Во-вторых, специфика музыкально-эстетических практик реализует содержание и принципы организации музыкальной деятельности и способствует развитию музыкальной любознательности, направленности на творческую самореализацию и умение творчески реализовывать свой потенциал.

В-третьих, развитие творческого потенциала подростка в процессе музыкальноэстетических практик - это конкретная художественная форма жизнедеятельности и специфический способ освоения мира, связанный с социализацией личности, ее личностной, коммуникативной и музыкальной культурами.

Также нашей задачей являлось выявление социально-культурного потенциала музыкальноэстетических практик. Под социально-культурным потенциалом понимается равновесие между культурными умениями и навыками личности и материальной средой; нравственными нормами, привычками и социальными установлениями; духовными потребностями и культурой личности; степенью ее социальной активности и общения (М.Н. Зеленецкий, Э.В.Соколов). Особенности социальнокультурного потенциала средствами музыкального искусства в развитии личности рассматривались Б. Асафьевым, М.А Ариарским, В. Матонисом, Л.А. Любимовым, Г.В. Шостак и др.

Было выявлено, что социально-культурный потенциал отражает процесс социального взаимодействия подростков в музыкально-эстетических практиках, в процессе которого удовлетворяются музыкально-творческие потребности, интересы и желания участников, формируются поведенческие стандарты. Культура здесь олицетворяет творческую жизнь подростков, рождает чувство единства, идентичность членов ансамбля, принадлежащих к одному творческому сообществу. Культурная основа в музыкально-эстетических практиках служит определенной базой для превращения индивида в личность, его подготовки к жизни в обществе, его социализации.

Социально-культурный потенциал музыкально-эстетических практик выступает и как своеобразный аккумулятор в передачи социального опыта: обеспечивая единство ценностей, норм и убеждений всех

членов ансамбля, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей успешность музыкально-творческой деятельности ансамбля.

В исследовании социально-культурный потенциал рассматривается и в аспекте системы социально-значимых ценностей, норм и правил поведения подростков, их представлений, идей, традиций, общих для них в рамках музыкально-эстетических практик, связанных с определенной, социально приобретенной и служащей социальному регулированию музыкально-творческой деятельностью. Было выявлено, что социально-культурный потенциал музыкально-эстетических практик состоит их трех слоев.

Первый слой - материальный, включает в себя предметно-пространственную среду развития творческого потенциала подростка, которая должна отвечать своему эстетическому назначению, быть комфортна для подростков, отвечать эстетическому вкусу, давать возможность для проявления творческой фантазии, настраивать на музыкальный лад, стимулировать к общению и работе, способствовать хорошему самочувствию.

Второй слой социально-культурного потенциала - социальный слой, который состоит в совокупности норм, правил, человеческих взаимоотношений, организационных форм, которые регулируют поведение и общение участников друг с другом и руководителем. Этот слой играет большую роль в формировании социального климата коллектива, определяет устойчивость творческих позиций, формирует нравственно-психологические установки ансамбля.

Третий слой социально-культурного потенциала музыкально-эстетических практик - духовный слой, состоящий из интеллектуальных, творческих, художественных ценностей, закрепленных в традициях творческого ансамбля. Отношение участников к духовности в музыкально-эстетических практиках должно быть преимущественно творческое, активное, так как связано с усвоением и переработкой духовной музыкальной культуры, требующее воображения и творческого синтеза.

Важно отметить, что социально-культурный потенциал должен обеспечивать создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для развития как творческого, так и духовного потенциала личности. Особенность этого состоит в том, чтобы через музыкально-эстетические практики, через музыкальное творчество как можно более разнообразно и глубоко развивать различные стороны личности воспитанников: интеллект, нравственность, эстетические чувства, творческие качества личности,

стимулировать потребность подростков в активном участии. Музыкально-эстетические практики рассматриваются в исследовании и как своеобразная среда социально-культурной деятельности подростков в индивидуальной форме, и в групповой.

В нашем исследовании был сделан вывод, что социально-культурный потенциал музыкальноэстетических практик в развитии творчества подростков обеспечивает:

- формирование социального опыта личности подростка, его личностных и коллективных поведенческих образцов, культуру поведения и общения, социально-культурные качества личности, реализацию социальной активности;

- развитие мировоззренческого мира подростка, активную жизненную позицию личности, развитие социальных уровней духовного мира личности: рациональных, эмоционально-чувственных и волевых начал, развитие восприятия взаимосвязи изучаемого материала с окружающим миром;

- осуществляет процесс социализации, в ходе которого приобретаются навыки общественного опыта, усваивается комплекс общественных ценностей, повышается уровень социально-культурной развитости, формируется эмоционально-ценностное отношение подростков к собственной творческой деятельности, происходит освоение эффективного взаимодействия в коллективе;

- развивает духовно-нравственные ценности: чувство энтузиазма, воодушевления, любви к Родине, чувства гордости за принадлежность к народу, гуманизм, духовность, патриотизм и коллективизм, уважение к духовным ценностям музыкальной культуры, формирование и развитие чувства любви к своим корням и народным традициям, формирование культуры межнационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности;

- развитие образно-эмоциональной сферы, ценностно-мотивационных установок подростков, возможность личности в неформальной обстановке полностью раскрыться в творчестве, удовлетворение духовно-эстетических интересов и потребностей участников, возможность проявить себя творцом художественных ценностей;

- реализует обогащение жизненного опыта воспитанника, повышение степени его жизнедеятельности, оптимизма и жизнерадостности, формирование оптимистической «Я-концепции» на основе самопознания и самооценки, развитие творческой индивидуальности, коммуникативной культуры, личностной самооценки, ухода от установившихся шаблонов, поиска нестандартных решений поставленных задач.

В ходе исследования нами были выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации развития творческого потенциала подростков средствами музыкальноэстетических практик, которые раскрыты и подробно охарактеризованы в исследовании:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учет возрастных особенностей подростков;

- осуществление мотивации на развитие музыкально-творческого интереса и музыкальнотворческой деятельности;

- создание педагогических ситуаций с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития творческого потенциала;

- высокий уровень творческой и профессиональной культуры педагог;

- использование индивидуальных, дифференцированных музыкальных заданий;

- постановка руководителем интересной и понятной цели занятия;

- реализация основных теоретических подходов педагогической поддержки.

Кроме этого, в ходе исследования были выявлены и социокультурные условия развития творческого потенциала подростков:

- эмоциональная насыщенность занятий в процессе музыкально-эстетических практик;

- создание атмосферы сотворчества, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия подростков между собой и руководителем;

- включение в репертуар ансамбля образцов народной и классической музыки, народного художественного творчества с новым ансамблевым звучанием;

- реализация развития творческого потенциала в свободно выбранном подростком виде музыкально-творческой деятельности, что способствует субъектности подростка;

- наличие гуманистически ориентированной творческой социокультурной среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала подростков;

- возможность самоуправления с элементами включенности семьи, позволяющее реализовать подросткам свои индивидуальные интересы, укрепить и развить социальные позиции и роли, обеспечить включение родителей в процесс воспитания и развития творчества участников музыкально-эстетических практик.

• Анализ рассмотренных подходов в выявлении сущности творческого потенциала позволил нам рассматривать творческий потенциал как интегративное свойство личности, отражающее наличие и динамику творческих проявлений личности, определяющееся потребностью в реализации основных творческих качеств личности, а также готовностью и стремлением к творческой самореализации (авторское определение).

• Нами теоретически обоснован процесс развития творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик, который определяется как целенаправленный, обусловленный современной социокультурной ситуацией процесс, в ходе которого происходит развитие творческих качеств личности; стимулируется потребность подростка в музыкальнохудожественном творчестве; формируется готовность личности к творческой самореализации, определяющимся самим художественно-творческим характером музыкально-эстетических практик, их направленностью на творческое самовыражение и самосозидание личности.

• Музыкально-эстетические практики рассматриваются нами как взаимодействие руководителя и участников ансамбля в процессе музыкально-творческой деятельности, направленной на разрешение объективных (социальных, духовных, материальных, культурных и художественных) задач и субъективных (индивидуально-психологических характеристик, личностных творческих знаний, умений, навыков, возможностей, музыкально-художественного уровня участников), результаты которых позволяют обеспечить развитие творческого потенциала, тем самым, способствуя самореализации личности (авторское определение).

• Для организации эффективного развития творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик были выявлены и экспериментально апробированы педагогические и социокультурные условия развития творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик.

• Определяя перспективы дальнейшего исследования, мы выявили, что наиболее перспективными направлениями разработки данной тематики являются: внедрение новых методов работы с подростками в условиях музыкально-эстетических практик; разработка вариативных музыкальных программ работы с участниками с учетом современных социокультурных условий; реализация современных методических разработок работы с ансамблями и музыкальными коллективами, имеющими поливариативные виды музыкально деятельности и работающих в

разных музыкальных направлениях и с разными музыкальными инструментами; разработка и реализации эффективных условий творческого взаимодействия руководителей и участников музыкально-эстетических практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.