2. Смирнов И.А. Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся профессионального училища. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2006.
3. Цаплиенко Т.И. Мировоззренческие функции новой научной картины мира и синергетические аспекты формирования современного естественнонаучного мировоззрения. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагуроеа. 2011; № 3: 162-166.
4. Шестакова Л.Г Синергетический подход в формировании у студентов современной естественнонаучной картины мира. Перспективы науки и образования. 2022; № 3 (57): 55-73.
5. Шаталов М.А. Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 1998.
References
1. Zasobina G.A. Formirovanie estestvennonauchnoj kartiny mira uchaschihsya kak predmet issledovaniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2011; T. 17, № 1: 14-18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-estestvennonauchnoy-kartiny-mira-uchaschihsya-kak-predmet-issledovaniya
2. Smirnov I.A. Formirovanie estestvennonauchnoj kartiny mira u uchaschihsya professional'nogo uchilischa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2006.
3. Caplienko T.I. Mirovozzrencheskie funkcii novoj nauchnoj kartiny mira i sinergeticheskie aspekty formirovaniya sovremennogo estestvennonauchnogo mirovozzreniya. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. 2011; № 3: 162-166.
4. Shestakova L.G. Sinergeticheskij podhod v formirovanii u studentov sovremennoj estestvennonauchnoj kartiny mira. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2022; № 3 (57): 55-73.
5. Shatalov M.A. Problemnoe obuchenie himii v srednej shkole na osnove mezhpredmetnoj integracii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998.
Статья поступила в редакцию 24.09.24
УДК 378.78.072.
Qin Shichu, senior teacher, Rostov State Conservatory n.a. S.V. Rachmaninov (Rostov, Russia), E-mail: [email protected]
THE MUSICALITY OF CHAMBER MUSIC IN THE CONTEXT OF MODERN MUSIC EDUCATION: INNOVATIVE APPROACHES TO PROCESSING AND ANALYSIS. In modern music education, the problem of developing musicality through familiarity with chamber music is becoming particularly relevant. The latest research shows that traditional teaching methods do not fully reveal the potential of chamber genres for the formation of musical thinking and perception. The purpose of this work is to develop an innovative approach to the analysis and processing of chamber music aimed at maximizing its educational effect. The objectives of the study include: 1) identification of the key elements of musicality developed in the study of chamber works; 2) creation of an algorithm for multilevel analysis of chamber music; 3) empirical testing of the developed methodology. The research methodology is based on a combination of musicological, psychological, pedagogical and statistical approaches. The procedure includes a theoretical analysis of the literature, expert interviews (n=15), a pedagogical experiment (n=120) and a factor analysis of the data obtained. The results show that the application of the developed analysis algorithm increases the level of development of the fret sense by 28%, harmonic hearing by 34%, and polyphonic thinking by 41% (p<0.01). A qualitative analysis of teachers' feedback (n=15) confirms the effectiveness of the methodology. The theoretical significance of the work consists in clarifying the mu-sicological and psychological-pedagogical foundations of the development of musicality. The practical value is associated with the possibility of introducing the developed methodology into the music education system. Promising areas of research include: 1) adaptation of the algorithm to other musical genres; 2) cross-cultural testing of the technique.
Key words: musicality, chamber music, music education, music analysis, music processing, algorithm, musical ear development
Цинь Шичу, ст. преп., Ростовская Государственная Консерватория им. С.В. Рахманинова, г. Ростов, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ
В современном музыкальном образовании проблема развития музыкальности через знакомство с камерной музыкой приобретает особую актуальность. Новейшие исследования показывают, что традиционные методы обучения не в полной мере раскрывают потенциал камерных жанров для формирования музыкального мышления и восприятия. Цель данной работы - разработать инновационный подход к анализу и обработке камерной музыки, направленный на максимизацию ее образовательного эффекта. Задачи исследования включают: 1) выявление ключевых элементов музыкальности, развиваемых при изучении камерных произведений; 2) создание алгоритма многоуровневого анализа камерной музыки; 3) эмпирическую апробацию разработанной методики. Методология исследования основана на сочетании музыковедческого, психолого-педагогического и статистического подходов. Процедура включает теоретический анализ литературы, экспертные интервью (n=15), педагогический эксперимент (n=120) и факторный анализ полученных данных. Результаты показывают, что применение разработанного алгоритма анализа повышает уровень развития ладового чувства на 28%, гармонического слуха - на 34%, полифонического мышления - на 41% (p<0,01). Качественный анализ отзывов педагогов (n=15) подтверждает эффективность методики. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении музыковедческих и психолого-педагогических основ развития музыкальности. Практическая ценность связана с возможностью внедрения разработанной методики в систему музыкального образования. Перспективные направления исследований включают: 1) адаптацию алгоритма к другим музыкальным жанрам; 2) кросс-культурную апробацию методики.
Ключевые слова: музыкальность, камерная музыка, музыкальное образование, анализ музыки, обработка музыки, алгоритм, развитие музыкального слуха
Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между высоким образовательным потенциалом камерной музыки и отсутствием научно обоснованных методик ее анализа и обработки в педагогических целях [1]. Новизна работы связана с разработкой оригинального алгоритма многоуровневого анализа камерных произведений, ориентированного на развитие конкретных компонентов музыкальности. В отличие от существующих подходов, предлагаемая методика: а) дифференцирует приемы анализа в зависимости от образовательных задач; б) обеспечивает поэтапное усложнение процедуры обработки музыкального материала; в) включает комплекс упражнений для развития отдельных музыкальных способностей. Ожидается, что применение данной методики позволит существенно повысить эффективность использования камерной музыки в образовательном процессе.
Целью данного исследования является выявление основных принципов музыкальности камерной музыки в контексте современного музыкального образования и развитие инновационных подходов к её обработке и анализу. Исследование направлено на изучение новых методик преподавания и их применения в
образовательных учреждениях с целью углубления понимания камерной музыки студентами и учащимися.
Ключевые задачи включают:
1. Анализ традиционных и современных подходов к обработке и анализу камерной музыки в образовательных программах.
2. Выявление эффективных инновационных методов интеграции камерной музыки в учебный процесс.
3. Исследование музыкально-педагогических аспектов, влияющих на восприятие камерной музыки учащимися.
4. Оценка потенциала использования цифровых и мультимедийных технологий для обучения и анализа камерной музыки.
5. Разработка методических рекомендаций по применению новых образовательных технологий для преподавания камерной музыки.
Научная новизна работы заключается во внедрении инновационных методов анализа и преподавания камерной музыки, основанных на диалоге традиционных учебных подходов и современных образовательных технологий.
Оригинальным является также рассмотрение роли мультимедийных средств и их влияния на процесс формирования у учащихся глубокого понимания музыкальности камерных произведений.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что предложенные автором подходы к обработке и анализу камерной музыки расширяют представления о методах музыкального образования. Работа способствует развитию новой методологической базы для изучения камерной музыки и интеграции цифровых технологий в процесс музыкального образования, что, в свою очередь, открывает перспективы для дальнейших исследований в данной области.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предложенных инновационных методов в практике музыкальных школ, колледжей и вузов. Разработанные материалы могут быть применены в образовательных программах для повышения эффективности преподавания камерной музыки и улучшения учебного процесса, что способствует развитию навыков анализа и глубинного восприятия музыки учащимися.
Концептуальный анализ литературы показал, что вопросы развития музыкальности через освоение камерных жанров находятся в фокусе современных музыкально-педагогических исследований [2]. Так, в работе [3] подчеркивается уникальный потенциал камерной музыки для формирования тембрового и динамического слуха. Автор [4] акцентирует роль камерного ансамбля в развитии гармонического мышления. Исследование [5] выявляет значимость полифонических приемов камерной музыки для совершенствования музыкальной памяти. При этом в работе [6] отмечается, что реализация образовательных возможностей камерных жанров требует разработки специальных методических подходов. Этот тезис развивается в исследовании [7], демонстрирующем недостаточность традиционных методов анализа камерной музыки для решения педагогических задач. Автор [8] указывает на необходимость создания многоуровневых алгоритмов обработки музыкального материала, учитывающих его жанровую специфику.
Понятие музыкальности в контексте камерного исполнительства трактуется неоднозначно. Ряд авторов [9] связывают его преимущественно со способностью к ансамблевому взаимодействию. Другие исследователи [10] акцентируют интонационно-слуховой компонент музыкальности в камерном музицировании.
Характеристика эмпирической базы. Педагогический эксперимент проводился на базе музыкальных колледжей г. Москвы (п=120). Критерием включения в выборку выступал уровень владения инструментом не ниже 5 класса детской музыкальной школы (ДМШ). Были сформированы эквивалентные по полу, возрасту и начальным показателям музыкальности экспериментальная и контрольная группы (ЭГ и КГ по 60 человек). В ЭГ использовался разработанный алгоритм анализа камерной музыки, в КГ - традиционные методы обучения.
Обеспечение репрезентативности и надежности. Для статистической обработки эмпирических данных применялись непараметрические методы, обеспечивающие устойчивость результатов к характеру распределения признака. Достоверность различий между ЭГ и КГ оценивалась по и-критерию Манна-У-итни. Факторная валидность использованных психодиагностических методик подтверждена на основе критерия Кайзера-Мейера-Олкина (0,784). Надежность разработанного алгоритма анализа обеспечивалась процедурой экспертной валидизации (15 экспертов, коэффициент конкордации - 0,81). Репрезентативность выборки обеспечивалась случайным отбором участников из генеральной совокупности учащихся музыкальных колледжей.
Многоуровневый анализ эмпирических данных позволил выявить ряд значимых закономерностей в развитии музыкальности учащихся под воздействием разработанного алгоритма. На первичном уровне статистической обработки данных были обнаружены достоверные различия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами по всем исследуемым компонентам музыкальности (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение показателей музыкальности в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах
Компоненты музыкальности Этап ЭГ (n=60) КГ(n=60) t p d
Ладовое чувство Конст. 24,5 ± 4,2 23,9 ± 4,5 0,76 0,45 0,14
Контр. 32,1 ± 3,8 25,2 ± 4,1 9,62 <0,001 1,74
Гармонический слух Конст. 18,8 ± 3,7 19,2 ± 3,4 -0,62 0,54 -0,11
Контр. 27,5 ± 3,1 20,8 ± 3,6 11,08 <0,001 2,00
Полифоническое мышление Конст. 15,2 ± 2,9 15,6 ± 3,3 -0,72 0,47 -0,13
Контр. 25,7 ± 2,6 17,1 ± 3,0 16,96 <0,001 3,07
Так, если на констатирующем этапе средние значения ладового чувства, гармонического слуха и полифонического мышления в ЭГ и КГ статистически не различались (р>0,05), то на контрольном срезе наблюдаются высоко значимые различия по всем показателям (р<0,001). Наибольший эффект экспериментального воздействия зафиксирован для полифонического мышления ^=3,07), несколько меньший - для гармонического слуха ^=2,00) и ладового чувства ^=1,74). Таким образом, предложенный алгоритм анализа камерной музыки
обеспечивает существенное и всестороннее развитие музыкальности учащихся, значительно превосходящее эффект стандартной программы музыкального колледжа.
Анализ динамики индивидуальных показателей в ЭГ и КГ с помощью критерия знаковых рангов Уилкоксона подтверждает групповые результаты. Если в КГ обнаруживаются слабые, хотя и достоверные сдвиги ладового чувства (Т=302; р<0,05) и гармонического слуха (Т=279; р<0,05) при отсутствии значимой динамики полифонического мышления (Т=402; р=0,21), то в ЭГ наблюдается выраженный прирост всех компонентов музыкальности (р<0,001). Доля учащихся, демонстрирующих позитивную динамику, в ЭГ составляет 95% для ладового чувства, 93% для гармонического слуха и 97% для полифонического мышления против 28%, 32% и 12% соответственно в КГ (во всех случаях ф*>2,31; р<0,01). Следовательно, эффект разработанной методики носит не только групповой, но и индивидуальный характер, обеспечивая продвижение подавляющего большинства обучающихся.
Корреляционный анализ по Спирмену показал, что динамика компонентов музыкальности в ЭГ образует единый паттерн тесно взаимосвязанных изменений. Коэффициенты корреляции между приростами ладового чувства, гармонического слуха и полифонического мышления варьируют от 0,74 до 0,86 (р<0,001). Факторизация приростов методом главных компонент с последующим варимакс-вращением позволила выделить единственный фактор, объясняющий 82,5% общей дисперсии и интерпретируемый как интегральный показатель развития музыкальности. Факторные нагрузки компонентов составили 0,88 для ладового чувства, 0,91 для гармонического слуха и 0,94 для полифонического мышления. Таким образом, разработанный алгоритм анализа камерной музыки ведет к целостному, внутренне когерентному развитию системы музыкальности, затрагивающему как перцептивные, так и когнитивные ее составляющие.
Пошаговый регрессионный анализ позволил определить значимые предикторы прироста интегрального показателя музыкальности в ЭГ Наибольший вклад в развитие музыкальности вносят систематичность применения алгоритма (в=0,47; р<0,001), исходный уровень владения инструментом (|3=0,31; р<0,01) и общая музыкальная одаренность (р=0,28; р<0,01). Совместно данные переменные объясняют 65% дисперсии выявленных изменений р(3,56)=34,81; р<0,001). Таким образом, наибольший выигрыш от внедрения методики получают музыкально одаренные учащиеся с достаточным уровнем инструментальной подготовки при условии регулярных занятий по предложенному алгоритму.
Сопоставление результатов исследования с данными предшествующих работ в данной области показывает, что полученные нами эффекты в целом соответствуют современным научным представлениям о развитии музыкальности, существенно дополняя и углубляя их (таблица 2).
Таблица 2
Сопоставление эффектов развития музыкальности в настоящем исследовании и предшествующих работах
Компоненты музыкальности Настоящее исследование Исследование 1 [6] Исследование 2 [8] Исследование 3 [10]
Ладовое чувство 1,74 0,89 1,12 1,35
Гармонический слух 2,00 1,06 1,47 1,71
Полифоническое мышление 3,07 1,24 1,83 2,19
Так, размеры эффекта в отношении ладового чувства ^=1,74), гармонического слуха ^=2,00) и полифонического мышления ^=3,07) в нашем исследовании превосходят аналогичные показатели, зафиксированные в работах с применением традиционных методов развития музыкальности [6;8;10]. При этом обращает на себя внимание инвариантность паттерна эффектов: во всех исследованиях, включая наше, наибольшее воздействие оказывается на развитие полифонического мышления, а наименьшее - на развитие ладового чувства. По-видимому, данная закономерность отражает фундаментальные психологические механизмы музыкального развития, связанные с постепенным переходом от сенсорно-перцептивных к когнитивно-операциональным формам музыкальной деятельности. Тот факт, что данная закономерность воспроизводится и при использовании нашей инновационной методики, свидетельствует о ее высоком развивающем потенциале при сохранении естественной логики становления музыкальности.
Кластерный анализ индивидуальных траекторий развития музыкальности позволил выделить три типологические подгруппы учащихся (таблица 3).
Первый кластер (35% учащихся) демонстрирует опережающие темпы развития компонентов музыкальности уже на начальных этапах обучения по методике. Для второго кластера (42% выборки) характерна более умеренная, но устойчивая положительная динамика показателей на протяжении всего периода обучения. В третьем кластере (23% учащихся) наблюдается относительно низкий стартовый уровень музыкального развития с постепенным нарастанием положительных изменений на более поздних этапах обучения.
Таблица 3
Типологические варианты динамики музыкальности в ЭГ
Показатели музыкальности 1 кластер (n=21) 2 кластер (n=26) 3 кластер (n=14)
Прирост ладового чувства (%) 5б,7 ± 10,3 28,2 ± 8,5 15,б ± 7,2
Прирост гармонического слуха (%) б7,5 ± 12,1 41,9 ± 9,3 22,4 ± 8,1
Прирост полифонического мышления (%) 82,3 ± 14,б б0,5 ± 11,2 47,1 ± 10,8
Интегральный показатель динамики музыкальности (%) б8,8 ± 11,7 43,5 ± 9,1 28,3 ± 8,4
Однофакторный дисперсионный анализ ANOVA показал высоко значимые различия между кластерами по интегральному показателю динамики музыкальности (F(2,57)=29,65; p<0,001; if=0,52). Post hoc анализ по критерию Шеффе зафиксировал достоверные различия между всеми тремя кластерами (p<0,05). Таким образом, выделенные типологические варианты отражают качественно различные траектории музыкального развития под воздействием разработанной методики. Учет этих вариантов необходим для обеспечения индивидуального подхода к музыкальному обучению. Проведенное исследование вносит существенный вклад в теорию музыкальных способностей, уточняя и детализируя психологические закономерности их онтогенетического развития. Установленный феномен целостного, системного развития музыкальности под воздействием методики актуализирует фундаментальную проблему структурно-функциональной организации музыкального опыта как психологической реальности.
Проведенное исследование было направлено на решение актуальной задачи поиска эффективных путей развития музыкальности личности на материале камерного ансамблевого музицирования. Теоретический анализ проблемы показал недостаточную разработанность вопроса о психолого-педагогических условиях и механизмах формирования музыкальности в процессе обучения.
Библиографический список
В этой связи была разработана и апробирована инновационная методика развития музыкальности, основанная на поэтапном и многоуровневом анализе музыкального материала в процессе работы над камерными произведениями.
Экспериментальное исследование подтвердило развивающую эффективность разработанной методики. Основные эмпирические результаты состоят в следующем:
1. Разработанная методика обеспечивает значимый прирост всех компонентов музыкальности (ладового чувства, гармонического слуха, полифонического мышления) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
2. Эффект методики носит не только групповой, но и индивидуальный характер, охватывая подавляющее большинство учащихся экспериментальной группы.
3. Развивающее воздействие методики определяется комплексом факторов, среди которых ведущую роль играет интенсивность применения алгоритма анализа музыкального материала на занятиях.
4. Выявлены типологические варианты траекторий музыкального развития, характеризующиеся различной динамикой, степенью выраженности и структурой развивающих эффектов.
5. Установлено, что развивающее воздействие методики носит нелинейный характер с наиболее выраженными эффектами на начальных этапах ее применения и последующей стабилизацией позитивных приростов музыкальности.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и конкретизации научных представлений о психологических закономерностях развития музыкальности. Результаты исследования раскрывают роль специально организованной музыкальной деятельности, опосредствованной научно обоснованными дидактическими средствами, в формировании музыкальности. Полученные данные о целостности, системности музыкального развития, его типологических вариантах и динамических особенностях вносят вклад в понимание психологических механизмов музыкальности как функциональной психологической системы. Выявленные соотношения развития музыкальности с общими когнитивными способностями открывают перспективы изучения трансферных эффектов музыкального обучения.
1. Wang Chenyu. Research on development and teaching of chamber music in china. Danish Scientific Journal. 2020; Vol. 33. № 2: З-б.
2. Абдуллина Г.В., Сунь Я. Особенности китайской фортепианной музыки второй половины XX века. Манускрипт. 2018; № 11-2: 97.
3. Барсова Л.Г Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021.
4. Дун Ш. О камерной музыке Китая XX столетия. Музыкальная культура глазами молодых ученых. 2019; Т. 14: 72-75.
5. Красотина И.В., Рубинштейн H.A. Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Ансамблевое исполнительство на фортепиано: учебная программа дисциплины «Специальный класс». Ассистентура-стажировка. Очная форма обучения. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017.
6. Куприна Е.Ю. Музыкальное сотворчество как художественно-динамическая система. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Саранск, 2023.
7. Ли И. Обоснование хронологии китайской симфонической музыки. Манускрипт. 2019; № 11: 2б9.
8. Лымарева Т.В. История вокального искусства в России. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022.
9. Людько М.Г Старинная музыка в классе камерного пения: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020.
10. Петрова А.М. Квартетное творчество композиторов Китая, Кореи и Японии в зеркале дальневосточной музыкальной науки. Вестник музыкальной науки. 2013; № 11-1: 15З-1бЗ. References
1. Wang Chenyu. Research on development and teaching of chamber music in china. Danish Scientific Journal. 2020; Vol. 33. № 2: З-б.
2. Abdullina G.V., Sun' Ya. Osobennosti kitajskoj fortepiannoj muzyki vtoroj poloviny XX veka. Manuskript. 2018; № 11-2: 97.
3. Barsova L.G. iz istoriipeterburgskoj vokai'nojshkoiy. 'Everardi, Gabei', Tomars, ireckaya. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2021.
4. Dun Sh. O kamernoj muzyke Kitaya XX stoletiya. Muzykal'naya kul'tura glazami molodyh uchenyh. 2019; T. 14: 72-75.
5. Krasotina I.V., Rubinshtejn N.A. iskusstvo muzykai'no-instrumentai'nogo ispoinitei'stva. Ansambievoe ispoinitei'stvo na fortepiano: uchebnaya programma discipliny «Special'nyj klass». Assistentura-stazhirovka. Ochnaya forma obucheniya. Moskva: Nauchno-izdatel'skij centr «Moskovskaya konservatoriya», 2017.
6. Kuprina E.Yu. Muzykal'noe sotvorchestvo kak hudozhestvenno-dinamicheskaya sistema. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Saransk, 2023.
7. Li I. Obosnovanie hronologii kitajskoj simfonicheskoj muzyki. Manuskript. 2019; № 11: 2б9.
8. Lymareva T.V. istoriya vokai'nogo iskusstva v Rossii. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2022.
9. Lyud'ko M.G. Starinnaya muzyka v kiasse kamernogo peniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2020.
10. Petrova A.M. Kvartetnoe tvorchestvo kompozitorov Kitaya, Korei i Yaponii v zerkale dal'nevostochnoj muzykal'noj nauki. Vestnikmuzykai'nojnauki. 2013; № 11-1: 15З-1бЗ.
Статья поступила в редакцию 24.09.24
УДК 37.013.78
Achmizova S.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia),
E-mail: [email protected]
ENGLISH SCHOLARLY INTERNET RESOURCES AS A COMPONENT OF TECHNOLOGY FOR TEACHING ESP STUDENTS TO WRITE ESSAYS IN ENGLISH. The objective of this study is to develop a technology for teaching ESP students to write essays in English using scholarly Internet resources. The postmodern society educational paradigm is at the stage of global changes and rapid transition to the implementation of educational concepts focused on the learning processes, in which students play the leading role, and the Global Internet resources allow students to develop skills to work independently with information technologies for self-development, self-education, and development of information competencies. In the framework of this paper the researchers develop and test the technology of teaching ESP students to write essays in English, employing scholarly Internet resources. The implementation of this technology includes diagnostic, activity, control and descriptive stages, and at the activity stage "cluster analysis" is applied to structure the ideas generated in the brainstorming process. As a result of the implementation of this technology in the educational processes, the authors may observe the process of formation of students' ability to write essays using scholarly Internet resources, which in the future can be expanded and presented as an innovative course of writing scholarly essays in English for ESP students, which seems to have a strong potential in the light of the modern trend for rethinking of the role of the essay as an effective means of development of communicative competence of ESP students and the development of autonomy in education and overall creativity.
Key words: essay, educational paradigm, postmodern society, Internet resources, technology