Таблица 3
Типологические варианты динамики музыкальности в ЭГ
Показатели музыкальности 1 кластер (n=21) 2 кластер (n=26) 3 кластер (n=14)
Прирост ладового чувства (%) 5б,7 ± 10,3 28,2 ± 8,5 15,б ± 7,2
Прирост гармонического слуха (%) б7,5 ± 12,1 41,9 ± 9,3 22,4 ± 8,1
Прирост полифонического мышления (%) 82,3 ± 14,б б0,5 ± 11,2 47,1 ± 10,8
Интегральный показатель динамики музыкальности (%) б8,8 ± 11,7 43,5 ± 9,1 28,3 ± 8,4
Однофакторный дисперсионный анализ ANOVA показал высоко значимые различия между кластерами по интегральному показателю динамики музыкальности (F(2,57)=29,65; p<0,001; if=0,52). Post hoc анализ по критерию Шеффе зафиксировал достоверные различия между всеми тремя кластерами (p<0,05). Таким образом, выделенные типологические варианты отражают качественно различные траектории музыкального развития под воздействием разработанной методики. Учет этих вариантов необходим для обеспечения индивидуального подхода к музыкальному обучению. Проведенное исследование вносит существенный вклад в теорию музыкальных способностей, уточняя и детализируя психологические закономерности их онтогенетического развития. Установленный феномен целостного, системного развития музыкальности под воздействием методики актуализирует фундаментальную проблему структурно-функциональной организации музыкального опыта как психологической реальности.
Проведенное исследование было направлено на решение актуальной задачи поиска эффективных путей развития музыкальности личности на материале камерного ансамблевого музицирования. Теоретический анализ проблемы показал недостаточную разработанность вопроса о психолого-педагогических условиях и механизмах формирования музыкальности в процессе обучения.
Библиографический список
В этой связи была разработана и апробирована инновационная методика развития музыкальности, основанная на поэтапном и многоуровневом анализе музыкального материала в процессе работы над камерными произведениями.
Экспериментальное исследование подтвердило развивающую эффективность разработанной методики. Основные эмпирические результаты состоят в следующем:
1. Разработанная методика обеспечивает значимый прирост всех компонентов музыкальности (ладового чувства, гармонического слуха, полифонического мышления) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
2. Эффект методики носит не только групповой, но и индивидуальный характер, охватывая подавляющее большинство учащихся экспериментальной группы.
3. Развивающее воздействие методики определяется комплексом факторов, среди которых ведущую роль играет интенсивность применения алгоритма анализа музыкального материала на занятиях.
4. Выявлены типологические варианты траекторий музыкального развития, характеризующиеся различной динамикой, степенью выраженности и структурой развивающих эффектов.
5. Установлено, что развивающее воздействие методики носит нелинейный характер с наиболее выраженными эффектами на начальных этапах ее применения и последующей стабилизацией позитивных приростов музыкальности.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и конкретизации научных представлений о психологических закономерностях развития музыкальности. Результаты исследования раскрывают роль специально организованной музыкальной деятельности, опосредствованной научно обоснованными дидактическими средствами, в формировании музыкальности. Полученные данные о целостности, системности музыкального развития, его типологических вариантах и динамических особенностях вносят вклад в понимание психологических механизмов музыкальности как функциональной психологической системы. Выявленные соотношения развития музыкальности с общими когнитивными способностями открывают перспективы изучения трансферных эффектов музыкального обучения.
1. Wang Chenyu. Research on development and teaching of chamber music in china. Danish Scientific Journal. 2020; Vol. 33. № 2: З-б.
2. Абдуллина Г.В., Сунь Я. Особенности китайской фортепианной музыки второй половины XX века. Манускрипт. 2018; № 11-2: 97.
3. Барсова Л.Г Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021.
4. Дун Ш. О камерной музыке Китая XX столетия. Музыкальная культура глазами молодых ученых. 2019; Т. 14: 72-75.
5. Красотина И.В., Рубинштейн H.A. Искусство музыкально-инструментального исполнительства. Ансамблевое исполнительство на фортепиано: учебная программа дисциплины «Специальный класс». Ассистентура-стажировка. Очная форма обучения. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017.
6. Куприна Е.Ю. Музыкальное сотворчество как художественно-динамическая система. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Саранск, 2023.
7. Ли И. Обоснование хронологии китайской симфонической музыки. Манускрипт. 2019; № 11: 2б9.
8. Лымарева Т.В. История вокального искусства в России. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022.
9. Людько М.Г Старинная музыка в классе камерного пения: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020.
10. Петрова А.М. Квартетное творчество композиторов Китая, Кореи и Японии в зеркале дальневосточной музыкальной науки. Вестник музыкальной науки. 2013; № 11-1: 15З-1бЗ. References
1. Wang Chenyu. Research on development and teaching of chamber music in china. Danish Scientific Journal. 2020; Vol. 33. № 2: З-б.
2. Abdullina G.V., Sun' Ya. Osobennosti kitajskoj fortepiannoj muzyki vtoroj poloviny XX veka. Manuskript. 2018; № 11-2: 97.
3. Barsova L.G. iz istoriipeterburgskoj vokai'nojshkoiy. 'Everardi, Gabei', Tomars, ireckaya. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2021.
4. Dun Sh. O kamernoj muzyke Kitaya XX stoletiya. Muzykal'naya kul'tura glazami molodyh uchenyh. 2019; T. 14: 72-75.
5. Krasotina I.V., Rubinshtejn N.A. iskusstvo muzykai'no-instrumentai'nogo ispoinitei'stva. Ansambievoe ispoinitei'stvo na fortepiano: uchebnaya programma discipliny «Special'nyj klass». Assistentura-stazhirovka. Ochnaya forma obucheniya. Moskva: Nauchno-izdatel'skij centr «Moskovskaya konservatoriya», 2017.
6. Kuprina E.Yu. Muzykal'noe sotvorchestvo kak hudozhestvenno-dinamicheskaya sistema. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Saransk, 2023.
7. Li I. Obosnovanie hronologii kitajskoj simfonicheskoj muzyki. Manuskript. 2019; № 11: 2б9.
8. Lymareva T.V. istoriya vokai'nogo iskusstva v Rossii. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2022.
9. Lyud'ko M.G. Starinnaya muzyka v kiasse kamernogo peniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2020.
10. Petrova A.M. Kvartetnoe tvorchestvo kompozitorov Kitaya, Korei i Yaponii v zerkale dal'nevostochnoj muzykal'noj nauki. Vestnikmuzykai'nojnauki. 2013; № 11-1: 15З-1бЗ.
Статья поступила в редакцию 24.09.24
УДК 37.013.78
Achmizova S.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia),
E-mail: [email protected]
ENGLISH SCHOLARLY INTERNET RESOURCES AS A COMPONENT OF TECHNOLOGY FOR TEACHING ESP STUDENTS TO WRITE ESSAYS IN ENGLISH. The objective of this study is to develop a technology for teaching ESP students to write essays in English using scholarly Internet resources. The postmodern society educational paradigm is at the stage of global changes and rapid transition to the implementation of educational concepts focused on the learning processes, in which students play the leading role, and the Global Internet resources allow students to develop skills to work independently with information technologies for self-development, self-education, and development of information competencies. In the framework of this paper the researchers develop and test the technology of teaching ESP students to write essays in English, employing scholarly Internet resources. The implementation of this technology includes diagnostic, activity, control and descriptive stages, and at the activity stage "cluster analysis" is applied to structure the ideas generated in the brainstorming process. As a result of the implementation of this technology in the educational processes, the authors may observe the process of formation of students' ability to write essays using scholarly Internet resources, which in the future can be expanded and presented as an innovative course of writing scholarly essays in English for ESP students, which seems to have a strong potential in the light of the modern trend for rethinking of the role of the essay as an effective means of development of communicative competence of ESP students and the development of autonomy in education and overall creativity.
Key words: essay, educational paradigm, postmodern society, Internet resources, technology
С.Я. Ачмизова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, E-mail: [email protected]
АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ НАПИСАНИЮ ЭССЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Целью данного исследования является разработка технологии обучения студентов-лингвистов написанию эссе на английском языке с использованием интернет-ресурсов. Современная образовательная парадигма постмодернистского общества находится на этапе глобальных изменений и стремительного перехода к внедрению образовательных концепций, ориентированных на процесс обучения, в котором главенствующую роль играют студенты, что представляется возможным во многом благодаря характеристикам Глобальной сети Интернет, позволяющей обучающимся развивать навыки самостоятельной работы с информационными технологиями с целью саморазвития, самообразования, а также выполнения заданий, ориентированных на реализацию комплекса разноплановых умений и компетенций, в том числе общеучебных, и одновременно умений в области ИКТ. В рамках данного исследования была разработана и апробирована технология обучения студентов-лингвистов написанию эссе на английском языке с использованием научных интернет-ресурсов. В рамках реализации данной технологии представлены диагностический, деятельностный, контрольный и описательный этапы, причём на деятельностном этапе был применен кластерный анализ для структурирования идей, сгенерированных в процессе «мозгового штурма». В результате реализации данной технологии в рамках образовательного процесса был организован процесс формирования у обучающихся умения написания эссе с использованием научных интернет-ресурсов, который в дальнейшем может быть расширен и представлен в виде инновационного курса написания научных эссе на английском языке для студентов-лингвистов, что представляется особо актуальным и перспективным в свете переосмысления роли эссе как эффективного средства формирования коммуникативных компетенций учащихся, развития самостоятельности и творческого научного мышления, ориентированного на инновационные тенденции и всеобъемлющее внедрение современных технологий во всё сферы жизнедеятельности.
Ключевые слова: эссе, образовательная парадигма, постмодернистское общество, интернет-ресурсы, технология
Актуальность темы данного исследования, посвященного разработке технологии обучения студентов-лингвистов написанию эссе на английском языке, определяется сменой приоритетов в рамках современной образовательной парадигмы с постановкой акцентов на самостоятельные, эвристические виды образовательной деятельности обучающихся; глобальной ролью английского языка как lingua franca - языка мирового общения, с помощью которого передается и принимается информация практически двумя миллиардами членами мирового сообщества [1].
Целью данного исследования является разработка технологии обучения студентов-лингвистов написанию эссе на английском языке с использованием интернет-ресурсов.
Задачи исследования представлены комплексно и предполагают следующее:
- провести анализ роли Глобальной сети Интернет в современном мире;
- описать новое осмысление «эссе» как формы, вида и метода обучения в рамках сегодняшней образовательной парадигмы;
- разработать технологию обучения студентов-лингвистов написанию эссе с использованием интернет-источников.
Гипотеза исследования: использование интернет-ресурсов будет способствовать развитию у обучающихся умений написания эссе, критического мышления при работе с информационными источниками и формированию коммуникативных компетенций (лингвистической, информационной, социокультурной).
В ходе исследования активно применялись следующие методы: изучение специальной (философской, технической, литературоведческой, педагогической, методической) литературы по тематике исследования; анализ специфики обучения написанию эссе в современном его прочтении; разработка и реализация технологии обучения написанию эссе на практике, анализ педагогического опыта работы по данной технологии.
Научная новизна исследования заключается в разработке технологии обучения написанию эссе на английском языке с использованием информации Глобальной сети Интернет, что предполагает разноплановое развитие личности, информационных умений работы с ИКТ параллельно с формированием умений иноязычной коммуникативной компетенции.
Теоретическая значимость состоит в разработке образовательной технологии, ее структуры и определении этапов работы по обучению написанию эссе.
Практическая значимость заключается в анализе успешного опыта реализации данной технологии в современном образовательном процессе в рамках обучения студентов-лингвистов.
Современной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, причем актуальные образовательные цели подчеркивают значимость активности познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся в рамках учебной деятельности, что обусловлено смещением образовательной парадигмы с традиционной передачи знаний от преподавателя студентам на формирование у обучающихся умений самостоятельного пополнения собственных знаний в процессе информационной деятельности на базе имеющихся разноплановых источников, в том числе интернет-ресурсов, творческого осмысления и переработки информации в соответствии с заявленной целью.
Уникальность эссе как продуктивного приема формирования коммуникативной компетенции обучающихся обусловлена тем, что с его помощью осуществляется развитие грамматической, лексической, дискурсивной, прагматической, социокультурной, компенсаторной, мировоззренческой и т. п. компетенций [2]. Обучение написанию эссе предполагает работу по усвоению лексико-грамма-тических средств, достижению грамотности англоязычной письменной речи, формированию умений логического мышления, развитие общего кругозора,
реализацию разноплановых учебных действий, что соответствуют требованиям ФГОС.
В рамках данного исследования была разработана технология обучения написанию эссе с использованием интернет-ресурсов как варианта «оптимального построения и реализации учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей» [3]. «Толковый словарь иноязычных слов» дает определение эссе как «очерка, трактующего какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме» [4], а «Большой энциклопедический словарь» определяет «эссе (как) это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» [5].
Пересмотр ценностей и акцентов в сфере образования в рамках современной образовательной парадигмы определяет особую широту применения и новое прочтение жанра эссе в рамках системы образования, в которой основной целью обучения и воспитания является «целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа студентов» [6]. «Умение писать эссе разных типов составляет важную часть программы обучения академическому английскому языку» [7].
Структура технологии обучения написанию эссе с использованием интернет-ресурсов представлена следующими этапами:
1. Диагностический этап, предполагающий предварительную диагностику уровня развития умений самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе с интернет-источниками; умений письменной речи на английском языке; уровня фоновых знаний и развития информационной компетенции; умений работы с интернет-источниками; понимания специфики работы в Сети Интернет как киберпространстве. Перед началом работы по обучению написанию эссе с использованием интернет-источников необходимо определить, насколько учащиеся готовы к «выходу в киберпространство». Методически обоснованное использование интернет-ресурсов в образовательном процессе имеет значительное положительное влияние как на сам процесс обучения, обеспечивая развитие умений самостоятельной работы с информацией, так и на формирование современной информационно развитой личности обучающихся как активных субъектов глобального мирового сообщества в целом.
2. Деятельностный этап, предполагающий организацию деятельности обучающихся по написанию эссе, представлен следующей структурой:
1) Определение темы эссе. Наличие конкретной темы является одним из признаков эссе как формы литературного произведения. В качестве темы для написания эссе с использованием научных интернет-ресурсов можно предложить вариант On the Internet, который может быть сужен в соответствии с индивидуальными пожеланиями обучающихся. В Глобальной сети Интернет представлено множество источников научной информации, и в качестве рекомендованных интернет-ресурсов могут быть предложены следующие: Researchgate.com, Academia. edu, Digital Commons Network Network.bep ress.com, Google Scholar, Semantic Scholar. Обучающимся предлагается самостоятельно подобрать и ознакомиться с содержанием пяти статей в соответствии с заданной тематикой и выписать основные моменты, которые непосредственно связаны с темой будущего эссе.
Для определения конкретной темы эссе и базовых идей для тезисов и аргументации целесообразным представляется использование кластерного анализа как набора методов для группировки идей, сгенерированных в процессе «мозгового штурма» по определённым критериям в так называемые «кластеры», что поможет выявить сходства и различия, иерархию идей, а также упростить анализ и визуализацию наиболее значимых аспектов. Вначале учащимся предлагается записать на листе формата A4 разнообразные идеи, ассоциации, убеждения, которые они желают отразить в эссе на заданную тему, причём каждую идею нужно записывать в отдельном круге. Далее круги с аспектами соединяются по прин-
ципу схожести, и на основании полученного ограниченного набора обобщенных идей формулируются основные тезисы, которые будут отражены в эссе. Далее разрабатываются обосновывающие их аргументы.
2) Формирование структуры эссе. Для эссе характерной является чёткая структура, в которую включается следующие элементы:
- вступление, отражающее авторскую позицию относительно тематики эссе, где автор представляет свои идеи, которые будут рассматриваться далее, объясняет причины рассмотрения конкретного вопроса, собственное видение проблематики;
- основная часть, где демонстрируются принципы отбора, организации, анализа имеющихся материалов по теме эссе, причём в этой части особо важными являются логичность и последовательность, связность изложения материала, представленного в тезисах, аргументах, доказательствах;
- заключение, представляющее собой обобщения и выводы на базе проанализированных при написании эссе идей и положений.
Характерными признаками эссе является тезисно-аргументная структура, где основные положения излагаются в форме кратких тезисов, обоснование которых представлено в виде доказательной аргументации посредством приведения ряда фактов, явлений общественной жизни, жизненных ситуаций, авторитетных мнений и т. п.
3. Контролирующий этап предполагает проверку качества усвоения учебного материала обучающимися, диагностику причин непонимания/отставания
Библиографический список
учащихся, подбор приемов и методов дополнительной работы с группой или отдельными студентами, которые не могут самостоятельно справиться с заданием. Поскольку данная технология обучения написанию эссе предполагает активное использование научных интернет-ресурсов, необходимо понимание того, какие именно сложности (лингвистические, информационные технические и т. д.) затрудняют работу обучающихся по написанию эссе.
4. Описательный этап предполагает научное описание технологии, обоснование методики обучения написанию эссе на английском языке с использованием научных интернет-ресурсов в рамках современного образовательного процесса профильного обучения иностранному языку в вузе.
В ходе проведенного исследования было отмечено, что разработанная технология обучения студентов-лингвистов написанию эссе как творческому виду деятельности на английском языке с использованием англоязычных научных интернет-ресурсов способствует повышению мотивации познавательной деятельности с применением инновационных технологий, развитию общемыслительных и информационных умений, умений обозначать и аргументировать собственную позицию. Работа над созданием собственного оригинального текста на базе научных источников обусловливает развитие интеллекта и «умения создавать, редактировать и воспринимать тексты как итог речевой деятельности» [8], которое является одним из ключевых умений в составе коммуникативной компетенции обучающихся как современной цели обучения английскому языку.
1. Андреев А.А. Введение в интернет образование, учебное пособие. Москва, 2003.
2. Мильруд Р.П., Максимова И.Р Коммуникативная компетенция. владение языком или готовность к иноязычному общению. Иностранные языки в школе. 2017; № 7. 2-11.
3. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики. учебное пособие. Москва. Вузовский учебник. ИНФРА, 2015.
4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: около 25000 слов и словосочетаний. Москва. Издательство «Русский язык», 1998.
5. Большой энциклопедический словарь. Available at. http.//www.vedu.ru/bigencdic/
6. Алборова С.Щ., Смыслова Г.А., Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101). 120-123.
7. Мильруд РП., Максимова И.Р Эссе как жанр, прием обучения и инструмент педагогического измерения. Язык и культура. 2020; № 49. 255-275.
8. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Карпова М.А., Чихутова А.Д. Эссе как метод формирования коммуникативных компетенций обучающихся. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018; Т. 1, № 7 (33).
References
1. Andreev A.A. Vvedenie v internet obrazovanie. uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
2. Mil'rud R.P., Maksimova I.R. Kommunikativnaya kompetenciya. vladenie yazykom ili gotovnost' k inoyazychnomu obscheniyu. Inostrannyeyazyki v shkole. 2017; № 7. 2-11.
3. Obrazcov P.I. Osnovyprofessional'nojdidaktiki. uchebnoe posobie. Moskva. Vuzovskij uchebnik. INFRA, 2015.
4. Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inoyazychnyh slov: okolo 25000 slov i slovosochetanij. Moskva. Izdatel'stvo «Russkij yazyk», 1998.
5. Bol'shoj 'enciklopedicheskij slovar'. Available at. http.//www.vedu.ru/bigencdic/
6. Alborova S.Sch., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101). 120-123.
7. Mil'rud R.P., Maksimova I.R. 'Esse kak zhanr, priem obucheniya i instrument pedagogicheskogo izmereniya. Yazyk i kultura. 2020; № 49. 255-275.
8. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Karpova M.A., Chihutova A.D. 'Esse kak metod formirovaniya kommunikativnyh kompetencij obuchayuschihsya. Innovacionnaya 'ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018; T. 1, № 7 (33).
Статья поступила в редакцию 05.09.24
УДК 378
Baryaeva L.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Gazieva M.Z., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Head of Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical
University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Zeynalova N.E., PhD (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Azerbaijan University of Languages (Baku, Azerbaijan),
E-maill: [email protected]
ANALYSIS OF THE SEVERITY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE, STYLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION, READINESS FOR INCLUSIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY AMONG STUDENTS, DEPENDING ON GENDER AND SOCIO-ENVIRONMENTAL FACTORS. The article shares the comparative results of the expression of emotional intelligence, styles of pedagogical communication and readiness for pedagogical activity among students of the Chechen State Pedagogical University and the Azerbaijan University of Languages, depending on gender and socio-environmental factors. The study is carried out in a remote format by reference to an electronic form containing sections with stimulus materials of different vector techniques. The main objective of the study is to systematize the results of a comparative analysis of the parameters of emotional intelligence in students studying pedagogical profiles. The indicators of readiness for pedagogical activity in an inclusive educational environment are studied, taking into account the gender characteristics of students. The analysis of the research results on the socio-environ-mental factor, i.e. the place of residence of students, is provided. A comparative analysis of the average values for the study variables revealed significant differences between students living in rural and urban areas, according to certain characteristics of inclusive culture. The results of the study make it possible to develop programs to provide foundations of an inclusive culture among future student teachers and create programs focused on preparing for work in an inclusive education, taking into account the identified gender and socio-environmental factors.
Key words: emotional intelligence, pedagogical communication style, gender factors, socio-environmental factors, inclusive culture, inclusive education
Л.Б. Баряева, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
М.З. Газиева, канд. психол. наук, доц., зав. каф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,
E-mail: [email protected]
Н.Э. Зейналова, доц., зав. каф. педагогики, Азербайджанский университет языков, г. Баку, E-mail: [email protected]