References
1. Zashihina I.M. Podgotovka nauchnoj stat'i: spravitsya li ChatGPT? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 8-9: 24-47.
2. Potemkina T.V., Avdeeva Yu.A., Ivanova U.Yu. Vzaimodejstvie s iskusstvennym intellektom kak potencial programmy obucheniya inostrannomu yazyku v aspiranture. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 5: 67-85.
3. Hlybova M.A Metodika sovershenstvovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii aspirantov neyazykovogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 3.
4. Zhigalev B.A., Belorukova M.V., Ganyushkina E.V., Zolotova M.V. Tehnologii uspeshnogo formirovaniya inoyazychnoj professional'noj kommunikativnoj kompetencii v gruppah aspirantov. Yazyk i kul'tura. 2022; № 59: 202-226.
5. Uitmor Dzh. Kouching vysokoj 'effektivnosti. Novyj stil' menedzhmenta, Razvitie lyudej. Vysokaya 'effektivnost'. Moskva: Mezhdunar. akad. korp. upravleniya biznesa, 2005.
6. Lytkina O.I., Ponomareva A.Yu. Principy yazykovogo kouchinga v prepodavanii inostrannyh yazykov. Vestnik SVFU. 2019; № 4 (16): 40-44.
7. Chesnokova N.E., Shukurova I.V. Kouchingovyj podhod pri podgotovke k sdache kandidatskogo 'ekzamena po inostrannomu yazyku v aspiranture. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2023; № 4: 151-167.
8. Il'ina O.K. Instrumenty kouchinga v obuchenii obschemu anglijskomu yazyku. Vestnik Tambovskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2022; № 4: 978-987.
9. Baranova I.V., Miryugina N.A., Smotryaeva K.S. Lingvokouching kak sovremennaya tehnologiya obucheniya nemeckomu yazyku. Prepodavatel'XXI vek. 2020; № 4-1: 136-144.
10. Idrisova P.G., Shabanova D.S., Murzaeva D.M. Realizaciya idej pedagogicheskogo kouchinga v obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5: 94-96.
Статья поступила в редакцию 24.09.24
УДК 37.02
Shatalov M.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Leningrad Regional Institute for Educational Development (Saint Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Levkin D.M., postgraduate, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT SOME ASPECTS OF THE STATE OF THE PRACTICE OF FORMING STUDENTS' NATURAL SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD. The article considers the main results of questionnaire surveys of 203 teachers and 834 students of grades 5-11 of Saint Petersburg and Leningrad Oblast, conducted according to the program of the ascertaining experiment within the framework of the study devoted to forming the natural-science picture of the world (NSPW) of students. The obtained data allow to judge the extent to which the process of teaching natural sciences and related subjects is aimed at the formation of the NSPW of schoolchildren; the implementation of the potential of extracurricular work in this process; the priority forms and types of extracurricular work and other aspects of the state of pedagogical practice. Some of the data allow to assess the dynamics of the level of interest of students in studying natural science subjects, as well as the effectiveness of the process of forming the NSPW based on their comparison with the results of other previously conducted studies. The set of obtained data is substantiated in the article as an empirical basis for developing the authors' methodology for forming the NSPW of basic school students.
Key words: natural science picture of the world of students, ascertaining experiment, survey of students, survey of teachers
М.А. Шаталов, д-р пед. наук, доц., Ленинградский областной институт развития образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Д.М. Левкин, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОСТОЯНИИ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена рассмотрению основных результатов анкетирования 203 учителей и 834 обучающихся 5-11 классов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проведённых по программе констатирующего эксперимента в рамках исследования, посвященного проблеме формирования естественнонаучной картины мира обучающихся. Полученные данные позволяют судить о мере направленности процесса обучения естественнонаучным и смежным с ними предметам на становление естественнонаучной картины мира школьников; о реализации в этом процессе потенциала внеурочной работы; о приоритетных формах и видах внеурочной работы и других аспектах состояния педагогической практики. Некоторые из данных позволяют оценить динамику уровня интереса обучающихся к изучению естественнонаучных предметов, а также результативности процесса формирования естественнонаучной картины мира на основании сравнения их с результатами иных, ранее выполненных исследований. Совокупность полученных данных обосновывается в статье в качестве эмпирической основы разработки авторской методики формирования естественнонаучной картины мира обучающихся основной школы.
Ключевые слова: естественнонаучная картина мира обучающихся, констатирующий эксперимент, анкетирование обучающихся, анкетирование учителей
В настоящее время приоритетом образовательной политики российского государства является укрепление суверенной системы образования в целях обеспечения мировоззренческого и технологического суверенитета нашей страны. Одно из направлений этого процесса связано с обновлением практики естественнонаучной подготовки обучающихся, в связи с чем значимым становится акцент на формировании естественнонаучной картины мира (далее - ЕНКМ) как важнейшей составляющей научной картины мира (НКМ) каждого ученика.
Следует отметить, что вопросы становления ЕНКМ на разных уровнях образования рассматривались в науке и в практике обучения. Так, были исследованы вопросы формирования ЕНКМ у учащихся профильных классов общеобразовательных организаций [1] и у обучающихся профессиональных училищ [2], вопросы моделирования этого процесса в высших учебных заведениях на основе синергетического подхода [3; 4]. В то же время сохраняется и ряд нерешённых проблем, что снижает эффективность процесса формирования ЕНКМ современных школьников.
Актуальность исследования определяется его направленностью на разрешение противоречия между необходимостью формирования ЕНКМ обучающихся и недостаточной эффективностью этого процесса в условиях доминирования монопредметной направленности общего образования, определённой ограниченности возможностей урочной работы по обобщению и интегрированию знаний учащихся из естественнонаучных и смежных с ними предметов в единую систему знаний о мире, окружающем человека. В этой связи перспективным представляется обращение внимания и на ресурсные возможности внеурочной работы школьников.
Таким образом, на современном этапе актуальной является разработка методики формирования ЕНКМ, основанной на интеграции урочной и внеурочной, а
также собственно внеурочной работы учащихся по естественнонаучным и смежными с ними учебным предметам.
Цель исследования - разработка и внедрение методики формирования ЕНКМ обучающихся в условиях интеграции их урочной и внеурочной работы по естественнонаучным и смежным с ними предметам (на примере основной школы).
Достижение поставленной цели требует решения широкого спектра задач. В данной статье отметим следующие из них:
- изучить состояние практики формирования ЕНКМ обучающихся в обучении естественнонаучным и смежным с ними предметам;
- провести анкетирование учителей и обучающихся по проблематике проводимого исследования;
- провести анализ полученных результатов.
Результаты решения поставленных задач обладают свойствами научной новизны, теоретической и практической значимости. Так, научная новизна заключается в том, что полученные эмпирические данные позволяют судить об актуальном состоянии и качестве процесса обучения естественнонаучным и смежным с ними предметам в части формирования ЕНКМ обучающихся. Кроме того, они дают возможность определения динамики значений отдельных показателей, характеризующих состояние практики обучения, на основе сравнения полученных нами данных с результатами ранее проведённых исследований.
Помимо этого, результаты анкетирований создают основу для получения теоретически значимых результатов, связанных с разработкой и обоснованием теоретических аспектов авторской методики формирования ЕНКМ школьников, а также практически значимых результатов, связанных с разработкой практико-ме-тодических аспектов проводимого нами исследования (методических рекомендаций, разработок учебных занятий и т.д.).
Итак, в ходе изучения состояния практики обучения по проблематике исследования было проведено анкетирование учителей и обучающихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего в нём приняло участие более 830 учащихся 5-11 классов, а также более 200 педагогов, в числе которых 81,3% - это учителя естественнонаучных предметов (включая учителей географии) и 18,7% - учителя иных учебных предметов.
Рассмотрим результаты ответа респондентов на основные вопросы разработанных и предложенных им анкет И прежде всего на блок вопросов, призванных изучить отношение педагогов к вопросу формирования ЕНКМ как к цели школьного образования.
Отвечая на вопрос «Какие цели обучения Вы считаете наиболее значимыми на современном этапе развития Российского государства и общества?», вариант ответа «формирование ЕНКМ и НКМ обучающихся в целом» выбрали 77,1% учителей естественнонаучных предметов. При этом наиболее востребованным среди них стал вариант ответа «формирование умений и опыта применения знаний в повседневной жизни». Его выбрали 86,1% респондентов.
Вместе с тем, несмотря на признание большей частью педагогов важности формирования ЕНКМ обучающихся, можно констатировать, что этот целевой вектор не в полной мере является приоритетом реализуемой учителями методики обучения своему предмету. Об этом свидетельствуют результаты ответа ими на вопрос «Насколько цель формирования ЕНКМ обучающихся ставится Вами как одна из приоритетных и достигается в условиях реализуемой Вами методики предметного обучения?».
Так, средневзвешенное значение количественных выражений данных педагогами ответов составило 3,9 балла (в диапазоне возможных значений от «0» [не ставится / пути достижения не планируются] и до «5» [ставится / пути достижения спланированы и достигаются в системе выстроенных учебных занятий] баллов). При этом наименьшее значение этого показателя было отмечено для учителей химии (3,3 балла), а также для педагогов со стажем работы менее одного года (3,7 балла).
Обращая внимание на мнение учителей смежных учебных предметов, отметим, что 75,5% из них при ответе на вопрос «Считаете ли Вы значимой целью обучения по преподаваемому Вами учебному предмету формирование ЕНКМ обучающихся?» дали утвердительный ответ («Да»). Важно и то, что они позитивно оценили потенциал учебного содержания преподаваемых ими предметов в формировании ЕНКМ обучающихся. Так, средневзвешенное значение этого показателя составило 3,6 балла (в диапазоне возможных значений от «0» [отсутствует] и до «5» [высокий] баллов). Примечательно, что наибольшие значения этого показателя были отмечены для учителей таких предметов, как «Основы безопасности и защиты Родины» и «Физическая культура» (4,3 балла), а также «Математика» и «Информатика» (4,0 балла).
Следующий ряд вопросов был ориентирован на выявление представлений учителей прежде всего естественнонаучных предметов о структурных компонентах ЕНКМ обучающихся. В этом плане наиболее востребованными вариантами ответов на вопрос «Какие компоненты, на Ваш взгляд, составляют содержательную основу ЕНКМ обучающихся?» стали следующие позиции: «фундаментальные естественнонаучные понятия, законы и теории» (84,1%); «методы естественнонаучного познания» (74,1%).
Наряду с этим варианты ответов, связанные с предметными картинами природы, выбрали менее половины опрошенных учителей. Так, по данным позициям были получены следующие показатели: 45,8% респондентов выбрали позицию «физическая картина природы»; 38,3% респондентов - «биологическая картина природы»; 35,8% респондентов - «химическая картина природы»; 29,9% респондентов - «географическая картина природы». Кроме того, лишь 46,3% учителей выбрали вариант ответа «идеи и принципы современного естествознания».
Следующий блок вопросов был призван выявить целевые приоритеты педагогов и обучающихся в контексте изучаемой нами проблемы. При этом «лидерами» у учителей и школьников стали сопоставимые друг с другом варианты ответов:
Следующая группа вопросов была ориентирована на изучение методического инструментария, применяемого учителями в целях формирования ЕНКМ
обучающихся. В этом плане прежде всего нас интересовало, реализацию межпредметных связей с какими учебными предметами педагоги считают наиболее значимой.
Отвечая на вопрос «Межпредметные связи с какими учебными предметами Вы считаете значимыми для формирования ЕНКМ обучающихся?», учителя естественнонаучных предметов отдали приоритет предметам естественнонаучного цикла. 93,5% из них отметили важность установления взаимосвязей с курсом биологии, 90,0% - с курсом географии, 86,6% - с курсами физики и химии. Кроме того, ими были отмечены такие учебные предметы, как математика (63,7%), история (37,3%), информатика (36,8%), основы безопасности и защиты Родины (30,8%) и другие.
Учителя других предметов, отмечая возможности преподаваемых ими курсов в формировании ЕНКМ обучающихся, в меньшей мере ориентированы на установление межпредметных связей с естественнонаучными предметами. 58,5% из них отметили, что реализуют межпредметные связи с курсом географии, 37,7% - с курсом биологии, 26,4% - с курсом физики, 18,9% - с курсом химии, а 26,4% - не используют в своей практике межпредметные связи с этими учебными предметами.
Наряду с этим, обучающимся 5-11 классов было предложено отметить учебные предметы, которые им наиболее интересны. Их ответы в целом свидетельствуют о невысоком уровне интереса школьников к изучению естественнонаучных курсов. Так, их среднее место в списке из 15 учебных предметов, рассчитанное на основе ответов учащихся на вопрос «Какие учебные предметы Вам нравятся?», составило: география - 5 место; физика - 7 место; биология - 11 место; химия - 13 место. При этом возглавили этот рейтинг следующие предметы: математика - 1 место; физическая культура - 2 место; английский язык - 3 место; обществознание - 4 место.
Отвечая на вопрос «Какие формы организации учебной деятельности, по Вашему мнению, значимы для формирования ЕНКМ обучающихся?», большая часть учителей естественнонаучных предметов отметила урочную (92,0% респондентов) и внеурочную (86,6% респондентов) работу обучающихся. 37,3% педагогов указали и внешкольную работу учащихся.
При анализе ответов на вопрос «Какие позиции, на Ваш взгляд, определяют преимущества внеурочной работы в формировании ЕНКМ обучающихся?» были получены следующие данные:
- высокая практическая направленность учебно-познавательной деятельности - 68,7% респондентов;
- широкие возможности для межпредметного переноса, интеграции и применения естественнонаучных знаний и методов познания - 59,2% респондентов;
- отсутствие жёстких временных ограничений - 48,8% респондентов;
- вариативность учебного содержания - 48,8% респондентов;
- вариативность продуктивных видов учебно-познавательной деятельности - 38,8% респондентов.
Важно и то, что 83,1% учителей естественнонаучных предметов, а также 37,7% опрошенных учителей других учебных предметов высказались за целесообразность организации внеурочной работы обучающихся на межпредметной основе в целях формирования ЕНКМ обучающихся. При этом 64,7% учителей естественнонаучных предметов и 30,2% учителей иных предметов указали, что имеют опыт подобной организации внеурочной работы школьников.
Несмотря на то, что значительная часть педагогов отметила роль внеурочной работы обучающихся, её потенциал используется ими не в полной мере. Средневзвешенный результат ответа учителей на вопрос «Какова мера использования Вами потенциала внеурочной работы для формирования ЕНКМ обучающихся?» составил 2,9 балла (в диапазоне возможных значений от «0» [не используется] и до «5» [используется в условиях системно организованной внеурочной работы] баллов).
Значимые данные были получены и при изучении мнения обучающихся. Полученная при анализе их ответов средневзвешенная оценка частоты организации учителями естественнонаучных предметов внеурочных мероприятий по шкале от «0» [не организует] и до «5» [организует регулярно] баллов, составила 1,45 балла. В разрезе предметов значение этого показателя составило: биоло-
учителя естественнонаучных предметов
«Какие цели обучения, на Ваш взгляд, можно считать внутренними составляющими процесса формирования ЕНКМ обучающихся?»
понимание единства окружающего мира, взаимосвязи протекающих в 72,1% нём процессов и явлений
формирование естественнонаучных (предметных, межпредметных, 67,2% обобщённых) знаний, умений и навыков
формирование умений и опыта применения естественнонаучных зна- 61,2% ний в повседневной жизни
раскрытие роли естественных наук в научно-техническом прогрессе 45,3% общества и в решении глобальных проблем человечества
подготовка к выбору будущей профессии и получению соответствую- 45,8% щего образования
обучающиеся 5-11 классов
«Какие цели изучения естественнонаучных предметов Вы считаете наиболее важными?»
понять, как устроен окружающий мир 63,7%
научиться объяснять природные явления (суть протекающих во- 37,4% круг процессов и явлений)
научиться применять полученные знания в жизни 51,6%
понять, насколько лично мне интересны профессии, связанные с 42,4% этими науками
гия - 1,3 балла; география - 1,7 балла; физика - 1,7 балла; химия - 1,1 балла. Соответственно, средневзвешенная оценка частоты организации учителями естественнонаучных предметов межпредметных внеурочных мероприятий по аналогичной шкале составила 1,1 балла.
Важные результаты ответов педагогов и обучающихся были получены при изучении их мнения о формах организации внеурочной работы, ориентированной на формирование ЕНКМ школьников. При анализе данных ими ответов на предложенные вопросы - «Какие формы организации внеурочной работы Вы считаете наиболее значимыми для формирования ЕНКМ обучающихся?» (учителя) и «Участие в каких формах внеурочной работы было бы для Вас наиболее интересным?» (учащиеся) - были рассчитаны следующие показатели:
учителя ученики
экспериментальные (лабораторные) работы, практикумы 81,60% 55,04%
полевые практики 36,30% 27,70%
учебные исследования 53,20% 17,87%
учебные проекты 56,20% 13,79%
экскурсии 60,20% 50,00%
школьное научное общество 29,90% 12,95%
учебные дискуссии, диспуты 28,90% 12,23%
научные конференции 38,80% 11,75%
конкурсы, олимпиады 36,30% 20,86%
кружки, факультативы, творческие группы 58,20% 26,98%
Значимые для совершенствования практики внеурочной работы данные были получены при анализе ответов школьников на вопрос «В каких видах внеурочной работы естественнонаучной направленности Вы хотели бы участвовать?»:
- создание мемов, несущих информацию об окружающем мире - 41,7% респондентов;
- выполнение экспериментальных исследований (проведение опытов, наблюдений и т.п.) - 32,1% респондентов;
- моделирование природных объектов, процессов, явлений (в том числе с использованием цифровых технологий) - 26,9% респондентов;
- подготовка, проведение или участие в учебно-познавательных играх -24,8% респондентов;
- посещение и знакомство как с природными, так и с созданными человеком объектами - 24,4% респондентов;
- обсуждение глобальных проблем современности, перспективных путей их решения - 20,5% респондентов;
- участие в предметных и межпредметных (по нескольким предметам) конкурсах и олимпиадах - 18,8% респондентов;
- подготовка и проведение просветительских мероприятий (то есть мероприятий, направленных на распространение знаний, интересных практик и т.п.) для младших школьников, сверстников или родителей - 15,2% респондентов;
- подготовка и участие в флешмобах, привлекающих внимание к экологическим или природоохранным проблемам - 13,6% респондентов.
Завершающий блок вопросов был направлен на изучение результативности процесса формирования ЕНКМ обучающихся и сложностей, возникающих при его осуществлении. Учителям было предложено выразить своё мнение об уровне сформированности ЕНКМ школьников, оценив его по шкале от «0» [не сформирована] до «5» [полностью сформирована] баллов. Полученная в итоге средневзвешенная оценка уровня сформированности ЕНКМ обучающихся составила 2,9 балла.
В свою очередь, при анализе ответов на вопрос «Какие причины, на Ваш взгляд, затрудняют формирование ЕНКМ обучающихся в образовательном процессе современной школы?» были получены следующие данные:
- низкая мотивация обучающихся к изучению естественнонаучных предметов - 71,1% респондентов;
- недостаточность обязательных учебных часов, отведённых на изучение естественнонаучных предметов - 51,7% респондентов;
- нарастающая замена реального эксперимента виртуальным - 41,8% респондентов;
- отсутствие необходимых методических материалов (программ, рекомендаций, разработок и др.) - 31,3% респондентов;
- отсутствие в основной и старшей школе обязательных интегрированных естественнонаучных курсов - 27,9% респондентов;
- низкий уровень интеграции урочной и внеурочной работы по естественнонаучным предметам - 25,9% респондентов;
- перегруженность учебного содержания естественнонаучных предметов - 22,4% респондентов;
- сложность теоретического материала - 21,9% респондентов;
Библиографический список
- низкий уровень интеграции естественнонаучных, гуманитарных и инженерно-технических предметов - 12,4% респондентов.
В заключение важно отметить, что поставленная нами задача была решена с получением спрогнозированных результатов, обладающих свойством научной новизны. Полученные количественные данные позволяют давать качественную оценку состояния процесса формирования ЕНКМ обучающихся в практике обучения естественнонаучным и отчасти смежным с ними предметам, в том числе с использованием тех или иных шкал. Например, в рамках нашего исследования для интерпретации количественных показателей использовалась следующая шкала:
диапазоны значений
баллы 0,00 0,01-2,00 2, 01-3,00 3,01-4,00 4,01-5,00
% 00,00 00,01-40,00 40,01-60,00 60,01-80,00 80,01-100,00 интерпретация значений
уровень отсутствует недостаточный достаточный высокий
/мера низкий средний выше
среднего
Кроме того, рассчитанные данные позволяют судить о динамике отдельных показателей, характеризующих состояние и качество школьного образования по отношению к результатам иных, ранее проведённых исследований. Так мнение педагогов, участвовавших в проведённом нами анкетировании, относительно уровня сформированности ЕНКМ обучающихся согласуется с данными, полученными в исследовании Засобиной ГА. [1]. Это свидетельствует о сохранении в практике обучения характерных для неё сложностей и противоречий в части формирования ЕНКМ школьников и дополнительно актуализирует значимость обращения к этому вопросу. Кроме того, сравнение полученных нами данных об уровне интереса обучающихся к изучению естественнонаучных учебных предметов с результатами исследования, проведённого в 1995-1998 гг, даёт представление о динамике познавательных предпочтений школьников за этот период [5].
Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Эмпирические данные позволяют отобрать наиболее востребованные среди учителей и учащихся формы организации и виды внеурочной работы, определить содержательно-целевую направленность этих видов работ и приоритетные для них виды межпредметных связей, понять причины, затрудняющие формирование ЕНКМ школьников и учесть все эти данные при проектировании методической системы формирования ЕНКМ и реализующей её методики, а также при подготовке соответствующих методических разработок.
По итогам работы нами были сделаны следующие выводы:
- Формирование ЕНКМ обучающихся осознаётся педагогами как одна из ведущих целей школьного образования. Однако даже для учителей естественнонаучных предметов она не является доминирующей и не всегда лежит в основе реализуемой ими методической системы.
- Современные школьники в целом проявляют невысокий уровень интереса к изучению естественнонаучных предметов, а уровень сформированности у них ЕНКМ, по мнению учителей, находится на недостаточном (среднем) уровне.
- Педагогами не в полной мере осознаётся роль предметных картин природы в становлении ЕНКМ обучающихся, а также не в полной мере реализуются межпредметные связи при организации процесса её формирования.
- Несмотря на признание потенциала внеурочной работы, в том числе организованной на межпредметной основе, в формировании ЕНКМ обучающихся, реализация этого потенциала в практике обучения находится на недостаточном (низком) уровне.
- Наиболее востребованными формами организации внеурочной работы, ориентированной на формирование ЕнКм, по мнению и учителей, и учащихся, являются экспериментальные работы (практикумы), экскурсии, а также кружки, факультативы и работа творческих групп. Кроме того, педагоги к числу наиболее значимых форм отнесли учебные исследования и проекты.
- Наиболее интересными для обучающихся являются такие виды внеурочной работы естественнонаучной направленности, как: создание мемов, несущих информацию об окружающем мире; выполнение экспериментальных исследований; моделирование природных объектов, явлений и процессов; подготовка, проведение или участие в учебно-познавательных играх; посещение и знакомство как с природными, так и с созданными человеком объектами.
- Основными причинами, по мнению педагогов, затрудняющими формирование ЕНКМ обучающихся, являются: низкая мотивация учащихся к изучению естественнонаучных предметов; недостаточность обязательных учебных часов, отведённых на изучение естественнонаучных предметов, а также отсутствие в основной и старшей школе обязательных интегрированных естественнонаучных курсов; нарастающая замена реального эксперимента виртуальным; низкий уровень интеграции урочной и внеурочной работы по естественнонаучным предметам; отсутствие необходимых методических материалов.
1. Засобина ГА. Формирование естественнонаучной картины мира учащихся как предмет исследования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011; Т. 17, № 1: 14-18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-estestvennonauchnoy-kartiny-mira-uchaschihsya-kak-predmet-issledovaniya
2. Смирнов И.А. Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся профессионального училища. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2006.
3. Цаплиенко Т.И. Мировоззренческие функции новой научной картины мира и синергетические аспекты формирования современного естественнонаучного мировоззрения. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагуроеа. 2011; № 3: 162-166.
4. Шестакова Л.Г Синергетический подход в формировании у студентов современной естественнонаучной картины мира. Перспективы науки и образования. 2022; № 3 (57): 55-73.
5. Шаталов М.А. Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 1998.
References
1. Zasobina G.A. Formirovanie estestvennonauchnoj kartiny mira uchaschihsya kak predmet issledovaniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2011; T. 17, № 1: 14-18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-estestvennonauchnoy-kartiny-mira-uchaschihsya-kak-predmet-issledovaniya
2. Smirnov I.A. Formirovanie estestvennonauchnoj kartiny mira u uchaschihsya professional'nogo uchilischa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2006.
3. Caplienko T.I. Mirovozzrencheskie funkcii novoj nauchnoj kartiny mira i sinergeticheskie aspekty formirovaniya sovremennogo estestvennonauchnogo mirovozzreniya. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. 2011; № 3: 162-166.
4. Shestakova L.G. Sinergeticheskij podhod v formirovanii u studentov sovremennoj estestvennonauchnoj kartiny mira. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2022; № 3 (57): 55-73.
5. Shatalov M.A. Problemnoe obuchenie himii v srednej shkole na osnove mezhpredmetnoj integracii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998.
Статья поступила в редакцию 24.09.24
УДК 378.78.072.
Qin Shichu, senior teacher, Rostov State Conservatory n.a. S.V. Rachmaninov (Rostov, Russia), E-mail: [email protected]
THE MUSICALITY OF CHAMBER MUSIC IN THE CONTEXT OF MODERN MUSIC EDUCATION: INNOVATIVE APPROACHES TO PROCESSING AND ANALYSIS. In modern music education, the problem of developing musicality through familiarity with chamber music is becoming particularly relevant. The latest research shows that traditional teaching methods do not fully reveal the potential of chamber genres for the formation of musical thinking and perception. The purpose of this work is to develop an innovative approach to the analysis and processing of chamber music aimed at maximizing its educational effect. The objectives of the study include: 1) identification of the key elements of musicality developed in the study of chamber works; 2) creation of an algorithm for multilevel analysis of chamber music; 3) empirical testing of the developed methodology. The research methodology is based on a combination of musicological, psychological, pedagogical and statistical approaches. The procedure includes a theoretical analysis of the literature, expert interviews (n=15), a pedagogical experiment (n=120) and a factor analysis of the data obtained. The results show that the application of the developed analysis algorithm increases the level of development of the fret sense by 28%, harmonic hearing by 34%, and polyphonic thinking by 41% (p<0.01). A qualitative analysis of teachers' feedback (n=15) confirms the effectiveness of the methodology. The theoretical significance of the work consists in clarifying the musicological and psychological-pedagogical foundations of the development of musicality. The practical value is associated with the possibility of introducing the developed methodology into the music education system. Promising areas of research include: 1) adaptation of the algorithm to other musical genres; 2) cross-cultural testing of the technique.
Key words: musicality, chamber music, music education, music analysis, music processing, algorithm, musical ear development
Цинь Шичу, ст. преп., Ростовская Государственная Консерватория им. С.В. Рахманинова, г. Ростов, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ
В современном музыкальном образовании проблема развития музыкальности через знакомство с камерной музыкой приобретает особую актуальность. Новейшие исследования показывают, что традиционные методы обучения не в полной мере раскрывают потенциал камерных жанров для формирования музыкального мышления и восприятия. Цель данной работы - разработать инновационный подход к анализу и обработке камерной музыки, направленный на максимизацию ее образовательного эффекта. Задачи исследования включают: 1) выявление ключевых элементов музыкальности, развиваемых при изучении камерных произведений; 2) создание алгоритма многоуровневого анализа камерной музыки; 3) эмпирическую апробацию разработанной методики. Методология исследования основана на сочетании музыковедческого, психолого-педагогического и статистического подходов. Процедура включает теоретический анализ литературы, экспертные интервью (n=15), педагогический эксперимент (n=120) и факторный анализ полученных данных. Результаты показывают, что применение разработанного алгоритма анализа повышает уровень развития ладового чувства на 28%, гармонического слуха - на 34%, полифонического мышления - на 41% (p<0,01). Качественный анализ отзывов педагогов (n=15) подтверждает эффективность методики. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении музыковедческих и психолого-педагогических основ развития музыкальности. Практическая ценность связана с возможностью внедрения разработанной методики в систему музыкального образования. Перспективные направления исследований включают: 1) адаптацию алгоритма к другим музыкальным жанрам; 2) кросс-культурную апробацию методики.
Ключевые слова: музыкальность, камерная музыка, музыкальное образование, анализ музыки, обработка музыки, алгоритм, развитие музыкального слуха
Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между высоким образовательным потенциалом камерной музыки и отсутствием научно обоснованных методик ее анализа и обработки в педагогических целях [1]. Новизна работы связана с разработкой оригинального алгоритма многоуровневого анализа камерных произведений, ориентированного на развитие конкретных компонентов музыкальности. В отличие от существующих подходов, предлагаемая методика: а) дифференцирует приемы анализа в зависимости от образовательных задач; б) обеспечивает поэтапное усложнение процедуры обработки музыкального материала; в) включает комплекс упражнений для развития отдельных музыкальных способностей. Ожидается, что применение данной методики позволит существенно повысить эффективность использования камерной музыки в образовательном процессе.
Целью данного исследования является выявление основных принципов музыкальности камерной музыки в контексте современного музыкального образования и развитие инновационных подходов к её обработке и анализу. Исследование направлено на изучение новых методик преподавания и их применения в
образовательных учреждениях с целью углубления понимания камерной музыки студентами и учащимися.
Ключевые задачи включают:
1. Анализ традиционных и современных подходов к обработке и анализу камерной музыки в образовательных программах.
2. Выявление эффективных инновационных методов интеграции камерной музыки в учебный процесс.
3. Исследование музыкально-педагогических аспектов, влияющих на восприятие камерной музыки учащимися.
4. Оценка потенциала использования цифровых и мультимедийных технологий для обучения и анализа камерной музыки.
5. Разработка методических рекомендаций по применению новых образовательных технологий для преподавания камерной музыки.
Научная новизна работы заключается во внедрении инновационных методов анализа и преподавания камерной музыки, основанных на диалоге традиционных учебных подходов и современных образовательных технологий.