Педагогика
УДК 373.31
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна
Педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса Павлова Виктория Александровна
Педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей и роль игровых технологий в их становлении. Представленные в ней результаты являются итогами проведенной практической работы исследования развития музыкальных способностей детей начальной школы. Целью исследования было развитие музыкальных способностей младших школьников путем использования игровых технологий во внеурочной деятельности. Так, нами было предположено, что развитие музыкальных способностей младших школьников будет более успешным, если создать творческую и воспитательную среду с включением специальных игровых технологий, содержание которых будет включать компоненты музыкальности (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма). В процессе работы были применены следующие методы исследования: теоретические - анализ специальной литературы и современной информации по исследуемой проблеме, организационные, эмпирические, и методы экспериментальной работы, методы обработки полученных данных. Достигнутые результаты. В ходе практической части исследования нами был разработан и апробирован комплекс занятий для начальных классов с целью развития музыкальных способностей. Результатами исследования стали достижение поставленной цели и экспериментально проверенная гипотеза.
Ключевые слова: музыка, младший школьник, музыкальные способности, игровые технологии.
Annotation. The article reveals the features of the development of musical abilities and the role of gaming technologies in their formation. The results presented in it are the results of the practical work of the study of the development of musical abilities of primary school children. The aim of the study was to develop the musical abilities of elementary school students through the use of gaming technology in extracurricular activities. So, we suggested that the development of musical abilities of younger schoolchildren would be more successful if we create a creative and educational environment with the inclusion of special gaming technologies, the content of which will include the components of musicality (frets, musical-auditory representations, sense of rhythm). In the process of work, the following research methods were applied: theoretical - analysis of special literature and modern information on the problem being studied, organizational, empirical, and experimental methods, methods of processing the obtained data. Achieved results. In the course of the practical part of the study, we developed and tested a set of classes for elementary classes with the aim of developing musical abilities. The results of the study were the achievement of the goal and an experimentally verified hypothesis.
Keywords: music, primary school student, musical abilities, gaming technology.
Введение. На сегодня, проверенным и достоверным фактом является, что развитие мировых культур принадлежит лишь людям с развитыми различными способностями, творческим личностям с богатством внутренним миром, с их особенным взглядом и отображением реальной действительности. Одной из главных задач современной образовательной системы является воспитание творческой личности, развития её эмоциональной сферы, вместе с тем развития у детей музыкально-эстетического сознания, что на сегодня является особо актуальной. Развитость музыкальных способностей является одним из показателей становления личности в школьном возрасте.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в числе прочих, ряд обязательных навыков и умений, которые ученик должен освоить на занятиях музыкой. Высокое качество которых возможно достигнуть не только на уроках, но и при помощи дополнительных занятий во внеурочной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Развитие музыкальных способностей рассматривались в трудах В.Д. Шадрикова, Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, Н.А. Ветлугиной [1], Н.А. Римского-Корсакова и других [4]. Определение понятия музыкальных способностей и их развития имеют различные подходы. Так, Б.М. Теплов выделил три основных специальных вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма [5]. И два общих - музыкальная память и психомоторные способности. А также дал аргументированную и дифференцированную характеристику основных музыкальных способностей. Вместе с тем, В.В. Медушевский определил, что в основе музыкально-слухового представления лежит музыкальный слух: перцептивный и интонаионный, а Г.Г. Нейгауз выразил важнейшей ролью в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности - музыкально-ритмическое чувство [2].
Известно, что любые способности человека связаны с развитием процессов его психической сферы. Естественно, и музыкальная деятельность человека имеет прямую связь с развитием его психических процессов, которые в совокупности определяют структуру музыкальных способностей [2]. Из этого можно сделать следующие выводы:
1. Музыкальные способности понимаются как интегративное личностное качество, предпосылкой формирования которых выступают природные задатки. Они развиваются в процессе систематической, целенаправленной деятельности.
2. Музыкальность представляет собой многоуровневую комплекс, систему соотношений способностей, как музыкальных, так и общих. Так, к общим можно отнести те, которые необходимы для формирования музыкального образа в любом виде музыкальной деятельности, а к музыкальным - те, которые необходимы для занятий музыкальной деятельностью.
3. Качество музыкальности зависит не только от сочетания специальных способностей, но и от особенностей субъекта как целостной личности.
4. Развитие музыкальных способностей происходит не сразу, а постепенно, проходя через определенные этапы, которые хотя и не имеют четких границ, точного отделения одна от другой, но все же некоторым образом отличаются.
И приобщение младших школьников к музыкальному искусству, а также обеспечить развитие музыкальных способностей возможно через игровую деятельность - самый доступный и активный вид их деятельности, наряду с учебной.
В опытно-практической части исследования участвовали две группы младших школьников: одна группа - учащиеся современной школы музыки «Дом музыкантов» (экспериментальная группа), вторая группа -учащиеся из муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1» (контрольная группа) города Якутска Республики Саха (Якутия).
Для обследования начального состояния музыкальных способностей младших школьников были применены следующие методики диагностирования: «Тест-игра Аплодисменты» и «Чьи голоса звучат». Анализ результатов, обеих диагностики показал, что не справились с заданием меньшее количество из всех детей: 11% - в экспериментальной группе, и 12% в контрольной. Во время исполнения они допускали ошибки в прохлопывании метрического рисунка не только во время пения, но и без него, также были допущены ошибки в определении голосов. Средний уровень выявился у 58% респондентов в экспериментальной группе и 55% - в контрольной. Это свидетельствует о том, что ученики справились с данным заданием за отведенное им время, однако во время выполнения они допускали ошибки в иллюстрации метрического рисунка без голоса. Высокий уровень развитости музыкальных способностей выявлен у 31 % детей экспериментальной группы и у 33% детей контрольной группы. Им удалось за определенный промежуток времени выполнить задания качественно и точно.
Главная цель формирующего этапа практической части исследования заключалась в создании педагогических условия успешного развития музыкальных способностей младшими школьниками (а именно компоненты, как ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) посредством игровых технологий.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи: формировать интерес и любовь к музыкальной деятельности; ознакомить с игровыми технологиями, приобщить детей к разнообразным видам музыкальной деятельности; развить общую музыкальность детей, содействовать развитию навыков; развить творческое отношения к музыке.
Таким образом, следующей ступенью для развития музыкальных способностей нами была разработана система занятий по музыке с использованием игровых технологий для экспериментальной группы, то есть учащихся современной музыкальной школе «Дом музыкантов».
Приведем примеры видов и приемов дидактических игр, по которым были разработаны и апробированы уроки музыки.
Игра «Оркестр». Для проведения данной игры нами заранее был подобран репертуар. И сочли подходящими для этой игры 40-ую симфонию В.А. Моцарт (1 часть), «Камаринская» М.И. Глинки и «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик») [3, с. 19].
Цель игры состояла в закреплении знаний об оркестре и его разновидностях, знания о музыкальных инструментах в оркестре, их роли, специфике звучания в оркестре, определенные приемы игры на данных инструментах, развитие тембрового слуха у младших школьников. Такая игра-драматизация дает детям возможность войти в роль музыкантов-оркестрантов.
До начала игры с детьми проводилась фронтальная беседа об оркестрах. Кратко рассказывалась история происхождения инструментов и оркестров в целом. По заранее приготовленным картинкам с изображением инструментов дети ознакомились с их названиями и особенностями: строение, звучание, роль в оркестре и др. Наряду с этим, детей ознакомили с национальными инструментами разных народов, в том числе и якутскими как кырымпа, хомус и др.
Затем проводилась игра. Дети были в роли музыкантов-оркестрантов по занимаемому месту в классе. И по ходу игры объяснялся порядок их расположения. Дважды прослушав музыкальный фрагмент, дети должны были на слух определить в каком месте музыкального фрагменте играет инструмент, на котором они должны были изобразить игру. Во время игры учитель-практикант показывал место вступления каждого «музыканта».
Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку. В связи с тем, что в группах, участвовавших в данном исследовании было немного детей, мы взяли только основные «инструменты». Первые трое учащихся были за скрипачей, следующие трое - альты, один контрабас, один треугольник, одна арфа и т.д. Прежде чем приступить к данной игре, подобранные произведения были прослушаны учениками, чтобы те хорошенько вслушались в свои роли. Следует отметить, что «Вальс цветов» П.И. Чайковского оказался им легче всего для изображения. Было заметно, как они начинали путаться во время «Камаринской» и уставали во время звучания симфонии Моцарта. Но все были вовлечены в процесс и хотели попробовать еще, но поменяв свои роли.
Игра «Загадочный инструмент». Данная методика направлена на изучение музыкальных инструментов, их звучания и характеристик. Для проведения необходимо выбрать водящего. Как правило, его выбирают либо сами ученики, либо он вызывается по своей инициативе. А другие ученики, пока не было водящего в кабинете, загадывали любой музыкальный инструмент. И ученику «ЭГ_1» - самому старшему в группе -загадали скрипку.
Ученик «ЭГ_1» вернулся к группе и подходил по очереди к каждому игроку. Каждый ученик сообщал ведущему любой признак загаданного инструмента. Например, инструмент сделан из дерева, на нем имеются струны, ребятами обозначался размер: маленький, средний, большой, средства игры на этом инструменте (смычок, медиатор и др.), характер звучания инструмента. Ученик «ЭГ_1» не сразу догадался, и спустя время все же назвал инструмент. Затем, новым водящим становился игрок, назвавший последний признак. В данном случае им стал Ученик «ЭГ_2», который сказал «имеет певучее звучание». Желающих побыть водящим становилось с каждым разом только больше, некоторые успели побыть им и по два раза. Также
хотелось бы отметить, что некоторые ученики узнавали для себя новые музыкальные инструменты или же новые признаки загаданных инструментов.
Игра «А+Б». Группа была разделена на команды по несколько человек. Команды выбирали командира и название для своей группы («Крутые Рокеры» и «Банда Звездочек»), а потом загадывали по одному музыкальному инструменту. Затем по жеребьевке «Крутые Рокеры», посовещавшись, громко произнесли 1-й слог загаданных слов (скри...(пка); ро...(яль); ма...(ракасы)). Другой команде на раздумывание давалось три секунды и «Банда Звездочек» сказали окончание слов. Далее это повторялось, но с другой очередностью. За каждый правильный ответ ученик получали фишку. И выиграла та команда, у которой их оказалось больше. В данном случае победила дружба. Следует отметить, что во время данной игры некоторые ученики терялись и задумывали совершенно другие слова, не относящиеся к музыкальным инструментам или музыке. Однако вмешательства со стороны учителя не потребовалось: другие ученики сразу объясняли им ошибку.
Игра «Эхо». Данная игра направлена на развитие музыкального слуха. Для проведения занятия с применением этой игры были заранее подготовлены аудиозаписи со звучанием нот. Далее группа делилась на три команды и им давалась установка: первые должны были повторять звуки очень громко (f), вторые -средне (mf), а третьи - тихо (p). Затем, ученики послушали отрывки подобранных аудиозаписей и повторили их. Вначале это делалось по очереди, а позже включились все. Порядок исполнения постоянно менялся. После третьей смены порядка дети начали путаться, но не прерывали свою деятельность. Им всем понравилось данное упражнение. Таким образом, ребята не только отточили свои знания об оттенках звуков, но и стали внимательнее слушать, как и звуки, так и друг друга.
Игра «Громко и тихо». Целью данной технологии заключается в том, чтобы закрепить умение различать динамические оттенки музыки: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf). Ученикам предложили выбрать цвета, которые будут соответствовать динамическим оттенкам. Очень многие учащиеся выбрали красный -для громкого звука, оранжевый - для не слишком громкого и синий - для тихого. После этого им давалось дважды прослушать заранее подобранную композицию. После того как композиция замолкала, ученики приступали к рисованию того, как она менялась на протяжении данного времени. Как по оттенку звука, так и по изменению лада и темпа. Рисунки получились живописными. Очень многие дети справились с данным упражнением. А те, кому не удалось изобразить динамические оттенки, не стеснялись подходить с вопросами и с просьбами прослушать еще раз.
Для проведения первого контрольного измерения результатов, проведенной работы, практической части исследования использовались те же методики. Они также были проведена в обеих группах. В ходе анализа полученных итогов к высокому уровню развитости музыкальных способностей были отнесены результаты 17% детей из экспериментальной группы и 13% - контрольной. К среднему уровню - 65% детей из экспериментальной группы и 57% - контрольной. Не справились с заданиями 18% детей из экспериментальной группы и 30% детей из контрольной группы. Следовательно, их результаты были отнесены к низкому уровню.
Выводы. Результаты экспериментальной группы показали положительную динамику развития музыкальных способностей: показатель высокого уровня вырос на 6%, средний на 7%, а низкий уровень уменьшился на 13%. Следует отметить, что показатель детей контрольной группы тоже улучшились в меру того, что процесс обучения не останавливался, но изменения не значительные.
По результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что ребята стали не только проявлять устойчивый интерес к музыкальной деятельности, но и последующие занятия сольфеджирования стали даваться им легче. Всё это говорит о том, что творческий подход, а именно игровые технологии являются одним из эффективных методов для развития музыкальных способностей.
Литература:
1. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка // Нижний Новгород: Нижнегородский гос. пед. ун-т им. К. Минина. - 2016 [Электронный ресурс] точка доступа https://studfile.net/preview/5850243/
2. Музыкальная психология: учеб.-метод. пособие / В.В. Глазков; под ред. канд. психолог. наук Н.Г. Абрамя; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. - 136 с.
3. Павлова Е.П., Назарова Н.В. Проект «Музыка для всех» в развитии творческого воображения у младших школьников / Глобальный научный потенциал. - Тамбов: Фонд развития науки и культуры. - 2019. -№ 6 (99). - С. 18-20.
4. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: допущено УМО в качестве учеб. пособия для вузов / Э.Б. Абдуллин [и др.]; под ред. Г.М. Цыпина. - Москва: Академия, 2003. - 368 с.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Москва-Ленинград: АПН РСФСР, 1947. - 336 с.
Педагогика
УДК 372.461
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса Местникова Айыына Алексеевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье затрагивается проблема развития устной связной речи младших школьников и значение педагогического потенциала народного фольклора в этом процессе. Целью исследования было обоснование эффективности изучения младшими школьниками малых жанров фольклора для более успешного развития их устной связной речи. Методы исследования включают изучение и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы и других источников информации, проведение опытно-практической работы с включением эмпирических методов исследования. Базой