УДК 378
Chesnokova N.E., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
COACHING INSTRUMENTS FOR PREPARING POSTGRADUATE STUDENTS FOR THE CANDIDATE EXAM IN A FOREIGN LANGUAGE. The article studies the quality of postgraduate students' training for the candidate's exam in a foreign language. The existing approaches to postgraduate studies are considered, the difficulties and challenges of the present time are analyzed. It is proposed to use an innovative coaching method and its tools when preparing for the exam. The paper reveals the distinctive characteristics of coaching, analyzes the potential of such tools as goal setting according to the SMART formula, the wheel of language balance, effective questions used during training in a foreign language. The results of the experimental training have confirmed the effectiveness of these tools in practice, increasing motivation, interest in learning a foreign language and a positive assessment on the exam. The author concludes that the best results can be achieved by combining coaching as psychological and pedagogical support for the learner and coaching tools in language teaching.
Key words: postgraduate studies, foreign languages, candidate's exam, innovative approach, coaching, coaching tools, SMART goal setting, effective questions, wheel of language balance, speaking skills, motivation
Н.Е. Чеснокова, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА ПРИ ПОДГОТОВКЕ АСПИРАНТОВ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена вопросам качества подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку. Рассматриваются существующие подходы к обучению в аспирантуре, анализируются трудности и вызовы настоящего времени. Предлагается использовать инновационный метод коучинга и его инструменты при подготовке к экзамену. В работе раскрываются отличительные характеристики коучинга, анализируется потенциал таких инструментов как целеполагание по формуле SMART, колесо языкового баланса, эффективные вопросы, используемые в ходе подготовки на иностранном языке. Результаты опытного обучения подтвердили результативность этих инструментов на практике, повысив мотивацию, интерес к изучению иностранного языка и положительную оценку на экзамене. Автор пришел к выводу о том, что наилучших результатов можно достичь, объединив коучинг как психолого-педагогическую поддержку и инструменты коучинга при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: аспирантура, иностранные языки, кандидатский экзамен, инновационный подход, коучинг, инструменты коучинга, целеполагание SMART, эффективные вопросы, колесо языкового баланса, навыки говорения, мотивация
Вопросам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре уделяется большое внимание в последние годы в связи с изменениями в номенклатуре специальностей, повышающимися требованиями к качеству обучения специалистов в целом и результатам научных исследований в частности. Обеспокоенность также вызывает повсеместное использование языковых моделей генеративного искусственного интеллекта (ChatGPT) и нейросетей в написании научных работ [1], что ставит под сомнение оригинальность и самостоятельность выполнения исследований и подготовки публикаций. Не обошли стороной и проблемы обучения иностранному языку в аспирантуре, где также проявляются тенденции цифровизации и обращение к сервисам искусственного интеллекта [2]. Владение цифровыми сервисами и программами искусственного интеллекта позволяет аспирантам в какой-то степени подготовиться к кандидатскому экзамену по иностранному языку, выполнив перевод текстов по научной специальности или составив резюме, но в полной мере эти ресурсы не способны заменить регулярные практические занятия. Кандидатский экзамен проходит в устной форме, и говорение является ведущей речевой деятельностью, а, следовательно, необходимо, чтобы у аспирантов были сформированы устойчивые навыки и умения иноязычной коммуникации, как монологической, так и диалогической речи.
В научной литературе описаны различные методы и приёмы, направленные на совершенствование и развитие навыков говорения на иностранном языке. Для достижения этой цели предлагается использовать интерактивные методы, такие как деловые игры, дебаты, круглые столы, создавать профессионально ориентированные ситуации, мотивирующие к высказыванию собственного мнения и позиции [3]. Некоторые исследователи применяют формат известных интеллектуальных конференций, таких как TED Talk и Elevator Pitch для совершенствования навыков и умений иноязычной коммуникации, преимущественно монологической речи, а также развития навыков критического и творческого мышления [4]. Однако при всём многообразии существующих методов и подходов проблема мотивации и качества подготовки аспирантов к кандидатскому экзамену по иностранному языку не теряет свою актуальность на сегодняшний день. Вероятно, причина лежит в сложности взаимодействия психолого-педагогических и лингвистических факторов, влияющих на результат обучения иностранному языку.
В контексте данного исследования предлагается применение инновационного метода коучинга для совершенствования навыков иноязычной коммуникации и подготовке к кандидатскому экзамену. Цель работы заключается в том, чтобы проанализировать инструменты коучинга, обосновать и доказать их эффективность в процессе подготовки аспирантов к экзамену по иностранному языку. Для достижения цели в рамках исследования были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть принципы коучинга как инновационного метода применительно к системе образования; 2) проанализировать инструменты коучинга и их потенциал в обучении иностранному языку аспирантов; 3) провести опытное обучение, дать оценку результатам. Новизна работы носит практический характер и состоит в использовании метода коучинга для решения задач в области иноязычной подготовки в высшей школе. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении потенциала коучинга в методических целях для решения задач иноязычного обучения. Практическая значимость результатов исследования видится в возможности использования инструментов коучинга при обучении иностранным языкам студентов вузов.
Коучинг как инновационный метод в образовании появился относительно недавно, объединив в себе такие науки как психология, педагогика, философия, логика. Первоначально этот термин использовался в спорте, затем был перенесён в область бизнеса, менеджмента и управления. По мнению американского основателя коучинга и бизнес-тренера Тимоти Гэллвея (в некоторых изданиях Голви) коучинг - это «способ раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности». Как подчёркивает автор, «коучинг не учит, а помогает учиться» [5, с. 17]. В основе коучинга лежит сложный процесс, построенный на принципах партнерства, доверия и сотрудничества, который стимулирует мышление и творчество обучающихся, вдохновляет их на максимальное раскрытие своих личных, образовательных и профессиональных способностей и возможностей.
В последние 5-10 лет метод коучинга всё больше привлекает внимание преподавателей иностранных языков, в связи с чем возникло понятие языкового коучинга или лингвокоучинга как способа достижения цели в изучении иностранного языка при поддержке преподавателя-коуча [6]. Анализ методических работ, посвящённых обучению иностранным языкам на основе метода коучинга позволил выделить основополагающие принципы работы, дающие возможность достигать высоких результатов [6-10]. Среди них: создание благоприятной комфортной среды на занятиях, установление взаимоотношений с обучающимися, основанные на партнёрстве и сотрудничестве, исключая авторитарный стиль общения, учёт возрастных особенностей, а также образовательных, языковых способностей и профессиональных потребностей. Преподаватель-коуч активно работает над созданием условий для развития и поддержания мотивации обучающихся, вовлекает их в образовательный процесс, делая ответственными за обучение и результаты, развивает способности к рефлексии и самоанализу. Все вышеперечисленные принципы коучинга затрагивают психолого-педагогические аспекты, что абсолютно важно в образовании на всех ступенях обучения. При этом возникает вопрос, чем же лингвокоучинг как методический подход отличается от обучения другим дисциплинам и какие инструменты коучинга эффективны при обучении именно иностранным языкам.
Рассмотрим и проанализируем инструменты коучинга, которые возможно целесообразно и эффективно внедрить на практических занятиях при подготовке к экзамену по иностранному языку в аспирантуре. Следует отметить, что требования к допуску и сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку весьма высоки. При подготовке к экзамену аспирантам необходимо отобрать, прочитать, перевести и проанализировать большой объём научной литературы на иностранном языке по научной специальности из международных баз данных. На экзамене они должны продемонстрировать сформированные навыки чтения, перевода, реферирования научной статьи, умение строить монологическое высказывание о своей образовательной и профессиональной деятельности, вступать в диалог, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, отстаивать позицию. При этом практика обучения в вузе показывает, что далеко не все аспиранты обладают вышеуказанными навыками и умениями в силу разных причин. У кого-то был продолжительный перерыв в обучении, кто-то не уделял должного внимания иностранному языку на предыдущей ступени и имеет пробелы в знаниях, таким образом, контингент обучающихся весьма разнородный и разноуровневый, а зачастую с низкой мотивацией и высокой загруженностью на работе.
Принимая во внимание тот факт, что у нас взрослая аудитория и ограничен-ныйпериодвремени.выдепенн ыйнаподготовкукэкзам ену,практические занятия логично начинать с постановки целей. В коучинге используется инструмент SMART, виючающиёнсебя 5 цееей, эыыледующиыи ресшифпоыйммСресШс-конкретная, Measurable - измеримая, Achievable - достижимая, Relevant - ак-эеасснчи нТ1тес1-унреыеленнапюо вровыни [5,с.60]. На певвых занптеях мы формулируем цели на иностранном языке в соответствии с предложенной васысТрев куB.Ыоeдв-тoемeтиеь,-тозафидви-овaвнУйнпсуьввннйе фирме цель способствует осмысленной деятельности обучающегося по её достижению Гнавшую вовюнсн-естрдтрчцесусОучения,ыныкфт <^м^<^пюятельнвтуот-ветственность, пунктуальность.
Hепocмeевющиузa^^втиускeлecоыЫвмнне п^а^тать «с-пеео яз-оевно) баланса», где аспиранты будут отмечают свой прогресс в баллах согласно ви-дымдвясe0ьййпти,l<0м0рвlввe0еу0нкм0 бyдыупpедемывcвниврчaтс наэпзеырне Этот инструмент представлен в виде круга (рис.1), который разделён на четыре сектора, каждый из которых имеет свое название в соответствии с видами дея-тeльвоcри:втение,иeйювoд реферирование статьи, говорение в форме моноло-rтрынaвюы.
Рис. 1. Колесо языкового баланса
Обучающиесясамостоятельнооцениваютсвоиначяшные навькии умм-ния от нуля до десяти в зависимости от уровня их владения вышеуказанными ссосктамо.Оеметиа,что этоя инсооусенокоасиннадщеевоомоасость i^n^^h^^^o трудности в освоении этих видов деятельности и направлять свои усилия на их усорененое.Псиэтомвасмансе поспоесвбтеоосфанбесуояааана текущих савья ках и умениях и нацелено на будущий результат, т.е. опыт и ошибки прошлого не ппиеипаешовссинман иа. Иеэодасз эеогощле камсо го с я оиныдэлс-
ется индивидуальная образовательная траектория для преодоления трудностей идесуижевиаренэссгасов. Дая аепиыаста важноюидэсь дпвамнкэе°ума наро-гресса, поэтому в процессе обучения к «Колесу языкового баланса» обращаются оопуеделсннум рогэлярэосвьюмфикеиддют изменегмя.
К числу важных инструментов коучинга в преподавании иностранного языка отнесяеэяеффеотиюня воееееы Ж, с^.07у их сщд ^^ммк^с^е^л^Ы!^ тые. В отличие от общих, формальных вопросов, задаваемых с целью получения оВщем ннЮоамaтию,мниcсoэяЯcемеюопoнипенмr оаасающшсяееТя с^глощ, осознанию собственного языкового потенциала и смысла научной деятельности. Прмнедум сп^с^он^с^сСе^™внмивои^сов.каоорыа мыо^уаодатм^гумярно на практических занятиях.
1. Цепи обучения в аспирантуре и задачи, решаемые в исследовании
How would you identify a postgraduate student? What skills are important to develop for a postgraduate student? What field of science are you going to study?
Библиографический список
Why is it important? What problems might you face doing your research? Why have you decided to do a research? What are the main characteristic features of a research? What is the aim of your research? What is the significance of your research? Is your work ofpracticalortheoretical importance?
2. Наука и её роль в решении глобальных проблем
What is science? Why is science important nowadays? What is scientific communication? What international scientific achievements do you consider to be of a paramount importance? Why is it necessary to study a foreign language for a postgraduate student? What sources of information do you find the most reliable and objective? What do you enjoy most of all working in your scientific field? How does it influence our everyday life?
3. Карьераипрофессиональные достижения
What factors are the most important when choosing a career? Should passion or salary be more important in choosing a career? What skills and qualifications do you have? Can you describe your current job? What are your duties and responsibilities? Do dream jobs really exist? What motivates a person to change his/ her job? What would you like to be doing in five years? Is your research related to you career? What would you like to change in your work?
Как показала практика, эффективные вопросы меняют отношение обучающихся к изучаемому предмету, заставляют задуматься о перспективах, повышают интерес, мотивируют к достижениям, развивают навыки критического мышления.
Опыт подготовки аспирантов к кандидатскому экзамену по иностранному языку посредством инструментов коучинга можно считать положительным результатом. Практические занятия проводились в отдельных группах в 2023 и 2024 годах, по завершении курса все аспиранты сдали кандидатский экзамен по иностранному языку на «4» и «5», по итогу беседы был отмечен интерес к изучению иностранного языка и мотивация продолжать это в дальнейшей деятельности, в том числе профессиональной. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Коучинговый метод и инструменты коучинга оптимальны в обучении иностранным языкам именно взрослой категории обучающихся, т.к. взрослый человек обладает сознательностью, целеустремлённостью, он способен брать на себя ответственность при решении задач, рефлексировать, работать самостоятельно для достижения цели.
2. Инструменты коучинга эффективны для решения конкретных задач в обозначенные сроки. Процесс изучения иностранного языка не ограничен во времени, в то время как подготовка к кандидатскому экзамену имеет чёткие требования и сроки, что заставляет мобилизовать весь интеллектуальный потенциал человека.
3. Наилучших образовательных результатов можно достичь, объединив коучинг как психолого-педагогическую технологию поддержки и инструменты коучинга в языковом образовании. Доброжелательная атмосфера в малочисленных группах до 12 человек с учётом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся с применением инструментов коучинга преподавателем позволяют достигать поставленные цели.
В заключение отметим, что подготовка взрослого человека к языковому экзамену в условиях краткосрочности является сложным и трудоёмким процессом, требующим профессиональной компетентности преподавателя в области педагогики, психологии, лингвистики. Нами были выполнены все поставленные задачи, выявлен образовательный потенциал инструментов коучинга. Метод коучинга с применением таких инструментов, как целеполагание по формуле SMART, эффективные вопросы, колесо языкового баланса на практических занятиях при подготовке к кандидатскому экзамену доказал свою эффективность при обучении иностранному языку взрослых в условиях краткосрочности, способствовал повышению мотивации к обучению в аспирантуре и качеству подготовки в целом. Результаты исследования могут найти применение в обучении как иностранным языкам и подготовке к различным экзаменам, так и профессиональному / деловому иноязычному общению студентов-бакалавров, магистров, аспирантов. Перспектива дальнейшего исследования видится в изучении других инструментов коучинга и их адаптации к языковому образованию.
1. Зашихина И.М. Подготовка научной статьи: справится ли ChatGPT? Высшее образование в России. 2023; № 8-9: 24-47.
2. Потемкина Т.В., Авдеева Ю.А., Иванова УЮ. Взаимодействие с искусственным интеллектом как потенциал программы обучения иностранному языку в аспирантуре. Высшее образование в России. 2023; № 5: 67-85.
3. Хлыбова М.А Методика совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции аспирантов неязыкового вуза. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 3.
4. Жигалев Б.А., Белорукова М.В., Ганюшкина Е.В., Золотова М.В. Технологии успешного формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в группах аспирантов. Язык и культура. 2022; № 59: 202-226.
5. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей. Высокая эффективность. Москва: Междунар. акад. корп. управления бизнеса, 2005.
6. Лыткина О.И., Пономарева А.Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков. Вестник СВФУ. 2019; № 4 (16): 40-44.
7. Чеснокова Н.Е., Шукурова И.В. Коучинговый подход при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в аспирантуре. Педагогика и психология образования. 2023; № 4: 151-167.
8. Ильина О.К. Инструменты коучинга в обучении общему английскому языку. Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2022; № 4: 978-987.
9. Баранова И.В., Мирюгина Н.А., Смотряева К.С. Лингвокоучинг как современная технология обучения немецкому языку. Преподаватель XXI век. 2020; № 4-1: 136-144.
10. Идрисова П.Г., Шабанова Д.С., Мурзаева Д.М. Реализация идей педагогического коучинга в обучении студентов иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5: 94-96.
References
1. Zashihina I.M. Podgotovka nauchnoj stat'i: spravitsya li ChatGPT? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 8-9: 24-47.
2. Potemkina T.V., Avdeeva Yu.A., Ivanova U.Yu. Vzaimodejstvie s iskusstvennym intellektom kak potencial programmy obucheniya inostrannomu yazyku v aspiranture. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; № 5: 67-85.
3. Hlybova M.A Metodika sovershenstvovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii aspirantov neyazykovogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 3.
4. Zhigalev B.A., Belorukova M.V., Ganyushkina E.V., Zolotova M.V. Tehnologii uspeshnogo formirovaniya inoyazychnoj professional'noj kommunikativnoj kompetencii v gruppah aspirantov. Yazyk i kul'tura. 2022; № 59: 202-226.
5. Uitmor Dzh. Kouching vysokoj 'effektivnosti. Novyj stil' menedzhmenta, Razvitie lyudej. Vysokaya 'effektivnost'. Moskva: Mezhdunar. akad. korp. upravleniya biznesa, 2005.
6. Lytkina O.I., Ponomareva A.Yu. Principy yazykovogo kouchinga v prepodavanii inostrannyh yazykov. Vestnik SVFU. 2019; № 4 (16): 40-44.
7. Chesnokova N.E., Shukurova I.V. Kouchingovyj podhod pri podgotovke k sdache kandidatskogo 'ekzamena po inostrannomu yazyku v aspiranture. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2023; № 4: 151-167.
8. Il'ina O.K. Instrumenty kouchinga v obuchenii obschemu anglijskomu yazyku. Vestnik Tambovskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2022; № 4: 978-987.
9. Baranova I.V., Miryugina N.A., Smotryaeva K.S. Lingvokouching kak sovremennaya tehnologiya obucheniya nemeckomu yazyku. Prepodavatel'XXI vek. 2020; № 4-1: 136-144.
10. Idrisova P.G., Shabanova D.S., Murzaeva D.M. Realizaciya idej pedagogicheskogo kouchinga v obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5: 94-96.
Статья поступила в редакцию 24.09.24
УДК 37.02
Shatalov M.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Leningrad Regional Institute for Educational Development (Saint Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Levkin D.M., postgraduate, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT SOME ASPECTS OF THE STATE OF THE PRACTICE OF FORMING STUDENTS' NATURAL SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD. The article considers the main results of questionnaire surveys of 203 teachers and 834 students of grades 5-11 of Saint Petersburg and Leningrad Oblast, conducted according to the program of the ascertaining experiment within the framework of the study devoted to forming the natural-science picture of the world (NSPW) of students. The obtained data allow to judge the extent to which the process of teaching natural sciences and related subjects is aimed at the formation of the NSPW of schoolchildren; the implementation of the potential of extracurricular work in this process; the priority forms and types of extracurricular work and other aspects of the state of pedagogical practice. Some of the data allow to assess the dynamics of the level of interest of students in studying natural science subjects, as well as the effectiveness of the process of forming the NSPW based on their comparison with the results of other previously conducted studies. The set of obtained data is substantiated in the article as an empirical basis for developing the authors' methodology for forming the NSPW of basic school students.
Key words: natural science picture of the world of students, ascertaining experiment, survey of students, survey of teachers
М.А. Шаталов, д-р пед. наук, доц., Ленинградский областной институт развития образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Д.М. Левкин, аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОСТОЯНИИ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена рассмотрению основных результатов анкетирования 203 учителей и 834 обучающихся 5-11 классов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проведённых по программе констатирующего эксперимента в рамках исследования, посвящённого проблеме формирования естественнонаучной картины мира обучающихся. Полученные данные позволяют судить о мере направленности процесса обучения естественнонаучным и смежным с ними предметам на становление естественнонаучной картины мира школьников; о реализации в этом процессе потенциала внеурочной работы; о приоритетных формах и видах внеурочной работы и других аспектах состояния педагогической практики. Некоторые из данных позволяют оценить динамику уровня интереса обучающихся к изучению естественнонаучных предметов, а также результативности процесса формирования естественнонаучной картины мира на основании сравнения их с результатами иных, ранее выполненных исследований. Совокупность полученных данных обосновывается в статье в качестве эмпирической основы разработки авторской методики формирования естественнонаучной картины мира обучающихся основной школы.
Ключевые слова: естественнонаучная картина мира обучающихся, констатирующий эксперимент, анкетирование обучающихся, анкетирование учителей
В настоящее время приоритетом образовательной политики российского государства является укрепление суверенной системы образования в целях обеспечения мировоззренческого и технологического суверенитета нашей страны. Одно из направлений этого процесса связано с обновлением практики естественнонаучной подготовки обучающихся, в связи с чем значимым становится акцент на формировании естественнонаучной картины мира (далее - ЕНКМ) как важнейшей составляющей научной картины мира (НКМ) каждого ученика.
Следует отметить, что вопросы становления ЕНКМ на разных уровнях образования рассматривались в науке и в практике обучения. Так, были исследованы вопросы формирования ЕНКМ у учащихся профильных классов общеобразовательных организаций [1] и у обучающихся профессиональных училищ [2], вопросы моделирования этого процесса в высших учебных заведениях на основе синергетического подхода [3; 4]. В то же время сохраняется и ряд нерешённых проблем, что снижает эффективность процесса формирования ЕНКМ современных школьников.
Актуальность исследования определяется его направленностью на разрешение противоречия между необходимостью формирования ЕНКМ обучающихся и недостаточной эффективностью этого процесса в условиях доминирования монопредметной направленности общего образования, определённой ограниченности возможностей урочной работы по обобщению и интегрированию знаний учащихся из естественнонаучных и смежных с ними предметов в единую систему знаний о мире, окружающем человека. В этой связи перспективным представляется обращение внимания и на ресурсные возможности внеурочной работы школьников.
Таким образом, на современном этапе актуальной является разработка методики формирования ЕНКМ, основанной на интеграции урочной и внеурочной, а
также собственно внеурочной работы учащихся по естественнонаучным и смежными с ними учебным предметам.
Цель исследования - разработка и внедрение методики формирования ЕНКМ обучающихся в условиях интеграции их урочной и внеурочной работы по естественнонаучным и смежным с ними предметам (на примере основной школы).
Достижение поставленной цели требует решения широкого спектра задач. В данной статье отметим следующие из них:
- изучить состояние практики формирования ЕНКМ обучающихся в обучении естественнонаучным и смежным с ними предметам;
- провести анкетирование учителей и обучающихся по проблематике проводимого исследования;
- провести анализ полученных результатов.
Результаты решения поставленных задач обладают свойствами научной новизны, теоретической и практической значимости. Так, научная новизна заключается в том, что полученные эмпирические данные позволяют судить об актуальном состоянии и качестве процесса обучения естественнонаучным и смежным с ними предметам в части формирования ЕНКМ обучающихся. Кроме того, они дают возможность определения динамики значений отдельных показателей, характеризующих состояние практики обучения, на основе сравнения полученных нами данных с результатами ранее проведённых исследований.
Помимо этого, результаты анкетирований создают основу для получения теоретически значимых результатов, связанных с разработкой и обоснованием теоретических аспектов авторской методики формирования ЕНКМ школьников, а также практически значимых результатов, связанных с разработкой практико-ме-тодических аспектов проводимого нами исследования (методических рекомендаций, разработок учебных занятий и т.д.).