Научная статья на тему 'Коучинговый подход при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в аспирантуре'

Коучинговый подход при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранным языкам / кандидатский экзамен в аспирантуре / инновационный подход подготовки к экзамену / коучинг / преподаватель-коуч / мотивация и продуктивность занятий в вузе / teaching foreign languages / candidate’s exam in postgraduate school / innovative approach to exam preparation / coaching / teacher-coach / motivation and productivity of classes at a university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснокова Наталья Евгеньевна, Шукурова Инна Вячеславовна

Статья посвящена вопросам подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в условиях модернизации системы высшего образования. Описываются существующие подходы при обучении иностранному языку в аспирантуре, раскрываются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при работе с аспирантами. Предлагается использовать коучинг как инновационный подход для подготовки к экзамену по иностранному языку. Авторы рассматривают понятие коучинг, его потенциал и возможности реализации в высшем образовании, выявляют основные принципы при организации работы, среди которых создание благоприятной, психологически комфортной атмосферы на занятиях, учет образовательных потребностей, языковых способностей и профессиональных интересов обучающихся, а также целенаправленность, ориентация на перспективу, умение осуществлять рефлексию и самообразование. Результаты опытного обучения, проведенные в двух группах аспирантов Сургутского государственного университета, подтвердили эффективность и результативность посредством индивидуализации учебной деятельности, четкого распределения ответственности преподавателя-коуча и обучающегося, дистанционной формы организации учебного процесса. Коучинговый подход при подготовке к кандидатскому экзамену по иностранному языку в аспирантуре позволил вовлечь аспирантов в активную деятельность, повысил мотивацию и продуктивность занятий, раскрыл языковой потенциал и повысил уверенность в своих умениях, способствовал самореализации и осознанию значимости своей научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coaching approach in preparation for the candidate’s examination in foreign language at postgraduate school

The article is devoted to the preparation of postgraduate students for the candidate’s examination in a foreign language in the context of the modernization of the higher education system. The existing approaches to teaching a foreign language in postgraduate school are described, the difficulties faced by teachers when working with postgraduate students are revealed. It is proposed to use coaching as an innovative approach to prepare for a foreign language exam. The authors consider the concept of coaching, its potential and opportunities for implementation in higher education, identify the basic principles for organizing work, including the creation of a favorable, psychologically comfortable atmosphere in the classroom, taking into account the educational needs, language abilities and professional interests of students, as well as focus, orientation to the future, the ability to exercise reflection and self-education. The results of experiential learning conducted in two groups of postgraduate students of Surgut State University confirmed the effectiveness and efficiency due to individualization of learning activities, clear distribution of responsibilities of the teacher-coach and the learner, and the distance form of organizing the educational process. The coaching approach in preparing for the candidate’s examination in a foreign language in postgraduate school made it possible to involve postgraduate students in active work, increased motivation and productivity of classes, revealed language potential and increased confidence in their skills, contributed to self-realization and awareness of the importance of their scientific activity.

Текст научной работы на тему «Коучинговый подход при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в аспирантуре»

DOI: 10.31862/2500-297X^023-4-151-167 УДК 378.048.2

Н.Е. Чеснокова, И.В. Шукурова

Сургутский государственный университет, 628400 г. Сургут, Российская Федерация

Коучинговый подход при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в аспирантуре

Статья посвящена вопросам подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в условиях модернизации системы высшего образования. Описываются существующие подходы при обучении иностранному языку в аспирантуре, раскрываются трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при работе с аспирантами. Предлагается использовать коучинг как инновационный подход для подготовки к экзамену по иностранному языку. Авторы рассматривают понятие коучинг, его потенциал и возможности реализации в высшем образовании, выявляют основные принципы при организации работы, среди которых создание благоприятной, психологически комфортной атмосферы на занятиях, учет образовательных потребностей, языковых способностей и профессиональных интересов обучающихся, а также целенаправленность, ориентация на перспективу, умение осуществлять рефлексию и самообразование. Результаты опытного обучения, проведенные в двух группах аспирантов Сургутского государственного университета, подтвердили эффективность и результативность посредством индивидуализации учебной деятельности, четкого распределения ответственности преподавателя-коуча и обучающегося, дистанционной формы организации учебного процесса. Коучинговый подход при подготовке к кандидатскому экзамену по иностранному языку в аспирантуре позволил вовлечь аспирантов в активную деятельность, повысил мотивацию и продуктивность занятий, раскрыл языковой потенциал и повысил уверенность в своих умениях, способствовал самореализации и осознанию значимости своей научной деятельности.

© Чеснокова Н.Е., Шукурова И.В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License

The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

^ о

X I

4 £

° 5

Н ГО

Ш I

Z о

го

х и * ш

П Tj ГО о О с^ ш ОЛО F 1= о

ш

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, кандидатский экзамен в аспирантуре, инновационный подход подготовки к экзамену, коучинг, преподаватель-коуч, мотивация и продуктивность занятий в вузе

Благодарности. Авторы выражают благодарность заведующей кафедрой иностранных языков Сургутского государственного университета, доктору филологических наук Сергиенко Наталье Анатольевне за поддержку и помощь в организации обучения и проведении исследования.

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Чеснокова Н.Е., Шукурова И.В. Коучинговый подход при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в аспирантуре // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 151 — 167. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-4-151-167

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-151-167

N.E. Chesnokova, I.V. Shukurova

Surgut State University,

Surgut, 628400, Russian Federation

CK

¿-е-™ psychologically comfortable atmosphere in the classroom, taking into

о о

ш ало F i= о

Coaching approach in preparation

for the candidate's examination

in foreign Language at postgraduate school

The article is devoted to the preparation of postgraduate students for the candidate's examination in a foreign Language in the context of the modernization of the higher education system. The existing approaches to teaching a foreign Language in postgraduate school are described, the difficulties faced by teachers when working with postgraduate students are revealed. It is proposed to use coaching as an innovative approach to prepare for a foreign Language exam. The authors consider the concept of coaching, its potential and opportunities for implementation in higher education, identify

ro ~ ^ o

X I ct £

° 5 t: ? ^ (U x x

Z I 1

y 2 the basic principles for organizing work, including the creation of a favorable,

Ju o-vo account the educational needs, language abilities and professional interests of students, as well as focus, orientation to the future, the ability to exercise

reflection and self-education. The results of experiential learning conducted in two groups of postgraduate students of Surgut State University confirmed the effectiveness and efficiency due to individualization of learning activities, clear distribution of responsibilities of the teacher-coach and the learner, and the distance form of organizing the educational process. The coaching approach in preparing for the candidate's examination in a foreign language in postgraduate school made it possible to involve postgraduate students in active work, increased motivation and productivity of classes, revealed language potential and increased confidence in their skills, contributed to self-realization and awareness of the importance of their scientific activity. Key words: teaching foreign languages, candidate's exam in postgraduate school, innovative approach to exam preparation, coaching, teacher-coach, motivation and productivity of classes at a university

Acknowledgments. The authors express their gratitude to the head of the Department of Foreign Languages at Surgut State University, Dr. Hab. (Philology) Nata-lya A. Sergienko for her support and assistance in organizing training and conducting research.

CITATION: Chesnokova N.E., Shukurova I.V. Coaching approach in preparation for the candidate's examination in foreign language at postgraduate school. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4. Pp. 151-167. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-151-167

Введение

Модернизация системы высшего образования и развитие российской аспирантуры, связанные с переходом на новую модель с 2022/2023 учебного года, представляют собой важную и актуальную задачу. В последние годы в системе высшего образования наблюдается кризис, проявляющийся в недостаточной подготовке выпускников аспирантуры к научной работе, снижении процента защищаемых диссертаций после освоения программы и отсутствии четких мотивационных ориентиров 0

для выпускников магистратуры и специалитета продолжать обучение 2 о

Ё| £

в аспирантуре [17]. Для повышения эффективности российской аспирантуры необходимо решить несколько связанных задач, включающих повышение качества образовательного процесса, стимулирование научной деятельности, развитие финансовых и организационных механиз- Ц-е-

педагогических кадров [19].

° 5

t: ? ^

ш х х

Z о I

х S s

* m °

мов, а также обеспечение ресурсов для подготовки научных и научно- ^

Новая концепция направлена на усиление научной работы аспирантов, повышение ее результативности и качества, а также увеличение числа успешно защищенных кандидатских диссертаций. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать у аспирантов навыки критического мышления, оценки и анализа информации, а также умение применять ее в своих исследованиях, включая работу на иностранном языке. Подготовка к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку является неотъемлемой частью образовательного процесса и требует от аспирантов сформированных навыков чтения, понимания иноязычной научной литературы в своей области знаний, извлечения необходимой информации без словаря, а также умения письменно переводить фрагменты текста на родной язык с использованием словаря и вести беседу по своей специальности. Чтобы получить допуск к экзамену, аспирантам необходимо выполнить ряд заданий, включающих выбор оригинального текста на иностранном языке, связанного с их диссертационным исследованием и объемом не менее 15 000 знаков, его письменный перевод на русский язык, подготовку терминологического глоссария на основе прочитанных современных научных статей, а также чтение и обработку оригинальных научных статей в области своей специализации общим объемом 500-600 тысяч знаков. Это требует от преподавателей непрерывного совершенствования своих профессиональных и методических навыков, поиска эффективных инновационных подходов для качественной подготовки аспирантов.

В связи с этим актуальной задачей модернизации системы высшего образования является разработка и внедрение инновационных педагогических подходов, технологий и методов преподавания дисциплин и организации практик, которые способствуют повышению учебной мотивации аспирантов, их активному участию в учебном процессе, развитию самостоятельности и ответственности за результаты обучения, а также стимулируют самообучение и профессиональное развитие [20].

Постановка проблемы, цель статьи, обзор научной литературы

Вопросам обучения иностранному языку в аспирантуре посвящены работы С.Р. Абзаловой, Н.Г. Валеевой, В.В. Воног, Т.А. Косачёвой, О.А. Прохоровой, Н.А. Хлыбовой, в которых авторы предлагают различные пути совершенствования подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена. В работе Н.А. Хлыбовой важная роль уделяется формированию научно-исследовательской компетенции и самостоятельной работы при изучении иностранного языка [22]. Н.Г. Валеева,

о

го |_

^ о

X I

ч .0

о

н го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X CP и Ol о m го

о о

ш о_ю

F с о

F с о

154

Н.М. Мекеко убеждены, что именно антропоцентрический подход в практике обучения позволит сформировать языковую личность, обладающую профессиональной иноязычной коммуникативной компетенцией и способной осуществлять межкультурную коммуникацию в научной среде [4]. О.А. Прохорова, В.В. Воног считают, что в основе обучения лежит компетентностный подход и среди основных компетенций выделяют лингвистическую, коммуникативную, межкультурную [18]. Анализ научной методической литературы показал, что проблеме обучения аспирантов иностранному языку и подготовке к сдаче кандидатского экзамена в целом уделяется гораздо меньше внимания, чем преподаванию его другим категориям учащихся [11], остается много нерешенных вопросов.

Преподаватели сталкиваются с рядом сложностей в процессе подготовки аспирантов к экзамену, включая ограниченное количество аудиторных часов и неоднородность групп. При этом повышение требований к языковым навыкам поступающих в аспирантуру не является оптимальным решением, т.к. может исключить талантливую молодежь, специализирующуюся в определенной области [Там же]. Считается, что большинство аспирантов уже обладает достаточно хорошим уровнем иностранного языка и их основной целью является развитие навыков чтения, понимания и перевода аутентичных текстов по своей специальности, усвоение терминологии и способность вести дискуссии по исследуемым проблемам. Однако на практике ситуация выглядит иначе. У многих аспирантов был длительный перерыв в образовательной деятельности и изучении иностранного языка, а некоторые из них имели недостаточные навыки изначально. Многие аспиранты не рассматривают занятия по иностранному языку как обязательную часть образования. Кроме того, наличие семьи и детей отвлекает их внимание от учебы, а необходимость работать затрудняет усвоение учебного материала [15]. Как отмечалось выше, требования к допуску и сдаче кандидатского экзамена являются высокими, и это заставляет преподавателей искать эффективные методы и подходы для успешного обучения.

Особое место в становлении и развитии инновационных подходов для решения задач модернизации системы высшего образования и подго- 0 товке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку приобре- | о тает методология коучинга.

го ^

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть -т о Ц и проанализировать коучинг как метод обучения, выявить его образо- ^ у 2 вательный потенциал и доказать эффективность коучингового подхо- 5-е-й да при подготовке аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по ино- ^ ¡ро странному языку.

Термин «коучинг» был заимствован из английского языка, где он означал процесс подготовки студентов к экзаменам. В Оксфордском университете «коучем» называли человека, помогающего студентам готовиться к сессии. Интересно, что слово coach происходит от венгерского слова, означающего конную коляску. Таким образом, можно сказать, что коучинг помогает людям быстрее достигать своих целей. Позднее термин стал использоваться в спортивном контексте, а сегодня он охватывает область наставничества, консультирования и инструктирования [12]. Коучинг сформировался в 90-х гг. XX в., объединяя различные науки, такие как психология, педагогика, менеджмент, философия, логика и жизненный опыт. На сегодняшний день коучинг существует как самостоятельный метод, он пользуется большой популярностью во всем мире и применяется в различных сферах общественной жизни от бизнеса до высшего образования и может реализовываться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Вопросы использования коучинга как метода обучения и его трансформации в частные методы были рассмотрены в работах зарубежных и отечественных ученых, педагогов и психологов: Н.А. Акоповой, Е.Г. Заво-риной, Н.М. Зыряновой, В.В. Лоренца, Э. Парслоу, П.В. Плотникова, И.Н. Таранниковой, Г.В. Швалова, Л.И. Шрамко, Е.А. Цыбиной, Т. Голви, Дж. Уитмор и др. Внедрение коучинга в российскую систему образования представляет собой формирование новой модели обучения, основанной на принципе стимулировании самообучения и самообразования.

В научной литературе существует множество определений этого понятия, где коучинг рассматривается как искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека [6]; как особая форма консультирования и индивидуальной поддержки, направленная на личностный и профессиональный рост, раскрытие внутреннего потенциала человека для достижения максимальной эффективности [5]. Н.М. Зырянова рассматривает понятие коучинга в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле коучинг - это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем моби-

2 о лизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей § |

° 5 t: ? ^ ш х х

Z о I х го и m

g_-e- £ Несмотря на то, что трактовка термина «коучинг» может различать-8 ся у разных специалистов, его основное предназначение заключается

и формирования новых навыков» [7, с. 47]. В узком понимании коучинг - это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения» [Там же].

m и-ш

Г- С О

в том, чтобы стимулировать мышление и творчество обучающихся,

вдохновлять их на полное раскрытие своего личного и профессионального потенциала. Основная цель коучинга заключается в формировании мышления, направленного на использование врожденных способностей человека. Именно это отличает его от наставничества, менторства и других методик [12]. Как утверждает зарубежная основательница коучинга Мэрилин Аткинсон (Международный Эриксоновский университет), «цель коучинга состоит в том, чтобы помочь человеку раскрыть его внутренний потенциал, определить свои главные ценности и видение высокой цели и научиться эффективно реализовать любые жизненные проекты, будь то освоение нового навыка, избавление от вредной привычки или запуск нового бизнеса» [1, с. 4].

Методики коучинга успешно применяются в образовании, где обучающиеся могут раскрыть свой потенциал и достигнуть высоких результатов без принуждения. Преподаватели также получают пользу от коу-чинга, поскольку они видят процесс обучения с новой перспективы и ориентируются на свободную реализацию нестандартных подходов. Педагог помогает формированию ответственной личности обучающегося [13].

Коучинг в иноязычном образовании

Коучинговые технологии стали активно использоваться в преподавании иностранных языков, т.к. усвоение иностранных языков во многом обусловлено действием психологических механизмов [8]. Так, И.В. Фирсова подчеркивает: «Сам предмет обучения - иностранный язык - представляет собой явление, теснейшим образом связанное с сознанием и мыслительной деятельностью человека. Процесс обучения опирается на психологические, личностные возможности, которыми располагают как сам преподаватель, так и люди, изучающие иностранный язык» [21, с. 89].

В современной психолого-педагогической области существует направление, известное как лингвокоучинг, которое посвящено сопровождению обучающихся при изучении иностранного языка. В русскоязычной литературе также используется термин «языковой коучинг», а в англо- 2 о язычной литературе можно встретить термин иеиго1апдыадесоасЫпд ^ ¡5 [8]. Лингвокоучинг представляет собой эффективный и интересный | х | подход к изучению языка, основанный на использовании коучинговых х 5 2 техник [2], также может рассматриваться как способ достижения целей х^ ™ в изучении иностранного языка при поддержке преподавателя-коуча оз [14]. Вопросы, связанные с лингвокоучингом, являются относительно

новыми в области лингводидактики, педагогики высшей школы и методики преподавания. Они тесно связаны с важными проблемами обучения иностранному языку в вузе, такими как развитие мотивации и интереса к изучению языка, субъект-субъектные отношения преподавателя и студента, личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся, раскрытие потенциала, а также развитие критического мышления и умения анализировать информацию. Несмотря на научную и методическую новизну этого метода, на сегодняшний день имеется ограниченное количество научных статей, опубликованных преимущественно за последние пять лет (2018-2023).

Философия коучинга в контексте высшего образования и обучения аспирантов опирается на несколько ключевых принципов, которые можно сформулировать на основе анализа научной литературы.

1. Создание благоприятной, психологически комфортной атмосферы на занятиях. Аспирант - это взрослый человек, имеющий профессиональные достижения в своей области, обладающий определенным опытом и статусом в обществе, поэтому образовательная среда должна быть максимально комфортной, а взаимодействие с преподавателем-коучем доброжелательным, основанным на доверии, уважении, одобрении и открытой коммуникации. В отличие от традиционных принципов, взаимоотношения между преподавателем и обучающимся строятся на основе партнерства и сотрудничества и исключают иерархические отношения [14].

2. Учет образовательных потребностей, языковых способностей, профессиональных интересов обучающихся, стимулирование интереса к познанию и развитию. Внимание коуч-преподавателя направлено главным образом на выявление и учет индивидуальных способностей и возможностей личности каждого обучающегося, что помогает раскрыть их потенциал для более успешного достижения поставленных целей [3]. Он не просто передает знания, а помогает аспирантам определить свою образовательную траекторию, чтобы преодолеть сложности. У данного принципа есть некоторые сходства с лично-ориентированным подходом (И.Л. Бим, Н.Ф. Коряковцева) и принципом индивидуализации в коммуникативном методе (Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева), реализуемых в методике обучения иностранным языкам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Целенаправленность, ориентация на перспективу, умение осуществлять рефлексию и самообразование. Коучинг имеет четко опре-

го ^ ^ о

X X ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z X 1

у 2 деленные цель и задачи, которые обсуждаются с обучающимися зара-

ск

¡2 нее и реализуются в процессе обучения. Преподаватель-коуч помогает

—э' аспирантам осмыслить собственную роль, свое видение, ресурсы, дать

^ промежуточную оценку своей деятельности, а также использовать свой

потенциал. Коучинг, в отличие от наставничества, которое базируется на прошлом опыте, основан на сегодняшней ситуации и устремлен в будущее, он помогает обучающимся конструктивно мыслить, базируясь на положительных аспектах. Подготовка к кандидатскому экзамену предполагает большую долю самостоятельной работы аспирантов [10], которая заключается в поиске и обработке большого количества иноязычной литературы в международных базах данных, что требует высокого уровня их мотивации и ответственности, вовлеченности в процесс, способности мобилизовать силы и сфокусироваться на результате [16].

Важно отметить, что продуктивное усвоение иноязычного материала и достижение поставленных целей возможно только тогда, когда обучающиеся вовлечены в процесс обучения, активны и замотивирова-ны на решение конкретных задач и получают от этого положительные эмоции. Динамика роста языковых навыков и умений обучающихся создают ситуацию успеха и положительно влияют на результат. Практика показывает, что положительная мотивация компенсирует недостаток языковых способностей и помогает преодолеть трудности [3].

На основе вышеперечисленных принципов можно сделать вывод о том, что коучинговый подход является наиболее оптимальной стратегией для обучения взрослых людей, которые уже сформированы в личностном плане, способны сами ставить перед собой задачи, а также брать ответственность за результаты и сроки их выполнения. Они хорошо понимают важность формулирования цели и готовы упорно работать, ожидая получить видимый, измеримый результат в определенный срок [10].

Поскольку коучинговый подход изменяет отношения между преподавателем и обучающимся, делая их равноправными партнерами, меняются также и требования к личности преподавателя-коуча, к его профессиональным компетенциям, к его искусству преподавания, которое выражается в принципах педагогического взаимодействия. Это позволяет педагогам выходить на более высокий профессиональный уровень, который соответствует современным образовательным стандартам. Преподаватель-коуч должен быть компетентен в области личных качеств, в постановке учебных целей и задач, в области мотивации 0 и организации учебного процесса, а также в преподаваемой дисциплине | о [12]. Он выступает как консультант, слушатель и партнер по диалогу. Его задача заключается в том, чтобы создать условия, в которых обуча- ^ § | ющиеся самостоятельно предлагают решения, обеспечить обратную ^ у 2 связь и оценку собственной деятельности. ^-О- $

Таким образом, коучинговый подход в высшем образовании откры- ^ ало вает новые возможности для обучающихся, позволяя им развивать свой

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 4

потенциал и достигать поставленных целей, а также меняет требования к преподавателям, которые должны быть компетентными, поддерживать диалог и обеспечивать обратную связь.

CK

-

Материалы и методы исследования

Теоретико-методологической базой данного исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и управления процессами в образовании, теории и методики обучения иностранным языкам, работы, посвященные формированию и поддержанию мотивации студентов к изучению иностранного языка. Для решения практических задач использовались следующие научно-исследовательские методы.

1. Теоретические: изучение и анализ методической литературы по проблеме исследования, анализ федеральных государственных требований к программам аспирантуры, анализ коучингового подхода, его принципов при реализации в образовании и обучении иностранным языкам.

2. Эмпирические: проведение занятий с применением коучингового подхода, наблюдение, анкетирование и опрос обучающихся, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Объектом данного исследования выступает образовательный процесс в рамках программы подготовки к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку. Предметом исследования является коучинго-вый подход, используемый в обучении иностранному языку в аспирантуре.

Опытное обучение проводилось на базе Сургутского государственного университета, в нем приняли участие аспиранты 1 года обучения различных направлений подготовки, общей численностью 26 человек в весенних семестрах 2021/2022 и 2022/2023 учебных годов. Курс подготовки был рассчитан на 32 часа практических занятий, без учета часов на самостоятельную работу. Все занятия в аспирантуре проводились с применением электронных образовательных и дистанционных технологий.

На первых занятиях были сформулированы цели и задачи обучения,

го ~ ^ о

X X

5 определены сроки, спланирована деятельность аспирантов, при этом

^ ? к

Ш X X 2 § 1

у 2 ответственность за результаты работы. В основном коммуникация осу-

инициатива исходила от обучающихся, их готовности брать на себя

§_.§. ¡5 ществлялась на иностранном языке, но, если возникали трудности, под-¡—о' ключался родной язык. Преподаватель-коуч учитывал языковой уровень подготовки аспирантов, создавая комфортную, доброжелательную

образовательную атмосферу. Затем выявлялись трудности в овладении заданиями экзаменационного материала, а поскольку группы представляли собой разноуровневый контингент, то преподаватель выстраивал индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося.

Учет научных интересов каждого аспиранта отражался в работе по подбору и поиску аутентичной литературы по направлению подготовки. Демонстрируя экран на занятиях, преподаватель-коуч знакомил с зарубежными базами данных, где по ключевым словам каждый аспирант осуществлял подбор статей для чтения, перевода, реферирования. Следует отметить, что преподаватель иностранного языка не является специалистом в области медицины, права, экономики или юриспруденции, он только направляет деятельность обучающегося, создает условия для раскрытия его потенциала. После каждого занятия проводилась рефлексия, где преподаватель и аспирант давали оценку результатам своей работы и намечали или корректировали дальнейший план деятельности.

Особое внимание уделялось исправлению ошибок, т.к. взрослый человек особенно чувствительно воспринимает неудачу. В данном случае давалась установка, что ошибка - это нормальное явление для тех, кто учится, и не ошибается тот, кто ничего не делает. Все неточности преподаватель фиксировал письменно, а после ответа аспиранта озвучивал эти ошибки, использовал чат для графического отображения и давал разъяснения и рекомендации. По окончании курса проводилось анкетирование аспирантов, а для подведения итогов обучения учитывалась оценка, полученная на экзамене.

Обсуждение и результаты

Коучинговый подход в процессе подготовки к кандидатскому экзамену по иностранному языку доказал свою эффективность как форма психолого-педагогической поддержки аспиранта. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного в завершении опытного обучения. 90% опрошенных отметили благоприятный психологический климат на занятиях, способствующий усвоению материала и продуктив- 0 ности работы. 75% аспирантов указали на осознание важности своего | о исследования для науки и общества. В группах не было зафиксировано отчислений из аспирантуры по причине отсутствия интереса. Мы рабо- ^ § | тали над этим показателем косвенно, посредством чтения и обсуждения ^ у 2

о

иноязычной литературы по проблемам исследований аспирантов. 60% ^-е-опрошенных заявили о готовности продолжать заниматься изучением ^ |ро иностранного языка после сдачи кандидатского экзамена. *

По результатам экзамена все аспиранты сдали кандидатский экзамен на положительные оценки, среди которых 65% получили «отлично» и 35% «хорошо». Небольшое количество аспирантов, принявших участие в опытном обучении, продемонстрировали стабильный результат в двух группах, что подтверждает результативность коучингового подхода и будет продолжаться в последующие годы при подготовке к экзамену. Перспективу дальнейших исследований мы видим в разработке системы заданий на иностранном языке с учетом принципов коучинга.

По результатам опытного обучения можно выделить следующие главные факторы, которые повлияли на ход и результат работы.

1. Индивидуализация обучения, отсутствие строго построенного плана занятия. Фиксированной остается только конечная цель, а способы ее достижения могут варьироваться.

2. Четкое распределение и понимание ролей преподавателя-коу-ча и обучающегося. Обучающиеся берут ответственность за результат работы, за использование личного потенциала, поиск собственных решений.

3. Дистанционная форма обучения, которая оправдала свою целесообразность особенно для этой категории учащихся. Онлайн-фор-мат повышает гибкость обучения, позволяет обеспечить практически 100-процентную явку (отсутствие по причине болезни) и экономить время на дороге в университет и обратно.

о;

Выводы и заключение

Внедрение коучингового подхода в вузе и использование лингвокоу-чинга при подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену имеет ряд положительных эффектов.

1. Рост вовлеченности обучающихся. Коучинговый подход активно вовлекает аспирантов в учебный процесс, делая их участниками и соавторами своего образования, они становятся более мотивированными и ответственными за свою учебу и проявляют большую инициативу.

2. Повышение продуктивности занятий. Коучинговый подход стимулирует аспирантов к более активному участию в уроках, развивает их мышление, способности к саморефлексии и самоанализу. Это приводит к более продуктивным занятиям и эффективному освоению ино-

го ~ ^ о

X I ^ £

° 5 ^ ? ~

^ § х странного языка

у 2 3. Раскрытие языкового потенциала и повышение уверенности. Лин-^-О-™ гвокоучинг помогает аспирантам раскрыть свой языковой потенциал, использовать свои внутренние ресурсы и развивать свои способности. В результате обучающиеся становятся более уверенными в своих силах,

укрепляют свою самооценку и верят в свою способность продемонстрировать свои навыки и умения на экзамене.

4. Удовлетворенность и самореализация. Коучинговый подход способствует формированию положительной образовательной среды, где аспиранты чувствуют себя комфортно и психологически безопасно. Результаты и достижения обучающихся в процессе обучения укрепляют их удовлетворенность от проделанной работы и способствуют их самореализации.

Таким образом, использование коучингового подхода, особенно в контексте лингвокоучинга при подготовке аспирантов, обогащает образовательный процесс и способствует эффективному освоению иностранного языка. Это создает условия для роста студентов как профессионалов и личностей, а также повышает общую качественную результативность и удовлетворенность образовательным процессом. Лингвокоучинг при подготовке к кандидатскому экзамену в аспирантуре дает возможность раскрыть языковой потенциал каждого аспиранта, выстроить траекторию индивидуальной образовательной деятельности, раскрыть обучающимся их внутренние ресурсы, активизировать ранее изученный материал, создать комфортную атмосферу взаимодействия для достижения учебных целей, что положительным образом сказывается на росте внутренней мотивации к овладению иностранным языком. Проведенное опытное обучение при подготовке аспирантов к экзамену на основе коучингвого подхода показало высокую результативность. Все это позволяет сделать вывод о значительном потенциале использования коучингового подхода в процессе преподавания иностранного языка с целью повышения его эффективности.

Библиографический список/ References

1. Аткинсон М., Чойс Р. Искусство и наука коучинга: внутренняя динамика коучинга. М., 2016. [Atkinson M., Chojs R. Iskusstvo i nauka kouchinga: vnutrennyaya dinamika kouchinga [The art and science of coaching: The inner dynamics of coaching]. Moscow, 2016.]

2. Баранова И.В., Мирюгина Н.А., Смотряева К.С. Лингвокоучинг как современная технология обучения немецкому языку // Преподаватель XXI век. 2020. № 4-1. С. 136-144. [Baranova I.V., Miryugina N.A., Smotryaeva K.S. Linguo-coaching as modern technology of German language teaching. ^ ¡5 Prepodavatel XXI vek. 2020. No. 4-1. Pp. 136-144. (In Rus.)] S x x

3. Бароненко Е.А., Райсвиг Ю.А., Скоробренко И.А. Применение

гвокоучинга как способ повышения эффективности овладения иностран- к ¡^ о ным языком // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно- ^

педагогического университета. 2023. № 1. С. 44-65. [Baronenko E.A., ^ рэ Raisvig Yu.A., Skorobrenko I.A. The use of linguo coaching techniques *

ro ~ ^ о

X

as a way to increase the effectiveness of mastering a foreign language. The Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University. 2023. No. 1. Pp. 44-65. (In Rus.)]

4. Валеева Н.Г., Мекеко Н.М. Антропоцентрический подход в практике обучения иностранным языкам в аспирантуре // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2016. № 2. С. 55-63. [Valeeva N.G., Mekeko N.M. Anthropocentric approach in the practice of teaching foreign languages in graduate school. RUDN Journal of Languages Education and Translingual Practices. 2016. No. 2. Pp. 55-63. (In Rus.)]

5. Голви Т. Работа как внутренняя игра: раскрытие личного потенциала / Пер. с англ. 2-е изд. М., 2012. [Golvi T. Rabota kak vnutrennyaya igra: raskrytie lichnogo potenciala [Work as an inner game: Unlocking personal potential]. Transl. from English. 2nd ed. Moscow, 2012.]

6. Дауни М. Эффективный коучинг. Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы. М., 2019. [Dauni M. Effektivnyj kouching. Tekhnologii razvitiya organizacii cherez obuchenie i razvitie sotrudnikov v processe raboty [Effective coaching. Technologies for the development of an organization through the training and development of employees in the process of work]. Moscow, 2019.]

7. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 46-49. [Zyryanova N.M. Coaching in the education of adolescents. Bulletin of Psychological Practice in Education. 2004. No. 1. Pp. 46-49. (In Rus.)]

8. Иголкина Н.И. Лингвокоучинг как компонент психологической компетенции преподавателя иностранного языка // Образование в современном мире: Сборник научных статей. Саратов, 2021. Вып. 16. C. 8-12. [Igolkina N.I. Linguistic coaching as a component of the psychological competence of a foreign language teacher. Obrazovanie v sovremennom mire. Saratov, 2021. Iss. 16. Pp. 8-12. (In Rus.)]

9. Идрисова П.Г., Шабанова Д.С., Мурзаева Д.М. Реализация идей педагогического коучинга в обучении студентов иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 94-96. [Idrisova P.G., Shabanova D.S., Murzaeva D.M. Implementation of the ideas of pedagogical coaching in teaching students a foreign language. World of Science, Culture, Education. 2021. No. 5 (90). Pp. 94-96. (In Rus.)]

10. Ильина О.К. Инструменты коучинга в обучении общему английскому языку // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2022. Т. 27. № 4. С. 978- 987. [Ilyina O.K. Coaching tools in teaching general English. Tambov University Reviews. Series Humanitie. 2022. No. 4. о Pp. 978-987. (In Rus.)]

g ° 11. Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Learning Journey Map как техноло-

g: ¡5 гия работы с аспирантами при подготовке к кандидатскому экзамену

ш i § по иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансово-

I is го университета. 2022. № 12. С. 70-74. [Kondrakhina N.G., Petrova O.N.

к ^ о Learning Journey Map as a technology for working with graduate students

о S. in preparation for the candidate's exam in a foreign language. Humanities and

iPo Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022. No. 12. Pp. 70-74.

(In Rus.)]

12. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Коучинг как инновационная образовательная технология // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 2. C. 27-32. [Kostrova Yu.B., Shibarshina O.Yu. Coaching as an innovative educational technology. Educational Resources and Technologies. 2019. No. 2. Pp. 27-32. (In Rus.)]

13. Кулемина Е.В. Коучинг - эффективная технология психолого-педагогического сопровождения учащихся // Психология учебной и профессиональной деятельности. Новосибирск, 2018. С. 34-38. [Kulemina E.V. Coaching is an effective technology of psychological and pedagogical support for students [Psihologiya uchebnoj i professionalnoj deyatelnosti]. Novosibirsk, 2018. Pp. 34-38. (In Rus.)]

14. Лыткина О.И., Пономарева А.Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2019. № 4 (16). С. 40-44. [Lytkina O.I., Ponomareva A.Yu. Principles of language coaching in teaching foreign languages. Vestnik of the North-Eastern Federal University. 2019. No. 4 (16). Pp. 40-44. (In Rus.)]

15. Методика организации учебных занятий у аспирантов для сдачи экзамена по английскому языку / Невраева Н.Ю., Быстрай Е.Б., Кабанов А.М. и др. // Хуманитарни Балкански изследвания. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 38-42. [Nevraeva N.Yu., Bystray E.B., Kabanov A.M. et al. Methodology of organizing training sessions for postgraduate students to pass the English language examination. Humanitarni Balkanski izsledvaniya. 2020. Vol. 4. No. 1 (4). Pp. 38-42. (In Rus.)]

16. Москаленко И.В., Чурекова Т.М. Коучинговые инструменты как способ повышения эффективности обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 54. С. 181-192. [Moskalenko I.V., Churekova T.M. Coaching tools as a way to improve the effectiveness of teaching at the university. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2021. No. 54. Pp. 181-192. (In Rus.)]

17. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки / Караваева Е.В., Костенко О.А., Маландин В.В., Моси-чева И.А. // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 9-23. [Karavaeva E.V., Kostenko O.A., Malandin V.V., Mosicheva I.A. Programs for the training of scientific and scientific-pedagogical personnel in postgraduate studies as a basic tool for strengthening the human resources potential of Russian science. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2022. No. 1. Pp. 9-23. (In Rus.)]

18. Прохорова О.А., Воног В.В. Компетентностный подход в обучении ино- о странным языкам в аспирантуре // Вестник Томского государственного Ц ° университета. 2015. № 12 (165). С. 25-29. [Prokhorova O.A., Vonog V.V. g: £ Competency-based approach in teaching foreign languages in postgraduate ш i x studies. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2015. No. 12 (165). ^ x S Pp. 25-29. (In Rus.)] к У о

19. Российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в кон- го тексте глобальных трендов / Сероштан М.В., Артамонова К.А., Акимо- ^ рэ ва Г.З. и др. // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 46-66.

[Seroshtan M.V., Artamonova K.A., Akimova G.Z. et al. Russian postgraduate sudies: Problems and key factors of development in the context of global trends. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2022. No. 5. Pp. 46-66. (In Rus.)]

20. Сундукова Г.М., Деревягина Л.Н., Шрамченко Т.Б. Коучинг как ресурс для инновационных изменений в подготовке бакалавров // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 3. URL: https://esj.today/PDF/08ECVN322. pdf (дата обращения: 22.02.2023). [Sundukova G.M., Derevyagina L.N., Shramchenko T.B Coaching as a resource for innovative changes in the preparation of bachelors. The Eurasian Scientific Journal. 2022. No. 3. URL: https://esj.today/PDF/08ECVN322.pdf (In Rus.)]

21. Фирсова И.В. Языковой барьер при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 9 (1). C. 89-92. [Firsova I.V. Language barrier in teaching a foreign language. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2013. No. 9 (1). Pp. 89-92. (In Rus.)]

22. Хлыбова М.А. Иноязычная подготовка аспирантов в контексте непрерывного уровневого высшего образования: Монография. Пермь, 2019. [Hlybova M.A. Inoyazychnaya podgotovka aspirantov v kontekste nepreryvnogo urovnevogo vysshego obrazovaniya [Foreign language training of postgraduate students in the context of continuous level higher education]. Perm, 2019.]

Статья поступила в редакцию 19.07.2023, принята к публикации 19.09.2023 The article was received on 19.07.2023, accepted for publication 19.09.2023

Сведения об авторах / About the authors

Чеснокова Наталья Евгеньевна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры иностранных языков Института гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет

Natalia E. Chesnokova - PhD in Pedagogy; Associate Professor at the Department of Foreign Languages of the Institute of Humanitarian Education and Sports, Surgut State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: chesnokova_ne@mail.ru

Шукурова Инна Вячеславовна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры иностранных языков Института гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет

Inna V. Shukurova - PhD in Pedagogy; Associate Professor at the Department of Foreign Languages of the Institute of Humanitarian Education and Sports, Surgut State University

E-mail: inn2000@rambler.ru

о

CD

^ о

X X

ct .0

О

1— CD к

Ol X X

z о X

X X и CD m

CK X CP и Ol о СП CD

о о

ш о_ю

F с о

Заявленный вклад авторов

Чеснокова Н.Е. - общее руководство направлением исследования, проведение опытного обучения, обобщение результатов исследования, участие в подготовке статьи

Шукурова И.В. - сбор и систематизация литературы, обработка результатов, формулирование выводов, участие в подготовке статьи

Contribution of the authors

N.E. Chesnokova - general direction of research, conducting experimental training, research planning, summarizing the results of the research, participation in the preparation of the article

I.V. Shukurova - collection and systematization of literature, processing of results, formulation of conclusions, participation in the preparation of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

о

го

^ о

X X

.0

о

H го к

ш X X

z о X

X X и го m

CK X c^ и О! о m го

о о

ш о_ю

H- с о

P 1= с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.