УДК 372.878+37.026.9
Naumova Yu.O., music teacher, Gymnasium № 5 (Krasnogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE INCLUSION OF SPECIAL METHODS OF MASTERING RUSSIAN SACRED MUSIC USING POLY-ARTISTIC TECHNOLOGIES IN MUSIC LESSONS. The
article presents a currently relevant problem of mastering Russian sacred music and Orthodox culture in music lessons in secular comprehensive schools. Teachers inevitably experience difficulties when addressing the topics of church art. This problem is associated not only with the multinationality and multi-confessional nature of classes. Researchers observe resistance from parents of students, students, and teachers themselves to the inclusion of the basics of Orthodox culture in school. The author of the article emphasizes the historical significance of Orthodox culture and thus offers special methods for mastering Russian sacred music by primary school students. The article provides a brief description of the special methods developed by the author for the purpose of mastering Russian sacred music using polyartistic technologies. The article summarizes the material on the topic under study and pays special attention to the description of the research results before and after the use of polyartistic technologies and special methods for mastering Russian sacred music. Analysis of the dynamics of students' interest in the process of studying Russian sacred music and church art as part of culture allows us to speak about their effectiveness.
Key words: poly-artistic technologies, Russian sacred music, music lesson, inter-artistic connections, methods of mastering Russian sacred music
Ю.О. Наумова, аспирант, Московский педагогический университет, учитель музыки МБОУ Гимназия № 5, г. Красногорск, E-mail: [email protected]
ВКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме освоения русской духовной музыки и Православной культуры на уроках музыки в общеобразовательных школах светского характера. Учителя неизбежно испытывают трудности при обращении к темам церковного искусства. Проблема эта связана не только с многонациональностью и многоконфессиональностью классов. Нами наблюдается сопротивление родителей учеников, учащихся, а также самих учителей к включению основ православной культуры в школе. Автор статьи подчеркивает историческую значимость православной культуры и тем самым предлагает специальные методы освоения русской духовной музыки младшими школьниками. В данной статье дана краткая характеристика специальных методов, разработанных автором с целью освоения русской духовной музыки с применением полихудожественных технологий. В статье обобщен материал по исследуемой теме, и отдельное внимание уделяется описанию результатов исследования до и после применения полихудожественных технологий и специальных методов освоения русской духовной музыки. Анализ динамики интереса учащихся к процессу изучения русской духовной музыки и церковного искусства как части культуры позволяет говорить об их эффективности.
Ключевые слова: полихудожественные технологии, русская духовная музыка, урок музыки, межхудожественные связи, методы освоения русской духовной музыки
Актуальность данного исследования выражается в том, что в связи с последними событиями, происходящими в мире, назрела острая необходимость воспитания подрастающего поколения страны на национальных традициях нашего государства. Один из таких источников - это русская духовная музыка и православная культура. Исторически православие является основой становления российского государства и ее народа. Важный фундамент морально-этических и духовно-нравственных ценностей закладывается в стенах школы, в частности на уроках литературы, истории, музыки и других предметах искусства. Однако в настоящее время учителя сталкиваются с некоторыми трудностями в процессе знакомства детей с церковной культурой и ее традициями. Это подтверждает проведенное нами анкетирование среди учителей, родителей и учащихся, часть которых считают изучение основ православной культуры нашей страны пропагандой религии. Но здесь упускается из виду важный факт, касающийся того, что православие несет фундаментальную историческую ценность, о который мы упоминали выше, а православная культура является колыбелью русского искусства, в основе которого лежит их взаимосвязь.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка специальных методов освоения русской духовной музыки младшими школьниками с помощью полихудожественных технологий.
Задачи исследования: охарактеризовать формы и методы освоения русской духовной музыки с применением полихудожественных технологий; экспериментально проверить эффективность педагогических условий, форм и методов освоения русской духовной музыки младшими школьниками с применением полихудожественных технологий; провести анализ динамики роста интереса учащихся к православной культуре и изменения их поведения и духовно-нравственных ориентиров.
Научная новизна: исследованы теоретические предпосылки освоения русской духовной музыки в российской светской общеобразовательной школе; выделены идеи, положенные в основу методики освоения русской духовной музыки младшими школьниками с позиций культурологического подхода; определены педагогические условия процесса освоения русской духовной музыки младшими школьниками средствами полихудожественных технологий; разработаны формы и методы освоения русской духовной музыки младшими школьниками с применением полихудожественных технологий.
Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в теорию и методику музыкально ориентированной полихудожественной деятельности на основе обоснования новых полихудожественных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут стать теоретическим и методическим ориентиром для педагогов-музыкантов, ставящих задачи духовно-нравственного воспитания школьников младших классов на основе традиционных ценностей русской музыкальной культуры. Обоснованные в диссертации полихудожественные технологии, формы и методы освоения русской духовной музыки могут использоваться в процессе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ, а также
в содержании учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры педагогических вузов России.
Особенности методики освоения русской духовной музыки получили свое обоснование в работах таких авторов, как С.Ю. Дивногорцева, И.В. Кошмина, В.И. Мартынов, Е.В. Николаева, ПП. Стулова, З.В. Фомина и А.А. Морозова, Л.В. Шишкина и др.
Э.Б. Абдуллиным и Е.В. Николаевой в рамках предмета «Теория музыкального образования» был введен термин «музыкально ориентированная полихудожественная деятельность», который подразумевает связь музыки с другими искусствами на художественно-образной основе, выявление общего и особенного в различных видах искусства. Привлечение возможностей других видов искусств помогает полноценному раскрытию художественного образа произведения [1].
В программе «Русская духовная музыка», автором которой является И.В. Кошмина, выделены основные принципы освоения русской духовной музыки в светской школе. Это принцип параллельности (между духовной музыкой и народным творчеством; между религиозно-духовной музыкой и русской классикой) и принцип комплексного введения духовной музыки. Русская духовная музыка вводится в урок как одно из направлений русской музыкальной культуры [2].
На основании общепедагогических и музыкально-педагогических методов, теории межхудожественных связей и взаимосвязи искусств, а также культурологической концепции Л.А. Рапацкой нами был разработан комплекс специальных методов освоения русской духовной музыки с применением полихудожественных технологий с целью освоения русской духовной музыки младшими школьниками на уроках музыки [3].
При разработке методов, позволяющих применять полихудожественные технологии в процессе освоения русской духовной музыки, мы также, в свою очередь, опирались на содержание учебно-методического комплекта «Музыка» Е.Д. Критской, П.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
В настоящем исследовании специальные методы являются способом освоения русской духовной музыки младшими школьниками на уроках музыки с применением полихудожественных технологий. Рассмотрим разработанный нами комплекс специальных методов. К ним относятся:
1. Метод анализа историко-художественного контекста русской духовной музыки.
2. Метод реализации межхудожественных связей русской духовной музыки с другими видами искусства.
3. Метод духовно-нравственного познания русской духовной музыки.
4. Метод интеграции различных видов художественно-творческой деятельности.
Полихудожественные технологии в данном исследовании представлены:
1. Освоением взаимопроникновения слова и звука как основы русской духовной музыки.
2. Анализом взаимосвязи образов русской духовной музыки и иконописи в контексте древнерусской культуры.
3. Включением русской духовной музыки в театральную деятельность младших школьников.
4. Рассмотрением колокольности как собирательного образа культуры России.
5. Сопоставлением образов русской духовной музыки и образов отечественной кинематографии.
6. Синтезом искусств в православном храме [4, с. 186].
Практическая часть исследования включала в себя опытно-экспериментальную работу на базе МБОУ Гимназии № 5 г о. Красногорск. В эксперименте принимали участие 275 учащихся младших классов. На констатирующем этауе и перед началом применения и включения полихудожественных технологий, форм и специальных методов освоения русской духовной музыки в учебный процесс нами был проведен 1-й «срез», который позволили определить уровень теоретических знаний в области русской духовной музыки и православной культуры, ценностных ориентиров и духовно-нравственного воспитания младших школьников. Сбор материала осуществлялся путем составленного нами анкетирования и применения тестирования по методике Т.П. Авдуловой «Цветик-семицветик» [5]. Результаты анкетирования показали, что доминирующим является низкий уровень знаний в области православной культуры и традиций.
80
60
40
20
■ Высокий
■ Средний □ Низкий
■ Высокий I Средний □ Низкий
0%
50%
100%
Прыцеыун3 2-ьо«срыза» закьючиьалнаого этапа опыыно-ткспаврмьнтальноь работы включала в себя диагностические методики 1-го «среза», анкетирование, атвьорьно теьт-фаавспе ьопоторье "Г.ИАвдулоосй «Цретск-сымэщсмтьк» р]. Таюкеоами былк проведена мрзыкальньм пвкк^с^ра^^, ще дети должаы Ьылк ьз-нать произведения русской духовной музыки, изученные ими ранее на уроках в^ыкм; состоьыдн опросник с целью анализа уровня духовно-нравственных цен-иостеН уыащират; ньписание тссмоа тамыао во|Нопа: «Что таыое СрмаыХмьлар-ва», «Что такое Рождество Христово», «Русская духовная музыка, ее значение в нашей жаквуь.
Хуaгьocрнсн пpк>рывислву в вКуны гтыппам: н«члулптной и экспериментальной. В ходе повторного анкетирования в экспериментальной группе мы видим, что ьа зктз оалыы е^^a^ньтлщпта мауензкога колотрмава хся, ре-
гоньталы пoнеpмлlьнoа фыппыостались п^^кьы'^^акк! за тсы же аытв не, как на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты н нкетирования представлены на диаграмме ниже (рис. 3, 4).
Рис. 3. Результаты контрольной диагностики экспериментальной группы учащихся
Рис. 1. Средние показатели констатирующего эксперимента в знании русской духовной музыки
Далее нами была проведена ещё одна диагностика на выявление уровня ценностных ориентиров учащихся. Для этого исследования была выбрана методика модификации и критерия анализа Т.П. Авдуловой «Цветик-семицветик» [5]. Это игровое загадывание желания.
Альтр. Познав. Комм. Статус. Матер.
70 60 50 40 30 20 10 О
А
/
/
У
/
у
У V У
1 W
■ Высокий
■ Средний □ Низкий
Рис. 2. Показатели констатирующего эксперимента (тестирование по методике Т.П. Авдуловой «Цветик-семицветик»)
Как видно из полученных данных, у большинства детей преобладают «материальные и статусные желания», что говорит о низком уровне духовных и творческих стремлений детей. «Альтруистические желания» представлены самыми низкими показателями (5 чел. - 20%). После проведения среза учащиеся б««ли поделены на 2 группы: экспериментальную, где на уроках музыки в разделах изучения русской духовной музыки и православных традиций обучались с применением полихудожественных технологии, форм и специальных методов освоения русской духовной музыки младшими школьниками и контрольную группы, обучение на уроках музыки в которой проходило по стандартной программе, представленной в ФГОС и УМК «Музыка» авторов Е.Д. Критской, ГП. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для начальной школы (1-4 класс). На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен 2 «срез» экспериментальной и контрольной групп учащихся. В ходе контрольной диагностики, которая представляла собой сравнительный анализ эффективности процесса освоения русской духовной музыки младшими школьниками на уроках музыки с применением полихудожественных технологий, нами была использованы следующие методы:
- проведена оценка уровня убеждений, интересов и потребностей учащихся;
- анализ степени адекватного восприятия русской духовной музыки;
- анализ теоретических знаний в области русской духовной музыки и православного искусства.
Рис. 4. Результаты контрольной диагностики контрольнойгруппы уча щих^я
Как мы видим, в экспериментальной группе теперь преобладает высокий уровень освоения духовной музыки, понимания культурных ценностей, умения понитатьтмтциолапеиое бттряжамие. Высбкиебаллыбаблбдаюмая убольшеё часмк елеошеннтм (ье%), т. е. мнтгее ученекм имбеь высокдёуровень пмедсетв-ления о духовной музыке.
С^нве деллы п^етавнамм! теперь в мелишем алюде, вем была первл-намалено (Зт%), л л шаегие незудеиалы мшлашли ту вымваий рвотмнь Дизкие баллы набрали сравнительно маленькое количество учащихся. Теперь проследим полумммьыы дмллы клеьрлдидбй! дтагеадтдки методиад «Цьмтии-рбми-^а-п^к», нммилы ьpовeнь<мЛoумуьoвaннвcмндy<oвнo-нpaнcрвю«ммь ц^г^н^м^м^ н процессе освоения русской духовной музыки младшими школьниками с приме-денеем полиху.ожесывенвых техдодбгий (риа. ^ мт
■ ВытОКЬЙ
■ Средний □ Низкий
50%
100%
Рис. 5. Контрольные результаты методики «Цветик-семицветик» экспериментальной группы учащихся
0
Теперь «материальные и статусные потребности» совсем не имеют высоких баллов, что говорит о переоценке взглядов школьников, формировании у них духовного пространства, умения эстетически ценить и понимать окружающий мир.
Отметим, что самый высокий результат представлен в категории «познавательные способности», здесь 62% учащихся набрали высокие баллы, что говорит о продуктивности проведённых занятий, о том, что дети стали раскрываться творчески.
На втором месте находятся «коммуникативные способности», учащиеся стали лучше взаимодействовать друг с другом, обсуждать услышанное, научились петь хором, интонировать, анализировать русскую духовную музыку
Заметим, что «альтруистические потребности» так и остались в меньшинстве, но по данному критерию появились и высокие баллы, которых почти не было на констатирующей этапе. Теперь высокие баллы по данному критерию набрали 10% учащихся, а больше половины школьников (68%), имеют средние показатели развития данного пункта. Всё это говорит о переосмыслении учащимися своих взглядов, проявлении уважения к другим, понимания окружающего мира и других людей.
Таким образом, результаты диагностики заключительного этапа позволяют выявить эффективность и целесообразность разработанных в рамках опытно-экспериментального исследования полихудожественных технологий, форм и специальных методов освоения русской духовной музыки. Важным аспектом нашего исследования является тот факт, что разработанные нами полихудожественные технологии, формы и специальные методы освоения русской духовной музыки, могут быть гармонично включены в уроки музыки, не меняя хода, структуры и основных задач, и целей урока. Мы считаем, что в настоящее время данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методология педагогики музыкального образования. Москва: Академия, 2007.
2. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: в 2 кн. Москва: ВЛАДОС, 2001; Т. 1.
3. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1991.
4. Наумова Ю.О. Полихудожественные технологии в педагогике музыкального образования: история вопроса и современные подходы. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 185-187.
5. Авдулова Т.П., Аксенова Е.Г., Захарова Т.Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. Москва: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.
References
1. Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Metodologiyapedagogikimuzykal'nogoobrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2007.
2. Koshmina I.V. Russkaya duhovnaya muzyka: v 2 kn. Moskva: VLADOS, 2001; T. 1.
3. Rapackaya L.A. Formirovanie hudozhestvennoj kul'tury uchitelya muzyki v usloviyah vysshego muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1991.
4. Naumova Yu.O. Polihudozhestvennye tehnologii v pedagogike muzykal'nogo obrazovaniya: istoriya voprosa i sovremennye podhody. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 185-187.
5. Avdulova T.P., Aksenova E.G., Zaharova T.N. Diagnostika i razvitie moral'noj kompetentnosti lichnosti doshkol'nika. Moskva: OOO «Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS», 2014.
Статья поступила в редакцию 06.07.24
УДК 837
Nechina E.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MICRO-LEARNING AS A WAY TO INCREASE STUDENTS' MOTIVATION TO LEARN AND A MEANS TO INCREASE EFFECTIVENESS OF HIGHER EDUCATION. The article suggests considering micro-learning as a new learning format. This approach arose as a response to the challenges faced by teachers in a modern university. Problems that students experience regardless of their specialization, university, or even country of residence are universal. They are reduced to a lack of motivation to learn, lack of time, rapid loss of concentration, fatigue from traditional forms of learning. Micromodules help to solve these problems. The essence of micro-education lies in its conciseness. One micromodule lasts an average of 5 minutes. In addition, this approach is characterized by clarity and the absence of unnecessary information, which is not critical for grasping the concepts taught. It is available and can be used at any time convenient for the student. Moreover, a well-designed micromodule offers more effective assimilation and memorization of information. In our opinion, university teachers can use the micro-learning format as homework, breaking it down into micromodules. This will increase the percentage of homework completion. In the lesson, micromodules are suitable for practicing, consolidating and repeating the material already studied, allowing students to benefit from spaced repetition. This will contribute to the lasting memorization of information and its transition from short-term to long-term memory.
Key words: micro-learning, micromodule, motivation, personalization of learning, attention, interval repetition
Е.Н. Нечина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: [email protected]
МИКРООБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья предлагает рассмотреть новый формат обучения - микрообучение. Данный подход возник как ответ на вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели в современном вузе. Проблемы, которые испытывают студенты независимо от специализации, вуза и даже страны проживания, универсальны. Они сводятся к отсутствию мотивации к обучению, нехватки времени, быстрой потере концентрации внимания, усталостью от традиционных форм обучения. Микромодули помогают решить данные проблемы. Суть микрообучения заключается в его лаконичности. Один микромодуль длится в среднем 5 минут. Кроме того, этому подходу характерна четкость и отсутствие ненужной информации. Оно доступно и предполагает использование в любое удобное для студента время. Более того, грамотно созданный микромодуль предлагает более эффективное усвоение и запоминание информации. На наш взгляд,
Рис. 6. Контрольные результаты методики «Цветик-семицветик» контрольной группы учащихся
Проанализировав данные, можно говорить о том, что показатели изменились после проведения занятий с включением в урок музыки разработанных нами полихудожественных технологий, форм и специальных методов освоения русской духовной музыки младшими школьниками. Полученные данные показали другой уровень потребностей учащихся, чем на констатирующем этапе.