Научная статья на тему 'Th e Director Nikolay Nikolaevich Evreinov: the initial stages of his career'

Th e Director Nikolay Nikolaevich Evreinov: the initial stages of his career Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЕВРЕИНОВ / СТАРИННЫЙ ТЕАТР / ИСТОРИЯ ТЕАТРА НАЧАЛА ХХ В. / РЕЖИССУРА ХХ В. / ДРАМАТУРГИЯ ХХ В / THE ANTIQUE THEATRE / NIKOLAY NIKOLAEVICH EVREINOV / HISTORY OF THE THEATRE OF THE BEGINNING OF 20TH CENTURY / STAGE DIRECTION OF 20TH CENTURY / DRAMA OF 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыженков Виталий Юрьевич

Статья посвящена начальному этапу творческого пути режиссера Н.Н. Евреинова (1879-1953) и охватывает период с 1879 по 1908 г. Автор рассматривает первые драматургические опыты режиссера, его участие как организатора и режиссера в Старинном театре, созданном для представления средневековых пьес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Th e Director Nikolay Nikolaevich Evreinov: the initial stages of his career»

В. Ю. Рыженков

РЕЖИССЕР НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЕВРЕИНОВ:

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Имя режиссера, драматурга, историка и теоретика театра Николая Николаевича Евреинова сегодня знакомо лишь узкому кругу специалистов из числа театроведов и историков культуры. Между тем Евреинов — один из четырех выдающихся режис-серов-реформаторов сцены начала ХХ в. Вместе с именами К. С. Станиславского,

В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова имя Евреинова упомянуто в статье знаменитой энциклопедии «Британника», посвященной известнейшим режиссерам русского театра начала XX в., чей совокупный вклад в развитие русского и мирового театра поистине огромен [1, р. 596-597]. Но в отличие от коллег, которые до конца своей жизни работали на родине, Н. Евреинов в 1925 г. покинул Советскую Россию и до своей кончины в 1953 г. проживал за границей. В связи с этим режиссер был почти вычеркнут из истории русской и советской культуры, а его творческое наследие не получило на родине заслуженной оценки. Лишь после политических изменений конца 1980-х годов началось возвращение имени Евреинова на родину, изучение его обширного творческого наследия.

В данной статье ставится цель рассмотреть начальный этап творчества Н. Н. Евреинова до 1908 г., окончания первого сезона «Старинного театра». Необходимо выяснить, почему Евреинов, имея все возможности для блестящей карьеры чиновника, выбрал путь режиссера и драматурга, проанализировать его первые театральные опыты и определить место режиссера в театральном мире России и Петербурга к рубежу 1908-1909 гг.

Полной биографии режиссера не создано до сих пор. Первые работы, в которых речь шла о его жизни и творчестве, появились еще до его эмиграции. Это «Книга о Евреи-нове» футуриста В. Каменского [2] и монография профессора Б. В. Казанского «Метод театра (анализ системы Н. Н. Евреинова)» [3]. Первому крупному творческому проекту режиссера — «Старинному театру» — посвящена небольшая работа Э. Старка [4].

Нельзя утверждать, что о Евреинове после начала эмиграции совсем ничего не писали. Наоборот, его довольно часто упоминали, но как фигуру малозначительную среди прочих авангардистов и эстетов межреволюционного десятилетия и первых лет советской власти. В основном это общие труды по истории отечественного театра, в которых его деятельность оценивалась негативно [5; 6].

Начавшаяся в конце 1980-х годов «перестройка» устранила идеологические ограничения в изучении биографии режиссера. «Манифестом» этой свободы стала статья А. То-машевского [7], в которой впервые был представлен объективный портрет режиссера. В 1992 г. в Екатеринбурге вышла первая книга о режиссере, стостраничный очерк доэмигрантского периода жизни и творчества режиссера [8]. Для изучения раннего периода творчества Н. Н. Евреинова важна написанная им исследовательская работа «История

© В. Ю. Рыженков, 2011.

русского театра»1 [9]. Автор хотя и небеспристрастно, но используя обширный фактический материал, представляет читателю картину развития русского театра в начале ХХ в.

Среди источников, содержащих сведения о начале творческого пути режиссера, следует отметить переписку Н. Н. Евреинова с Е. А. Зноско-Боровским, Н. В. Дризеном,

С. К. Маковским, хранящуюся в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ) [10]. Ранний период творчества нашел отражение и в ряде документов, хранящихся в фондах Российского института истории искусств (РИИИ) [11].

Вся театральная жизнь столицы в начале ХХ в. освещалась еженедельным журналом А. Р. Кугеля «Театр и искусство», ведущим театральным изданием Петербурга, выходившим до 1917 г.

Среди множества мемуаров о театральной жизни серебряного века отметим второй том воспоминаний А. Мгеброва «Жизнь в театре» [12], в котором речь идет о работе Ев-реинова в качестве режиссера «Старинного театра».

Николай Николаевич Евреинов родился 13 (26) февраля 1879 г. в Москве, в семье потомственного дворянина Николая Васильевича Евреинова2, железнодорожного инженера, «ограниченного чиновника, засушенного формализмом и скупостью» [2, с. 20]. Мать будущего режиссера — Валентина Петровна де Грандмезон, обрусевшая француженка, была близка к искусству и с юных лет прививала сыну любовь к театру и музыке.

Свое образование будущий режиссер начал в Псковской мужской гимназии. В 1893 г., окончив три класса, по воле отца он был определен в привилегированное учебное заведение — Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. В 7-м классе будущий режиссер собрался бежать в Америку и сам себе оформил необходимые бумаги, но в последний момент передумал. Однако в самой этой идее впервые проявилась способность Евреинова выдвигать и реализовывать, казалось бы, самые фантастические идеи [13, с. 22].

В училище правоведения Евреинов много времени отдавал участию в драматическом кружке. Его все более увлекал театр. В 1901 г. он окончил училище с серебряной медалью, но, уже целиком поглощенный театром, вовсе не собирался связывать себя с юриспруденцией. Однако по воле отца ему пришлось поступить на службу чиновником в Канцелярию Министерства путей сообщения [14, р. 103]. Здесь он формально числился до 1910 г. В то же время Евреинов поступил в Петербургскую консерваторию, где обучался теории композиции под руководством Н. А. Римского-Корсакова [15, л. 14].

В 1902 г. Евреинов закончил первую полноценную трехактную комедию «Фундамент счастья», которая в 1905 г. была поставлена им на сцене Петербургского «Нового театра». Комедия, пародийно изображающая «сферу ритуальных услуг», во многом определила жанровое своеобразие драматических произведений режиссера: пародия и тема смерти, — «печальный интерес, который постоянно преследовал» Н. Н. Евреинова [16, р. 442].

В конце 1905 г. на сцене Александринского театра впервые была поставлена пьеса Н. Евреинова «Стёпик и Манюрочка». Практически не замеченная петербургской театральной прессой, через много лет она вызывала восхищение французской критики.

1 Первое русскоязычное издание «Истории русского театра» Н. Н. Евреинова вышло уже после смерти автора в 1955 г. в Нью-Йорке (Евреинов Н. Н. История Русского театра. С древнейших времен до 1917 г. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. 414 с.). В данной статье использовано репринтное издание, вышедшее в Великобритании в 1972 г. [9].

2 Дворянская фамилия Евреиновых, выходцев из Польши, проживавших в России с XVIII в., насчитывает около 27 родов.

Фортуна Стровски, критик из Французского института, отмечал в газете «Paris-Midi» 14 ноября 1933 г.: «Длинный или короткий, шедевр — это всегда шедевр. Маленькая комедия Н. Евреинова — это настоящий шедевр. И очень приятный. Не могу выразить словами, с каким добродушием, с какой утонченностью, и с какой фактурностью Н. Евреи-нов <...> заставляет жить и говорить этих двух стариков» [18].

В 1906 г. на сцене петербургского Малого (Суворинского) театра Н. Евреинов ставит свою самую значительную пьесу раннего периода — «Красивый деспот». В пьесе представлен общественный деятель, который бросает «свои идеи, которых он придерживался до 1905 года, и решает стать “красивым деспотом” вместо несимпатичного либерала» [16, p. 442]. В «Красивом деспоте» сосредоточились две основные мысли, которые владели Евреиновым в данный период. Во-первых, это так называемая идея «Echo du temps passe» («эхо прошедшего времени») — период всеобщего увлечения стариной. Во-вторых, складывающаяся концепция «театрализации жизни», которая будет разработана Евреино-вым позднее.

Годом раньше, в 1905 г., состоялось другое важное событие в жизни Н. Евреинова — его знакомство с В. Э. Мейерхольдом [19, с. 120]. К начальному этапу творческой деятельности Н. Н. Евреинова следует отнести также создание пьес «Война», «Такая женщина», «Бабушка», не получивших широкой известности, хотя все они были поставлены на сценах петербургских театров [20, с. 358].

Н. Н. Евреинов начал свой творческий путь в непростых условиях. Начало XX в. — время сложное не только с точки зрения политической ситуации, рубеж веков — это время кризиса в духовной и культурной жизни страны, во всех сферах творчества. Серебряный век во многом стал ответом деятелей искусства на этот кризис, поиском путей выхода из него. В театре кризисные явления отмечал еще молодой А. П. Чехов [21, с. 155]. Первую серьезную попытку их преодоления представлял собой опыт сценического реализма на сцене Московского художественного театра, осуществленный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. По другому пути пошли представители символизма. С именем В. Я. Брюсова связывает Н. Н. Евреинов рождение понятия «условного театра», противоречащего принципам МХТ и полемизирующего с ним [9, с. 364].

Кроме того, на рубеже веков появилась профессия режиссера как такового — автора спектакля, которая «быстро заняла в сознании нового века одну из ключевых позиций» [23, с. 10]. Отныне с именем режиссера связывается путь театра. И если Станиславский — это театр реалистический, то Мейерхольд и Евреинов — театр условный, символистский. Исследователи отмечают также, что режиссерам-символистам «были особенно близки эстетика и образы средневекового искусства, с его мистицизмом, верой в чудо, рыцарством, культом Прекрасной Дамы» [25, с. 75]. Неудивительно, что именно с реконструкции пьес европейского Средневековья в «Старинном театре» началась полноценная режиссерская деятельность Н. Н. Евреинова.

С. К. Маковский в книге воспоминаний «На Парнасе “Серебряного века”» свидетельствовал: «...Не кто другой, как Евреинов, являлся застрельщиком нового антина-туралистического театра, и что именно поэтому со всем молодым пылом отдался он — в качестве вдохновителя драматурга, студийного наставника и режиссера — Старинному театру, возвращавшему зрителя <. > к самым истокам европейского лицедейства» [26, с. 553]. Важнейшей причиной, толкнувшей Евреинова на создание «Старинного театра», стал, по мнению критика Е. Зноско-Боровского, «упадок реалистического театра, вызвавший Художественный театр, но не исцеленный им» [цит. по: 9, с. 388]. Евреинов

видел выход из кризиса в обращении к опыту театра прошлых эпох. «Надо изучить все <...> театральные эпохи, когда театр был в расцвете, и практически их осуществить: тогда составится богатый набор сценических приемов, навыков, действенность которых будет проверена и которые лягут в основу нового искусства театра», — так резюмировались Евреиновым смысл и задачи создания «Старинного театра» [9, с. 388].

Программой, принятой на первый сезон, был избран театр эпохи Средних веков. Причем решено было представлять спектакли так, как это делалось в названную эпоху. Исследователь В. Иванов полагает, что «сама идея показать постановки средневековых драматических произведений в том виде, в каком их видели современники, была вызвана глубоким неприятием современных представлений о том, что такое театр и что такое спектакль» [27, с. 97].

Постановкам предшествовала огромная подготовительная работа. Н. Н. Евреино-ву и Н. В. Дризену удалось привлечь к ней наиболее талантливых и именитых деятелей культуры серебряного века. Над переводом пьес трудились виднейшие деятели литературы и искусства: «Действо о Теофиле» перевел А. Блок, моралите «Два брата» — С. Городецкий, фарс «О шапке-рогаче» — Н. Н. Врангель. Над оформлением первого сезона «Старинного театра» работали знаменитые художники: Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, В. А. Щуко, А. Н. Бенуа.

Велась работа и по воспроизведению средневековой музыки. Музыкальным «сектором» театра руководили А. К. Глазунов и профессор Петербургской консерватории Л. А. Сакетти. Саму средневековую музыку сочинял композитор И. Сац. Хореографией занимался М. М. Фокин, а режиссуру возглавил А. А. Санин. Таким образом, в «Старинном театре» были объединены силы ведущих деятелей искусства межреволюционного десятилетия.

Программа первого сезона должна была быть довольно обширной, состоящей из пяти вечеров, но в итоге было подготовлено только два [4, с. 3]: 1-й вечер — «Три волхва», «Действо о Теофиле», «Игра о Робене и Марион»; 2-й вечер — фарсы XVI в., «О чане», «О шляпе-рогаче», «Нынешние братья». Каждый из спектаклей цикла демонстрировал определенный жанр театрального искусства своего времени, а также ту обстановку, в которой этот спектакль представляли.

Будучи организатором и идейным вдохновителем «Старинного театра», Евреинов проявил себя и как талантливый режиссер-постановщик. Он лично поставил средневековую пастурель «Игра Робене и Марион». Эту пьесу, как и драму «Три волхва», решено было представить, как «она могла разыгрываться в современном ей рыцарском замке во время вечернего пиршества», — пишет Э. Старк [4, с. 25]. Для «Игры о Робене и Марион» Адама де ля Галя «Добужинский превратил сцену в зал замка, наполненный рыцарями, дамами, слугами и менестрелями. Главный из труппы странствующих актеров начинает все приготовления к представлению, принося все необходимое, в том числе деревянного коня на четырех маленьких колесиках среди других вещей, раскрывая тем самым все хитрости представления» [28, р. 232]. Работая над постановкой, Евреинов требовал от молодых неопытных актеров точного исполнения его указаний, в какой манере произносить слова, как ходить, жестикулировать, как использовать мимику. Отрабатывалась каждая мелочь. В результате, по словам критика, «артисты оказались на высоте задачи» [4, с. 27], а Н. Н. Евреинов добился первого успеха как режиссер, воплотивший замысел стилизации.

Представления, начавшиеся 7 декабря 1907 г. на сцене бывшего театра Яворской (Мойка, 61), проходили ежедневно до конца декабря, а затем продолжились в январе

1908 г. Театральные критики отмечали «большой художественный вкус, энергию и талант руководителей театра» [4, с. 30].

Последний петербургский вечер состоялся 13 января 1908 г. В конце зимы — начале весны 1908 г. «Старинный театр» отправился на гастроли в Москву, где в течение четырех недель на сцене театра «Эрмитаж» с успехом давались оба вечера, но без «Трех волхвов» (перевезти эту постановку в Москву было невозможно по техническим причинам) [25, с. 81].

Несмотря на творческие успехи и удачные гастроли, театру не удалось вернуть затраченные средства. Хроника журнала «Театр и искусство» оценила общие убытки в 20 тыс. руб. [29, с. 26]. В связи с этим по возвращении из Москвы театр прекратил свое существование. Сам Н. Н. Евреинов был приглашен на следующий сезон режиссером в театр В. Ф. Комиссаржевской.

Через три года со дня закрытия первого сезона «Старинного театра» Евреинов и Дризен вернулись к идее театральной реконструкции и подготовили второй сезон спектаклей. На этот раз, согласно Э. Старку, «остановились <...> на испанском театре XVI-XVII вв. эпохи расцвета» [4, с. 36]. Точно известно, что Евреинов и молодой актер К. Миклашевский готовили третий сезон «Старинного театра», посвященный итальянской comedia dell’arte. Начать спектакли планировалось осенью 1914 г., но Первая мировая война не позволила осуществить задуманное.

Оценивая значение «Старинного театра», сам режиссер особо выделял «метод художественной реконструкции», который был применен в обоих циклах «Старинного театра». Евреинов назвал этот метод «не просто “реконструктивным” (что придало бы постановкам сравнительно-мертвечинный характер, часто свойственный историко-археологическим изысканиям), а “художественно-реконструктивным”, потому что он открывает более широкое поле для сравнительно-свободного творчества. Режиссер, придерживаясь этого метода, обязан лишь войти в дух и мелочи исторической эпохи настолько, чтобы оказаться полномочным к работе как художник воспроизводимой им эпохи» [9, с. 389].

После завершения первого сезона «Старинного театра» в начале 1908 г. Евреинов был приглашен В. Ф. Комиссаржевской в свой театр на Офицерской улице. Он полагал, что великая актриса в его «стилизованной, в духе средневекового театра, постановке “Robin et Marion”» признала те творческие данные, «какие ей показались наиболее желанными для нового руководителя ее театра» [9, с. 380]. Не отказываясь от новаторских идей после ухода В. Э. Мейерхольда, Комиссаржевская обратилась к режиссеру, который по ее мнению, был способен продолжать линию театра как центра сценических поисков. Это приглашение — в известный театр — безусловно, свидетельствовало о признании Евреинова состоявшимся режиссером, обладающим определенными взглядами на развитие театра и его задачи.

Помимо непосредственно режиссерской работы увлекают Н. Н. Евреинова в начале его творческого пути вопросы театральной теории. В 1909 г. выходит в свет его книга «Введение в монодраму» (по материалам «реферата» прочтенной им лекции) [30]. В ней автор предлагает новое толкование термина «монодрама»: если раньше под таковой понимали пьесу в исполнении одного актера, то теперь автор допускал участие в ней и других действующих лиц, но при условии представления всего действия как бы от лица главного героя, его глазами, через его сознание [31, с. 102]. Практическим воплощением этой теории стала пьеса «Представление любви», «первый пример точно построенной монодрамы» [32].

Н. Н. Евреинов не имел систематического театрального образования, но уже к концу 1900-х годов вошел в круг главных действующих лиц театрального мира России. Создавая первые пьесы, он не только воплощал свои идеи как автор-драматург, таким образом закладывались основы дальнейшего его творчества. Осознав необходимость реформирования театра, Евреинов стал одним из организаторов и режиссеров знакового для серебряного века театрального предприятия — «Старинного театра». Для работы в нем были приглашены значительные творческие силы, наиболее выдающиеся представители литературы и искусства.

Начав свой творческий путь в начале ХХ в., в эпоху расцвета всех видов искусства и одновременно в эпоху неустанного поиска новых художественных форм, Евреинов явился основателем третьего направления реформирования сцены (первое —К. С. Станиславский, второе — В. Э. Мейерхольд), не чуждого реализму и проповедовавшего условность и обращение к театральному опыту прошлых эпох. Эти установки были реализованы им как главным режиссером в театре В. Ф. Комиссаржевской.

Творческие искания Н. Н. Евреинова были удивительно созвучны эпохе серебряного века, в достижения которого он внес значительный вклад.

Источники и литература

1. Theatrical production: Developments in Russia and the Soviet Union. The great directors // The new encyclopaedia Britannica. 15th ed. Vol. 28. Chicago: Encyclopaedia Britannica, Inc. 1994. P. 596-599.

2. Каменский В. Книга о Евреинове. Пг.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1917. 101 с.

3. Казанский Б. В. Метод театра (анализ системы Н. Н. Евреинова). Л.: ACADEMIA, 1925. 172 с.

4. Старк Э. Старинный театр. Пг.: Книгоиздательство «Третья стража», 1922. 75 с.

5. История Советского театра. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма. 1917-1921 / под ред. В. Е. Рафаловича. Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1933. 403 с.

6. Данилов С. С. Очерки по истории Русского драматического театра. М.; Л.: Искусство, 1948. 587 с.

7. Томашевский А. Лицедей, сыгравший самого себя // Театральная жизнь. 1989. № 22. С. 24-26.

8. Бабенко В. Г Арлекин и Пьеро: Николай Евреинов, Александр Вертинский. Материалы к биографиям. Размышления. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. 352 с.

9. Евреинов Н. Н. История Русского театра. Letchworth; Herts: Bradda Books Ltd., 1972. 413 с.

10. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 124. Собр. П. Л. Вак-селя. Ф. 263. Архив Н. В. Дризена.

11. Российский институт истории искусств (РИИИ). Ф. 54. Оп. 1. Ед. хр. № 8.

12. Мгебров А. А. Жизнь в театре. Т. 2. Старинный театр. Театральная лирика предреволюционной эпохи и Мейерхольд. Пролеткульт. М.; Л.: ACADEMIA, 1932. 507 с.

13. Семеновский В. Заметки о Евреинове // Театральная жизнь. 1989. № 21. С. 22-23.

14. Michel Philippe. Presentation de Nicolas Evreinoff. // Education et theatre. 1953. № 19-20. P. 101108.

15. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 982. Оп. 1. Ед. хр. № 134.

16. Dana H. W. L. Russia // A history of Modern Drama / ed. by B. H. Clark, G. Freedle London; New-York: D. Appleton-Century Company, Inc., 1948. P. 370-481.

17. Петровская И. Ф. Театр и зритель российских столиц: 1895-1917. Л.: Искусство, 1990. С. 79-80.

18. Программа спектакля «Парадокс на адюльтер». Париж, 1941 // РИИИ. Ф. 39. Оп. 1. Ед. хр. № 63.

19. Купцова О. Мейерхольд и Евреинов // Мейерхольд, режиссура в перспективе века: Материалы симпозиума критиков и историков театра, Париж, 6-12 ноября 2000 г. Вып. 1. М.: ОГИ, 2001. С. 120-134.

20. История Русского драматического театра: в 7 т. Т. 7. 1898-1917. М.: Искусство, 1987. 586 с.

21. Перебина Н. В. Театр // «Серебряный век» русской культуры: сб. статей. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. С. 152-182.

22. Брюсов В. Собр. соч.: в 7 т. Т. 6: Статьи и рецензии: 1893-1924. Из Книги «Далекие и близкие». Miscellanea. М.: «Художественная литература», 1975. 656 с.

23. Вислова А. В. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX-XX вв. М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. 212 с.

24. Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. 423 с.

25. Дубнова Е.Я. Н. Н. Евреинов — режиссер частных театров (1907-1909 гг.) // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1993. М.: Наука, 1994. С. 74-97.

26. Маковский С. Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи / сост., подг. текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко. М.: Аграф, 2000. 768 с.

27. Иванов В. Николай Евреинов: Между будуаром и эшафотом // Театр. 1993. № 5. С. 95-100.

28. Slonim M. Russian Theatre: From the Empire to the Soviets. New-York: Collier Books, 1962. 382 p.

29. Театр и искусство.1908. № 2.

30. Евреинов Н. Н. Введение в монодраму. Реферат. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1909. 30 с.

31. Евреинов Н. Н. Демон театральности / сост., общ. ред. и коммент. А. Зубкова и В. Максимова. М.; СПб.: Летний сад, 2002. 534 с.

32. Студия импрессионистов: сб. / под ред. Н. И. Кульбина. Кн. 1. СПб.: Изд-во Н. И. Бутков-ской, 1910. 128 с.

Статья поступила в редакцию 23 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.