Научная статья на тему 'Футуристическая Трагедия-монодрама В. Маяковского «Владимир Маяковский»'

Футуристическая Трагедия-монодрама В. Маяковского «Владимир Маяковский» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2138
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЯКОВСКИЙ / ТЕАТР / МОНОДРАМА / ЕВРЕИНОВ / ФУТУРИЗМ / MAYAKOVSKY / THEATRE / MONODRAMA / EVREINOV / FUTURISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колмогорова Е. Н.

В статье рассматриваются жанровые особенности монодрамы в трагедии «Владимир Маяковский». Рассмотрено влияние театральной концепции Н. Евреинова на драматургические поиски футуриста В. Маяковского. Особое внимание уделено представлению трагедии-монодрамы на сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Futuristic tragedy-monodrama by V. Mayakovsky “Vladimir Mayakovsky”

The article studies the specific features of the genre of monodrama in the tragedy “Vladimir Mayakovsky”. The influence of the theatrical conception of N. Evreinov upon the creative quest of the futurist Mayakovsky is considered. Special attention is paid to the performance of the tragedy-monodrama on the stage.

Текст научной работы на тему «Футуристическая Трагедия-монодрама В. Маяковского «Владимир Маяковский»»

Драфт: молодая наука

Е.Н. КОЛМОГОРОВА (г. Кемерово, Россия)

УДК 821.161.1.1 (Маяковский В.В.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,445

ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ-МОНОДРАМА В. МАЯКОВСКОГО «ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ»

Аннотация. В статье рассматриваются жанровые особенности монодрамы в трагедии «Владимир Маяковский». Рассмотрено влияние театральной концепци и Н. Евреи нова на драматургически е пои ски футури ста В. Маяковского. Особое вни мани е уделено представлени ю трагеди и-монодрамы на сцене.

Ключевые слова: Маяковский, театр, монодрама, Евреинов, футуризм.

Первые в мире спектакли футуристов были показаны в петербургском театре «Луна-парк» (бывшем Театре В.Ф. Комиссаржевской) зимой 1913 года. Своими новаторскими постановками1 футуристы хотели показать России театр будущего, который никогда уже не будет прежним. Театр на рубеже XIX-XX вв. стал своеобразным катализатором времени, происходивших в обществе перемен. «Для историка культуры, - писал театральный критик Б.В. Алперс, - крайне интересно наблюдать, насколько здалека скусство, подобно чувств тельному сейсмографу, начнёт реагировать не только в своих идейных сдви -гах, но в художественной структуре на подземные толчк в недрах человеческого общества, предвещающ е бл зость мощных революц -онных взрывов, своего рода социальных землетрясени й. <...> Особенно наглядно подобные с гналы проявляются в театре в с лу особой его художественной природы, отличной от других искусств» [Алперс 1985: 35]. Обращение к театральной форме стало естественным для футур стов с х стремлен ем на более мощного воздейств я на зр -теля - слушателя, с бунтом прот в класс ческой парад гмы культуры.

Алексей Кручёных так характер зовал создан е футур ст ческо-го театра: «Одно дело - п сать кн г , другое - ч тать доклады довод ть до ушей публ к ст х , а совсем ное - создать театральное зрелище, мятеж красок и звуков, “будетлянский зерцог”, где разгораются страсти и зритель сам готов лезть в драку! <...> Движение, звук - всё должно было дт по новому руслу, дерзко отб ваясь от к сло-сладенького трафарета, который тогда пожирал всё» [Кручёных 2006: 95]. Синтез искусств, к которому стремились футуристы, соединение в

1 Трагедия В. Маяковского «Владимир Маяковский» и опера А. Кручёных, В. Хлебникова, М. Матюшина «Победа над солнцем».

Драфт: молодая наука

одном эстетическом высказывании звука, линии, цвета и слова подтолкнули будетлян к сценическим подмосткам.

Обращение молодого поэта В. Маяковского к драматургии было естественно, поскольку «поэзия Маяковского драматургична по своей сущности, театральность заложена в природе его стихов. Маяковский хорошо знал это - недаром он говорил, что каждое его произведение можно сыграть на сцене» [Февральский 1976: 3]. Но трагед ия поэта не была похожа на классическую пьесу, она вообще ни на что не была похожа. До сих пор у исследователей возникают сомнения, к какому жанру отнест это про зведен е - л р ческой драме, л р ческой поэме, трагед , монодраме. Мы полагаем, что пьеса содерж т в себе следы нескольких жанровых стратегий (лирического монолога, трагедии, монодрамы), что выявляет её новаторство не только на смысловом уровне, но и на формальном.

Монодрамой трагед ю «Влад м р Маяковск й» назвал ещё первые зрители пьесы. Критик П. Ярцев в рецензии на спектакль пи -сал: «Представление было такое, что можно сказать: это была монодрама. Футур стск й поэт, сам себя зображающ й, был ед ным л -цом в представлен , а друг е ф гуры на сцене был в другой, чем он, плоскости <...>. Поэтому поэт оставался на сцене таким, какой он в ж зн : со сво м л цом, со сво м манерам , в своей жёлтой блузе, в своем пальто шляпе, со своей тросточкой. Друг е же л ца был отвлечённые» [Ярцев 1913]. Теория монодрамы, созданная Н. Евреино-вым в 1908 г., была известна широкому кругу людей и оказала влияние на театральную деятельность Маяковского и Хлебникова. «На лекциях Н. Евре нова о монодраме, проч танных м з мой 1908 года сначала в Литературно-художественном кружке, потом в Театральном клубе и в Театре В.Ф. Комиссаржевской, перебывал тогда “весь Петербург”» [Тихвинская 2005: 349]. Обсуждалась она, как и все заметные события в искусстве, и в кабаре «Бродячая собака», где в 1910-х гг. были скон-центр рованы все с лы авангарда.

Идея монодрамы привлекала своим протестом против реалисти -ческ х форм в театре, предельно откровенным д алогом с публ кой, новым возможностям театральной формы. «Под монодрамой, - п -сал Евреинов, - я хочу подразумевать такого рода драматическое представлен е, которое, стремясь на более полно сообщ ть зр телям душевное состояние действующего, являет на сцене окружающий мир так м, как м он воспр н мается действующ м в любой момент его сценического бытия» [Евреинов 2002: 102]. Другими словами, зрители должны в деть чувствовать то же, что герой, так м образом он должны стать сам м героем.

Драфт: молодая наука

Это подкреплялось и идеей Евреинова о «театрализации жизни», которая «объясняет существование и развитие человечества как осуществление театральных принципов, более реальных и существенных, нежел те бытовые законы, по которым ж вёт современное общество» [Максимов 2002: 5-6]. Как известно, футуристы стремились разнообразным способам театрал зовать ж знь, сделать своё творчество частью жизни как эстетического феномена: ходили по улицам в ярких, балаганных костюмах, раскрашивали лица, эпатировали публику «ненормальным» поведен ем, создавал вокруг себя легенды м фы.

В. Маяковский являлся ярким представителем идеи жизнестрои -тельства, через которую выдв гал скусство в ж знь внос л ж знь в искусство. Само название трагедии - «Владимир Маяковский» - сви -детельствует о стремлен к ст ран ю гран цы между эстет ческой реальностью и действительностью. Поэт хотел от собственного имени обрат ться к м ру, всё в пьесе проход т через главного героя, ед н-ственно действующего. Потому есть основан я полагать, что перед нам монодрама.

Главный герой трагедии - Владимир Маяковски й (поэт 20-25 лет) - единственный наделён именем, совпадающим с именем биографического автора. Но, попав в ткань художественного произведения, мя главного героя станов тся менем не автора-творца, а героя художественного м ра. Про сход т своеобразное раздвоен е, расщеплен е субъектной организации пьесы. Автор равен и не равен себе одновременно. Как отмечает А. Субботин, «в первой большой вещи поэта, в сущности, два “я”, два Владимира Маяковских. Один из них - персонаж трагедии <...>. Другой Владимир Маяковский заявлен заглавием как образно-эмоц ональный экв валент всего про зведен я, в котором каждое л цо каждая репл ка - плод его творческого воображен я, части ца его сознания и души» [Субботин 1986: 52].

В кругозор главного героя - Влад м ра Маяковского - попадает весь м р, он способен охват ть взглядом землю, небо, океан. Обладая избыточностью знания и видения, Маяковский предлагает поде-л ться м с людьм , через слово подар ть м ру любовь:

Я вам только головы пальцами трону, и у вас

вырастут губы

для огромных поцелуев

и язык,

родной всем народам

[Маяковски й 1955: 154].

Драфт: молодая наука

Однако поэт знает, что люди не примут его жертву. Он, подобно Христу, знает, что люди распнут его, искалечат душу, которую он им пр нёс на блюде:

Вам ли понять, почему я, спокойный, насмешек грозою душу на блюде несу к обеду идущи х лет

[Маяковски й 1955: 153].

Таким образом, драматический конфликт пьесы разворачивается не только между м ром героем, но внутр самого героя: между тем, что поэт хочет открыть для людей новую ж знь, тем, что он

знает, что люд к этой ж зн не готовы не пр мут нового пророка. Но, предчувствуя грядущую катастрофу, Маяковск й не отступается от своей м сс , отдав на съеден е свою душу, пр н мает на себя страдания человеческие:

Я добреду -усталый,

в последнем бреду брошу вашу слезу тёмному богу гроз у и стока звери ных вер

[Маяковски й 1955: 171].

В этом проявляется глубокий трагический конфликт главного героя, что придаёт и всей пьесе оттенок трагического.

Зрители в зале, в соответствии с принципами монодрамы, должны был почувствовать масштаб про сходящего, ув деть м р глазам главного героя. Но в случае с Маяковск м - это оказалось невозможным. Однако остальные персонаж предстал перед зр телям так м же, какими виделись Владимиру Маяковскому. По концепции Евреи -нова, «мы не можем в монодраме пр знавать за остальным участн -кам драмы значен я действующ х л ц в собственном смысле этого слова <...>. Здесь важно не то, что они говорят и как говорят, а то, что слыш т действующ й. Как он выглядят сам по себе, остаётся скрытым; мы увидим их лишь в том виде, в каком они представляются действующему» [Евреинов 2002: 111]. Герой видит перед собой людей-калек, у которых недостаёт частей тел: Человек без уха, Человек без

Драфт: молодая наука

глаза ног , Человек с растянутым л цом. Неполноценность персонажей подчёрк вает д скретность, разорванность м ра, стоящего на пороге апокал пс са. В то же время эт персонаж не целостны эстет че-ск : у н х нет сво х точек зрен й, нд в дуальных высказыван й -вся трагед я представляется так м же разорванным , как персонаж , частям монолога поэта, порождённым размноженным сознан ем.

Напр мер, можно сравн ть отношен е к электр честву Влад м -ра Маяковского Стар ка с чёрным сух м кошкам .

В. Маяковский

Я, бесстрашный,

ненав сть к дневным лучам понёс в веках; с душой натянутой, как нервы провода, я -

царь ламп!

[Маяковский 1955: 154]

Старик с кошками

Ли шь в кошках,

где шерст вороньей отл вы,

налов те глаз электр ческ х вспышк .

Весь лов эт х вспышек (он будет об лен!)

вольём в провода, в эт мускулы тяг , -заскачут трамва , пламя свет лен

зареет в ночах, как победные стяг

[Маяковский 1955: 156-157].

Стар к с кошкам разделяет дею поэта о превосходстве электр чества над естественным свет лам (луной солнцем). Но есл Владимир Маяковский сам царь ламп, может вырабатывать энергию и вл вать её в людей, то Стар к с кошкам , с одной стороны, резонёр автора, а с другой - обладает рон ческ сн женным оттенком. Он знает, как добыть электр чество - надо глад ть сух х кошек. В статье «Без белых флагов» (1914) Маяковский напишет: «Ведь когда египтяне л грек глад л чёрных сух х кошек, он тоже могл добыть электр ческую скру, но не м вознос м мы песню славы, а тем, кто блестящ е глаза дал повешенным головам фонарей с лу тысяч рук влил в гудящие дуги трамваев» [Маяковский 1955: 324]. Таким образом, Стар к с чёрным сух м кошкам станов тся травест йным двойн ком главного героя. Недаром в ф нале трагед , перед згна-н ем В. Маяковского, Стар к появляется «с одной ощ панной кошкой»: он как бы страдает с народом, с поэтом.

Драфт: молодая наука

Ещё од н пр мер: когда женщ на, об женная Богом, в реч В. Маяковского соотносится с гигантской женщиной, порождающей чудов щ, в реч Человека без уха.

В. Маяковский

Небо плачет, безудержно, звонко; а у облачка

гр маска на морщ нке рот ка, как будто женщ на ждала ребёнка, а бог ей к нул кр вого д от ка

[Маяковски й 1955: 153].

Человек без уха

Над городом

- где флюгеров древки -женщ на

- чёрные пещеры век -мечется,

кидает на тротуары плевки, -а плевки вырастают в огромных калек [Маяковский 1955: 157].

Недолжное состояние в начале трагедии привело к ужасающим последствиям в мире. Женское творящее начало вышло из состояния гармон стало порождать чудов щ. М р оказывается на пороге апокал пс са, одн м з пр знаков которого станов тся - восстан е вещей: «И вдруг / все вещи / кинулись, / раздирая голос, / скидывать лохмотья зношенных мён» Маяковск й 1955: 163]. Мот в разрыва-н я звука, времен , пространства охват л весь м р трагед в ф нале первого действия: «Сегодня / в целом мире не найдёте человека, / у которого / две / одинаковые / ноги!» [Маяковский 1955: 164].

Т аким образом, персонажи трагеди и - действительно, разные голоса главного героя - разорванные, разрозненные част его сознан я, толкающ е к безум ю: «Сегодня в вашем кр чащем тосте / я овенча-юсь моим безумием» [Маяковский 1955: 155]. Такое положение можно сравнить с ситуацией монодрамы В. Хлебникова «Госпожа Лени н» (1909, 1912), в которой также персонажи - разорванные части сознания героини: Голос Зрения, Голос Слуха, Голос Рассудка, Голос Вни -ман я, Голос Памят , Голос Страха, Голос Осязан я, Голос Вол -пр водят к безум ю:

Драфт: молодая наука

Голос Осязания. Шевельнулись руки, и пальцы встречают холодный узел рубашки. Руки мои в плену, а ноги босы и чувствуют холод на каменном полу.

Голос Слуха. Ти ши на. Я здесь.

Голос Зрения. Синие и красные круги. Кружатся, переходят с места на место. Темно. Светильни к [Хлебни ков 2000].

Зрители увидели персонажей трагедии Маяковского его видени -ем - разорванными частям и, без лиц и индивидуальностей: «Какие-то картонные куклы. Лиц нет - маски. Вот тысячелетний старик, высокий, с лицом, облепленным пухом; впереди на нём разрисован во весь рост картон; по этому картону ярко выступают чёрные кошки» [Мгебров 1963: 110]. Однако они оказались лишены в глазах зрителей той трагедийной основы, которую вкладывал в них автор. Стремление показать д скретность сознан я через голоса неполноценных героев зобра-з ть трагед ю героя сред скалеченного человечества не увенчалось успехом. Зр тел ув дел всё те же разукрашенные картонк , куклы, нелепые фигуры. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи и рецензии, написанные о спектакле, с характерными заголовками: «Му-щина со слезищей»; «Футуристы, бурлюкисты и кульбинисты (Лошадь о 20 ногах и жёлтая кофта для развлечения публики)»; «Собачья комедия»; «Кпрфвхдмстфн...»; «Спектакль футуристов: Кто сумасшедшие? Футуристы или публика?» и т.д. Оценки, конечно, касались не только «Владимира Маяковского», но и оперы Кручёных «Победа над солнцем», которую впоследств также окрест л монодрамой.

Одной з пр ч н непонятост трагед Маяковского, как монодрам Б. Гейера, которые ставил Н. Евреинов в «Кривом зеркале», можно назвать непреодол мое прот вореч е «между сущностью нового жанра и возможностями современной сцены». «Устройство современной сцены, формировавшееся вместе со строением традиционной драмы с ней неразрывно связанное, не было пр способлено для мо-нодраматической пьесы» [Тихви нская 2005: 260]. Как и для футур ист ческой пьесы. Картонные костюмы персонажей не преодолел порога художественной условност , когда сцен ческ й матер ал становится эстетической метафорой. Чтобы изобразить всю сущность трагедии Маяковского, на сцене следовало бы устроить апокалипсис. Эстетика кубофутуризма, основанная на ломанных линиях как знаке не-устойч вост быт я, бесконечно меняющегося времен пространства, устремлённого в будущее, плохо вписывалась в традиционный театральный канон со стат чным , реал ст ческ м декорац ям постепенным разв т ем действ я. Поэтому будетляне часто пользова-

Драфт: молодая наука

л сь средствам театральной условност народного театра, чтобы хоть как-то пр бл з ть смысловое наполнен е сво х про зведен й к формальному выражен ю. В театре футур стов господствовал г пер-бола, с юм нутность хаос.

Творцы авангарда мечтал о доступных сегодняшнему театру техн ческ х средствах, так х как в деопроектор, трансформац я сцены и декораций, дымовые, световые эффекты и т.д. Маяковский уже в 1913 году, одновременно со своей трагед ей, обращается к к немато-графу в по сках новых средств выраз тельност воздейств я на зр -теля. Жанр монодрамы в целом в начале ХХ века нуждался в новой форме представления. «В монодраме “театр как таковой” достиг того порога условност , за которым нач нал сь уже пределы другого с-кусства. И эт м скусством был к нематограф, который смог эт задач реш ть в с лу того, что его средства гораздо более тесно связаны с техн кой оттого г бче в обращен с матер алом действ тель-ности. <...> “Можно перенести действие как бы в героя, рассматривая противоречи вость его сознания”, - размышлял В. Шкловский, перечисляя возможности ки номонтажа» [Тихви нская 2005: 365-366]. Об этом же писал Евреинов, это же хотел выразить в трагедии Маяков-ск й, Мейерхольд зобрёл «монтаж аттракц онов» в театре, чтобы приблизиться к динамике кино. «С. Эйзенштейн подчеркивал, что полноценное воздейств е художественного образа возможно л шь пр услов дост жен я эффекта вовлеченност зр теля в действ е, происходящее на экране. С этой целью в процессе создания видимого образа, вызывающего чувство сопереж ван я у зр теля, к нематограф за мствовал основные средства г пнот ческой техн к первобытных культовых эксцессов - р тм повтор. В результате возн кал тот же образ, что был задуман создан автором, но этот образ одновременно был создан собственным творческ м актом зр теля» [Степанова 2012: 32]. На ритмической перебивке монологов главного героя и остальных персонажей построена трагед я, неполноценные персонаж дублируют речь Владимира Маяковского, рисуя тем самым картину хаот чност сознан я поэта-творца.

Н. Евре нов наста вал на «обозначен действующего первым л цом место мен я, простым, но выраз тельным “я” в отл ч е от остальных участн ков драмы: мой друг, моя жена, мо знакомые т.д.» [Евреинов 2002: 111-112]. Однако, думается, что Маяковский называл себя в трагедии Я, следуя скорее не заветам Евреинова, а собственной поэт ческой с стеме, в которой подавляющее больш нство ст хотворен й поэм нап сано от первого л ца, нач ная с первого поэтического сборника с говорящим заглавием - «Я». Маяковский

Драфт: молодая наука

внос т себя в ткань про зведен я нту т вно, подобно раннему древнегреческому автору, который являлся одновременно автором, актёром, главным действующ м л цом сво х про зведен й.

Маяковскому важно было самому пост чь суть театрального действа на всех его этапах. Поэт утверждает главенство творца, актёра на сцене. Обрат ться к м ру от собственного л ца, разруш ть стену между сценой зр тельным залом, разруш ть реал ст ческ -

пс холог ческ е штампы старого театра, показать с нтет ческое зрелище из света, звука, красок и слова, показать, что для сцены нет грани ц - в этом была театральная реформа Маяковского.

Так м образом, совпадая с евре новской концепц ей монодрамы в зображен одного действующего л ца на сцене, а друг х персонажей сквозь призму его сознания, разделяя идею театрализации жизни , Маяковский, тем не менее, моделирует свой особый жанр траге-д -монодрамы во «Влад м ре Маяковском» (Евре нов относ л монодраму к сат р ческ м, парод йным жанрам).

Главный герой не предлагает его глазам посмотреть на действ -тельность, потому что это невозможно - он поэт. Он предлагает взглянуть глобально на весь м р, осознать, что в нём про сход т к чему это может пр вест . Траг ческ й конфл кт возн кает менно оттого, что автор герой пон мают, что люд не послушают не поверят. Маяковск й как большой художн к пропускал всё м роздан е через своё сознан е в трагед . Гротеск был злюбленным средством поэта, он мог подн маться до вселенск х масштабов опускаться до ул ч-ной бран в одно то же время.

Но зато кто где бы мыслям дал

такой нечеловечи й простор!

Это я

попал пальцем в небо, доказал:

он - вор! [Маяковский 1955: 172]

Л р ческ й герой Маяковского став тся на од н уровень с Богом, пр чём последн й получает сн жено-сат р ческ й оттенок, разоблачается - «он - вор». Косм ческ й масштаб героя проявляется в возмож-ност показать пальцем на Бога, стать выше него сво м «нечеловечь м простором» мыслей. Монодрама прояв лась в заполненност всего художественного произведения одним Я - главного героя - поэта.

Драфт: молодая наука

Надо сказать, что подобная ситуация характерна для многих вещей поэта. Р. Дуганов усматривает, например, в пьесе «Баня» моно-драматическое начало: «И парадокс возникает оттого, что основное содержание всего творчества Маяковского - внутренняя жизнь личности , т.е. лирика, - получает не лирическое, а драматическое воплощение <...>. Потому-то перед нами “не живые люди” с их индивидуальными и свободными переживаниями, а “оживлённые тенденции”, “олицетворённые стремления” одной - единственной личности - автора» [Дуганов 2010].

Таким образом, можно сказать, что всё творчество Маяковского , в особенност его пьесы, монодрамат чны по своей пр роде. Но не в евре новском, а в маяковском смысле.

ЛИТЕРАТУРА

Алперс Б.В. Искания новой сцены / вст. ст. и прим. Н.С. Тодрия. - М.,

1985.

Дуганов Р. Замысел «Бани». Хлебникова поле. 2010. URL:http://ka2.rn/ nauka/banja.html (дата обращения 25.11.13).

Евреинов H.H. Демон театральности / сост., общ. ред. и комм. А.Ю. Зубкова и В.И. Макси мова. - М., СПб., 2002.

Кручёных А.Е. К и стори и русского футури зма: Воспоми нания и документы / вступ. ст., подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. - М., 2006.

Максимов В. Философия театра Николая Евреинова // Н.Н. Евреинов. Демон театральности. - М., СПб., 2002.

Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. - Т. 1 (19121917). - М., 1955.

Мгебров А .А. Трагедия «Влади мир Маяковский» // Маяковский в воспоми наниях современни ков. - М., 1963.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степанова А .А. Градострои тельство как жи знетворчество: образ города-сада в поэзи и В. Маяковского // Уральски й филологи чески й вестни к. - Русская ли тература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения. - № 1. - Екатери нбург, 2012. - С. 24-35.

Субботин .С. Маяковск й: Сквозь пр зму жанра. - М., 1986.

Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр ми ни атюр в Росси и: 1908-1917. - М., 2005.

Февральский А .В. Маяковский - драматург // Маяковский В.В. «Ми сте-рия-буфф», «Клоп», «Баня». Пьесы. - М., 1976.

Хлебников В. Госпожа Лени н. Русская ви ртуальная би бли отека. 2000. URL:http://rvb.ru/hlebnikov/tekst/05drama/224.htm (дата обращения 25.11.13).

Ярцев П. Театр футури стов // Речь. - 1913. - 7 декабря.

© Колмогорова Е.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.