Научная статья на тему 'ТЕСТОВЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭТАП ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ И ЗАДАЧИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

ТЕСТОВЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭТАП ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ И ЗАДАЧИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕСТОВЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭТАП ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ И ЗАДАЧИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

круг завода, из пределов которой в специально выстроенные капитальные жилые дома уже переселено около 6 тыс. человек. Следует отметить, что для финансирования разработки проекта организации СЗЗ и строительства жилых домов для переселения из ее пределов населения потребовались распоряжения Совета Министров СССР и постановления Совета Министров РСФСР, основанием для которых послужили материалы изучения степени загрязнения атмосферного воздуха выбросами химического завода и вредного влияния этих выбросов на санитарно-бытовые условия, заболеваемость и физическое развитие населения, проживающего в окружении химического завода.

Многолетнее изучение степени загрязнения атмосферного воздуха органическими растворителями Щелковской фабрики технических тканей "Тсхноткань" дали основания для предъявления требований к администрации фабрики о выполнении комплекса оздоровительных мероприятий, в результате осуществления которых было уменьшено количество образующихся вредных выбросов, выстроена станция рекуперации, степень улавливания органических растворителей в которой составляет 75%, выведены из пределов СЗЗ в специально выстроенные здания детские ясли, детский сад, школа и почти все проживающее в ее пределах население.

Многочисленные санитарные обследования объектов размещенной в пределах Щелковского района Московской станции подземного хранения газа (МСПХГ) и лабораторные исследования степени загрязнения атмосферного воздуха меркаптанами — основными вредными выбросами МСПХГ (более 2 тыс. анализов), поступающими в атмосферный воздух при закачке природного газа в подземные газохранилища и отборе газа из них, дали возможность обосновать необходимость проведения на МСПХГ комплекса оздоровительных мероприятий, в том числе создания вокруг МСПХГ СЗЗ шириной не менее 1000 м. Эти материалы послужили основанием для издания Минздравом СССР нормативного документа, определяющего организацию СЗЗ шириной не менее 1000 м вокруг всех проектируемых и функционирующих на территории СССР станций подземного хранения газа.

Санитарные обследования 2 свиноводческих комплексов на 12 000 голов каждый, выстроенных на территории района, и лабораторные исследования степени загрязнения аммиаком атмосферного воздуха в окружении этих комплексов (300 анализов) позволили обосновать необходимость организации вокруг свинокомплексов с таким количеством свиней СЗЗ шириной 1500 м, а Минздраву СССР — издания нормативного документа об организации вокруг свинокомплексов на 12 000 свиней СЗЗ шириной именно 1500 м.

Тщательные санитарные обследования территорий в окружении санаториев "Монино" и им. Горького и размещенных на этих территориях многочисленных объектов различного назначения, а также лабораторные исследования характера и степени загрязнения атмосферного воздуха в окружении санаториев и воды в Клязьме и Воре, на берегах которых расположены эти санатории, дали возможность разработать проекты границ округов и зон санитарной охраны и определить комплекс необхо-

димых санитарно-оздоровительных мероприятий в пределах округов и зон санитарной охраны санаториев. Все эти материалы были рассмотрены и утверждены коллегией Минздрава РСФСР.

Большое внимание в работе было уделено санитарной охране открытых водоемов. В числе решенных вопросов — проектирование, строительство и ввод в постоянную эксплуатацию локальных сооружений по очистке промышленных сточных вод перед отведением их в общие системы канализации, в том числе локальные очистные сооружения, построенные на Щелковских химическом, витаминном и насосном заводах, Щелковском хлопчатобумажном и Монинском камвольном комбинатах, заводе им. Дзержинского, свинокомплексе "Назимиха".

Более 30 лет ведется плановый лабораторный контроль за характером и степенью загрязнения воды в Клязьме, Уче и Воре, протекающих по территории Щелковского района, в постоянных створах наблюдений — в местах вхождения рек в пределы района и перед выходом из него. Осуществляется контроль за степенью очистки городских сточных вод на Щелковских межрайонных очистных сооружениях п влиянием обработанных на них сточных вод на состояние воды в Клязьме, в которую они отводятся. В теплый период года (с мая по сентябрь) ведется лабораторный контроль за качеством воды в реках и озерах в местах массового купания населения.

Осуществляется контроль за комплексностью застройки новых микрорайонов и центральных усадеб совхозов, застройкой уже существующих жилых массивов в городах и поселках городского типа.

Около 40 лет ЦГСЭН (СЭС) является постоянной учебной базой, на которой до 1995 г. проходили производственную практику студенты старших курсов Московской медицинской академии (1 Московского медицинского института). Это дало возможность врачам ЦГСЭН приобрести опыт работы со студентами и выработать свой взгляд на взаимоотношения с гигиеническими кафедрами и методику занятий со студентами. Результатом этого явились публикации работниками ЦГСЭН 3 статей в журнале "Гигиена и санитария", посвященных подготовке кадров будущих санитарных врачей в медицинских институтах и на базе ЦГСЭН.

В ЦГСЭН (СЭС) на протяжении многих лет ведется работа по обобщению наработанных материалов по предупредительному и текущему Госсанэпиднадзору. Эти материалы периодически докладывались на научно-практических конференциях в Москве, Ярославле, Туле, Перми, Уфе, Саратове, Новокузнецке и других городах. За последние 40 лет работниками ЦГСЭН (СЭС) опубликовано в медицинских и технических журналах и сборниках более 300 статей, посвященных вопросам гигиены и охраны окружающей среды.

Таким образом, оперативная и научно-практическая работа, планируемая и проводимая в течение многих лет Щелковской СЭС, а потом ЦГСЭН, имеет четко выраженную практическую направленность с максимальным выходом в практику.

Поступила 27.05.97

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1999 УДК 613:378.661

В. Ф. Кириллов, Н. Н. Беляева, Н. Д. Бобрищева-Пушкина ТЕСТОВЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭТАП ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ И ЗАДАЧИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ММА им. И. М. Сеченова

Одним из направлений реформы высшего образова- бые требования предъявляются к организации контроля ния является совершенствование видов объективного на последнем этапе обучения студентов — государствен-контроля на всех этапах подготовки специалиста. Осо- ной аттестации. В последнее время с этой целью стали

применять наряду с ситуационными задачами, отражающими различные виды практической деятельности вра-чей-профилактиков, и задания в тестовой форме. Являясь обязательной частью современной организации учебного процесса, они позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить индивидуальный темп обучения студентов, быстро определить материал, оказавшийся наиболее трудным для усвоения. В сочетании с персональными компьютерами и новыми программно-педагогическими средствами тесты позволяют перейти от информативного обучения к деятельностному, созданию современных систем адаптивного обучения и контроля [2, 3].

В соответствии с приказом № 93 Минздрава РФ на медико-профилактическом факультете ММА им. И. М. Сеченова впервые в рамках итоговой государственной аттестации был проведен тестовый экзамен. Для тестирования использовали тестовые задания для междисциплинарного экзамена по гигиене и эпидемиологии [5]. Из общего набора тестовых заданий, с сохранением процентного соотношения дисциплин и разделов, было составлено 6 вариантов по 100 тестовых заданий в каждом (22 — по эпидемиологии, по 20 — по гигиене труда и коммунальной гигиене, 18 — по гигиене питания, 12 — по гигиене детей и подростков и 8 — по радиационной гигиене). При проведении экзамена все студенты одномоментно, располагаясь в 2 учебных аудиториях, получали брошюры с различными вариантами и бланк ответов, куда необходимо было вписывать рядом с номером каждого задания номера правильных ответов. На выполнение задания отводилось 2 ч 30 мин. Проверку ответов проводили вручную преподаватели выпускающих кафедр. Фиксировали как число ошибок (за ошибку принимались пропуск ответов и неверные ответы), так и число тестовых заданий, в которых были допущены ошибки. Оценку "отлично" ставили при числе тестовых заданий с ошибками от 0 до 10, "хорошо" — от 11 до 20, "удовлетворительно" — от 21 до 40. "неудовлетворительно" — при более 40 тестовых заданий с ошибками. Результаты тестового экзамена в сравнении с другими этапами итоговой аттестации приведены в табл. 1.

Не обнаружено достоверных различий в результатах тестового экзамена и устного собеседования по гигиене и экзамена по проверке практических навыков. Достоверно выше оказались лишь оценки за устное собеседование по эпидемиологии.

Проведен анализ сложности тестов по каждой дисциплине и их связи с оценками на однопрофильном устном экзамене (табл. 2). Обнаружена примерно одинаковая трудность тестов по всем дисциплинам, за исключением гигиены детей и подростков, где студенты допускали достоверно большее число ошибок. Однако следует обратить внимание на тот факт, что число ошибок по гигиене детей и подростков имеет и более высокую корреляцию с итогами однопрофильного экзамена, что свидетельствует о большей валидности этих тестов.

Таблица I

Результаты тестового экзамена и других этапов итоговой аттестации

Показатель Тестовый экзамен Устный экзамен по гигиене Устный экзамен по эпидемиологии Экзамен по проверке практических навыков

Количество

студентов.

получивших оценки (в %):

"отлично" 49,6 40 51 23

"хорошо" 26,8 39 42 47

"удовлетворительно" 23.6 21 7 10

Средний балл (М ± т) 4.26 ± 0.06 4.2 ± 0,06 4,41 ± 0,05 4,12 ± 0.05

Таблица 2

Итоги тестовой аттестации по отдельным дисциплинам

Диснншшиа Количество тестовых заданий с ошибками. % Коэффициент корреляции с оценкой на однопрофильном устном экзамене

Коммунальная гигиена 9.5 0,32

Гигиена питания 11.1 0.31

Гигиена труда 8,7 0,39

Гигиена детей и подростков 20.8 0,41

Радиационная гигиена 10.4 0.33

Эпидемиология 12,5 0.29

Анализируя результаты тестового экзамена в целом, следует отметить невысокую дифференцирующую способность тестов (дисперсия-169), что, по мнению современной тестологии [ I, 2, 6, 7], свидетельствует об их недостаточной надежности и эффективности. Об этом же свидетельствует и тот факт, что 2,2% заданий имели более 70% ошибочных ответов, а на 17,3% заданий все студенты ответили правильно. Такие задания считаются не выполняющими своей функции и подлежат редактированию или изъятию [1, 4]. Однако эта работа должна проводиться после эмпирической проверки каждого тестового задания на репрезентативной совокупности (в нашем случае не менее 200 наблюдений). Для проведения таких исследований по всем тестам в масштабе одного института понадобится не менее 15 лет. Объединение усилий всех или большей части медико-профилактических факультетов России позволило бы значительно ускорить анализ. Для этого необходимо создание базы данных по результатам тестового экзамена, куда заносились бы ответы студентов по каждому тесту, с последующей их математической обработкой |1, 4]. Другой путь повышения валидности тестовых заданий — коллегиальная оценка их содержания с привлечением как педагогов, так и ученых, и врачей практического здравоохранения [2]. Участие специалистов из нескольких регионов повысило бы эффективность и этой процедуры.

Использование тестовых заданий разной формы потребовало анализа их трудности. Была выявлена (табл. 3) невысокая трудность открытых заданий и заданий с выбором одного правильного ответа, самыми сложными оказались задания на установление последовательности. Это необходимо учитывать при составлении равноценных вариантов для тестирования.

Использование разных форм тестовых заданий привело и к необходимости проанализировать информативность критериев оценки работ. На первом этапе в качестве критериев оценки использовали число тестовых заданий, в которых были допущены ошибки, общее число ошибок и коэффициент К, который рассчитывали как частное от деления разности количества правильных и неправильных ответов на общее число правильных ответов в тесте. Как видно из табл. 4, наибольшей вариабельностью, а значит и дифференцирующей способностью обладает показатель "общее число ошибок", однако более высокую корреляцию со средней оценкой за другие этапы аттестации при достаточно высокой вариабельности имеет показатель "число тестовых заданий с ошибками". Учитывая этот факт, а также значительно более простую процедуру подсчета этого показателя, мы использовали его в качестве критерия оценки работ. В то же время коэффициенты корреляции 0,45—0,49 показателей тестового экзамена с другими, апробированными формами аттестации, свидетельствуют об удовлетворительной валидности тестовых заданий в целом [1].

Следует еще раз подчеркнуть, что все исследования носили ориентировочный, пилотажный характер и по мере накопления данных необходим повторный расширенный анализ надежности, валидности и эффективности тестовых заданий, дидактическое и психофизиологическое обоснование их количества, структуры, формы и

Таблица 3 Трудность тестовых заданий различной формы

Таблица 4

Форма тестовых заданий

Всего j Количество зала-заланмй кии с ошибками. !

Открытые задания на дополнение 31 Задание на установление:

последовательности 8

соответствия 30

Задание с выбором правильных ответов:

одного 249

нескольких 278

5,9

29,9 20

7.2 16,7

Информативность различных критериев оценки тестового экзамена

Показатель Средняя Коэффициент

корреляции с оценкой за другие этапы аттестации

вариации, %

Число тестовых зада-

ний с ошибками 14,8 89 -0.49

Общее число ошибок 27,4 98 -0,45

Коэффициент К 0,87 15 0,46

времени предъявления. И, конечно же, необходимо согласование содержательной части тестовых заданий с перечнем практических навыков и умений, проверяемых на первом этапе государственной аттестации, и теоретическими вопросами и задачами для устного собеседования.

Выводы. 1. Тестовый экзамен в рамках государственной аттестации по специальности "Гигиена, эпидемиология" продемонстрировал удовлетворительную ва-лидность тестов в целом.

2. Критерием оценки тестового экзамена может служить число тестовых заданий с ошибками.

3. Необходима большая научная и учебно-методиче-ская работа по совершенствованию тестовых заданий. Ускорению и повышению качества такой работы будет способствовать объединенное усилие медико-профилак-тических факультетов России и научно-исследовательских учреждений гигиенического и эпидемиологического профиля.

4. Основными направлениями работы по совершенствованию тестовых заданий следует считать согласование их содержания с другими этапами государственной аттестации; повышение валидности путем коллегиальной оценки; изучение надежности и эффективности путем эмпирической проверки на репрезентативной сово-

купности студентов; дидактическое и психофизиологическое обоснование количества, формы и времени

предъявления тестовых заданий.

J1 итература

1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. — М., 1987.

2. Аванесов В. С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 1994.

3. Аванесов В. С., Брусенчна Н. Д., Ведеев А. И. Научные принципы и методические правила разработки заданий в тестовой форме. — М., 1995.

4. Методические указания к составлению экзаменационных тестов по фундаментальным дисциплинам в медицинском институте. — М., 1984.

5. Тестовые задания к междисциплинарному государственному экзамену по гигиене и эпидемиологии. — М„ 1996.

6. Nimnaly J. С. Psychometric Theory. — New York, 1967.

7. Rasch G. Probalistic Models for Some Intellihence and Attainment Tests. — Chicago, 1980.

Поступила 2S.II.97

© Р. С. РАХМАНОВ. К. Р. ГЕНРИХ, 1999 УДК 614.2:616-082-053.6

Р. С. Рахманов, К. Р. Генрих О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ

Военно-медицинский институт федеральной пограничной службы РФ при Нижегородской государственной медицинской академии

В феврале 1997 г. состоялась коллегия Минздрава РФ и РАМН, посвященная совершенствованию медицинской помощи подросткам, направленной на охрану их здоровья. Было отмечено, что наиболее неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья среди всех групп населения отмечаются в возрасте 15—17 лет.

Состояние здоровья подростков и его специфические особенности, выражающиеся в проблемах формирования психического и репродуктивного здоровья, обусловливают резкое снижение возможностей выполнять социальные и биологические функции, которыми определяется социальная зрелость данной возрастной группы — профессиональное обучение, труд, служба в армии, реализация репродуктивной функции и связанное с этим воспроизводство будущих поколений.

Определенное место среди факторов, влияющих на здоровье подростков, занимает система организации и оказания им медицинской помощи [4].

Мы изучали состояние здоровья более чем 22 тыс. 17—18-летних юношей, проживающих в условиях крупного промышленного города за период 1981 — 1995 гг., оценивали эффективность проводимых среди них оздоровительных мероприятий, выявляли связь показателей

здоровья о заболеваемости; на этой основе предложен ряд мероприятий по оздоровлению подростков.

Определяли показатели антропометрии (соматомет-рии и физиометрии) [2], статуса питания [3], физического развития [7], нервно-психической устойчивости (НПУ) [6], структуры и уровня заболеваемости [5]. Проводили корреляционный анализ этих данных по Спир-мену [5]. Распространенность заболеваний регистрировали по международной классификации болезней.

Как известно, современная система медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе основана на профилактике заболеваний. Оценивая ее, мы установили, что только одна треть 17-летних юношей, у которых были выявлены заболевания в момент приписки к участкам (III этап медицинской подготовки к службе), подверглись лечебно-оздоровительным мероприятиям. Это было отмечено через 1 год в момент призыва (IV этап медицинской подготовки к службе), что свидетельствовало о низкой эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий [1].

На необходимость совершенствования медицинского обеспечения указывают и следующие данные. Так, заболеваемость за 5-летний период (1991 —1995 гг.) составля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.