ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— для возможности повышения разряда Единой тарифной сетки по должностям бюджетной сферы;
— для подтверждения соответствия определенным профессионально-деловым требованиям в необходимых случаях.
Решение проблем сертификации специалистов инженерного профиля несом-
ненно будет способствовать повышению качества высшего профессионального образования, более полному удовлетворению потребности экономики нашей страны в высококвалифицированных кадрах, а также реальной интеграции России в мировое и, прежде всего, европейское сообщество.
Поступила 28.01.03.
ТЕСТИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ФУНКЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.Т. Лялькина, доцент кафедры математики и теоретической механики
МГУ им. Н.П. Огарева
На современном этапе школьного и вузовского процесса обучения математике основной функцией тестирования является контроль. И это вполне естественно. Само слово «тест» в переводе с английского означает проверку, испытание чего-либо. Тесты с давних времен использовались в качестве средства контроля. Контроль служит одним из структурных компонентов любой системы обучения. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.
Выполняя важные функции организации всей системы обучения: организующую, обучающую, воспитывающую, развивающую, методическую, информационно-диагностическую, прогностическую, межличностного познания, — контроль, как правило, занимает довольно много времени у преподавателя и не способствует его интеллектуальному, профессиональному и научно-методическому росту. Среди многочисленных форм контроля знаний учащихся нет таких, которые полностью соответствовали бы всем критериям: объективности оценки, максимальному охвату учебного материала, мобильности (минимум затрат времени на ответ и проверку), универсальности (возможность использования не
только на зачетах и экзаменах, но и на промежуточных этапах).
В организации контроля весьма важно активизировать учебно-познавательную деятельность самих обучаемых, привлечь их к самооценке уровня усвоения результатов учебно-познавательной деятельности, предоставить учащимся информацию для самостоятельного планирования и продвижения в усвоении учебного материала.
Диагностическая функция иногда выделяется как самостоятельная. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; она помогает наилучшим образом организовать свое время.
При тестовой системе проверки знаний имеется возможность выполнения следующих важнейших педагогических требований к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
1) индивидуальный характер, предполагающий осуществление контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива;
© А.Т. Лялькина, 2003
№ 1, 2003
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
3) разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
4) объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения проверяющих. Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе;
5) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности отдельных задач и разделов курса математики, а также индивидуальные качества учащихся, обусловливающий применение в соответствии с этими особенностями различной методики контроля.
Кроме того, тестовому контролю присущи такие свойства:
— открытость, конкретность и обоснованность требований на каждом этапе усвоения знаний, умений и навыков;
— уровневый подход к оценке результатов учебного труда;
— оценка результата усвоения изученного материала суммированием только положительных промежуточных результатов (такого компонента нет ни в одном из критериев оценки знаний учащихся по математике);
— возможность для учащихся активно включиться в самоанализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
— самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в усвоении учебного материала и уровня конечного результата.
Неотъемлемой частью урока математики, как правило, является постановка домашнего задания и подготовка учащихся к его выполнению. Использование тестов позволяет индивидуализировать домашние задания (освоение программного материала невозможно без систематической домашней учебной работы каждого учащегося). Мотивирующая и мо-
билизующая роль домашних заданий существенно ослабляется, если учитель не отработает систему их проверки и оценки. При тестировании имеется возможность систематической проверки домашних заданий.
В процессе обучения математике можно широко использовать ЭВМ, и в частности автоматизировать ответы и их проверку.
Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно. Более интенсивная работа при тестировании и ее игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате. А эстетично оформленный тест способен вызвать у них чувство восхищения красотой математики.
Таким образом, тестовая форма контроля знаний учащихся дает возможность свести к минимуму наиболее типичные недостатки традиционных форм, использовать широкий спектр технических средств, дополнить учебный процесс интересной и динамичной системой проверки.
Тестовая форма контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках и внеурочных занятиях позволяет усилить ее диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, управляющую, мотивационную, мобилизующую функции и в результате повысить качество обучения, в том числе за счет новизны деятельности и интереса к работе с компьютером. А главное, на практике реализуется принцип активности учащихся, когда обучаемый занимает позицию субъекта, активного участника учебного процесса.
Тестовый контроль имеет и существенные недостатки. Вот лишь некоторые из них:
— сложно проверить таким образом умение учащихся анализировать, обобщать, размышлять, делать выводы, т.е. нельзя проследить логику их рассуждений, а в обучении математике это одно из важнейших направлений;
— не всегда является достоинством и высокая объективность данной формы контроля: иногда бывает целесообразно и даже необходимо поощрить ученика, не показавшего высокого результата в вы-
ИНТЕГРАЦИЯ
полнении заданий, но хорошо занимавшегося в процессе обучения, что особенно важно в условиях личностно ориентированной педагогики;
— имеется большая вероятность ответа наугад;
— в большинстве тестовых заданий проверяется лишь конечный результат действий;
— категоричность оценки выполнения задания — задание выполнено правильно и полностью или задание не выполнено — не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
— существенно отличается тестовый контроль и по сложности подготовки к нему, так как достаточного количества литературы для его проведения нет.
В централизованных тестовых заданиях прежних лет допускались двойные толкования результатов правильного их решения, в ответах наблюдались фактические ошибки, имелись задания, при неправильном решении которых получался верный ответ. И учащиеся, и учителя, и родители находились длительное время в стрессовом состоянии как во время экзамена (это происходит при всех его формах), так и во время ожидания его результатов (в 2002 г. тестирование выполнялось 6 июня, а результаты были объявлены лишь 26 июня).
Учитывая это, считаю, что тотальная проверка за один присест знаний выпускников по большинству тем школьного курса математики в форме итогового тестирования не является необходимой. Многие из выпускников не будут продолжать обучение, и задача поступления в вузы и ссузы перед ними не стоит. Другие будут продолжать обучение в гуманитарных вузах. Зачем этим детям и их родителям дополнительная нервотрепка?
В обучении математике получает свое отражение характерный для нашего времени процесс внедрения новейших компьютерных и Интернет-технологий. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать ее реалии и пользоваться ею. Для будущего учителя весьма важ-
но овладение конкретными приемами организации творческой деятельности детей при использовании компьютера непосредственно в организации учебного процесса в вузе и на практике в школе. Он убеждается в том, что применение компьютера в обучении — это:
1) эффективное средство управления учебной деятельностью обучаемых и всего учебного процесса в целом;
2) обеспечение индивидуализации обучения в «массовом порядке»;
3) возможность широко использовать диалоговый способ обучения, который позволяет организовывать совместное участие учителя и учеников в учебном процессе;
4) средство создания положительных мотивов изучения материала;
5) организация и контроль деятельности обучаемых (объяснение, показ и фиксация формируемой деятельности и входящих в нее знаний);
6) помощь учителю в создании проблемной ситуации;
7) возможность для обучаемого выступить в роли пользователя современной вычислительной техники и получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности, используя всевозможные готовые чертежи, графики, таблицы, цветовые изображения и вообще усиление наглядности в изучении математического материала;
8) повышение активности обучаемых;
9) составление и предъявление учебных заданий, соответствующих разным этапам процесса усвоения, а также индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент;
10) реализация личностной манеры общения;
11) расширение набора применяемых учебных задач с использованием моделирования;
12) передача машине рутинной части деятельности преподавателя (особенно проверки контрольных заданий);
13) решение задачи диагностики учебной деятельности обучаемых;
14) при качественной подготовке фактических учебных материалов возмож-
№ 1, 2003
ность повысить научный уровень обучения;
15) совершенствование умений и навыков работы с техническими средствами и др.
Нами разработаны системы многовариантных разноуровневых тестовых заданий, которые эффективно использовались на внеурочных занятиях по математике в школе, на занятиях со студентами математического факультета университета по спецкурсу «Система внеурочных занятий по математике в школе» и при подготовке выпускников школ к ЕГЭ. Занятия проводились как с «бумажными» вариантами теста, так и с использованием ЭВМ в компьютерных классах. Вышеназванный спецкурс представлен на электронных носителях информации. Мы составили тесты следующих типов:
1) ориентированные на усвоение нового материала (демонстрационные, иллюстрационные, информационные);
2) предназначенные для закрепления умений и навыков;
3) обучающие игровые;
4) контролирующие;
5) учитывающие не только результат, но и организацию конкретных обобщенных приемов деятельности обучаемых в процессе решения самых разнообразных задач по математике, например таких, как нестандартные методы решения задач, задачи с параметрами, решение олимпи-адных задач, принцип Дирихле и его применение, диофантовы уравнения и методы их решения, процессуальные задачи на внеурочных занятиях, системы устных упражнений и их применение.
Компьютер выступает в качестве посредника при организации деятельности обучаемых на занятиях. Так, при проведении устной работы преподаватель, сидя за своим компьютером, задает вопросы, которые высвечиваются на мониторе компьютера перед каждым обучаемым, и учащиеся устно отвечают на них. Большое внимание мы уделяем организации деятельности каждого обучаемого в процессе решения задач. При изучении темы «Решение задач с параметрами» мы с помощью компьютера применяли систему функционально-графических тес-
тов. Некоторые из них опубликованы в материалах международных и всероссийских конференций (г. Н. Новгород, Орел, Самара, Саранск и др.).
Математические умения решать задачи формируются в единстве с формированием умственных действий, которые, в свою очередь, разрабатывались в соответствии с функциями графических интерпретаций. Последние могут применяться как средство:
— наглядности;
— поиска способа решения задачи;
— повторения различных разделов школьного курса математики;
— формирования умений и навыков читать, строить, подвергать различным геометрическим преобразованиям, видоизменять графики различных соответствий, заданных формулами, содержащими различные зависимости;
— организации творческой математической деятельности обучаемых;
— эстетического воспитания в процессе решения задач с параметрами;
— организации исследования по поиску различных методов решения задачи;
— конструирования новых задач самими обучаемыми.
Графические изображения выполнялись быстро, аккуратно, при этом использовались различные цветовые гаммы, на их построение затрачивалось незначительное время, т.е. имелась возможность интенсификации учебного процесса.
При проведении занятий с использованием ЭВМ мы убедились в следующем: учащиеся и студенты проявляют активность, интерес; работа с тестами, в особенности в компьютерном классе, служит эффективным средством мотивации учения как учащихся, так и студентов; обеспечивается индивидуализация обучения; у ученика (и студента) появляется возможность самому определять темп своей работы; у преподавателя остается больше времени для индивидуальных консультаций и оказания помощи отстающим учащимся. При использовании компьютерных технологий в обучении повышается качество знаний учащихся по математике.
Поступила 21.02.03.
69