Научная статья на тему 'Использование тестов при современном обучении математике'

Использование тестов при современном обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование тестов при современном обучении математике»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ ПРИ СОВРЕМЕННОМ

ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

А. Т. Лялькина, ст. научный сотрудник кафедры математики

и теоретической механики МГУ им. Н.П. Огарева,

и

I

О.Ю. Щербакова, студентка V курса математического факультета

МГУ им. Н.П. Огарева

В последнее время для контроля знаний и умений учащихся все чаще стали использоваться тесты. Широко обсуждается вопрос о внедрении в школьный курс метода тестирования для итогового контроля на выпускных экзаменах в 9-х и 11-х классах.

Имеется много разработок тестовых заданий для уроков по математике, алгебре и геометрии. Так, тесты по математике для 5-го класса предложены в нескольких вариантах в публикациях Л. Мигиной: Тестовые задания.

5 класс//Математика: еженедельное приложе-

Многие учителя, учащиеся и студенты ние к газете «Первое сентября» (далее:

обращаются к нам за консультациями по вопросам проведения тестирования. В ответ на эти многочисленные просьбы мы даем краткий анализ уже имеющихся работ по этой проблеме. Заметим, что в пос-

Математика). 2001. № 29. С. 10 С. 12-

14; №30.

- 16; Задания с выбором // Математика.

2000. № 9. С. 21 - 24; № 10. С. 23 - 26.

Тесты по математике для 6-го класса по темам «Координаты точки на прямой»,

леднее время публикаций по проведению «Модуль числа», «Сложение и вычитание

тестирования появилось довольно много.

Вопросы комплексного использования тестовых технологий: их цели и функции, разновидности, формы проведения, методы обработки и оценки результатов рассматриваются в книге А.В. Романова «Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе» (Чебоксары, 1998).

Об истории использования тестов и их применении в социологических исследованиях приводятся сведения в работе

B.C. Аванесова «Тесты в социологическом исследовании» (М., 1982).

Методике разработки и проведения тестовых заданий посвящены материалы следующих “ '' " л ^ “

положительных чисел» представлены в статье: Задания с выбором ответа. 6 класс // Математика. 2000. № 11. С. 9 - 14.

Итоговые тесты для 5 - 6-х классов даны в статье: Азевич А.И. Итоговые тестовые работы по математике в 5.— 6 классах // МвШ. 2001. № 3. С. 25 - 36.

Разноуровневые тесты, предназначенные для организации самостоятельной работы учащихся при повторении материала за курс 6-го класса и систематизации знаний в начале 7-го класса, разработаны Я. Бродским и А. Павловым: Бродский Я., Павлов А. Повторим математику. Тесты. 7 класс // Математика. 1999. № 33. С. 20 - 26.

Четырехвариантные тесты, соответ-

верка уровня усвоения знаний // Матема- ствующие учебнику А.Г Мордковича тика в школе (далее: МвШ). 1994. № 4. «Алгебра 7», представлены в серии статей

А. Серебрякян «Тесты по алгебре. 7 класс» (Математика. 2001. № 2. С. 3 - 6; № 3.

С. 50 - 55; Корчевский В.Е., Салимжа- С. 6 - 10; № 4. С. 26 - 32).

С. 49 - 51; Он же. Тесты - в практику преподавания математики // МвШ. 1996. № 6.

нов P.M. Приемы составления тестовых за-

даний//Мвф. 1995. №2. С. 41 -43;Федо-

ров Е.Б. Контрольный тест - анализы // МвШ. 1991. № 3. С. 27 -29; Он же. Тест-тренинг?/ МвШ. 1993. №3. С. 39-43.

Теоретические и практические тесты по темам «Начальные геометрические сведе-

Ъ

ния», «Смежные и вертикальные углы», «Треугольники», «Окружность», «Параллельные прямые», «Соотношения между

А.Т. Лялькина, О.Ю. Щербакова, 2001

ГГ”

і ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сторонами и углами треугольника» даны в публикации: Птичкина Л. Тесты по алгебре. 7 класс // Математика. 2000. № 11. С. 3 - 8.

Разноуровневые тесты «Квадратные

работе с ними даны в публикации Е. Кондру-шенко «Тесты по стереометрии. 10 класс» (Математика. 2000. № 2. С. 22 - 24).

Итоговые тесты для учителей, рабо-

неравенства», «Системы квадратных нера- тающих по учебнику «Алгебра и начала

венств», «Решение неравенств методом анализа» под редакцией А.Н. Колмого-

интервалов» разработаны В.А. Кривовой рова, представлены у А.И. Азевич (Азе-

(Кривова В.А. Разноуровневые тесты в вич А.И. Итоговые тестовые работы по

обучении решению неравенств // МвШ. алгебре и началам анализа // МвШ. 2000.

1998. № 2. С. 23 - 27). №10. С. 10 - 1 7), а итоговые тесты ба-

Итоговый тест по геометрии за 8-й класс зового уровня для 10-го и 11 -го классов - у

представлен Л. Меркуловой (Меркулова Л. Я. Бродского (Бродский Я. Тесты по ма-

Итоговый тест по геометрии.8 класс // Ма- тематике. 10, 11 кл. // Математика. 2000.

тематика. 2000. № 38. С. 4).

Тестовые задания по темам «Призна-

№ 10. С. 19-22).

Тест за курс стереометрии в 2 вариан-

ки равенства треугольников», «Сумма уг- тах дан в работе Л. Меркуловой «Геомет-

лов треугольника», «Четырехугольники», «Теорема Пифагора», «Подобие фигур», «Площади фигур» даны в следующем исследовании: Мищенко Т.М. Тестовые задания по геометрии для 7-9 классов // МвШ.

2000. № 8. С. 20 - 31.

рия в заданиях» (Математика. 2000. № 44. С. 13 - 15).

Однако разработок тестов для внеурочных занятий по математике очень мало (Федоров Е.Б. Тест-тренинг// МвШ. 1993. № 3. С. 39-43; Лялькина А.Т., Панкраш-

Система итоговых тестов, ориентирован- кина Н.Ю. Организация индивидуальной

ная на учебники «Алгебра 7», «Алгебра 8» и «Алгебра 9» под редакцией С.А. Теляковс-кого, разработана А.И. Азевич (Азевич А.И.

Итоговые тестовые работы по алгебре в 9 классе // МвШ. 1999. № 2. С. 9 - 14; Он же.

Итоговые тестовые работы по алгебре в 7 -

8 классах // МвШ. 1999. № 6. С. 23 - 33).

Итоговый тест по алгебре для 9-го клас- кованы в сборниках «Тесты» (М., 1997;

са в 7 вариантах предложен Ж. Барыльни- 1998; 199°; 2000). Весьма полезны для

ковой в статье «Тесты с выбором ответа, учителя пособия для подготовки к Все-

деятельности учащихся //МвШ. 1997.№6.

С. 29-31).

Прекрасным дидактическим средством в проведении внеурочных занятий являются тесты по математике, содержащие варианты заданий для централизованного тестирования, которые опубли-

9 класс» (Математика. 2000. № 8. С. 8 - 11).

Тесты по темам «Логарифмы. Свойства логарифмов», «Логарифмическая функция», «Логарифмические уравнения и системы

российскому тестированию, в которых по каждой теме приводится краткий обзор теоретических сведений, включенных в тесты, детально разбираются решения

уравнений», «Логарифмические неравен- некоторых заданий и даются 20 задач с

ства», «Цилиндр, конус, шар», «Поверхности и объемы тел» разработаны С. Ляли-

ответами для самостоятельного решения (Пособие по математике в помощь участ-

ной (Лялина С. Активизация обучения с никам централизованного тестирования /

помощью тестов//Математика. 2001. № 18. Т.Т. Королева, Е.Г. Марканян, Ю.М. Ней-

С. 1 -3;№22. С. 3-7).

По темам «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве», «Перпендикулярность прямых и плоско-

ман. М., 1999; 2000).

Нами разработана система многовариантных разноуровневых тестовых заданий для факультативных занятий, примеры не-

стеи в пространстве»тесты и рекомендации по которых из них приведены ниже.

ТЕСТ .V* 1

ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРИОДОВ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Для каждой фун

Л7Л(5.Г+ )

1.^ = 3

9 вычислите и отметьте соответствующий ей период а) - и).

2. у - $іп 2х + tg

3 у = соя 2х $/"/?

X

3

Зх 2 х

4. >- = селу 3х 5. у = /о£2 (2со.у(Зх~ 240) - 1) , 6. у = *-/и —+ 5со5 —

7. у = 2^--4^2х 8_ у _ е»(4.<-з) 9. у = со£ —+ /£ *

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

5

Ответы

4 5

а) Т = - б) Т = 40л- в) Г

Т

г)Т = ^~ а)Т = 1п е) Г = 6л

К

Ж) Т = 2л- 3) Г = 24л И) т =

2

Г 2 3 4 5 6 7 8 9

г ж е а в 3 д и б

ТЕСТ № 2

Для каждой функции 1 - 9 вычислите и укажите соответствующий ей период а)-и)

х 2х

1 у = С05 — + tg-----------------Ь 5//7 Зх

4 3

2. у = сол 2х

+

. 4х

ят

3

5х _ х 3 у = соя —- - 2 /& —

3 4

4 у = ЗСО5(3г-2)8т(у-450)

X X

5. у = 1Щ- +сов-

6. у = 1п(б1п (2х + 36°) + ^ 4х)

7. У

. 2х X

37А7 5 /е — 8

Л

'к.+1 Зх

8. у = е - tg —

c^g{ +2) Зд*

9. у = 2 9 + 1о§2(зт—)

4

а) Т

3 л

У

г) Т = 72л-ж) Т = 6тг

б) Г = 10л

Д) Г = 24л-

з) Т = 35л-

в) Т

л

е) Г = 20л-и) Г = 12л-

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9

д а и ж б в е 3 г

ТЕСТ № 3

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

МЕТОДОМ ПОДСТАНОВКИ

Для каждого уравнения 1.1 -1.8, подберите соответствующую подстановку 2.1 - 2.8 и систему уравнений 3.1 -3.8, к которой приводится уравнение после подстановки. Решите системы 4.1 - 4.8 и укажите окончательный ответ 5.1 - 5.8.

и + V

х + х

и + V

и + у

и + V

и + V

Вид уравнения

1.1

Подстановка

2.1

Вид

системы

3.1

Корни

системы

Ответы

4.1

5.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.