ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ХОККЕИСТОВ
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА СПЕЦИАЛИСТОВ)
© Занковец В.Э.*, Попов В.П.*
Белорусский государственный университет физической культуры, Республика Беларусь, г. Минск
В исследовании решались задачи изучения мнения тренеров профессиональных команд о месте и содержании физической подготовки на всех этапах работы с командой. Проведен анкетный опрос 75 тренеров. Получена информация о тренерах - возраст, образование, опыт игрока в прошлом, тренерский стаж. Интерес представляет оценка значимости физической подготовки. Выяснено неоднозначное отношение тренеров к процедуре тестирования как компоненту управления подготовкой, анализируется информация о программе тестирования, ее содержании и периодичности.
Ключевые слова: тестирование, физическая подготовка, управление, анкетирование.
Введение
С целью оценки ситуации, связанной с управлением физической подготовкой в профессиональном хоккее, нами проведен анкетный опрос 75 тренеров, непосредственно работающих со спортсменами клубных команд.
В процессе опроса ставились задачи: получить информацию о тренерах команд - возраст, образование, опыт игрока в прошлом, тренерский стаж. Интерес представляла их оценка значимости физической подготовки. Чрезвычайно актуальным было узнать отношение тренеров к процедуре тестирования как компоненту управления подготовкой, получить информацию о программе тестирования, ее содержании и периодичности.
Характеристика опрошенного контингента
Анализ возрастного диапазона тренеров показал, что большая часть специалистов (41 %) находятся в возрасте от 40 до 49 лет. Вероятно, это и есть «золотой возраст» тренера-профессионала, в котором нет «ничего невозможного». Значительно представлено старшее поколение тренеров в возрасте 5059 лет (24 %), что свидетельствует о том, что опыт предыдущего поколения не
* Тренер по физической подготовке ЗАО Хоккейный Клуб «Динамо-Минск»; студент магистратуры БГУФК.
* Доцент кафедры Теории и методики физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук.
потерян и активно присутствует в мире хоккея. Особенно положительно следует отметить, что респонденты возраста 30-39 лет составили 25 % - этот контингент является нашей надеждой и мы констатируем сложившуюся удивительно эффективную возрастную пропорцию тренеров в хоккее.
Рассматривая показатель «тренерский стаж», как и следовало ожидать, большинство тренеров (39 %) работают свыше 11 лет. Стаж 6-10 лет имеют 24 % опрошенных, а молодой тренерский корпус (стаж 3-5 лет) составляет 17 % от числа опрошенных.
Большинство опрошенных тренеров - 24 специалиста работают в КХЛ, сильнейшей лиге Европы. 17 человек являются представителями высшего дивизиона Беларуси. 14 тренеров работают в МХЛ - крупной международной молодёжной лиге и ещё 10 являются представителями Национальных сборных команд. На зарубежные топ чемпионаты (НХЛ и др.) приходится 6 человек. Во втором отечественном дивизионе трудятся 5 респондентов.
Большая часть опрошенных нами людей (39 %) являются ассистентами главного тренера, которых, в свою очередь, 28 %. Следует отметить, что 20 % работают в должности тренера по физической подготовке. 12 % являются тренерами по вратарям.
Уровень образования следующий: 68 % имеют высшее физкультурное образование, а две группы по 29 % окончили высшую школу тренеров или другой университет. Профессиональное хоккейное прошлое имеют абсолютное большинство тренеров - 83 % (32 респондента в прошлом - нападающие, 17 - защитники и 15 - голкиперы). 17 %, в основном это тренеры по физической подготовке, - выходцы из других видов спорта. Этот факт следует оценить положительно, поскольку хоккей обогащается опытом других видов спорта, в которых результат определяется преимущественно уровнем физической подготовленности. Только 3 % опрошенных не занимались профессиональным спортом. Вероятно, это хорошие методисты, компенсирующие недостаток профессионального опыта в хоккее хорошей теоретической подготовкой.
Ответы на вопросы анкеты
Мнение специалистов о важности физической подготовки относительно других видов (техническая, тактическая, теоретическая, психологическая) распределилось следующим образом: 51 % считают её самым важным аспектом, 43 % придают ей второстепенную роль (2-3 место). И только 5 % поставили физическую подготовку на 4-5 место. Такая ситуация дает повод для серьезных размышлений о недооценке значительной частью специалистов роли физической подготовки.
Несмотря на это, практически все тренеры считают необходимым тестировать ОФП - 97 %, о целесообразности тестирования СПФ высказалось чуть меньше - 87 %, что, однако, также является высоким показателем.
Это свидетельствует о понимании необходимости контроля физической подготовки, однако возникает вопрос о его реализации в процессе подготовки.
В отношении практического применения тестирования выявлено, что 88 % проводят обследование в начале предсезонных сборов. В конце сборов, перед стартом регулярного чемпионата, степень прогресса подопечных оценивают только 56 %. Объективно оценить уровень физических кондиций в середине игрового сезона пытаются 43 % опрошенных. Итоговое тестирование в конце сезона проводят 53 % тренеров. Следует обратить внимание на тот факт, что 9 % опрошенных тренеров считают необходимым контролировать ОФП, однако не проводят тестирование. Данные о периодичности контроля свидетельствуют о том, что как минимум у половины опрошенных нет четкой системы контроля и оценки физической подготовленности на протяжении всего периода подготовки и соревнований.
Единая система тестирования всех команд клубной структуры создана только в 33 % хоккейных клубов, чьи сотрудники принимали участие в анкетировании. Можно предположить, что у многих клубов нет четкой системы подготовки резерва. Где еще можно сформировать необходимый уровень ОФП как не в группах различного возраста? Без контроля за уровнем физической подготовленности и в отсутствие системы тестирования эта задача будет решаться неэффективно.
Чаще всего за проведение тестирования отвечает тренер по физической подготовке или главный тренер - 47 и 44 % соответственно. В 24 % случаев ответственными являются либо врач, либо научная группа. Весь тренерский штаб бывает вовлечён в процесс тестирования вдвое реже - 12 %. В 9 % вся ответственность ложится на научного сотрудника. Это позволяет предположить, что, по крайней мере, уже у 9 % команд работает научный сотрудник, без которого вряд ли возможна эффективная интерпретация данных, полученных в процессе тестирования в течение всего периода подготовки и соревнований.
Программа тестирования
Самым популярным тестом аэробной производительности (общей выносливости) является тест Купера (25 %) и его модификация - бег 3000 метров (12 %), которые используют 37 % тренеров. Создается впечатление, что во многих клубах общую выносливость не измеряют. Объяснить это положение можно нежеланием спортсменов подвергаться максимальным требованиям теста Купера. В процентном соотношении незначительно уступает силовой тест «Жим штанги лёжа» - 27 %. Вероятно, этот тест не лучший для оценки общей силовой подготовленности, но из-за отсутствия динамометров для оценки становой силы тренеры выбрали самый простой путь.
К наиболее популярным тестам специалисты относят: для оценки мощности - прыжок в длину (19 %); силовой выносливости - подъём корпуса за
45/60 секунд - 16 %; анаэробно-гликолитической мощности - бег 200/300/400 метров - 15 %; скоростных способностей - бег 15/20/30 метров - 13 %. Лабораторное тестирование применяют 12% команд. Это неожиданный результат, так как хотя бы одно-два УМО (углубленное медицинское обследование) в спорте практикуется уже давно.
Тренеры, предпочитающие оценивать физическую подготовленность на льду (15 %), указали, что самым часто используемым тестом является бег на коньках 5 х 54 метров, направленный на оценку анаэробно-гликолитической мощности.
В отношении оценки полученных во время тестирования результатов 77 % респондентов сообщили, что у них имеются модельные характеристики (целевые показатели / результаты, к которым следует стремиться). В 59 % случаев они выведены из собственного опыта, 53 % используют опыт других команд, и только 19 % специалистов пользуются научной литературой для определения критериев оценки.
Интересная информация получена по весьма важному вопросу самостоятельной подготовки игроков в межсезонный период. Большинство тренеров (68 %) считают, что основная масса игроков команды приходит после отпуска в удовлетворительном состоянии физической подготовленности. Тревожность вызывает факт, что только 12 % специалистов оценивают уровень физической подготовленности хоккеистов своей команды, приступающих к предсезонным сборам, как отличный. Однако ответ «неудовлетворительно» звучал практически вдвое чаще - 20 %! Можно утверждать, что если бы в этих командах проводился предсезонный контроль ОФП, то эта ситуация была бы невозможна. Очевидно, этот аспект требует серьёзного анализа и переосмысливания всего процесса самостоятельной подготовки хоккеистов-профессионалов в межсезонье.
Заключение
Анализ результатов анкетного экспертного опроса тренеров профессиональных команд свидетельствует о существующих проблемах в управлении физической подготовкой спортсменов. Прежде всего, это касается недооценки частью тренеров значения тестирования как неотъемлемого элемента управления подготовкой. Причем большинство специалистов понимают значимость процедуры тестирования, но не используют в процессе подготовки. Создается впечатление, что тренеры сознательно игнорируют процедуру тестирования, чтобы избежать оценки эффективности своей работы.
Следующая проблема - это отсутствие унифицированной батареи тестов и периодичности тестирования. Как можно использовать полученные результаты тестирования в начале предсезонной подготовки и не иметь результатов в ее завершении? Почему тренеры не проявляют интерес к оценке физической подготовленности в ходе регулярного чемпионата и по его за-
вершению? Не потому ли, что большинство из них «временщики» и следующий сезон они, велика вероятность, будут работать с другой командой?
Важной причиной является также недостаточное научное обеспечение профессионального хоккея по причине закрытости информации в клубе.
За последние годы по теме хоккея было защищено только 2 диссертации. Многие результаты ранних исследований устарели и не соответствуют современным требованиям хоккея. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что крайне важным является создание современной унифицированной системы тестирования, отвечающей нуждам хоккея, а также создание модельных характеристик физической подготовленности.
Чрезвычайно важно, чтобы руководители и менеджеры клубов оценили и поняли роль научного обеспечения в подготовке команды. Его отсутствие в определенной степени является причиной неоптимального планирования нагрузки, что в свою очередь является причиной высокого травматизма и необъяснимых падений результативности команды в сезоне.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА
© Кравец А.А.*
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва
В статье представлен обзор литературы, посвященный исследованиям в области использования дыхательных упражнений в системе физической реабилитации лиц с заболеваниями позвоночника, оценке их эффективности и необходимости применения при лечении данной группы патологий. Раскрыты цели и порядок применения дыхательных упражнений на разных стадиях протекания заболеваний.
Ключевые слова: позвоночник, дыхательные упражнения, боли в спине, диафрагмальное дыхание, болевой синдром.
Введение
Дыхательным упражнениям отводилась одна из ведущих ролей в процессе реабилитации и оздоровления организма человека еще с Древних времен.
В Древнем Китае дыхательные упражнения активно применялись в составе гимнастики при лечении заболеваний органов дыхания, системы кровообращения и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
* Соискатель 2 года обучения кафедры Физической реабилитации и ОФК.