отметить, как показывает практика, созданная система условий организации, обеспечивает качественный уровень музыкального развития детей младшего школьного возраста на уроках хора. Это высокий уровень развития музыкальных способностей, участие детей в школьных городских, международных конкурсах.
Список литературы:
1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 2000.
2. Теплов М.Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
3. Апраксина О.А. музыкальное воспитание в школе. - М., 1999.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОККЕЕ
© Занковец В.Э.*
ЗАО ХК «Динамо-Минск», Республика Беларусь, г. Минск
Подготовка спортсмена представляет собой управляемый процесс. Управление в самом общем виде представляет собой перевод объекта из одного состояния в другое, заранее заданное. Управление системой подготовки в идеале должно осуществляться по трёхуровнему принципу: прямая связь от управляющей системы (тренер) к управляемой (спортсмен); обратная связь (от состояния подопечного и его систем к тренеру); коррекция прямой связи по результатам обратной связи.
В данной работе рассматривается обратная связь, как важнейший атрибут процесса управления подготовкой профессиональных хоккеистов. Основу ее содержания составляет тестирование. Автором приводятся данные результатов анкетирования специалистов из области хоккея со всего мира, по итогам которых выделена проблема осутствия четкой периодизации педагогического контроля в современном профессиональном хоккее. В данной статье сообщается о значимости и необходимости проведения тестирований в годовом цикле подготовки. Автором предлагается аргументированная периодизация комплексного контроля физической подготовленности хоккеистов-профессионалов.
Ключевые слова тестирование, физическая подготовка, управление.
Введение
Многие тренеры осознают важность тестирования. Так, по результатам анкетирования тренеров профессиональных клубов [2, 3], считают необхо-
* Тренер по физической подготовке, магистр педагогических наук.
Педагогические науки
45
димым тестировать ОФП - 97 %, о целесообразности тестирования СПФ высказалось чуть меньше человек - 87 %, что, однако, также является высоким показателем.
Проблема заключается в том, что когда дело доходит до практики, многие специалисты не знают, в какие сроки и как часто стоит проводить тестирование и какую пользу это может принести [2-4]. Об этом чётко сигнализируют данные анкетирования: 88 % специалистов применяют тестирования в начале предсезонных сборов; в конце сборов, перед стартом регулярного чемпионата, степень прогресса подопечных оценивают только 56 %; объективно оценить уровень физических кондиций в середине игрового сезона пытаются 43 % опрошенных; итоговое тестирование в конце сезона проводят 53 % тренеров.
А) б начале Б] в конце В] б середине Г] в конце сборов сборов сезона сезона
Рис. 1. Практическое применение тестирования, %
Вряд ли можно ощутить реальный эффект от нерегулярных тестирований. Даже самая лучшая батарея тестов теряет свою ценность при отсутствии системного подхода.
Обсуждение
Возникает логичный вопрос: когда лучше проводить тестирование? Если говорить о масштабной батарее тестов в целом, то, с нашей точки зрения, оптимальным вариантом являются - 1) начало предсезонной подготовки; 2) её окончание; 3) середина регулярного чемпионата; 4) конец сезона. Почему именно эти периоды? В первые дни предсезонных сборов мы должны определить, в каком состоянии спортсмены пришли после отпуска. В конце предсезонного периода - перед началом регулярного чемпионата необходимо определить степень прогресса игроков и насколько эффективной была пред-
ложенная программа подготовки. Данный момент является щепетильным для тренеров, т.к. служит прямой оценкой их работы. Однако это является жизненно необходимым, если тренер хочет совершенствовать свою систему подготовки, если хочет расти как специалист. В середине сезона стоит оценить, насколько удаётся поддерживать набранный в подготовительном периоде уровень всех основных физических качеств. Ответ на тот же вопрос даст тестирование в конце сезона. Оно интересно ещё и тем, что, проводя тестирование в начале следующего предсезонного сбора, можно легко понять, чем занимался весь отпуск игрок, и занимался ли вообще.
Если говорить о тесте «бег 3 км на ЧСС 150» [1], то его можно использовать и чаще: раз в месяц, раз в две недели или даже каждую неделю. Во-первых, показатель ПАНО является более динамичным, чем тот же МПК, и может измениться в течение недели. А во-вторых, данный тест позволяет оценивать этот показатель, не вмешиваясь в тренировочный процесс - нагрузка является совсем лёгкой и по времени он занимает 15-20 минут.
Заключение
Тестирование позволяет: а) выявить сильные и слабые стороны спортсмена; б) оценить эффективность текущей тренировочой программы; в) оценить степень прогресса хоккеиста. Научно обоснованная, экономичная и обоснованная программа педагогического контроля, проводимая с четкой периодичностью, может существенно повысить эффективность процесса подготовки спортсмена.
Список литературы:
1. Занковец В.Э. Модификация теста Купера для оценки аэробной работоспособности в игровых видах спорта / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Университетский спорт в современном образовательном социуме: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 23-24 апр. 2015 г.: в 4 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: Т.Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2015. - Ч. 3: Молодёжь - науке. - С. 143-146.
2. Занковец В.Э. Проблема оптимизации обратной связи в профе ссио-нальном хоккее (по результатам анкетирования специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Наука. Образование. Личность: сб. материалов III Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Логос, 2015. - 134 с.
3. Занковец В.Э., Попов В.П. Тестирование как элемент процесса управления подготовкой хоккеистов высокой- квалификации (по результатам опроса специалистов) // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 44. - С. 246-250.
4. Занковец В.Э., Попов В.П. Взаимосвязь скоростных, силовых и ско-ростно-силовых способностей хоккеистов -профессионалов на льду и вне льда // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного ви-ховання i спорту. - 2015. - N 9. - С. 12-19.