Суицидология и аддиктология
сти, средняя (наркоманическая) стадия - плато толерантности, исходная (энцефалопатическая) стадия - падающая толерантность. Эта схема из-за наглядности представлений о поэтапном течении алкоголизма по легко определяемому симптому измененной толерантности была популярной в практической наркологии и широко использовалась в дидактических целях при обучении студентов и на циклах постдипломного обучения врачей.
2. В модели И.В. Стрельчука [5] стержневым синдромом клиники алкоголизма является патологическое влечение к алкоголю (ПВА). Влечение к алкоголю - феномен психопатологический, трудноуловимый и субъективный, его нельзя измерить количественно, как, например, дозу и частоту приема спиртного, что затрудняет его квантификацию при клинических исследованиях. Возникновение первичного ПВА означает начало заболевания, а его дальнейшее усложнение и утяжеление, ассоциированное с симптоматикой прогредиентного течения алкоголизма, отражено в авторской классификации болезни: легкая (компенсированная), средняя (суб-компенсированная) и тяжелая (декомпенсированная). Психопатологические критерии оценки клинической структуры влечения остаются неуточненными, о чем существуют различные мнения.
В последние десятилетия интерес к ПВА, как определяющему прогноз заболевания, возрастает [1, 2 и др.]. Уточняются патогенетические основы этого расстройства, усложняется представление о его клинической структуре. По А.Б. Альтшуллеру, дифференциация ПВА на «первичное» и «вторичное», на «психическую и физическую зависимость» носит относительный характер, отражает разные стороны механизма патогенеза. А природа самого влечения одна и та же - доминанта, которая является материальной основой внутреннего единства психической и физической «зависимости», поскольку она представляет собой систему, в которую входят интеллектуальный, эмоциональный, вегетативно-сосудистый, эндокринный, висцеральный и другие компоненты и уровни. Это объединяет между собой первичное и вторичное влечение к алкоголю [1].
В терапии больных алкоголизмом основная направленность на коррекцию патологически измененной реактивности на алкоголь, для чего применяется детоксикация (в широком смысле слова, как устранение постинтоксикационных и абстинентных расстройств) и формирование интолерантности организма больного к алкоголю. Патологическое влечение к алкоголю является причиной возникновения рецидивов заболевания, оно оказывается, пожалуй, самым терапевтически резистентным из синдромов зависимости. Сходство психопатологии различных вариантов ПВА с паранояльными, навязчивыми, пароксизмальными или галлюцинаторными расстройствами дает основание для суждений о близо-
сти их патогенеза, что можно использовать в терапии данного расстройства. В связи с этим с целью купирования первичного патологического влечения в отечественной наркологии применяют антидепрессанты, нейролептики, антиконвульсанты [2], обоснованность чего подвергается сомнению [3]. Дальнейшее исследование основных звеньев патогенеза ПВА послужит предпосылкой для создания новых эффективных антикрейвинговых средств коррекции патологического влечения.
Литература:
1. Альтшуллер В.Б. Алкоголизм // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 1999. - Том 2. - С. 250338.
2. Иванец Н.Н. Алкоголизм: Руководство для врачей. - М.: МИА, 2011.
3. Крупицкий Е.М., Борцов А.В. Принципы доказательной медицины в наркологии // На пути к профессиональной наркологии (аналитические очерки и статьи). - М., 2008. - С. 84-95.
4. Портнов А.А., Пятницкая И.Н. Клиника алкоголизма. - Л.: М., 1973.
5. Стрельчук И.В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем. - М., 1973.
ТЕРСИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А.В. Меринов
Рязанский ГМУ им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань E-mail автора: [email protected]
Связь алкогольной зависимости и аутоагрессивного поведения в последенее время является широко обсуждаемым направлением [1, 2 и др.].
Общеизвестно, что злоупотребление алкоголем в свете некоторых концепций рассматривается как проявление аутодеструктивных тенденций личности, различных по уровню приложения и силе в зависимости от конкретного случая.
K. Meninger счел возможным отнести алкоголизм к вариантам хронического самоубийства. При этом аутодеструктивность алкоголика способна реализовываться различными путями: непосредственно через злоупотребление алкоголем и приобретение хронической алкогольной патологии, потере социального статуса, либо через аутодеструктивные проявления характерные для всей человеческой популяции, такие как самоубийства, суицидальные попытки, самокалеченье и тому подобное, причем не последнее место в этом ряду занимают ожоги и ожоговая болезнь.
Говорить о реальной распространенности ожогов у больных алкоголизмом не представляется возможным в связи с тем, что они не всегда обра-
30
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014
Суицидология и аддиктология
щаются за медицинской помощью по ряду причин (или скрывают свой алкогольный анамнез).
Согласно имеющимся литературным данным [3], количество больных алкоголизмом, а также доставленных в ожоговый стационар в состоянии алкогольного опьянения, находится в пределах 4,3%. Однако согласно нашим собственным данным этя группа составила 37,4% в мужской выборке и 24,8% - в женской.
Из особенностей ожогов и течения ожоговой болезни у больных хроническим алкоголизмом выделим следующие: их площадь и глубина достоверно превышают таковые в «неалкогольной» группе, частота глубоких ожогов доходит до 50%, смертность в стационарной группе достигает 40,5%, отмечаются значительные трудности в терапии, наибольшее количество тяжелых осложнений, тяжелое и крайне тяжелое течение ожоговой болезни, а длительность пребывания их в стационаре в 1,5 раза больше, чем в контрольной группе.
Крайне любопытно, что среди больных хроническим алкоголизмом, обращавшихся по поводу психотерапевтического лечения алкоголизма на кафедру психиатрии РязГМУ (n=200) у 21% пациентов также имелись ожоги, преимущественно сигаретами (полученные в состоянии алкогольного опьянения либо по «оплошности», либо в демонстрационных целях). Но практически никто из них не обращался по этому поводу за медицинской помощью.
Таким образом, возникает следующая ситуация: больные алкогольной зависимостью, стремящиеся избавиться от своего недуга или не имеют ожогов в анамнезе совсем, или имеют их «микроэквиваленты» - сигаретные ожоги или другие ожоги малой площади.
С другой стороны, алкоголики, имеющие массивные, часто повторяющиеся ожоги, не попадают по «собственному желанию» в поле зрения врача-нарколога. Существуют как бы две группы больных алкоголизмом, различающиеся по силе аутоагрессивного влечения к «фактору огня», хотя определенный тропизм имеется в обеих.
Можно с полной уверенностью говорить о большей аутодеструктивности представителей второй группы, в которой ожоги приводят к смертельным исходам, либо очень серьезным последствиям.
Таким образом, характер ожогов и тип течения ожоговой болезни, полученные в нашем исследовании в целом, совпадают с таковыми, полученными в других работах [6], что, вероятно, связано с возможностью реализации при этом «эндогенной» аутодеструктивности больных алкоголизмом.
Показана неоднородность этого феномена, что позволяет предположить существование разных групп больных алкогольной зависимостью в отношении данного параметра. По тропности к ожогам
можно выделить две группы, различающиеся по уровню фатальности вообще и в частности по отношению к ожогам.
Данные группы значительно различаются по отношению к перспективе трезвой жизни, что позволяет рекомендовать в психотерапевтической работе с серьезными «ожоговыми алкоголиками» делать акцент на проработке антивитальных установок больного.
Литература:
1. Пилягина Г.Я. Аутоагрессивное поведение: патогенетические механизмы и клинико-типологические аспекты диагностики и лечения. - К., 2004. - 436 с.
2. Разводовский Ю.Е. Алкоголь и суициды: популяционный уровень взаимосвязи // Журнал неврологии и психиатрии им С.С. Корсакова. - 2004. - № 2. - C. 48-52.
3. Халилов Х.Н. Особенности течения ожоговой болезни у алкоголиков // Здравоохранение Таджикистана. - 1985. - N° 3. - С. 4344.
ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЕМИССИИ У ЛИЦ, ЗАВИСИМЫХ ОТ АЛКОГОЛЯ
Н.В. Миронова, О.Ю. Щелкова
Санкт-Петербургский ГУ, г. Санкт-Петербург
E-mail авторов: [email protected],
Olga. psy. pu@mail. ru
За годы изучения алкоголизма был выделен ряд теорий, объясняющих причину его развития и предлагающих соответствующие методы лечения. А. Бергер (Berger А.), доктор философии и практикующий психолог, предложил свою программу терапии больного через процесс самоактуализации, как фактор психологической адаптации, который должен начинаться с заложения фундамента для личностного преобразования и восстановления, затем продолжаться через развитие положительной Я-концепции, более полного ощущения подлинности и самоосознания, усиление позиций самоответственности; следующим шагом должно стать восстановление отношений с близкими людьми и, наконец, осознание истинной сути человека, расширение и обогащение его сознания, в том числе, через служение другим людям [11].
Таким образом, профилактика алкоголизма, а также лечение и реабилитация больных с алкогольной зависимостью должна осуществляться, прежде всего, при использовании психологических методов, направленных на становление процесса активного отношения субъекта к действительности, прежде всего, на достижение человеком поставленных ранее целей, приобретение общественного опыта, удовлетворение возникающих потребностей.
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
31