Суицидология и аддиктология
больных алкогольной зависимостью находят большее количество разведённых, чем в общей популяции.
Многие авторы полагают, что развод отрицательно сказывается на дальнейшей судьбе зависимого от алкоголя человека, это проявляется в ухудшении наркологических характеристик, снижении продолжительности жизни, росте суицидальности группы [1]. При этом ряд исследователей указывает на то, что роль разводов в суицидологичесой практике сильно преувеличивается, в частности, у наркологических больных [2].
Кроме того, имеющиеся работы, которые посвящены изучению суицидологических показателей разведенных как мужчин-алкоголиков, так и женщин, страдающих алкогольной зависимостью, ограничены исследованием классического суицидального поведения и носят констатирующий характер (по данным кризисных стационаров и документации по поводу завершённых суицидов). Безусловно, такой подход искажает наше представление о распространённости аутоагрессивных паттернов поведения у разведённых лиц, поскольку речь в большинстве исследований идёт о фатальных саморазрушающих актах [3].
Вместе с тем, полученные в поледнее время данные, позволяют утверждать, что в мужской алкогольной популяции факт развода не является выраженным катализатором суицидальной активности. Вероятно, гораздо более проблемную группу составляют «первично» одинокие и овдовевшие мужчины, страдающие алкогольной зависимостью, которых среди суицидентов обнаруживается достаточно много. Безусловно, несмотря на отмеченные особенности групп разведённых мужчин-алкоголиков, рассматриваемые пациенты сохраняют высокие показатели аутодеструктивного поведения, характерного для лиц, страдающих алкогольной зависимостью, вообще и остаются группой повышенного суицидального риска.
Данные исследования послужили началом нашей работы касательно изучения влияния развода на аутоагрессивные и личностно-психологические характеристики женщин, страдающих алкогольной зависимостью. Целью данного исследования стал сравнительный анализ профилей суицидальной, несуицидальной аутоагрессии и экспериментальнопсихологических характеристик у женщин алкоголиков, состоящих в браке и не состоящих по причине развода.
При пилотном исследовании нашей выборки женщин аналогичного отчетливого снижения целого ряда показателей аутоагрессивности личности, какое было выявлено в среде разведенных мужчин-алкоголиков, не обнаружено, однако мы продолжаем исследование, которое вероятно будет способно окончательно ответить на поставленные вопросы.
Литературы:
1. Васильев В.В. Суицидальное поведение женщин (обзор литературы) // Суицидология. - 2012. - № 1. - С. 18-28.
2. Кудрявцев И.А., Декало Е.Э. Психологические факторы и механизмы суицидогенеза как критерии суицидального риска и направленной профилактики // Суицидология. - 2012. - N° 2. -С.3-11.
3. Положий Б.С. Суицидальное поведение (клинико - эпидемиологические и этнокультуральные аспекты). - М.: РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010. - 232 с.
АДДИКТОЛОГИЯ
ДВЕ КЛИНИКО-ОПИСАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛИ АЛКОГОЛЬНОЙ АДДИКЦИИ
Г.Т. Красильников, Н.А. Косенко, В.Г. Косенко
Краснодарский ГМУ, г. Краснодар
E-mail авторов: [email protected] 1
Проблема алкогольной зависимости является достаточно актуальной в связи с ее широкой распространенностью и сложностью клинико - патоге-негических аспектов. В алкогольной зависимости (как и при других формах химической зависимости) выявляются патологические феномены различного происхождения, включая токсический, органический, конституциональный, личностный, социальный и др., что чрезвычайно усложняет их клинико-патогенетическую оценку. К стержневым синдромам, присутствующим в клинике на всех стадиях течения алкоголизма, относятся патологическое влечение к алкоголю и синдром измененной реактивности. При анализе отечественной наркологической литературы прошлых десятилетий, с известной долей условности и логического редукционизма, можно выделить две клинико-описательные модели алкоголизма, основывающиеся на одном из указанных стержневых синдромов.
1. Модель алкоголизма по А.А. Портнову и И.Н. Пятницкой [4], наиболее распространенная в отечественной наркологии в недавнем прошлом, стержневым синдромом которой является синдром измененной реактивности. Одним из самых значимых для диагностики синдрома являлся симптом измененной толерантности, который легче других симптомов подвергается количественной оценке. По длиннику течения симптом подразделяется на три части: рост толерантности в начальной стадии заболевания, плато толерантности на высоте заболевания и снижение толерантности в исходной стадии. Все остальные симптомы алкогольной зависимости как бы центрируются вокруг динамики толерантности. Акцент на динамику толерантности прослеживается, так или иначе, и в предлагаемой авторами классификации стадий алкоголизма: начальная (неврастеническая) стадия - рост толерантно-
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
29
Суицидология и аддиктология
сти, средняя (наркоманическая) стадия - плато толерантности, исходная (энцефалопатическая) стадия - падающая толерантность. Эта схема из-за наглядности представлений о поэтапном течении алкоголизма по легко определяемому симптому измененной толерантности была популярной в практической наркологии и широко использовалась в дидактических целях при обучении студентов и на циклах постдипломного обучения врачей.
2. В модели И.В. Стрельчука [5] стержневым синдромом клиники алкоголизма является патологическое влечение к алкоголю (ПВА). Влечение к алкоголю - феномен психопатологический, трудноуловимый и субъективный, его нельзя измерить количественно, как, например, дозу и частоту приема спиртного, что затрудняет его квантификацию при клинических исследованиях. Возникновение первичного ПВА означает начало заболевания, а его дальнейшее усложнение и утяжеление, ассоциированное с симптоматикой прогредиентного течения алкоголизма, отражено в авторской классификации болезни: легкая (компенсированная), средняя (суб-компенсированная) и тяжелая (декомпенсированная). Психопатологические критерии оценки клинической структуры влечения остаются неуточненными, о чем существуют различные мнения.
В последние десятилетия интерес к ПВА, как определяющему прогноз заболевания, возрастает [1, 2 и др.]. Уточняются патогенетические основы этого расстройства, усложняется представление о его клинической структуре. По А.Б. Альтшуллеру, дифференциация ПВА на «первичное» и «вторичное», на «психическую и физическую зависимость» носит относительный характер, отражает разные стороны механизма патогенеза. А природа самого влечения одна и та же - доминанта, которая является материальной основой внутреннего единства психической и физической «зависимости», поскольку она представляет собой систему, в которую входят интеллектуальный, эмоциональный, вегетативно-сосудистый, эндокринный, висцеральный и другие компоненты и уровни. Это объединяет между собой первичное и вторичное влечение к алкоголю [1].
В терапии больных алкоголизмом основная направленность на коррекцию патологически измененной реактивности на алкоголь, для чего применяется детоксикация (в широком смысле слова, как устранение постинтоксикационных и абстинентных расстройств) и формирование интолерантности организма больного к алкоголю. Патологическое влечение к алкоголю является причиной возникновения рецидивов заболевания, оно оказывается, пожалуй, самым терапевтически резистентным из синдромов зависимости. Сходство психопатологии различных вариантов ПВА с паранояльными, навязчивыми, пароксизмальными или галлюцинаторными расстройствами дает основание для суждений о близо-
сти их патогенеза, что можно использовать в терапии данного расстройства. В связи с этим с целью купирования первичного патологического влечения в отечественной наркологии применяют антидепрессанты, нейролептики, антиконвульсанты [2], обоснованность чего подвергается сомнению [3]. Дальнейшее исследование основных звеньев патогенеза ПВА послужит предпосылкой для создания новых эффективных антикрейвинговых средств коррекции патологического влечения.
Литература:
1. Альтшуллер В.Б. Алкоголизм // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 1999. - Том 2. - С. 250338.
2. Иванец Н.Н. Алкоголизм: Руководство для врачей. - М.: МИА, 2011.
3. Крупицкий Е.М., Борцов А.В. Принципы доказательной медицины в наркологии // На пути к профессиональной наркологии (аналитические очерки и статьи). - М., 2008. - С. 84-95.
4. Портнов А.А., Пятницкая И.Н. Клиника алкоголизма. - Л.: М., 1973.
5. Стрельчук И.В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем. - М., 1973.
ТЕРСИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А.В. Меринов
Рязанский ГМУ им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань E-mail автора: [email protected]
Связь алкогольной зависимости и аутоагрессивного поведения в последенее время является широко обсуждаемым направлением [1, 2 и др.].
Общеизвестно, что злоупотребление алкоголем в свете некоторых концепций рассматривается как проявление аутодеструктивных тенденций личности, различных по уровню приложения и силе в зависимости от конкретного случая.
K. Meninger счел возможным отнести алкоголизм к вариантам хронического самоубийства. При этом аутодеструктивность алкоголика способна реализовываться различными путями: непосредственно через злоупотребление алкоголем и приобретение хронической алкогольной патологии, потере социального статуса, либо через аутодеструктивные проявления характерные для всей человеческой популяции, такие как самоубийства, суицидальные попытки, самокалеченье и тому подобное, причем не последнее место в этом ряду занимают ожоги и ожоговая болезнь.
Говорить о реальной распространенности ожогов у больных алкоголизмом не представляется возможным в связи с тем, что они не всегда обра-
30
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014