Научная статья на тему 'Терроризм смертников как современный антисоциальный феномен'

Терроризм смертников как современный антисоциальный феномен Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
706
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ СМЕРТНИКОВ / ДИВЕРСИОННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаев А. Н., Багаев С. М.

В статье проведен политико-правовой и историко-психологический анализ терроризма смертников, как антисоциального феномена современной российской и мировой действительности. В истоках обращения к методу насилия с использованием смертников лежат глубинные психологические механизмы, определяющиеся особенностями определенной культуры и цивилизации. Наибольшее распространение в настоящее время феномен терроризма смертников получил в экстремистских организациях исламских фундаменталистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терроризм смертников как современный антисоциальный феномен»

Мусаев А.Н., Багаев С.М.

Терроризм смертников как современный антисоциальный феномен

В соответствии с Федеральным законом РФ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» терроризм - это, прежде всего «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». В то же время по признанию самих террористов «терроризм - это оружие слабых», то есть оружие тех лиц, которые не могут достичь своих целей законным путем или открытым вооруженным противостоянием.

Терроризм смертников (по определению Первой международной конференции по проблемам борьбы с террористами-смертниками, Израиль, 2000 г.) - это «политически мотивированное применение силы, осуществляемое индивидуумом (индивидуумами), который активно и целенаправленно уничтожает себя вместе с выбранным объектом». В заключительном коммюнике Первой международной конференции по проблеме террористов-смертников (Израиль, 2000 год) отмечено, что в борьбе с данной разновидностью терроризма члены международного сообщества должны:

- повысить уровень сотрудничества людей всех вероисповеданий, т.к. терроризм запрещен всеми религиозными конфессиями и канонами;

- бороться с «религиозной правомерностью» терроризма;

- повысить разъяснительную работу среди молодежи, которая чаще всего становится «пушечным мясом»;

- лишить террористические организации финансовой поддержки во всех формах;

- усилить специальные антитеррористические подразделения, разработать новые технологии и тактику борьбы с данной формой терроризма;

- организовывать международные фонды для исследований в области борьбы с терроризмом;

- выработать совместную политику против правительств, поддерживающих терроризм и терроризм смертников, в частности, исходя из того принципа, что ни одна из политических целей не оправдывает их использование;

- принять меры против возрастающей опасности использования террористов-смертников для проведения диверсионно-террористических актов с применением биологического, химического и ядерного оружия, а также для организации техногенных катастроф.

Для того чтобы психически нормальный человек совершил акт самоуничтожения, он должен либо находиться в таком состоянии, когда этот выход представляется ему единственно возможным в силу сложившихся жизненных обстоятельств, либо руководствоваться такими глубинными идеологическими, религиозными или иными убеждениями, ради реализации которых он готов пожертвовать своей жизнью. К такому выбору человек приходит или самостоятельно в силу обстоятельств, формирующих его характер и образ мышления, или под воздействием целенаправленной обработки представителями тех сил, которые заинтересованы в совершении подобных поступков. Нельзя также не учитывать то обстоятельство, что в истоках обращения к методу насилия с использованием смертников лежат глубинные психологические механизмы, определяющиеся особенностями определенной культуры и цивилизации.

Наибольшее распространение в настоящее время феномен терроризма смертников получил в экстремистских организациях исламских фундаменталистов. Современные реалии убедительно свидетельствуют, что именно спекуляции на учении ислама и целенаправленное искажение его положений, в первую очередь учения о «джихаде», представителями ортодоксальных течений этой религии порождают наиболее фанатичных террористов-смертников. Объективные исследователи понятия «джихад», изложенного в Коране, отмечают следующее. В своем дословном переводе это слово означает -«тяжелая борьба для достижения определенной цели». При этом среди четырех указанных в Коране видов джихада наивысшим считается тот, в котором речь идет о борьбе со своим собственным несовершенством: очищение души мусульманина от пороков и эгоизма.

Вооруженная борьба рассматривается как последняя, военизированная форма джихада, используемая лишь при религиозном гонении. Эта форма джихада оговаривается следующим условием: джихад должен проводиться путем сражений регулярных армий друг с другом. Террористические акты против мирного

населения вообще не предусматриваются понятием джихада, а в изречениях пророка Мухаммеда есть положения, их осуждающие, а именно:

- даже если самозащита оправданна, она не должна принимать экстремальные формы;

- если противник готов прекратить свои враждебные действия и ищет возможности для заключения мира, долгом мусульманина является прекратить борьбу и принять предложение о мире.

Акты самоубийства запрещены Кораном, если даже они совершены во имя благих целей. Более того, в наставлениях пророка Мухаммеда определяются виды загробных наказаний за конкретные типичные в тот период способы самоубийства - с помощью ножа, яда, путем падения со скалы.

Однако ортодоксальные течения ислама сознательно умалчивают эти наставления Корана, выдвигая на первое место последнюю форму джихада - вооруженную борьбу. При этом ваххабиты вообще исключают из своего учения другие виды джихада. В качестве оправдания такого подхода используются ссылки на 75 суру в разделе Корана «Женщина», где указано, что борьба с угнетателями мусульман достойна одобрения. Толкователи этого положения Корана расширяют понятие борьбы в джихаде вплоть до самопожертвования смертника. Так, в 1997 г. Великий муфтий Иерусалима и наиболее авторитетный палестинский богослов Э. Сабри заявил: «Человек, отдавший свою жизнь как мусульманин, узнает только от Бога, была ли оправданна его жертва. Бог определит правильность его поступка. Мы не можем судить. Критерием является то, совершил ли он этот акт во имя личных целей либо во имя ислама».

Значительную часть террористов-смертников порождают экстремистские организации с националистической (идеологической), этнической или сепаратистской мотивацией. Так, в деятельности палестинских экстремистских организаций при использовании террористов-смертников на первый план выдвигается национально-освободительная идея, подкрепленная религиозными идеями. Эта же мотивация используется при подготовке смертников Рабочей партией Курдистана (РПК) Турции и организацией «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) Шри-Ланки, а также террористическими организациями исламистов, требующих отделения от Индии штата Джамму и Кашмир.

С позиций психологии длительная целенаправленная обработка и подготовка смертника с внедрением в его сознание убежденности в героическом характере возложенной на него миссии и ее необходимости рассматривается как социокультурное взращивание. Вместе с тем такая трудоемкая работа не всегда соответствует срочному характеру и потребностям планируемых террористическими организациями операций. В этом случае ими используются более оперативные методы матричного моделирования сознания, т.е. массированного направленного воздействия на подсознание человека при помощи психотехнических методик.

И, наконец, в целях решения разовых задач террористические организации иногда используют более простое средство: человека накачивают наркотическими препаратами, делая его психику пластичной и управляемой.

По оценке зарубежных экспертов, в настоящее время 16 террористических организаций из 12 стран мира (чеченских террористов они во внимание не принимают) прибегают к использованию смертников в своих операциях.

В настоящее время более 15 террористических групп могут проводить операции с участием террористов-смертников. В их число входят: Аль-Каида, Джейаш-е-Мухаммад, Исламская группа Египта, Египетский Исламский Джихад, ВК1, РКК, PIJ, LNNE, а1-Ашаг, ДНКП-С. Кроме них известно большое количество организаций, занимающихся террористической деятельностью: «Лига защиты евреев», «Черные пантеры», «Народное ополчение» (США); «Антикоммунистический альянс Аргентины», «Мано Бланко» (Гватемала); масонская ложа «П-2», «Военно-спортивная организация», «Фракция Красной Армии» и «Революционные ячейки» (ФРГ); ИРА (Ирландия); «Прямое действие» (Франция); «Красные бригады» (Италия); «Красная Армия» и «Аум Синрике» (Япония); «Сендеро Ломинсо» и «Тупак Амару» (Перу), «Исламский Джихад» (Египет); «Исламский фронт спасения» (Алжир); «Серые волки» (Турция) и т.д.

С учетом особенностей подбора, подготовки и характера использования террористов-смертников из общего числа террористических организаций, пользующихся их услугами, можно выделить следующие.

Активно используют смертников террористические организации исламистов, представляющие в данный момент наибольшую опасность для мирового сообщества. Во многих странах мира они имеют свои отделения или «ячейки». В случае подготовки к проведению акций с использованием смертников такие «ячейки» могут создаваться в любых странах для проведения разовых операций. Ведущую роль среди организаций исламистов, проводящих террористические акты с применением смертников, играет созданная Усамой бен Ладеном организация «Аль-Каида», основу которой составляют воевавшие против советских войск в Афганистане моджахеды из разных стран мусульманского мира. В феврале 1998 г. У.

бен Ладену удалось завершить объединение исламских экстремистов на базе панисламизма, создав организацию «Мировой фронт джихада против евреев и крестоносцев». Создание этой организации привело к примирению ряда ранее враждовавших между собой экстремистских организаций, а также расширило базу ее сторонников среди мусульман неарабских стран. В настоящее время «Аль-Каида» остается стержнем этого объединения исламистов. Присутствие этой организации (наличие «ячеек») зарегистрировано в данный момент в 50 странах мира. Из наиболее громких террористических акций, проведенных «Аль-Каидой» с использованием смертников, можно выделить взрывы американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998 г., подрыв эсминца «Коул» в октябре 2000 г. и, наконец, террористические акты в США в сентябре 2001 г. Все указанные акции были тщательно подготовлены и спланированы, сопровождались большим количеством жертв, широко освещались в мировых СМИ и имели далеко идущие последствия.

Следует отметить, что вокруг «Аль-Каиды» сложился в настоящее время конгломерат террористических организаций исламистов-единомышленников, координирующих свои действия и оказывающих взаимное содействие в проведении конкретных операций вне зависимости от того, входят ли они формально в «Мировой фронт джихада» или нет.

На состоявшейся весной 1999 г. в Иордании встрече ряда исламских экстремистских организаций было принято решение об активизации «террористической войны» против Израиля. По заявлению одного из лидеров «ХАМАС» X. Исмаила основой таких акций должно быть использование террористов-смертников, готовых пожертвовать собой во имя Аллаха. Его поддержали представители «Хезболлах» и «Палестинского исламского джихада». Было принято решение о подготовке смертников в контролируемых Корпусом стражей иранской революции лагерях, расположенных вдоль долин Оронте и Баамбек, а также вблизи Тегерана. Финансовые расходы взял на себя иранский «Фронт мучеников», созданный для оказания помощи семьям боевиков-смертников. Для координации этой террористической деятельности был создан Комитет по связям, в который вошли представители ранее упомянутых организаций. В качестве ближайшей перед Комитетом была поставлена задача вербовки смертников, а также противодействия проникновению спецслужб Израиля и Палестинской автономии в лагеря по их подготовке.

Из других террористических организаций исламистов можно выделить следующие. Как уже ранее отмечалось, инициатором активного использования самоубийц в террористических акциях является организация «Хезболлах», использовавшая этот метод против контингента миротворческих сил в Ливане еще в 1983 г. Наработки организации в плане привлечения, обработки и подготовки боевиков-смертников были широко использованы другими террористическими организациями, в том числе при подготовке смертников в Чечне. В период с 1986 по 2000 гг. большинство террористических актов проводилось организацией на юге Ливана в зоне безопасности. На долю «Хезболлах» и другой ливанской организации -«Амаль» приходилось около половины всех проведенных в этот период террористических актов с использованием смертников.

Примеру «Хезболлах», помимо «Амаль», следовали такие организации, как «Палестинский исламский джихад», ХАМАС, а также некоторые организации просирийской направленности (Сирийская национальная партия, Ливанская коммунистическая партия, Социалистическая партия Насера), имеющие в основе националистическую, а не религиозную направленность.

Характерным для «Хезболлах» является избирательный подход к выбору объектов нападений с учетом наибольшего эффекта от проведения таких акций смертниками, что объясняется сравнительно небольшой численностью боевиков организации.

В период с 1986 по 2000 гг. организация сравнительно редко прибегала к их услугам в результате активных действий израильских спецслужб, полагая, что другие способы совершения террористических актов более эффективны. Смертники использовались только в специальных целях - для демонстрации потенциала организации спецслужбам и мировой общественности, когда создавалось впечатление о падении значимости организации.

Из других террористических организаций исламистов, использующих смертников, следует выделить египетские «Гамаа Ислами» и «Джихад ислами» (обе входят в «Мировой исламский джихад»). Так, первая организация провела с использованием этого метода террористическую атаку против египетского посольства в Пакистане, а вторая совершила нападение на полицейское отделение в г. Риеке. От проведения таких акций непосредственно в Египте они воздерживаются, опасаясь возмездия со стороны местных спецслужб.

Из числа организаций, входящих в «Мировой исламский джихад» и использующих в своей деятельности смертников, следует также выделить пакистанскую «Харакот-уль Ансар», а также «Йеменскую армию освобождения святынь ислама».

Применение террористов-смертников является одним из основных и наиболее эффективных методов проведения террористических нападений организацией сепаратистского толка «Тигры освобождения Тамил Илама». Следует отметить, что готовность к самоуничтожению была возведена этой организацией в ранг непременного условия членства в ней еще в 1981 г., когда каждому члену организации было предписано иметь при себе капсулу с цианистым калием. В случае угрозы захвата член организации обязан раскусить стеклянный тюбик, в котором находится эта капсула.

Всего за прошедший период организацией было проведено около 180 операций с участием смертников, которые используются организацией для нападений на государственных деятелей, правительственных чиновников, военных, на наиболее важные объекты инфраструктуры страны. На счету организации -убийство кандидата в премьер-министры Индии Р. Ганди в 1991 г., президента Шри-Ланки Премадаса в 1993 г., покушение с нанесением увечья на жизнь действующего президента страны Ч. Кумаратунге. В 1995 г. с помощью смертников было уничтожено крупнейшее в г. Коломбо нефтехранилище, в 1996 г. -здание Центробанка (при этом погиб 81 человек, ранено 1 400 человек), в 1997 г. - взрыв грузовика рядом с гостиницей «Хилтон» и Международным торговым центром. Самым разрушительным по своим последствиям в истории авиационного терроризма явилось проведенное в июне 2001 г. группой смертников в составе 14 человек нападение на гражданский аэропорт и военную авиабазу в районе г. Коломбо. В результате нападения было уничтожено 3 аэробуса и повреждено еще 2, уничтожено 8 боевых самолетов и вертолетов. Боевики имели на вооружении реактивные минометы, противотанковые ружья. Ущерб только пассажирской национальной авиакомпании оценивался в 350 млн долларов США. Отряды смертников ТОТИ состоят из мужчин, женщин и подростков. Их идеологическое воспитание в духе самопожертвования начинается еще в контролируемых организацией школах, а жестокость и привыкание к смерти достигается путем привлечения подростков к убийствам мирного населения. В отряде самоубийц молодые люди (обычно 14-16 лет) проходят шестимесячное обучение. По окончании курсов каждый из выпускников удостаивается чести встретиться с лидером организации П. Прабхакараном, который вешает им на шею «амулет» с цианистым калием.

В основу идеологической обработки смертников заложена героико-патриотическая мотивация, связанная с идеей создания независимого государства Тамил Илам. Обычно портреты погибших смертников, увитые гирляндами цветов, вывешиваются в школах и других учреждениях, контролируемых ТОТИ. При проведении операций женщинам и подросткам нередко отдается предпочтение, так как они вызывают меньше подозрений у сотрудников служб безопасности.

Другой экстремистской организацией, выступающей под лозунгами национально-освободительного движения и использующей их в качестве основы для идеологической обработки смертников, является Рабочая партия Курдистана (РПК). Организация начала активно использовать в своей деятельности смертников с середины 1990-х гг. В этот период в результате действий турецких сил безопасности полувоенные операции РПК утратили свою эффективность и руководству организации потребовалось поднять дух ее членов, а также продемонстрировать мировому сообществу свою решимость продолжать борьбу. Пик терроризма смертников РПК пришелся на период с февраля 1999 г., когда в Кении был захвачен спецслужбами лидер организации А. Оджалан, до окончания судебного процесса над ним в июне 1999 г. Далее по указанию А. Оджалана теракты РПК были прекращены. Всего за период с 1993 по 1999 гг. РПК провела 15 успешных акций смертников. В них было задействовано 11 женщин и 4 мужчины. Террористические акты смертников совершались главным образом в юго-восточной части Турции, которая рассматривалась РПК как территория, подлежащая освобождению. Нападениям подвергались объекты армии и сил безопасности, а также правительственные учреждения. Следует отметить, что РПК никогда не обещала отобранным ею кандидатам в смертники райскую загробную жизнь и не подчеркивала религиозных мотивов их поступков. Самопожертвование боевиков квалифицировалось руководством организации как героический подвиг во имя освобождения курдского народа от турецкого колониального ига и как пример для других членов организации. В оказавшейся в распоряжении турецких спецслужб единственной видеокассете с записью посланий смертников перед выходом на операцию женщина-боевик Л. Каплан заявляла, что отдает свою жизнь за «дело» организации.

Характерное для исламистов «мученичество за веру» при этом не упоминалось. Причины, по которым члены РПК становились смертниками, кроются в условиях проживания, особенностях культуры и традициях курдов и в специфике самой организации. Большинство членов РПК составляют сельские жители, проживающие в условиях бедности и нищеты. Вступление в организацию повышает их социальный статус и придает смысл существованию. В результате сочетания указанных факторов в РПК сложился дух корпоративности, преданности лидеру и беспрекословного подчинения приказам командиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.