Научная статья на тему 'Терроризм как угроза национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства'

Терроризм как угроза национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
513
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / TERRORISM / THE POST-SOVIET AREA ARE SUGGESTED

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионовский Максим Александрович

В статье рассмотрены вопросы, связанные с терроризмом, как угрозой национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства. Показаны основные политические и военные типы угроз для РФ. Дан политический и сравнительный анализ в принятии военно-полити-ческих решений администрацией и МО США и руководством РФ. Предложены меры по укреплению национальной безопасности РФ в формировании экономической и военно-политической интеграции на постсоветском пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism as a Threat to the RF National Security in the Context of the Post-soviet Area Evolution

The article covers questions connected with terrorism as a threat to the RF national security in the context of the post-soviet area evolution. Basic political and military types of threats to the Russian Federation are described. Political and comparative analysis in the process of US as well as Russian administration and International Relations department political and military decision-making is demonstrated. Measures of improvement national security of the Russian Federation in the formation of economic, political and military integration on the post-soviet area are suggested

Текст научной работы на тему «Терроризм как угроза национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства»

УДК 323

М.А. Родионовский

M. Rodionovsky

ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

TERRORISM AS A THREAT TO THE RF NATIONAL SECURITY IN THE CONTEXT OF THE POST-SOVIET AREA EVOLUTION

В статье рассмотрены вопросы, связанные с терроризмом, как угрозой национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства. Показаны основные политические и военные типы угроз для РФ. Дан политический и сравнительный анализ в принятии военно-политических решений администрацией и МО США и руководством РФ. Предложены меры по укреплению национальной безопасности РФ в формировании экономической и военно-политической интеграции на постсоветском пространстве

Ключевые слова: терроризм, постсоветское пространство

The article covers questions connected with terrorism as a threat to the RF national security in the context of the post-soviet area evolution. Basic political and military types of threats to the Russian Federation are described. Political and comparative analysis in the process of US as well as Russian administration and International Relations department political and military decision-making is demonstrated. Measures of improvement national security of the Russian Federation in the formation of economic, political and military integration on the post-soviet area are suggested

Key words: terrorism, the post-soviet area are suggested

Сегодня о терроризме можно сказать не так уж много, а потому следует подробно изучить эту проблему. Анализ политической обстановки позволяет сделать заключение, что основные угрозы национальной безопасности РФ будут исходить из социальной, экономической и политической нестабильности стран постсоветского пространства. В начале XXI в. Россия явилась государством с ослабленными позициями во всех сферах безопасности. Причина заключается в том, что в период обретения независимости и реального суверенитета Россия не смогла проводить эффективную внутреннюю и внешнюю политику. После распада СССР территория страны

уменьшилась, политическая элита была не готова к проведению экономических реформ и становлению гражданского общества. В Закавказском регионе продолжаются этнополитиче-ские конфликты с новыми и непризнанными республиками Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем. При дипломатическом усилии России этнополитические конфликты заморожены, но окончательно не решены. Вокруг России образовался новый геополитический пояс государств со своими политическими амбициями и стремлением избавиться от наследия прошлого. Новое географическое положение страны выявило новые угрозы постсоветского пространства, оказывающие влияние на

национальную безопасность РФ в контексте эволюции постсоветского пространства. Кроме того, динамика и развитие угроз на региональном уровне также оказывают влияние на национальную безопасность РФ. России необходимо на всех уровнях силовых и дипломатических структур не только эффективно решать и пресекать новые угрозы национальной безопасности, но и отстаивать национальные интересы на постсоветском пространстве.

Нереализация жизненно важных интересов ведет к катастрофическим последствиям для самого объекта безопасности. Стратегические цели реализации национальных интересов служат и формируют в странах концепции национальной безопасности. Как считает А. А. Воронов, нация, лишенная четкого знания и понимания жизненно важных интересов, не может рассчитывать на успешное и безопасное развитие. Все структуры, обеспечивающие национальную безопасность, должны знать и четко понимать какие жизненно важные интересы страны они должны защищать от внешних и внутренних угроз.

Анализ обстановки показывает наличие связи между внутриполитическим и внешнеполитическим процессами, проходящими на постсоветском пространстве. Последние влияют на формирование политики обеспечения национальной безопасности РФ на постсоветском пространстве. Конфликтогенный потенциал во многом определяется параметрами качества жизни в стране Содружества и противоречивостью проходящих политических процессов. Социальная обстановка неблагополучная, политические институты нестабильны и подвержены влиянию третьих стран. Усиливается нарастание глобальных угроз, нерешенных этнополитических конфликтов, что предполагает решение стратегических задач в политике обеспечения региональной безопасности Содружества и национальной безопасности РФ.

На основе анализа имеющейся обстановки выделим три уровня формирования угроз безопасности, с которыми соотносятся

стратегические задачи для субъектов обеспечения национальной безопасности:

1) межнациональный уровень является основным при сохранении жизненно важных интересов своего государства. В настоящее время можно выделить следующие угрозы, которые нужно учитывать в политике обеспечения национальной безопасности:

- исламский фундаментализм;

- международный терроризм;

- распространение наркотиков и наркотрафика в мире;

- распространение ядерных технологий;

- расползание военных конфликтов и вооружений;

- экологический кризис;

2) региональный уровень - это практическое участие государства в обеспечении влияния на политику безопасности государств своего региона. Это связано с крушением стабильного двухполюсного мира, оказывающего влияние на региональную политику стран СНГ, ориентированных на политику США. К таким странам относятся Украина, Азербайджан, Грузия и страны Балтии. Ряд стран постсоветского пространства не готовы к самостоятельному решению вопроса формирования собственной политики безопасности на региональном уровне. Например, Украина и Грузия;

3) национальный уровень, по мнению ряда исследователей, является одним из приоритетных. В современный период угрозы национальной безопасности РФ на постсоветском пространстве связаны с проведением стратегического анализа по следующим принципам:

- классификация угроз национальной безопасности РФ по месту нахождения источника;

- основные угрозы национальной безопасности РФ на постсоветском пространстве по региональным стратегическим направлениям воздействия;

- анализ основных проблемных регионов СНГ.

В классификацию угроз по националь-

ным интересам РФ, включая и территориальную целостность, защиту реального суверенитета, могут быть положены различные критерии, которые будут отражать потребность практики. Это местонахождение источников угроз, реализации угроз, объекты посягательств и степень открытости угроз. По местонахождению источника все рассматриваемые угрозы делятся на две группы: внешние и внутренние. Основными являются террористическая, демографическая, военная, информационная, территориальная и иные виды деятельности других государств, направленные на подрыв национальной безопасности РФ.

Рассматривая терроризм, как угрозу национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства по региональным стратегическим направлениям воздействия, мы выделяем Центрально-Азиатский регион.

Здесь уже формируются, эволюционируют и развиваются террористическая угроза для национальной безопасности РФ на постсоветском пространстве.

Центрально-Азиатский регион является одним из крупнейших по масштабу и фактору влияния на соседние государства. С другой стороны, это один из главных «проблемных» регионов, оказывающих непосредственное влияние не только на региональную, но и на национальную безопасность РФ. Это связано с большим конфликтогенным потенциалом и степенью угроз, несущих политическую и экономическую нестабильность странам региона и России.

Центрально-Азиатский регион включает Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Все эти страны обладают политической нестабильностью и довольно слабым экономическим развитием (кроме Казахстана). Более того, вовлечение этих стран в сферу влияния третьих государств создает реальную угрозу потери стратегического влияния России, создавая реальную угрозу влияния исламского фундаментализма и без того на слабые

политические режимы этих стран. В последнее время «исламский фактор» оказывает большое влияние на ситуацию в государствах Центральной Азии. Как считает А.Е. Тарас, если лет десять-пятнадцать назад все это нас не касалось, так как происходило где-то далеко, то сегодня волна террора накрыла Россию и ряд других стран СНГ. В целом угрозы региональной безопасности странам региона и национальной интеграции России связаны не с исламом как религией, а с идеологией исламского фундаментализма и религиозного экстремизма. В Центрально-Азиатском регионе имеются благоприятные условия и возможности для консолидации исламских радикальных политических движений. Страны Центральной Азии на пути своего суверенитета начали выстраивать отличную от России систему внешней политики и перехода к рыночной экономике, правовому государству и гражданскому обществу.

По геополитическому и геоэкономиче-скому расположению Центральная Азия является важным стратегическим пространством, с точки зрения обеспечения стабильности в Евразийском регионе. На территории этого региона сформировался и устойчиво действует комплекс террористических угроз национальной безопасности РФ, а некоторые из них уже сегодня требуют эффективного реагирования. По мнению многих экспертов по терроризму, ключевой угрозой безопасности России, формирующейся в Центрально-Азиатском регионе, является резкая активизация деятельности исламских радикальных политических движений, военизированные формирования, выступающие под лозунгом создания в данном регионе исламского государства. Вторжение в 2004 г. радикалов-исламистов в Киргизию, а также недавние столкновения в Узбекистане, согласно аналитическим выводам экспертов, говорят о начале практической реализации исламскими экстремистами своих планов по расширению зоны влияния с территории Таджикистана и Афганистана на север, в первую очередь, в Узбекистан. Если эти планы будут

успешно осуществлены, то неизбежно возникает угроза дальнейшей экспансии радикального ислама в Россию. Влияние радикальных исламских организаций в Центральной Азии является закономерным следствием значительного ухудшения социальной и экономической обстановки, а следовательно, чрезвычайно низким уровнем жизни населения в странах региона. Учитывая «идеологический вакуум», это позволяет лидерам исламских радикальных политических движений и криминальным группировкам использовать эти факторы для информационной и психологической обработки сознания людей радикальными идеями. Это заявит государственной власти об изменении конституционного строя и установлении контроля над стратегическими районами.

В Центрально-Азиатском регионе быстрыми темпами происходит консолидация исламских радикалов и наркомафии. Ни для кого не секрет, что наркомафия выступает в качестве спонсоров финансирования многих террористических акций и военных конфликтов, а также поставщиками радикалов, советников и боевиков экстремистским группировкам. По мнению исследователя терроризма Е.П. Ко-жушко, основная мысль лидеров исламского терроризма очень проста: «против тех, кто не соблюдает законы ислама, необходимо сражаться». Идеологи исламского терроризма возводят джихад (священную войну) в ранг шестого столпа ислама, считают, что «разрешение силой и насилием, полное уничтожение, не оставляющие большого и малого», представляют собой форму и метод джихада. Из стран постсоветского пространства, в первую очередь, это относится к Таджикистану, который превратился в крупный и основной канал транзита наркотиков из Афганистана, через территории Центрально-Азиатских государств, в Россию и Европу. По тем же каналам в Россию незаконно проникают не только мигранты, но и эмиссары исламских радикальных организаций для вербовки в свои ряды граждан этого региона. Завербованные лица пополняют незаконные военные формирования, тем самым,

дестабилизируют хрупкий стратегический баланс сил в регионе.

Опасность дестабилизации обстановки в Центрально- Азиатском регионе связана с проникновением профессиональных наемников и представителей криминального мира с Северного Кавказа. По данным спецслужб РФ, в настоящее время намечены и устойчиво работают каналы связи и взаимопомощи между руководителями исламских радикальных политических движений и незаконных военных формирований. Многие радикальные террористические организации в Центральной Азии сотрудничают в тесном контакте со спецслужбами Турции, Саудовской Аравии и Пакистана. Они активно действуют под прикрытием разного рода культурно-просветительных учреждений и благотворительных фондов. Сейчас уже не являются большим секретом контакты между лидерами исламских радикальных организаций и руководителями международного терроризма, в частности, с Аль-Каидой, У. Бен. Ладеном, которые оказывают исламским радикальным организациям различную помощь, прежде всего, финансовую. С другой стороны, борьба с терроризмом и исламским радикализмом в Центрально-Азиатском регионе осложняется из-за непрекращающихся боевых действий в соседнем Афганистане, где продолжаются вооруженные противостояния между различными афганскими этноконфессио-нальными группировками и движениям Талибан. В Афганистане происходит ухудшение социально-экономической и политической обстановки и всеобщей милитаризации населения, рост организованной преступности, увеличение незаконной миграции и наркотрафика в соседние страны. Это несет серьезную угрозу безопасности и стабильности всем странам региона и тем более отрицательно сказывается на странах всего постсоветского пространства и национальной безопасности РФ.

Наибольшую озабоченность вызывает деятельность радикального Исламского движения Узбекистана, лидеры которого предпринимают усилия по обострению и дестабилиза-

ции обстановки в ряде районов Узбекистана. Главная цель - это захват власти в стране и изменение конституционного строя, вооруженным путем. Лидеры радикального Исламского движения Узбекистана опасаются, что активизация деятельности в стране может подтолкнуть военно-политическое руководство России на вмешательство в ход событий с целью обеспечения и нивелирования террористической угрозы для национальной безопасности РФ. Чтобы не произошло расползание идеологии исламского фундаментализма на страны Центральной Азии, России нужно вовремя реагировать на проявляющиеся угрозы.

Обуздание угрозы и нейтрализации исламского радикализма в Центральной Азии, по нашему мнению, способствует тому, что ряд государств Дальнего Зарубежья, Индия и Китай, разделяют позицию России и стран постсоветского пространства по проблеме угрозы религиозного экстремизма, международного терроризма в регионе. Более того, многие страны готовы к координации по линии спецслужб ШОС и СНГ к более тесному сотрудничеству друг с другом.

Немногие из экспертов по терроризму считают, что собственные возможности государств Центрально-Азиатского региона для более эффективного решения и качественной борьбы с терроризмом весьма ограничены. Складывающаяся каждый день напряженная ситуация в регионе требует консолидации и усилий со стороны Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, России и Туркмении, чтобы не допустить превращение этого региона в эпицентр крупных религиозных, этнических и межгосударственных конфликтов. Страны Центрально-Азиатского региона должны быть готовы к практическому, более тесному сотрудничеству по линии спецслужб, ОДКБ и МО РФ. После событий 11 сентября 2001 г. США в последнее время стали проявлять озабоченность по поводу существующей реальной угрозы вооруженного и религиозного экстремизма в Центральной Азии. В настоящее время отчетливо прослеживается усиленная во-

енно-политическая стратегия США в Центральной Азии на долгосрочную перспективу под предлогом борьбы с исламским радикализмом. США стремится выступить в качестве единственно возможного «миротворца», отодвинув ШОС и ООН на второй план, и гаранта стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

В качестве эффективного сотрудничества США выдвигают на первый план программу НАТО «Партнерство ради мира» между странами Центрально-Азиатского региона. Становится понятно, что США преследует не только политические, но и стратегические цели и занимает двойственную позицию в отношении данной проблемы как лидер Западного мира. Многие международные организации (ООН, ЕС, ОБСЕ, НАТО) высказывают озабоченность «мусульманской составляющей» международного терроризма и готовы тесно сотрудничать с Россией и странами постсоветского пространства. На самом деле проявляется большое желание сохранить, по примеру Чечни, очаг нестабильности и напряженности на территории России. Хорошо просматривается политика двойного стандарта, преследуются долговременные и стратегические цели США и ЕС. При этом достаточно четко просматривается стремление США отвести от себя радикальную экстремистскую угрозу за счет переориентирования исламистов на Россию, в том числе и путем готовности совместно с Россией бороться с той частью радикалов (ваххабизм, но главным образом шииты), для которых, в первую очередь, США и Израиль, а не Россия, традиционно являются «врагом номер один».

Особенности развития социально-

экономической и политической ситуации в странах Центральной Азии, а также множество формирующихся в регионе угроз безопасности диктуют необходимость проведения российскими федеральными ведомствами более эффективно скоординированной и стратегически целенаправленной внешней политики. Работа по реализации интересов России в Центрально-Азиатском регионе должна иметь характер,

направленный на локализацию действующих в настоящее время в регионе очагов терроризма, экстремизма и организованной преступности. По мнению Н.С. Зиядуллаева, Россия предпринимает значительные усилия по восстановлению своего влияния в Центральной Азии. Наиболее эффективными решениями должны быть стратегические мероприятия, ориентированные на долгосрочную перспективу, имеющие своей целью создание внутри Российской Федерации и на геополитическом пространстве СНГ таких условий, при которых Россия может быть максимально защищена от угрозы распространения из Центральной Азии на российскую территорию идеологии исламского фундаментализма и вооруженного экстремизма.

Анализ показывает, что терроризм представляет потенциальную угрозу для национальной безопасности РФ в контексте эволю-

1. Воронов А.А. Основы национальной безопасности: научно-практическое пособие.

Общая часть / А.А. Воронов. - М., 2000. - С. 90.

2. Терроризм и террористы: исторический справочник / Под ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Хорвест, 1999. - С. 3.

3. Современный терроризм: анализ основ -

Коротко об авторе__________________________________

Родионовский Максим Александрович, аспирант кафедры государственного и муниципального управления и политики, Читинский государственный университет (ЧитГУ), раб. тел.: 35-73-18

Научные интересы: национальная безопасность (концепции и стратегии), проблемы военно-политической стратегии США (анализ политических решений), исламский фундаментализм (тенденции и проблемы), политическая философия неоконсерватизма (взгляды и проблемы), неоконфигурация СЯС мира (разработки и перспективы)

ции постсоветского пространства. Мы считаем, что угрозами являются:

- проникновение исламского фундаментализма;

- идеология религиозного экстремизма.

Предоставляются благоприятные условия для России в плане развития стратегического партнерства со странами СНГ в обеспечении национальной безопасности от угрозы терроризма. Россия должна сыграть главную роль в формировании экономической и военно-политической интеграции. По мнению

большинства политических аналитиков и экспертов по терроризму, нужен стратегический анализ фундамента проблемы терроризма в СНГ. Это способствует новому стратегическому видению и эффективному решению на государственном уровне нейтрализации терроризма с учетом современных реалий в контексте эволюции постсоветского пространства.

_________________________________Литература

ных направлений / Под ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Хорвест, 2000. - С. 249.

4. Зиядуллаев Н.С. Россия - Узбекистан: стратегическое партнерство и союзнические отношения / Н.С. Зиядуллаев // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 12. - С. 92.

______________________Some facts about author

Rodionovsky Maksim, graduate of Public Administration and Municipal Board Department, Chita State University, official telephone: 35-73-18

Scientific interests: national security (concepts and strategies), problems of military and political US strategy (analysis of political decisions), Islamic fundamentalism (tendencies and problems), political phylosophy of neoconservatism (views and problems), neoconfiguration of the world Strategic Nuclear Forces (projects and perspectives)

ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.