Научная статья на тему 'Организация Договора о коллективной безопасности в системе национальной безопасности (одкб) РФ в контексте эволюции постсоветского пространства'

Организация Договора о коллективной безопасности в системе национальной безопасности (одкб) РФ в контексте эволюции постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
634
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионовский М. А.

В статье рассмотрены вопросы о месте и роли ОДКБ в системе национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства. Показаны основные направления военно-технического сотрудничества стран-участниц ОДКБ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE COLLECTIVE SECURITY AGREEMENT IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF POST-SOVIET REGION EVOLUTION

The scope of the following article lies within the issues of OCSA place and role in the system of national security of the Russian Federation in the context of post-soviet region evolution. Basic trends of the military and technical cooperation between the OCSA participating countries are shown

Текст научной работы на тему «Организация Договора о коллективной безопасности в системе национальной безопасности (одкб) РФ в контексте эволюции постсоветского пространства»

УДК 323

М.А. Родионовский, аспирант, ЧитГУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ) РФ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Научные интересы: национальная безопасность (концепции и стратегии), проблемы военно-политической стратегии США (анализ политических решений), исламский фундаментализм (тенденции и проблемы), политическая философия неоконсерватизма (взгляды и проблемы), неоконфигурация СЯС мира (разработки и перспективы)

В статье рассмотрены вопросы о месте и роли ОДКБ в системе национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства. Показаны основные направления военно-технического сотрудничества стран-участниц ОДКБ ■

M.A. Rodionovsky, Chita State University

ORGANIZATION OF THE COLLECTIVE SECURITY AGREEMENT IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF POST-SOVIET REGION EVOLUTION

The scope of the following article lies within the issues of OCSA place and role in the system of national security of the Russian Federation in the context of post-soviet region evolution. Basic trends of the military and technical cooperation between the OCSA participating countries are shown ■

* * *

После распада СССР возникло Содружества Независимых Государств (СНГ) на большом геополитическом пространстве бывшего СССР. Перед странами СНГ появилось множество проблем, которых в едином государстве не было. С образованием СНГ все проблемы обрели иной стратегический контекст. С распадом СССР была нарушена единая экономическая система, произошел развал народнохозяйственного комплекса, распад оборонной составляющей страны, что не могло не вы-

звать беспокойства у новых лидеров СНГ.

Началась новая история эволюции постсоветского пространства, возникли новые угрозы в обеспечении национальной безопасности РФ на новом геополитическом пространстве, которые требовали эффективного решения. К политическим, социальным, экономическим проблемам добавилась и другая - обеспечение безопасности самого Содружества Независимых Государств. Большую стратегическую роль в этом должна была сыграть Россия. Неэф-

фективная и навязанная извне политика 90- х гг. ХХ в. уходит в прошлое. Сегодня мы видим более четкую и продуманную стратегическую, оборонную и экономическую позицию России на постсоветском пространстве. В современное время Россия играет важную роль на постсоветском пространстве в отстаивании своих национальных интересов.

Следствием решения этого стратегического вопроса в обеспечении безопасности стран постсоветского пространства стал Договор о коллективной безопасности (ДКБ), заключенный в мае 1992 г. шестью странами: Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Арменией.

В сохранении СНГ заинтересована, прежде всего, Россия. Она, как и любое другое государство, нуждается в спокойном внешнем окружении и предсказуемых внешнеполитических союзниках. Усиливая свое влияние в рамках Содружества, Россия фактически стала расширять свое геополитическое пространство, что, в конечном счете, повышает ее роль в системе международных отношений.

В дальнейшем, чтобы придать больший военно-политический вес такой структуре, как Договор о коллективной безопасности, в октябре 2002 г. решено преобразовать его в Организацию Договора о коллективной безопасности. Руководителями стран участниц подписаны устав и соглашение о правовом статусе ОДКБ. Поэтому основную нагрузку по организации военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве, отвечающего интересам России, несет Организация Договора о коллективной безопасности , являющаяся самой эффективной структурой Содружества.

Организация превратилась в одну из наиболее продвинутых структур с эффективной нормативно-правовой базой и достаточно отлаженным механизмом принятия военно-политических решений в неопределенных ситуациях. Более того, именно в рамках ОДКБ в настоящее время происхо-

дит формирование четкой системы коллективной безопасности.

России на современном историческом этапе ОДКБ нужен больше, чем многим странам постсоветского пространства. Это связано с новым контекстом политической эволюции постсоветского пространства, который еще не преобразован в четкую и гибкую систему политической стабильности, в том числе на появление новых политических и военных вызовов и угроз, которых стало немало у границ СНГ. Это большой конфликтогенный потенциал, на вызов кото -рого нужно эффективно решать и консолидированно отвечать в рамках ОДКБ. Поэто-му для России на современном этапе важно иметь такой военно-политический инструмент, как ОДКБ в системе национальной безопасности РФ в контексте эволюции постсоветского пространства. Для нейтрализации угроз обеспечения коллективной безопасности стран постсоветского пространства как раз и нужна такая организация. Но какую миссию закладывает в ОДКБ военно-политическое руководство России и какую положительную роль эта организация должна сыграть в системе национальной безопасности РФ?

Мы выделяем два аспекта стратегической роли ОДКБ в системе национальной безопасности РФ в сложной и неопределенной военно-политической обстановке на просторах постсоветского пространства:

- во-первых, в рамках ОДКБ формирование дееспособной системы, коллективной безопасности на вызовы и угрозы исламских радикальных политических движений в Центрально-Азиатском регионе;

- во-вторых, создание отлаженного военного механизма ОДКБ для обеспечения коллективной безопасности Содружества в системе национальной безопасности РФ, на расширение блока НАТО на Восток и НПРО ТВД США. В том числе и на активную динамику политической, экономической и военной экспансии США на постсоветском пространстве.

Сейчас военно-политическое руково-дство России рассматривает ОДКБ как противовес на расширение военной составляющей к границам России блока НАТО.

Если в 90-х гг. ХХ в. блок НАТО при -нял новых членов в свою организацию, не считаясь с национальными интересами России, то сейчас ситуация иная. Если ОДКБ станет более эффективным в военнополитическом управлении для обеспечения безопасности и не повторит стратегических ошибок Варшавского договора, то, безусловно, трансформация ОДКБ превратит его в эффективный стратегический инструмент в решении на нейтрализацию не только на расширение НАТО, но и другие современные вызовы и угрозы, что будет способствовать эффективности обеспечения национальной безопасности России в XXI в.

Чтобы ОДКБ стал эффективной орга -низацией и отвечал национальным интересам России и стран-участниц, нужно проводить политику, направленную на решение конкретных задач и стратегических проблем. Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа пишет: «Большое значение для Организации будет иметь принятое осенью 2006 г. решение о создании Парламентской ассамблеи ОДКБ. Тем самым мы включаем в работу по ее целям и задачам парламентскую составляющую, а это не только повысит авторитет ОДКБ, но и будет способствовать активизации ее деятельности по сближению и гармонизации законодательств государств - членов в сфере безопасности» [1].

Поэтому для эффективной борьбы с исламскими радикалами, использующими террористические методы борьбы в Центрально-Азиатском регионе, нужен четкий механизм взаимодействия. Было принято решение, - пишет Н.Н. Ефимов: «В соответствии с Уставом ОДКБ государства - члены принимают совместные меры к формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности и созданию региональных группировок войск, коор-

динируют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией» [2].

В 2001 г. сформированы коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона общей численностью 1.600 военнослужащих России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана по одному батальону. Была создана постоянная оперативная группа штаба КСБР в столице Киргизии - Бишкеке. Эта региональная группировка войск укрепляла уверенность руководства стран в эффективном решении противодействий исламским радикалам. С открытием в 2003 г. военных баз России в Киргизии и преобразованием в 2005 г. 201-й дивизии в Таджикистане подразделениями КСБР стали регулярно проводиться анти-террористические учения «Рубеж», позволяющие отрабатывать на практике противодействия исламским радикалам и незаконным вооруженным формированиям. Структура КСБР должна стать эффективным органом военного управления, что позволит более четко реагировать на кризисные и конфликтные ситуации в Центрально-Азиатском регионе.

Кроме нестабильной ситуации в Цен -тральной Азии, на военно-политическую обстановку граничащих к ОДКБ регионах негативно влияют неразрешенные конфликты в Иране, Афганистане, ядерные программы Ирана и КНДР. Кроме того, сейчас на постсоветском пространстве активизируются «законсервированные этнополитические

конфликты», которые негативно сказываются на проблемах безопасности. Поэтому зона ответственности стран, входящих в ОДКБ, должна отражать реальную обстановку постсоветского пространства для того, чтобы эффективно реагировать на зарождающиеся проблемы и конфликты.

На военно-политическую обстановку на постсоветском пространстве оказывают воздействие и проявляют настойчивую ак-

тивность международные организации, преследующие свои интересы в зоне действия ОДКБ. Наиболее сильное воздействие оказывает активизирующаяся военная деятельность США и НАТО на внешних границах коллективной безопасности стран, входящих в ОДКБ. После 11 сентября 2001 г. военный истеблишмент США обратил свои взоры на огромное постсоветское пространство под предлогом борьбы с терроризмом в Афганистане. Сейчас военная инфраструктура США и НАТО создается заново, точнее, трансформируется как в Восточной Европе, так и на постсоветском пространстве. Это страте -гия перехода от количественного военного присутствия к качественному силовому, в отстаивание своих жизненно важных инте-ресов. Военные логисты и планировщики США работают без сбоя ради достижения поставленных стратегических целей. А таких стратегических интересов у США и их союзников немало.

Постсоветское пространство - это не только обширная территория, имеющая огромные месторождения нефти и газа, урана, цветных металлов, выгодные транспортные маршруты, выходы в Каспийское, Черное и Средиземное моря и далее - в мировой океан. Прежде всего, само геостратегическое положение некоторых стран дает огромный козырь использовать выгодно для себя свое месторасположение. Военно-политическое руководство США и НАТО стремится закрепиться под разными предлогами в регионах постсоветского пространства. К странам, имеющим геостратегическое положение, относятся Украина, Киргизия, Азербайджан и Грузия.

Современное руководство России тревожит стремление третьих стран обосноваться в зоне национальных и геополитических интересов России. Тем более, что эти интересы будут не только ущемлены, а проигнорированы третьими странами. Украина в военно - стратегических планах США - это размещение элементов НПРО ТВД США,

постоянное членство в НАТО. Киргизия -хороший плацдарм для военного контроля ВС США и нАтО юга России и Западного Китая. Азербайджан - это транспортировка каспийской нефти и газа по нефтетрубопро-воду БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН, минуя

морские порты России. Кроме того, возможное размещения системы НПРО ТВД США на постоянной основе, военное присутствие военных баз США под предлогом охраны нефте-газотрубопроводных и танкерных маршрутов.

Грузия, как и три другие страны, игра -ет важную роль в военно-политическом доминировании США и НАТО. В случае, если нефть будет транспортироваться из Каспийского района по трубопроводу БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН, Тбилиси получит доходы, которые ей весьма необходимы, а нефтедобывающие государства станут более независимыми от России. Другая часть использования местоположения Грузии в интересах США и НАТО:

- во-первых, - это размещение элементов НПРО ТВД США, в том числе и эскадрильи самолетов ВВС США Боинг-747 с лазерным оружием, способным сбивать МБР РФ на активном участке полета;

- во-вторых, - это стремление Грузии на постоянное членство в НАТО.

Система элементов НПРО ТВД США, РЛС и ракет-перехватчиков нужна для стратегического контроля юга и девальвации СЯС России с южного направления. Полити -ческое руководство России должно учитывать все главные составляющие противоречия в политике четырех перечисленных стран для отстаивания своих национальных интересов, а следовательно, и национальной безопасности РФ на постсоветском пространстве. Поэтому для отстаивания и достижения своих жизненно важных интересов нужно использовать не только политические, военные и дипломатические меры воздействия, но и экономические.

Политолог А.М. Ушаков пишет: «Сего-

дня для Каспийского региона важны не уто-пические цели демократизации всего и вся, а умение управлять противоречиями и конфликтами. Западу, видимо, предстоит понять, что Россия все еще остается, в силу многих причин, самой влиятельной силой в регионе, хотя с учетом реальных условий ее позиция становится все более сдержанной и осмотрительной» [3].

Для поддержания стратегического баланса сил России нужно более эффективно использовать свое лидерство в рамках ОДКБ, прежде всего, в совершенствовании и усилении военно-политических и оборонных механизмов сотрудничества стран-участниц ОДКБ. Страны-участницы ОДКБ должны укреплять как региональную безопасность, так и коллективную. Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа пишет: «Ведется работа по созданию в формате ОДКБ интегрированных военных систем (ПВО, управления и связи, информационно-разведывательной

системы). Готовится к подписанию соглашение об оказании экстренной военнотехнической помощи государству-члену,

подвергшемуся агрессии, обеспечивающее своевременное и адекватное выполнение предусмотренного в Договоре о коллективной безопасности центрального обязательства, о помощи в случае угрозы или осуществления агрессии против одного из участников Договора» [4].

Сейчас созданы условия для интегрирования ОДКБ в систему региональных и международных отношений, Организация получила статус наблюдателя в Генассамб-лее ООН. Окончательное оформление ОДКБ в качестве полноправной международной региональной организации повышает не только статус стран-участниц ОДКБ, но и способствует укреплению коллективной безопасности. В рамках ОДКБ должна быть создана такая структура, которая отражала бы национальные интересы как самих стран-участниц, так и общие стратегические инте -ресы Организации, и способность ее защи-

тить от военных агрессий стран и альянсов. Мы считаем, что для этого необходимо:

- создать единую замкнутую интегрированную систему ПВО - ПРО - ПКО стран-участниц ОДКБ;

- переоснастить и модернизировать

КСБР;

- создать единую базу данных по исламским радикальным политическим движениям и других организаций, представляющих непосредственную угрозу;

- создать эффективную структуру в ОДКБ аналитического центра стратегических исследований, разработок и прогноза;

- создать корпуса быстрого реагиро-вания (регулярные войска) численностью до 120 тыс. чел. постоянной готовности для решения стратегических задач как на западном, южном, так и на восточном направлениях;

- развить военно - техническое сотрудничество между странами-участницами

ОДКБ;

- создать новое направление спутниковой разведки в системе ОДКБ;

- использовать в целях обеспечения безопасности стран-участниц ОДКБ глобальной навигационной системы «ГЛО-НАСС»;

- создать два новых управления поли -тической и военной разведки в системе ОДКБ;

- сохранить и усилить присутствие ВС России в странах СНГ в интересах обеспечения безопасности как отдельных стран СНГ, так и Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности РФ диктует необходимость обратить внимание военно-политического руководства России на проблемы постсоветского пространства в целях эффективного решения на стратегическом уровне роли России, в системе военно-силовых мер укрепления коллективной и региональной безопасности . Поэтому Организация Договора о коллективной безопасности должна отвечать

всем требованиям военно-политической обстановки на постсоветском геополитическом пространстве. Это связано с нейтрализацией угроз и эффективного решения защиты реального суверенитета стран-участниц ОДКБ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордюжа Н.Н. ОДКБ - эффективный инструмент // Журнал «Международная жизнь. - 2007,

№ 1-2. - С. 44.

2. Ефимов Н.Н. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. - М. 2006. -С.199.

3. Ушаков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М. 2003. - С. 13.

4. Бордюжа Н.Н. ОДКБ - эффективный инструмент // Журнал «Международная жизнь». - 2007, № 1-2. - С. 47.

УДК 323

О.В. Стельмашенко, ст. преподаватель каф. « Государственное муниципальное управление

и политика», ЧитГУ

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ПОЛИТИКОЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Научные интересы: региональная безопасность, глобализация и регионализация

В статье оценивается воздействие сотрудничества приграничных регионов России и Китая на состояние региональной безопасности, проводится факторный анализ состояния безопасности Читинской области ■

O.V. Stelmashenko, Chita State University

POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION'S INFLUENCE ON SECURITY OF BORDERING REGION

The article focuses on influence of the bordering regions' cooperation (Russia and China) on its regional security. The factorial analysis of Chita region's security is shown in the article ■

*

*

*

П

роцессы политико-экономического взаимодействия приграничных регионов оцениваются в целом как по-

зитивное явление. Действительно, удовлетворение потребностей Читинской области в товарах, не производимых на её территории;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.