РО! 10.22394/2073-2929-2021-03-135-140
Терроризм как особая форма политической борьбы в современном мире
Одинаев Д. С.
Таджикский национальный университета, Душанбе, Республика Таджикистан: [email protected] РЕФЕРАТ
Терроризм — явление не новое в истории человечества, и с древних времен различные политические и социальные силы пытались таким образом захватить власть, прибегая к насилию и запугиванию. Разные силы видели в терроризме средство борьбы со своими противниками. В средние века терроризм приобрел особый статус в европейских странах как особая форма политической борьбы за защиту интересов государства, церкви и религиозных властей. Сам акт официального убийства преступников в любой форме был совершен с целью запугивания людей и различных слоев общества. Насилие маргиналов, выражаемое термином «террор», стало более распространенным в наше время во французской политической истории. Сторонники реформы видели в защите интересов и свобод личности с помощью терроризма эффективное средство политической борьбы. Однако позже этот термин был сочтен негативным актом, а терроризм преподнесен как преступление против государства. То есть с конца XVIII в. термин «террор» употребляется в отрицательном смысле.
На нынешнем этапе развития человеческого общества терроризм приобрел наиболее устрашающие черты. Террористы убивают невинных людей, чтобы запугать общественность и власти. Терроризм стал одним из основных инструментов борьбы за власть, защиты групповых, этнических, расовых и других интересов.
Ключевые слова: терроризм, политика, борьба, мир, экстремизм, власть, Республика Таджикистан, террористические и экстремистские организации
Для цитирования: Одинаев Д. С. Терроризм как особая форма политической борьбы в современном мире // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 3. С. 135-140.
Terrorism as a Special Form of Political Fight in the Modern World Dilshod S. Odinaev
Tajik National University, Dushanbe, Republic of Tajikistan; [email protected] ABSTRACT
Terrorism is not a new phenomenon in human history, and since ancient times, various political and social forces have tried to seize power in this way, resorting to violence and intimidation. Various forces saw terrorism as a means of fighting their opponents. In the middle Ages, terrorism acquired a special status in European countries as a special form of political struggle to protect the interests of the state, church and religious authorities.
The very act of officially killing criminals in any form was committed with the aim of intimidating people and various sectors of society. The violence of the marginalized, expressed by the term "terror," has become more common in modern French political history. The advocates of the reform saw the protection of the interests and freedoms of the individual with the help of terrorism as an effective means of political struggle. However, later this term was considered a negative act, and terrorism was
presented as a crime against the state. That is, since the end of the 18th century, the term "terror" has been used in a negative sense.
Especially at the current stage of the development of human society, terrorism has acquired more frightening features. Terrorists kill innocent people to intimidate the public and authorities. Terrorism has become one of the main instruments of the struggle for power, the protection of group, ethnic, racial and other interests.
Keywords: terrorism, politics, struggle, peace, extremism, power, the Republic of Tajikistan, terrorist and extremist organizations
For citing: Odinaev D. S. Terrorism as a Special Form of Political Fight in the Modern World // Eurasian integration: economics, law, politics. 2021. No. 3. P. 135-140.
Общеизвестно, что терроризм выступает одним из основных и наиболее распространенных средств борьбы во времена революций и контрреволюций, он дестабилизирует ситуацию в обществе, усиливая в то же время политическую денационализацию конфликтов и социальное сопротивление граждан. В настоящее время особое значение имеет уровень сопротивления политических сил и их политическая культура, а не то, какая сторона первая или кто причастен к незаконному применению силы. Как показывает накопленный опыт разных стран мира, в данном случае террористические силы только пытаются уничтожить своих противников.
В современном мире невозможно определить точное количество террористических групп или организаций потому, что существует множество организаций и движений, которые держат в секрете свои цели, направления деятельности и действий. Отсутствие элементарных норм и правил связи с террористическими и экстремистскими организациями усложняет проведение необходимых профилактических работ. Поскольку крупнейшие террористические организации очень хорошо осознают это, они регулярно осуществляют свою античеловеческую деятельность. В нынешней ситуации имеется необходимая информация о ряде известных террористических организаций, и антитеррористические действия также направлены в основном против них. К организациям такого типа можно отнести: «Аль-Каида» (международная террористическая организация); «Боко харам» (Африка), «Джамаат аль-Исламия» (Египет); ETA (Испания); Исламское оппозиционное движение ХАМАС (Ирак, Палестина, Сирия); Исламская партия Туркестана (Исламское движение Узбекистана), ИГИЛ (страны Ближнего Востока), «Ку-клукс-клан» (США) и другие1.
Фактически самыми влиятельными террористическими организациями в мире на данный момент являются «Аль-Каида» и ИГИЛ — группировки, члены которых постепенно набирают силу, несмотря на преследования и антитеррористические действия международной коалиции. К ним присоединяются и другие террористические ячейки, превратив их в крупные террористические движения международного масштаба. Сегодняшние реалии деятельности террористических организаций свидетельствуют о разрушительных последствиях действий их последователей. Хотя, согласно общей статистике, глобальных катастрофических последствий террористических актов в мире пока не зафиксировано, однако события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке (США) показали, что если не усилить совместную борьбу с международным терроризмом, то они могут быть еще более трагическими [1, с. 51].
Как утверждают международные эксперты, террористические акты ежегодно составляют около 5-10% от совершавшихся преступных актов в мире. Так, с 1976 по 1996 гг. в мире в среднем террористами совершено от 320 до 660 операций международного масштаба, число жертв которых растет день ото дня. Растет и уровень жестокости террористов: только 11 сентября 2001 г. жертвами таких актов в Нью-Йорке (США) стали более 3100 абсолютно невинных мирных граждан2. А в результате террористических
1 Организации, деятельность которых запрещена в Российской Федерации.
2 Трагедия 9/11 в США: теракт и его последствия [Электронный ресурс]. URL: https://politmikser.mirtesen.ru/blog/43919469254/Tragediya-911-v-SSHA:-terakt-i-ego-posledstviya?utm_referrer=mirtesen.ru (дата обращения: 14.03.2021).
действий террористической организации ИГИЛ на территории Ирака и Сирии за последний десять лет (2011-2020 гг.) погибли десятки тысяч людей, а миллионы граждан этих стран стали беженцами.
Следует отметить, что терроризм тесно связан с экстремизмом и последнее является реальной базой формирования террористических организаций. Анализ информационного пространства позволяет сделать вывод, что в последние десятилетия распространение террористической и экстремистской идеологии растет не только в отдельно взятой стране, но и во всем мире. Вне всякого сомнения, этот процесс, имея существенные негативные последствия, создает угрозу безопасности как отдельным регионам мира, так и человеческому сообществу в целом. На наш взгляд, особую угрозу эти антисоциальные явления представляют для самого уязвимого социального слоя — молодежи, определенная часть (пусть даже и незначительная) которого находится под влиянием пропаганды определенных террористических и экстремистских движений и организаций религиозного толка. Не секрет, что основной целью таких движений и организаций является дестабилизация политической ситуации внутри отдельного государства или в конкретном регионе. Они используют религию и убеждения верующих для достижения своих далеко идущих политических целей, используя пропаганду экстремизма и терроризма в обществе, чтобы опорочить и отрицать светские ценности.
Опыт формирования идеологии религиозного экстремизма и терроризма в прошлом максимально показал, что они, безусловно, являются неблагоприятным социально-духовным явлением и специфической формой политической борьбы в современном мире. Даже в умах исследователей Ветхого Завета, включая Ксенофонта, это действие рассматривалось как эффективное и позитивное средство борьбы с соперниками [2]. Однако в Ветхом Завете термин «террор» не использовался в его нынешнем официальном смысле. Это негативное явление имеет причинно-следственную связь, поскольку фактором возникновения терроризма является экстремизм, который, в свою очередь, нацелен на достижение определенных политических целей, а также захват власти. Современные средства массовой информации широко используются экстремистскими и террористическими организациями для распространения своей идеологии и вербовки людей (особенно молодежи) в свои ряды. Особо эффективно в этих целях они используют социальные сети в Интернете, к которым молодежь проявляет большой интерес [3, с. 90-96]. К сожалению, результаты наблюдения позволяют убедиться в том, что распространители идеи экстремизма и терроризма ныне достаточно эффективно используют соцсети, и в этом деле они добились определенных желаемых результатов.
Стоит подчеркнуть, что терроризм, особенно в последние десятилетия, как выше нами было отмечено, привел к многочисленным разрушительным последствиям и огромным человеческим жертвам, став препятствием на пути формирования и укрепления мирного человеческого сообщества. Поэтому все страны мира, в частности независимый Таджикистан, который является членом мирового сообщества, активно участвуют в борьбе против экстремизма и терроризма, особенно их религиозной модификации. Правительство Республики Таджикистан постоянно принимает соответствующие меры с целью противостояния этим негативным явлениям и проводит необходимые работы для профилактики и дальнейшего их распространения в стране и Центрально-Азиатском регионе.
Подтверждением этому служат слова Президента Таджикистана Э. Рахмона, который в своем ежегодном послании Маджлиси Оли заявил, что вопрос «борьбы с терроризмом и экстремизмом, суевериями и экстремизмом и защиты национальных и государственных интересов является одним из важных направлений идеологической деятельности научных учреждений и соответствующих структур светского государства»1.
Уместно напомнить, что в современном исламском мире осуществляют свою деятельность ряд экстремистских партий и движений, основанных на религиозных убеждениях, деятельность которых отдельные мировые и региональные державы ради преследования своих геополитических интересов транслируют странам Центральной Азии (в том числе недавно получившему независимость Таджикистану), что представляет определенную угрозу стабильности безопасности государств региона. Несомненно,
1 Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе, 23 января 2015 г.
формирование экстремистско-террористических партий и движений угрожает атмосфере стабильности в мусульманских обществах. Сама жизнь граждан мусульманских стран сегодня показывает, что создание экстремистских партий и движений, а также их поддержка со стороны отдельных мировых держав — это тупиковое решение вопросов, связанных с геополитическими интересами данных государств. Более того, попытка связывать деятельность этих партий и движений с ценностями ислама еще больше усложняет решение проблемы. В такой ситуации государству и обществу необходимо защищать национальные и религиозные ценности и определять их роль в обществе.
Как известно, наряду с обретением политической независимости под влиянием определенных внутренних и внешних групп процесс возрождения религии в некоторых постсоветских республиках приобрел характер экстремизма (например, возникновение и формирование экстремистско-террористи-ческой Партии исламского возрождения в суверенном Таджикистане1). Поэтому для предотвращения возникновения такого нежелательного явления и его тяжких последствий, а также защиты национальных и религиозных ценностей древнего таджикского народа возникла необходимость урегулировать религиозные вопросы в соответствии с законом. С этой целью после обретения независимости в 1999, 2007 и 2009 гг. были приняты законы Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом», «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» и «О свободе совести и религиозных объединениях»2.
Предназначением этих нормативных актов является регулирование и обеспечение законной деятельности религиозных объединений, защита истинных ценностей ислама от всех суеверий и чуждых духовной культуре таджикского народа традиций Средневековья, а также противостояние экстремизму. Очевиден факт, что в современном мире некоторые экстремистские и террористические группировки, прикрываясь ценностями мусульманской религии, совершают такие не благие действия, которые становятся причиной возникновения конфликтов и новых очагов напряженности в том или ином регионе земного шара. В этом контексте соответствующие государственные структуры и общество в целом должны выявить угрозы и опасности экстремизма и терроризма религиозного характера, угрожающие людям, предотвратить их распространение в стране и регионе.
В нынешней ситуации сверхдержавы стремятся продвигать свои политические интересы под лозунгом сохранения и возрождения ислама, а религиозные факторы используются ими для создания ситуации нестабильности и порождения конфликтов в различных странах, в том числе в мусульманском мире. К сожалению, в Центральной Азии также имеются определенные круги, которые вовлечены в дестабилизацию политической ситуации в регионе и таким образом хотят достичь своих геоэкономических целей. Эти группы пользуются несовершенством светских и религиозных знаний народа и под лозунгом джихада стремятся парализовать существующие структуры власти в странах. К сожалению, ни одно государство не может быть застраховано от этого идеологического бедствия, потому что современные технологии, прежде всего, выступают связующим звеном между этими процессами [4, с. 185-186].
Совершенно очевидно, что страны в одиночку не могут достичь своих целей в борьбе против этого негативного социально-политического явления. В связи с этим страны СНГ и соседние с ними государства должны объединиться и тесно взаимодействовать, чтобы противостоять современными вызовами религиозному экстремизму и международному терроризму. Фактически деятельность соответствующих государственных структур на постсоветском пространстве в области региональной безопасности и борьбы с экстремистско-террористическими группировками происходит в рамках таких авторитетных международных учреждений, как Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности. Кроме того, имеется ряд организаций, предназначенных для борьбы с организованной международной преступностью, которые по мере
1 Организация, деятельность которой запрещена в Российской Федерации.
2 Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» от 16.11.1999 № 846. Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» от 08.06.2007 № 272. Закон Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.03.2009 № 489.
своих возможностей также стремятся противостоять угрозам более «820 международных террористических организаций, общую численность боевиков которых можно оценить приблизительно в 300 тыс. человек. Из них ровно половина (150 тыс.) — из арабских стран, еще примерно 70 тыс. — из региона, в который входят Афганистан, Пакистан и т. д.»1.
Необходимо акцентировать, что реальность последствий деятельности экстремистских и террористических организаций ныне можно увидеть в ужасающих актах, совершаемых ими в Ираке, Сирии, Пакистане, Афганистане, Ливане, в таких европейских странах, как Франция, Бельгия, и других государствах мира. Однако подтверждением тесной связи деятельности террористических движений с политикой в современном мире может служить накопленный в этом плане опыт Египта, Ирака, Сирии и Ливана, где цель таких организаций заключается не в терроре того или иного человека, а в разрушении политической и государственной системы страны. Все это еще раз подтверждает тезис о том, что терроризм в союзе с экстремизмом стали особой формой политической борьбы в современном мире, конечной целью которой является насильственная смена существующей власти.
Хотя террористические организации и движения во всем мире разнообразны, но все они объединены двумя общими целями:
• во-первых, их деятельность направлена на подрыв общественной безопасности и ослабление основ государственной власти;
• во-вторых, они порождают чувства страха и беспомощности среди населения.
Примечательно, что террористические акты подпадают под ст. 179 и 180 Уголовного кодекса
Республики Таджикистан, толкование которых объясняет их цель следующим образом: «Основная цель терроризма — подорвать общественную безопасность, запугать людей, посеять страх и панику среди населения и тем самым оказать давление на государственных чиновников. Такие действия являются конечной целью принуждения преступников к принятию незаконных решений в свою пользу или с целью запятнать имидж государства»2.
Учитывая опыт 90-х гг. прошлого столетия, независимый Таджикистан должен был выбрать такую политическую систему, которая могла бы обеспечить идеологический баланс в обществе, правильно определить статус и роль этнических и религиозных ценностей в построении новой национальной государственности. Благодаря разумному выбору, граждане страны под руководством правительства страны предпочли систему светской государственности, которая является распространенной практикой государственности разных народов, ее статус и роль определены в рамках законодательства Республики Таджикистан. Основной принцип отношения государства к религии, что является неизменным, всецело отражен в конституции страны (ст. 8), где секуляризм оформляется как система правления, учитывающая создание условий и возможностей для развития национальных и религиозных ценностей3. Самым важным аспектом секуляризма в Конституции Республики Таджикистан является то, что он не принимается в качестве официальной идеологии. Секуляризм, как нерелигиозная ценность, восстанавливает принцип плюрализма и не допускает принятия ни одной идеи в качестве государственной или универсальной идеологии, что является основным принципом и условием сосуществования религии и светского государства.
Думается, в нынешней ситуации задача каждого патриота, уважающего национальные и прогрессивные ценности религии ислам, особенно молодежи, которая является главной движущей силой развития общества, состоит в том, чтобы воздерживаться от присоединения к деструктивной идеологии групп, которые отождествляют священную религию ислама с терроризмом и экстремизмом. Каждый добропорядочный гражданин, любящий свою нацию и страну, должен стремиться защитить ее независимость и целостность территории, так как невозможно представить будущее своего народа и его процветание без сплоченного таджикского национального государства.
1 Можно ли победить терроризм в современном мире [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/other/41885391-mozhno-li-pobedit-terrorizm-v-sovremennom-mire/ (дата обращения: 02.04.2021).
2 Уголовный кодекс Республики Таджикистан (в редакции Закона от 1 августа 2003 г. № 89).
3 Конституция Республики Таджикистан. Душанбе. 2016.
Литература
1. Грачев С. И. Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории. Нижний Новгород. 2010.
2. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета / сост. О. Н. Штейнберг. Вильна : Типография Л. Л. Маца, 1878. 292 с.
3. Рахматова З. Д., Саидов А. С. Механизмы противодействия и методы профилактики религиозного радикализма в молодежной среде современного Таджикистана // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. 2019. № 3. С. 90-96.
4. Sageman M. Understanding Terror Networks. University of Pennsylvania Press. 2005.
Об авторе:
Одинаев Дилшод Сангихмадович, соискатель кафедры международных отношений факультета международных отношений Таджикского национального университета (Душанбе, Республика Таджикистан); [email protected]
References
1. Grachev S. I. Terrorism and counter-terrorist activity: theoretical questions. Nizhny Novgorod. 2010. (In rus)
2. Jewish and Chaldean etymological dictionary to the books of the Old Testament/ comp. O. N. Shteinberg. Vil'na : Tipografiya L. L. Matsa, 1878. 292 p. (in rus)
3. Rakhmatova Z. D., Saidov A. S. Saidov AS Countermeasures and methods of prevention of religious radicalism in the youth environment of modern Tajikistan // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. Department of Social Sciences. 2019. No 3. P. 90-96. (In rus)
4. Sageman M. Understanding Terror Networks. University of Pennsylvania Press. 2005.
About the author:
Dilshod S. Odinaev, Graduant of the Faculty of International Relations, Department of International Relations, Tajik National University (Dushanbe, Republic of Tajikistan); [email protected]