ПРОБА ПЕРА
Обзорная статья / Review article
Проблема терроризма в Таджикистане А. К. Билан, Н. Р. Гришина, А. О. Радзион
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия 1032205071@rudn.ru, 1032207456@rudn.ru, 1032203 772@rudn.ru
Аннотация: Международный терроризм на современном этапе стал одной из актуальных проблем современности. Он оказывает негативное воздействие на глобальные мировые процессы, развитие стран, международную жизнь и безопасное существование людей. Тема требует изучение терроризма через опыт разных стран мира. В данной статье мы рассматриваем проблематику терроризма в Таджикистане. В статье анализируются возможные причины возникновения терроризма в Республике Таджикистан, а также мотивы, стоящие у истоков начала действия террористических группировок. Историческая справка, благодаря которой можно понять побудительные причины возникновения терроризма. Террористические организации, действующие на территории Республики Таджикистан, которые признаны террористическими хотя бы одним государством или международной организацией путём включения в формируемый в соответствии с нормативно-правовыми актами данного государства или организации перечень террористических организаций. Также контртеррористические законы страны, правовую основу по противоборству Таджикистана с терроризмом. Затрагивается такой аспект, как сотрудничество Таджикистана и международных организаций, таких как ЕС, ОБСЕ и ООН в вопросе борьбы с терроризмом. Меры, предпринятые в противодействии терроризма в Республике, а также закона «О борьбе с терроризмом» от 16 ноября 1999 г., который говорит о реализации государственной политики в области борьбы с терроризмом и даёт ему определение. И рассмотрение Уголовного кодекса Республики Таджикистан 1998 г., уделяющего особое внимание раздела преступления против общественной безопасности, который включает меры наказания за террористическую деятельность.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террористические группировки, международные правовые нормы, безопасность.
Для цитирования: Билан А.К., Гришина Н.Р., Радзион А.О. Проблема терроризма в Таджикистане. Постсоветские исследования. 2021;4(5):440-447.
The problem of terrorism in Tajikistan Anastasia K. Bilan, Natalia R. Grishina, Arina O. Radzion
RUDN University, Moscow, Russia 1032205071@rudn.ru, 1032207456@rudn.ru, 1032203 772@rudn.ru
Abstract: International terrorism at the present stage has become one of the pressing problems of our time. It has a negative impact on global world processes, the development of countries, international life and the safe existence of people. The topic requires the study of terrorism through the experience of different countries of the world. In this article, we consider the problems of terrorism in Tajikistan. This article analyzes the possible causes of the emergence of terrorism in the Republic of Tajikistan, as well as the motives behind the initiation of terrorist groups. A historical background through which one can understand the motivations for the emergence of terrorism. Terrorist organizations operating on the territory of the Republic of Tajikistan, which are recognized as terrorist by at least one state or international organization through inclusion in the list of terrorist organizations formed in accordance with the legal acts of the state or organization. Also, counterterrorism laws of the country, the legal basis for the fight against terrorism in Tajikistan. The aspect of cooperation of Tajikistan with international organizations such as the EU, OSCE and UN on the issue of combating
terrorism is touched upon. The measures undertaken in combating terrorism in the Republic, as well as the law "On the fight against terrorism" from November 16, 1999, which speaks about the implementation of state policy in the field of combating terrorism and gives it a definition. And an examination of the 1998 Criminal Code of the Republic of Tajikistan, which pays particular attention to the section on crimes against public security that includes penalties for terrorist activities.
Key words: terrorism, extremism, terrorist groups, international legal norms, security
For citation: Bilan A.K., Grishina N.R., Radzion A.O. The problem of terrorism in Tajikistan. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;5(4):440-447. (In Russ.)
Методологической основой
исследования является такие общие методы, как метод системно-функционального анализа, который помог проследить за успешностью контртеррористического подхода Таджикистана. Историко-описательный метод помог разобрать основные события, их причины и следствия. Также были использованы такие методы исследования и анализа международных отношений, как метод анализа ситуации, контент-анализ, ивент-анализ.
Источниками данной статьи выступали научные и новостные статьи, связанные с террористической деятельностью и реакцией на неё. А также нормативно - правовые акты Республики Таджикистан.
Причины возникновения терроризма на территории Таджикистана.
Если говорить про причины возникновения терроризма в том или ином государстве, следует разделять на несколько направлений: политические, экономические, религиозные, социальные, идеологические. Каждой из этих причин можно дать краткое определение, что лежит в корне проблемы. Если говорить про политический аспект, здесь можно сказать про военные конфликты, репрессии; экономическим может послужить кризис, инфляция. Говоря про религиозные причины, здесь следует отметить такой фактор, как религиозный фанатизм, специфику стран с вероисповеданием в том или ином регионе, где возникновение терроризма является ключевой. Если говорить про социальные причины, тому может послужить высокий уровень бедности населения, безработица. К идеологическим можно отнести
группировки, также фанатизм, но уже не религиозный, а основанный на каких-либо идеях, по большей части нравственных, выступающие за призыв, борьбу с неравенством, несправедливостью.
Говоря про Таджикистан,
террористические группировки появились в 1992 г. после распада СССР. На протяжении двух лет, 1992-1994 гг., терроризм осуществлялся на фоне гражданской войны и был одним из способов в борьбе с политическими противниками. С 1994 г. (начало мирных переговоров) терроризм приобрел роль провокационной
деятельности, которая была направлена на дестабилизацию политической ситуации и обострение конфликта. В арсенале террористов: взрывы, похищения с целью выкупа, вооруженные нападения. Основные мишени террористов: таджикистанские политические деятели (высокопоставленные чиновники, депутаты парламента и местных органов власти, известные политики, а также общественные деятели и профессионалы в какой-либо области, пользующиеся авторитетом в Таджикистане), российские военнослужащие и пограничники, иностранцы (представители международных организаций, журналисты, инженеры).1
Гражданская война 1992-1997 гг. расколола таджикское общество не только по идеологическому, но и по региональному принципу. В ходе межтаджикского конфликта, по экспертным оценкам, погибли более 100 тыс. человек, примерно столько же пропали без вести, около 1 млн стали беженцами, экономический ущерб превысил 7 млрд. долл. Это был самый
1 Исламский терроризм в Таджикистане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terroristica.info/node/398
кровопролитный кризис на территории бывшего СССР [Бобохонов 2011: 80-81].
Немаловажным фактором является Исламское движение Узбекистана, которое, подвергнувшись преследованиям
спецслужб, переместилось в охваченный хаосом Таджикистан, где примкнули к оппозиции и сражались в ходе Гражданской войны. Но тут встаёт вопрос о том, когда боевики ИДУ перемещались по территориям, находившимся под полным контролем таджикских правительственных сил, не было ли это поддержкой самого государства. 27 июня 1997 г. в Москве между правительством Республики Таджикистан и ОТО (Объединенная таджикская оппозиция) было подписано Общее соглашение об установлении мира и национального согласия, положившее конец Гражданской войны в Таджикистане.
Таджикистан в числе первых государств на постсоветском пространстве, столкнулся с всплеском экстремистской идеологии, и он же первым разработал и принял документ в виде Национальной стратегии. Первые ячейки экстремистских организаций появились в начале нулевых годов в трансграничных регионах. Это, прежде всего, север Таджикистана - Ферганская долина, где общество более консервативно. Сама Ферганская долина находится на стыке трех государств, где городские центры сохраняют экономические и культурные связи. Поэтому тенденции, которые наблюдались в Ферганской долине, влияли на религиозную среду всех государств (Кыргызстана, Таджикистана и
Узбекистана). После 2000-х гг. в целом в стране наблюдался процесс изменения религиозной идентичности граждан. Особенно ярко он был выражен среди жителей городов и трудовых мигрантов. В нулевые годы начался процесс роста религиозного самосознания среди трудовых мигрантов, которые все чаще практиковали ислам, отличающийся от традиционного. В этот период также происходил процесс отчуждения от национальной и «постсоветской» традиций и обычаев, ставился вопрос насколько для мусульман
1 Организация, запрещенная в РФ.
приемлемо праздновать навруз, новый год и т.д.
Террористические организации на территории Таджикистана.
Террористические организации являются большой помехой для общества, в целом, так как несут неопределимую угрозу для жизни граждан. Целью правительства является предотвращение неблагоприятных акций, митингов, которые могли бы навредить здоровью человека. Каждое государство имеет свой список запрещенных организаций. В данный список вносятся именно те организации, которые признаны террористическими хотя бы одним государством или международной организацией путём включения в формируемый в соответствии с нормативно-правовыми актами данного государства или организации перечень террористических организаций.
Главарь любой террористической организации может осуществлять свою деятельность, не находясь на территории предполагаемой страны осуществления теракта, то есть контролировать свою деятельность заочно. Следует иметь в виду, что многие организации, признанные какими-либо государствами
террористическими, отрицают
использование тактики терроризма для достижения своих целей. Кроме того, не существует общепринятого в
международной практике определения понятия «терроризм».
В своем ежегодном послании президент Таджикистана, Эмомали Рахмон, докладывает результат работы, который был осуществлен за предыдущий год. В том числе и отдельным, важным пунктом, является часть о терроризме. Если говорить на сегодняшний день, то можно признать тот факт, что терроризм в странах СНГ имеет некую неразрывную часть, то есть служит цепочкой для осуществления своих террористических акций. Например, Аль-Каида1, которая считается запрещенной группировкой на территории Таджикистана, простегает на довольно-таки большом пространстве2
2 О коррупции, терроризме и налогах: главное из послания Рахмона парламенту. Режим доступа.
На сегодняшний момент 20 организаций и групп в Таджикистане решением Верховного суда признаны
террористическими и экстремистскими и их деятельность запрещена на территории республики. Большинство решений о запрете было принято в 2000-х гг.1
В 2000-е гг. в Таджикистане среди молодежи происходил процесс отхода от светских ценностей. В 2014-2016 гг. наблюдался рост привлечения граждан в организацию «Исламское государство» (ИГ)2. Вербовка в основном происходила среди трудовых мигрантов. Также вербовщики использовали социальные сети. В эти же годы сформировалась потребность в разработке комплексной государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму. В принятой Таджикистаном «Национальной стратегии по
противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 гг. экстремизм и терроризм признается комплексной проблемой.
На данном этапе попробуем выяснить какие же группировки самые влиятельные и опасные в Таджикистане.
Начнем с такой группировки, как Партия исламского возрождения Таджикистана. Она является оппозиционной исламистской политической партией, которая берёт свою историю с 1973 года, но официально была основана на учредительном съезде 26 октября 1991 г.3
Идеология заключается в исламизме, социальном консерватизме и исламской демократии.
С момента распада СССР и вплоть до 29 сентября 2015 г. являлась единственной исламской партией, официально и легально действовавшей на территории постсоветской Средней Азии и всего постсоветского пространства.
С 29 сентября 2015 г. партия признана Верховным судом Республики Таджикистан террористической организацией и запрещена на всей территории республики.
https://tj.sputniknews.ru/20210126/glavnoe-poslanie-
rahmon-parlament-2021-1032699132.html
1 Плюсы и минусы таджикской стратегии против
экстремизма и терроризма. Режим доступа:
https://cabar.asia/ru/plyusy-i-minusy-tadzhikskoj-
strategii-pшtiv-ekstremizma-i-ten•orizma
«Последние годы террористическая организация Партия исламского
возрождения Таджикистана (ПИВТ) и экстремистская «Группа 24» в своей антиконституционной деятельности,
направленной против таджикского народа, использовали приложение для общения Зелло, работающее по принципу онлайн-рации, для пропаганды и агитации, привлечения таджикской молодежи в ряды группировки «Исламское государство», «промывки мозгов» и организации протестов в Таджикистане, как утверждалось в подготовленном Центром общественных связей ГКНБ Таджикистана десятиминутном документальном фильме, который был показан первым каналом Таджикского ТВ [Андреев 2017: 2-4].
Данную группировку довольно часто привлекали к уголовной отвественности за совершенные противоправные действия. К коим относились: попытка государственного переворота, а так же в подготовке атак на некоторые госучреждения страны.
В целом, если обобщить, то можно выделить некую устойчивую
закономерность в плане постоянства и единства экстремитских группировок на территории стран СНГ. К каким относятся так же ИГИЛ.
Запрещенная организация на территории РФ с 2014 г.). Является самой опасной группировкой, которая успела охватить большое количество стран. Имеет большое количество ячеек, которые так же раположены в Таджикистане. Однако, сейчас мы можем наблюдать довольно таки нелохой результат проделанной работы. Так как чувствуется значительный спад со стороны деятельности экстремистских группировок.
За долгие годы провозглашения независимости в Таджикистане было произведено колоссальная кампания против предотвращения распространения
терроризма и экстремизма в стране. Правительство со своей стороны проводит
2 Организация, запрещенная в РФ.
3 Андреев А.А. Взлет и падение партии исламского возрождения в Таджикистане. СПбГУ,2017. 36 страниц. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/vzlet-i-padenie-partii-islamskogo-vozrozhdeniya-v-tadzhikis1:ane/viewer
огромную работу с целью ознакомления граждан, и с целью предотвращения граждан по вступлению в данные группировки.
Меры по противодействию
терроризма в Таджикистане.
Республика Таджикистан почти с момента получения своей государственной независимости пережила ужасы
гражданского противоборства с его сегментами терроризма. Поэтому правительство Таджикистана продолжает прилагать усилия по повышению потенциала правоохранительных органов в борьбе с терроризмом, усилению охраны границ и выявлению финансирования терроризма. Также Таджикистан сотрудничает с международными организациями, такими как ЕС, ОБСЕ и ООН по борьбе с терроризмом. Правительство Таджикистана готово взаимодействовать с США по вопросам Информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) и безопасности границ.
Начнем рассматривать правовую основу по противоборству Таджикистана с терроризмом с закона «О борьбе с терроризмом» от 16 ноября 1999 г. Данный документ говорит о реализации государственной политики в области борьбы с терроризмом и определяет терроризм как: «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, принуждение или угроза его применения в отношении юридических лиц, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества или иных материальных объектов физических или юридических лиц, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно-
опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной
безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных
террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или)
иных интересов». 1 Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. (в редакции от 17.05.2018г.№1515) уделяет особое внимание раздела преступления против общественной безопасности, включающий меры наказания за террористическую деятельность.
Последние годы Таджикистан охотно идет навстречу международным субъектам и принимает у себя различные международные встречи высокого уровня по противодействию насильственному
экстремизму. Например, в июне 2016 г. в Душанбе проходила «Встреча экспертов высокого уровня по разработке решений в области развития для предотвращения насильственного экстремизма». Кроме того, делегация Антитеррористического комитета Совета Безопасности ООН провела шестидневный оценочный визит в Таджикистан в феврале 2017 г., а также провела международную конференцию высокого уровня по противодействию терроризму и профилактике
насильственного экстремизма в мае 2018 г. В ходе каждого мероприятия обсуждались вопросы законодательства и судебной практики, противодействия
финансированию терроризма,
правоохранительной деятельности,
пограничного контроля, международного сотрудничества, противодействия
насильственному экстремизму, ведущему к терроризму. Также интересно, что обсуждался вопрос роли женщин в практике противодействия насильственного
экстремизма.2
Таджикистан при поддержке ОБСЕ в конце 2016 г. опубликовал свою «Национальную стратегию противодействия экстремизму и терроризму Республики Таджикистан». Стратегия, реализовывалась на протяжении 2016-2020 гг. и была направлена на борьбу с радикализацией и насилием как через национальные, так и
1 Закон Республики Таджикистан о борьбе с терроризмом. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.mfa.tj/ru/main/view/3959/zakon-respubliki-tadzЫkistan-o-borbe-s-terrorizmom
2 Counter extremism project. Tajikistan: Extremism and Terrorism. // URL:
https://www.counterextremism.com/node/13565/printabl e/pdf
местные правительственные каналы. 1 Факт принятия данного документа в условиях Республики Таджикистан является безусловно большим достижением. За время реализации стратегии многое было выполнено, но предстоит выполнить еще больше работы. Президент Республики Э. Рахмон поручил разработать новую Национальную стратегию по
противодействию терроризму на 2021-2025 гг. Одним из недостатков первой стратегии можно назвать нехватку финансирования отдельных мер и контртеррористических мероприятий. Также таджикистанские эксперты не смогли должным образом презентовать
региональному и международному сообществу свой опыт по профилактике экстремизма и терроризма. Новая стратегия должна учесть данные недочеты.
Как уже говорилось выше Таджикистан прилагает усилия по усилению антитеррористического реагирования и региональной безопасности посредством участия в межправительственных союзах безопасности. Плотное сотрудничество по борьбе с терроризмом проходит в рамках ШОС. Нужно сказать, что Москва и Пекин за последние годы усилили свое присутствие в регионе, учитывая возросшую
террористическую угрозу в Таджикистане. Например, в мае 2017 г. Россия совместно с Таджикистаном приняла участие в различных антитеррористических военных учениях и сеансах обмена информацией, которые спонсировались
Антитеррористическим центром СНГ. Москва также предоставила Таджикистану значительную военную помощь для защиты границы Республики и Афганистана2. Пекин, в свою очередь также сообщает о готовности взаимодействовать с Таджикистаном по вопросам совместного противодействия с
1 Национальная стратегия Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы. Приложение 1 к указу Президента Республики Таджикистан от 12 ноября 2016 года, № 776. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://prevention.kg/wp-
content/uploads/2020/10/Национальная-стратегия-по-
противодействию-терроризму-и-экстремизму-в-
РТ^
преступностью, экстримизмом,
сепеаратизмом и терроризмом.3
Республика Таджикистан активно занимается выявлением и нейтрализацией нелегальных перевозок наркотиков. Продажа наркотиков является одним из вариантов заработка террористических организаций, поэтому противоборство наркобизнесу важно. Проект «Канал» стал одним из удачных — это совместные международные операции против наркотрафиков.
Таджикистан получил немало опыта от данного проекта. [Маджидзода 2019: 11-12]
В 2019 г. нижняя палата парламента Таджикистана ратифицировала соглашение, которое уполномочило пограничные службы СНГ оказывать помощь в быстром реагировании на угрозы на внешней границе. Департамент ОБСЕ по транснациональным угрозам провел в Душанбе семинар по ИКТ, который предоставил сотрудникам правоохранительных органов Таджикистана платформу для обмена передовым опытом в сфере уголовного правосудия по борьбе с терроризмом. Вдобавок Таджикистан является активным сторонником структуры С5+1 (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и США) в регионе и выступает в качестве сопредседателя Рабочей группы по безопасности данной структуры.4
Террористическая угроза все еще является острым вопросом в Республике Таджикистан, страной будет продолжаться разрабатывание контртеррористических мер, также будет дальше проводиться линия сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами по вопросу борьбы с терроризмом.
Необходимо разграничивать причины возникновения терроризма, на такие как политические, экономические, религиозные, социальные, идеологические. Учитывая
2 Country Reports on Terrorism 2019: Tajikistan. // URL: https://www.state.gov/reports/country-reports-on-terrorism-2019/tajikistan/
3 РИА Новости. Таджикистан и КНР обсудили расширение сотрудничества в борьбе с терроризмом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20161028/1480216505.html
4 Country Reports on Terrorism 2019: Tajikistan. // URL: https://www.state.gov/reports/country-reports-on-terrorism-2019/tajikistan/
специфику данного региона, не стоит сбрасывать со счетов религиозный фактор, однако ключевым являлся политический, так как раскол пришёлся после распада СССР в 1992 г., что обусловило в период Гражданской войны 1992-1994 гг., появление террористических группировок,
осуществлявших борьбу с политическими противниками. Ключевым моментом является то, что Республика Таджикистан в числе первых государств на постсоветском пространстве столкнулась с всплеском экстремистской идеологии, и первой же разработала и принял документ в виде Национальной стратегии. Также важно заключить, что на сегодняшний день, 20 организаций и групп в Таджикистане
решением Верховного суда были признаны террористическими и экстремистскими, деятельность которых запрещена на территории республики. Большинство решений о запрете было принято ещё в 2000-х гг., именно тогда в Таджикистане среди молодежи происходил процесс отхода от светских ценностей. Касаемо
контртеррористических мер, Таджикистан несомненно продолжит проводить меры по техническому переоснащению
Вооруженных Сил, будет укреплять внешние границы. Сотрудничество Республики Таджикистан с другими странами и международными организациями
способствует обеспечению стабильности и безопасности в стране и в регионе в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов А.В., Федорченко С.Н., Курылев К.П. Сетевая природа международного терроризма и возможности консолидации российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. No 4. С. 738-748.
Андреев А.А. Взлет и падение партии исламского возрождения в Таджикистане. СПбГУ, 2017.
Бобохонов Р.С. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997). Причины, ход, последствия и уроки // Общественные науки и современность. 2011. №4. С. 80-81.
Булкин В.В., Моисеенко К.С. Терроризм в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 6. С. 479-486.
Маджидзода Д.З. Общественно-политическая ситуация в Таджикистане и международные уголовно-правовые нормы, регулирующие противодействие терроризму // Международный научно-аналитический журнал Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «Диалог. Политика. Экономика. Право», 2019. №1(12). С. 14-23.
Майтдинова Г. Таджикистан в геополитических трендах в начале третьего десятилетия XXI в. // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 1. С. 9-16.
Рахимов К.Х. Международно-правовые основы сотрудничества республики Таджикистан с ШОС в сфере обеспечения безопасности и стабильности в многополярном мире // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 6. С. 1390-1401.
Черняев М.С., Трусова А.А. Угроза терроризма в Центральной Азии: предпосылки, направления, проблемы региональной безопасности // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 6. С. 470-478.
Шарипов А.Н. Основные этапы формирования внешней политики Республики Таджикистан // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 7. С. 1503-1510.
Яшлавский А.Э. Мифы и реальность терроризма «одиночек» в контексте исламистского экстремизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 4. С. 632-642.
REFERENCES
Abramov A.V., Fedorchenko S.N., Kurylev K.P. Setevaya priroda mezhdunarodnogo terrorizma i vozmozhnosti konsolidacii rossijskogo obshchestva // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. T. 17. No 4. S. 738-748.
Andreev A.A. Vzlet i padenie partii islamskogo vozrozhdeniya v Tadzhikistane. SPbGU, 2017.
Bobohonov R.S. Grazhdanskaya vojna v Tadzhikistane (1992-1997). Prichiny, hod, posledstviya i uroki // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2011. №4. S. 80-81.
Bulkin V.V., Moiseenko K.S. Terrorizm v Central'noj Azii (Tadzhikistan, Uzbekistan, Turkmenistan) // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 6. S. 479-486.
Madzhidzoda D.Z. Obshchestvenno-politicheskaya situaciya v Tadzhikistane i mezhdunarodnye ugolovno-pravovye normy, reguliruyushchie protivodejstvie terrorizmu // Mezhdunarodnyj nauchno-analiticheskij zhurnal Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv — uchastnikov SNG «Dialog. Politika. Ekonomika. Pravo», 2019. №1(12). S. 14-23.
Majtdinova G. Tadzhikistan v geopoliticheskih trendah v nachale tret'ego desyatiletiya HKHI v. // Postsovetskie issledovaniya. 2021. T. 4. № 1. S. 9-16.
Rahimov K.H. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva respubliki Tadzhikistan s SHOS v sfere obespecheniya bezopasnosti i stabil'nosti v mnogopolyarnom mire // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 6. S. 1390-1401.
Chernyaev M.S., Trusova A.A. Ugroza terrorizma v Central'noj Azii: predposylki, napravleniya, problemy regional'noj bezopasnosti // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 6. S. 470-478.
Sharipov A.N. Osnovnye etapy formirovaniya vneshnej politiki Respubliki Tadzhikistan // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 7. S. 1503-1510.
Yashlavskij A.E. Mify i real'nost' terrorizma «odinochek» v kontekste islamistskogo ekstremizma // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. T. 19. № 4. S. 632-642.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Билан Анастасия Константиновна, Anastasia K. Bilan, Master in International
магистр в области международных Relations, RUDN University. Moscow, Russia. отношений, РУДН. Москва, Россия.
Гришина Наталья Ринатовна, магистр Natalia R. Grishina, Master in
в области международных отношений, International Relations, RUDN University.
РУДН. Москва, Россия. Moscow, Russia.
Радзион Арина Олеговна, магистр в области международных отношений, РУДН. Arina O. Radzion, Master in International
Москва, Россия. Relations, RUDN University. Moscow, Russia.