РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Угроза терроризма в Центральной Азии: предпосылки, направления, проблемы региональной безопасности
А.А. Трусова, М.С. Черняев
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Противодействие терроризму в центральноазиатском регионе в настоящий момент играет ключевую роль в обеспечении не только региональной, но и глобальной безопасности. Во многом это обусловлено стремительно растущей угрозой международного терроризма, который в отличие от других проявлений террористической деятельности выходит за рамки одного или нескольких государств. Особая значимость данного вопроса обусловлена сопряженными с общемировым феноменом глобализации процессами региональной интеграции, которые за последнее десятилетие вышли на качественно новый уровень. Более того, центральноазиатские государства обладают важнейшим геополитическим значением, обусловленным наличием энергоресурсов в странах региона и выгодным географическим положением, в том числе для участия в различных интеграционных проектах, главным образов в ЕАЭС и инициативе «Один пояс, один путь». Однако развитию сотрудничества с другими акторами и соответственно развитию государств в целом препятствует оборотная сторона географии - террористическая угроза из-за соседства с нестабильными Афганистаном, СУАР. Ключевой целью данной статьи является выявление предпосылок, направлений развития террористической активности, а также анализ влияние данных факторов на региональную безопасность в Центральной Азии. Особое внимание уделено также рассмотрению термина «международный терроризм» в российском и зарубежном дискурсе с целью пояснения сложности не только определения данного термина, но и борьбы с явлением терроризма в целом, так как ввиду разного понимания данного феномена возникают разные взгляды на противодействие ему. По итогам исследования сделан вывод о том, что существует перспектива увеличения активности террористических, экстремистских и сепаратистских группировок в регионе, а также дальнейшей политизации ислама и распространения влияния радикально настроенных групп населения. Для борьбы с распространением данных явлений необходим комплексный глобальный подход к обеспечению региональной и общемировой безопасности и противодействию терроризму.
Ключевые слова: Центральная Азия, СНГ, международный терроризм, геополитика, региональная безопасность, ОДКБ, ШОС.
Terrorism threats to Central Asia: background, areas, regional security problems
A.A. Trusova, M.S. Cherniaev
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. Countering terrorism in Central Asia currently plays a key role in ensuring regional and global security. This is largely due to the rapidly growing threat of international terrorism, which, unlike other manifestations of terrorist activity, goes beyond the framework of one or more states. The importance of this issue relates to the processes of regional integration associated with the phenomenon of globalization, which over the past decade have reached a new level. Moreover, the Central Asian states have important geopolitical location because of the availability of energy resources and a favorable geographical position, including participation in various integration projects, for instance EES and the "One Belt, One Road" initiative. However, the development of cooperation with other actors and the development of the states themselves is hindered by the flip side of geography - the terrorist threat due to the proximity to unstable Afghanistan and the XUAR. The key goal of this article is to identify the background and directions for the terrorist activity development, as well as to analyze the influence of these factors on regional security in Central Asia. Particular attention is also paid to the consideration of the term "international terrorism" in Russian
and foreign discourse in order to explain the complexity of not only the definition of this term, but also the fight against terrorism, because different views on this phenomenon have different views on countering it. The study concluded that there is a prospect of increased activity of terrorist, extremist and separatist groups in the region, as well as further politicization of Islam and the spread of the influence of radical groups. To combat the spread of these phenomena, there is a need for an integrated global approach to ensure regional and global security and countering terrorism.
Keywords: Central Asia, CIS, international security, geopolitics, regional security, CSTO, SCO.
Международный терроризм как гло- ции до 2020 г.2 и в Концепции противодей-
бальная проблема современности: российский и зарубежный дискурс
Международный терроризм - сложное явление планетарного масштаба, рассмотрение которого предполагает анализ таких аспектов, как экономика, политика, идеология, история, психология, культурология, криминалистика и др. [Степанян 2019: 208] Террористические акты - одни из наиболее опасных преступлений против человечества, общества, государства, они охватывают различные уровни управления: локальный, региональный, федеральный, мировой, а с развитием процессов глобализации, а также современных технологий проблема борьбы с терроризмом становится все более комплексной, сложной, глобальной.
Несмотря на то, что терроризм становится на повестку дня большинства государств мира, в настоящее время не существует единого определения термина «международный терроризм».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму», терроризм -это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»1. Данное явление представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федера-
ствия терроризму в Российской Федерации от 2009 г.3
Однако в законодательстве России специально не уточняется термин «международный терроризм».
В 2016 г. Федеральным законом № 375-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации была введена новая статья № 361 «Акт международного терроризма»4.
Ряд российских исследователей в своих работах выдвигали понятие «международного терроризма». Так, например, А.П. Кузнецов и Н.Н. Маршакова под данным термином подразумевали «умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения, регулирующие межгосударственные связи, международный правопорядок, путем причинения (или угрозы причинения) в любых формах существенного вреда жизненно важным интересам государств (мирового сообщества), для достижения международно-правовых целей» [Кузнецов, Маршакова 2010].
М. М. Лебедева определяет международный терроризм как «использование территории или вовлечение граждан в террористические действия более чем одной стра-
1 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_588 40/4fdc493704d123d418c32ed33872ca5b3fb16936/ (дата обращения: 28.05.2020).
2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 28.05.2020).
3 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&b ase=LAW&n=92779&fld=134&dst=100004,0&rnd=0.20 658225601967684#011713842832505339 (дата обращения: 28.05.2020).
4 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_106 99/0994b72ccab34fae773ced2c837691518a3e3dca/ (дата обращения: 28.05.2020).
ны» [Лебедева 2006: 200]. Согласно определению А.А. Поповича, международный терроризм - это «посягающее на международный правопорядок применение или угроза применения организованного насилия, направленное на устранение политического противника или на достижение иных международно-противоправных целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственными объектами нападения»1.
И. М. Ильинский утверждает, что «международный терроризм — это мотивированные незаконные ответные насильственные действия (их организация или содействие им, в том числе путем финансирования или кадровой поддержки), осуществляемые представителями одного или нескольких государств против другого или других государств, имеющие первой целью устрашение отдельных лиц, групп людей или всего населения с тем, чтобы достигнуть определенных идеологических, религиозных, национальных, экономических, политических или социальных результатов в свою пользу» [Ильинский 2006: 242].
В зарубежном дискурсе также активно обсуждается проблема международного терроризма [Wilson 2018: 1]. Т. Бэди утверждает, что международный терроризм - это «повторяющееся использование политически мотивированного насилия с принуждением со стороны негосударственных субъектов, затрагивающее более одного государства» [Badey 1998: 92].
По мнению Ф. Мэдсена, терроризм -трехстороннее и коммуникативное применение одним или несколькими субъектами других государств незаконных актов насилия ... с целью оказания влияния на результат административных, судебных или политических процессов, чтобы убедить сторону в необходимости политических перемен [Madsen 2009].
Оксфордский словарь определяет международный терроризм как «незаконное использование насилия и запугивания, особенно против гражданского населения, в достижении политических целей» [Ritchie, Hasell, Appel, Roser 2013].
1 Попович А. Определение понятия терроризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fmp-gugn.narod.ru/pop3.html (дата обращения: 28.05.2020).
Согласно определению ФБР, международный терроризм - это «насильственные, преступные действия, совершенные отдельными лицами и/или группами лиц, которые связаны с иностранными террористическими организациями или государствами (при поддержке этих государств)»2.
Таким образом, рассмотрев различные определения международного терроризма, можем отметить, что единого понятия данного явления нет. Оно рассматривается с различных аспектов, которые были указаны выше, в связи с чем варьируется и само определение. Однако данная проблема все больше актуализируется и приобретает новые масштабы и характеристики.
Географическое, историческое, геополитической значение ЦА как предпосылка террористической активности в регионе
Центральная Азия занимает особое место в азиатской архитектуре. Данный региона занимает важное геополитическое положение с точки зрения наличия большого объема энергоресурсов, которые экспортируются пятью центральноазиатскими республиками - Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном - во все концы мира.
В данном регионе сталкиваются интересы крупнейших международных акторов, в частности России, Китая, США. Китаем страны Центральной Азии рассматриваются в качестве важного транспортного узла в проекте строительства «Экономического пояса Шелкового пути». Идею реализации данного проекта Си Цзиньпин провозгласил в 2013 г. именно в Казахстане, что еще раз подчеркивает важность данной страны и Центральной Азии в целом.
Помимо указанных особенностей, Цен-тральноазиатский регион награжден соседством с нестабильным Афганистаном, а также Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) Китая, который выступает очагом напряженности из-за серьезных сепаратистских настроений и деятельностью на его территории террористической группировки Восточный Туркестан.
2 Terrorism [Electronic resource]. URL: https://www.fbi.gov/investigate/terrorism (accessed: 28.05.2020).
В связи с тем, что страны Центральной Азии оформились в самостоятельные государства с распадом СССР в 1991 г. [Horsman 2005: 199], можем утверждать, что данный регион является относительно новым, молодым, в нем еще идут процессы формирования институциональной структуры, определения стран в качестве самостоятельных политических игроков и их значения в системе международных отношений, а также поиск культурно-исторической идентичности. Для Центральной Азии характерны также и внутренние противоречия, развитие региона происходит в условиях нахождения между двумя серьезными политическими силами -Россией и Китаем, сотрудничество с которыми - это постоянный поиск баланса интересов. Кроме того, речь идет о существовании двух крупных интеграционных проектах: Евразийский экономический союз и «Экономический пояс Шелкового пути», сопряжение которых вызывает серьезные вопросы, что, в свою очередь, также осложняет ситуацию построения отношений для центральноазиатских республик [Габдуллин 2011: 27].
Итак, помимо того, что в регионе сформировались вызовы и угрозы различного уровня, ситуация усугубляется еще и за счет конкуренции внешних сил, а также отсутствия кооперации между странами региона.
Основные направления террористической угрозы региону
Терроризм и экстремизм являются одними из основных угроз национальной безопасности пяти государствам Центральной Азии [Lain 2016: 386]. Террористические угрозы странам Центральной Азии можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы вызваны сложной социально-экономической ситуацией в странах региона: такие проблемы, как бедность, безработица, маргинализация части населения вызывают недовольство, которое, в свое очередь, трансформируется в оппозиционные движения, зачастую экстремистские и террористические.
Что касается внешних факторов, то они обусловлены «горячими точками», расположенными вокруг Центральной Азии и образующими «исламскую дугу» нестабильно-
сти: СУАР Китая, Кавказ, Кашмир, Афганистан [Тулеев 2016].
Обозначенные внутренние причины послужили появлению в регионе, в основном на территориях Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, таких исламистских группировок, как Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Партия исламского возрождения Таджикистана и Исламское движение Узбекистана (ИДУ).
ИДУ достаточно долго было активно на территории Узбекистана, стремясь к образованию Ферганской долины в отдельное государство, тем самым отделив ее от Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Ферганская долина является густонаселенным регионом с высоким уровнем безработицы, что создает предпосылки для активизации радикальных организаций и вербовки. Отряды ИДУ активно участвовали в гражданской войне в Таджикистане на стороне оппозиции, а после окончания боевых действий они отступили на территорию Афганистана, где совместно с Талибаном воевали против сил коалиции. Далее после оттеснения к границе Пакистана ИДУ вступило в связь с Аль-Каидой, а в августе 2015 г. ИДУ примкнуло к ИГИЛ [Ионова 2016: 92].
Пик активности Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) выпал на время межгражданского вооруженного противостояния в стране, по результатам которого основатели Партии смогли превратить ее в легитимную оппозиционную партию. Изначально партия выступала с инструментами конструктивного диалога и политической, невоенной борьбы за власть. В сентябре 2015 г. заместитель министра обороны Таджикистана А. Назарзода предпринял попытку государственного переворота. Власти Таджикистана обвинили лидера ПИВТ М. Кабири в финансировании этого мятежа. Итогом стал запрет деятельности ПИВТ на территории Таджикистана, а также признание ее террористической и экстремистской1.
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (араб. «Исламская партия возрождения») - это международная панисламистская политическая
1 ЕС призвал власти Таджикистана к справедливому суду над членами ПИВТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160224/1379757903.html.ru/20160224/1 379757903.html (дата обращения: 28.05.2020).
организация, созданная в 1953 г. на территории Восточного Иерусалима. Она достаточно быстро распространилась в Центральной Азии, встретив жестокого преследование, создающее угрозу еще большей радикализации ее сторонников. О количестве сторонников партии на территории Центральной Азии существует много мнений, однако утверждается, что их число примерно достигает 15-20 тыс. в регионе в целом.
По словам представителей партии, они не признают насилие как форму политической борьбы, а ее деятельности носит мирный характер. Однако партийная литература включает идеологическое оправдание насилия, а сама партия, в свою очередь, признает участие в ряде попыток переворотов в странах Ближнего Востока. Она также имеет связи с другими экстремистскими группировками.
Страны Центральной Азии придерживаются жесткой позиции относительно деятельности данной партии, лидером такого мнения выступает Узбекистан1.
С постепенной дестабилизацией Афганистана, созданием и распространением Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), запрещенного в России, Центральная Азии превращается в зону повышенной террористической угрозы [Rachit 2019: 182]. Важность географического и геополитического положения Центральной Азии уже отмечалась в предыдущем пункте, в связи с чем регион выступает важным звеном в обеспечении региональной и глобальной безопасности.
ИГИЛ серьезно угрожаем безопасности центральноазиатского региона. Вытеснение боевиков организации из Ирака и Сирии привело к их перемещению на территорию Афганистана, что, в свою очередь, создает опасность для стран Центральной Азии и региона СНГ.
Фактором закрепления ИГИЛ в Афганистане является финансовая поддержка боевиков. К началу 2018 г. на территории Аф-
ганистана было уже два филиала организации: в пуштунском и непуштунском районах, которые действовали автономно. Логично, что появление и распространение ИГИЛ вызвало обеспокоенность у приграничных с Афганистаном стран: Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Еще в то время, за несколько лет до начала вывода войск с территории Афганистана антитеррористической коалиции, в странах Центральной Азии появились опасения из-за роста террористической угрозы. Однако тогда они в больше степени касались возрастания наркотрафика. Теперь ситуация еще сильнее ухудшилась ввиду присутствия в Афганистане боевиков ИГИЛ [Ганиев, Карякин 2018].
Согласно исследованиям Международного центра изучения радикализации и политического насилия (ICSR), центрально-азиатский регион стал одним из главных (3-им по величине) поставщиков боевиков, воевавших за террористические группировки салафитско-джихадистского толка в Ираке и Сирии. Выходцы из Центральной Азии составляли почти 20% от всех иностранных боевиков, когда как население региона не превышает 5% мусульманского населения мира. Всего численность сторонников экстремистов из Центральной Азии с начала конфликта в 2012 г. превысила 4 тыс. бой-цов2.
Ввиду перечисленных выше угроз в Центральной Азии наблюдался ряд террористических атак, которые представлены в Табл. 1.
1 Радикальный ислам в Центральной Азии: ответ на появление Хизб ут-Тахрир [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.crisisgroup.org/ru/europe-central-asia/central-asia/uzbekistan/radical-islam-central-asia-responding-hizb-ut-tahrir (дата обращения: 28.05.2020).
2 Центральная Азия: борьба с терроризмом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/tsentralnaya-aziya-borba-s-terrorizmom/ (дата обращения: 28.05.2020).
Угроза терроризма в Центральной Азии: предпосылки, направления, проблемы... Таблица 1. Террористические атаки в Центральной Азии (2008 - 2018 гг.)
Дата Страна Город Тип Число погибших
19 апреля 2009 Таджикистан Исфара Убийство полицейских 1
26 мая 2009 Узбекистан Андижан Взрыв 2
3 сентября 2010 Таджикистан Худжанд Взрыв 4
19 сентября 2010 Таджикистан Камароб Вооруженное нападение 25
17 мая 2011 Казахстан Актобе Взрыв 1
23 мая 2011 Казахстан Астана Взрыв 1
1 июля 2011 Казахстан Актобе Вооруженное нападение 3
31 октября 2011 Казахстан Атырау Взрыв 1
8 ноября 2011 Казахстан Алматы Вооруженное нападение 1
12 ноября 2011 Казахстан Тараз Вооруженное нападение 7
21 июля 2012 Таджикистан Хорог Убийство 1
30 июля 2012 Казахстан Алматы Массовое убийство 14
23 мяо 2014 Таджикистан Хорог Вооруженное нападение 1
19 мая 2015 Киргизия Бишкек Взрыв 1
4 сентября 2015 Таджикистан Душанбе Вооруженное нападение 39
5 июня 2016 Казахстан Актобе Вооруженное нападение 21
18 июля 2016 Казахстан Алматы Вооруженное нападение 10
30 августа 2016 Киргизия Бишкек Взрыв 1
29 июля 2018 Таджикистан Дангара Наезд на машине в толпу 4
Источник: Kennan Institute10
10 Lemon E. Kennan Cable No. 38: Talking Up Terrorism in Central Asia [Electronic resource]. URL: https://www.wilsoncenter.org/publication/kennan-cable-no-38-talking-terrorism-central-asia (accessed: 28.05.2020).
Данная таблица и анализ террористической угрозы региону показывает высокий уровень нестабильности в Центральной Азии. Террористические атаки, перечисленные в таблице, это результат внутренних и внешних проблем безопасности региона.
Борьба с терроризмом и экстремизмом является ключевой целью двух региональных организаций, членами которых являются страны Центральной Азии: ОДКБ и ШОС. В ОДКБ входят 3 центральноазиатские республики: Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В ст. 8 Устава ОДКБ прописано: «Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов» 1 . В 2009 г. были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые находятся в состоянии постоянной готовности к противодействию угрозам региональной безопасности.
В ШОС входят 4 центральноазиатские республики: Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. В Уставе ШОС в качестве одной из основных целей Организации указывается «совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией»2.
Однако основная роль как ОДКБ, так и ШОС в противодействии террористическим региональным угрозам заключается в теоретическом аспекте, а именно: создании нормативно-правовой базы, проведении учений. В практическом аспекте - военных операциях по борьбе с терроризмом - силы ОДКБ или ШОС не принимали участие по сей день. В основном противодействием такого рода
1 Устав Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/3506 (дата обращения: 30.05.2020).
2 Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sco-russia2020.ru/images/17/25/172532.pdf (дата обращения: 30.05.2020).
угрозам занимаются национальные силы каждой центральноазиатской республики.
Заключение. Проблемы региональной безопасности в ЦА
Подводя итоги рассмотрению и оценке террористической угрозы Центральной Азии, можем сделать следующие выводы:
Во-первых, такого рода организации в регионе имеют похожие цели, а также тактику действий, но при этом автономность ячеек и прочность сетей все более возрастают, что создает новые проблемы для противодействия такого рода угрозам.
Во-вторых, страны Центральной Азии являются привлекательными с точки зрения появления и распространения в них террористических группировок, так как регион имеет геополитическую значимость (ресурсы, пересечение транспортных маршрутов), социально-экономические проблемы (бедность, безработица), культурно-религиозную составляющую, которая присуща и другим террористическим организациям. В связи с этим террористические группировки осуществляют активную деятельность на территории этих стран, а также вблизи них, также в этих странах проходит подготовка боевиков для террористических организаций.
В-третьих, особенностью терроризма в данном регионе, как и во всем мире, является тесное переплетение террористических сетей.
В-четвертых, в регионе отсутствует консолидированное практическое сотрудничество стран по противодействию терроризму. Свою роль в такого рода сотрудничестве могли бы сыграть КСОР ОДКБ, но за 11 лет своего существования КСОР не были задействованы на данном направлении, отпор терроризму страны дают на внутригосударственном уровне.
Что касается перспектив данной проблемы в Центральной Азии, то можно отметить, что произойдет увеличение активности террористических, экстремистских и сепаратистских группировок в регионе; продолжится дальнейшая политизация ислама и распространение влияния радикально настроенных групп населения; усилится консолидация деятельности группировок при сохранении их автономности; расши-
рится число видов и увеличится количество центральноазиатских республик, так и во-террористических актов. влеченных в данную проблему крупнейших
Для противостояния угрозе распростра- региональных акторов - России и КНР. нения терроризма в регионе требуются консолидированные практические шаги как
Библиографический список Badey, T. J. (1998). Defining international terrorism: A pragmatic approach // Terrorism and Political Violence, 10(1), 90-107. Horsman, S. (2005). Themes in official discourses on terrorism in Central Asia // Third World
Quarterly, 26 (1), 199-213. Lain, S. (2016). Strategies for countering terrorism and extremism in Central Asia // Asian Affairs, 47 (3), 386-405.
Lemon, E. Kennan Cable No. 38: Talking Up Terrorism in Central Asia [Electronic resource]. URL: https://www.wilsoncenter.org/publication/kennan-cable-no-38-talking-terrorism-central-asia (accessed: 28.05.2020). Madsen, F.G. (2009). Transnational Organised Crime // Routledge. 168 p.
Rachit, S. (2019). Terrorism in Central Asia // The research journal of social sciences, 9 (17), 179185.
Wilson, E. (2018). Combatting organised crime and terrorism in Central Asia // Journal of Financial Crime, 1-19.
Бактыбаева А.Н. Терроризм в СНГ: узбекский джихадизм. Исламское движение Узбекистана // Постсоветские исследования, 2020. - Т.3. - №4. - С. 304-314.
Габдуллин Э. Центральная Азия: геополитика, безопасность, сценарии развития // Центральная Азия и Кавказ. 2011. № 1. С. 26-41. Ганиев Т.А., Карякин В.В. Военно-политическая обстановка в Исламской Республике Афганистан и ее влияние на безопасность Центрально-Азиатского региона СНГ // Архонт. 2018. № 5 (8). С. 12-20.
Дусметова С.И., Налибай А.А. Проблема терроризма в Республике Казахстан Постсоветские исследования, 2020. - Т.3. - №4. - С. 297-303.
Ионова Е. Об угрозе терроризма в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. 2016. № 6 (288). С. 91-104.
Ильинский И.М. О терроре и терроризме // Между будущим и прошлым. М., 2006. 664 c. Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Международный терроризм в условиях глобализации //
Юридический мир. 2010. № 9. С. 8-13. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2006. 256 с.
Степанян И.С. Понятие «акта» международного терроризма // Юрист-Правовед. 2019. № 1 (88). С. 208-213.
Тулеев М.С. Международный терроризм в странах Центральной Азии: региональные особенности [Электронный ресурс] // Вестник КазНПУ. 2016. Режим доступа: https://articlekz.com/article/18220 (дата обращения: 28.05.2020). Чикризова О.С., Шумакова А.А. Влияние кризиса исламского образования на процесс радикализации Центральной Азии // Постсоветские исследования, 2020. - Т.3. - №4. - С. 290296.
Сведения об авторах: Трусова Александра Андреевна - магистр в области международных отношений, РУДН (e-mail: 1032193936@rudn.ru); Черняев Михаил Сергеевич - магистр в обаости международных отношений, РУДН (e-mail: 1032193927@rudn.ru).
References
Baktybaeva A.N. Terrorizm v SNG: uzbekskij dzhihadizm. Islamskoe dvizhenie Uzbekistana //
Postsovetskie issledovaniya, 2020. - T.3. - №4. - S. 304-314. Gabdullin E. Central'naya Aziya: geopolitika, bezopasnost', scenarii razvitiya // Cen-tral'naya Aziya i Kavkaz. 2011. № 1. S. 26-41.
nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T.3. № 6 (2020)
Ganiev T.A., Karyakin V. V. Voenno-politicheskaya obstanovka v Islamskoj Respublike Afganistan i ee vliyanie na bezopasnost' Central'no-Aziatskogo regiona SNG // Arhont. 2018. № 5 (8). S. 1220.
Dusmetova S.I., Nalibaj A.A. Problema terrorizma v Respublike Kazahstan Postsovetskie issledo-vaniya, 2020. - T.3. - №4. - S. 297-303.
Ionova E. Ob ugroze terrorizma v Central'noj Azii // Rossiya i musul'manskij mir. 2016. № 6 (288). S. 91-104.
Il'inskij I. M. O terrore i terrorizme // Mezhdu budushchim i proshlym. M., 2006. 664 c.
Kuznecov A.P., Marshakova N. N. Mezhdunarodnyj terrorizm v usloviyah globalizacii // YUridicheskij mir. 2010. № 9. S. 8-13.
Lebedeva M. M. Mirovaya politika. M., 2006. 256 s.
Stepanyan I.S. Ponyatie «akta» mezhdunarodnogo terrorizma // YUrist-Pravoved. 2019. № 1 (88). S. 208-213.
Tuleev M.S. Mezhdunarodnyj terrorizm v stranah Central'noj Azii: regional'nye osobennosti [El-ektronnyj resurs] // Vestnik KazNPU. 2016. Rezhim dostupa: https://articlekz.com/article/18220 (data obrashcheniya: 28.05.2020).
Chikrizova O.S., Shumakova A.A. Vliyanie krizisa islamskogo obrazovaniya na process radikalizacii Central'noj Azii // Postsovetskie issledovaniya, 2020. - T.3. - №4. - S. 290-296.
About the authors: Trusova Aleksandra Andreevna - Master in International Relations,
RUDN University (e-mail: 1032193936@rudn.ru); Cherniaev Mikhail Sergeevich - Master in International Relations, RUDN University (e-mail: 1032193927@rudn.ru)