политики и частные случаи негативного опыта, основано на взаимной толерантности.
«Казанская наука», Казань, 2011 г., № 10, с. 350-352.
В. Меркурьев,
доктор юридических наук
(Академия Генеральной прокуратуры РФ) ТЕРРОРИЗМ И ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В процессе анализа организованной преступности на Северном Кавказе (СК) важно учитывать как наличие определенного числа организованных преступных формирований с их характеристиками, так и характер взаимосвязей между ними, а также способы обеспечения этих взаимосвязей и согласованного осуществления террористической деятельности. В связи с этим вызывает не столько научный, сколько практический интерес вопрос о системе организованных преступных формирований и месте «Имарата Кавказ» в этой системе. Северо-Кавказский регион, где в 2010 г. зафиксировано более 76% зарегистрированных в стране преступлений террористического характера, продолжает оставаться основным источником террористических угроз безопасности Российской Федерации (РФ). Верховный суд РФ установил, что деятельность указанной организации угрожает территориальной целостности России. Ее стратегической целью является отделение СК от РФ и создание в этом регионе независимого шариатского государства, что подразумевает насильственное свержение конституционного строя и отмену действующего на его территории российского законодательства.
Следует отметить, что точными данными о структуре организации и ее деятельности в полной мере не располагают даже российские спецслужбы. Тем не менее из материалов уголовных дел, приговоров судов, обвинительных заключений и др. источников складывается определенная картина. Действительно, в ходе расследования уголовного дела в отношении ряда руководителей и участников незаконных вооруженных формирований (далее -НВФ), входящих в «Имарат Кавказ», установлено, что в октябре 2007 г. Д. Умаровым провозглашено создание так называемого «Имарата Кавказ», охватывающего субъекты РФ Южного и Северо-Кавказского федеральных округов преимущественно с мусуль-
манским населением. Заявление Д. Умарова было опубликовано на экстремистских сайтах, и в его развитие им был издан ряд «указов», в том числе: о введении на всей территории имарата шариатского правления, об административно-территориальном делении имарата, в который вошли Дагестан, Чечня, Осетия и другие регионы СК. Таким образом, деятельность организованных преступных формирований, входящих в состав «Имарата Кавказ», направлена на изменение основ конституционного строя, федеративного устройства, судебной власти, местного самоуправления и, таким образом, имеет своей целью оказание воздействия на принятие органами власти решений, способствующих указанным изменениям.
Еще несколько лет назад представители ФСБ России поясняли, что у правоохранительных органов есть как минимум три основных критерия, которые позволяют выходить с ходатайством о признании организации террористической. Первый - проведение деятельности, направленной на изменение конституционного строя РФ насильственным, вооруженным способом, в том числе с использованием террористических методов. Второй - связь с незаконными вооруженными формированиями и другими экстремистскими структурами, действующими на территории СевероКавказского региона. Третий - принадлежность к организациям, признанным международным сообществом террористическими, или связь с ними. Очевидно, указанные основания в полном объеме соответствуют тем, что регламентированы ч. 2 ст. 24 «Ответственность организаций за причастность к терроризму» Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Организовав широкомасштабную криминальную деятельность, ваххабиты решили одновременно две задачи. Во-первых, использовали священную для каждого мусульманина форму коллективного объединения - «джамааты». Во-вторых, обеспечили сплочение группы сторонников на принципах жесткого подчинения руководителю или амиру. Отсюда и возможности формирования «горизонтальных связей» между лидерами бандподполья из разных кавказских республик. Сегодня они тесно взаимодействуют с религиозными, общественными и правозащитными организациями, средствами массовой информации, создают собственные информационные ресурсы. И что очень важно подчеркнуть - имеют своих сторонников и пособников в правоохранительных органах, структурах исполнительной, представительной власти, среди
религиозных деятелей. По характерным признакам можно судить о том, что «Имарат Кавказ» возник и функционирует в форме криминального сообщества, которое выполняет координирующие, организационно-управленческие функции по отношению к криминальным организациям: организованные группы, незаконные вооруженные формирования, банды, преступные организации, экстремистские сообщества, экстремистские организации. Причем координация террористической деятельности обеспечивается на территории без определения точных границ, поскольку лидеры имарата утверждают, что их стратегические интересы распространяются на любые другие регионы, которые «оккупированы» неверными и где «истинные мусульмане» ведут борьбу.
Как нам представляется, современный терроризм в России является сложной организованной преступной деятельностью. Внешняя идеологическая оболочка выполняет лишь функции маскировки реальных участников и конечных целей. Источниками кадровых, материальных, финансовых и прочих ресурсов террористической активности выступают вполне прагматичные современные корпоративные структуры, выполняющие конкретные террористические заказы, связанные с перераспределением финансовых потоков, властных полномочий в экономической и политической сферах. В доказательство тому можно приводить различные факты. Например, не случайно террористическая активность участников НВФ имеет не только сезонные колебания, но и напрямую зависит от поступления финансовых средств из-за рубежа, а также внутренних источников финансирования. Так, среди вещей лидера дагестанского бандподполья Умалата Магомедова (Аль-Бара), который был уничтожен вместе с заместителем главаря «губден-ской» диверсионно-террористической группы (ДТГ) Шамилем Магомедовым (Куппа-Шамиль) и главарем «казбековской» ДТГ Ибрагимом Ибиевым в Хасавюрте 31 декабря 2009 г., обнаружена записная книжка с отметками о доходах и расходах боевиков. Боевики вели учет доходам, полученным от известных дагестанских предпринимателей путем вымогательства и поступавшим из-за рубежа, в частности из Саудовской Аравии, Турции и Азербайджана. В записной книжке также фиксировались расходы на вознаграждение членам бандподполья и их семьям, на сооружение блиндажей, закупку оружия, боеприпасов, технических средств, медикаментов, продуктов питания и автомобилей. Как отметили в пресс-службе УФСБ по Дагестану, с момента назначения так называемым «командующим дагестанским фронтом» в апреле
2009 г. Магомедов оперировал суммами в десятки миллионов рублей.
Расширение масштабов преступной деятельности участников незаконных вооруженных формирований, изменение форм и способов совершения преступлений является ответной реакцией боевиков на действия правоохранительных органов по пресечению их деятельности. Решая задачи по физическому устранению сотрудников правоохранительной системы и представителей власти как основной стабилизирующей силы и опоры российской государственности в регионе, бандиты пытаются демонстрировать свою боеспособность. Поступающая информация свидетельствует, что активизация действий бандгрупп на СК поддерживается путем непрерывного финансирования их деятельности как из-за рубежа со стороны международных террористических и религиозно-экстремистских организаций, так и из внутренних источников. Активная работа по оказанию финансовой и иной помощи бандпод-полью развернута в ряде зарубежных стран в районах компактного проживания выходцев из Северо-Кавказского региона. Наиболее распространенной формой является сбор денежных средств этническими общинами за рубежом или общественными организациями, декларирующими своей целью оказание гуманитарной помощи исторической родине. Кроме того, бандиты все больше обращаются к внутренним источникам финансирования, беря под контроль криминальный бизнес, в частности торговлю наркотиками, похищение людей, рэкет и вымогательство денежных средств как у коммерсантов, так и у коррумпированной части чиновников. Так, в Республике Ингушетия (РК) члены бандформирований обложили данью представителей малого и среднего бизнеса под угрозой смерти и уничтожения имущества.
В Кабардино-Балкарской Республике (КБР) отмечаются проблемы с кражами и угонами транспортных средств, не менее четверти от общего числа которых возвращаются владельцам после уплаты денежных средств похитителям. При этом, по данным УФСБ РФ по республике, преступные доходы от указанных преступлений при минимальном риске затрат являются одним из основных источников финансирования деятельности организованных преступных групп и незаконных вооруженных формирований, участвующих в террористической деятельности. Поэтому ключевым элементом в системе осуществления мер по противодействию терроризму является пресечение его финансирования. Нужно построить работу так, чтобы пресечь как внешние, так и внутренние
источники поступления денежных средств для бандформирований. Результативная борьба здесь возможна только в условиях полноценного взаимодействия всех правоохранительных органов. Не случайно в СКФО создана межведомственная рабочая группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В поле зрения данной группы находятся вопросы противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотических средств, поскольку и террористическая и экстремистская деятельность подпитываются деньгами, полученными от их реализации. Возникает еще очень важный вопрос: коль скоро мы имеем дело с преступным сообществом, не менее важной представляется правильная уголовно-правовая оценка действий и деятельности тех лиц, которые создавали его, руководили им и участвовали в нем. В соответствии с ч. 5 ст. 35 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ) лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных ст. 208, 209, 210 и 282.1 УК РФ, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных ст. 208, 209, 210 и 282.1 УК РФ, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Естественно, решая вопрос о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ, судам надлежит учитывать, что, исходя из положений ч. 4 ст. 35 УК РФ, преступное сообщество (преступная организация) отличается от иных видов преступных групп, в том числе от организованной группы, более сложной внутренней структурой, наличием цели совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, а также возможностью объединения двух или более организованных групп с той же целью. Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», под прямым получением финансовой или иной мате-
риальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений (например, мошенничества, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере), в результате которых осуществляется непосредственное противоправное обращение в пользу членов преступного сообщества (преступной организации) денежных средств, иного имущества, включая ценные бумаги и т. п.
Под косвенным получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, которые непосредственно не посягают на чужое имущество, однако обусловливают в дальнейшем получение денежных средств и прав на имущество или иной имущественной выгоды не только членами сообщества (организации), но и другими лицами. Таким образом, правильно организованное расследование уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, создавшими либо руководившими преступным сообществом (преступной организации) «Имарат Кавказ», а также другими входящими в его структуры участниками, при тщательном документировании их преступной деятельности позволит выстроить систему доказательств в суде для установления виновности лидеров и активных членов террористической организации в совершении преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ. В частности, необходимо учитывать, что ответственность по ч. 1 ст. 210 УК РФ за координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, наступает с момента фактического установления контактов и взаимодействия в целях совершения указанных преступных действий. При этом следствию необходимо представить систему доказательств, а суду надлежит установить, в чем конкретно выражалось оказанное на участников организованных групп влияние, и указать в приговоре мотивы принятого решения. Если участники преступного сообщества (преступной организации), наряду с участием в сообществе (организации), создали устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководили такой группой (бандой), содеянное образует реальную совокупность преступлений и подлежит квалификации по ст. 209 и 210 УК РФ, а при
наличии к тому оснований также по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за участие в других конкретных преступлениях, например, предусмотренных ст. 205, 2051, 206, 208, 278, 281, 317 УК РФ.
В связи с этим заслуживает одобрения позиция Следственного управления ФСБ России и Генеральной прокуратуры РФ в отношении уголовно-правовой оценки террористической деятельности «Имарата Кавказ» и входящих в его структуру самостоятельно действующих организованных групп и банд. Соответственно, все взрывы, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, совершенные членами НВФ, входящих в состав «Имарата Кавказ», необходимо квалифицировать по совокупности как террористические акты либо содействие террористической деятельности и участие в преступном сообществе (ст. 205, 205 и 210 УК РФ). Так, в марте 2010 г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении участников незаконного вооруженного формирования Абдулахи Байсагурова и Аслана Бекботова. Следствием установлено, что Байсагуров в июле 2007 г., а Бекботов в январе 2008 г., находясь на территории Чеченской Республики (ЧР), добровольно вступили в незаконные вооруженные формирования, являвшиеся структурными подразделениями единого незаконного вооруженного формирования «Има-рат Кавказ», которым руководил один из лидеров чеченских сепаратистов Дока Умаров. Получив огнестрельное оружие, они несли караульную службу, занимались обустройством баз боевиков, проходили обучение основам тактики ведения войны против федеральных сил, изучали минно-подрывное дело, устройство различных видов вооружения. Кроме того, Бекботов приобрел на территории Республики Ингушетия (РИ) огнестрельное оружие, боеприпасы и самодельное взрывное устройство в целях их использования против федеральных сил. В апреле 2009 г. сотрудники правоохранительных органов в ходе оперативно-разыскных мероприятий задержали Байсагурова на территории ЧР. Задержание Бекботова было проведено в июне 2009 г. на территории РИ. Расследование данного уголовного дела осуществляло Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ. Байсагурову и Бекботову предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 (участие в незаконном вооруженном формировании), ч. 3 ст. 222 (незаконный оборот оружия, его ос-
новных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенный организованной группой) и ч. 1 ст. 205.1 (содействие террористической деятельности) УК РФ. После утверждения обвинительного заключения материалы уголовного дела направлены в Верховный суд ЧР для рассмотрения по существу.
Анализ обстоятельств совершения террористических актов свидетельствует о тщательно и профессионально планируемом, координируемом и групповом характере этих преступлений, обеспечении причинения максимально тяжких последствий в виде многочисленных жертв и разрушений. Совершению терактов предшествует определенная подготовительная деятельность: выбор места и времени, разработка путей подхода и отхода с места совершения преступления. Террористические группы отличаются внутренней сплоченностью, вооруженностью, распределением ролей и жесткой дисциплиной. Недооценка характера и степени общественной опасности деятельности лидеров и активных участников террористической организации «Имарат Кавказ», организовавших ее по типу свободного объединения полуавтономных бандформирований, чревата самыми неблагоприятными последствиями для организации всей борьбы с терроризмом на СК и за его пределами. Свободные объединения представляют самую большую проблему для правоохранительной системы по той причине, что их трудно (а подчас почти невозможно) идентифицировать, собрать о них информацию и противостоять им. То, что кажется единственной ОПТ, действующей в отдельно взятом районе, городе или местности, часто является только маленькой ячейкой преступных структур, которые могут охватить весь СевероКавказский федеральный округ и даже РФ и в которые может входить большое число свободно объединенных участников и группировок. Даже если такая ячейка ликвидируется, это ни в коем случае не затрагивает всю структуру, которая существует благодаря совместным действиям ее многочисленных легко заменяемых частей. Особенно если деятельность ведется на всей территории РФ, эти структуры могут стать чрезвычайно сложными и комплексными преступными системами, которым можно противостоять только совместными усилиями различных правоохранительных органов. Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам во взаимодействии с МВД и ФСБ России был проведен комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, в результате чего установлены пять лиц, непосредствен-
но причастных к организации и исполнению террористического акта у входа в Центральный рынок г. Владикавказа 9 сентября 2010 г., в результате которого погибли 19 человек, 1 террорист-смертник, около 200 человек получили ранения различной степени тяжести, повреждено не менее 46 автомобилей, имущество физических и юридических лиц. Все подозреваемые являются членами банды, входящей в состав «вилайата» (сектора) «Имарата Кавказ» по РИ, который находится под контролем лидера всего «Имарата Кавказ», находящегося в международном розыске Доку Умарова. В ходе следственно-оперативных мероприятий в лесном массиве, расположенном на территории Назрановского района РИ, обнаружены и изъяты три полимерные бочки. В них находилось более 160 кг смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры, которая использовалась при изготовлении взрывного устройства для совершения 9 сентября 2010 г. террористического акта в г. Владикавказе. Также в результате производства следственных действий по данному уголовному делу получены достоверные сведения о совершении установленными членами банды ингушского вилайата «Имарата Кавказ» другого преступления - посягательства на жизнь сотрудников Мобильного отряда МВД России и сотрудников ДПС ГИБДД МВД России по Республике Северная Осетия-Алания, произошедшего 17 августа 2010 г. на контрольном посту милиции № 105, расположенном на границе Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, повлекшего смерть одного сотрудника.
В настоящее время по уголовному делу продолжается комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на задержание всех лиц, причастных к совершению террористического акта в г. Владикавказе и других тяжких и особо тяжких преступлений.
Во-первых, необходимо учитывать результаты анализа борьбы с организованной преступностью в Северо-Кавказском регионе, которые свидетельствуют о том, что незаконные вооруженные формирования, терроризм и экстремизм - вторичные явления по отношению к высокоорганизованной экономической и политической преступности в республиках.
Во-вторых, чаще всего террористические преступления и преступления экономической направленности тесно связаны между собой и с коррупцией, которая на СК переросла в практику прямого пособничества сепаратистам и международным террористам.
В-третьих, в сфере борьбы с коррупцией важно организовать эффективную оперативно-разыскную работу. Это должны быть инициативные оперативно-разыскные меры, связанные с внедрением и разоблачением организованных групп, совершающих коррупционные преступления.
В-четвертых, надо создавать прочные оперативные позиции в сферах, наиболее пораженных взяточничеством. Необходимо квалифицированно документировать преступную деятельность, используя современные оперативно-технические средства контроля за действиями разрабатываемых лиц. Эта работа должна проводиться постоянно на высоком профессиональном уровне, с безусловным соблюдением конституционных прав граждан.
«Терроризм и экстремизм в России и странах АТР: Правовое регулирование и противодействие»,
М., 2010 г., с. 48-60.
Анатолий Кулябин,
кандидат социологических наук (г. Тюмень) РЕСТАВРАЦИЯ МОНАРХИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ?
Из 193 государств мира более 60 являются президентскими республиками. С 1990-х годов президентскими стали большинство республик бывшего СССР, в том числе и Российская Федерация. Поэтому исследование правовых, политико-экономических и иных последствий функционирования данного государственного строя стало весьма актуальным. Самым большим злоупотреблением полномочиями президента является попытка превратить временную выборную должность в постоянную, а республику - в монархию. Многие главы президентских республик желают обладать властью непрерывно из-за выгод, связанных с нахождением у власти, и бесконтрольности. Юридической основой таких злоупотреблений является обилие полномочий президента, совмещение в одном лице функций главы государства, главнокомандующего и многих других. Президенты используют обилие полномочий и злоупотребляют властью в личных целях. Как пишет В.Е. Чиркин, «в президентской республике появились формы всевластия президента, превращения его в единственный институт государственной власти».