Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма'

Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1006
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАНАЛЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА / БОРЬБА С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА / ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ (ЦГОКМ) ПО БОРЬБЕ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА / УРОВЕНЬ ЛАТЕНТНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2009 Г. / ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / TASK FORCE ON COUNTER-TERRORISM IMPLEMENTATION (TSGOKM) TO COMBAT TERRORIST FINANCING / ELIMINATION OF THE FINANCIAL FOUNDATIONS OF TERRORIST ACTIVITIES / CHANNELS AND SOURCES OF FINANCING OF TERRORISM / COMBATING TERRORIST FINANCING / LEVEL OF LATENCY IN THE FINANCING OF TERRORISM IN THE CHECHEN REPUBLIC IN 2009 / FORMS FOR IMPROVING THE COUNTERING OF TERRORISM FINANCING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паненков Александр Александрович

Рассматриваются проблемы совершенствования нормативно-правовой базы по борьбе с финансированием терроризма, развития сотрудничества на международном уровне в этой сфере. Даны конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и правовая основа международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма. Приводятся основные положения нового приказа Генеральной прокуратуры РФ от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» в части финансирования терроризма и приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паненков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK TO COUNTER THE FINANCING OF TERRORISM

The article deals with the problems of improving the legal framework to combat terrorism financing and of developing international cooperation in this area. Concrete proposals are offered to improve existing laws and a legal framework is proposed for international cooperation in countering terrorism financing. An outline is presented of the new order of the Prosecutor General's Office dated Oct. 22, 2009, No. 339 «On organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation against terrorism» in terms of the financing of terrorism and of the order of the Attorney General dated 19.01.2010, No. 11 «On organization of prosecutorial supervision over the implementation of laws on countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and terrorist financing».

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма»

264

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (1), с. 264-271

УДК 341

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

© 2010 г. А. А. Паненков

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации [email protected]

Поступила в редакцию 04.06.2010

Рассматриваются проблемы совершенствования нормативно-правовой базы по борьбе с финансированием терроризма, развития сотрудничества на международном уровне в этой сфере. Даны конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и правовая основа международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма. Приводятся основные положения нового приказа Генеральной прокуратуры РФ от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» в части финансирования терроризма и приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Ключевые слова: ликвидация финансовых основ террористической деятельности, каналы и источники финансирования терроризма, борьба с финансированием терроризма, целевая группа по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) по борьбе с финансированием терроризма, уровень латентности финансирования терроризма в Чеченской Республике в 2009 г., формы совершенствования противодействия финансированию терроризма.

В настоящее время правоохранительные органы и спецслужбы России переориентированы на борьбу не только с участниками организованных преступных формирований, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, но и на ликвидацию финансовых основ террористической деятельности в целом. Следует отметить, что за 2000-2009 гг. в России было зарегистрировано всего 6532 преступления террористического характера, число выявленных лиц, совершивших преступления (по наиболее тяжкому составу), равно 39911. Это правильное направление профилактической деятельности. Проблема заключается в том, что для совершенствования законодательства по борьбе с финансированием терроризма в России необходим углубленный анализ способов и механизма внешнего и внутреннего финансирования организованной террористической деятельности, дел оперативного учета, а также судебноследственной практики, а уголовных дел возбуждается и расследуется единицы.

В 2009 г. было предварительно расследовано 13 (снижение на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - АППГ) преступлений, связанных с террористической деятельностью, из которых 8 (удельный вес ^) -61,5%) расследованы сотрудниками ОВД. Из указанных 13 преступлений пять (снижение на

16.7% по сравнению с АППГ) предварительно расследованных преступлений были связаны с финансированием террористического акта либо террористической организации, два ^ - 40%) из пяти расследованных преступлений проведены сотрудниками ОВД. Следует отметить, что, как правило, от террористических актов имеется значительный материальный ущерб: при взрыве «Невского экспресса» РЖД потеряли 180 миллионов рублей при повреждении вагонов и железнодорожных путей и 4 млрд рублей были

потрачены государством и РЖД на безопас-

2

ность .

Тем не менее в 2009 г. законодатель принял ряд дополнений и изменений в действующее законодательство по борьбе с финансированием терроризма. Статья 5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» была дополнена абзацем об отнесении к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, потребительских кредитных кооперативов3.

Важно международное сотрудничество государств в борьбе с финансированием терроризма. 25 декабря 2009 г. Совет Федерации Федерального собрания РФ ратифицировал Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии лега-

лизации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Документ предусматривает возможность раздела и возврата в страну происхождения преступных доходов и средств, используемых для финансирования терроризма4. В финансовой сфере предполагается введение жёсткого контроля со стороны Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу во взаимодействии с Генеральной прокуратурой и силовыми ведомствами, задействованными в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и финансовыми преступлениями [1]. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма», который был принят Государственной думой 18 декабря 2009 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря

2009 года. Федеральным законом предусматривается ратификация Договора государств - участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, подписанного в Душанбе 5 октября 2007 года [2]. Договором предусмотрены нормы, обязывающие Стороны принять нормативные правовые акты, обеспечивающие взаимодействие их компетентных органов в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма5. Подписание этого федерального закона должно способствовать улучшению взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в деле выявления и расследования преступлений, связанных с финансированием терроризма, ибо эта деятельность носит международный характер.

В октябре 2009 г. был опубликован доклад целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) по борьбе с финансированием терроризма. По мнению специалистов ЦГОКМ, финансирование терроризма предполагает осуществление конкретной деятельности по сбору, хранению и сокрытию финансовых средств, использованию финансовых средств для поддержки террористических организаций и их инфраструктуры, а также переводу средств для поддержки или осуществления конкретных террористических нападений. В нашем законодательстве отсутствуют такие понятия, как «хранение и сокрытие финансовых средств для финансирования терроризма». Обоснованно утверждается, что используемые

для финансирования терроризма финансовые средства могут быть получены законным или незаконным путем, а в качестве каналов оказания терроризму финансовой или иной материально-технической поддержки могут использоваться действующие на законных основаниях гуманитарные или коммерческие организации, выступающие в этом качестве непреднамеренно или преднамеренно [3].

Иностранные спецслужбы порой контролируют и направляют деятельность по финансированию терроризма на территории России. Повышение эффективности разведывательной6,

-7

контрразведывательной и оперативно-разыск-ной8 деятельности (ОРД) [4; 5] является залогом успешного предупреждения, выявления и расследования преступлений, связанных с финансированием терроризма. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе свидетельствовал о том, что низкая эффективность борьбы с финансированием терроризма обусловлена существенными недостатками в деятельности субъектов оперативно-разыскной деятельности, в том числе низким уровнем подготовки оперативных сотрудников, использованием ограниченного перечня оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 ФЗ об ОРД (как правило, опрос, контрольная закупка, наблюдение), а также глубокой конспирацией участников финансирования терроризма. При задержании одного из участников сразу менялись схемы финансирования, каналы поступления финансовых средств, круг задействованных лиц, пароли и явки. Между тем одним из самых эффективных оперативно-разыскных мероприятий продолжает оставаться оперативное вне-9

дрение .

Если международные террористические организации не жалеют миллионы долларов США для финансирования террористической деятельности в России, то финансирование разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности должно быть на уровне разумной достаточности. Если важную оперативную информацию о готовящемся резонансном террористическом акте, который может повлечь массовую гибель мирных граждан или военнослужащих, нельзя купить за «большие деньги», ее можно и нужно купить за «очень большие деньги».

Согласно статье 25 «Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом» Федерального закона «О противодействии терроризму» лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и

задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

Необходимо внести изменения и дополнения в действующее законодательство по борьбе с терроризмом и финансированием терроризма (ст. 25 ФЗ «О противодействии терроризму»10 и ст. 4 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма») следующего содержания: «Может выплачиваться денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании финансирования терроризма, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших финансирование терроризма», то есть за оперативно-значимую информацию об источниках и каналах финансирования терроризма. В нашем законодательстве отсутствуют такие понятия, как «хранение и сокрытие финансовых средств для финансирования терроризма», и поэтому эти действия целесообразно криминализировать.

В России создана правовая основа борьбы с финансированием терроризма, принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [6]. По нашему мнению, целесообразно дополнить данный закон статьей о правовой основе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которую составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты президента Российской Федерации, нормативные правовые акты правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В настоящее время реализовано одно из предложений Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о совершенствовании борьбы с терроризмом: признание «Кавказского Эмирата» международной террористической организацией [7]. Восьмого февраля 2010 г. по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации Верховный суд Российской Федерации принял решение о признании террористической и запрете деятельности на терри-

тории России международной организации «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»). Указанную организацию создал лидер чеченских боевиков Доку Умаров в 2007 г. Основными формами действия банд и организованных групп, входящих в состав «Имарат Кавказ», являлось совершение террористических актов, обстрелов и подрывов, а также иных акций устрашения населения, представителей власти и духовенства. Суд установил, что деятельность организации угрожает территориальной целостности Российской Федерации. Ее стратегической целью является отделение Северного Кавказа от России и создание в этом регионе независимого шариатского государства, что подразумевает насильственное свержение конституционного строя и отмену действующего на его территории российского законодательства.

В соответствии со статьей 16 «Основные цели и формы международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма» Модельного закона о противодействии финансированию терроризма [8] международное сотрудничество в сфере противодействия финансированию терроризма осуществляется в целях: объединения усилий государств для преодоления угрозы дальнейшей эскалации международной террористической деятельности; обеспечения эффективного и непрерывного контроля за подозрительными финансовыми потоками и сделками, как внутригосударственного, так и международного характера; выработки согласованной политики, законов и регулирующих положений в сфере противодействия финансированию террористических организаций; обеспечения эффективности обмена между государствами информацией, направленной на выявление организационной структуры террористических организаций и организаций, подозреваемых в осуществлении финансирования терроризма, источников финансирования террористических организаций, блокирование и конфискацию активов, связанных с террористической деятельностью и с финансированием терроризма; своевременного информирования других государств по фактам финансирования террористической деятельности или террористических организаций, действующих на их территории, которые могут представлять потенциальную угрозу для этих государств.

Правовую основу международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма составляют Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года, международные договоры, двусторонние и многосторонние со-

глашения, обязательства, рекомендации Целевой группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), декларации и иные нормативные правовые акты в сфере противодействия финансированию терроризма.

Основными формами международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма являются: обмен информацией по вопросам противодействия финансированию терроризма; оказание взаимной правовой, оперативной, методической, технической и иной помощи; проведение совместных оперативных и иных мероприятий по пресечению незаконной трансграничной переправки денежных средств для террористической деятельности; координация действий должностных лиц специально уполномоченных и правоохранительных органов, осуществляющих противодействие финансированию терроризма; выработка согласованной политики по гармонизации национального законодательства; совместная работа по предотвращению и устранению причин и условий, способствующих финансированию терроризма; подготовка квалифицированных кадров, участвующих в противодействии финансированию терроризма [16].

В п. 1 подпункта «е» главы 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 5 октября 2009 г. президентом Российской Федерации, к основным тенденциям современного терроризма относится повышение уровня финансирования террористической деятельности и материальнотехнической оснащенности террористических организаций, а согласно п. 4 основным внешним фактором, способствующим возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, является финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций.

В 2009 году был издан новый приказ Генерального прокурора Российской Федерации от

22.10.2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» [9]. В соответствии с п. 1.6 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» прокурорам предписано «...проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об ОРД, направленной на предупреждение,

выявление и пресечение преступлений террористического характера. ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма .».

В соответствии с п. 1.8 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» прокурорам предписано «. в ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений...».

В настоящее время произошло сращивание финансовых основ организованной преступности, включая экономическую, и терроризма, то есть организованные экономические преступники, добровольно или вынужденно, финансируют терроризм. По данным МВД, размер материального ущерба от экономических преступлений, совершенных в РФ в 2009 году, превысил триллион рублей. Часть этих денег пошла на финансирование терроризма. Важную роль в деле пресечения финансирования терроризма играет Росфинмониторинг, который в 2009 году провел более 15 тыс. финансовых расследований; количество финансовых расследований по сравнению с 2008 годом увеличилось примерно на 3 тыс., то есть на 25%. В настоящее время правоохранительные органы завершают расследование тех уголовных дел, информация по которым изучалась ведомством 3-4 года назад. В

2009 году одним из приоритетных направлений работы было выявление злоупотреблений бюджетными средствами. Кредитно-финансовая сфера остается одним из приоритетных направлений работы службы, поскольку с ней связано до 40% преступлений в экономической сфере. В период кризиса удалось предотвратить перевод кредитования физических лиц из банков в ломбарды, которые слабее контролируются. Среди направлений, которые отслеживает служба, ориентируясь на рекомендации международного сообщества: электронные платежи и «электронные деньги». Также обращается пристальное внимание на риски, связанные с потребительскими кооперативами, на контроль игорного бизнеса, в том числе на его скрытые формы. Росфинмониторинг представит БАТБ в июне

2010 года отчет о результатах противодействия

отмыванию денег, чтобы «доказать, что стандарты, выдвинутые международными организациями, полностью используются и работают на территории России». Антиотмывочная система в России в целом сложилась11.

Сотрудники Росфинмониторинга вместе с сотрудниками правоохранительных органов выявили в 2009 году факты финансирования террористической деятельности, в том числе на территории Сибири. Порядок взаимодействия прокуратуры и Росфинмониторинга регулируется указанием Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. 4 приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Академия Генеральной прокуратуры РФ во II полугодии 2010 г. подготовит Методические рекомендации по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма12.

В соответствии с новым приказом в ходе прокурорских проверок исполнения государственными органами, осуществляющими контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом и их должностными лицами, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: а) при установлении фактов, свидетельствующих о коррупционных проявлениях - направлять материалы в подразделения органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законов о противодействии коррупции, б) особое внимание обращать на соблюдение законодательства о противодействии финансированию терроризма кредитнофинансовыми учреждениями.

Взаимодействие прокуратуры с Росфинмо-ниторингом по противодействию финансированию терроризма осуществляется в виде: а) систематического обмена информацией с Росфин-мониторингом и его межрегиональными управлениями о состоянии законности в сфере операций с денежными средствами и иным имуществом, б) проведения регулярных сверок информаций и материалов, направленных в правоохранительные органы.

При осуществлении надзора за расследованием уголовных дел о финансировании терроризма: а) добиваться изъятия из оборота путем

наложения судом ареста на имущество виновных лиц в целях его конфискации, предусмотренной ст. 104-1 УК РФ, б) принимать меры к получению из Росфинмониторинга информации о сделках и финансовых операциях лиц, причастных к преступлениям террористического характера.

Формами совершенствования противодействия финансированию терроризма являются: координационные совещания, межведомственные совещания, повышение квалификации работников прокуратуры, участие в межведомственных совещаниях и научно-практических семинарах по противодействию финансированию терроризма.

Практика свидетельствует о том, что через лиц, осужденных за преступления террористического характера, включенных по информации прокуратуры в список Росфинмониторинга, финансирование террористической деятельности не проходит. В прокуратуре Чеченской Республики имел место случай, когда лицо было осуждено по ст. 208 УК РФ, а по месту работы на его счете осталось несколько тысяч рублей начисленной зарплаты. После проверки стало ясно, что указанная сумма не имеет отношения к финансированию терроризма.

В России велик уровень латентности финансирования терроризма, предусмотренный ст. 205-1 УК РФ. По нашему мнению, уровень латентности финансирования терроризма сопоставим или даже существенно превышает уровень латентности взяточничества: обе стороны финансирования терроризма - передающий и получающий денежные средства, - так же как во взяточничестве, заинтересованы в максимальном сокрытии своих общественно опасных действий, прибегая к различным ухищрениям, в случае финансирования терроризма - особенно, ввиду высокой общественной опасности преступлений террористического характера. По данным профессора С.М. Иншакова, коэффициент латентности в Южном федеральном округе составляет по ст. 290 (получение взятки) - 79.6%, ст. 291 (дача взятки) - 81.52% [10]. Академик В.Н. Кудрявцев относил к числу наиболее латентных преступлений взяточничество: около двух с лишним тысяч случаев незарегистрированных преступлений по сравнению с одним зарегистрированным [11]. В 2009 г. в Чеченской Республике было зарегистрировано четыре преступления по ст. 291 УК РФ - дача взятки. Таким образом, если исходить из обоснованной позиции академика В.Н. Кудрявцева, то возможное количество фактических преступлений по ст.

205-1 УК РФ, связанных с финансированием терроризма в Чеченской Республике в 2009 г., составило не менее 8 000 преступлений. Анализ оперативной информации субъектов ОРД, включая спецслужбы, расследованных уголовных дел, наиболее распространенных внутренних источников финансирования терроризма (незаконный оборот углеводородов, оружия, наркотиков, похищение людей, бандитизм, заказные убийства) и каналов финансирования (внешних и внутренних), то указанное количество показывает, что 8000 преступлений, связанных с финансированием терроризма в Чеченской Республике в 2009 г., не будет выглядеть очень завышенным. Ведение активной террористической деятельности в 2009 г. участниками организованных преступных формирований на Северном Кавказе и в Центральной России, показания задержанных участников террористической деятельности о финансировании из-за границы в суммах, исчисляемых шестью-семью нулями, объективно подтверждает наше предположение о больших финансовых потоках для терроризма. Подготовка «смертников» - также дорогое преступное мероприятие, требующее очень больших финансовых средств, а в 2009 г. в Чеченской Республике было не менее 10 самоподрывов «смертников», повлекших гибель сотрудников правоохранительных органов и мирных граждан. Посягательство на жизнь президента Республики Ингушетия, взрывы смертниками автомашин, груженных взрывчатыми веществами в пунктах постоянной дислокации сотрудников милиции, также требовали крупных финансовых затрат.

Таким образом, действующая нормативноправовая база по борьбе с финансированием терроризма в России нуждается в совершенствовании на основе детального изучения схем, механизмов (каналов) этого финансирования, дел оперативного учета и уголовных дел, связанных с финансированием терроризма.

Примечания

1. Данные представлены юристом 1 класса В.И. Звягиной.

2. См.: Метро. Среда. 17 февраля 2010. С. 2.

3. Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от

27.07.2006 № 147-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от

12.04.2007 № 51-ФЗ, от 19.07.2007 № 197-ФЗ, от

24.07.2007 № 214-ФЗ, от 28.11.2007 № 275-ФЗ, от

03.06.2009 № 121-ФЗ, от 17.07.2009 № 163-ФЗ).

4. Совет Федерации в пятницу, на последнем в этом году заседании, ратифицировал Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. 10:51 25/12/2009. Москва, 25 дек - РИА Новости. Электронный ресурс: http://www.ria№.ru/. 28.12.2009.

00.19. Документ носит рамочный характер и заключен на неопределенный срок.

5. На сегодняшний день договор подписан не всеми государствами - членами СНГ, а только Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Российской Федерацией.

6. О внешней разведке: Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ. В ред. от 14.02.2007 г. Ст. 2. Деятельность, осуществляемая органами внешней разведки Российской Федерации посредством: 1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; 2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

7. Статья 9. Контрразведывательная деятельность. Контрразведывательная деятельность - деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

8. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1. Органов внутренних дел Российской Федерации. 2. Органов федеральной службы безопасности. 3. Федеральных органов государственной охраны. 4. Таможенных органов Российской Федерации. 5. Службы внешней разведки Российской Федерации. 6. Федеральной службы исполнения наказаний. 7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативноразыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах

1, 2, 4, 6-9 части первой настоящей статьи. (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

9. Статья 6. Оперативно-разыскные мероприятия. ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». № 144-ФЗ. Принят Государственной думой 5 июля 1995 года. (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 г. № 101-ФЗ, от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 05.01.1999 г.

№ 6-ФЗ, от 30.12.1999 г. № 225-ФЗ, от 20.03.2001 г. № 26-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.12.2005 г. № 150-ФЗ, от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ, от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ, от 29.04.2008 г. № 58-ФЗ, от 22.12.2008 г. № 272-ФЗ, от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ, от 26.12.2008 г. № 293-ФЗ). При осуществлении оперативно-разыскной деятельности проводятся 14 оперативно-разыскных мероприятий.

10. В действующем ФЗ «О противодействии терроризму» термин «финансирование» (ст. 3 ФЗ: финансирование и реализация террористического акта) упоминается один раз, вознаграждение - один раз (ст. 25 ФЗ: может выплачиваться денежное вознаграждение). Дополнить ст. 25 ФЗ «О противодействии терроризму» следующим словосочетанием: «или финансирование терроризма».

11. Росфинмониторинг провел за год более 15 тыс. финансовых расследований. 03.12.2010. Электронный ресурс: http://ifx.ru/default.asp. 13.02.2010. 12.41.

12. В новом приказе оговариваются сроки рассмотрения информаций и материалов, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в соответствии со ст.8 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Периодичность изучения дел оперативного учета (ДОУ) в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: а) полнота и законность принятых решения в части противодействия финансированию терроризма, б) анализ статистических данных о результатах ОРД, в части выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения преступлений, связанных с финансированием терроризма. Периодичность изучения дел оперативного учета (ДОУ) в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: а) полнота и законность принятых решения в части противодействия финансированию терроризма, б) анализ статистических данных о результатах ОРД, в части выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения преступлений, связанных с финансированием терроризма.

Список литературы

1. «Слово депутата». Выступление на пленарном

заседании 18 декабря 2009 года о ратификации Договора государств - участников СНГ о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Электронный ресурс: http://

ldpr.ru/press/ slovo_deputata/. 28.12.2009.

2. Электронный ресурс: http://www.fci№fo. ru/. 04.01.2010. 2049.

3. Доклад целевой группы по осуществлению

контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ).

Борьба с финансированием терроризма. ООН. Октябрь 2009г. Электронный ресурс:http://www.

u№.org/russia№/ terrorism/ tackli№g_the_fi№a№ci №g_of_terrorism.pdf. 11.01.2010.13.27.

4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; № 46, ст. 4537; 2002, № 19, ст. 1794; 2003, № 2, ст. 156; № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; 2006, № 11, ст. 1779; № 31, ст. 3452; 2007, № 28, ст. 3348; № 31, ст. 4008; № 50, ст. 6241), Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ. Принят Государственной думой 19 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.

5. Ст. 13 ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». № 144-ФЗ. Принят Государственной думой 5 июля 1995 года. (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 г. № 101-ФЗ, от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 05.01.1999 г. № 6-ФЗ, от 30.12.1999 г. № 225-ФЗ, от 20.03.2001 г. № 26-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.12.2005 г. № 150-ФЗ, от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ, от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ, от 29.04.2008 г. № 58-ФЗ, от 22.12.2008 г. № 272-ФЗ, от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ, от 26.12.2008 г. № 293-ФЗ).

6. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 27.07.2006 № 147-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 12.04.2007 № 51-ФЗ, от 19.07.2007 № 197-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 28.11.2007 № 275-ФЗ, от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 17.07.2009 № 163-ФЗ).

7. Паненков А.А. Назрела необходимость признания «Кавказского эмирата» под руководством Д. Умарова террористической организацией. Право и безопасность. № 4 (29). 2008. С. 76-79.

8. Модельный закон о противодействии финансированию терроризма. Принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление № 27-6 от 16 ноября 2006 года). Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств -участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 1). С. 254-281.

9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10. 2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму».

10. Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006. Под редакцией С.М. Иншакова. М. 2007.

11. Кудрявцев В.Н. Лекции по криминологии. М. Юристъ. 2005. С. 51.

PROBLEMS OF IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK TO COUNTER THE FINANCING OF TERRORISM

A.A. Panenkov

The article deals with the problems of improving the legal framework to combat terrorism financing and of developing international cooperation in this area. Concrete proposals are offered to improve existing laws and a legal framework is proposed for international cooperation in countering terrorism financing. An outline is presented of the new order of the Prosecutor General's Office dated Oct. 22, 2009, No. 339 «On organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation against terrorism» in terms of the financing of terrorism and of the order of the Attorney General dated 19.01.2010, No. 11 «On organization of prosecutorial supervision over the implementation of laws on countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and terrorist financing».

Keywords: elimination of the financial foundations of terrorist activities, channels and sources of financing of terrorism, combating terrorist financing, Task Force on Counter-Terrorism Implementation (TSGOKM) to combat terrorist financing, level of latency in the financing of terrorism in the Chechen Republic in 2009, forms for improving the countering of terrorism financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.