УДК 347.963
Ивкова Анна Владимировна
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва
АНАЛИЗ ПРОКУРОРОМ СОСТОЯНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Статья посвящена анализу состояния законности при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, терроризм, прокурорский надзор, банковская сфера.
В Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, утвержденной Указом Президента РФ от 11 июня 2005 г., указывается, что легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России на международной арене.
По мнению С.Ю. Журавлева, процессы легализации доходов от наркобизнеса и преступной деятельности приводят к ряду негативных последствий, среди которых: ошибки в экономической политике, нестабильность банковских ставок и курса обмена, снижение сбора налогов, неправильное распределение финансовых ресурсов, расширение коррупции, банкротства банковских институтов, расширение и укрепление экономической и технической базы организованной преступности, усиление ее защитных функций и иное [2].
Для правильной организации надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма прокурору необходимо представлять масштабы этого явления. Конечно, точную цифру легализуемых преступных доходов назвать вряд ли получится. Вместе с тем, учеными и правоохранителями с относительной долей вероятности даются оценки объемов отмываемых доходов.
Эксперты МВФ оценивают суммарный объем отмываемых преступных доходов в 2-5% от мирового ВВП, что составляет от 0,6 до 1,5 трлн. долл. в год [6]. По оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется порядка 2 трлн. руб. [3]. По данным Центрального банка РФ, масштабы фиктивных финансовых операций, которые проходят через банковскую систему России со-
ставляют 1,5-2 трлн. руб. в год, что эквивалентно 7-10% российского ВВП, потери консолидированного бюджета - 500-800 млрд. руб. в год [1].
Объем капитала, выведенного за рубеж, в 2012 году по данным Центрального банка РФ составил 39 млрд. долларов, за 9 месяцев 2013 года -около 22 млрд. долларов. Ежегодные объемы «обналиченных» через российскую банковскую систему денежных средств исчисляются сотнями миллиардов рублей [7]. Так, только за 30 календарных дней обналичивание составляет в среднем 50-80 млрд. руб. [1].
Особенностью преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, является высокий уровень латентности. Р.В. Жубрин отмечает, что «отмывание» - одно из самых неочевидных преступных посягательств. Даже при обнаружении сомнительной финансовой операции на сумму, превышающую 600 тыс. руб., данная операция считается только подозрительной, требует проверки денежных средств на предмет их преступного происхождения. Для этого нужно знать не только подозрительные операции, но и способы совершения легализации преступных доходов, а также документы, которые могут быть при этом использованы. Нередко работникам оперативно-розыскных служб, прокурорам и следователям этих знаний не хватает, из-за чего снижается эффективность выявления и расследования легализации преступных доходов [1]. Сравнение приведенных выше объемов легализуемых преступных доходов с количеством зарегистрированных преступлений свидетельствует о том, что большая часть преступлений не выявляется правоохранительными органами. Таким образом, количество зарегистрированных преступлений данной категории не отражает реальный уровень преступности.
Отметим также, что на количество регистрируемых преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, влияют результаты деятельности правоохранительных органов и изменения уголовного законодательства.
Анализ динамики зарегистрированных преступлений в рассматриваемой сфере свидетельствует о том, что общее количество зарегистрированных
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
© Ивкова А.В., 2014
преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, имеет тенденцию к снижению. Так, на территории Российской Федерации в 2013 году было зарегистрировано всего лишь 582 преступления, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (в 2012 году - 611).
По ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) в 2013 году правоохранительные органы зарегистрировали 210 преступлений, по ст. 174.1 УК (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) - 372 преступления.
В 2013 году, впервые, начиная с 2010 года, количество установленных преступных деяний, квалифицируемых по ст. 174-1 УК РФ, по сравнению с предыдущим годом возросло на 7,5 % (с 346 до 372). В то же время число выявленных преступных посягательств, предусмотренных ст. 174 УК РФ, уменьшилось на 20,8%, в связи с чем наблюдающаяся в последние годы тенденция к снижению общего количества регистрируемых преступлений, направленных на легализацию преступно нажитого имущества, не изменилась.
Наиболее криминализированной остается кредитно-финансовая сфера.
В рамках реализации надзорных функций Банком России и его территориальными учреждениями в 2013 году было завершено 1005 проверок кредитных организаций. Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рассматривались в 43% случаев всех завершенных плановых и внеплановых проверок кредитных организаций. В течение 2013 года территориальными учреждениями Банка России в отношении 415 кредитных организаций было возбуждено 1233 дела об административных правонарушениях, в том числе 457 дел в отношении должностных лиц, при этом 81 дело об административных правонарушениях было прекращено на этапе проведения расследования. В результате в течение 2013 года было завершено рассмотрение по 1146 делам об административных правонарушениях, по которым вынесено 290 постановлений о наложении штрафа (в том числе 57 постановлений в отношении должностных лиц кредитных организаций), 482 постановления о назначении предупреждений (в том числе 239 постановлений в отношении должностных лиц кредитных организаций) и 374 - о прекращении административных дел (в том числе 144 постановления в отношении должностных лиц кредитных организаций) [8].
В рамках реализации политики Банка России по предотвращению проведения через кредитные организации сомнительных операций, связанных
с обналичиванием денежных средств и выводом средств за границу, в 2013 году к 115 кредитным организациям были применены жесткие меры надзорного реагирования ограничительного/запретительного характера, направленные на прекращение таких операций [8]. В связи с допущенными нарушениями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2013 году Центральным банком РФ отозвано 8 лицензий, 54 банка по итогам мониторинга мега-регулятора прекратили проведение сомнительных операций [7].
К примеру, в 2013 году Банком России, Федеральной службой по финансовому мониторингу, ГУЭБиПК МВД России и другими правоохранительными органами пресечена деятельность теневой «обнальной» площадки, действовавшей на базе «Мастер-банка» в течение 2010-2013 гг. Данный банк фактически являлся «фабрикой» по предоставлению услуг обналичивания денежных средств, которую активно использовали как «теневики» со всей страны, так и непосредственно другие банки-посредники. Большинство юридических лиц - участников схемы - имели явные признаки фиктивности. В схеме были задействованы как тысячи банковских карт, открытых на подставных людей, так и тысячи реальных физических лиц, большинство из которых были готовы за небольшое вознаграждение участвовать в теневых схемах. Схема обналичивания реализовывалась посредством перечисления денежных средств заказчиков через счета ряда подконтрольных компаний с последующим зачислением их либо непосредственно на счета физических лиц в виде выдачи займов, либо на счета ряда брокерских компаний, которые в дальнейшем также осуществляли перевод денег в адрес физических лиц в качестве оплаты по договорам о брокерском обслуживании. Впоследствии деньги обналичивались. С каждой такой транзакции организаторы схемы взимали комиссию до 7%. В результате с использованием данной схемы было обналичено несколько миллиардов рублей [5].
Анализ состояния законности в сфере противодействия легализации преступных доходов свидетельствует о необходимости реализации прокурором надзорных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Несмотря на то, что проверки исполнения законодательства о противодействии легализации преступных доходов в прокуратурах субъектах проводятся часто, надзор за исполнением названного законодательства до настоящего времени не является приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры. Вместе с тем, результаты надзорной деятельности прокуроров сопоставимы
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
183
и даже выше результатов деятельности контрольно-надзорных органов в сфере противодействия легализации преступных доходов.
На фоне тенденции снижения выявленных прокурорами в 2013 году нарушений как в целом в сфере экономики, так и практически во всех ее отдельных сегментах [4], состояние законности в сфере противодействия легализации преступным доходам характеризуется увеличением нарушений закона, выявляемых прокурорами. Так, в анализируемой сфере в 2013 году прокурорами выявлено свыше 4,3 тыс. нарушений закона, в 2012 году выявлено свыше 3,3 тыс. нарушений закона. Увеличение количества выявленных нарушений вызвано как активизацией надзорной деятельности прокуроров в рассматриваемой сфере, так и широкой распространенностью нарушений законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.
В связи с ростом нарушений законодательства о противодействии легализации преступных доходов, увеличилось количество актов прокурорского реагирования. Отметим, что в 2013 году органами прокуратуры использовался весь арсенал правовых средств, предусмотренный законом. Так, по фактам нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2013 году прокурорами внесено 1258 представлений (2012 год - 920), направлено в суд 466 исков и заявлений (2012 год - 212). По требованиям прокуроров более 1,3 тыс. виновных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности (2012 год - более 1 тыс.).
Особое внимание уделялось прокурорами принятию профилактических мер, в связи с чем количество лиц, которым объявлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства о легализации преступных доходов увеличилось в 2,2 раза, предостережено о недопустимости нарушений закона 119 лиц (2012 год - 54).
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации преступных доходов в 2013 г. наблюдается не только увеличение активности органов прокуратуры Российской Федерации в выявлении нарушений закона, но и повышение результативности такой деятельности.
В структуре нарушений, выявляемых ежегодно прокурорами, большинство установлены в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, что свидетельствует о недостатках в деятельности контрольно-надзорных органов. Распространенности нарушений законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в кредитно-финансовой сфере способствуют
недостатки исполнения банками законодательства о противодействии легализации преступным доходам. Так, в деятельности кредитных организаций распространенный характер носят нарушения в части организации внутреннего контроля, при проведении процедуры идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, определении степени риска их деятельности. Банками не в полном объеме выполняются требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части обучения кадров, фиксирования и направления сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю и др.
Прокурорские проверки свидетельствуют, что контрольно-надзорными органами в сфере противодействия легализации преступных доходов не используется весь комплекс полномочий для выявления нарушений законов, имеет место низкое качество проверок соблюдения поднадзорными организациями законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов.
Количество ежегодно выявляемых прокурорами нарушений в сфере противодействия легализации преступным доходам свидетельствуют о необходимости постоянного анализа состояния законности в рассматриваемой сфере и активизации работы на данном направлении надзорной деятельности. Учитывая, что нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма носят распространенный характер, число выявленных прокурорами нарушений растет, а основные причины нарушений остаются нерешенными, предполагается, что данное направление прокурорской деятельности должно быть связано с устранением причин нарушений законов и носить упреждающий характер.
Библиографический список
1. Жубрин Р.В. Основы профилактики легализации преступных доходов: Дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2013. - 493 с.
2. Журавлев С.Ю. «Характеристика механизма криминальных доходов и подходы к анализу следов преступной деятельности» // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений МВД РФ с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты): сборник статей / под ред. В.М. Баранова. -Н. Новгород, 2005. - С. 678-679.
3. Совещание по вопросам исполнения поручений Президента Российской Федерации. 16.02.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru.
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
4. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2013 год: информационно-аналитическая записка / под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капинус. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2014. - 348 с.
5. Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.fedsfm.m/content/files/activity/annualreports/% D0%BF%D1o/o83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D 1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%
D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82_2013.pdf (дата обращения - 14.06.2014).
6. Тинзи В. Отмывание денег и международная финансовая система // рабочий документ МВФ. Май 1996 г. - № 96/55. - с. 3.
7. Финансовая безопасность. - 2014. - №4. -С. 8, 12.
8. Центральный банк Российской Федерации. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/archive/ root_get_blob.aspx?doc_id=9525 (дата обращения -21.06.2014).
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
185