Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ'

ТЕРРОРИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / взаимодействия / экономическая / политическая и социальная ситуация / борьба с экстремизмом и терроризмом / правоохранительные органы / радикальные течения / extremism / terrorism / interactions / economic / political and social situation / fight against extremism and terrorism / law enforcement agencies / radical movements

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канкулов Анзор Хусенович, Шерхов Рустам Русланович

Данная тема посвящена проблемным вопросам расследования, раскрытия и предотвращения разных видов преступления, в особенности касаемо террористических проявлений и взаимодействия структурных подразделений МВД, ФСБ, Росгвардии и т. д. по обеспечению общественной безопасности. Автор приводит статистические данные результатов работы в ходе совместной работы и пути решения этих вопросов, а также факторы, влияющие на привлечение в члены экстремистских организаций, позволяющими им достигать своих идеологических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Канкулов Анзор Хусенович, Шерхов Рустам Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorism, extremism and problematic issues of interaction between structural units

This topic is devoted to problematic issues of investigation, detection and prevention of various types of crime, especially with regard to terrorist manifestations and the interaction of structural units of the Ministry of Internal Affairs, the FSB, the National Guard, etc. to ensure public safety. The author provides statistical data on the results of work during joint work and ways to resolve these issues, as well as factors influencing the attraction of extremist organizations as members, allowing them to achieve their ideological goals.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_186

ТЕРРОРИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Terrorism, extremism and problematic issues of interaction between structural units

КАНКУЛОВ Анзор Хусенович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции.

360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123. E-mail: kankyl@mail.ru;

ШЕРХОВ Рустам Русланович,

кандидат юридических наук, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;

KANKULOV Anzor Khusenovich,

Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch)

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Law, police Lieutenant Colonel. 123 Malbakhova str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016. E-mail: kankyl@mail.ru;

SHERKHOV Rustam Ruslanovich,

Candidate of Law, FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: sherhov007@mail.ru

Краткая аннотация. Данная тема посвящена проблемным вопросам расследования, раскрытия и предотвращения разных видов преступления, в особенности касаемо террористических проявлений и взаимодействия структурных подразделений МВД, ФСБ, Росгвардии и т. д. по обеспечению общественной безопасности. Автор приводит статистические данные результатов работы в ходе совместной работы и пути решения этих вопросов, а также факторы, влияющие на привлечение в члены экстремистских организаций, позволяющими им достигать своих идеологических целей.

Abstract. This topic is devoted to problematic issues of investigation, detection and prevention of various types of crime, especially with regard to terrorist manifestations and the interaction of structural units of the Ministry of Internal Affairs, the FSB, the National Guard, etc. to ensure public safety. The author provides statistical data on the results of work during joint work and ways to resolve these issues, as well as factors influencing the attraction of extremist organizations as members, allowing them to achieve their ideological goals.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, взаимодействия, экономическая, политическая и социальная ситуация, борьба с экстремизмом и терроризмом, правоохранительные органы, радикальные течения.

Keywords: extremism, terrorism, interactions, economic, political and social situation, fight against extremism and terrorism, law enforcement agencies, radical movements.

Для цитирования: Канкулов А.Х., Шерхов Р.Р. Терроризм, экстремизм и проблемные вопросы взаимодействия структурных подразделений //Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 186-188. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_186.

For citation: Kankulov A.Kh., Sherkhov R.R. Terrorism, extremism and problematic issues of interaction of structural units // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 186-188. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_186.

Статья поступила в редакцию: 28.07.2023

В России существует сложная криминологическая ситуация, появляются все новые угрозы со стороны криминального мира, новые виды преступлений. Отмечается и повышение уровня террористической угрозы. Террористические акты, как правило, имеют серьезные последствия. Группировки не только постепенно расширяют географию своей активности, но и проявляют активность в интернете. Они привлекают новых членов, нанимают боевиков, получают финансирование, сотрудничают с ячейками, находящимися в разных точках мира. Все это можно делать удаленно, что затрудняет выявление и поимку преступников. Группировки часто децентрализованы и не имеют явного лидера, что также способствует усложнению борьбы с ними [10].

Российская Федерация — это одно из самых больших и политически развитых государств. На территории страны проживает 182 народа, каждый имеет не только собственный язык, но и уникальные этнические особенности и традиции. Нередко между представителями разных культур возникает непонимание, чем могут пользоваться экстремисты. Кроме этого, опасность терроризма плотно связана не только с этническим фактором, но и с такими факторами как экономика, политическая стабильность, идеология, культура. Стоит учитывать и особенности отдельно взятых регионов страны, преобладающий там менталитет.

Регионы развиваются неравномерно, в них хорошо заметны отличия на социально-экономическом уровне. Из-за этого могут вспыхивать различные конфликты, в том числе и межнациональные, территориальные. Еще одна причина обострения межнациональных отношений — мигранты. Увеличивается не только внутренняя миграция, но и ощутимый поток мигрантов из-за границы. Это нарушает существующий в регионах баланс между народами [10]. Могут возникать вспышки национализма, религиозного радикализма, ксенофобии, растет политическое напряжение, нередкими становятся проявления экстремизма и терроризма.

Экстремизм и терроризм — это достаточно близкие друг к другу понятия; точнее, одно вытекает из другого. Экстремизм является край-

Уголовно-правовые науки

ней формой любой радикальной идеи, а терроризм — инструментом достижения цели такой идеи. Чаще всего такие идеи возникают на фоне миграции, социального неравенства, большого количества религий. Чем выше уровень экстремизма в стране, тем опаснее он становится. Например, в некоторых регионах РФ существуют попытки расколоть население по национальному признаку, ущемление прав людей по религиозному признаку. Это приводит к дестабилизации социально-политической обстановки [10].

Экстремистские группировки подрывают общественную безопасность, нарушают мирное сосуществование представителей различных этносов. Члены экстремистских организаций пользуются любыми методами, позволяющими им достигать своих идеологических целей. Это могут быть следующие факторы:

• Этнические и социальные разногласия.

• Социально-экономические проблемы.

• Безработица.

• Религии.

• Ничем не занятая молодежь.

• Отсутствие стабильности в стране в какой-либо сфере.

• Различные политические интересы и движения.

Важную роль играют факторы, оказывающие влияние на общественность. Учитывать надо местные и региональные условия, уровень недовольства. Экстремисты не только активно изучают слабые места в общественных экономических сферах, но и пользуются достижениями технологий. Они пользуются религиозными постулатами, дают свою трактовку концессиям, что получает большую распространенность.

Среда, в которой существуют экстремистские движения, активно сливается с террористической деятельностью. Экстремисты получают финансирование от террористических организаций, выполняют их указания, могут действовать как внутри страны, так и вредить, находясь за границей. Из этого можно сделать вывод о том, что чем выше социальная напряженность, тем активнее начинают действовать радикальные группировки. Борьба с ними является одной из наиболее стратегически важных задач для правоохранительных органов РФ.

Для более эффективного результата разные ведомства должны активно сотрудничать, проводить совместные мероприятия. Должны подключаться и негосударственные институты противодействия экстремизму и терроризму.

Следует уделить повышенное внимание безопасности физических лиц, защитить объекты, которые могут вызывать у террористов интерес. Чаще всего это государственные органы, критически важные объекты для жизнеобеспечения граждан, например атомные станции, инфраструктура, места массового скопления людей. Органы местного самоуправления и государственные органы должны действовать сообща. В гражданском обществе должна формироваться прочная позиция, которая позволит проводить профилактику экстремизма, снижать вероятность возникновения межнациональных конфликтов [11].

Исследование данной проблемы в отдельных регионах РФ говорит о том, что население положительно отзывается о работе правоохранительных органов в данной сфере. Однако для того, чтобы правоохранители могли пользоваться дополнительными резервами, руководству страны потребуется выстроить грамотную стратегию противодействия террористам. Для этого прежде всего нужно создать условия, при которых органы ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и других ведомств смогут эффективно взаимодействовать между собой по общему вопросу. Это нужно для реализации распоряжений правительства РФ, контроля и усиления законодательных мер, принимаемых для противодействия экстремизму и терроризму [11].

Например уже приняты проекты федеральных законов № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу РФ 4 августа 2011 г.); № 301629-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (внесен 22 июня 2013 г.); № 307046-6 «О внесении изменения в ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (внесен 1 июля 2013 г.). Эти изменения помогут применять полный арсенал средств оперативно-розыскной деятельности к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, предусмотренных ст. 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ.

За счет этого удалось организовать межведомственную комиссию по противодействию экстремизму в РФ. Ее основной задачей является координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму.

Важную роль играет взаимодействие между различными ведомствами. Меры должны быть приняты не только центральным аппаратом МВД, но и руководителями более мелких подразделений, которые занимаются противодействием терроризму и экстремизму. Это относится ко всем службам, чья деятельность так или иначе связана с данным вопросом [9]. Большая надежда возлагается на региональные центры противодействия экстремизму (ЦПЭ), так как они часто решают вопросы, связанные с совместной работой разных министерств. Это совместная работа не только отдельно взятых отделов, но и главков, разных ведомств, комиссий, включая и те, что находятся в разных регионах.

ЦПЭ сотрудничают с территориальными органами различных ведомств, например, ФСБ России, Следственного комитета РФ по субъектам РФ. Это могут быть управления или отделы, что дает положительные результаты в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризмом. Важным результатом такого сотрудничества стало повышение раскрываемости преступлений в данной сфере, а также их предотвращение. Например, в 2013 году раскрываемость повысилась на 28,7 %. Положительная динамика стала возможной за счет своевременного реагирования и качественного мониторинга, грамотного расследования таких дел, расширения профилактической деятельности.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что за счет совместной работы разных ведомств и целенаправленной работы ЦПЭ

можно существенно улучшить оперативную обстановку, касающуюся общественной безопасности. Совместная работа МВД и других ведомств, своевременное и грамотное реагирование на опасные проявления экстремизма и терроризма позволит если не изжить эти явления полностью, то значительно снизить их активность, нормализовать общественную безопасность в стране.

Важную роль играет и экономическая, политическая и социальная ситуация, поэтому совместные усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом должны принимать не только правоохранительные органы, но и в целом руководство страны, устраняя причины, из-за которых радикальные течения появляются.

Библиография:

1. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. // Рос. газ. 2006. 10 марта. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:

01.07.2023).

2. Указ Президента РФ от 23.09.1999 № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» // Рос. газ. № 59. 03.04.2002. «СПС КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2023).

3. Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» // Собрание законодательства РФ. 18.06.2012. № 25. ст. 3315 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2023).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» //Рос. газ. № 35. 17.02.2012. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2023).

5. Официальный интернет-сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosguard. gov.ru/ (дата обращения 07.07.2023).

6. Сайт Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL: https://www.cisatc.org/135/154/249 (дата обращения 07.07.2023).

7. Сайт Контртеррористического управления ООН [Электронный ресурс]. URL: https://documents-ddsnv.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/504/90/PDF/N0550490.Ddf7QDenElement (дата обращения 07.07.2023).

8. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://Dublication.Dravo.gov.ru/Document/View/ (дата обращения

08.07.2023).

9. Коммерсантъ. Военная операция на Украине [Электронный ресурс]. URL: // https://www.kommersant.ru/doc/5348515 (дата обращения 07.07.2023).

10. Абазов И.С., Воскобоев А.И. Экстремизм и терроризм как продукты глобализации // Евразийский юридический журнал. 2021. № 8 (159). С. 214-216

11. Антонова Е.Ю. Использование цифровых технологий при совершении преступлений террористической направленности: проблемы противодействия // В сборнике: Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти т. / Под ред. И.Р. Бегишева [и др.]. Казань, 2022. С. 6-15.

11. Абазов И.С., Магомедов М.Н. Роль международных институтов в противодействии современному терроризму // Евразийский юридический журнал. 2022. № 8 (171). С. 393-394.

12. Агеев В.В. Большие данные и искусственный интеллект на службе полиции // В сборнике: Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. за вып. В.О. Лапин. 2019. С. 11 -23.

References:

1. Federal Law of the Russian Federation "On Countering Terrorism" of March 6, 2006 // Russian Gas. 2006. March 10. SPS "ConsultantPlus" (date of application:

01.07.2023).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 23.09.1999 No. 1255c "On measures to improve the effectiveness of counter-terrorism operations in the North Caucasus region of the Russian Federation" // Russian Gas. No. 59. 03.04.2002. "SPS ConsultantPlus" (date of application: 01.07.2023).

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 851 dated 06/14/2012 "On the procedure for establishing levels of terrorist danger, providing for the adoption of additional measures to ensure the security of the individual, society and the state" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 06/18/2012. No. 25. Article 3315 of the SPS "ConsultantPlus" (date of appeal: 07.07.2023).

4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 09.02.2012 No. 1 "On some issues of judicial practice in criminal cases of crimes of a terrorist orientation" //Russian Gas. No. 35. 17.02.2012. SPS "ConsultantPlus" (date of application: 07.07.2023).

5. The official website of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://rosguard . gov.ru / (accessed

07.07.2023).

6. Website of the Anti-Terrorist Center of the member States of the Commonwealth of Independent States [Electronic resource]. URL: https://www.cisatc.org/135/154/249 (accessed 07.07.2023).

7. Website of the UN Counter-Terrorism Office [Electronic resource]. URL: https://documents-ddsnv.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/504/90/PDF/N0550490.Ddf7QDenElement (accessed 07.07.2023).

8. Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://Dublication.Dravo.gov.ru/Document/View / (accessed 08.07.2023).

9. Kommersant. Military operation in Ukraine [Electronic resource]. URL: // https://www.kommersant.ru/doc/5348515 (accessed 07.07.2023).

10. Abazov I.S., Voskoboev A.I. Extremism and terrorism as products of globalization // Eurasian Legal Journal. 2021. No. 8 (159). pp. 214-216

11. Antonova E.Yu. The use of digital technologies in the commission of terrorist crimes: problems of counteraction // In the collection: Digital Technologies and Law. Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. In 6 vols. / Edited by I.R. Begishev [et al.]. Kazan, 2022. pp. 6-15.

11. Abazov I.S., Magomedov M.N. The role of international institutions in countering modern terrorism // Eurasian Legal Journal. 2022. No. 8 (171). pp. 393-394.

12. Ageev V.V. Big data and artificial intelligence in the police service // In the collection: Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference / Rev. for issue V.O. Lapin. 2019. pp. 11-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.