DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_155
КАНАЛЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ CHANNELS FOR FINANCING EXTREMIST AND TERRORIST ACTIVITIES, PROBLEMS OF IDENTIFICATION AND SUPPRESSION
КАНКУЛОВ Анзор Хусенович,
доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях
Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции. 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123. E-mail: kankyl@mail.ru;
ЗАХРЯПИН Роман Игоревич,
старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета ВЮИ ФСИН России, майор внутренней службы.
600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, Большая Нижегородская ул., 67е. E-mail: zahr@mail.ru;
Kankulov Anzor Khusenovich,
Associate Professor of the Department of Activities of Internal Affairs Bodies in Special Conditions
of the North Caucasus Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police lieutenant colonel. 123 Malbakhova str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016. E-mail: kankyl@mail.ru;
Zakhryapin Roman Igorevich,
senior lecturer of the Department of Regime Organization and Supervision, Faculty of Law, VYuI FSIN of Russia, Major of Internal Service. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: zahr@mail.ru
Краткая аннотация. Статья посвящена проблемам выявления и пресечения каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности. Важным моментом является то, что деньги получены незаконным путем, однако привлечь к ответственности такую компанию уже нельзя по причине ее ликвидации. Автором изучены новые схемы реализации, обналичивания и применения инновационных технологии для решения своих преступных целей. Приводится методика противодействия терроризму, различные способы аналитической работы с информацией, предоставляемой банковской структурой.
Abstract. The article is devoted to the problems of identifying and suppressing channels of financing extremist and terrorist activities. The important point is that the money was obtained illegally, but it is no longer possible to hold such a company accountable due to its liquidation. The author has studied new schemes for the implementation, cashing out and application of innovative technologies to solve their criminal goals. A methodology for countering terrorism and various methods of analytical work with information provided by the banking structure are presented.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, преступление, методика, информация, технологии, радикальное течение, выявление, пресечение.
Keywords: terrorism, extremism, crime, methodology, information, technology, radical trend, detection, suppression.
Для цитирования: Канкулов А.Х., Захряпин Р.И. Каналы финансирования экстремистской и террористической деятельности, проблемы выявления и пресечения // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 155-157. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_155.
For citation: Kankulov A.Kh., Zakhryapin R.I. Channels for financing extremist and terrorist activities, problems of identification and suppression // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 155-157. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_155.
Статья поступила в редакцию: 20.07.2023
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег провела ряд исследований, которые позволили внимательно изучить структуру финансирования экстремистских и террористических ячеек. Не секрет, что террористы стараются легализовать получение средств под видом хозяйственных и коммерческих сделок. Для того чтобы выявить подобные операции, необходимо провести серьезный анализ экономической информации. Для эффективной борьбы с преступлениями в финансовой сфере не потребуется разработка методических материалов, пригодных для сотрудников правоохранительных органов [10]. Потребуется научиться выявлять преступления, совершенные под видом легальных сделок, но на самом деле отправляющих средства на осуществление террористической деятельности.
Важно, чтобы методика позволяла выявить общественно опасную деятельность, установить признаки преступления, его особенности, позволяла избежать сложностей, которые испытывает государственный аппарат при поиске доказательств. Были проведены опросы среди сотрудников ЭБ и ПК, а также МВД. Они показали, что террористические организации редко пользуются наличными средствами: в основном они совершают сделки безналичным расчетом. Он занимает около 80% всех транзакций. Кроме этого, сотрудники сказали, что 70% денежных средств террористические организации получают нелегально, используя теневые секторы экономики.
Официальная статистика за 2022 год показывает, что было раскрыто 117 000 дел по экономическим преступлениям, общий материальный ущерб по ним около 642 млрд. руб. Среди составов — тяжкие и особо тяжкие преступления экономической направленности: они составили около 57,8% от общего числа. Процентный показатель достаточно высокий, что говорит о том, что перед сотрудниками оперативных отделов ЭБ и ПК и органов МВД встает дополнительная задача по проверке, куда именно были направлены средства, полученные незаконным путем. Достаточно часто оказывается, что они идут на реализацию экстремистских и террористических целей.
Если правоохранители будут знать то, какими путями денежные потоки перемещаются и попадают к террористам, они смогут перекрыть поступление денежных средств террористическим организациям, что также является эффективной мерой противодействия. Для получения необходимых средств достаточно часто используют создание однодневных фирм, которые после совершения сделки прекращают свое существование. Эти фирмы помогают обналичить средства или, наоборот, переводить их в безнал. Важным моментом является то, что такие деньги получены незаконным путем, однако привлечь к ответственности такую компанию уже нельзя по причине ее ликвидации.
Лица, которым принадлежит фирма-однодневка, как правило, ранее коммерческой деятельностью не занимались. У фирмы нулевая
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)
отчетность, что говорит о том, что никакую коммерческую деятельность она не ведет. Чаще всего сама компания регистрируется на подставных лиц: это могут быть маргиналы, лица без определенного места жительства, но имеющие паспорт, нарко- и алкозависимые. Документы компании формируются на их имя, затем по документам проводится, что фирма продала какой-либо товар или оказала услугу. Это позволяет переводить денежные средства, производить расчеты, обналичивать деньги. Иногда, чтобы запутать следы, применяется цепочка таких организаций, а затем деньги обналичивают уже через разные счета нескольких физических лиц.
Разберемся, зачем преступники усложняют себе жизнь, создавая однодневные фирмы. Дело в том, что обналичить средства, используя счета физических лиц, нельзя. Это сложно сделать и через иностранные терминалы: у правоохранителей сразу возникнут вопросы о происхождении денег у данного гражданина. Создавая фирму на короткий срок, преступники создают видимость легальных оборотов денежных средств. Проверить в действительности, оказывает компания какие-либо услуги или нет, достаточно сложно, на это требуется время и сотрудничество разных ведомств, например, МВД и налоговой инспекции. Для сокрытия действий такие фирмы либо ликвидируются через непродолжительное время, либо сливаются с крупными компаниями, которые их покупают. Современные средства связи позволяют преступникам использовать и другие способы сокрытия сделок, кроме этого, они могут расплачиваться криптовалютами. При проведении сделки через интернет отследить денежный поток труднее. Лица, через которых происходит обналичивание средств, стараются запутать следственные органы, по тому схемы становятся все более сложными. Это достаточно важная проблема, так как террористические организации для своей деятельности требуют большого финансового потока [8]. Наличные деньги вообще невозможно отследить, поэтому чаще всего именно их используют для оплаты незаконных сделок, например, покупки оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств. Безналичные счета могут использоваться для оплаты наемникам, диверсантам.
Стоит отметить, что террористы научились фальсифицировать и данные якобы работающих у них в фирме-однодневке сотрудников. В организации могут работать люди, которые на самом деле не имеют к ней никакого отношения. Это так называемые «мертвые души». На расчетные счета этих людей поступают определенные суммы как зарплата, после этого при помощи разнообразных онлайн-сервисов «сотрудники» переводят деньги уже террористам. Если изучить расчетные счета фирм-однодневок, можно обнаружить признаки преступления, соответствующие п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Если обратить внимание на работу банков, то они признают сомнительными только те сделки, которые явно имеют выраженные признаки ч. 1 ст. 6, при этом сумма транзакции превышает 600 000 рублей. Применяемая сегодня методология подразумевает плотное взаимодействие разных органов власти, например, оперативно-розыскных отделов и органов ФСБ, а также негосударственных организаций, таких как банки. Только соблюдая эти условия, можно добиться эффективных результатов по нейтрализации активов террористических организаций.
Информационное взаимодействие между разными структурами играет ключевую роль в расследовании не только нелегального финансового оборота, но и преступлений, связанных с финансированием террористических организаций и их деятельностью. Многие преступления замаскированы под легальную деятельность коммерсантов, что значительно усложняет их выявление и расследование.
Установить, что сделка осуществлена незаконно, можно только при проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. С одной стороны будет выступать фирма-однодневка, а с другой — созданные для сокрытия и отмывания денежных средств инструменты, при помощи которых деньги можно «отмыть» или обналичить. Важную роль играет информация, сообщаемая банками, через которые проводятся подобные транзакции, однако банки не в состоянии проверить реальную деятельность фирмы, наличия в ней реальных сотрудников. Но такие организации могут передать информацию о расчетных операциях, суммах, лицевых считать контрагентов и самой фирмы.
Если будет прослеживаться закономерность, правоохранительным органам стоит обратить внимание на такие фирмы, сверить данные из налоговой, чтобы понять, какая у фирмы отчетность. Такая методика подразумевает не только поисковую работу, проводимую органами следствия, но и применение полученных данных для проведения дополнительных ОРМ. При целенаправленном отслеживании деятельности таких компаний можно будет легко обнаружить признаки преступления, внимательно изучить транзакции фирмы, которые в любом случае будут отражаться на ее банковском счете. Рассматривая способы маскировки, стоит помнить о том, что чаще всего к тому моменту, как правоохранительные органы обращают внимание на деятельность такой компании, она уже прекращает свое существование. Потенциальные свидетели также могут быть уничтожены преступниками [7].
При помощи предложенной методики можно выявить фирмы, которые используются в незаконных схемах. К основной особенности методики можно отнести применение регистрационных сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Чаще всего такие компании создаются либо на реальных людей, но имеющих низкую моральную позицию, это могут быть алкоголики или наркоманы, либо используются ранее утерянные паспорта или паспорта уже умерших лиц. Важно установить учредителя такой фирмы, проверить его личные данные. Если будет выявлено, что организация работает по документам, оформленным, например, на мертвого, станет очевидным, что она создана исключительно для проведения незаконных транзакций. Для того чтобы установить этот момент, потребуется изучить реестр юридических лиц и ИП, и установить факт регистрации. Потребуется изучить следующую информацию: данные о юрлице и ИП; использовать систему «Российский паспорт».
Потребуется сверить данные из этих двух источников. Это поможет установить факты регистрации фирмы по подложенным паспортам. Такие предприятия могут иметь регистрацию в любой точке страны, однако обнаружения расчетов, проводимых фирмой-однодневкой, недостаточно для раскрытия преступления. Потребуется доказать, что проведенная хозяйственная операция была фиктивной.
Существует несколько способов использования данной методики и применения ее результатов на практике: применение выжидательной тактики; опережение преступников.
Если использовать первый вариант, после выявления подложной фирмы потребуется зафиксировать личность, по инициативе которой была создана фирма-однодневка. Никаких действий не предпринимается до того, как преступная группировка не осуществит каких-либо действий. Потребуется установить, какую роль уже внесенное в протокол лицо играло в преступной схеме. Если рассматривать второй вариант оперативной работы, чтобы его реализовать, потребуется дополнительный оперативный ресурс. Однако именно этот вариант можно считать максимально эффективным, так как преступники рискуют потерять свои деньги и не осуществить задуманное [23]. Данная форма реализации требует установления состава преступления, состава преступной группы, способа совершения преступления. Однозначно это требует больше усилий, придется задействовать увеличенное количество сотрудников. Нужно установить личность реального создателя компании, а не то лицо, на которое она зарегистрирована. Потребуется установить связи данной фирмы с другими участниками сделок. Для этого проводят как гласные, так и негласные ОРМ. Например, потребуется наводить справки, проводить наблюдение, исследовать документы, установку личности, контролировать телефонные разговоры и почтовое сообщение, проверять информацию из электронных источников, снимать информацию с технических каналов связи и т.д.
Рассматриваемая методика относится к усеченным методикам оперативно-экономического анализа. После того как предполагаемый криминальный объект будет выбран, при помощи внешней статистической информации потребуется проанализировать аналитический учет банковской и коммерческой документации фирмы. Однако он не проводится на стадии оперативной разработки без проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации. Согласно данной методике, для противодействия терроризму потребуется тесное взаимодействие разных субъектов. Потребуется проводить полный перечень оперативно-розыскных мероприятий, необходимых для расследования финансирования террористических организаций, использовать различные способы аналитической работы с информацией, предоставляемой банковской структурой, выявляя наличие следов, указывающих на осуществление преступной деятельности, соблюдение рекомендаций по проведению судебно-экономических экспертиз и применению специальных экономических познаний. Вместе с тем из-за слабо контролируемых потоков переселенцев и мигрантов, а также всемирной глобализации, происходящей в том числе и в экономических процессах, в Российской Федерации наблюдается рост криминала. Это связано и с такими факторами как возникновение противоречий между этносами, разницы в их культуре и взглядах. Интеграция в мировое сообщество не может иметь только положительные стороны, вместе с ними РФ получает и ряд проблем, которые требуют оперативного решения.
Информация в современном мире стала легкодоступной, в том числе информационные технологии позволяют получить доступ ко многим инструментам, которые раньше не были доступны (например, счета граждан, работа государственных органов). Террористы и экстремисты стараются воспользоваться такой возможностью для достижения своих политических целей и нанесения вреда Российской Федерации. Интернет помогает им не только получить доступ к определенным ресурсам, но и искать соратников, вербовать граждан, распространять свои идеи.
Государство принимает разнообразные меры противодействия, однако у правоохранительных органов нет полноценных возможностей на сто процентов пресекать действия террористов, а также проводить профилактику среди населения. В данном случае речь идет не о какой-то определенной группировке или основному экстремистскому течению — исламскому фундаментализму, на борьбу с которым брошено много сил, но и с другими проявлениями радикальных течений, которые могут угрожать правам человека, стабильности страны.
Стоит отметить, что радикальные течения не всегда имеют религиозный характер, это могут быть и различные этнические и политические группировки. Они могут значительно угрожать общественной безопасности, особенно если учесть, что в стране пока не был достигнут высокий уровень противодействия террористам как таковой.
Библиография:
1. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. // Рос. газ. 2006. 10 марта. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2023).
2. Указ Президента РФ от 23.09.1999 № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» // Рос. газ. № 59. 03.04.2002. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.07.2023).
3. Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» // СЗ РФ. 18.06.2012. № 25. ст. 3315 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2023).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Рос. газ. № 35. 17.02.2012. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2023).
5. Официальный интернет-сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosguard. gov.ru/ (дата обращения 07.07.2023).
6. Сайт Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL: https://www.cisatc.org/135/154/249 (дата обращения 07.07.2023).
7. Антонова Е.Ю. Использование цифровых технологий при совершении преступлений террористической направленности: проблемы противодействия // В сборнике: Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти т. / Под ред. И.Р. Бегишева [и др.]. Казань, 2022. С. 6-15.
8. Прудникова К.К., Бондаренко Н.А. Терроризм в эпоху информационных технологий // Уральский журнал правовых исследований. 2022. № 2 (19). С. 74-80.
9. Тарчоков Б.А. Современный терроризм. Новые угрозы в условиях глобализации // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 118-120.
10. Чернядьева Н.А. Современное состояние и тенденции развития международно-правовой борьбы с терроризмом: дис. ... докт.. юрид. наук: 12.00.10: М., 2018. 533 с. [Электронный ресурс]. URL: https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Chernyadeva/ (дата обращения 07.07.2023).
References:
1. Federal Law of the Russian Federation "On Countering Terrorism" of March 6, 2006 // Russian Gas. 2006. March 10. SPS "ConsultantPlus" (date of application: 01.07.2023).
2. Decree of the President of the Russian Federation dated 23.09.1999 No. 1255c "On measures to improve the effectiveness of counter-terrorism operations in the North Caucasus region of the Russian Federation" // Russian Gas. No. 59. 03.04.2002. SPS "ConsultantPlus" (date of application: 01.07.2023).
3. Decree of the President of the Russian Federation No. 851 dated 06/14/2012 "On the procedure for establishing levels of terrorist danger, providing for the adoption of additional measures to ensure the security of the individual, society and the state" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 06/18/2012. No. 25. Article 3315 of the SPS "ConsultantPlus" (date of appeal: 07.07.2023).
4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 1 of 09.02.2012 "On some issues of judicial practice in criminal cases of crimes of a terrorist orientation" // Russian Gas. No. 35. 17.02.2012. SPS "ConsultantPlus" (date of application: 07.07.2023).
5. The official website of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://rosguard . gov.ru / (accessed 07.07.2023).
6. Website of the Anti-Terrorist Center of the member States of the Commonwealth of Independent States [Electronic resource]. URL: https://www.cisatc.org/135/154/249 (accessed 07.07.2023).
7. Antonova E.Yu. The use of digital technologies in the commission of terrorist crimes: problems of counteraction // In the collection: Digital Technologies and Law. Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. In 6 vols. / Edited by I.R. Begishev [et al.]. Kazan, 2022. pp. 6-15.
8. Prudnikova K.K., Bondarenko N.A. Terrorism in the era of information technologies // Ural Journal of Legal Studies. 2022. No. 2 (19). pp. 74-80.
9. Tarchokov B.A. Modern terrorism. New threats in the context of globalization // Public service and personnel. 2020. No. 3. pp. 118-120.
10. Chernyadyeva N.A. The current state and trends in the development of the international legal fight against terrorism: dis. ... doct.. jurid. sciences': 12.00.10: Moscow, 2018. 533 p. [Electronic resource]. URL: https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Chernyadeva / (accessed 07.07.2023).