Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ануфриева К. Ю., Еманова С. С.

Статья посвященапроблеме противодействия финансирования терроризма, выступающего серьезной угрозой как отдельного государства, так и международного пространства. Обозначена тенденция возрастающего количества преступлений террористической и экстремисткой направленности. Раскрыты текущие меры, направленные на пресечение деятельности деструктивных группировок. Авторами подчеркивается значимость актуализации разрабатываемых способов согласно современным условиям, устранения существующих уязвимостей, усиления координации на международном уровне, что будет благоприятствовать построению эффективной национальной системы противодействия финансирования терроризма. Проведенный в ходе исследования анализ позволил подтвердить трансформацию как самих преступлений террористического характера, психологии террористов, так и изменение способов, каналов финансирования своей деятельности. Отмечена высокая роль информационно-коммуникационных технологий в ресурсном обеспечении группировок. Авторами сделан вывод о необходимости совершенствования комплекса мер противодействия терроризму и его финансированию. Цель работы заключается в определении ключевых положений методики пресечения финансирования терроризма, выявлении их уязвимостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF COUNTERING THE FINANCING OF TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the problem of combating the financing of terrorism, which is a serious threat to both an individual state and the international space. The trend of an increasing number of terrorist and extremist crimes is indicated. The current measures aimed at suppressing the activities of destructive groups are disclosed. The authors emphasize the importance of updating the developed methods in accordance with modern conditions, eliminating existing vulnerabilities, strengthening coordination at the international level, which will favor the construction of an effective national system for combating the financing of terrorism. The analysis carried out during the study made it possible to confirm the transformation of both the crimes of a terrorist nature, the psychology of terrorists, and the change in the ways and channels of financing their activities. The high role of information and communication technologies in the resource provision of groups was noted. The authors concluded that it is necessary to improve the complex of measures to counter terrorism and its financing. The purpose of the work is to determine the key provisions of the methodology for suppressing the financing of terrorism, identifying their vulnerabilities.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ануфриева К.Ю.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected] Еманова С. С.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected] Научный руководитель: Гребенкина С.А., к.э.н.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвященапроблеме противодействия финансирования терроризма, выступающего серьезной угрозой как отдельного государства, так и международного пространства. Обозначена тенденция возрастающего количества преступлений террористической и экстремисткой направленности. Раскрыты текущие меры, направленные на пресечение деятельности деструктивных группировок. Авторами подчеркивается значимость актуализации разрабатываемых способов согласно современным условиям, устранения существующих уязвимостей, усиления координации на международном уровне, что будет благоприятствовать построению эффективной национальной системы противодействия финансирования терроризма. Проведенный в ходе исследования анализ позволил подтвердить трансформацию как самих преступлений террористического характера, психологии террористов, так и изменение способов, каналов финансирования своей деятельности. Отмечена высокая роль информационно-коммуникационных технологий в ресурсном обеспечении группировок. Авторами сделан вывод о необходимости совершенствования комплекса мер противодействия терроризму и его финансированию. Цель работы заключается в определении ключевых положений методики пресечения финансирования терроризма, выявлении их уязвимостей.

Ключевые слова: финансирование терроризма, терроризм, экстремизм, отмывание денег, противодействие финансированию терроризму

ISSUES OF COUNTERING THE FINANCING OF TERRORISM IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Anufrieva K. Y.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] Emanova S.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected] Grebenkina S.A., Candidate of Economic Sciences

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the problem of combating the financing of terrorism, which is a serious threat to both an individual state and the international space. The trend of an increasing number of terrorist and extremist crimes is indicated. The current measures aimed at suppressing the activities of destructive groups are disclosed. The authors emphasize the importance of updating the developed methods in accordance with modern conditions, eliminating existing vulnerabilities, strengthening coordination at the international level, which will favor the

construction of an effective national system for combating the financing of terrorism. The analysis carried out during the study made it possible to confirm the transformation of both the crimes of a terrorist nature, the psychology of terrorists, and the change in the ways and channels of financing their activities. The high role of information and communication technologies in the resource provision of groups was noted. The authors concluded that it is necessary to improve the complex of measures to counter terrorism and its financing. The purpose of the work is to determine the key provisions of the methodology for suppressing the financing of terrorism, identifying their vulnerabilities.

Key words:financing of terrorism, terrorism, extremism, money laundering, countering the financing of terrorism

1.ВВЕДЕНИЕ

Современные условия развития обуславливают возникновение новых вызов и угроз безопасности мира, отдельного государства, личности. Усиление напряженности между отдельными странами, оппозиционными структурами обуславливает особую актуальность проблем экстремистской и террористической направленности,

использующихся в последнее время в

качестве инструмента разрешения политических и иных разногласий.

Стоит отметить, что экстремизм и терроризм - явления не новые, но со временем происходит трансформация методов и х реализации, как и способов их финансирования, затрудняя выявление и пресечение подобного рода преступлений. Это подтверждают данные статистики, представленные на рисунке 1.

Динамика преступлений террористической направленности в Российской Федерации за 2017 - 2020 годы

штук

2500

2000 1500

1000

500 -

0 -

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Рис. 1. Динамика преступлений террористической направленности в Российской

Федерации за 2016 - 2020 годы [4]

Так, в Российской Федерации за 20172020 годы наблюдается динамика роста уголовных преступлений,

предусмотренных статьями 205, 206, 207, 208, 361 УК РФ(увеличение в 2020 году составило более 20% по сравнению с 2017 годом). Безусловно, данный факт отчасти был обусловлен пандемией. В условиях кризиса, вызванного Соу1ё 19, перевода большей части сотрудников на удаленную работу, расширились возможности

неправомерного использования ресурсов для финансирования терроризма и экстремизма.[7]

Значимость противодействия данному деструктивному явлению отражена в отечественных нормативно-правовых актах. В Указе Президента РФ от 02.07.2021 г.№ 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указе Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии

экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»проблема противодействия

терроризму и его финансированию прописана в качестве приоритетных целей и задач, направленных на предупреждение и пресечение деятельности

террористических и экстремистских сообществ, а также террористов. [5, 6] Это касается и попыток совершения актов ядерного, химического и биологического терроризма. Помимо прочего, сюда можно отнести предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникативных технологий играющих особую роль в предоставлениисредств для террористической деятельности.

Осознавая всю полноту опасности, которую несут терроризм и экстремизм, государству и обществу в целом следует формулировать и реализовывать политику выявления и противодействия данным явлениям, актуализируя применяемые меры к быстро меняющимся современным условиям. Для эффективного пресечения преступной деятельности необходимо делать упор на «перекрытие» каналов ее финансирования, что обусловлено наблюдающейся тенденциеймодернизации традиционных методов обеспечения террористической деятельностии ростом его материально-технической

оснащенности. Террористические

организации научились пользоваться не только нелегальными способами финансирования, но и законными источниками, обнаруживая их уязвимости и слабые места. Усиление роли информационных технологий

обуславливает необходимость разработки мер оперативного реагирования, использования передовых средств выявления и пресечения методов финансирования преступлений.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первостепенное значение в

противодействии террористической

деятельности имеет выявление и устранение источников спонсирования деструктивных организаций, что позволяет минимизировать последствия действий

террористических и экстремистских группировок. Из этого следует, что повышение эффективности системы обнаружения и пресечения источников финансирования терроризма - ключ к устранению террористической

деятельности в обществе.

Следует отметить, что источники финансирования терроризма чрезвычайно разнообразны, они бывают как законные, так и незаконные. Это может быть контрабанда наличных средств с использованием курьеров, альтернативные системы перевода денежных средств, например «Хавала». Данная система сформировалась в Индостане, «Хавала» существует и работает вне традиционной банковской системы, таким образом, это неформальный способ перевода денег без фактического перемещения физических денег. Также лица, финансирующие террористическую деятельность, могут использовать предварительно оплаченные карты, виртуальные валюты и, конечно же, официальные банковские каналы.

Для эффективного выявления противоправной деятельности также необходимо проводить идентификацию клиентов, проверять операции на предмет подозрительности, не сводя эти процедуры к обычному формализму.Есть требования, устанавливающие правила идентификации клиентов, уполномоченных лиц клиента, выгодоприобретателей и т.д. с целью узаконивания (отмывания) доходов, приобретенных криминальным методом, и выделения финансовых средств

террористической деятельности, и подлежат применению:

- организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;

- индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют куплю-продажу драгметаллов и драгоценных камней, а также ювелирных изделий из них, и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Требования, касающиеся

идентификации клиентов, аналогичным образом распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, которые осуществляют коммерческую деятельность в сфере оказания правовых либо услуг бухгалтерского учета.

Чтобы провести идентификацию клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, организации и индивидуальные предприниматели (ИП) могут требовать, чтобы клиент, его уполномоченное лицо предоставляли сведения и документы, предусмотренные Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут принимать меры по отношению к клиентам. Они это могут делать тогда, когда клиент не предоставляет документы, которые необходимы для того, чтобы провести идентификацию самого клиента, его представителя, а также

выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

Также организации и ИП могут привлечь третьих лиц, чтобы собрать сведения и документы. Для этого им необходим агентский договор или договор поручения. Данные сведения и документы нужны им для того, чтобы идентифицировать клиентов, их представителей, а также

выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. В таком случае организация или ИП проводит идентификацию самостоятельно.

Помимо идентификации, в целях противодействия терроризму особая роль принадлежит реализации принципа неотвратимости наказания за его финансирование, т.е. каждый человек должен нести наказание за содеянное. Осуществление данного принципа в РФ выполняют следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и

финансированию терроризма». Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, а также финансированию терроризма [8];

- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, заключенная 09.12.1999 в Нью-Йорке. Данная конвенция ориентирована на установление в странах-участниках правовой ответственности за деяния, связанные с предоставлением финансов террористической деятельности [2]. Помимо этого, оказание государствами обоюдной правовой поддержки в рамках противодействия террористической угрозе. Также данный документ говорит о том, что страны-участники должны принимать все необходимые меры по установлениюи блокированию активов. Но только тех, которые используются с целью совершения деятельности, связанной с терроризмом;

- Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом [9].

Но стоит отметить, что создание одной правовой базы не решает проблему полностью, так как, несмотря на наличие юридической ответственности за финансирование терроризма,

преступления продолжают

осуществляться. Чтобы вычислить преступников, финансовой разведке необходимо иметь всю важную информацию, которая поможет «выйти на след» правонарушителей. Конечно, стоит принять во внимание тот факт, что существуют так называемые признаки «подозрительных операций», опираясь на которые можно установить факты

финансирования терроризма. Но зачастую это не помогает на практике, так как преступники постоянно ищут новые способы скрыть содеянное. Как уже было сказано ранее, терроризм - проблема глобальная, т.е. носит международный характер, государство зачастую не может самостоятельно выявить деятельность террористов и их инвесторов, это существенно препятствует эффективному выявлению и противодействию

финансирования терроризма.

Помочь в решении данной проблемы может лишь повышение уровня сотрудничества между государствами на двусторонней и многосторонней основе. Политические и правовые основания служат некими ограничителями. Особенно в тех случаях, когда есть необходимость в разведывательных данных или

финансовые сведения по своей природе секретны. Несмотря на это, большинство представителей Европейского союза придерживаются следующей позиции: они поддерживают концепцию Европейской разведки, суть которой заключается в сотрудничестве между различными разведывательными службами

Европейского союза и НАТО, при этом в области экономической разведки могут создаваться так называемые кодексы поведения, также Военный штаб, который будет входить в состав разведывательного подразделения Евросоюза [1]. Подобные изменения чрезвычайно важны, так как уровень интеграции Европейского союза довольно высок и важно обеспечивать безопасность на всех этапах, а также анализировать всевозможные опасности.

Были разработаны практические меры, которые направлены на создание действенной системы контроля за финансовыми потоками на различных уровнях сотрудничества. Такая разработка приобретает особое значение. Стоит отметить, что подобные мероприятия исполняются в рамках реализации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

Благодаря рекомендациям ФАТФ возникает возможность в установлении всеохватывающей и последовательной

структуры мер. Их следует применять странам с целью противодействия легализации денег и финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения [3]. Не стоит отрицать наличие у стран ряда правовых, административных и оперативных структур, а также различных финансовых систем. В связи с этим, они не могут принимать аналогичные меры

противодействия вышеуказанным угрозам. Таким образом, страны должны провести процедуру адаптации к своим условиям Рекомендации ФАТФ, устанавливающиеся международными стандартами.

Финансирование терроризма признается преступлением на базе Конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Также, уголовным преступлением признается выделение денежных средств для террористической деятельности и финансирования террористических

организаций и отдельных террористов, невзирая на отсутствие их связи с определенными террористическими

актами. Странами, вышеуказанные преступления, должны признаваться как предикатные к отмыванию денег.

Государствам необходимо сделать механизмы внедрения мотивационных денежных санкционных мер и обеспечить их применение. Прежде всего, во исполнение резолюций Совета

Безопасности ООН, которые относятся к предупреждению и профилактике террористической деятельности и финансирования терроризма. Данные резолюции требуют от государств безотложно заморозить деньги или другие активы. А также необходимо обеспечить, чтобы эти деньги и активы не были предоставлены, прямо либо

опосредованно, физическому или юридическому лицу.

Странам нужно всесторонне изучить законы, которые относятся к некоторым некоммерческим организациям, которые в стране были определены как уязвимые для использования с целью выделения финансовых средств террористической деятельности. К этим организациям

должны быть применены целевые и соразмерные меры. При применении таких мер необходимо опираться на риск-ориентированный подход. Это нужно для того, чтобы защитить их от использования в целях выделения

финансовых средств террористической деятельности, в т.ч.:

- террористическими организациями, которые выдают себя за законные компании;

- путем использования законных компаний как источника для выделения финансовых средств террористической деятельности. А также для того, чтобы избежать замораживания активов;

- секретным путем либо маскировкой тайного перенаправления денег, которые предназначены для легитимных целей, для использования организациями террористического направления.

В мае 2020 года Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) выпустила документо рисках отмывания денег и финансирования терроризма, связанных с COVID-19.А также ответных мерах в области политики. Так, исходя из статистики, в период пандемии COVID-19 произошло увеличение количества преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов и выделением денежных средств террористической деятельности. Лица могут использовать в корыстных интересах меры государственного стимулирования экономики и процедуры признания неплатежеспособными с целью сокрытия фактов отмывания незаконных доходов. Также происходит нецелевое и неправомерное использование

государственной финансовой помощи и средств из фонда непредвиденных расходов. Из-за этого у преступников появляются новые источники

финансирования терроризма.

Из этого следует, что государствам необходимо предпринять ответные меры в области политики в сфере ПОД/ФТ для минимизации вышеуказанных рисков. Данные меры могут включать в себя координацию на национальном уровне для оценки влияния COVID-19 на систему

ПОД/ФТ, упрочнение сотрудничества с частным сектором в целях получения необходимой информации, использование риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, а также поддержку цифровых и электронных средств оплаты.

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что за последние десятилетия в Российской Федерации наблюдается активное ужесточение законодательства и, в частности, юридической ответственности за причастие лиц к финансированию террористических организаций. Это напрямую связано с реализацией таких нормативно-правовых актов как Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма и Федеральный закон №115-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее значимую роль в исполнении данных правовых норм играют кредитныеучреждения, осуществляющие операции с денежными средствами, так как они выступают основными субъектами первичного финансового мониторинга, то есть можно сказать, что государство некоторые свои полномочия в сфере финансового контроля передало им [10]. Конечно же, важно осознавать, что полностью полагаться на коммерческие институты в решении проблемы, связанной с финансированием терроризма, не целесообразно, государство в любом случае должно контролировать их работу и выполнение ими возложенных

обязательств.

Если же рассматривать наличное обращение денег, стоит обязательно отметить, что осуществление мониторинга над всеми субъектами невозможно. Борьба государства с финансированием терроризма создает некоторые трудности для физических и юридических лиц, из-за этого не все готовы взаимодействовать с государством при решении данной проблемы, так как каждый, естественно, действует, прежде всего, в своих интересах.

Однако стоит принять во внимание тот факт, что во многих развитых государствах с сильной экономикой устанавливаются ограничения, направленные на

противодействие финансированию

терроризма, для всех коммерческих организаций. Например, в Германии абсолютно все банки и налоговые органы обязаны уведомлять правоохранительные органы обо всех подозрительных операциях, с которыми они имеют дело.

Анализируя перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск, отраженных в Информационном письме

Росфинмониторинга от 02.08.2011 №17,к таковым можно отнести большую часть субъектов, поскольку критерии

подозрительных признаков организаций и сделок весьма размыты и зачастую носят недостаточно объективный характер. Вместе с тем, выявленные преступленные субъекты не всегда подходят под данный перечень, что обуславливает

необходимость постоянного обновления и совершенствования правовых норм в сфере противодействия финансированию терроризма и экстремизма. 3.ВЫВОД

В ходе проведенного исследования авторами сформулированы следующие выводы:

- преступления террористической и экстремисткой направленности выступаютсерьезной глобальной угрозой, нарушающейгосударственную целостность и безопасность, выступая новым своеобразным инструментом влияния на политические решения;

- эффективное противодействие экстремисткой и террористической деятельности невозможно без пресечения источники ее финансирования;

- противодействие финансированию терроризма возможно только при тесном взаимодействии соответствующих структур государств на международном уровне координации деятельности, обмена лучшими практиками, формировании и реализации совместной системы противодействия финансированию терроризма;

- современные условия обусловили усиление роли информационно-коммуникационных технологий в ресурсном обеспечении террористических

группировок, что требует актуализации нормативной базы, разработки новых мер реагирования с применением передовых средств для пресечения новых каналов финансирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Мелкумян К.С. ФАТФ в противодействии финансированию терроризма (специфика подхода) // Вестник МГИМО-Университета. - № 1. -2014. - C. 88-96.

[2] ООН (1999). Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/c onventions/terfin.shtml (дата обращения: 03.03.2022).

[3] Рекомендации ФАТФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru/documents/internation al-fatf (дата обращения: 05.03.2022).

[4] Статистические данные по преступлениям террористической направленности на территории России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskie -dannye-po-prestupleniyam-terroristicheskoy-napravlennosti-na-territorii-rossii (дата обращения 15.03.2022).

[5] Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_389271/ (дата обращения: 05.03.2022).

[6] Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_216629/ (дата обращения: 05.03.2022).

[7] ФАТФ (2020), Риски отмывания денег и финансирования терроризма, связанные с COVID-19, и ответные меры в области политики, ФАТФ, Париж, Франция. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.fatf-

gafi.org/publications/methodandtrends/docum ents/covid- 19-ML-TF.html (дата обращения: 05.03.2022).

[8] Федеральный закон «О противодействии легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_32834/ (дата обращения: 05.03.2022).

[9] Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_58840/ (дата обращения: 05.03.2022).

[10] Финансовый мониторинг: учебник / Глотов В.И., Альбеков А.У. и др.; под ред. В.И. Глотова, А. У. Альбекова. - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. - 174 с.

VV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.