Научная статья на тему 'ТЕРРОРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ТЕРРОРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / РОССИЙСКОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕСТУПНИКИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ / НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канкулов Анзор Хусенович, Казак Игорь Брониславович

В данной статье рассматривается терроризм и экстремизм как предмет исследования в российском и зарубежном уголовном законодательстве. В статье исследуется экстремистские преступления которые направлены на институты государственной власти, государственный устой в целом, акты насилия. Проблемные вопросы глобального характера, мирового масштаба, которые создают общественную опасность любой стране мира, также приводятся точки зрения законодательства США. Сравнивается законодательные нормы решения вопроса террористической направленности и методы борьбы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM AS A SUBJECT OF RESEARCH IN RUSSIAN AND FOREIGN CRIMINAL LEGISLATION

This article deals with terrorism and extremism as a subject of research in Russian and foreign criminal legislation. The article examines extremist crimes that are aimed at the institutions of state power, state foundations in general, acts of violence. Problematic issues of a global nature, a global scale that create a public danger to any country in the world, are also given the points of view of US law. The legislative norms for resolving the issue of terrorist orientation and methods of combating them are compared.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_96

ТЕРРОРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Terrorism as a subject of research in Russian and foreign criminal legislation

КАНКУЛОВ Анзор Хусенович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции.

360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123.

E-mail: sherhov007@mail.ru;

КАЗАК Игорь Брониславович,

доцент института подготовки государственных и муниципальных служащих по кафедре организации оперативно-розыскной деятельности, Академия ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;

Kankulov Anzor Khusenovich,

Associate Professor of the Department of Internal Affairs

in Special Conditions of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Law, police Lieutenant Colonel.

123 Malbakhova str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016. E-mail: sherhov007@mail.ru;

Kazak Igor Bronislavovich,

Associate Professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees in the Department of organization of operational investigative activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: sherhov007@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматривается терроризм и экстремизм как предмет исследования в российском и зарубежном уголовном законодательстве. В статье исследуется экстремистские преступления которые направлены на институты государственной власти, государственный устой в целом, акты насилия. Проблемные вопросы глобального характера, мирового масштаба, которые создают общественную опасность любой стране мира, также приводятся точки зрения законодательства США. Сравнивается законодательные нормы решения вопроса террористической направленности и методы борьбы с ними.

Abstract: This article deals with terrorism and extremism as a subject of research in Russian and foreign criminal legislation. The article examines extremist crimes that are aimed at the institutions of state power, state foundations in general, acts of violence. Problematic issues of a global nature, a global scale that create a public danger to any country in the world, are also given the points of view of US law. The legislative norms for resolving the issue of terrorist orientation and methods of combating them are compared.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, российское и зарубежное законодательство, преступники, общественная опасность, политические позиции, насилие.

Keywords: terrorism, extremism, Russian and foreign legislation, criminals, public danger, political positions, violence.

Для цитирования: Канкулов А.Х., Казак И.Б. Терроризм как предмет исследования в российском и зарубежном уголовном законодательстве //Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 96-100. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_96.

For citation: Kankulov A.Kh., Kazak I.B. Terrorism as a subject of research in Russian and foreign criminal legislation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 96-100. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_96.

Статья поступила в редакцию: 28.07.2023

Терроризм и экстремизм — это крайние проявления политических взглядов. Следует рассматривать их в качестве общей приверженности к каким-либо политическим течениям, а не какому-то отдельному. Такой подход может проявляться не только у крайне правых, но и крайне левых политических позиций. Любые радикальные взгляды могут порождать агрессивные и радикальные способы преодоления препятствий, включая и нарушение закона. Чаще всего рассматриваемый термин означает приверженность к крайним политическим взглядам любой направленности. Терроризм может иметь и собственные идеи, например, радикальные взгляды и установки, собственную идеологию, воззрения различного вектора [12]. Особенность экстремизма и терроризма выражается в том, что они допускают применение насилия в отношении своих противников, и для оправдания такого подхода есть четкое теоретическое обоснование.

Рассмотрим имеющиеся уголовно-правовые средства для борьбы и противодействия терроризму более подробно.

Данный термин обозначает нормы, отраженные в уголовном праве РФ, направленные на профилактику, пресечение и предотвращение действий, которые совершают преступники для причинения ущерба государству, гражданам, или нарушения общественного порядка, связанные с террористическими целями. Действующее законодательство включает большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос. Основные нормы можно делить на два типа в зависимости от того, на какой объект направлены их действия:

• Направленные на личность — основной целью является защита населения от вербовки террористами и иных процессов, связанных с криминализацией личности.

• Противодействие криминогенным условиям.

Если подробно углубиться в действующее уголовное законодательство РФ, можно отметить, что п. 2 ст. 205.2 объясняет, что такое террористическая деятельность. В свежей редакции закона можно найти подробный перечень действий, относящихся к террористической деятельности. В современной редакции содержится 40 составов преступления. Однако у данного нормативно-правового акта есть некоторые проблемы с применением, в нем не содержится понятия преступления террористического характера или террористической направленности. Отсутствие этих терминов не позволяет в некоторых случаях применять закон на практике, хотя в него включен достаточно широкий перечень составов преступления.

При необходимости изучить точную статистику преступлений террористического характера можно обратиться к сайту генеральной прокуратуры Российской Федерации. На нем отражаются все зарегистрированные преступления террористической направленности. Также на сайте есть подробное описание террористических атак и каждого их вида, описаны их особенности, основные свойства, присутствуют все существующие трактовки. Это полезный материал, который может пригодиться при теоретическом изучении данного вопроса. За счет применения таких определений можно сделать вывод о том, что для законодателя преступления террористической направленности и преступления террористического характера — одно и то же [19]. Эти понятия равны и относятся к категории исследования «преступлений террористической направленности». Подобные определения нередко встречаются в иных законодательных актах: например, это разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Документ не раскрывает понятия полностью, хотя если отдельно рассматривать некоторые статьи, подходящие под описание данной категории, можно обнаружить косвенные указания на то, какие нужно использовать статьи для подбора состава преступления, которое относится к деяниям террористической направленности.

Для того чтобы избавиться от возможных правовых коллизий, в нормативно-правовых актах должны быть закреплены максимально четкие и полные понятия. Только это поможет избавиться от разночтений при толковании и применении норм права на практике; кроме этого, не стало бы лишним закрепить в законе исчерпывающий перечень составов преступлений, которые относились бы к террористическим. Стоит отметить, что террористические преступления носят высокую угрозу общественной безопасности. Они способны нанести большой урон гражданам и государству. Раздел IX УК РФ содержит родовой объект: общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности, общественную безопасность и общественный порядок, установленные в стране. Видовым объектом преступлений террористической направленности выступает узкая группа общественных отношений, интересов и ценностей данного вида. Современные исследователи не едины в трактовке, что такое терроризм: они дают достаточно много определений, которые имеют как общие, так и отличные друг от друга черты [12; 19].

Многие исследователи используют различные подходы в трактатах о терроризме. Одни рассматривают его как социально-политическое явление, которое состоит из многих организаций, включенных в систему, имеющее четкого лидера, идеологию и определенные установки. Организованные группы выполняют определенные задачи, хотя могут существовать и террористы-одиночки, которые имеют те же стремления и идеалы, что и группа. Отдельно взятых террористов и группу лиц объединяет общая идея. Необязательно, чтобы они при этом были членами одной группировки, они могут существовать независимо друг от друга и даже не знать о существовании друг друга, при этом у них будут общие стремления в использовании угроз и насилия в отношении государства и общества для достижения своих идеологических целей.

Терроризм, с учетом вышесказанного, можно рассматривать как форму противостояния сложившемуся общественно-политическому строю. Преступники не признают публично принятые институты власти, ее структуру, не совершают легальных действий, чтобы добиться своих целей. Вместо этого их действия направлены на подрыв государственности, разжигание нетерпимости и вражды. Целью террористов может быть как уничтожение старого порядка, так и установка собственного, но для этого старый все равно нужно разрушить.

Терроризм — это явление неоднозначное и комплексное. Он имеет сложную структуру, из-за которой превращается в социальное явление, связанное с идеологией или религиозным массовым сознанием. Террористические организации могут иметь собственное учение, правила, предпринимают различные действия для достижения тех идеалов, в которые они верят. К крайним проявлениям преступной деятельности можно отнести религиозный фанатизм. Такие преступники верят в то, что только их религия является истинной, и не принимают того факта, что кто-то может иметь другое вероисповедание или не иметь его вовсе. Религиозные фанатики верят в свое мистическое предназначение, они могут искренне считать, что спасают мир от грехов и несут счастье человечеству. Религиозные фанатики характеризуются одержимостью своей идеей, претендуют на исключительность, неотвратимость наступления тех событий, которых они ждут.

На сегодняшний день становится необходимостью операционализация дефиниций религиозного и криминального религиозного терроризма как вида. Это обусловлено широким разнообразием направленности и многоаспектностью терроризма. Многие ученые определяют терроризм как смешение понятий террористической деятельности и самого терроризма; таким образом, появляется необходимость сформулировать новое юридическое определение, которое включало бы все факторы и особенности рассматриваемого явления и стало максимально четким. Также нужно четкое определение, чем же все-таки является террористическая деятельность.

Для отдельных исследователей терроризм — это выраженные публично взгляды и действия, выражающие нетерпимость, неуважение к правам других людей, нарушение их прав и свобод, определенных законом, попрание норм морали, общественного порядка. Стоит обратить внимание на важность доказательства того, что такое деяние было совершено юридически, то есть терроризм так или иначе должен перейти в физическую стадию проявления. Такое определение имеет четкое основание, может считаться доктринальным, так как в мировой практике характеристика терроризма направлена на противодействие террористической деятельности, из-за чего имеет много общего с понятием террористической деятельности. Терроризм — это не только преступления определенного вида, но и действия, направленные на нарушение общественного порядка, создание угрозы общественной безопасности. Такие преступления несут высокую степень угрозы как физическим лицам, так и

государственным институтам. Эти преступления основаны на ненависти и вражде [16].

Анализируя разные подходы, можно прийти к выводу о том, что достаточно трудно вывести единую четкую формулировку, которая бы описывала преступления террористической направленности. Это связанно с применением двух разновекторных понятий, описывающих данное социально опасное явление. Основой терроризма являются различные политические, расовые, религиозные и иные убеждения радикального характера. Стоит отметить и то, что уголовный закон не преследуют приверженцев радикальных взглядов до тех пор, пока они не передут в активную фазу действий. После совершения гражданином каких-либо действий, подпадающих под составы преступления, перечисленные в УК РФ, происходит их правовая оценка, и может начаться уголовное преследование.

Террористическая деятельность — это именно действия, проявление терроризма в активной форме, без которой невозможно совершение преступления террористического характера. Однако следует отличать такую деятельность от экстремистской. Например, разница заключается в роде объекта. Для террористического преступления это общественные отношения в сфере общественной безопасности и общественного порядка. Для экстремистской направленности это общественные отношения в сфере нормального функционирования органов государственной власти.

Таким образом, можно отметить, что преступления террористической направленности могут посягать на отдельных людей или на неопределенный круг лиц, например при совершении теракта в людном месте. Экстремистские преступления всегда направлены на институты государственной власти. Экстремистов не интересуют отдельные личности, они подрывают государственный устой в целом. Современные террористы применяют акты насилия таким образом, чтобы достичь максимально возможного числа жертв. Развитие науки и техники позволило террористам расширить свои методы, разработать новые тактики [16; 19]. Со временем проблема стала глобальной, так как террористические организации могут действовать по всему миру и создавать общественную опасность любой стране мира. Нередко и государственные спецслужбы прибегают к таким незаконным методам борьбы со своими противниками.

Для борьбы с терроризмом цивилизованные страны стали разрабатывать специальную методику, принимать меры кардинального характера. Действия правовых государств регулируются только нормами права, это привело к созданию специальной правовой базы, которая четко регламентирует, как бороться с террористами. Терроризм — это не проблема отдельно взятой страны, это проблема всего цивилизованного общества в принципе. Именно поэтому важную роль играет сотрудничество между разными странами и создание международных правовых актов, которые помогали бы бороться с этим явлением.

Система международных правоотношений, направленная на борьбу с терроризмом, возникла в XX веке, именно на этот период и пришелся пик активности злоумышленников. Например, в РФ было ратифицировано 13 международных антитеррористических конвенций и протоколов. С точки зрения законодательства США терроризм является незаконным использованием силы или насилия против лиц или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, гражданского населения для достижения определенных политических или социальных целей и результатов. Основным свойством терроризма является его масштабность. Террористы действуют за пределами государств или территорий, на которых находятся.

В Америке создают и реализуют большое количество антитеррористических программ, которые помогают не только повысить уровень общественной безопасности, но и эффективно бороться с самими террористами, пресекая их деятельность или сводя последствия от терактов к минимуму. Для правительства США основной принцип в борьбе с террористами — это объединений усилий различных служб и министерств внутри страны, качественное правовое регулирование. В законодательстве Франции принято большое количество правовых норм, которые относятся к борьбе с террористами. Главным актом является Уголовный кодекс, в котором закреплены все основные нормы, позволяющие криминализировать терроризм как таковой. УК Франции постепенно меняется и совершенствует нормы, за счет чего повышается его эффективность.

Во французском УК есть свои национальные особенности: например, к терроризму причисляются не конкретные составы, а преступления, методы которых и способы достижения целей приводят к массовым беспорядкам, смертям и разрушениям. За такое преступление предусмотрено более строгое наказание, чем за аналогичный состав, но не имеющий признака массовости. В законе перечислены преступные деяния, которые могут совершаться в террористических целях. К ним относят:

• Убийство (квалифицированное, предумышленное или умышленное, отравление).

• Пытки.

• Насилие и угрозы.

• Владение ядерными и иными опасными веществами.

• Похищение человека.

• Захват объекта или людей с выдвижением каких-либо требований.

• Несанкционированное отклонение морского, воздушного судна либо иного транспортного средства от заданного им курса.

В Уголовном кодексе страны есть четкий перечень деяний, которые могут быть отнесены к соучастию в терроризме. К ним относятся:

• Помощь в уклонении виновных в терактах от уголовного преследования.

• Предоставление террористам убежища, денег, жилья, продуктов.

Антитеррористическая политика предусматривает строгое наказание за содействие терроризму и сам терроризм. Ответственность лица четко прописана в законе. Законодатель также обращает внимание на то, что может существовать некая организация, созданная для каких-либо целей, например коммерческих или политических, но на самом деле прибегает к террористическим методам борьбы, прикрываясь своей

деятельностью как алиби. Это позволяет сбивать правоохранительные органы с толку, мешать расследованию, действовать под прикрытием, помогая террористам или самостоятельно осуществляя террористическую деятельность. Для законодателя это отягчающее обстоятельство, так как оно существенно мешает деятельности правоохранительных органов [15].

Юридическое лицо, являющееся виновником или пособником в террористическом акте, может быть подвергнуто достаточно разнообразным наказаниям:

• Штраф.

• Ликвидация организации.

• Исключение из реестра юридических лиц.

• Запрет на осуществление деятельности.

• Государственный контроль над проведением сделок.

• Запрет на сбор и увеличение активов и финансов, формирование капитала и его роста.

• Запрет на выпуск акций, чеков, ценных бумаг.

Такие меры мешают организации полноценно функционировать. В 2004 году в Уголовном кодексе Франции повелось новое понятие — экологический терроризм. До этого аналогичных мер не было в законодательстве какой-либо другой страны. Необходимость введения такого термина и состава появилась в результате роста технологий, развития химической промышленности, атомной и ядерной энергетики. Экологический терроризм — это умышленное причинение вреда экологии (например, выброс вредных веществ в воду, почву, атмосферу), совершенное физическим лицом, группой лиц или юридическим лицом. Деяние приводит к нарушению общественного порядка, создает угрозу безопасности и жизни людей и биоценозов. За данное деяние предусмотрено наказание в виде 15 лет лишения свободы, а также наложение крупного штрафа.

В 1980-х годах в Индии террористическая активность имела высокие показатели. Для борьбы с этой проблемой руководство страны стало создавать нормативно-правовую базу. К 1985 году появился закон «О борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью». В нем давалось четкое понимание террористического акта: это действие, целью которого является устрашение населения, насаждение вражды между людьми разной веры, национальности, политических взглядов, оказание давления на государственные органы с целью заставить их принять те или иные решения, выгодные террористам. Как средство реализации террористической деятельности в законе рассматривается применение взрывчатых или иных веществ, способных нанести массовые поражения и разрушения, повлечь смерть или увечья людей, разращение строений и коммуникаций.

Если совершение террористического акта повлекло гибель людей, виновный в данном деянии будет казнен. Однако иногда применяется альтернатива в виде пожизненного заключения и крупного штрафа. Если после совершения теракта никто не погиб, виновный понесет наказание в виде 15 лет лишения свободы, пожизненного заключения и выплаты крупного штрафа. Попытка или подготовка теракта также предусматривает аналогичное уголовное наказание. Для лиц, оказывающих помощь террористам, например, занимающихся укрывательством, будут применены те же самые меры наказания, что к самим террористам. Предусмотрено наказание и за пропаганду терроризма — до 5 лет лишения свободы со штрафом.

Федеральное правительство Индии имеет право передавать полномочия по расследованию терактов местным органам власти и отдельным организациям. Они могут проводить задержание, осуществлять правосудие. В Индии достаточно высокий уровень террористической активности. Именно поэтому Федеральному правительству приходится принимать большое количество эффективных мер, направленных на противодействие терроризму. Уделяется внимание даже малейшим проявлениям этого пагубного явления. Меры направлены не только против самих террористов, но и на повышение общественной безопасности. Население должно соблюдать определенные правила поведения, которые помогут выжить при возникновении опасности.

В заключение следует отметить, что рассматривая отдельные законодательства разных стран в области противоборства терроризму, можно сделать определенные выводы. Например, для многих стран борьба с террористами является важным направлением политики, так как это явление наносит большой урон государственной и общественной безопасности. Практически каждая страна выделяет терроризм в отдельную категорию преступлений и разрабатывает специфические меры борьбы с ним. В законодательствах разных государств есть схожие моменты, однако в большей части это уникальные законодательные акты, так как каждая страна осуществляет индивидуальный подход к данной проблеме. Подтвердить это просто, достаточно сравнить определение терроризма в законодательных актах разных стран. Чаще всего лица и деяния схожи, однако они имеют и достаточно выраженные отличия.

Например, в УК Франции выделяется цель теракта — это устрашение. США же смотрит несколько иначе и под целью теракта понимает не только устрашение населения, но и давление на правительство, а также достижение политических целей. Такая же точка зрения у индийского законодателя. Однако в данном случае такое сходство вызвано тем, что американские законодательные акты послужили для индийских законодателей источником вдохновения. Разница в формулировках, однако, не мешает понимать под террористическим актом сравнительно похожие действия для достижения идентичных целей. Однако такая разница создает проблему при создании международных нормативно -правовых актов, которые необходимы для эффективной борьбы с терроризмом, так как он имеет интернациональный характер.

Если государства входят в какие-либо международные альянсы и хотят добиться единой законодательной базы по данному предмету, им придется тщательнее изучить теоретическое понимание вопроса в каждой отдельной стране и выбрать общее. Важно выделить цели, методы, формы и признаки преступления, максимально полно описать их, включить в совместные нормативно-правовые акты [21]. Должен существо-

вать стандартный набор обязательных признаков террористического акта.

Библиография:

1. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г.// Рос. газ. 2006. 10 марта. СПС КонсультантПлюс (дата обращения:

01.07.2023).

2. Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» // Собрание законодательства РФ. 18.06.2012. № 25. ст. 3315 СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 07.07.2023).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» //Рос. газ. № 35. 17.02.2012. СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 07.07.2023).

4. Официальный интернет-сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosguard. gov.ru/ (дата обращения 07.07.2023).

5. Сайт Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL: https://www.cisatc.org/135/154/249 (дата обращения 07.07.2023).

6. Сайт Контртеррористического управления ООН [Электронный ресурс]. URL: https://documents-ddsnv.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/504/90/PDF/N0550490.Ddf7QDenElement (дата обращения 07.07.2023).

7. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://Dublication.Dravo.gov.ru/Document/View/ (дата обращения

08.07.2023).

8. Коммерсантъ. Военная операция на Украине [Электронный ресурс]. URL: // https://www.kommersant.ru/doc/5348515 (дата обращения 07.07.2023).

9. Агеев В.В. Большие данные и искусственный интеллект на службе полиции // В сборнике: Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск В.О. Лапин. 2019. С. 11 -23.

10. Антонова Е.Ю. Использование цифровых технологий при совершении преступлений террористической направленности: проблемы противодействия // В сборнике: Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах. Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Казань, 2022. С. 6-15.

11. Гальцов В.П. Использование искусственного интеллекта в криминальных направлениях // Энигма. 2019. № 11-1. С. 688-695.

12. Гедгафов М.М., Курманова М.К. Терроризм: исторический путь и подлинная природа // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 133-136.

13. Евстратова Ю.А. Особенности использования современных технологий в тактических приемах при расследовании терроризма // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2021. № 3 (52). С. 88-92.

14. Калабузаров Т.Г. Современные технологии в сфере противодействия преступлениям террористического характера // Закон и право. 2022. № 7. С. 175177.

15. Крылов М.А. Терроризм и искусственный интеллект // В сборнике: Вопросы деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. сборник научных трудов. Под общей редакцией С.В. Клещёва, Ю.В. Сидорова, Е.А. Доценко. Тверь, 2022. С. 156-162.

16. Лемайкина С.В. Проблемы внедрения технологии искусственного интеллекта в органы внутренних дел // В сборнике: Современные информационные технологии в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дон, 2021. С. 70-74.

17. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. О преступлениях террористической направленности // Право и управление. 2022. № 6. С. 37-40.

18. Прудникова К.К., Бондаренко Н.А. Терроризм в эпоху информационных технологий // Уральский журнал правовых исследований. 2022. № 2 (19). С. 74-80.

19. Слепцов Р.Н. Административно-правовой режим на территории (объекте) проведения контртеррористической операции: автореф. на соиск. ученой степ. канд. юрид. наук. 12 00.14 - административное право, финансовое право, информационное право. М. 2008. 23 с. [Электронный ресурс]. URL: httDs://www.dissercat.com/content/organizatsiva-Dravookhranitelnoi-devatelnosti-DQ-vozmeshchenivu-vreda-prichinennogo-terroriz/read (дата обращения 07.07.2023).

20. Чернядьева Н.А. Современное состояние и тенденции развития международно-правовой борьбы с терроризмом: дис... д-ра. юрид. наук: 12.00.10: М., 2018. 533 с. [Электронный ресурс]. URL: https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Chernyadeva/ (дата обращения 07.07.2023).

References:

1. Federal Law of the Russian Federation "On Countering Terrorism" of March 6, 2006// Russian Gas. 2006. March 10. SPS ConsultantPlus (date of application:

01.07.2023).

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 851 dated 14.06.2012 "On the procedure for establishing levels of terrorist danger, providing for the adoption of additional measures to ensure the security of the individual, society and the state" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 06/18/2012. No. 25. Article 3315 of the SPS ConsultantPlus (date of application: 07.07.2023).

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 1 dated 09.02.2012 "On some issues of judicial practice in criminal cases of crimes of a terrorist orientation" //Russian Gas. No. 35. 17.02.2012. SPS ConsultantPlus (accessed 07.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Official website of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://rosguard . gov.ru / (accessed

07.07.2023).

5. Website of the Anti-Terrorist Center of the member States of the Commonwealth of Independent States [Electronic resource]. URL: https://www.cisatc.org/135/154/249 (accessed 07.07.2023).

6. Website of the UN Counter-Terrorism Office [Electronic resource]. URL: https://documents-ddsnv.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/504/90/PDF/N0550490.Ddf7QDenElement (accessed 07.07.2023).

7. Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://Dublication.Dravo.gov.ru/Document/View / (accessed 08.07.2023).

8. Kommersant. Military operation in Ukraine [Electronic resource]. URL: // https://www.kommersant.ru/doc/5348515 (accessed 07.07.2023).

9. Ageev V.V. Big data and artificial intelligence in the police service // In the collection: Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible for the issue V.O. Lapin. 2019. pp. 11-23.

10. Antonova E.Yu. The use of digital technologies in the commission of terrorist crimes: problems of counteraction // In the collection: Digital Technologies and Law. Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. In 6 volumes. Edited by I.R. Begishev [et al.]. Kazan, 2022. pp. 6-15.

11. Galtsov V.P. The use of artificial intelligence in criminal areas // Enigma. 2019. No. 11-1. pp. 688-695.

12. Gedgafov M.M., Kurmanova M.K. Terrorism: the historical path and the true nature // Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. pp. 133-136.

13. Evstratova Yu.A. Features of the use of modern technologies in tactical techniques in the investigation of terrorism // Bulletin of the St. Petersburg Law Academy. 2021. No. 3 (52). pp. 88-92.

14. Kalabuzarov T.G. Modern technologies in the field of countering terrorist crimes // Law and Law. 2022. No. 7. pp. 175-177.

15. Krylov M.A. Terrorism and artificial intelligence // In the collection: Issues of activity of divisions of internal affairs bodies of the Russian Federation. collection of scientific papers. Under the general editorship of S.V. Kleshchev, Yu.V. Sidorov, E.A. Dotsenko. Tver, 2022. pp. 156-162.

16. Lemaikina S.V. Problems of the introduction of artificial intelligence technology in the internal affairs bodies // In the collection: Modern information technologies in the professional activity of employees of internal affairs bodies. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Rostov-on-Don, 2021. pp. 70-74.

17. Mashekuasheva M.H., Kochesokova Z.H. On terrorist crimes // Law and management. 2022. No. 6. pp. 37-40.

18. Prudnikova K.K., Bondarenko N.A. Terrorism in the era of information technologies // Ural Journal of Legal Studies. 2022. No. 2 (19). pp. 74-80.

19. Sleptsov R.N. Administrative and legal regime on the territory (object) of the counter-terrorist operation: abstract. on the job. scientific step. cand. jurid. sciences'. 12 00.14 - administrative law, financial law, information law. M. 2008. 23 p. [Electronic resource]. URL: httDs://www.dissercat.com/content/organizatsiva-Dravookhranitelnoi-devatelnosti-DQ-vozmeshchenivu-vreda-prichinennogo-terroriz/ read (accessed 07.07.2023).

20. Chernyadyeva N.A. The current state and trends in the development of the international legal fight against terrorism: dis... Dr. jurid. sciences': 12.00.10: Moscow, 2018. 533 p. [Electronic resource]. URL: https://msal.ru/upload/main/00disser/2016/Chernyadeva / (accessed 07.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.