ЮМаЮИЕИИИЕИИВЯЕИИИВИИИГ
DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_2_125 УДК 343.5
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Арипшев Ахмед Мухамедович,
заместитель начальника кафедры огневой подготовки, кандидат экономических наук, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируется проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации в аспекте обеспечения безопасности на государственном уровне. Установлено, что разработанная законодателем система борьбы с терроризмом и экстремизмом показала свою эффективность, благодаря чему снижается количество террористических организаций и терактов.
Ключевые слова: экстремизм; терроризм; пропаганда насилия; деструктивная идеология; вербовка; борьба; противодействие; ресоциализация.
UDC 343.5
LEGAL ASPECTS OF COUNTERING EXTREMISM AND TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Aripshev Ahmed Mukhamedovich,
Deputy Head of the Fire Training Department, Candidate of Economic Sciences, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@ mail.ru
The article analyzes the problem of countering terrorism and extremism in the Russian Federation in the aspect of ensuring security at the state level. It has been established that the system of combating terrorism and extremism developed by the legislator has shown its effectiveness, thereby reducing the number of terrorist organizations and terrorist attacks.
Keywords: extremism; terrorism; propaganda of violence; destructive ideology; recruitment; struggle; opposition; resocialization.
Экстремизм и терроризм в любых формах превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.
Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Для совершения своих преступлений террористы не гнушаются ничем: похищение людей, взятие заложников, угон самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональ-ных конфликтах, прямые угрозы и т. д. Поэто -му проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации - это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с распространением экстремизма и терроризма.
Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О прокуратуре Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [1-9].
Во всех перечисленных законодательных актах указаны не только сосновые методы борьбы с терроризмом, а также определения того, что, по мнению законодателя, является терроризмом и экстремизмом. Так, терроризмом является идеология насилия, подразумевающая использование физического и морального насилия над людьми для воздействия на общественное сознание или органы государственной власти для достижения своих целей. Экстремизмом, в свою очередь, являются действия человека или группы лиц, направленные на разжигание ненависти и вражды между различными группами людей по их расовым, конфессиональным и иным отличиям путем пропаганды насилия между этими группами.
Проанализировав законодательные акты, можно найти в них различные статьи, кото-
рые призваны обеспечить безопасность общества от терроризма. Например, в КоАП РФ присутствуют статьи, содержание которых направлено на противодействие терроризму. Речь в данном случае идет о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, о создании экстремистских материалов, определенных санкциях в отношении лиц, нарушающих закон. Нарушение данного законодательного акта влечет за собой различные денежные штрафы или недолгосрочные аресты ввиду их малозначительной опасности для общества. Если мы посмотрим на этот вопрос со стороны права, то увидим, что нарушения законодательных норм данного кодекса расцениваются как проступки - незначительные преступления, за которые не предусматривается тюремное заключение. И у некоторых может возникнуть вопрос, если терроризм является настолько опасным явлением, то почему же его стоит регулировать, используя статьи КоАП РФ, если куда эффективнее будет сразу включить все противозаконные деяния касаемо терроризма в уголовное законодательство.
Однако всегда стоит учитывать человеческий фактор, а именно, что лица, привлекаемые к ответственности, могли быть завербованы в террористические организации или выполнять для них разного рода работу по ряду причин. Некоторые люди примыкают к террористическим организациям в трудные периоды своей жизни (разногласия с родными и близкими, отторжение обществом, отсутсвие материального благополучия, низкий уровень жизни и образования и др.) и при этом не становятся закоренелыми преступниками. Есть индивиды, которые смогли понять, что совершили ошибку, вступив в ряды террористов, и не хотят причинять другим людям боль, страдания или отнимать их жиз -ни, как бы сильно они не были обозлены на общество. Именно по этой причине, на наш взгляд, вопрос о противодействии терроризму стоит регулировать путем применения не только уголовного, но и административного законодательства.
Российская Федерация не так давно начала оказывать помощь в реабилитации людям, оказавшимся в террористических организациях, но которые вовремя поняли, что это было ошибкой, не совершали более тяжких преступлений, благодаря чему им
Юридические исследования
127
дано право исправиться. С такими людьми работают психологи и психиатры, которые помогают им разобраться в жизненных трудностях, преодолеть их и жить дальше полной, свободной жизнью. Таких примеров достаточно. Например, в мае 2021 г. уроженка Кабардино-Балкарской Республики, которая вступила в террористическую организацию, вышла на связь со своими родными и попросила, чтобы те сообщили о ней в органы внутренних дел, которыми была проделана колоссальная работа по изучению истории данной девушки, а также по возвращению ее домой и оказанию ей помощи в ресоци-ализации. Со слов самой девушки, в террористическую организацию ее вовлекли через Интернет, где она познакомилась с молодым человеком, который оказался вербовщиком, и ему она рассказывала о своих трудностях и проблемах, на что тот предложил ей поехать в Сирию и работать с ним, пообещал ей лучшую жизнь и стабильный большой заработок. Когда она оказалась там, то сразу поняла, что ее обманули, и захотела вернутся домой.
В уголовном законодательстве вина человека, преступившего закон, умысел и степень общественной опасности гораздо выше. Именно по этой причине уголовное законодательство регулирует вопрос противодействия терроризму и экстремизму гораздо жестче и в некоторых случаях бес-
компромиссно. Уголовное законодательство призвано привлекать к ответственности лиц, совершивших разного рода преступления. Говоря о терроризме и экстремизме, статьи уголовного кодекса предусматривают различные меры пресечения - крупные денежные штрафы, обязательные общественные работы, аресты и тюремное заключение вплоть до пожизненного лишения свободы. Данные меры применяются только в отношении лиц, чья вина в совершении преступления доказана и очевидна. Ведь человек, который посчитал себя выше остальных по национальному, конфессиональному или иному другому признаку и использовавший это для разжигания розни, должен быть изолирован от общества. Поэтому мера наказания должна в полной степени соответствовать совершенному преступлению и нанесенному ущербу интересам человека, общества и государства [10; 11].
В заключение хочется отметить, что разработанная законодателем система борьбы с терроризмом и экстремизмом показала себя с результативной стороны и имеет успех, благодаря чему на сегодняшний день мы все реже и реже слышим о террористических организациях и совершенных ими терактах, все большее количество людей может благодаря этому жить и развиваться не боясь на за себя, своих близких.
Список литературы_
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.06.2022).
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 29.06.2022).
3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 28.06.2022).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.06.2022).
5. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.06.2022).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.06.2022).
7. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. № 114-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.06.2022).
8. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. № 35-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 27.06.2022).
9. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 30.06.2022).
10. Акбарализода Д. А. Теоретико-правовые аспекты противодействия терроризму // Законодательство. 2021. № 2 (42). С. 152-157.
11. Закирова К. Р. Правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации // Научные высказывания. 2021. № 8 (8). С. 35-39.
References_
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru (date of appeal: 30.06.2022).
2. Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" dated 17.01.1992, No. 2202-1. URL: http://www. consultant.ru / (date of application: 06/29/2022).
3. Federal Law "On Public Associations" dated 05/19/1995 No. 82-FZ. URL: http://www.consultant.ru / (date of request: 06/28/2022).
4. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ. URL: http://www.consultant.ru / (date of application: 30.06.2022).
5. Federal Law "On Political Parties"dated 11.07.2001 No. 95-FZ. URL: http://www.consultant.ru / (date of application: 30.06.2022).
6. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences from 30.12.2001 No. 195-FZ. URL: http://www. consultant.ru / (date of application: 06/28/2022).
7. Federal Law "On Countering Extremist Activity" dated 07/25/2002 No. 114-FZ. URL: http://www.consultant.ru / (accessed: 06/29/2022).
8. Federal Law "On Countering Terrorism" dated 06.03.2006 No. 35-FZ. URL: http://www.consultant.ru / (date of application: 27.06.2022).
9. Federal Law "On Public Associations" dated 19.05.1995 No. 82-FZ. URL: http://www.consultant.ru / (accessed: 30.06.2022).
10. Akbaralizoda D. A. Theoretical and legal aspects of countering terrorism. Legislation. 2021. No. 2 (42). pp. 152-157.
11. Zakirova K. R. Legal foundations of countering terrorism in the Russian Federation. Scientific statements. 2021. No. 8 (8). pp. 35-39.