DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_2_150 УДК 343.5
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СУБЪЕКТЫ, МЕРЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Таков Асланбек Заурбиевич,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются вопросы профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде. Определяются субъекты профилактики, их роль, мероприятия по профилактике.
Ключевые слова: экстремизм; терроризм; идеология насилия; пропаганда; противодействие; профилактика; органы внутренних дел; образовательные организации; органы местного самоуправления.
UDC 343.5
PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM AMONG YOUNG PEOPLE: SUBJECTS, MEASURES AND EFFECTIVENESS
Takov Aslanbek Zaurbievich,
Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the issues of prevention of extremism and terrorism among the youth. The subjects of prevention, their role, preventive measures are determined.
Keywords: extremism; terrorism; ideology of violence; propaganda; opposition; prevention; internal affairs bodies; educational organizations; local authorities.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов наиболее подверженной деструктивному влиянию демографической группой является молодежь, поскольку у данного контингента легче всего сформировать радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, для пополнения рядов экстремистских и террористических организаций потенциал российской молодежи активно используется в политических целях.
Молодежная публика в силу своих социальных характеристик, к тому же не обладающая достаточными знаниями и сформировавшимися взглядами на те или иные вещи, а также психической зрелостью и стабильностью, но при этом отличающаяся остротой
восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходят накопление и реализация негативного протестного потенциала.
Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако нередким явлением сегодня стало пополнение неформальных молодежных экстремистских группировок молодыми девушками. Вместе с тем при формировании основного рядового состава НВФ для осуществления террористических актов предпочтение отдается именно молодым людям мужского пола, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей демонстрируют наибольшую
восприимчивость к идеологическому воздействию и подверженность максимализму и радикальным настроениям [6; 8].
В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, основу которой со -ставляет тезис о том, что для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание национального государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что для работы с молодежью нужны особые методы и подходы, отличающиеся от работы со взрослым сформировавшимся контингентом. Так, наиболее эффективным методом профилактики проявлений экстремизма и терроризма являются различные предупредительные меры подобных настроений в молодежной среде. Искоренить данное явление практически невозможно, если не разобраться в причинах его возникновения, без проведения работы по исследованию обстоятельств, толкающих молодежь на вступление в подобные организации. Такой путь работы с молодежью был принят государством по ряду оснований, подтверждающих его эффективность. Об этом же свидетельствует законодательство, где в различных нормативных актах отмечается, что для наиболее результативного противодействия терроризму и экстремизму необходимо прибегать не только к уголовно-правовым, но и к предупредительно-профилактическим методикам [3; 7].
Исследовав статистику за последние годы, можно отчетливо увидеть, что процесс вовлечения молодежи в экстремист-ско-террористические группировки перешел в Интернет, различные социальные сети. Современная молодежь проводит большую часть своего времени в Интернете и живому общению предпочитает общение в сети. Подобное положение вещей очень устраивает вербовщиков.
Помимо того что в сети достаточно много сайтов, пропагандирующих террористическую и экстремистскую идеологию, а также противоправную деятельность, постоянно
появляются инструкции об изготовлении различных взрывчатых устройств из подручных средств. По этой причине органами внутренних дел ведется контроль за всем Интернетом для выявления в кратчайшие сроки таких сайтов и лиц, занимающихся агитацией, вербовкой и пропагандой деструктивных идеологий [1; 5].
К сожалению, повлиять на молодежь через Интернет сложно, именно поэтому органами внутренних дел проводятся различные профилактические работы, которые направлены на разъяснение молодежи информации о способах вовлечения в террористические организации, а также о последствиях, к которым могут привести данные преступления. Современная молодежь инфантильна, это практически те же дети, которые, во-первых, в достаточном объеме не ознакомлены с российским законодательством, что однако не дает им права его нарушать, во-вторых, в силу той же инфантильности вероятность того, что они готовы отвечать за свои слова и поступки крайне мала, в-третьих, молодежь как стремительно развивающаяся группа населения всегда более остро реагирует на новые явления в их жизни, в-четвертых, это еще не сформировавшиеся личности, которые очень чутко реагируют на свои неудачи и проблемы, которые они чаще всего не в силах самостоятельно решить без негативных последствий.
Таким образом, профилактическая работа органов внутренних дел в первоочередном порядке реализуется в сторону просвещения и охраны молодежи от деструктивного потенциала различных преступных группировок. В указанной связи направлениями профилактической работы является организация различных открытых уроков в школах, бесед, классных и кураторских часов по инициативе как учебных заведений, так и сотрудников органов внутренних дел. На подобных мероприятиях молодежи рассказывают о том, что такое терроризм, как легко можно оказаться вовлеченным в террористические организации, какие последствия ждут террористов, а также как распознать, что молодого человека пытаются вовлечь в террористические группировки. Также даются исчерпывающие ответы на возникающие у молодой аудитории вопросы. В качестве подтверждения своего выступления пред-
ставители власти демонстрируют различные документальные фильмы и т.д. В некоторых регионах нашей страны, как правило это республики Северного Кавказа, органы внутренних дел осуществляют профилактическую деятельность вместе с представителями духовенства. Например, в Кабардино-Балкарской Республике органы внутренних дел все чаще объединяют силы с официальными представителями Русской православной церкви и Муфтията Республики для проведения встреч, бесед, круглых столов и конференций в стенах образовательных организаций. Подобные мероприятия актуальны, поскольку Северный Кавказ все еще остается территорией с высокой террористической активностью исламистов.
Также профилактика экстремизма и терроризма обеспечивается деятельностью органов внутренних дел и органов местного самоуправления по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению в пределах муниципальных границ экстремистских и террористических правонарушений и преступлений. Соответственно профилактическая деятельность указанных органов состоит в выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений. Вместе с тем органы местного самоуправления в пределах своих компетенций осуществляют профилактику деструктивного влияния экстремистской и террористической идеологии путем реализации воспитательных и пропагандистских мер. В своей деятельности они руководствуются решениями антитеррористических комиссий, методическими рекомендациями и правовыми актами органов местного самоуправления, а также антикоррупционным законодательством [2]. Что касается эффективной деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму и терроризму, следует отметить, что ее результативность возможна только в слу-
чае консолидации усилий с органами местного самоуправления.
Сегодня многие исследователи отмечают абстрактность формулировки «профилактическая деятельность», поскольку нигде не конкретизированы действия, которые должны быть совершены и что конкретно требуется от органов местного самоуправления, не говоря уже об их взаимодействии с органами внутренних дел [4; 9]. Органы местного само -управления в данном случае не имеют ясных ориентиров к действию, поэтому предпочитают самоустраниться в борьбе с данными иде -ологиями. Что касается контроля со стороны антитеррористических комиссий, здесь тоже не все так гладко, поскольку нет ясности в том, что можно требовать от органов местно -го самоуправления. Налицо либо отсутствие, либо слишком слабое взаимодействие между субъектами противодействия, что приводит к снижению качества противодействия. И тогда вполне закономерно возникает вопрос об исключении органов местного самоуправления из субъектов противодействия экстремизму и терроризму [2].
Однако, выражая согласие с позицией, изложенной А. Б. Абазовым, отметим, что подобная точка зрения может иметь далеко идущие негативные последствия ввиду того, что органы местного самоуправления являются структурой, тесно взаимодействующей с гражданским населением и низовым уровнем гражданской демократии. Устранение этого звена от борьбы с экстремизмом и терроризмом приведет к устранению самого важного субъекта противодействия - общества. А принимая во внимание, что данные феномены созданы обществом, то и борьбу с ними должно осуществлять общество. Следовательно вместо устранения считаем необходимым улучшить положение органов местного самоуправления и наделить их большими полномочиями при осуществлении взаимодействия с органами внутренних дел.
Список литературы_
1. Абазов А. Б. Профилактические меры по противодействию радикализму и экстремизму в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 5. С. 168-171.
2. Абазов А. Б. Взаимодействие органов внутренних дел российской федерации и местного самоуправления в противодействии экстремизму и терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 3. С. 75-79.
3. Абдулаева Э. С., Хасханова Ф. А., Лабазанов И. Л. Анализ причин радикализации молодежи: факторы угро -зы // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2018. № 1 (28). С. 16-18.
4. Долматов А. В., Долматова Л. А. Проблемы и правовые средства противодействия деструктивным инфор -мационным воздействиям в сети интернет // Менеджмент XXI века: социально-экономическая трансформация в условиях неопределенности. Сборник научных статей по материалам XVIII Международной научно-практиче -ской конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 312-322.
5. Кучмезов Р. А. Синергетический эффект глобализации и его проявление в радикализации молодежи // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 60-63.
6. Подольный Н. А. Факторы радикализации молодежи и средства упреждения ее криминализации // Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 9. № 2 (34). С. 5-14.
7. Таков А. З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Образование и право. 2021. № 6. С. 336-340.
8. Хачидогов Р. А. Профилактика деструктивного влияния терроризма и экстремизма на современную молодежь // Лучшая педагогическая работа 2021. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 57-60.
9. Щербовских С. А. Протестная активность и радикализация молодежи как угроза проявлений терроризма и экстремизма // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2021. № 2. С. 12-14.
References_
1. Abazov A. B. Preventive measures to counteract radicalism and extremism in the youth environment. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 5. pp. 168-171.
2. Abazov A. B. Interaction of internal affairs bodies of the Russian Federation and local self-government in countering extremism and terrorism. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 3. pp. 75-79.
3. Abdulaeva E. S., Khaskhanova F. A., Labazanov I. L. Analysis of the causes of radicalization of youth: threat factors. Modern fundamental and applied research. 2018. No. 1 (28). pp. 16-18.
4. Dolmatov A.V., Dolmatova L. A. Problems and legal means of countering destructive information influences on the Internet. Management of the XXI century: socio-economic transformation in conditions of uncertainty. Collection of scientific articles based on the materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg,
2020. pp. 312-322.
5. Kuchmezov R. A. The synergetic effect of globalization and its manifestation in the radicalization of youth. Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 3. pp. 60-63.
6. Podolny N. A. Factors of radicalization of youth and means of preventing its criminalization. Nauka. Society. State.
2021. Vol. 9. No. 2 (34). pp. 5-14.
7. Such is A. Z. The Internet as a factor in the spread of extremism among young people. Education and Law. 2021. No. 6. pp. 336-340.
8. Khachidogov R. A. Prevention of the destructive influence of terrorism and extremism on modern youth. The best pedagogical work 2021. Collection of articles of the International Research Competition. Penza, 2021. pp. 57-60.
9. Shcherbovskikh S. A. Protest activity and radicalization of youth as a threat of manifestations of terrorism and extremism. International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. 2021. No. 2. pp. 12-14.