юттиЕИИиииияидввиииг
DOI 10.47576/2712-7516_2021_5_2_168 УДК 343.3:343.85
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАДИКАЛИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Абазов Андемиркан Борисович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru
В статье анализируются детерминанты молодежного радикализма и экстремизма. Отмечается, что основной детерминантой является глобализация, а наиболее уязвимой социальной группой перед идеологией экстремизма оказалась молодежь. Выделяются социально-психологические факторы молодежного экстремизма. Указывается, что оппозиционность молодежи существующему жизненному укладу создает предпосылки для формирования угрозы безопасности общества и государства. Делается акцент на необходимости со стороны государственных органов осуществления профилактических мероприятий и противодействия молодежному радикализму и экстремизму.
Ключевые слова: радикализм; экстремизм; угроза; безопасность; профилактика; противодействие; молодежь.
UDC 343.3:343.85
PREVENTIVE MEASURES TO COUNTER RADICALISM AND EXTREMISM AMONG YOUTH
Abazov Andemirkan Borisovich,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru
The article analyzes the determinants of youth radicalism and extremism. It is noted that the main determinant is globalization, and the most vulnerable social group in front of the ideology of extremism is the youth. The socio-psychological factors of youth extremism are highlighted. It is indicated that the opposition of young people to the existing way of life creates the preconditions for the formation of a threat to the security of society and the state. Emphasis is placed on the need on the part of state bodies to implement preventive measures and counter youth radicalism and extremism.
Keywords: radicalism; extremism; a threat; security; prevention; opposition; young people.
Современный этап общественного развития следует характеризовать возросшей угрозой радикализма и экстремизма, которые превратились в одну из самых опасных проблем XXI в. Основным детерминантом, обусловившим данные явления, выступила глобализация, которая поставила под угрозу существовавшее ранее культурное своеобразие. И наиболее уязвимой социальной группой, подверженной указанным идеологиям оказалась молодежь, которую можно легко увлечь всем новым. Однако в то же время молодежь оказалась не готова к монохромному однообразию. Особенность молодежи состоит в культурном и субкультурном многообразии, где они могут самовыражаться, проявлять свои индивидуальные особенности и переживать процессы взросления. Причем данные процессы не всегда протекают без изъянов, и молодежь подвергается в отдельных случаях негативному влиянию, причиняющему вред их развитию. Таким образом, дефекты социализации обусловливают радикализацию и экстремизацию молодежной среды. Отсюда обусловливается необходимость осуществления правоохранительными структурами решительной борьбы с любыми проявлениями ксенофобии, национализма, религиозной вражды.
Сегодня экстремизм в молодежной среде угрожает будущему нашего государства. Молодежь, как известно, является ресурсом национальной безопасности и гарантом поступательного развития общества и социальных преобразований, а ввиду ее способности к быстрой адаптации детерминируется возможность ее активного воздействия на позитивные изменения в обществе. Нельзя также отрицать очевидное: основную массу и самыми многочисленными участниками при проведении акций протеста, шествий, собраний, демонстраций, в том числе проводимых незаконно, составляет молодежная аудитория. Являясь наиболее восприимчивой к радикально-националистическим и ксенофобским идеям социальной группой, современная молодежь относится довольно либерально к контенту, транслируемому некоторыми средствами массовой информации и другими источниками, содержащему призывы к проявлению радикализма, экстремистской деятельности, национализму, расовой и религиозной нетерпимости и со-
вершению противоправных действий на указанных основаниях. Кроме того, активное использование возможностей глобального информационного пространства позволяет распространять подобные материалы на неограниченно большой круг его пользователей, а вместе с тем координировать совместные действия экстремистских группировок и их главарей при планировании экстремистских мероприятий для выработки тактики поведения участников и исполнителей [6; 8; 10]. Соответственно, молодежь со свойственными ей максимализмом, нигилизмом, отсутствием конструктивной гражданской позиции и возможностью открыто выражать националистические взгляды, подвержена к трансформированию ксенофобских взглядов в агрессивные проявления на почве расистского насилия. Отсюда актуализируется необходимость знания причин, обусловивших указанные проявления с целью предупреждения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.
Так, на основании изложенного можно заключить, что радикализм выражается в крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям в социально-политической сфере, в результате чего основной его направленностью выступает решительное изменение существующих институтов общества.
Многими исследователями радикализм и экстремизм употребляются как синонимы [4; 8]. Однако следует акцентировать, что данные понятия имеют определенные различия, состоящие в определении радикализма в качестве идеи и методов ее реализации, а экстремизма - в качестве методов и средств борьбы, выражающихся в действиях.
Основу радикализма составляет негативное отношение к социально-политической жизни общества и поиск оппозиционных способов выхода как единственно возможных из сложившейся ситуации. У радикализма отсутствует определенная политическая позиция, он больше детерминирует дестабилизирующую роль, которая выражается в различных формах экстремизма и терроризма. Возникновению радикальных ультралевых или ультраправых идей способствует состояние всеобщей неуверенности и нестабильности по причинам социальных диспропор-
ций и снижающегося социально-мобильного потенциала молодежи [1; 2].
Относительно молодежного экстремизма следует отметить социально-психологические факторы, которые толкают данную аудиторию в деструктивную идеологию с целью обновления форм и способов жизнедеятельности.
Таким образом, алогичность и иррациональность современной молодежи, а также ее бескомпромиссная оппозиционность существующему жизненному укладу создают предпосылки для формирования угрозы безопасности общества и государства. В подобной ситуации перед государственными институтами ставится задача по осуществлению профилактики и противодействия молодежному радикализму. Однако следует понимать, что проявление излишней жесткости может привести к озлоблению и девиантно-му поведению, что еще более усугубит радикальные настроения. А с другой стороны, про -явив излишнюю мягкость в противодействии откровенным, вызывающим и общественно резонансным нарушениям социальных норм, можно спровоцировать правонарушения и преступления экстремистской направленности [4; 8]. Отсюда мы приходим к пониманию того, что государственные управленческие структуры в целях эффективной реализации процессов социального взросления и развития молодежной аудитории должны опираться на научные знания и практический опыт. А учитывая непредсказуемость, к которой имеет склонность молодежь, необходимо упредить непродуманные социально-управленческие действия и мероприятия, которые только укрепят ее радикальность, выразителем чего выступает агрессивность и экстремальность сознания. Ведь, как известно, на полюсах экстремального сознания располагаются фанатизм и нигилизм. Агрессия же продиктована желанием молодежи продемонстрировать эпатажные, вызывающие и дерзкие поступки.
Не может оставаться в стороне также и общество, которое должно вмешиваться в схему развития молодежного экстремизма посредством не только его предотвращения, но и пресечения перехода в активную фазу. В целом же задача общества состоит в оказании возможного влияния на формирование мировоззрения у молодых людей [4; 6].
Ввиду того что молодежь более подвержена экстремистским проявлениям, нежели представители среднего и старшего поколения, происходит приверженность к крайним взглядам в социально-политической сфере по следующим причинам: недостаток необходимых знаний, маргинальный неустойчивый статус, отсутствие места во взрослой жизни, желание выделиться и самоутвердиться, максимализм, лабильное сознание, некритичность мышления, неспособность к компромиссам. Указанные причины должны учитываться при организации взаимодействия государства с радикально настроенной молодежью.
Принимая во внимание особенности факторов и процессов, детерминирующих радикализм и одну из форм его проявления экстремизм в молодежной среде, становится понятным, почему именно эта социально-демографическая группа выступает наиболее благоприятной аудиторией для насаждения идей, присущих указанным идеологиям. Экстремизм, выражаясь в проявлении крайних взглядов, таким же образом находит свое определение в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», где также говорится о методах и средствах, ставящих под угрозу права и свободы граждан, а также существующий в обществе и государстве правопорядок. Отсюда экстремизм следует квалифицировать в качестве одного из видов радикализма, основу которого составляет повышенная общественная опасность, мерой защиты от которой выступает специально принятое законодательство.
Таким образом, обобщая детерминанты молодежного радикализма и экстремизма, следует учесть, что их профилактика является предупреждением их проявлений. При этом следует принимать во внимание, что разрастанию данного феномена способствовала глобализация, которая упразднила существовавшее ранее культурное своеобразие, что не было принято позитивно молодежной аудиторией. По этой причине со стороны государственных управленческих структур пристальное внимание должно уделяться молодежным сообществам и субкультурам, где радикализм находит наибольшее распространение и популярность. Также необходимо выявить виды радикализма, явля-
ющиеся предшественниками экстремизма, так как отдельные идеи в своем развитии решительно становятся экстремистскими, куда массово вовлекается молодежь. Лучшим средством противодействия такому вовлечению выступает развенчание этих идей. В целом же знание степени радикализации молодежи выступит лучшей профилактикой экстремизма. Сегодня мы можем наблюдать,
что профилактика экстремизма в молодежной среде ограничивается проведением формальных мероприятий, которые не приносят никакого эффекта. К решению данной проблемы следует подходить комплексно, используя весь имеющийся потенциал у государства, государственных институтов и гражданского общества.
Список литературы_
1. Абазов, А. Б. Задачи правоохранительных органов по предупреждению межнациональных и межрелигиоз -ных конфликтов / А. Б. Абазов // Закон и право. - 2018. - № 2. - С. 49-51.
2. Абазов, А. Б. Радикализация молодежи: к вопросу о роли органов местного самоуправления в организации мер противодействия / А. Б. Абазов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 2. - С. 48-51.
3. Гедугошев, Р. Р. Концептуальные основы, детерминирующие экстремистскую среду и терроризм в условиях глобализации / Р. Р. Гедугошев // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 4. - С. 104-107.
4. Журтов, А. Б. Экстремизм: понятие, социально-экономические, политические и исторические причины явления, тенденции его развития / А. Б. Журтов, М. Х. Ордоков // Евразийский юридический журнал. - 2020. -№ 4 (143). - С. 398-399.
5. Карданов, А. Р. Мотивационные факторы распространения идеологии терроризма и экстремизма в глобальном медиапространстве / А. Р. Карданов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. -№ 4. - С. 59-62.
6. Магомедов, М. Н. О способах противодействия молодежному экстремизму / М. Н. Магомедов, Ю. Г Бозие-ва // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 1. - С. 146-147.
7. Настуев, Э. Б. Совокупность мер противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма среди молодежи / Э. Б. Настуев // Пробелы в российском законодательстве. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 117-120.
8. Таков, А. З. Молодежный экстремизм: факторы возникновения и меры противодействия / А. З. Таков // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 2. - № 3. - С. 87-91.
9. Хачидогов, Р. А. Уголовно-правовая ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в Российской Федерации / Р. А. Хачидогов // Пробелы в российском законодательстве. -2021. - Т. 14. - № 4. - С. 45-48.
References_
1. Abazov A.B. Zadachi pravooxranitel'ny'x organov po preduprezhdeniyu mezhnacional'ny'x i mezhreligiozny'x konfliktov. Zakon i pravo. 2018. № 2. S. 49-51.
2. Abazov A.B. Radikalizaciya molodezhi: k voprosu o roli organov mestnogo samoupravleniya v organizacii mer protivodejstviya. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 2. S. 48-51.
3. Gedugoshev R.R. Konceptual'ny'e osnovy', determiniruyushhie e'kstremistskuyu sredu i terrorizm v usloviyax globalizacii. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 104-107.
4. Zhurtov A.B., Ordokov M.X. E'kstremizm: ponyatie, social'no-e'konomicheskie, politicheskie i istoricheskie prichiny' yavleniya, tendencii ego razvitiya. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2020. № 4 (143). S. 398-399.
5. Kardanov A.R. Motivacionny'e faktory' rasprostraneniya ideologii terrorizma i e'kstremizma v global'nom mediaprostranstve. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 59-62.
6. Magomedov M.N., Bozieva Yu.G. O sposobax protivodejstviya molodezhnomu e'kstremizmu. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry'. 2021. № 1. S. 146-147.
7. Nastuev E'.B. Sovokupnost' mer protivodejstviya rasprostraneniyu ideologii religioznogo e'kstremizma sredi molodezhi. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2020. T. 13. № 4. S. 117-120.
8. Takov A.Z. Zhurnalprikladnyxissledovanij. 2021. T. 2. № 3. S. 87-91.
9. Xachidogov R.A. Ugolovno-pravovaya otvetstvennost' za publichny'e prizy'vy' k osushhestvleniyu e'kstremistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii. Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 45-48.